СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………….…………..3

Глава I       Современное состояние вопросов по литературным данным

           I.1.   Психологическая подготовка лыжников, ее задачи и виды………………………………………………………………………………..4

           I.2.   Проблема психических состояний лыжников, их виды, характеристика и особенности…………………………………………………..7

           I.3. Факторы,  лежащие в основе формирования и протекания психических состояний………………………………………………………….13

           I.4. Взаимосвязь и взаимозависимость предстартовых состояний………………………………………………………………………....18

Глава II       Задачи, методы и организация исследования

           II.1.   Задачи исследования………………………………………………21

           II.2.   Методы исследования……………………………………………..21

           II.3.   Организация исследования………………………………………..29

Глава Ш      Результаты исследования и их обсуждение

           Ш.1.  Временная динамика предстартовых состояний ………………..30

           Ш.2. Взаимосвязь предстартовых состояний и результатов выступления в соревнованиях………………………………………………….36

Глава IV.      Выводы…………………………………………………………….38

Глава V.       Литература………………………..………………………………..39









Введение

 В последнее время особое значение уделяется психологи­ческой подготовке спортсменов. Она интересует многих тренеров, физиологов и психологов спорта на протяжении относительно длительного времени /25; 19; 2; 12; 24; 21; 15/.

 Психологическая  подготовка к соревнованиям является сейчас одной из актуальнейших проблем, подготовки наших спортсменов  и команд. Решение данной проблемы имеет, прежде всего, практическое, прикладное значение, связанное с обеспечением всесторонней подготовленности спортсменов к борьбе на современном уровне за мировые первенства и рекорды, за победы на Олимпийских играх.

 Научными исследованиями /19; 21; 16; 3; 13; 6/ доказано, что психические состояния спортсменов влияют на результаты выступ­лений в соревнованиях.

 На практике тренерами применяются методики для определения психических состояний спортсменов перед стартом. Они помогают тренерам:

- в управлении тренировочным процессом;

- в психологической подготовке спортсменов к соревнованиям;

- помогают определить тренированность спортсмена и готовность к соревнованию;

- помогают в многоэтапных соревнованиях правильно расставить спортсменов по их подготовленности;

- дают возможность тренеру психологически правильно подготовить спортсмена к старту.

 Эти методики постоянно усовершенствуются появляются новые, требуют от тренера принятие не ординарных решений.

            Цель нашей курсовой работы - проследить временную динамику предстартовых состояний; влияние психических состояний спортсменов на результаты выступлений.


Глава I       Современное состояние вопросов по литературным данным.

I.1.   Психологическая подготовка лыжников, ее задачи и виды.


 Психологическая подготовка лыжников представляет собой процесс создания, поддержания и восстановления состояния психи­ческой готовности спортсмена к выступлению в соревновании, к борьбе за достижение наилучшего результата / 19 /.

Психологическая подготовка - вид формирования личности, цель ко­торого выявление индивидуальных психологических особенностей и развитие способностей к определенной деятельности, формирование ее мотивации. Психологическая подготовка - неотъемлемая часть управления деятельностью личности и коллектива, при выполнении ее в экстремальных условиях / 17 /.

Основная задача психологической подготовки - преодолеть нежела­тельные отношения спортсмена к соревнованию. Вопросы психологической подготовки затрагиваются в той или иной форме: в психолого- педагогических исследованиях, в спортивной печати, в отчетах о крупных соревнованиях, в методических и научно-популярных статьях /21;7;13;24/. Эти вопросы нашили прямое или косвенное отражение на I Международном конгрессе по психологии   спорта, в докладах П. А. Рудика и А.Ц.Пуни (СНГ), М. Е. Герон (Болгария), Эпурана (Румыния) и других.

 Психологическая подготовка к соревнованию - проблема психологическая и педагогическая. Психологической она является потому, что здесь речь идет о создании в процессе спортивной тренировки на основе технической, фактической, физической, волевой подготовкой - психической готовности спортсмена в каждом конкретном соревнова­нии. Педагогическим аспектом проблемы является изыскание путей ж средств обеспечения психической готовности к соревнованию в процессе обучения и воспитания спортсменов. Изучение этих вопро­сов относится уже к области теории и методики спортивной трени­ровки.

 Формирование состояния психической готовности к соревнованию представляет собой процесс, который направлен на организацию сознания и действий спортсмена, исходя из предполагаемых условий соревнования.

 Направленная организация сознания спортсмена заключается создании такого отражения предполагаемых условий предстоящего соревнования, которое вызвало бы положительное отношение к выступлению в соревновании. Пользуясь известной формулой, почти одновременно введенной в психологию спорта Л. В. Юрасовым и   А. Е. Егоровым, его можно было бы выразить следующими словами: должен-могу-хочу, которые характеризуют рациональную, моральную и эмоциональную базу, сформированного        отношения          к        предстоящему соревнованию, соответствующего состоянию полной психической готов­ности, которое и создается в процессе направленной организации сознания спортсмена.

 Существует общая и специальная психологическая подготовка к соревнованиям. Общая психологическая подготовка решает учебно-воспитательные и образовательные задачи спортивной тренировки, задачи адаптации спортсменов к экстремальным условиям соревнова­тельной деятельности. Она включает также совершенствование умений управлять собой, развитие стремления к достижению лучшего результа­та в этих условиях.

 Специальная психологическая подготовка входит составной частью в формирование целостной готовности спортсмена к участию в каждом соревновании, но направлена конкретно на создание у него состояния психической готовности /19; 20/.

Из оказанного выше делаем вывод, что психологическая подготов­ка должна быть направлена прежде всего на развитие у спортсмена способности проявлять свои волевые качества, владеть собой, своими чувствами, переживаниями, способностями отвлекаться от всех посто­ронних раздражителей. Все это должно обеспечивать благоприятную ситуацию для проявления максимальных усилий без нарушения коорди­нации и динамики движений. В процессе спортивной подготовки необ­ходимо психологически готовить спортсмена к борьбе не только о равными, но и более сильными соперниками. Спортсмен должен уметь вести борьбу на различных уровнях напряженности, быть способным переключаться. В определенный момент нужно уметь совсем выключаться из борьбы, расслабляться, давать покой нервной системе, мышцам, обеспечивая тем самым хотя бы кратковременный, но полный психо­логический отдых.

1.2. Проблема психических состояний лыжников, их виды, характеристика и особенности.

 Исследование вопроса о психических состояниях личности рассмотрено в работах Левитова Н.Д. /10;11/, Мястцева В.Н., в которых среди различных сторон психической жизни выделено психи­ческое состояние, как особая категория.

 В монографии "О психических состояниях человека" сделана попытка дать систематическое изложение материала. Психическое состояние спортсменов изучалось в работах: А.Ц.Пуни, О.А. Черниковой В.В.Васильевой, Я.Б. Лехтмана и других. 

 Вместе с тем следует отметить, что проблема психических состояний новая и мало исследована, не нашла еще решения во всех деталях, кроме того имеются и дискуссионные моменты в понимании сущности данной психологической категории. Ее первостепенная зна­чимость в системе психологии общепризнанна. Психическое состояние можно определить, как реакцию функциональных систем организма на внешние и внутренние воздействия, направленные на сохранение целостности организма и обеспечение его жизнедеятельности в конкретных условиях обитания; как психическую деятельность за определенный период времени характеризующуюся своеобразием психических процес­сов и поведения в зависимости      от          отражаемых        предметов, явлений действительности, предшествующего психического состояния и психи­ческих свойств личности /10; 8/. Из данного определения следует, что психическое состояние - синдром, т.е. некоторое единство пси­хических процессов.

 Психика - это особое свойство, функция мозга, заключающаяся в отраже­нии объективной действительности / 17/.

 Содержание психики зависит не только от объективных условий жизни, но и во многом определяется присущими данному человеку психическими свойствами: наблюдательностью, особенностью памяти и мышления, эмоциональностью, волевыми качествами, интересами и другими чертами личности. Будучи обусловлена объективной действительностью, психика играет важную роль в ориентации человека в окружающей среде, в его действиях и поступках. Она формируется на основе практики и в процессе деятельности, и поэтому действие человека и его поведения тем сознательнее, чем они опосредованы возникновением бытия, сущности предстоящей деятельности.

Как и во всякой практической и сознательной деятельности успех лыжника-гонщика в условиях соревновательной борьбы во многом зависит от психики спортсмена, его сознания, ума, чувств и воли, способностей, интересов, стремлений, характера. /7/

 В сложный комплекс психологических особенностей предстартовых состояний входят и определенные проявления: со стороны общей неправ данности сознания спортсмена. Это выражается:

-  в содержании мыслей, направленности внимания, в особенностях восприятий и представлений;

-  в определенных эмоционально-волевых проявлениях спортсмена, в его эмоциональном возбуждении или, напротив, подавленном, угнетен­ном состоянии, в его решимости, уверенности, боязни, робости;

- в морально-волевой готовности к соревнованию. Это характеризуется осознанием ответственности, целеустремленности действий, верой в  успех, волей к победе.

Психологическому исследованию предстартовых состояний посвящен

рад научных работ. В 1957 году была опубликована научная работа О.А. Черниковой "Стартовая лихорадка". В 1949 году опубликованы результаты исследования А.Ц.Пуни, полученные на 400 спортсменах различной квалификации.

Этот эксперимент позволил еще более дифферинцироватъ психологические особенности предстартовых состояний. В этой работе дается характеристика трех основных видов этих состояний: состояние боевой готовности, апатии и перевозбуждения или стартовой лихорадки.

 За последние 4-5 лет опубликован еще ряд исследований о пред­стартовых состояниях: В. В. Василъевой, Т. М. Двали, Е. Геновой, Г. М. Гага евой, А. А. Лалаяна.

Предстартовые состояния переживаются очень разнообразно. Психоло­гический анализ этих состояний показывает, что они всегда включают вменения, как в эмоциональных процессах, так и в психологических. В предстартовом состоянии происходят самые разные перестройки в различных функциональных системах организма: учащается и углубляется дыхание, учащается и усиливается сокращение сердца растет сердечный выброс, повышается АД, повышается температура и т.д. / 23/.

 Важнейшую роль играют эмоциональные реакции, их называют специальными спортивными эмоциями. Эмоции - особая форма психического отражения, проявляющаяся как в субъективных, так и в физических реакциях /24,17/.

 От интенсивности предстартовых реакций во многом зависит     успех спортсменов на соревнованиях. Предстартовое состояние определенным образом влияет на спортивные результаты.

Характерными предстартовыми эмоциями в состоянии "боевой готовности" являются: бодрое настроение, чувство твердой уверен­ности в своих силах, в успехе, некотором эмоциональном возбужде­нии, которое не покидает спортсмена до начала спортивного действия. Для состояния перевозбуждения или так называемой "стартовой лихорадки", характерна эмоциональная неустойчивость, порой наблю­даются эффективные проявления. Спортсмен сильно волнуется, беспокоится, не может найти себе места, переживает чувство неуверенности, страха, которые могут сменяться повышенной оживленностью, суетли­востью, нервозностью. Перевозбуждение          переживается      обычно      как неприятное, тягостное, напряженное состояние, при котором трудно конт­ролировать себя и управлять своими действиями. В состоянии "стартовой лихорадки" спортсмен проявляет суетливость излишнюю торопливость в движениях и действиях. Они становятся не­целесообразными - не закончив одно, берется за другое. Иногда нес­колько раз спортсмен начинает проверять одно и тоже в своем снаря­жении, на вопросы отвечает рассеяно.                                             

 Состояние апатии, угнетение выражается в пониженной эмоциональ­ной возбудимости, переживании общего подавленного настроения, безразличия к окружающему и к предстоящему выступлению. Возникает часто нежелание участвовать в соревновании. Неуверенность в своих силах переходит иногда в полную потерю веры в возможность успеха. Движения и действия спортсмена становятся вялыми, замед­ленными, его реакции затормаживаются. Он может опоздать взять старт, не сразу включиться о полной активностью в спортивное   действие.

 Все эмоциональные состояния, переживаемые спортсменами перед соревнованием или перед стартом, характеризуются прежде всего наличием активных или пассивных эмоций /24/.

 При состоянии боевой готовности, преобладают эмоции, активизирующие жизнедеятельность организма спортсмена. Это состояние более благоприятствует успеху спортсмена, состояние хорошей неспособности. Оно типично для хорошо тренированных и свидетельствует о хорошей психологической подготовке спортсмена.

 Противоположное, отрицательное влияние оказывают на работоспособность спортсменов два других типа предстартовых состояний. Оба они характеризуются пассивными, астеническими эмоциями угнетения. Они связаны с перевозбуждением и перенапряжением возбудительных и тормозных процессов нервной деятельности. Состояние апатии наступает вследствие возникновения охранительного торможения, как результат перенапряжения или перевозбуждения нервной системы. Они возникают при недостаточной тренированности и новичков, иногда и у опытных спортсменов. /9; 12; 25/.

 Наиболее важной характеристикой предстартовых состояний является уровень эмоционального возбуждения.

 Под «уровнем эмоционального возбуждения» понимается определенная сила волнения, в которой находится человек. /1/

 Динамика предстартового возбуждения – не что иное, как смена предстартовых состояний. Изменение предстартового возбуждения можно проследить по схематичному изображенному графику.

Уровни возбуждения                                          С.Л.

сверхвысокий

                                                         Б. Г.

          оптимальный


          предоптимальный




          ординарный


           пониженный                            время старта                                         С.А.

     0

           Рис.1. Изменение предстартового возбуждения

А.Ц. Пуни и О.А. Черникова

Б.Г. – боевая готовность

С.Л. – стартовая лихорадка

С.А, - стартовая апатия

             При отсутствии эмоциональных ситуаций уровень эмоционального возбуждения находится на границах определенного ординара.

   Как правило, с приближением времени старта уровень эмоционального возбуждения повышается. Предсоревнователъное эмоциональное возбуждение подготавливает организм спортсмена к предстоящей дея­тельности. В благоприятных случаях ко времени старта оно достигает определенного уровня. Это есть состояние боевой готовности (бг). Психическое состояние боевой готовности сопровождается напряженным ожиданием, общим подъемом, желанием вступить в борь­бу.

 Но точка оптимального уровня эмоционального возбуждения может  не совпасть со временем старта. Спортсмен может оказаться в состоя­нии боевой готовности за большее или меньшее время до старта. В одних случаях оно будет нарастать и может достигнуть сверх­высокого уровня- тогда у спортсмена возникает состояние старто­вой лихорадки (СЛ). Б других случаях оно может смениться состоя­нием стартовой апатии (СА), характеризующимся падением уровня эмоционального возбуждения ниже ординарного.

 Таким образом, описанная динамика эмоционального возбужде­ния показывает, что большое значение имеют факторы, лежащие в основе формирования и протекания психических состояний спортс­мена.

1.3. Факторы, лежащие в основе формирования и протекания

психических      состояний.                                                                                      

            Эмоциональные состояния спортсмена изменяются под воздейст­вием условий, в которых он выполняет свои спортивные выступления. Особенно сильные и разнообразные переживания наблюдаются у спорт­смена во время спортивных соревнований, когда происходит борьба за лучшие достижения.

Особенности чувств спортсмена, участника спортивных соревно­ваний, связаны со многими объективными внешними условиями выполняемой  деятельности, а так же субъективным отношением к ним самого спорт смена. Своеобразие и сила переживаний спортсмена связаны с тем, какие задачи поставлены перед ним и как он к ним относится. Если, например, исход данного соревнования решает важные для него вопросы, и соревнование имеет большое значение, то он переживает свою спортивную борьбу с её удачами и неудачами. В связи с этим при подготовке спортсмена к соревнованиям важно укрепить в нем ответст­венное отношение к предстоящему выступлению, раскрыв важность задачи, которая перед ним стоит, связав с перспективными целями.

 На силу чувств и их особенности влияет так же масштаб соревнования, что, конечно, связано с его задачами. Чем шире масштаб сорев­нований, тем интенсивнее чувства, переживаемые спортсменом во время спортивной борьбы.

 Чтобы у спортсмена возникли такие чувства, которые способст­вовали бы преодолению объективных трудностей, или чтобы он умел преодолевать неблагоприятные влияния пассивных чувств, необходимо, уже в процессе тренировки и подготовки к соревнованиям он возможности детальнее ознакомился с условиями и обстановкой стоящих соревнований.

 На особенности и интенсивность переживаний спортсмена влияет характер состава участников. При большом различии в силах и подготовки участников реже возникают острые моменты борьбы, а отсюда ее значительный эмоциональный подъем. Наибольшей высоты эмоциональная кривая достигает в условиях более или менее равных сил участников, когда создаются такие положения в самой борьбе, когда перевес в одну или другую сторону может возникнуть сразу, внезапно и станет решающим.В связи о этим, чтобы научиться владеть своими чувствами, спортсмен должен тренироваться в условиях встречи с равными по силе партнерами.

  На характер переживаний спортсмена оказывают большое влияние условия организации и вся обстановка соревнований. Четкость организации соревнований, хорошая постановка судейства, продуман­ный и подготовленный порядок выступлений, торжественность внешней обстановки, наличие зрителей хорошая музыка - все это вызывает эмоциональное состояние воодушевления, бодрости, приподнятого нас­троения, которые благоприятно отражаются на деятельности спортсмена. Нечеткая организация соревнований, необеспеченность порядка их проведения, может привести к возникновению нездоровых, агрессивных эмоций у участников и зрителей.

 Большое влияние на характер эмоциональных состояний оказывает тренированность спортсмена. В состоянии хорошей тренированности спортсмену свойственны активные эмоции, т.е. чувства, мобилизирующие все силы спортсмена на борьбу с трудностями.

 Если спортсмен находится в хорошей спортивной форме, "то у него преобладает повышенное, приподнятое настроение, он с радостью и бодрой готовностью приступает к выполнению своей задачи. Сила и характер эмоций, возникающих у спортсмена в различных условиях спортивных действий, безусловно, зависят от типа его нервной системы. Индивидуальные свойства нервной системы обусловлены следственными особенностями индивидуума и его жизненным опытом. Совокупность этих свойств называют типами высшей нервной деятельности.

 К числу врожденных свойств нервной системы И.П. Павлов относил силу нервных процессов, их взаимную уравновешенность и подвижность, т.е. скорость силы торможения. Сила нервных процессов является показателем работоспособности  нервных клеток и нервной системы в целом. Сильная нервная система выдерживает большую и длительную нагрузку, в то время, слабая при этих условиях "ломается".

 Подвижность - это быстрота смены одного процесса другим. Она обеспечивает приспособление к неожиданным и резким изменениям обстоятельств.

Уравновешенность - это определенный баланс процессов возбуждения и  торможения. Эти процессы могут быть уравновешенными друг с другом  по силе, а могут быть неуравновешенными /14/.

 Таким образом, своеобразная комбинация этих свойств характеризует

специфические типы нервной деятельности. Наиболее часто  встречаются четыре  типа.

  К ним следует отнести:

Первый тип  -  живой, подвижный. Его характеризуют сильные, т.е. устойчивые к внешним воздействиям подвижные и уравновешенные процессы возбуждения и торможения.

 Второй тип -  сильный, спокойный, малоподвижный. Процессы возбуждения и торможения у него отличаются от первой застойностью инертностыо.                                                                                                                                                Третий тип  - безудержный. Отличается большой силой и подвижностью нервных процессов, но процессы возбуждения у него преобладают над торможением.                                                                                                  

Четвертый тип - слабый. Для него характерны слабые процессы торможения и возбуждения, быстрая утомляемость и истощаемость нервной системы.

  Целенаправленные воздействия на типологические свойства нервной системы способствуют их улучшению. Подвижность нервных процессов повышается при воздействии быстро меняющихся раздражителей, на каждый из которых необходима новая форма двигательного ответа. Длительно действующие раздражители повышают силу нервного  процесса. Специальные упражнения могут улучшить способность дифференцировать раздражители и повышают возбудимость нервных цент­ров у подростков. /14/

 Тренируемостъ типологических свойств нервной системы носит ограниченный характер. Поэтому нужно не столько переделывать тип, сколько целенаправленно воздействовать на повышение уже имеющихся возможностей человека в его основной деятельности. В воспитании типа нервной деятельности у человека важная роль принадлежит социальным факторам. Под воздействием мер воспитательного характера безудержный генотип внешне проявляет себя как уравновешенный. Сознательный контроль за собственными действиями позволяет сдерживать импульсивные побуждения, связанные с неуравновешенностью нервных процессов, при преобладании процесса возбуждения побуждать активность при преобладании тормозных процессов.

 Характер внешних воздействий воспитателя предопределяет взаимоотношения человека со средой. Однако, сравнительно легко перестраивая психическую сторону деятельности человека, воспи­татель оказывается ограниченным в средствах воздействия на ее физиологическую основу - высшую нервную деятельность и ее типо­логические особенности.

 На психическое состояние спортсменов также влияют свойства темперамента. Темперамент определяет характер, динамику деятельности. Люди с различными свойствами темперамента приходят к одному и   тому же результату своеобразным путем, порой с разной степенью затраты времени, сил и энергии / 3/.

 Как отмечают исследователи В. К. Мерлин, И. П. Павлов, В. А. Вяткин под темпераментом, следует понимать индивидуально-своеобразные свойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека, которые одинаково проявляются в разнообразной деятельности вести независимо от ее содержания, целей, мотивов и остаются почти неизменными в процессе жизни /24; 3/.

Природные особенности человека, в частности спортсмена, имеют существенное значение, однако не предопределяют возможности форми­рования личности и достижения ею успехов в различных сферах деятельности. От свойств общего типа нервной системы и темперамента зависит своеобразие формирования и проявления других свойств личности. Как пишет В. С. Мерлин, человек выбирает как у него воспитывают систему приемов и способов выполнения действий, при помощи, которой он наилучшим образом использует свойства темперамента, играющие положительную роль в данной ситуации, и преодолевает влияние свойств, действующих отрицательно. Так вырабатывается типологически обусловленный индивидуальный стиль деятельности (Е.А.Климов), позволяющий людям, в частности спортсменам, с разными природными особенностями и различным психологическим складом достигать равно высоких результатов в одних и тех же и разных сферах деятельности. Основанием этому служат взаимокомпенсаторные и функциональные отношения между различными психическими процессами, свойствами и состояниями деятельной личности.

Таким образом, формирование деятельной личности в физи­ческом воспитании и спорте представляет собой единый процесс создания психического склада, определения индивидуального стиля деятельности и овладения им. (Об этом свидетельствуют специальные исследования.)

Из сказанного выше делаем вывод, что на формирование и протекание психических состояний спортсменов оказывают влияние такие факторы, как:  -  задачи, поставленные перед соревнованием;

1) - масштаб соревнований;  2) - характер состава участников;  3) - организация и проведение соревнований; 4) - тренированность спортсмена;

5) - мотив выступления в соревнованиях; 6) - тип нервной системы;

7) - тип темперамента.

1. 4. Взаимосвязь и взаимозависимость предстартовых   состояний и результатов.

           От интенсивности предстартовых реакций во многом зависит успех спортсменов на соревновании. Предстартовое состояние определенным образом влияет на спортивные результаты. Существует мнение, что  оптимальная степень возбуждения способствует хорошему выступлению. Однако, если возбуждение принимает форму «стартовой лихорадки», то действие его оказывается отрицательным. Положительное или отрицательное влияние предстартового состояния на спортивные результаты зависит от степени возбуждения нервной системы спортсмена. Стоимость предстартовых состояний и результатов выступлений на соревнованиях было доказано учеными /19; 16; 22;3;13;6/.

          Л. Д. Гиссен провел исследование на комплексное влияние мотивационных факторов тревожности и психических состояний спортсменов на эффективность деятельности в экстремальных условиях. Для этого были  проанализированы:

           1)  Стабильность результатов выступлений (по судейским протоколам);

           2) Результативность деятельности (по судейским протоколам результатам соревнований);

           3) Выраженность тенденции к тревожности (по результатам психомоторного метода);

          4)     Степень эмоционального возбуждения в экстремальной ситуации.

           Результативность деятельности оказалась самой высокой в группе спортсменов со средней степенью тревожности. В этой же группе самая высокая стабильность результатов. По сравнению с эффективностью деятельности спортсменов этой группы, менее результативными оказались как спортсмены группы с высокой тревожностью, так и спортсмены группы  с низкой тревожностью. Повышение и понижение степени тревожности, по сравнению с ее средним уровнем, приводит к снижению результатов деятельности в экстремальных условиях.

           Изучая группу спортсменов (105 человек) Ю. Н. Лысенко пришел к выводу, что для успеха в соревнованиях активные состояния должны преобладать над пассивными, тревожно-оборонительными тенденциями. При благоприятном соотношении степени тревожности и состояния активности спортсменов, поддерживается оптимальный уровень колебаний эмоциональных показателей, что и обеспечивает успешность деятельности.

               Полученные во время исследования данные показывают, какой степени достигает изменения состояния спортсменов, у которых преобладают тревожные тенденции. Это проявляется и в вегетативной, и в эмоциональной, и в двигательной сферах. Таким образом, это находит свое выражение в результатах выступлений на соревнованиях.

            Анализ выступлений, проведенный Ю.Н. Лысенко и Л. Д. Гиссеным, дает возможность утверждать, что при мотивации, в которой преобладает тенденции избежать неуспеха и при высокой тревожности, результативность деятельности таких спортсменов, находится под отрицательным влиянием. Преодолеть его позволяет большое напряжение внутренних компенсаторных механизмов /6; 13/.

           Исследования, проводимые Б.А. Вяткиным, позволили ответить на ряд вопросов:

          - в какой степени свойства типа нервной системы и темперамента влияют на успех деятельности спортсменов в условиях соревновательного стресса?

         - Каков характер и направления их влияния?

           В одном из этих исследований изучалось влияние стресса в связи с индивидуальными различиями свойств темперамента – тревожностью,  эмоциональной возбудимостью, эмоциональной устойчивостью и другими. Для этого сравнивались результаты контрольной тренировки за три-два дня до соревнований, с результатами, показанными на ответственных соревнованиях. Одновременно фиксировались показатели силы мотивации и уровня нервно-психологического напряжения.

          В результаты факторного анализа выделились два фактора.

          В первый фактор вошли данные свойств темперамента, силы мотивации и результаты спортсменов в соревновании. Таким образом, при малой активности мотивации, при низком уровне стресса, спортсмены тревожные, эмоционально возбудимые, показывают высокие результаты.

         Во второй фактор вошли показатели эмоциональной возбудимости, активной мотивации, стресса и ухудшения результатов спортсмена в соревнованиях. Это значит, что высокая эмоциональная возбудимость при высоком  уровне стресса отрицательно влияет на уровень достижений спортсменов  и ухудшает их тренировочные результаты. Прямое сравнение результатов соревнований с результатами тренировок показывает, что ухудшение или улучшение соревновательной деятельности при одинаковом уровне стресса обусловлено индивидуальными различиями в свойствах темперамента.

            Таким образом, своими исследованиями Б.А. Вяткин доказал, что спортсмены тревожные, эмоционально-возбудимые ухудшают результаты контрольной тренировки,  а спортсмены с противоположным темпераментом         эти результаты не ухудшают /3/.

            При анализе экспериментов, проведенных учеными Б.А. Вяткиным, Л.Д. Гиссеным, Ю.Н. Лысенко прослеживается взаимосвязь и взаимозависимость успеха в деятельности спортсменов от свойств темперамента и особенностей психических состояний.








Глава II. Задачи, методы и организация исследования.

II.1. Задачи исследования.

- Обобщить данные литературы по вопросам психических состояний, их влияний на успешность деятельности лыжников-гонщиков в со­ревнованиях.

- Изучить влияние вида предстартовых состояний лыжников-гонщи­ков на успешность их деятельности в соревнованиях.

II.2.  Методы исследования.

1.   Анализ литературы по проблемам исследования.

2.   Психолого-педагогическое тестирование, которое включало:

а)     шкалу Спилбергера;

б)     шкалу Дк.Тейлора;

в)     методику САН.

III. Анкетирование.

Анализ литературы был проведен с целью изучения состояния вопроса о психологическом контроле на лыжных гонках. Всего было проанализировано 25 источников. Анализируя литературные источни­ки по проблемам исследования предстартового состояния спортсме­нов, и видно, что спортсмены со средней степенью тревожности по­казывают высокие результаты, это подтверждается в наших иссле­дованиях.

 Психологическое тестирование проводилось в феврале месяце по известным методикам определения свойств тревожности (шкала   Дк. Тейлора, шкала самооценки Спилбергера, методика САН ). За два часа до старта снимались данные пульса за 15 секунд.

 Суть данного метода заключалась в том, что мы наблюдали за проявлением данных состояний в соревновательный период. Суждение о степени выраженности каждого состояния производилось путем суммирования оценок по всем показателям на основании которых было получено среднее арифметическое. Оценивались три состояния:

- уровень личной тревожности;

- оценка эмоциональных состояний (самочувствия, активности и настроения );

-  уровень эмоционального возбуждения.

Результаты выступлений протоколировались после каждого дня.

1) Оценка уровня личностной тревожности. Тревожность определяет индивидуальную чувствительность спортсмена к соревновательному стрессу. Как черта личности она характеризует в той или иной сте­пени склонность испытывать в большинстве ситуаций опасение, страх. Тревожность спортсмена связана с ожиданием социальных последствий его успеха или неудачи. Тревожность измеряется и как состояние. В частности, опросник Спилбергера состоит из двух подшкал: намерение тревожности и как свойства личности, и как эмоционально­го состояния.

 Личностная шкала самооценки Спилбергера включает 20 вопросов. Подсчет количества баллов производится следующим образом. Из суммы ответов на вопросы 2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20 вычитается сумма ответов на вопросы 1,6,7,10,13,16,19. К полу­ченной разности прибавляется цифра 33. Суммарный показатель по шкале Спилбергера показывает:

- до 30 баллов - низкий уровень тревожности;

- от 30 до 45 баллов - средний уровень тревожности;

- свыше 45 баллов - высокий уровень тревожности. /анкета 3/

П. Шкала Дж.Тейлора, построенная на основе Миннесотского много­профильного опросника, получила широкое распространение среди психологов-экспериментаторов, для оценки общего уровня тревожности, опасения (страха). Эта шкала может применяться до и после соревнований. Её следует применять вместе с другими методиками (например, совместно с определением типологических свойств).

Тест Дж. Тейлор состоит из 50 ответов. / анкета 1 / Каждый ответ, совпадающий с ключом оценивается в 1 балл. При неопределенном ответе ставится 0,5 балла. Показатели  рантируются следующим образом:

- от 0 до 6 баллов -малая тревожность; 

-  от 20 и выше - высокая;

-  от 6 до 20 баллов - средняя тревожность  тревожность.

Спортсменам с высокой личностной тревожностью следует уделять особое внимание, особенно при подготовке к ответственным соревнованиям.

2) Оценка эмоциональных состояний. Измерение эмоциональных состояний проводится по трем основным аспектам – эмоциональному, физиологическому и поведенческому, а не по их взаимосвязи. Для спортивной практики наиболее ценным является изучение взаимосвязи эмоциональных реакций и эффективности тренировки и соревновательной деятельности.

Для измерения эмоциональных состояний в период интенсивной физической и психической нагрузки используется методика САН, разработанная сотрудниками Ленинградской военно-медицинской академии. /анкета 2 /

Подсчет анкеты, заполненной согласно инструкции, проводится следующим образом. Каждая буква в названии анкеты обозначает определенное состояние человека: С - самочувствие; А- активность, Н - настроение.

Букве " С " соответствуют следующие пары слов - 1,2,7,8,13,14, т.д. т.е. через каждые две пары на третью.

Букве  " А "  -  3,4,9,10,15,16, и.т.д. т.е. через тот же интервал.

Букве " Н " - 5,6,11,12,17 ,18 и т.д.

Приведенные пары составляют в сумме оценку каждого состояния. В конце для переведения данных в общепринятую девятибалльную шкалу, полученные суммарные результаты необходимо разделить на 10 (по числу вопросов о каждом состоянии).

IV. Пульс -  за 15 сек.





Анкета 1

Показатель тревожности

№№ п.п.       Предложение                                                                     Ответ

1.    Обычно я спокоен и вывести меня из себя невозможно            нет

2. Моли нервы расстроены не больше, чем у других людей            нет

3. У меня редко бывают запоры                                                          нет

4. У меня редко бывают головные боли                                             нет

5. Я редко устаю                                                                                    нет

6. Я почти всегда чувствую себя вполне счастливым                       нет

7. Я уверен в себе                                                                                  нет

8. Практически я никогда не краснею                                                 нет

9. По сравнению с моими  друзьями я считаю себя смелым

человеком  …………………………………………………………….нет

10. Я краснею не чаще, чем другие                                                     нет

11. У меня редко бывает сердцебиение и отдышка                           нет

12. Обычно мои руки и ноги достаточно теплые                               нет

13. Я застенчив не более чем другие                                                   нет

14. Мне не хватает уверенности в себе                                                да                        

15. Порой  мне кажется, что я ни на что не способен                      да

16. У меня бывают периоды такого беспокойства, что я

не могу усидеть на месте                                                                      да

18. Мой желудок сильно беспокоит меня                                           да

19. Я хотел бы быть таким же счастливым как и другие                  да 

20. Мне порой, кажется, что передо мной нагромождены

такие трудности, которые мне не преодолеть                                    да

21. Мне нередко снятся кошмарные сны                                            да

22. Я замечаю, что мои руки начинают дрожать, когда

я пытаюсь что-нибудь сделать                                                             да

№№ п.п.       Предложение                                                                   Ответ


23. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон               да

24. Меня весьма тревожат возможные неудачи                                  да

25. Мне приходилось испытывать страх в тех случаях, когда я точно знал,  

что мне ничего не угрожает                                                                  да

26. Мне трудно сосредоточиться на каком-нибудь задании              да

27. Я работаю с большим напряжением                                              да

28. Я легко прихожу в замешательство                                               да

29. Почти все время я испытываю тревогу из-за кого-нибудь или

чего-нибудь                                                                                            да

30. Я склонен принимать все слишком всерьез                                  да

31. Я часто плачу                                                                                   да

32. Меня нередко мучают приступы рвоты и тошноты                    да

33. Раз в месяц у меня бывает расстройство стула

(или чаще)                                                                                    да

34. Я часто боюсь, что вот-вот покраснею                                         да

35. Мне очень трудно сосредоточиться на чем-либо                        да

36. Мое материальное положение меня беспокоит                           да

37. Нередко я думаю о таких вещах, о которых ни с

кем не хотелось бы говорить                                                               да

38. У меня бывают периоды, когда тревога лишала

меня сна                                                                                                 да

39. Временами, когда я нахожусь в замешательстве, у меня

появляется сильная      потливость,         что    меня смущает      да                                                                                   

40. Даже в холодные дни я легко потею                                            да

41. Временами, когда я возбуждаюсь, мне трудно заснуть             да

42. Я легко возбудимый человек                                                        да

43. Временами я чувствую себя совершенно беспомощным          да


№№ п.п.       Предложение                                                                   Ответ

44. Порой мне кажется, что моя нервная система расшатана,

и я вот-вот выйду из себя                                                                          да

45. Я часто ловлю себя на том, что меня что-то

тревожит                                                                                                     да

46. Я гораздо чувствительнее, чем большинство людей                       да

47. Я почти все время испытываю чувство голода                                да

48. Иногда я расстраиваюсь из-за пустяков                                            да

49. Жизнь для меня связана с необычным напряжением                      да

50.Ожидание всегда нервирует меня                                                      да



Анкета 2

1.     Самочувствие хорошее                   С                                            плохое

2.     Чувствую себя сильным                  9876654321                          слабым

     3.  Пассивный                                        А                                            активный

     4. Малоподвижный                               123456789                          подвижный

     5.  Веселый                                              Н                                        грустный

     6. Хорошее настроение                          987654321                          плохое           

     7. Работоспособный полный сил          С                                         разбитый

     8. Полный сил                                         987654321                    обессиленный

     9. Медлительный                                   Н                                         быстрый

     10. Бездеятельный                                 123456789                          деятельный

     11.  Счастливый                                     Н                                       несчастный

     12. Жизнерадостный                             987654321                        мрачный

     13. Напряженный                                  С                                   расслабленный

     14. Здоровый                                          А                                        больной

     15. Безучастный                                     А                                   увлеченный

     16. Равнодушный                                  123456789                   взволнованный

     17. Восторженный                                 Н                                        унылый

      18. Радостный                                      987654321                          печальный

      19. Отдохнувший                                С                                          усталый

      20. Свежий                                           987654321                      изнуренный

      21. Сонливый                                       А                                   возбужденный

      22. Желание отдохнуть                     123456789                соревновательный


                                                                                                                Анкета 3

№№                                                                      почти         иногда       часто     почти

п.п.                Предложение                                             всегда                                         всегда

 

1.         Я испытываю удовлетворение               1                   2          3           4

2.         Я быстро устаю                                        1                   2          3           4

3.         Я легко могу заплакать                            1                  2          3            4

4.         Я хотел бы быть таким же

            счастливым, как и другие                         1                  2           3           4

5.        Бывает, что я проигрываю из-за того,

           что недостаточно быстро принимаю

           решение                                                      1                 2            3           4

6.         Я чувствую себя бодрым                         1                 2            3           4

7.         Я спокоен, хладнокровен и собран         1                 2            3           4

8.         Ожидание трудностей очень

            беспокоит меня                                         1                 2            3           4

9.        Я слишком переживаю из-за пустяков     1                 2            3           4

10.      Я вполне счастлив                                      1                 2           3            4

11.      Я принимаю все слишком

             близко к сердцу                                         1                2            3           4

12.       Мне не хватает уверенности в себе          1                2            3           4

13.      Я чувствую себя в безопасности                1                2            3           4

14.       Я стараюсь избегать трудности                 1                2            3           4

15.       У меня бывает хандра                                1                 2           3           4

                                                                                                                Анкета 3

№№                                                                      почти         иногда       часто     почти

п.п.                Предложение                                             всегда                                         всегда

 

16.       Я бываю доволен                                        1              2              3         4

17.       Всякие пустяки отвлекают и

            волнуют меня                                              1              2              3         4

18.       Я так сильно переживаю свои

            разочарования, что потом не

            могу о них забыть                                        1             2              3          4

19.        Я уравновешенный человек                      1              2             3           4

20.        Меня охватывает сильное

              беспокойство, когда я думаю о

             своих делах и заботах                               1               2             3           4


 


    23. Спокойный                               Н                                      озабоченный

    24. Оптимистичный                      987654321                 пессимистический

    25. Выносливый                            С                                    утомленный

    26. Бодрый                                     9876543321                    вялый

    27. Соображать трудно                 А                                      легко

    28. Рассеянный                             123456789                        внимательный

    29. Полный надежд                      Н                                      разочарованный

    30. Довольный                              987654321                       недовольный


 На основании перечисленных методик исследования были получены данные:

-    оценке и самооценке испытуемых при анкетировании /рис.4,5,6 /.

- выраженность тенденции к тревожности (по результатам психологического тестирования)  / рис.1,2 /;

-    изменение частоты сердечных сокращений /таб. № 1/;

-   результативность выступления в серии соревнований (по судейским протоколам) / рис.7 /.

Такая система данных позволила в итоге определить характер реакции организма в экстремальных условиях, как проявление личности, как ее ответ на возникновение напряженных условий.


2.3. Организация исследования.

            Исследование проводилось со студентами ХГПИ в 1992 году в соревновательном периоде. В исследовании принимала участие группа лыжниц из 7 человек о факультета ФФК, имеющие I взрослый разряд. Девушки стартовали 3 старта по 5 км. Обследование проводилось за 2 часа до старта. Лыжницы заполнили анкеты, составленные на основании трех методик, описанных выше в главе 2.2. По результатам тестов, а также самооценке спортсменов определилось психическое состояние лыжниц.

           Обследование проводилось в условиях лыжной базы факультета. Всего было проведено 84 обследования.



Ш. Результаты исследования.

           3.1. Временная динамика предстартовых состояний.

           Результаты тестирования представлены в таблицах № 1,2, 3,4.

           По имеющимся данным результатов исследования первого дня, обследуемая группа спортсменов разделилась на три подгруп­пы:

          I подгруппа А  -  спортсмены со средней степенью тревожности (Босякова, Уревна);

          П подгруппа В      -       спортсмены с высокой степенью тревожности

(Семенова, Осокина, Уревна);

            III подгруппа С – спортсмены с низкой степенью тревожности  (Анойкина, Лопатина).

          Представляло определенный интерес проследить временную динамику изменений предстартовых состояний каждой подгруппы спортсменов по трем стартам. Рассмотрим результаты исследова­ний каждой методики отдельно по рисункам I; 2;3; 4; 5; 6; 7.

















        

                       В


     25




                А

     20                                                                                                        

     15                                                                                                 В

      6                      С                                                                          А

      5                                                                                               С

 

     О                     1                       2                                       3                           дни    

                                РИС.2. Личностная тревожность мет. Тейлора

            В первый день по состоянию тревожности подгруппа В имеет самые высокие показатели, подгруппа А средние и подгруппа С – низкие.  На второй день соревнований тревожность подгрупп А и В снижается и переходит на границу среднего уровня, а тревожность подгруппы С возрастает, но незначительно по отношению с подгруппами А и В. На третий день тревожность А и В заходит в зону средних показателей, а тревожность падает на низкую ступень.              РИС. 3. Уровень личности тренирующихся

        Баллы 

                      В

45

40          А                                                                               А           В

35

30

25             С                                                                                      С

   0                 1                                  2                                           3       дни

            В первый день по уровню тревожности группа А находится в средней зоне, В имеет высокий показатель, С – низкий.

            На второй день уровень тревожности В падает с высокого уровня на средний, А остается на том де уровне, С – показатель увеличивается до среднего уровня.

           На третий день видно, что уровень тревожности А с каждым днем убывает прямо пропорционально числу стартов, В остается на уровне второго дня, С - показатель падает за пределы низкой границы.

          



 

    10







2

 
     9

     8






2

 





    3

 




 1         

 
     7




2

 




1

 
     6



3

 


1

 



3

 
     5

     4

     3

     2

     1                                                                                   

                                                                                                


       0                А                                            В                               С


                                                          РИС.4. «Самочувствие», методика САН

         В, А, С – подгруппы

         1, 2, 3 – дни

               У всех подгрупп прослеживается закономерность увеличение  состояния ко второму дню. На третий день показатели падают, но незначительно, по сравнению с 1 днем.





 

 



    10

     9






2

 
     8







2

 
     7




3

 
     6




2

 



3

 




 1         

 
     5



3

 


1

 




1

 
     4

     3

     2

     1                                                                                   

                                                                                                


       0                А                                            В                               С


                                                          РИС.5. «Активность», методика САН


          Активность подгруппы А возрастает с каждым днем и достигает наивысшего показателя в 3 день. У подгруппы  В наилучшее настроение активности во второй день. У подгруппы С на второй день улучшение состояния, а на третий – резкий спад.


 

                                                             РИС.6. «Настроение», Методика САН

 

    10

     9






2

 
     8







2

 




1

 
     7




3

 




1

 



3

 
     6

     5




2

 
     4



3

 


1

 
     3

     2

     1                                                                                   

                                                                                                


       0                А                                            В                               С


        1, 2, 3 – дни

       А, В, С  - подгруппы

       Настроение  подгрупп А первые дни держится на одном уровне, на третий день ухудшается

       У подгруппы В наилучшее состояние во второй день.

       У подгруппы С аналогично с В.

 













           У подгруппы А на второй день пульс более учащенный, чем в 1 и 2 дни.

           На  3 день пульс немного выше, чем в 1 и ниже, чем во 2 день.

           У подгруппы В в 1 день очень учащенный и постепенно снижается к 3 дню.

            У подгруппы С на второй день частота сердца сокращена, но увеличена по сравнению с 1 и 2 днем, на третий день ЧЧС немного выше 1 дня и ниже 2 дня.

           




   Мин./сек.                                                                          Таблица 1 «ЧЧС»

 




20

 

21                                                                                                     В


23                                                                                                  А

 

25      А

В

28

          С                                                                                        С

30



0

                     1                                       2                                       3                 дни


     РИС. 7. «Результаты»

    

     Самая результативная группа по 1 дню, оказалась А, потом идет группа В и затем С. Ко второму дню результаты у всех трех групп возрастают и остаются в порядке 1 дня. На третий день лучший результат показывает группа В, потом идет группа А, и результаты группы С падают резко вниз.










3.2. Взаимосвязь предстартовых состояний и результатов выступления в соревнованиях.

           Данное исследование показало, что деление спортсменов на три подгруппы дает возможность проследить временную динамику изменений результатов в зависимости от психических состояний спортсменов. Это видно из следующих результатов.

           По данным тестов прослеживается закономерность, что спортсмены со средней степенью тревожности показывают наиболее лучшие результаты, чем спортсмены с высокой и низкой степенью тревожностью.

           Взаимосвязь прослеживается на протяжении всех трех стартов. Это можно проследить на примере: в 1 день средние показатели тревожности имела подгруппа А. Результаты выступлений на соревнованиях спортсменов этой подгруппы выше, чем результаты подгруппы В и С, которые имели высокий и низкий уровень тревожности. На второй день средний уровень тревожности прослеживается у  всех подгрупп, что благоприятно повлияло на результаты, они лучше, чем в 1 и 3 дни.

           На третий день средний уровень тревожности прослеживается у подгруппы А и В, поэтому результаты выступлений у этих подгрупп выше, чем у С, у которой  степень тревожности падает на низкую ступень.

           По данным методики «САН» видно, чем выше самочувствие, активность и настроение, тем лучше результат показаний на соревнованиях. По трем дням соревнований видно, что во второй день самочувствие выше у всех подгрупп, чем в 1 и 3 дни, что положительно сказывается на результатах.

            Так же как и самочувствие, активность и настроение у всех подгрупп во второй день соревнований выше, чем в 1 и 3 день, что видно по результатам второго дня.

           Самочувствие, активность, настроение у всех подгрупп в 1 день ниже по сравнению с 3 днем,   поэтому результаты в 3 день выше, чем 1 день.

           По данным ЧСС видно, что учащение пульса приводит спортсменов к состоянию «боевой готовности», что в свою очередь способствует улучшению результатов. Во второй день соревнований пульс у всех подгрупп был более учащенный, чем в 1 и 3 дни и результаты в этот день лучше, чем 1 и 3 дни. Аналогично и в 3 день пульс увеличен по сравнению с 1 днем, и результаты в 3 день лучше, чем в 1 день.

           

4.Выводы.

            1) Изучение и анализ литературных источников показал, что выделяют в основном три вида предстартовых состояний: предстартовая лихорадка, предстартовая апатия, состояние боевой готовности, каждое из которых имеет свои отличительные признаки.

          2) На формирование и протекание этих состояний спортсменов оказывают влияние в первую очередь:  уровень подготовленности спортсмена,  тип темперамента, а затем  задачи участия в соревнованиях, масштаб соревнования и состав участников. Немаловажное значение имеют мотивы участия в соревнованиях и установка.

         3)  Полученный фактический материал, его анализ и обработка позволяют отметить, что:

           - по тревожности: из 21 старта показатели высокого уровня тревожности составили – 23,8%, низкого уровня – 23,8%, среднего уровня – 52,2%;

          -  по САН: показатели активных состояний – 14,2%, средних – 9,4% пассивных – 23,8%.














ЛИТЕРАТУРА

1.Алексеев А.В. Себя преодолеть! ФиС, М., 1985- 68с.

2.Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. ФиС., М, 1978.-30с.

3.Геселевич В.А. Предстартовое состояние спортсмена. ФиС., М.,1973.-112 с.

4.Гиссен  Л.Д. Психология и психогигиена  в спорте. ФиС., М., 1990. 63с.

5. Гиссен Л. Д. Время стрессов. ФиС., М., 1990., - 81с.

6.Захаров А.  Психологическая подготовка лыжников-гонщиков. ФиС,, 1971.-200с.

7.Ильин Е.П.  Психофизиология физического воспитания (деятельность и состояние). М., Просвещение, 1980., - 58с.

8.Коц Л.М. Спортивная физиология. ФиС., М., 1986.-86с.

9.Левитов Н.Д. О психологических  состояниях человека. Просвещение, М., 1964, - 810с.

10.Лысенко Ю.Н. Повышение эффективности предсоревновательной подготовки  гимнастов на основе учета индивидуально-психических особенностей. Канд. дис. М., 1977.-120с.

11. Мельников В.М., Ямпольниский Л.Т. Физиология спорта. Просвещение., М., 1984.-78с.

12. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте. Просвещение. М., 1984с. – 78с.

13.Оя С.М. Психологические вопросы предстартовых состояний. В кн.: Психология и современный спорт. ФиС. М., 1973с. – 86с.

14. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. Высшая школа, М., 1984. – 132с.

15. Пуни А.Ц., Джамгаров Г.Т. Психолдогия физического воспитания и спорта. ФиС., М. 1973. – 61с.

16.Пуни А.Ц. К психологической характеристике предстартового состояния спортсмена. ТиПФК, 149, №7