Содержание
Введение 3
1. Функции управления 5
1.1. Содержание и классификация основных функций управления. 5
1.2. Функции управления как управляющая система 12
1.3. Специфика функции принятия решения 13
2. Алгоритм принятия управленческих решений и его составляющие 16
2.1. Признание, формулирование проблемы, определение
критериев ее успешного решения 16
2.2. Разработка, оценка и выбор альтернативы 20
2.3. Организация, анализ и контроль выполнения решения 23
Заключение 26
Список использованной литературы 28
Введение
Трудно не согласиться с утверждением, что только тот может эффективно управлять предприятием, кто умеет предвидеть. Иными словами, успешный руководитель должен уметь прогнозировать развитие важных для предприятия ситуаций с тем, чтобы вовремя принять необходимое управленческое решение.
Процесс принятия управленческого решения является центральным в управленческой деятельности менеджера предприятия. Сегодня в России профессиональное управление невозможно без знакомства с основными технологиями, с помощью которых осуществляется разработка, принятие и реализация управленческих решений.
Функция принятия решения очень широко представлена в управленческой деятельности и пронизывает все иные компоненты и этапы управленческой деятельности.
В теории управления стало аксиоматичным положение о том, что функция принятия решения — центральное звено всей деятельности руководителя. Отмечается, например, что «...принятие решения — это интегральная часть любого управления... более, чем что-либо другое, отличающее менеджера от менеджера». Г. Кунц и С.О Доннел указывают, что «управляющие считают принятие решения своим главным делом» [8]. М.Мескон и др. вообще определяют управленческую деятельность через функцию принятия решения, отмечая, что «суть управления состоит в воздействии на организацию и изменении в целях принятия решений» [9].
Решение – это выбор альтернативы. Ни один человек, взрослея, не может не познать на практике процесса принятия решений. Как способность к коммуникациям, так и способность принимать решения, это умение, развиваемое с опытом. Каждый из нас в течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни – тысячи и тысячи решений.
В управлении принятие решения более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Частный выбор индивида сказывается, прежде всего, на жизни его собственной и немногих связанных с ним людей. Менеджер выбирает направление действий не только для себя, но и для организации и для других работников. Люди, находящиеся на верхних этажах крупной организации, порой принимают решения, связанные с миллионами долларов. Что еще важнее – управленческие решения могут сильно влиять на жизнь многих людей, по меньшей мере, каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и, возможно, каждого в организации.
Ответственность за принятие важных организационных решений – тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. Поэтому руководитель не может принимать необдуманных решений. Необходимо учится искусству принимать рациональные решения.
Руководителю необходимо понимать, как действовать более рационально и систематизированно для того, чтобы не навредить организации и себе лично.
1. Функции управленческой деятельности
1.1. Классификация и содержание основных функций управления
Функции управления — это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное содержание, разработанный механизм ее осуществления и определенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразумеваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции.
В организационно – техническом плане управление может быть подразделено на функции по двум основным признакам:
1) по содержанию процесса управления
2) по принадлежности к сферам или видам производственно – хозяйственной деятельности
Деление на функции по содержанию процесса управления является основополагающим, так как именно им определяется круг задач, которое призвано решать управление как часть совокупного общественного труда.
Современные представления о функциях управления связаны с выделением трех групп функций: первичные или базовые, связующие и интегрирующие (оперативные) функции[3].
Выполнение базовых функций составляет основу процесса управления для любого руководителя, независимо от занимаемой должности и специфики деятельности. К ним относятся: планирование, организация, мотивация и контроль.
Связующие функции создают условия для эффективной реализации первичных функции и включают: налаживание коммуникации, принятие управленческих решений.
Интегрирующие функции обеспечивают оперативное руководство подчиненными, включают элементы базовых, и связующих функций управления. К ним относятся: руководство (администрирование) и лидерство.
Сначала представим графически, а затем охарактеризуем функции управления.
Управленческое решение Координация
Коректировка Учет
Рис.1.1. Схема процесса управления
Первичные функции управления
Планирование - определение целей деятельности и развития организации, тактики и стратегии их достижения, индивидуальных действий каждого участника процесса управления. Планирование должно быть непрерывным, для того, чтобы обеспечить поступательное развитие организации и постоянную корректировку намеченных планов в силу их вероятностных характеристик.
Организация - создание структуры органов, обеспечивающих достижение намеченных целей, распределение индивидуальных заданий между каждым членом организации, делегирование им полномочий, прав распоряжение ресурсами и ответственности за результаты труда.
Мотивация - обеспечение заинтересованности работников в выполнении соответствующих заданий и делегированных им обязанностей с использованием как негативных стимулов: жесткий контроль, давление, угрозы, наказания, так и позитивных: похвала, продвижение по службе, вознаграждения, базируясь на выявлении и учете потребностей сотрудников организации.
Контроль - устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины.
Эти четыре основные функции управления объединены связующими процессами коммуникации и принятия решений.
Связующие функции управления.
Управленческие решения - разработка предварительных вариантов действий, выбор руководителем наиболее приемлемого, с его точки зрения, варианта достижения целей организацией из множества альтернатив.
Коммуникации - процесс обмена информацией между двумя и более людьми или организационными структурами, предполагает: фильтрацию, отбор, кодирование, установление обратной связи, декодирование, защиту информации.
Интегрирующие функции управления.
Руководство и лидерство - каждодневное оперативное влияние руководителя на подчиненных с использованием личного авторитета и властных полномочий, координация их деятельности для достижения целей организации.
В целом функция планирования осуществляется в современных организациях на двух уровнях: стратегическом и оперативном.
Стратегическое планирование начинается с анализа среды организации. Он предполагает изучение:
- макроокружения (состояние экономики и политики, правового поля, природной среды и ресурсов, научно-технический, социальный и культурный уровни развития общества и т.д.);
- непосредственного окружения (покупатели, конкуренты, поставщики и т. д.);
- внутренней среды (кадры, организация управления, производство, финансы, маркетинг и т. д.).[[2]
Затем определяется миссия организации. Под миссией следует понимать сформулированное утверждение, раскрывающее смысл существования организации и ее отличие от других организаций, т. е. для чего она создана.
На следующем этапе стратегического планирования устанавливаются цели, для достижения которых функционирует организация. Цели определяют организационные отношения, на них базируются системы мотивации и контроля.
Существует два типа целей: долгосрочные и краткосрочные. Обычно краткосрочными считаются цели, которые достигаются в течение одного года, а долгосрочными — которые будут достигнуты через два-три года и более.
Основными направлениями, в соответствии с которыми в организации определяются цели, являются: прибыльность, положение на рынке, финансовые ресурсы, производительность, разработка и производство продукции, технология, человеческие ресурсы, работа с покупателями.
Затем осуществляется разработка стратегии – комплексного плана, предназначенного для осуществления миссии организации и ее целей. Из существующих стратегических альтернатив развития бизнеса выбирается та стратегия, которая лучше всего учитывает цели предприятия, интересы руководства, ресурсы, квалификацию работников, зависимость организации от внешней среды.
Из стратегического планирования вытекает оперативное (обычно годичное) планирование, которое осуществляется на основе бизнес-плана. С помощью бизнес-плана предприниматель может оценить результаты деятельности за определенный период.
Бизнес-планы в основном имеют следующие разделы:
продукция и услуги;
маркетинг;
производственный план;
управление и организация;
капитал и юридическая форма компании;
финансовый план.
Следующей функцией управления является организация управленческих процессов. Эти процессы подразделяются на основные (изменение параметров предмета труда), обслуживающие (накопление, контроль и передача предмета труда) и вспомогательные (создание нормальных условий для выполнения основных и обслуживающих процессов)[4].
Рациональная организация управленческих процессов характеризуется равной пропускной способностью разных рабочих мест одного процесса, соразмерностью обеспечения рабочих мест информацией, материальными ресурсами и т.д., совмещением операций во времени, максимальным использованием рабочего времени для выполнения управленческих процессов и т.д.
Мотивация — процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей.
Исследования показали, что мотивация является результатом сложной совокупности потребностей.
В содержательных теориях мотивации (А. Маслоу, Ф. Герцберга, Д.МакКлелланда) выявлены основные виды потребностей, побуждающих людей к действию.
Очевидно, что система мотивации, или стимулирование труда, должна учитывать элементы всех существующих теорий.
Одним из важнейших направлений управления является мотивация маркетинговой деятельности. Она включает: разработку концепции маркетинга, информационное обеспечение, исследование рынка, стимулирование повышения конкурентоспособности товара, организацию деятельности всех подразделений с позиций маркетинга, рекламу, товародвижение, планирование и контроль маркетинга.[3]
Последняя функция процесса управления - контроль - процесс обеспечения достижения целей организации без отклонений, имеющий три подфункции:
а) установление стандартов или норм - для сравнения с фактическим состоянием дел. Стандарт – это конкретные цели, которые должны быть выполнены за фиксированный отрезок времени (стандарт качества, производительности);
б) измерение достигнутого по отношению к стандарту - учет и анализ, выявляет проблемы или отклонения, причины их возникновения;
в) действия по устранению серьезных отклонения, корректировке планов и стандартов - регулирование.[2]
Для осуществления контроля требуется учет выполнения всех планов, программ и заданий по количеству, качеству, затратам, срокам и др. параметрам.
Осуществление регулярного и качественного учета и контроля над функционированием системы управления является важным условием ее высокой эффективности.
Конкретные или специфические функции управления определяются по принадлежности задач управления к деятельности организации или конкретным стадиям производственного процесса, или по направленности на конкретные факторы производства. Ориентируясь на типовой состав конкретных функций управления, можно сгруппировать их по следующим признакам:
1) по признакам воздействия на все сферы деятельности
- перспективное и текущее управление, экономическая деятельность, специальное планирование;
- организация работ по стандартизации;
- учет и отчетность;
- экономический анализ;
2) по признаку воздействия на отдельные стадии производственного процесса
- начальные стадии (научно – техническая, социальная, экономическая подготовка);
- производственная стадия (основное производство, вспомогательное и обслуживающее);
- заключительная стадия (управление технической, экономической и социальной подготовкой производства; организация основного, вспомогательного и обслуживающего производств; управление технологическими процессами; оперативное управление производством; технический контроль и испытание; организация метрологического обеспечения; сбыт продукции).
3) по признаку воздействия на отдельные факторы производства
- организация работы с кадрами;
- управление организацией труда и заработной платы;
- управление материально – техническим снабжением;
- организация творческой деятельности коллектива;
- капитальное строительство.
Выше были рассмотрены основные составляющие управленческого процесса.
Итак, процесс управления – непрерывная деятельность объединенных в определенную структуру субъектов управления, направленная на достижение поставленных целей управления, путем реализации определенных функций и применения соответствующих методов и принципов.[9]
1.2. Функции управления как управляющая система
Система управления производством представляет собой единый механизм, каждое звено которого выполняет предназначенную ему функцию, взаимосвязанную с функциями других звеньев.
Управление — это синтез средств и способов подготовки управленческих решений и организация их исполнения.
Субъектом управления в организации является администрация предприятия, объектом - процесс производства, персонал предприятия и т.д.
Если на оси Y (рис. 1.2) отметить стадии и функции управления, а на оси Х— объекты управления, то получим следующее[11]:
сектор А—Б охватывает все этапы (технологический процесс) и объекты управления производством (цеха, участки и др.);
сектор В — Г дополнительно включает особенности управления финансам
|
|
Имеет смысл уделить внимание такому виду управленческой деятельности как стратегическое планирование или управление, поскольку именно данная деятельность содержит основные направления развития предприятия, этапы деятельности по руководству предприятием, в том числе решение вопросов маркетинга, финансовых и производственных вопросов.
Важнейшие вопросы маркетинга, финансовой деятельности и производства в стратегическом управлении решаются на этапе обследования сильных и слабых сторон организации.
Решая вопросы маркетинга, изучается влияние внешней среды (конъюнктуры рынка: рыночных цен, потребителей, конкурентов, посредников, и др.) на предприятие, выявляются недостатки в управлении организацией, определяются резервы повышения эффективности деятельности.
Решая производственный вопрос, особое внимание уделяется задаче повышения конкурентоспособности продукции (повышению качества, расширению потребительских свойств товаров, освоению новых технологий производства).
Управление финансами направлено на достижение устойчивого финансового положения предприятия, т.е. его платежеспособности. Финансовый менеджмент позволяет обеспечить потребности воспроизводства ресурсов (человеческих, материальных и др.) предприятия, осуществлять их перераспределение для выравнивания экономического и социального уровня организации.
1.3. Специфика функции принятия решения
Отличительной особенностью функции принятия решения является значительно меньшая по сравнению с иными функциями управления стандартизованность и алгоритмизированность. В связи с этим в ней очень велика роль субъективных собственно психологических факторов. Существуют, конечно, многочисленные правила, процедуры и методы принятия решения, которые облегчают этот процесс. Однако каждый руководитель по своему личному опыту знает, как велика роль не формализуемых, субъективных, а часто и интуитивных факторов в процессах принятия решения. В силу этого функция принятия решения является предметом изучения и в теории управления, и в психологии[7].
Что касается роли данной функции в общей структуре управленческой деятельности, то, как отмечалось выше, именно она рассматривается как наиболее важная и очевидная прерогатива руководителя. Данное обстоятельство зафиксировано в своео6разной взаимополагаемости понятий «принятие решения» и «управленческая деятельность». Функция принятия решения и соответственно процессы по ее реализации выступает своеобразным «ядром», стержнем всей деятельности управленческого типа, в наибольшей мере воплощают ее реальную сложность и ответственность. Локализация данной функции — ее место в общем процессе управления тремя основными обстоятельствами [7, с. 126].
Во-первых, данная функция выступает как один из важнейших этапов процесса стратегического планирования. Она локализуется между фазами анализа стратегических альтернатив и собственно реализацией стратегии. Вырабатываемые при этом решения имеют наибольшее значение для всего функционирования организации; являются стратегическими как в прямом содержательном, так и в оценочном смыслах.
Во-вторых, функция принятия решения включена в качестве Необходимого компонента в реализацию всех иных управленческих функций. Она выступает, поэтому как своеобразный механизм их осуществления. Например, определение целей организации сопряжено с их выбором из некоторого альтернативного их множества. Функция организации также предполагает выбор ее структуры. Функция планирования требует выбора того или 'того стратегического варианта развития. Реализация контрольной функции опять-таки органично связана с выбором форм, методов и периодичности контроля.
В-третьих, любой значимый этап деятельности руководителя всегда связан с необходимостью оценки степени достижимости решаемых на нем проблем, задач. Поэтому в конце каждого этапа руководитель также обязательно принимает решение о том достигнуты или нет изначально поставленные цели, можно ли, следовательно, считать его завершенным и переходить к следующим этапам. Тем самым функция принятия решения играет и роль своеобразного «моста» от одних этапов и фаз управленческой деятельности к другим. Именно поэтому функцию принятия решений определяют в качестве связующей.
2. Алгоритм принятия управленческого решения и его составляющие
2.1. Признание, формулирование проблемы, определение критериев ее успешного решения
Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему (рис. 2.1)[6].
Первая стадия рассматриваемого процесса состоит в признании необходимости решения и включает в себя следующие этапы:
- признание проблемы;
- формулирование проблемы;
- определение критериев успешного решения проблемы.
|
||||||
|
||||||
|
Рис. 2.1. Алгоритм принятия решения
Каждое новое решение в управлении возникает на основе ранее сделанного решения, действия по которому либо завершились, либо отклонились от первоначально выбранного варианта, либо вошли в противоречие с изменениями, происшедшими во внешней среде. Отклонение ситуации от заданного состояния в процессе принятия решения обнаруживается менеджерами не сразу. На практике это отклонение представляет собой разрыв между целями организации и уровнем их достижения. Быстрота выявления этого расхождения зависит от двух факторов: способности системы управления делать это в режиме саморегулирования, опытности и индивидуальных характеристик менеджера.
Если исходить из того, что решение — это организационная реакция на возникшую проблему, то этап изучения ситуации направлен на признание или
|
|
|
|
В первом случае признание проблемы будет происходить достаточно прямолинейно. Во втором случае признание проблемы само становится проблемой. Это случается тогда, когда имеется неясная и неадекватная информация о развитии и тенденциях в организации, и ее внешнем окружении.
Признание проблемы является необходимым условием для ее решения, так как если проблема не существует для того, кто принимает решения, то и принятие решения не состоится[8].
Раз проблема признана, то следующий этап в рассматриваемом процессе — это интерпретация и формулирование проблемы. Интерпретация проблемы — это придание значения той проблеме, которая признана. Проблема может быть определена как возможность, как кризис или как рутинная проблема. Первый тип проблемы необходимо обнаружить и раскрыть. Второй и третий — проявляются сами и требуют вмешательства менеджера.
Рутинные или повторяющиеся проблемы относятся к категории структурированных, а возможности и кризис — к неструктурированным. Соответственно для каждого типа проблем будут требоваться решения разного типа: для структурированных — программированные решения, для неструктурированных — непрограммированные.
Определение проблемы предполагает получение ответа на следующие вопросы: 1) что действительно происходит в организации? 2) каковы причины происходящего? 3) что за всем этим стоит?
Определение и последующее формулирование проблемы позволяет менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем. В основу ранжирования проблемы могут быть положены следующие факторы:
- последствия проблемы (капиталоемкость, эффективность, и т.п)
- воздействие на организацию (что произойдет в результате решения проблемы);
- срочность проблемы и ограничения по времени;
- степень использования способностей и времени руководителя;
- внимание к проблеме (мотивированность и наличие способностей у участников);
- жизненный цикл проблемы (может ли проблема решиться сама собой или в ходе решения других проблем).
Изучение этих факторов позволяет менеджеру определить порядок решения проблем, проранжировав их от наиболее важных до наименее важных. Наиболее важными, как правило, становятся проблемы со следующими характеристиками[6]:
- проблема получает сильную поддержку и давление извне в пользу ее решения (например, вышестоящее руководство настаивает на завершении работы над проектом в течение определенного срока);
- проблема поддерживается ресурсами, необходимыми для ее решения (например, выделены дополнительные бюджетные средства, материалы, люди);
- решение проблемы открывает возможности, от которых нельзя отказаться (например, выход на рынок с новой продукцией позволяет фирме улучшить конкурентные позиции, получить большую прибыль и увеличить доходы своих работников).
На практике количество проблем, получающих оценку как наиболее важных, обычно превышает возможности менеджера по их решению в рамках имеющегося у него времени.
Поиску альтернатив должен предшествовать этап определения критериев успешного решения. Это помогает избежать многих ошибок, проявляющихся позже.
По мнению многих специалистов, данный этап начинается с определения критериев двух типов: критерий «мы должны» и критерий «мы хотим». Первый тип критерия должен быть определен до того, как будет рассматриваться какая-либо альтернатива.
В случае критерия «мы хотим» рассматриваются те цели, которые желательны, но по отношению к которым необязательно должны разрабатываться какие-либо альтернативы. Критерий «мы хотим» заставляет менеджера думать о всех возможных вариантах, не исключая идеальных. Это способствует развитию творчества путем расширения границ для внесения новых альтернатив. В целом определение данных критериев на ранних этапах процесса принятия решения вынуждает менеджера думать о том, каким будет лучшее решение.
2.2. Разработка, оценка и выбор альтернативы
Стадия выработки решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, ограничивающие решение, менеджер может начинать работу по поиску альтернатив или возможных направлений действия для решения проблемы. Многие из альтернативных решений легко обнаружить. Они обычно известны из предыдущего опыта, стандартны и легко вписываются в критериальные границы лучшего решения.
Однако нередко возникают новые, уникальные проблемы, решение которых не умещается в привычные и стандартные рамки. В этом случае необходим творческий подход. Существует много методов творческого поиска альтернатив: так называемая «мозговая атака»; выдвижения предложений; групповой анализ ситуации; причинно-следственная диаграмма; карта мнений.
Важно понять, что творческая обстановка при поиске альтернатив создается самим руководителем. Он делает людей творцами нового. Секрет творческой среды — в умелом управлении.
Приводимые ниже шесть шагов могут сделать поиск альтернатив более творческим[6]:
- мотивация на поиск;
- предоставление большего количества информации, позволяющей всесторонне и глубже познать проблему;
- свободное обсуждение и допущение любых идей по решению проблемы;
- создание условий для озарения;
- опробование идеи другими людьми на предмет ее соответствия установленным критериям.
Все предложенные альтернативы на следующем этапе должны быть сравнены друг с другом или оценены для последующего выбора лучшей из них.
Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса. Для этого используются как количественные, так и качественные, или неосязаемые, измерители. Последние в основном порождаются отношениями между различными силами, участвующими в решении проблемы (трудовые отношения, политическая ситуация, отношение к риску и т.п.). В практике управления широко используются такие методы, как критериальное уравнение Кепнера — Трегое; платежная матрица; дерево целей, или решений. Наиболее известным из них является метод дерева решений для уравнения и оценки выдвинутых альтернатив. Особенно данный метод полезен в ситуациях, когда менеджер имеет дело с неопределенностью. Метод дает общую картину решения: (выборы, риски и исходы, которые могут иметь место. Более того, данный метод помогает открыть новые альтернативы, которые ранее могли быть опущены по каким-то причинам. Метод включает следующие шаги: инвентаризация всех альтернатив; ранжирование выборов в хронологическом порядке; решение о предпочтительности последствий рассматриваемых альтернатив с учетом их капиталоемкости; оценка шансов того, что каждое из выделенных событий произойдет[8].
Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. Многие не любят этот этап, пытаются избежать его или переложить на другого, так как в ходе данного этапа принимающий решение вынужден брать на себя определенные обязательства по будущему курсу действий. Хороший анализ альтернатив позволяет резко сузить рамки выбора.
При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: учет прошлого опыта; проведение эксперимента; исследование и анализ.
Привлечение прошлого опыта является, пожалуй, наиболее используемым подходом в выборе альтернативы. Опытные менеджеры не просто используют данный подход, но и испытывают сильную веру в него. Это лежит в основе утверждения о том, что чем выше уровень руководства, тем больше требуется опыта. В определенной степени опыт вырабатывает у руководителя умения и навыки принятия правильных решений.
Опыт в решении проблем и принятии решений развивает умение и навыки в суждении и интуиции. Вместе с тем многие считают, что расчет на прошлый опыт для планирования будущего может быть очень опасным. Это происходит вследствие недостаточного учета и анализа причин прошлых ошибок и неудач. Опыт становится полезным и мощным инструментом в принятии решений, если имеет место его тщательный анализ, а не слепое следование ему, и если в ходе этого анализа выявляются основательные причины успеха или неудач. В этой связи большой интерес для менеджера представляет изучение опыта успешных компаний, равно как и компаний, потерпевших неудачу.
Эксперимент как метод выбора альтернативы основан на том, что берется одна или несколько альтернатив и они апробируются на практике с целью определения того, что же может произойти. Эксперимент широко используется в науке. Существует достаточно веское мнение о необходимости широкого использования данного метода в управлении и, в частности, при принятии решений. Считается, что это чуть ли не единственный путь для менеджера добиться уверенности, что принимаемое решение правильно. Однако следует принять во внимание дороговизну техники экспериментирования. Возможно, это самый дорогостоящий метод. Также сложностью использования эксперимента является и то, что даже после его завершения у менеджера все еще могут оставаться сомнения в правильности выбора, так как возможная будущая ситуация не обязательно будет копировать ситуацию настоящую. Поэтому эксперимент может быть использован только после всестороннего и глубокого рассмотрения и анализа[8].
Вместе с тем существуют решения, которые просто не могут быть приняты без проведения по ним подтверждающего правильность выбора эксперимента. Так, например, решение о серийном выпуске самолета не может быть принято без производства и испытания одной или нескольких его моделей. Эксперимент также широко используется в маркетинговых решениях. Организационные решения часто проверяются в подразделениях, прежде чем их распространяют на всю компанию. Кадровое решение может быть проверено в ходе ротации или стажировки на новой должности.
Считается, что наиболее общим и, возможно, наиболее эффективным методом отбора альтернатив является проведение исследований и анализа. Этот метод предусматривает решение проблемы на основе поиска взаимосвязей между наиболее важными ее переменными, ограничениями и основами, которые рассматриваются по отношению к поставленным целям. В целом это «кабинетный» подход к принятию решения.
Данный метод также предусматривает разложение проблемы на части и изучение каждой из них. Важным инструментом данного метода является разработка и проигрывание с использованием количественных методов и компьютеров различных моделей решения. Разработаны и используются модели с привлечением системного подхода, исследования операций, теории игр, теории очередей, управления запасами, линейного программирования, стоимостного анализа т.п.[6]
2.3. Организация, анализ и контроль выполнения решения
Завершающая стадия — это выполнение решения. Она состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения. Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является предположение, что если выбор в отношении решения сделан, то решение обязательно будет выполнено.
Выполнение решения — это устранение проблемы, его породившей, по отношению к которой было принято решение.
Организация выполнения решения предусматривает координацию усилий многих людей. Менеджер должен стремиться избегать потенциальных конфликтов, делать людей заинтересованными и мотивированными на реализацию решения, таким образом расставить людей, чтобы максимально использовать их способности.[11]
Для этого, во-первых, необходимо составить план мероприятий, превращающих решение в реальность.
Необходимо распределить права и ответственность среди участников. Важно помнить старое правило: «Ничего не происходит, если нет ответственного за действие». Следует также построить коммуникационную сеть для обмена информацией и отрегулировать соответствующие отношения подчинения между участниками. Во-вторых, менеджер должен проявить беспокойство о конфликте интересов и принятии данного решения его исполнителями. Этому во многом способствуют различные методы делегирования полномочий и участия в управлении.
Следующий этап — это встраивание в решение механизма получения информации о ходе выполнения решения. Основой такого механизма должна стать система обнаружения ошибок и достижений в действиях по выполнению решения. Когда система такого отслеживания отклонений работает эффективно, тогда проблемы в выполнении решений могут быть предотвращены до того, как они проявятся.
Полученная в ходе отслеживания информация необходима для проведения корректировки действий. Отслеживание и обратная связь занимают в работе менеджера много времени. При этом информация из первоисточника всегда лучше, чем подготовленный кем-то отчет или данные из «вторых» рук. В первом случае замечается больше деталей и нюансов, делается более правильная оценка и достигается более верное восприятие потенциальных проблем и их решений. Также это позволяет показать подчиненным интерес менеджера к выполняемому решению. Принятие решения было рассмотрено выше как рациональный процесс, т.е. как серия стадий и этапов, через которые должен пройти менеджер от начала до конца, чтобы дойти до полного выполнения решения и устранения возникшей проблемы. Существует, при этом, ряд ограничений реального мира, препятствующих применению рациональной модели в процессе принятия решения. Такими препятствиями являются следующие[8]:
- часто менеджеры не знают, что проблема вообще существует, так как они либо перегружены, либо проблема хорошо скрыта от них;
- не представляется возможным по техническим или экономическим причинам собрать всю относящуюся к проблеме информацию;
- ограничения во времени вынуждают менеджеров принимать не лучшие решения;
- во многих случаях рассматриваются не все альтернативы, а при их оценке и выборе мало учитываются так называемые качественные или неосязаемые факторы;
- выполнение решения не всеми менеджерами связывается с самим решением.
Большую роль в принятии решения играет интуиция. Она включает в себя предчувствие, воображение, проницательность. Развитая интуиция — это умение держать все, что связано с проблемой, в голове в течение всего процесса. Всеобщий и одновременный охват проблемы и ее решения позволяет менеджеру с развитой интуицией быстро переходить от этапа к этапу. Очень часто опытные руководители, приняв правильное решение, затрудняются объяснить, как они это делали. Исследования, проведенные Г. Минцбергом, показали важность интуиции и творчества в принятии решений, в особенности стратегических.
Заключение
Рассмотрение процесса принятия управленческого решения позволило увидеть и осмыслить рациональную структуру подготовки, принятия и реализации решения.
Таким образом, процесс управления организацией включает в себя следующие основные функции управления: планирование; организация; мотивация; контроль.
Важнейшие функции коммуникации и принятия решений являются связующими процессами в управлении.
Функции управления могут быть подразделены по двум основным признакам:
- по содержанию процесса управления
- по принадлежности к сферам или видам производственно – хозяйственной деятельности.
Выполняя указанные функции, руководитель постоянно принимает решения, связанные с организационной, производственной, финансовой деятельностью.
Алгоритм принятия управленческого решения (или решений) состоит из следующих стадий:
- признание необходимости решения;
- выработка решения;
- выполнение решения.
На стадии признания необходимости решения происходит процесс восприятия и признания проблемы; четко формулируется проблема, определяются критерии успешного ее решения.
На стадии выработки решения происходит разработка альтернатив, их оценка и выбор преимущественной альтернативы.
На стадии выполнения решения организуется выполнение решения, анализируется и контролируется его выполнение; проверяется его результативность, и, при необходимости, осуществляется его корректировка.
Зачастую менеджеры организаций игнорируют выполнение последних этапов разработки управленческих решений – контроль и анализ результатов развития ситуации после управленческих воздействий. Это существенно снижает вероятности принятия оптимального решения в будущем. Любое решение и в особенности управленческое предполагает необходимость обратной связи о его результатах. Лишь в этом случае управление как процесс может быть эффективным и действенным. Лишь в этом случае появляется возможность извлечения и накопления управленческого опыта реализации решений. Наконец, лишь при условии контроля за решениями и получения информации об их результатах возможна коррекция принятых и (или) принятие новых решений (если прежние оказались неверными).
Список использованной литературы
1. Ансофф И. Стратегическое управление \ Пер.с англ. – М., 1989.
2. Виханский Р.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учеб. 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998. –523с.
3. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учеб. 2-е изд. перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. –280с.
4. Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособ. – СПб.: Специальная литература, 2001. –327с.
5. Гудушаури Г.В., Литвак Б.Г. Управление современным предприятием. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», Издательство ЭКМОС, 2001.- 336с.
6. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений. Учеб.пос. – М.: Русская деловая литература, 2001.- 288с.
7. Карпов А.В. Психология менеджмента. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 1999.- 584с.
8. Литвак Б.Г. Управленческие решения. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем». Изд-во ЭКМОС, 2001.- 248с.
9. Мескон М.Х., Альберт М. Основы менеджмента. Пер с англ. – М.: Дело, 1998.- 704с.
10. Фатхутдинов Ф. Система менеджмента - М. Дело, 1995
11. Экономика, организация и планирование промышленного производства. – 2 –е изд. \ Под ред. Н.А. Лисицина. Минск, - 1990.