Содержание

Введение. 3

1. Тарифная система. 5

1.1.  Содержание и роль тарифной системы социального обслуживания. 5

1.2 Базовые принципы тарифной системы.. 7

2. Система обязательного медицинского страхования. 9

2.1. Общие сведения об обязательном  медицинском страховании. 9

2. 2. Особенности тарифов на медицинские и иные услуги в системе. 13

обязательного медицинского страхования (ОМС) 13

2.3. Состав тарифа на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования. 15

2.4. Методика формирования тарифов на медицинские услуги стационарной медицинской помощи в системе ОМС.. 16

2.5. Расчет законченного случая лечения. 18

2.6. Методика формирования тарифа (среднедушевого норматива) финансирования амбулаторно-поликлинической помощи. 19

Заключение. 24

Список литературы.. 26

 

Введение

Тарифная система РФ является государственным регулятором в рыночной экономике и  направлена на решение основных проблем:

1.устойчивого экономического развития предприятий и организаций энергетического комплекса, пассажирского транспорта и промышленного железнодорожного транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса, обеспечения модернизации, повышения качества и надежности бесперебойности в их работе;

2.формирования тарифов на услуги, оказываемые населению, с учетом суммарной нагрузки на потребителя, их реальной платежеспособности и возможностей бюджетов области и муниципальных образований, недопущения необоснованного завышения тарифов для потребителей и исключение влияния субъективных, в том числе и политических, факторов на формирование платежей граждан.

Важным инструментом в тарифной системе социального обслуживания является обязательное медицинское страхование. Актуальность темы связана с тем, что тарифы на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования являются денежными суммами, определяющими уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинского учреждения по выполнению Территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан. Тем самым, они разрабатываются, согласовываются и используются для оплаты медицинской помощи (медицинских и иных услуг), оказываемой по Территориальной программе и финансируемой за счет фондов обязательного медицинского страхования в соответствии с выбранным способом оплаты. Финансирование медицинского учреждения в форме оплаты медицинской помощи по выполнению Территориальной программы обязательного медицинского страхования обеспечивает рентабельность этого вида деятельности. В настоящее время  данная рентабельность не обеспечивается. До сих пор не утверждена базовая программа ОМС, а территориальные программы ОМС финансируются лишь на 40-60%.  Тем самым, нарушая механизм функционирования системы бесплатного медицинского обслуживания.

Таким образом, целью данной работы является  рассмотрение тарифной системы социального обслуживания на примере  обязательного медицинского страхования.

Объектом исследования является система медицинского страхования.

 Предметом исследования обязательное медицинское страхование как   инструмент тарифной системы социального обслуживания.

В связи с этим выделим следующие задачи:

1.           рассмотрение тарифной системы и ее роли в системе социального обслуживания;

2.           исследование системы медицинского страхования;

3.           рассмотрение особенностей тарифов на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования (ОМС), а также методики формирования тарифов.

1. Тарифная система

1.1.  Содержание и роль тарифной системы социального обслуживания

Общей долгосрочной целью проводимой в тарифной системе является обеспечение сбалансированности интересов региональных, местных производителей и потребителей продукции (работ, услуг), тарифы на которые подлежат регулированию.

Под сбалансированностью интересов понимается существование механизма тарифного регулирования, позволяющего:

¨          регулирующим органам оценивать и принимать обоснованные решения в области регулирования тарифов, обеспечивать устойчивое состояние и условия для развития предприятий, приемлемый уровень тарифов на их продукцию (работы, услуги) для потребителей, создавать благоприятный инвестиционный климат в регионе, строить прогнозируемую инвестиционную, бюджетную и социальную политику;

¨          хозяйствующим субъектам проводить экономически обоснованную инвестиционную политику, строить долгосрочные прогнозы развития, заключать долгосрочные контракты и договоры, формировать перспективу своего развития с учетом, проводимой Администрацией ценовой (тарифной) политики;

¨          общественности достигнуть понимания о целях и задачах проводимой в области тарифной политики, активно участвовать в процессе обсуждения принимаемых решений, использовать институт социального партнерства и систему согласительных процедур.

Достижение поставленной цели возможно только путем решения трех взаимоувязанных задач:

1. Формирование централизованной скоординированной системы управления тарифной политикой в области и единого порядка тарифного регулирования.

2. Разработка единых методологических принципов формирования цен (тарифов) в области.

3. Последовательная и скоординированная реализация управленческих и организационных мероприятий в соответствии со стратегическими направлениями и базовыми принципами тарифной политики.

Область регулирования:

В соответствии с нормативно-правовыми документами Российской Федерации к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации отнесено регулирование и согласование тарифов, надбавок, сборов, ставок плат по следующему перечню:

-      электроэнергия и тепловая энергия;

-      услуги систем водоснабжения и канализации;

-      газ природный, реализуемый населению и жилищно-строительным кооперативам;

-      газ сжиженный, реализуемый населению для бытовых нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств);

-      перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском и пригородном сообщении (кроме железнодорожного транспорта);

-      перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом в пригородном сообщении по согласованию с Министерством путей сообщения Российской Федерации (железными дорогами) и при условии возмещения убытков, возникающих вследствие регулирования тарифов, за счет бюджета;

-      перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по внутриобластным и межобластным (межреспубликанским в пределах Российской Федерации) маршрутам, включая такси;

-      перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях и речным транспортом в местном сообщении и на переправах;

-      услуги, оказываемые предприятиями промышленного железнодорожного транспорта на подъездных путях;

-      оплата населением жилья и коммунальных услуг;

-      топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые населению;

-      ритуальные услуги;

-      торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения;

-      социальные услуги, предоставляемые населению государственными учреждениями социального обслуживания;

-      услуги, оказываемые комитетом по земельным ресурсам и землеустройству;

-      услуги, оказываемые ГУ "Областной комитет по охране окружающей природной среды";

-      услуги, оказываемые государственными семенными инспекциями;

-      услуги, оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службы и т.д.

1.2 Базовые принципы тарифной системы

Достижение основной цели тарифной системы осуществляется путем установления и последовательной реализации следующих основных принципов[1]:

1. Принцип централизации:

скоординированное формирование цен (тарифов), единая централизованная методологическая основа согласования и утверждения цен (тарифов) по всей области регулирования;

координация хозяйственной деятельности и инвестиционной политики предприятий со стратегическими интересами развития области и прогнозируемыми изменениями социально-экономической ситуации в стране (промышленный рост, рост инвестиционной активности, жилищного строительства, туризма и т. д.);

2. Принцип развития:

обеспечение экономической устойчивости предприятий, условий для развития и модернизации производства, обновления основных производственных фондов.

3. Принцип социальной справедливости:

оценка суммарной нагрузки на потребителя по всей области регулирования, адекватное формирование тарифов на услуги, оказываемые населению, их реальной платежеспособности и возможности областного бюджета;

эффективная адресная социальная помощь незащищенным категориям граждан.

4. Принцип предсказуемости:

обеспечение предсказуемости условий хозяйственной деятельности и экономической политики на территории региона и общего социально-экономического развития;

создание необходимых условий для привлечения долгосрочных инвестиций в область;

5. Принцип оптимизации бюджетных расходов:

сокращение расходов консолидированного бюджета, связанных с обеспечением потребителей коммунальными услугами, бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также социально неоправданных льгот и выплат, предоставляемых различным категориям граждан.

6. Принцип полной окупаемости и ликвидации перекрестного субсидирования:

поэтапная ликвидация системы перекрестного субсидирования между различными тарифными группами и между различными видами деятельности предприятий;

поэтапное доведение уровня платежей граждан за жилье и коммунальные услуги до полной стоимости предоставляемых услуг (в соответствии с графиком проведения жилищно-коммунальной реформы и федеральными стандартами).

7. Принцип информационной доступности:

обеспечение полного информационного сопровождения проведения ценовой тарифной политики. 

2. Система обязательного медицинского страхования

2.1. Общие сведения об обязательном  медицинском страховании

Зарождение элементов социального страхования и страховой медицины в России началось еще в XVIII - начале XIX вв., когда на возникших первых капиталистических предприятиях появились первые кассы взаимопомощи. Сами рабочие стали создавать за свой счет (без участия работодателей) общества взаимопомощи - предшественников больничных касс. Первое страховое товарищество в России, которое занималось страхованием от несчастных случаев и страхованием жизни, появилось в 1827 г. в Санкт-Петербурге. И лишь с принятием Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" 28 июня 1991 г. можно начать говорить о развитии и дальнейшем продвижении социально значимой идеи обязательного медицинского страхования в нашей стране.

Обязательное медицинское страхование - составная часть системы социального страхования. Создание внебюджетных фондов (пенсионного, занятости, социального страхования, обязательного медицинского страхования) явилось первым организационным шагом в попытке реформирования системы социального страхования в России[2].

Тарифы на медицинские услуги - утверждаемые в Тарифном соглашении финансовые нормативы, определяющие уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинского учреждения по выполнению областной Программы ОМС. Согласование и индексация тарифов на медицинские услуги осуществляются Согласительной комиссией в порядке, установленном Положением о Согласительной комиссии по тарифам в системе ОМС.

Территориальный фонд ОМС  - областное государственное некоммерческое финансово - кредитное учреждение, созданное для реализации государственной политики в системе ОМС, аккумулирования финансовых средств, поступающих от страхователей, финансирования и обеспечения финансовой устойчивости ОМС, выравнивания финансовых ресурсов на его проведение, контроля за целевым и рациональным использованием финансовых средств, обеспечения всеобщности государственной системы ОМС и предусмотренных действующим законодательством прав граждан в системе ОМС.

В настоящее время система ОМС сталкивается с большим числом проблем, основными из которых являются:

-            недостаточный тариф страховых взносов;

-            неполнота сборов страховых взносов с работодателей вследствие неплатежей, а также сокрытие доходов физических, юридических лиц;

-            прямые и косвенные попытки изъятия средств ОМС (включение страховых взносов в систему федеральных налогов, изъятие средств фондов в бюджет или их консолидация в бюджеты);

-            низкая заинтересованность граждан в системе ОМС;

-            неудовлетворительная координация деятельности государственных внебюджетных фондов;

-            задержка с принятием профессиональных медицинских стандартов, порядка взаиморасчетов между, субъектами РФ в системе ОМС.

Эти и другие проблемы ставят вопрос о целесообразности реформирования здравоохранения.

В связи с введением обязательного медицинского страхования  встала проблема определения размера страховых тарифов и объема страховых фондов по ОМС. Правильно рассчитанная тарифная ставка обеспечивает финансовую устойчивость страховых операций. На сегодняшний день наиболее разработан лишь механизм формирования фонда обязательного медицинского страхования. Определены плательщики взносов – работодатели, предприниматели без образования юридического лица, граждане, занимающиеся частной практикой, и граждане, использующие труд наемных рабочих. Облагаемой базой является начисленная оплата труда по всем основаниям, включая сверхурочную работу, работу в выходные  и праздничные дни, оплату за совместительство. Ставка страховых взносов составляет 3,6 % , в том числе 0,2 % поступает в федеральный фонд и 3,4% остается на местах. Взносы на неработающее население должны делать местные власти.

Во всех экономически развитых странах проблеме финансирования здравоохранения уделяется самое пристальное внимание. Это объясняется тем, что, во-первых, в шкале ценностей здоровье рассматривается как самое главное благо; во-вторых, растут сами затраты на здравоохранение, т. к. с появлением новых болезней и поиском методов лечения возрастает объем научно-исследовательской работы и профилактических мероприятий; в третьих, прогресс медицинской науки невозможен без затрат на оборудование, дорогостоящую диагностику, подготовку кадров. Можно сказать, что уровень развития медицины и качество предоставляемых ею услуг во многом определяются теми средствами, которые выделяются на ее нужды.

В нашей стране в течение многих десятилетий господствовал принцип остаточного финансирования здравоохранения, да и качество оказываемых услуг часто не зависело от финансирования. Принятие Закона РФ « О медицинском страховании граждан РФ» означало отказ от остаточного принципа финансирования здравоохранения  и формирования финансовых ресурсов для развития этой отрасли на стадии распределения стоимости продукта и включения затрат на здравоохранение в себестоимость  продукции.

Внедрение системы ОМС расширяет права граждан на выбор лечебных учреждений и врача, позволяет более эффективно использовать средства здравоохранения. Законом определено, что обязательное медицинское страхование  является формой социальной защиты интересов населения, обеспечивающей всем гражданам России равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств, в объемах и на условиях соответствующих программ ОМС.

Каждый регион самостоятельно разрабатывает и утверждает  тарифы на медицинские услуги. При этом заработная плата в тарифе на конкретную услугу при одинаковой сложности не зависит от категории стационара. Тарифы на услуги, не вошедшие в клинико-статистические группы, рассчитываются дополнительно. Тарифы даже не предусматривают затрат на ремонт оборудования, не говоря уже о финансировании развития материально-технической базы здравоохранения. Лишь небольшая часть больниц и поликлиник оборудованы современной аппаратурой, 38 % амбулаторно-поликлинических учреждений находятся в неприспособленных помещениях, не имеют современных диагностических центров, кабинетов физиотерапии и т.д. и еще очень много нерешенных вопросов

В результате реформы социального страхования при социально ориентированной рыночной экономике должны быть достигнуты следующие основные цели:

·        формирование различных видов социального страхования и разветвленной структуры его, позволяющей обеспечить застрахованным гражданам социальные  гарантии;

·         построение страховых систем с учетом профессиональных и региональных особенностей, обеспечивающих точный расчет финансовых средств, достаточных для выполнения обязательств по  конкретным видам страхования;

·        обязательное участие работающих во взносах по большинству видов социального страхования и повышение их ответственности за формирование условий своей жизни;

·        осуществление социального страхования структурами, не находящимся в непосредственном ведении государства;

·        развитие механизмов самоуправления и саморегуляции в страховых структурах.

В мировой практике организации медико-санитарного обслуживания сложились основные системы экономического функционирования здравоохранения: государственная, страховая и частная[3].

Государственная система основана на принципе прямого финансирования лечебно-профилактических учреждений и гарантирует бесплатную медицинскую помощь.

В основу страховой системы заложен принцип участия граждан, предприятий или предпринимателей в финансировании охраны здоровья

напрямую или через посредничество страховых медицинских организаций.

Частная медицина в настоящее время представлена частнопрактикующими врачами, клиниками и больницами, находящимися в индивидуальной собственности. Их финансирование осуществляется за счет платного медицинского  обслуживания пациентов.

Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получения медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

2. 2. Особенности тарифов на медицинские и иные услуги в системе

обязательного медицинского страхования (ОМС)

1. Тарифы на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования (именуемые в дальнейшем "тарифы") представляют отдельную группу ценовых показателей, отличающуюся от расчетной стоимости медицинских услуг в новых условиях хозяйствования, цен на платные услуги населению, цен на медицинские услуги по договорам с предприятиями и организациями.

2. Тарифы являются денежными суммами, определяющими уровень возмещения и состав компенсируемых расходов медицинского учреждения по выполнению Территориальной программы обязательного медицинского страхования граждан.

3. Под объектом установления тарифа понимается медицинская помощь, выраженная в определенных комиссией по согласованию тарифов объемных показателях деятельности медицинских учреждений по обязательному медицинскому страхованию (например, годовая программа амбулаторного ведения пациента, пролеченный больной в стационаре, консультация, конкретная манипуляция и др.).

4. Тарифы разрабатываются, согласовываются и используются для оплаты медицинской помощи (медицинских и иных услуг), оказываемой по Территориальной программе и финансируемой за счет фондов обязательного медицинского страхования в соответствии с выбранным способом оплаты.

5. В состав тарифа включаются расходы медицинского учреждения на выполнение Территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с бюджетной классификацией расходов без выделения себестоимости и прибыли.

Финансирование медицинского учреждения в форме оплаты медицинской помощи по выполнению Территориальной программы обязательного медицинского страхования обеспечивает рентабельность этого вида деятельности, поскольку состав расходов бюджетной классификации включает возмещение текущих затрат и финансирование развития деятельности (расширенное воспроизводство).

6. Правила расчетов предусматривают исключение из состава тарифа статей и групп расходов, финансируемых или возмещаемых из других источников, например, из бюджетов разных уровней, из доходов от предпринимательской деятельности и др.

В состав тарифа также не включаются расходы, которые по решению комиссии по согласованию тарифов финансируются целевым назначением на календарный период (помесячно, поквартально) из средств обязательного медицинского страхования.

7. Подготовка, рассмотрение и согласование тарифов осуществляются представителями участников системы обязательного медицинского страхования в соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан.

8. Тарифы являются контролируемыми ценами, подлежащими регулированию через тарифное соглашение, заключенное членами комиссии по согласованию тарифов[4].

Все решения по тарифам принимаются коллегиально (в соответствии с методическими рекомендациями по выбору способа и организации оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования граждан в Российской Федерации).

2.3. Состав тарифа на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования.

В состав тарифа включаются расходы медицинского учреждения на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с перечнем защищенных статей затрат и нормативами, утвержденными решением согласительной комиссии по тарифам в системе обязательного медицинского страхования по следующим направлениям расходов:

¨          Заработная плата

¨          Начисления на заработную плату

¨          Хозяйственные расходы

¨          Расходы на питание больных

¨          Расходы на приобретение медикаментов

¨          Мягкий инвентарь

В случае несвоевременного и неполного поступления средств в территориального фонда обязательного медицинского страхования, по решению согласительной комиссии по тарифам в системе ОМС, хозяйственные расходы выносятся из состава тарифа и финансируются календарным способом.

В состав тарифа не включаются статьи и группы расходов, финансируемые и возмещаемые из бюджетов разных уровней, из доходов от предпринимательской деятельности.

В состав тарифа не включаются расходы на амортизацию основных фондов медицинских учреждений. Полное восстановление активной части основных фондов медицинского учреждения осуществляется по статье расходов "Приобретение оборудования и инвентаря", финансируемой за счет средств соответствующих бюджетов.

По согласованию с областным финансовым управлением и областным управлением здравоохранения, при полном и своевременном поступлении средств в ТТФОМС, в тарифы на медицинские услуги может быть включен предельный уровень рентабельности в размере 5 %.

2.4. Методика формирования тарифов на медицинские услуги стационарной медицинской помощи в системе ОМС

В целях обеспечения сопоставимости, анализа и обобщения финансовых, экономических и статистических показателей единая методика расчета тарифов на медицинские услуги для лечебно-профилактических учреждений, функционирующих в системе обязательного медицинского страхования.

При формировании тарифов на медицинские услуги стационарной медицинской помощи учитываются затраты всех подразделений лечебного учреждения[5]:

1) основные подразделения - структурные отделения стационара, имеющие больничные койки;

2) вспомогательные подразделения - отделения, оказывающие услуги основным подразделениям (лабораторно-диагностические, физиотерапевтические, рентгенологические, переливание крови, анестезиологические, реанимационные, приемные и другие);

3) административно-хозяйственные подразделения - администрация стационара, общебольничный персонал, бухгалтерия, отдел медицинской статистики, хозяйственная служба, пищеблок, прачечная, котельная и другие.

Формирование фонда оплаты труда осуществляется на основе штатного расписания и тарификационных списков лечебного учреждения на расчетный период в соответствии с ЕТС и установленными законодательством надбавками и доплатами, в разрезе подразделений лечебно-профилактических учреждений, а также по структурным (профильным) отделениям стационара.

Начисления на фонд оплаты труда производятся в соответствии с утвержденными нормами отчислений.

Хозяйственные расходы рассчитываются путем умножения фонда заработной платы данного подразделения на коэффициент хозяйственных расходов, сложившийся в целом по учреждению. Коэффициент хозяйственных расходов исчисляется отношением фактически произведенных в течение года в учреждении хозяйственных расходов к сумме заработной платы персонала учреждения.

Расходы на питание больных, на медикаменты, перевязочные средства и мягкий инвентарь рассчитываются по нормативам на одного больного, установленным согласительной комиссией по тарифам в системе обязательного медицинского страхования. Для северных районов области предусмотрен коэффициент удорожания: на питание- 1.3, на медикаменты - 1.2 .

Расходы вспомогательных (параклинических) подразделений рассчитываются по вышеизложенной методике в разрезе предусмотренных в составе тарифа категорий затрат. Полученная сумма расходов распределяется между поликлиникой и стационаром на основе статистических данных лечебно-профилактического учреждения, а затем между кабинетами поликлиники и отделениями стационара.

Тариф на стационарную медицинскую помощь складывается из стоимости услуг основного подразделения и стоимости набора медицинских услуг вспомогательного подразделения, необходимых для лечения заболевания данного профиля. Данный алгоритм расчета тарифа применяется также для расчета тарифа для дневного стационара и стоимости койко-дня для расчета законченного случая лечения.

Тариф конкретного отделения определяется как частное от деления суммы всех расходов этого отделения, предусмотренных в составе тарифа на его производительность - плановое количество койко-дней. Оплата за лечение по конкретной нозологической форме осуществляется по тарифу того отделения, в которое пациент направлен на лечение.

2.5. Расчет законченного случая лечения

При переводе стационаров лечебно-профилактических учреждений на финансирование по законченному случаю устанавливаются нормативные сроки лечения на основании среднестатистических данных, которые утверждаются Областным управлением здравоохранения по согласованию с территориальным фондом обязательного медицинского страхования.

Расчет стоимости законченного случая лечения производится на основе утвержденных тарифов стоимости 1 койко-дня по профильному отделению и длительности пребывания в нем (нормативной или фактической)[6].

В случае, если фактическое пребывание больного в стационаре меньше нормативного, и достигнуты предусмотренные медицинским стандартом результаты лечения, то оплата лечения осуществляется по установленному тарифу и нормативной длительности лечения с условием обязательной медицинской экспертизы.

В случае перевода больного на долечивание в дневной стационар или к врачам общих врачебных практик, оплата лечения производится за фактическое пребывание в стационаре.

Случаи незавершенного лечения (смерть пациента, самовольный уход из стационара, перевод в другое отделение или другую больницу) рассчитываются по факту пребывания пациента в стационаре, но не выше норматива.

В случае многократного перевода пациента из отделения в отделение расчет стоимости лечения по каждому отделению производится по соответствующему тарифу и фактическому пребыванию в этом отделении, но не выше нормативного. Стоимость лечения в последнем отделении рассчитывается исходя из нормативного срока лечения данной нозологии.

2.6. Методика формирования тарифа (среднедушевого норматива) финансирования амбулаторно-поликлинической помощи

Система оплаты амбулаторно-поликлинической помощи лечебно-профилактическим учреждениям реализуется через тарифы на медицинские услуги. Действующие в этой системе подушевые нормативы финансирования рассматриваются как тариф на комплексную медицинскую услугу.

В основу расчета тарифа (среднедушевого норматива) на медицинские услуги в амбулаторно-поликлинических учреждениях положены расходы, предусмотренные перечнем защищенных категорий затрат. Формирование фонда оплаты труда осуществляется на основании штатного расписания и тарификационных списков амбулаторно-поликлинического учреждения по кабинетам, вспомогательным подразделениям и административно-хозяйственному персоналу, с учетом надбавок и доплат, установленных в соответствии с законодательными нормативными документами. Начисления на фонд заработной платы производятся в соответствии с утвержденными нормами. Расходы на медикаменты и мягкий инвентарь рассчитываются по нормативам, установленным согласительной комиссией по тарифам в системе ОМС.

Для расчета тарифа (среднедушевого норматива финансирования) амбулаторно-поликлинических учреждений используются данные по статистической численности прикрепленного к поликлиникам населения, представленные страховыми медицинскими организациями по согласованию с Городским управлением здравоохранения.

Для расчета тарифа (среднедушевого норматива финансирования) поликлиник ЦРБ принимается численность всего района по данным областного комитета государственной статистики.

Расчет среднедушевого норматива финансирования производится по формуле[7]:

Н = Р:Ч,

где Р - расходы амбулаторно-поликлинического учреждения, финансируемые фондом ОМС, Ч - численность населения, прикрепленного к амбулаторно-поликлиническому учреждению.

В целях совершенствования экономических отношений в системе обязательного медицинского страхования, выравнивания условий деятельности лечебно-профилактических учреждений и предотвращения неоправданного в финансовом отношении несоответствия среднедушевых нормативов в однотипных лечебных учреждениях проводится унификация тарифов (среднедушевых нормативов) по группам амбулаторно-поликлинических учреждений:

1 группа - женские консультации;

2 группа - детские поликлиники;

3 группа - поликлиники при стационарах лечебно-профилактических учреждений;

4 группа - самостоятельные поликлиники;

5 группа - городские стоматологические поликлиники;

6 группа - детские стоматологические поликлиники.

При этом групповой среднедушевой норматив финансирования определяется как частное от деления суммы плановых расходов амбулаторно-поликлинических учреждений в одной группе на суммарную численность прикрепленного населения в этой группе поликлиник.

Для расчета тарифа на конкретную медицинскую услугу используется понятие "условная единица трудоемкости" (УЕТ). Для расчета стоимости 1 условной единицы трудоемкости определяется фонд рабочего времени по каждому подразделению, раздельно по врачебным должностям и по среднему медицинскому персоналу. Затем полученный годовой фонд рабочего времени выражается в условных единицах трудоемкости по врачам и по медицинским сестрам. Далее определяется заработная плата раздельно врачей и медицинских сестер, приходящиеся на одну условную единицу трудоемкости. Заработная плата общебольничного среднего, младшего и прочего персонала на одну условную единицу трудоемкости рассчитывается отдельно. Для определения стоимости медикаментов в одной условной единице трудоемкости в конкретном подразделении производится расчет расходов на медикаменты в данном подразделении по действующим нормативам и делится на установленное число условных единиц трудоемкости. Аналогично определяется стоимость мягкого инвентаря в одной условной единице трудоемкости. Суммарный итог по перечисленным выше расчетам составляет стоимость 1 условной единицы трудоемкости.

2.7. Порядок расчета среднедушевого норматива для финансирования общих врачебных практик

Финансирование врачей общей практики (ВОП) осуществляется по подушевому нормативу на одного прикрепленного к ВОП.

Норматив финансирования ВОП формируется из двух источников:

o   за счет средств ОМС;

o   за счет средств органов здравоохранения области (города).

Доля финансирования устанавливается совместным решением органов здравоохранения области (города) и территориальным фондом ОМС.

В расчет среднедушевого норматива финансирования врачей общих практик (ВОП) из средств ОМС включается перечень защищенных категорий затрат.

Норматив финансирования ВОП определяется как частное от деления суммы расходов ВОП на численность населения прикрепленного к ВОП.

При расчете расходов на оплату труда работников ВОП может применяться комбинированный метод оплаты труда:

гарантированный размер оплаты труда исчисленный в соответствии с тарификационной ведомостью с учетом надбавок и доплат предусмотренных законодательством;

дополнительное вознаграждение за многопрофильное медицинское обслуживание, сложность и напряженность в работе.

Процент доплат устанавливается совместно органами здравоохранения и территориальным фондом ОМС.

2.8. Порядок утверждения и индексации тарифов в системе обязательного медицинского страховании

В соответствии с Законом Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" и "Временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан" тарифы на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования утверждаются заместителем Главы администрации субъекта РФ председателем согласительной комиссии по тарифам в системе ОМС на основании решения согласительной комиссии.

Индексация тарифов на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования производится по предложению территориальных фондов обязательного медицинского страхования с учетом финансовых возможностей территориального фонда ОМС.

 

 

 

Заключение

Общей долгосрочной целью проводимой в тарифной системе является обеспечение сбалансированности интересов региональных, местных производителей и потребителей продукции (работ, услуг), тарифы на которые подлежат регулированию.

В условиях кризисного состояния здравоохранения большое значение должно придаваться социальной значимости медицинского страхования, изысканию дополнительных возможностей восстановления здоровья граждан.

Тарифы на медицинские и иные услуги в системе обязательного медицинского страхования представляют отдельную группу ценовых показателей, отличающуюся от расчетной стоимости медицинских услуг в новых условиях хозяйствования, цен на платные услуги населению, цен на медицинские услуги по договорам с предприятиями и организациями.

Расчет стоимости законченного случая лечения производится на основе утвержденных тарифов стоимости 1 койко-дня по профильному отделению и длительности пребывания в нем (нормативной или фактической).

Система оплаты амбулаторно-поликлинической помощи лечебно-профилактическим учреждениям реализуется через тарифы на медицинские услуги. Действующие в этой системе подушевые нормативы финансирования рассматриваются как тариф на комплексную медицинскую услугу.

В основу расчета тарифа (среднедушевого норматива) на медицинские услуги в амбулаторно-поликлинических учреждениях положены расходы, предусмотренные перечнем защищенных категорий затрат. Формирование фонда оплаты труда осуществляется на основании штатного расписания и тарификационных списков амбулаторно-поликлинического учреждения по кабинетам, вспомогательным подразделениям и административно-хозяйственному персоналу, с учетом надбавок и доплат, установленных в соответствии с законодательными нормативными документами. Начисления на фонд заработной платы производятся в соответствии с утвержденными нормами. Расходы на медикаменты и мягкий инвентарь рассчитываются по нормативам, установленным согласительной комиссией по тарифам в системе ОМС.

Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует собственную структуру финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими субъектами финансового рынка. Формирование страхового рынка медицинских услуг должно базироваться на универсальной правовой базе. Необходимо выработать экономические и правовые требования, предъявляемые к созданию любых страховых организаций, критерии оценки возможной сферы страховых операций, размера основного капитала, запасных фондов. Задачей страховых организаций является придание медицинскому страхованию более гибкой, удобной и выгодной формы.

Список литературы

1.     Анисимов В. Правовые и организационно-экономические основы формирования территориальных программ ОМС. Страховое дело 1999г. № 3

2.     Бутова В.Г. Экономическое обоснование страховых тарифов по обязательному медицинскому страхованию Финансы 1999 г. № 1   Бородин А.Ф. О медицинском страховании Финансы 1996 г. № 12

3.     Гехт И.А. О некоторых проблемах внедрения медицинского страхования Здравоохранение РФ 1996 № 4

4.     Гришин В. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Здравоохрание РФ 2000 №4

5.     Гришин В.В. Обязятельное медицинское страхование. Первые шаги Экономика и жизнь 1998 № 41 с. 14

6.     Гришин В.В. Тарифная система РФ. Экономика и жизнь 2000 № 3

7.     Гришин В.В. Бутова В.Г., Резников А.А. Модели системы обязательного медицинского страхования Финансы 1996 № 3

8.     Маршалова А.С. Улавнова Н.К. Проблемы эффективности использования фондов обязательного медицинского страхования. Регион 1996 № 2

9.     Стародубцев В.И. Савельева Е.Н. Особенности медицинского страхования в современной России. Российский медицинский журнал 1996 г.№ 1

 


[1] Гришин В.В. Тарифная система РФ. Экономика и жизнь 2000 № 3 с. 15

[2] Анисимов В. Правовые и организационно-экономические основы формирования территориальных программ ОМС. Страховое дело 1999г. № 3 с.26

[3] Стародубцев В.И. Савельева Е.Н. Особенности медицинского страхования в современной России. Российский медицинский журнал 1996 .№ 1 – с 27.

[4] Бородин А.Ф. О медицинском страховании Финансы 1996 г. № 12

[5] Анисимов В. Правовые и организационно-экономические основы формирования территориальных программ ОМС. Страховое дело 1999г. № 3  - с 36

[6] Бутова В.Г. Экономическое обоснование страховых тарифов по обязательному медицинскому страхованию Финансы 1999 г. № 1   Бородин А.Ф. О медицинском страховании Финансы 1996 г. № 12. – с 14

[7] Гришин В.В. Тарифная система РФ. Экономика и жизнь 2000 № 3 – с 69.