3.2 Маржинальный анализ финансовых результатов и безубыточности, рекомендации по принятию управленческих решений


Маржинальный анализ – анализ, основанный на использовании предельных величин (относительных приростов) для исследования экономических процессов[1].

Маржинальный анализ финансовых результатов подразумевает маржинальный анализ прибыли – выручка минус переменные издержки. Она включает в себя постоянные затраты и прибыль. Чем больше ее величина, тем больше вероятность покрытия постоянных затрат и получения прибыли от производственной деятельности[2]. Значит, в первую очередь необходимо определить переменные и постоянные издержки ООО «Росинка». Для этого проведем группировку затрат по имеющимся данным, приведенным В приложениях 1-4 (табл. 3.1).

При этом под переменными затратами подразумеваются расходы, общая величина которых меняется в соответствии с изменением объема производства: затраты на сырье и материалы, основная заработная плата производственных рабочих, топливо и энергия на технологические нужды, расходы на содержание оборудования[3].

Постоянные затраты – расходы, общая величина которых не зависит или почти не зависит от изменения объема производства. К постоянным затратам можно отнести: общепроизводственные и общехозяйственные расходы, расходы по содержанию и эксплуатации оборудования и  т.д.






Таблица 3.1

Классификация затрат ООО «Росинка»

№№

Наименование затрат

Сумма,

п/п

 

тыс. руб.

1

2

3

1

Переменные затраты, всего

20 806

 

в том числе

 

1.1

Сырье и материалы

16 201

1.2

Заработная плата основных производственных рабочих

2 352

1.3

Начисления на заработную плату (35,6)

837

1.4

Топливо и энергия на технологические нужды

1 416

2

Постоянные затраты, всего

13 294

2.1

в том числе

 

2.2

Материальные затраты

4 642

2.3

Заработная плата

4 989

2.4

Начисления на заработную плату (35,6)

1 776

2.5

Коммунальные услуги

354

2.6

Амортизация

436

2.7

Прочие расходы

1 097

Итого затрат

34 220


Из производственных отчетов известно, что общий выпуск продукции в 2003 году составил 7622 283 бутылки, среднегодовая цена реализации продукции за 1 бутылку составила 4,57 руб., следовательно, выручка за реализованную продукцию составила:

4,57 * 7 622 283 = 34 833 тыс. руб.

Сумма переменных и постоянных затрат составила 34 220 тыс. руб., откуда можно вычислить валовую прибыль от производственной деятельности предприятия: 34 833 – 34 220 = 613 тыс. руб.

Определим маржинальную прибыль ООО «Росинка:


34833 – 20806 = 14027 тыс. руб.


Определим коэффициент маржинальной прибыли, который показывает долю маржинальной прибыли на каждый рублю продаж:


К маржинальной прибыли = 14027 / 34833 = 0,4


Коэффициент маржинальной прибыли остается неизменным при любом объеме продаж.

Для того, чтобы определить точку безубыточности – такого состояния, когда производство продукции не приносит ни прибыли, ни убытков, необходимо рассчитать количество единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.

Для определения безубыточного объема продаж в стоимостном выражении необходимо сумму постоянных затрат разделить на долю маржинальной прибыли в выручке:


13294 / 0,4 = 33235 тыс. руб.


Зная, что среднегодовая цена реализации продукции составляет 4,57 руб., можно определить количество бутылок, которые необходимо произвести для безубыточной деятельности предприятия:


33235 / 4,57 = 7 272 тыс.  бутылок


Таким образом, безубыточный объем продаж составил:

§  в стоимостном выражении 33235 тыс. руб.

§  в натуральном выражении 7 272,4 тыс. бутылок

Для определения безубыточного объема продаж и зоны безопасности предприятия построим график (рис. 3.1). По горизонтали показывается объем реализации продукции в натуральных единицах, по вертикали – себестоимость проданной продукции и прибыль, которые вместе составляют выручку предприятия.

 

Тыс. руб.

      34833                                                               Зона прибыли                                                              

                                    Точка безубыточности             

    

    33235

                        Зона убытков

                                                                          Переменные

                                                                           затраты

    13294                       

                                                                                    Постоянные

                                                                          затраты

                                                                       7272,4                       7622,3

                                                                                                         Количество

                                                                                                                           бутылок


Рис. 3.1 Зависимость между прибылью, объемом реализации продукции и себестоимостью


Разность между фактическим количеством реализованной продукции и безубыточным объемом продаж продукции называется зоной безопасности (зоной прибыли)[4]. Соответственно, чем больше зона безопасности, тем прочнее финансовое состояние предприятия:


Зона безопасности в стоимостном выражении = 34833 – 33235 = 1598 тыс. руб.

Зона безопасности в натуральном выражении = 7622,3 –7272,4 = 349,9 тыс. бут.


Безубыточный объем продаж и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятия, определять и анализировать которые должен уметь каждый бухгалтер, экономист, менеджер.

Для определения объема реализации продукции с целью получения определенной суммы прибыли применяется формула:[5]

             

                                                                       А + П

VРП =

                                                                         Д МП


где

VРП – объем реализации продукции;

А – постоянные затраты;

П – прибыль от реализации продукции;

Д МП  - доля маржинальной прибыли в выручке.

Произведем расчет для определения объема производства, при котором предприятие получит прибыль 1 млн. руб.:

В стоимостном выражении


                                       13294 + 1 000

                                 VРП =                                        = 35735 тыс. руб.

                                                    0,4

В натуральном выражении:


                                       А + П

                                 VРП =                                        .

                                        p - b

Где

p – цена изделия;

b – переменные расходы на единицу продукции.

Для решения, прежде всего, необходимо рассчитать, какой размер переменных расходов приходится на единицу продукции. Известно, что переменные расходы составили 20806 тыс. руб. на 7622,3 тыс. бутылок.

b =  20806 / 7622,3 = 2,73 руб.


                                       13294 + 1000

                                 VРП =                               = 7768,5 тыс. бутылок                                       .                                                   4,572,73


Далее проведем анализ чувствительности маржинальной прибыли к изменениям на 1%.

Учитывая, что на размер маржинальной прибыли влияют только переменные затраты, сначала увеличим переменные затраты на 1%:

20806*1,01 = 21014 тыс. руб.,

маржинальная прибыль будет следующей: 34833 – 21014 = 13819 тыс. руб.

Затем снизим переменные затраты на 1%:

20806/1,01 = 20600 тыс. руб.

маржинальная прибыль составит: 34833 – 20600 = 14233 тыс. руб.

Теперь сравним полученные результаты с маржинальной прибылью, полученной ранее по итогам деятельности ООО «Росинка».

При увеличении переменных затрат на 1% маржинальная прибыль уменьшилась: на 208 тыс. руб. (13819 - 14027)

При снижении переменных затрат на 1% маржинальная прибыль увеличилась на  206 тыс. руб. (14233 – 14027).

Таким образом, маржинальная прибыль более чувствительна к увеличению переменных затрат. В данном случае она составила 2 тыс. руб. (208-206).

Следующий этап анализа – определить цену реализации продукции, при которой предприятие покроет затраты на производство 1 млн. бутылок. Для этого определим критический уровень цены (Ркр), который определяется из заданного объема реализации и уровня постоянных и переменных затрат:[6]

                  А                          13294

Ркр =                       + b =                            + 2,73 = 26,56 руб.

                         VРП                       1000


Как уже было отмечено выше общие затраты ООО «Росинка» составили в 2003 году 34220 тыс. руб., при этом доля постоянных затрат составила:

13294 / 34220 = 39% (рис. 3.1)



Рис. 3.1. Удельный вес затрат ООО «Росинка» в 2003 году


Анализируя удельный вес затрат (табл. 3.1), можно отметить, что наибольшую долю занимает сырье и материалы, которые составляют 62% в общем объеме затрат (рис. 3.2). Поэтому для увеличения объема производства в целях извлечения большей прибыли, проведем анализ, выгодно ли будет предприятию производить напиток «Чистая вода» в емкостях 19 литров, на производство которого расходуется минимальное количество сырья по сравнению с изготовлением газированных напитков в емкостях 0,5 л и 1,5 л.



Рис. 3.2 Структура затрат ООО «Росинка» в 2003 году


Подведем итоги по проведенному маржинальному анализу по итогам работы ООО «Росинка» в 2003 году.

Очевидно, что любое коммерческое предприятие создается для коммерческой деятельности с целью извлечения максимально возможной прибыли. И ООО «Росинка» не является исключением. Газированные напитки – вечная тема на рынке, и во все времена они пользовались и пользуются устойчивым спросом, особенно в летние периоды. Бутилированная «чистая вода» с каждым годом становится все популярнее среди населения, поэтому у предприятия есть все основания наращивать обороты по производству и сбыту своей продукции с целью увеличения доходов.

Для того, чтобы получить прибыль 1 млн.руб., предприятию необходимо изготовить дополнительно 146,2 тыс. бутылок напитка. Это повлечет за собой дополнительные постоянные и переменные затраты:

§  необходимо расширять производственный персонал, что повлечет за собой увеличение расходов на заработную плату, как следствие – налогов на заработную плату;

§  увеличится расход сырья, которое, как мы уже знаем, занимает большую часть переменных затрат;

§  необходимо закупать дополнительное оборудование и т.д.

Таким образом переменные затраты возрастут, а это приведет, как нам известно, к снижению маржинальной прибыли и соответственно, к снижению зоны безопасности предприятия.

Увеличение средней цены продажи продукции до 26,56 руб., приведет к тому, что продукция не будет пользоваться спросом. Как уже упоминалось, рынок насыщен данным товаром, и предприятия этой отрасли наоборот стремятся к снижению стоимости своей продукции.

Остается следующее: при минимальном увеличении переменных затрат увеличить объем производства за счет литража. Выпускать «чистую воду» в бутылках емкостью 19 литров. Для этого не потребуется ни дополнительное оборудование, ни дополнительные площади, увеличатся только затраты на сырье.

Ниже проведем маржинальный анализ для реализации подобного решения.

Для расчета маржинальной прибыли примем следующую гипотезу:

1)    при увеличении производства переменные затраты увеличиваются;

2)    увеличение производства осуществляется за счет увеличения емкости с 5 литров до 19 литров, при этом количество бутылок остается на уровне выпуска 2003 года – 15207 бутылок;

3)    литраж напитка «Чистая вода» увеличится в 3,8 раза (19/5), поэтому переменные величины будем увеличивать во столько же число раз.

Первоначально по данным приложения 1 определим, насколько увеличится стоимость сырья для производства напитка «Чистая вода» емкостью 19 л. (табл. 3.2). Ввиду того, что количество бутылок остается на уровне 2003 г. остается неизменным количество этикеток и клея.






Таблица 3.2

Расчет стоимости сырья для производства напитка

«Чистая вода» емкостью 19 л


Статьи затрат

Сумма,  руб.

0,5 л

19 л

Изменения

Термоусадочная пленка

127,74

485,41

357,67

Этикетка

121,66

121,66

0

Клей

4,26

4,26

0

Преформа

91242

346719,60

255477,6

Пробка

0,76

2,89

2,13

Итого

91496,42

347334

255837,4


Рост объема затрат по сырью, таким образом, составит на 256 тыс. руб., тогда общие расходы на сырье будут следующими: 16201+256 = 16457 руб., то есть увеличатся всего в 1,02 раза (16457/16201)

Остальные статьи расходов останутся неизменными, тогда общие затраты соответственно увеличатся (табл. 3.3)

Таблица 3.3

Классификация затрат ООО «Росинка» при выпуске напитка «Чистая вода» емкостью 19 л


№№

Наименование затрат

Сумма,

п/п

 

тыс. руб.

1

2

3

1

Переменные затраты, всего

21 062

 

в том числе

 

1.1

Сырье и материалы

16 457

1.2

Заработная плата основных производственных рабочих

2 352

1.3

Начисления на заработную плату (35,6)

837

1.4

Топливо и энергия на технологические нужды

1 416

2

Постоянные затраты, всего

13 414

2.1

в том числе

 

2.2

Материальные затраты

4 762

2.3

Заработная плата

4 989

2.4

Начисления на заработную плату (35,6)

1 776

2.5

Коммунальные услуги

354

2.6

Амортизация

436

2.7

Прочие расходы

1 097

Итого затрат

34 476



Средняя цена напитка «Чистая вода» увеличится, согласно гипотезы, в 3,8 раза и составит:

4,57*3,8 = 17,37 руб.

Следовательно, средняя цена продажи (для дальнейших расчетов) теперь составит:

(4,57+17,37)/2 = 10,97 руб.

Рассчитаем выручку от реализованной продукции:

§  продажа газированного напитка 0,5 л:

4,57 * 951792 = 4 350 тыс. руб.;

§  продажа газированного напитка 1,5 л:

4,57 * 6655284 = 30 415 тыс. руб.

§  продажа напитка «Чистая вода» 19 л:

17,37 * 15207 = 264 146 тыс. руб.

§  итого выручка составит:

4350+30415+264146 = 298 911 тыс. руб.

Выручка, таким образом, увеличится в 8,6 раза (298911 / 34833). Сумма переменных и постоянных затрат составила 34476 тыс. руб., откуда можно вычислить валовую прибыль предприятия:


298 911 – 34476 = 264 435 тыс. руб.


Маржинальная прибыль составит:


298 911 – 21 062 = 277 849 тыс. руб.,


что в 19,8 раза больше (277849/14027), чем при выпуске напитка «Чистая вода» емкостью 5 л.


Доля маржинальной прибыли на каждый рубль продаж составит:


277 849/298 911 = 0,9


Определяем безубыточный объем продаж:


13 294/0,9 = 14 771 тыс. руб.


При средней цене продаж 10,97 руб. за бутылку для безубыточной деятельности предприятия необходимо будет произвести следующее количество бутылок:

14771 / 10,97 = 1 346 тыс. бутылок

Теперь рассчитаем зону безопасности:

§  в стоимостном выражении:

298911 – 14771 = 284 140 тыс. руб.

§  в натуральном выражении:

7622,3 – 1346 = 6276,3 тыс. руб.

Разумеется, в данной работе вследствие отсутствия некоторых данных, произведен грубый расчет увеличения производств напитка «Чистая вода», но даже имея некоторую погрешность в расчетах, все равно ясно, что предприятию выгодно производить продукцию «Чистая вода» емкостью 19 литров.

Встает вопрос, будет ли «Чистая вода» в емкости 19 л пользоваться тем же спросом, что и емкостью 5 л.

Как отмечают специалисты, в последнее время очевидно изменение отношения к питьевой бутилированной воде. Это проявляется как в растущих объемах продаж, так и в информированности, которую демонстрируют потенциальные потребители.

В последнее время новосибирцы демонстрируют гораздо большую осведомленность в свойствах, качествах и достоинствах бутилированной воды. Сегодня люди стали гораздо старательнее заботиться о своем здоровье, а представить себе сегодня поездку за город, на пикник или дачу без питьевой воды просто нельзя.

Если еще пару лет назад, многих удивляло, зачем платить за воду в бутылках, когда она льется из-под крана, то сегодня такого вопроса не возникает, люди знают, для чего они пьют качественную воду.

О повышенном интересе потребителя к продукту говорят и растущие объемы продаж компаний, поставляющих питьевую бутилированную воду. В настоящее время уровень спроса на питьевую бутилированную воду таков, что компании иногда даже не успевает удовлетворить все заявки. А с наступлением дачного весенне-летнего сезона объемы продаж вырастают в несколько раз.

Представители компаний, выпускающих бутилированную воду, считают, что на новосибирском рынке еще есть место. Сегодня его пока хватает всем, и об острой конкурентной борьбе говорить рано: в городе лишь несколько крупных операторов, а предложение удовлетворяет существующий спрос. Однако можно предсказать, что через несколько лет на рынке начнется более острая борьба за клиента. Это произойдет, когда в сознании людей окончательно утвердится необходимость пользования качественной очищенной водой. Тогда резко повысится спрос, и борьба «за клиента» обострится. В этом случае главным козырями оператора станут вкусовые качества продукта и спектр оказываемых услуг.

По данным проведенного исследования на рынке продаж «чистой воды» Компания «Чистая вода" контролирует 90% рынка доставки воды в Новосибирске. Остальные 10% распределены между "Святым источником", "Росинкой" и "Мастерской здоровья".[7]

Известно, что лидер продаж «чистой воды» Компания «Чистая вода» специализируется на продаже бутилированной воды емкостью 19 л, что и позволило ей выйти в лидеры на данном сегменте рынка. Из этого следует, что данная продукция пользуется устойчивым спросом, а следовательно, при грамотной маркетинговой политики ООО «Росинка» особых затруднений в реализации продукции не возникнет.









[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 3-е изд., исправленное. – М.: ИНФРА-М. – с. 190.

[2] Савицкая Г.В. Экономический анализ. – М.: Новое знание, 2003. – с. 319

[3] Кейлер В.А. Экономика предприятия. Курс лекций. – М. – Новосибирск, ИНФРА-М – НГАЭиУ, 2003. – с. 73

[4] Савицкая Г.В. Экономический анализ. – М.: Новое знание, 2003. – с. 332

[5] То же, с. 335

[6] Савицкая Г.В. Экономический анализ. – М.: Новое знание, 2003. – с. 340

[7] Ведомости №53(853), 28.03.2003 г.