Содержание






Задание №1. 2

Задание №2. 2

Задание №3. 3

Задание №4. 3

Задание №5. 3

Задание №6. 4

Задание №6. 4

Список литературы.. 5


Задание №1

Укажите смысл и значение следующих выражений (знаков-символов):

Ближайшая к солнечной системе звезда – Сириус;

Луна – естественный спутник Земли;

Вечный двигатель – механизм, энергия для работы которого, вырабатывается работой самого этого механизма;

Ликург – государственный деятель Древних Афин, оратор, один из лидеров антимакедонской демократической группировки Демосфена;

Автор «Божественной комедии» - Данте;

Омонимы – слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное смысловое значение.

Синонимы – слова разные по звучанию, но одинаковые по смыслу;

Мысль – энергия информационного (торсионного) поля человека;

Свобода – возможность беспрепятственно делать что хочется.


Задание №2

Укажите смысл и значение следующих имен:

Планета Солнечной системы – Земля;

А.Ф.Кони – писатель;

Спутник Земли - тело, постоянно вращающееся вокруг земли;

Естественный спутник Земли – Луна;

Человек, живущий не по средствам –

Первый заместитель главы правительства – высшая должность государственного служащего;

Человек – представитель четвертого царства природы;

Живое существо – существо, которое поддерживает обмен веществ с окружающей средой;

Демократия – власть народа;

Человек, живущий подаянием – попрошайка;

Предположение, признаваемое истинным (презумпция) – человек не винен, пока не доказано обратное.

Задание №3

Укажите, какие из этих выражений – причина, «причина», «причина» можно подставить вместо X в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения:

«Причина» - философская категория;

Причина – слово русского языка;

«Причина» - выражение, обозначающее слово;

Причина озоновой дыры не выявлена.


Задание №4

Являются ли следующие рассуждения правильными?

Если нет, то почему?

1.      Необходимо, что 9>7. Число планет 9. Следовательно, необходимо, что число планет больше 7. Данное рассуждение не правильно, потому что, число планет никакой необходимостью быть больше семи не связано. Их может быть и меньше семи и больше девяти[1].

2.      Все зеленое приятно. Эта картина зеленая. Следовательно, эта картина приятна. Это рассуждение не верно, т.к изначальное условие не правильно.

3.       

Задание №5

Нарушен ли принцип предметности в следующих утверждениях?

«Как личные, так и не личные формы глагола имеют два залога: действительный и страдательный.

Глаголы в действительном залоге выражают действие, которое производится подлежащим.

Глаголы в страдательном залоге выражают действие, которое испытывает на себе подлежащее».

Да, нарушен, в начале говорится о  личных и не личных формах глагола, о возможных залогах, затем расшифровывается понятие страдательного и действительного залога, но не говорится ни где о том, что такое личные и не личные формы глагола[2].


Задание №6

О каких отношениях идет речь в следующих предложениях?

Речь идет об  логических отношениях в структуре предложения. Отношение - ситуация, связанная с несколькими объектами; положение одного объекта по отношению к другому[3].

Какие отношения являются двухместными, а какие трехместными?

1.     Наука противоположна религии – двухместное отношение

2.     Иванов знает английский язык лучше французского языка - трехместное отношение.

3.     Мы привыкли, что люди издеваются над тем, чего они не понимают (Гете) – двухместное отношение.


Задание №6

Установите, к каким семантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания:

1.     Если некоторые сделки являются договорами. А все договоры суть гражданские  правоотношения, то некоторые гражданские правоотношения являются сделками – Гражданское право.

2.     Мать Сократа – Философия;

3.     Всякая мать хочет мира – литература;

4.     Валей Патеркул – известный римский историк – история;

5.     «Мертвый человек сгорает на костре, а живой сгорает от забот» - философия;

6.     Знание о жизни общества, полученное из книг, не является настоящим знанием – философия.

Список литературы


1.     Геращенко Н.Ф. Логика и  язык. Учебник для ВУЗов. – М.: Гардарика, 2002.

2.     Формальная логика. Учебник / Под ред. Гетманова А.Д. – М.: Инфра-М, 2001.

3.     Брянов Н.В. Теория умозаключений. – СПб.: Издательство СПбГТУ, 2001.

4.     Волдин С.Н. Логика. Учебник. – М.: Инфра-М, 2000.

5.     Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русский  язык: теория и практика. - М. Инфра-М, 1999.







[1] Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русский  язык: теория и практика. - М. Инфра-М, 1999. – с. 68.

[2] Волдин С.Н. Логика. Учебник. – М.: Инфра-М, 2000. – с. 84.

[3] Геращенко Н.Ф. Логика и  язык. Учебник для ВУЗов. – М.: Гардарика, 2002. – с. 101.