Содержание
Задание №1. 2
Задание №2. 2
Задание №3. 3
Задание №4. 3
Задание №5. 3
Задание №6. 4
Задание №6. 4
Список литературы.. 5
Задание №1
Укажите смысл и значение следующих выражений (знаков-символов):
Ближайшая к солнечной системе звезда – Сириус;
Луна – естественный спутник Земли;
Вечный двигатель – механизм, энергия для работы которого, вырабатывается работой самого этого механизма;
Ликург – государственный деятель Древних Афин, оратор, один из лидеров антимакедонской демократической группировки Демосфена;
Автор «Божественной комедии» - Данте;
Омонимы – слова, которые одинаково произносятся и пишутся, но имеют разное смысловое значение.
Синонимы – слова разные по звучанию, но одинаковые по смыслу;
Мысль – энергия информационного (торсионного) поля человека;
Свобода – возможность беспрепятственно делать что хочется.
Задание №2
Укажите смысл и значение следующих имен:
Планета Солнечной системы – Земля;
А.Ф.Кони – писатель;
Спутник Земли - тело, постоянно вращающееся вокруг земли;
Естественный спутник Земли – Луна;
Человек, живущий не по средствам –
Первый заместитель главы правительства – высшая должность государственного служащего;
Человек – представитель четвертого царства природы;
Живое существо – существо, которое поддерживает обмен веществ с окружающей средой;
Демократия – власть народа;
Человек, живущий подаянием – попрошайка;
Предположение, признаваемое истинным (презумпция) – человек не винен, пока не доказано обратное.
Задание №3
Укажите, какие из этих выражений – причина, «причина», «причина» можно подставить вместо X в приведенные ниже выражения, чтобы получить истинные предложения:
«Причина» - философская категория;
Причина – слово русского языка;
«Причина» - выражение, обозначающее слово;
Причина озоновой дыры не выявлена.
Задание №4
Являются ли следующие рассуждения правильными?
Если нет, то почему?
1. Необходимо, что 9>7. Число планет 9. Следовательно, необходимо, что число планет больше 7. Данное рассуждение не правильно, потому что, число планет никакой необходимостью быть больше семи не связано. Их может быть и меньше семи и больше девяти[1].
2. Все зеленое приятно. Эта картина зеленая. Следовательно, эта картина приятна. Это рассуждение не верно, т.к изначальное условие не правильно.
3.
Задание №5
Нарушен ли принцип предметности в следующих утверждениях?
«Как личные, так и не личные формы глагола имеют два залога: действительный и страдательный.
Глаголы в действительном залоге выражают действие, которое производится подлежащим.
Глаголы в страдательном залоге выражают действие, которое испытывает на себе подлежащее».
Да, нарушен, в начале говорится о личных и не личных формах глагола, о возможных залогах, затем расшифровывается понятие страдательного и действительного залога, но не говорится ни где о том, что такое личные и не личные формы глагола[2].
Задание №6
О каких отношениях идет речь в следующих предложениях?
Речь идет об логических отношениях в структуре предложения. Отношение - ситуация, связанная с несколькими объектами; положение одного объекта по отношению к другому[3].
Какие отношения являются двухместными, а какие трехместными?
1. Наука противоположна религии – двухместное отношение
2. Иванов знает английский язык лучше французского языка - трехместное отношение.
3. Мы привыкли, что люди издеваются над тем, чего они не понимают (Гете) – двухместное отношение.
Задание №6
Установите, к каким семантическим категориям относятся выражения, входящие в следующие словосочетания:
1. Если некоторые сделки являются договорами. А все договоры суть гражданские правоотношения, то некоторые гражданские правоотношения являются сделками – Гражданское право.
2. Мать Сократа – Философия;
3. Всякая мать хочет мира – литература;
4. Валей Патеркул – известный римский историк – история;
5. «Мертвый человек сгорает на костре, а живой сгорает от забот» - философия;
6. Знание о жизни общества, полученное из книг, не является настоящим знанием – философия.
Список литературы
1. Геращенко Н.Ф. Логика и язык. Учебник для ВУЗов. – М.: Гардарика, 2002.
2. Формальная логика. Учебник / Под ред. Гетманова А.Д. – М.: Инфра-М, 2001.
3. Брянов Н.В. Теория умозаключений. – СПб.: Издательство СПбГТУ, 2001.
4. Волдин С.Н. Логика. Учебник. – М.: Инфра-М, 2000.
5. Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русский язык: теория и практика. - М. Инфра-М, 1999.
[1] Баранов А.Н., Караулов Ю.Н. Русский язык: теория и практика. - М. Инфра-М, 1999. – с. 68.
[2] Волдин С.Н. Логика. Учебник. – М.: Инфра-М, 2000. – с. 84.
[3] Геращенко Н.Ф. Логика и язык. Учебник для ВУЗов. – М.: Гардарика, 2002. – с. 101.