Тема № 3

План:

1.     Товарная информация: понятие, виды, формы, требования.

2.     Характеристика категорий стандартов.

1.     Товарная информация: понятие, виды, формы, требования.

Насыщение рынка товарами, расширение и углубление ассортимента являются одним из достижений перехода к рыночным отношениям. Однако потребителю зачастую трудно разобраться в этом товарном многообразии, сделать компетентный выбор достаточной и достоверной информации о каждом наименовании выпускаемых в продажу товаров. Причем необходима информация не только  о новых, но и о давно известных товарах.

Товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности.

Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и /или потребителей о продаваемых товарах являются производители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и в конечном счете жизненный цикл товара. В то же время изготовитель не является единственным источником информации. Производственную информацию может дополнять продавец.

В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на 3 вида: основополагающую; коммерческую; потребительскую.

Основополагающая товарная информация – основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации  и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.

Коммерческая товарная информация – сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях –посредниках, нормативных документов о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т.п. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.

Потребительская товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. Красочные изображения на товаре и/или упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями.

Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений  применяют многообразные формы товарной информации: словесную; цифровую; изобразительную; символическую; штриховую.

Каждая из указанных форм характеризуется как преимуществами, так и недостатками.

Таблица 1

Формы товарной информации, их преимущества и недостатки.

Название формы

Применение

Достоинства

Недостатки

Словесная

Основная информация, применяемая для характеристики товара, его особенностей.

·        Наиболее доступная для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке.

·        Громоздкость (для ее размещения требуется значительная площадь на упаковке и/или товаре).

·        Необходимо время для ее восприятия.

Продолжение таблицы 1

Цифровая

Применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре ( например, порядковые номера продукции, масса нетто, сроки и дата).

·        Лаконичность

·        Четкость и единообразие.

·        В ряде случаев доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям ( например, ассортиментные номера продукции и т.п)

Изобразительная

Обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток или других эстетических объектов (цветов, животных, насекомых и т.п). Основное назначение – создание потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателей.

·        Наглядность

·        Лаконичность

·        Доступность восприятия

·        Эстетичность

·        Эмоциональность

·        Возможности по представлению разносторонних сведений очень ограничены.


Символическая

Передается с помощью информационных знаков.

·        Лаконичность

·        Однозначность


·        Восприятие требует  определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации.

Продолжение таблицы 1

Штриховая

Предназначена для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов.

·        Автоматизированная идентификация

·        Автоматизированный учет и контроль товарных запасов

·        Оперативное управление процессом товародвижения

·        Повышение скорости и культуры обслуживания

·        Информационное обеспечение маркетинговых исследований.

·        Доступна только людям  с профессиональной подготовкой.



Требования к товарной информации:

К товарной информации  предъявляются следующие основные требования:

-         Достоверность

-         Доступность

-         Достаточность

Эти требования можно обозначить как «три Д».

Первое «Д» – достоверность – предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма в их преставлении, вводящих пользователей информации в заблуждение.

Второе «Д» – доступность – связано с принципом информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей.

В свою очередь общее требование доступности информации можно подразделить на ряд частных:

-         Языковая доступность означает, что информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен.

-         Востребованность – требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязательность изготовителя или продавца ее предоставлять по первому требованию, регламентируется  Федеральным законом «О защите прав потребителей».

-         Понятность – требование, предполагающее использование общепринятых понятий, терминов, определения которых приводятся в терминологических стандартных словарях и справочниках, или эти термины и понятия относятся к общепринятым, поэтому не требуют  определений и пояснений.

Третье «Д»- достаточность информации – может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней информации.

Неполная информация – это отсутствие  определенных сведений о отваре. Зачастую неполнота информации обуславливает ее недостоверность.

Излишняя информация – это предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости или не представляющих интерес для ее пользователей. Избыток информации тоже вреден, так как в современных условиях информационных перегрузок бесполезные сведения о товаре могут вызвать раздражение потребителя и побудить к отказу от покупки.

 Средствами товарной информации служат: маркировка; технические документы; справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда.


2.     Характеристика категорий стандартов.

Стандарты можно разделить исходя из сферы действия. Статус стандарта, исходя из сферы действия,  называют категорией стандарта.

Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) – стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандартом России). В области строительства  ГОСТ Р принимается Госстроем России.

К объектам государственных стандартов РФ относят:

-         Организационно методические общетехнические объекты межотраслевого применения;

-         Продукцию, работы и услуги, имеющее межотраслевое значение.

При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации, сертификации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции; типоразмерные ряды и типовые конструкции; классификация и кодирование технико-экономической информации; метрологические и другие общетехнические правила и нормы.

Обозначение государственного стандарта состоит из индекса (ГОСТ Р), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года принятия. В обозначении государствен­ных стандартов, входящих в комплекс (систему) стандартов, в регистрационном номере первые цифры с точкой определяют шифр комплекса государственных стандартов (см. с. 86).

Государственные стандарты применяют федеральные органы исполнительной власти и субъекты хозяйственной деятель­ности в следующих направлениях:

на всех стадиях жизненного цикла продукции (от разработки до использования и утилизации);

при выполнении работ и услуг;

при разработке технической документации.

Межгосударственные стандарты (ГОСТ), к которым присо­единилась Россия, применяются на ее территории без переоформления с введением их в действие постановлением Госстан­дарта (Госстроя России).

Стандарты отраслей* (ОСТ) могут разрабатываться и при­ниматься государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Компетенция указанных органов определяется положениями о них. Например, Положением о Министерстве путей сообщения РФ предусмотрено утвержде­ние единых нормативных документов, в том числе ОСТ, по тех­нической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок, направленных на обеспечение безопасности движения поездов и охраны труда.

Стандарты отраслей (как и государственные стандарты) раз­рабатывают на два объекта: 1) организационно-технические и общетехнические объекты; 2) продукцию, процессы и услуги. Но объекты ОСТ имеют отраслевое значение.

Примерами организационно-технических и общетехнических объектов являются: организация проведения работ по от­раслевой стандартизации; организация работ по метрологичес­кому обеспечению в отрасли; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий отраслевого применения (специфический крепеж, инструмент и др.).

Примерами продукции отраслевого значения как объекта ОСТ являются: коробки картонные для рыбной продукции (тогда как вообще коробки картонные являются объектами ГОСТ); рабочая обувь для работников мясомолочных предприятий (тогда как обувь кожаная и резиновая является объектом ГОСТ).

ОСТ применяют предприятия, подведомственные государственному органу управления, приняв­шему стандарт. Но условием обязательного исполнения требо­ваний ОСТ является включение ссылки на него в договор или техническую документацию изготовителя (поставщика).

* Отрасль — совокупность объектов хозяйственной деятельности незави­симо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабаты­вающих и (или) производящих продукцию, выполняющих работы и оказываю­щих услуги определенных видов, которые имеют однородное потребительское и функциональное назначение.

Продукции. Иные субъекты хозяйственной деятельности применя­ют ОСТы на добровольной основе.

Обозначение стандарта отрасли состоит из индекса (ОСТ), условного обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверж­дения стандарта. Например, в обозначении ОСТ 56—98—93 «Се­янцы и саженцы основных древесных и кустарниковых пород. Тех­нические условия» цифра 56 означает условное обозначение Федеральной службы лесного хозяйства, которая утвердила ОСТ.

Стандарты научно-технических, инженерных обществ и дру­гих общественных объединений (СТО). Объектами СТО явля­ются: 1) принципиально новые (пионерные) виды продукции и услуг; 2) новые методы испытаний; 3) нетрадиционные техно­логии разработки, изготовления, хранения и новые принципы организации и управления производством; 4) прочие виды дея­тельности.

Примером объекта № 1 СТО могут быть: СТО Российского общества оценщиков на такую новую услугу, как оценка каче­ства и стоимости имущества (имущества физических и юриди­ческих лиц); СТО научно-технического общества (НТО) бумаж­ной и деревообрабатывающей промышленности на унифициро­ванные окна повышенной, энергоэффективности для жилых зданий в регионах Сибири.

Примером объекта № 1 являются СТО того же НТО по эко­логической экспертизе малоэтажных жилых здании.

СТО разрабатываются для динамического отражения и рас­пространения полученных в определенных областях знаний и сферах профессиональных интересов результатов фундамен­тальных и прикладных исследований.

Разработка принципиально новых видов продукции (услуг), нетрадиционных технологий, методов испытаний — это резуль­тат НИР. Раньше разработку этих стандартов организовывали отраслевые министерства. Сейчас при отсутствии большинства отраслевых промышленных министерств эту функцию должны выполнять научно-технические и инженерные общества, объе­диняющие ученых и практиков определенной области науки и техники. Если, допустим, стоит задача разработки новых хими­ческих методов, то ее будут решать специалисты из Российско­го химического общества им. Д.И.Менделеева; если задача из области строительства, то ее будут решать специалисты Россий­ского научно-технического союза строителей.

СТО является объектом авторского права, и продажа его как интеллектуальной собственности заказчикам стандарта матери­ально укрепляет как само НТО, так и разработчиков СТО.

СТО подлежат согласованию с соответствующими надзор­ными органами, если устанавливаемые в них положения затра­гивают безопасность людей, имущества и окружающей среды.

Требования СТО не должны быть ниже уровня обязатель­ных требований государственных стандартов.

Обозначение СТО состоит из индекса (СТО), аббревиатуры общества, регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта.

Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются субъекта­ми хозяйственной деятельности в следующих случаях: 1) для обеспечения применения на предприятии государственных стан­дартов, стандартов отраслей и стандартов других категорий; 2) на создаваемые и применяемые на данном предприятии про­дукцию, процессы и услуги (составные части продукции, инст­румент, технологические процессы и т.п.).

СТП утверждает руководитель предприятия (объединения предприятий). СТП обязателен для работников данного пред­приятия, а поэтому (в отличие от ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ) являет­ся локальным нормативным актом.

Таким образом, основное назначение СТП — решение внут­ренних задач, например регламентация оптимальных процессов организации и управления производством. СТП в настоящее время является основным организационно-методическим доку­ментом в действующих на предприятиях системах обеспечения качества продукции (услуг).

Обозначение СТП состоит из индекса (СТП), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года подтверждения стандарта.

В соответствии с нормой, изложенной в п. 2 ст. 8 Закона РФ |о стандартизации», допускается разработка СТП и на поставляемую продукцию (услуги). В этих случаях в договоре на поставку продукции (оказание услуги) делается ссылка на соот­ветствующий СТП, а требования этих стандартов подлежат обя­зательному соблюдению договаривающимися субъектами хозяйственной деятельности. Тем не менее в российской прак­тике СТП на поставляемую продукцию не распространяются. За рубежом СТП фирм («фирменные стандарты») широко ис­пользуются как НД на выпускаемую продукцию. Более того, фирменные стандарты «задают тон» в качестве продукции, по­скольку только в превосходстве требований к качеству продук­ции по сравнению с государственными и международными стан­дартами залог успеха фирм в конкурентной борьбе.

Некоторые отечественные предприятия задают в своих СТП более жесткие требования, чем государственные стандарты, хотя поставляют продукцию по государственным стандартам. Речь идет, например, о подмосковной агрофирме «Белая дача», в СТП которой предусмотрено создание экологически чистой овощной продукции; о московском предприятии с участием иностранного капитала — о фабрике «Ява», которая заклады­вает во внутренних стандартах нормы по содержанию смол и никотина в сигаретах более жесткие, чем в ГОСТе, но соответ­ствующие евростандартам.

Список используемой литературы:

1. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов.- М : НОРМА, 1999 -283 с.

2.Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник – 2-е изд., испр. и доп. – М: Юрайт – м, 2001. – 268 с.