Тема № 3
План:
1. Товарная информация: понятие, виды, формы, требования.
2. Характеристика категорий стандартов.
1. Товарная информация: понятие, виды, формы, требования.
Насыщение рынка товарами, расширение и углубление ассортимента являются одним из достижений перехода к рыночным отношениям. Однако потребителю зачастую трудно разобраться в этом товарном многообразии, сделать компетентный выбор достаточной и достоверной информации о каждом наименовании выпускаемых в продажу товаров. Причем необходима информация не только о новых, но и о давно известных товарах.
Товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности.
Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и /или потребителей о продаваемых товарах являются производители. От того, насколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и в конечном счете жизненный цикл товара. В то же время изготовитель не является единственным источником информации. Производственную информацию может дополнять продавец.
В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на 3 вида: основополагающую; коммерческую; потребительскую.
Основополагающая товарная информация – основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений. К основополагающей информации относятся вид и наименование предприятия-изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.
Коммерческая товарная информация – сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях –посредниках, нормативных документов о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т.п. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование.
Потребительская товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные в конечном счете на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. Красочные изображения на товаре и/или упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями.
Для доведения сведений до субъектов рыночных отношений применяют многообразные формы товарной информации: словесную; цифровую; изобразительную; символическую; штриховую.
Каждая из указанных форм характеризуется как преимуществами, так и недостатками.
Таблица 1
Формы товарной информации, их преимущества и недостатки.
Название формы |
Применение |
Достоинства |
Недостатки |
Словесная |
Основная информация, применяемая для характеристики товара, его особенностей. |
· Наиболее доступная для грамотного населения, если она дана на соответствующем языке. |
· Громоздкость (для ее размещения требуется значительная площадь на упаковке и/или товаре). · Необходимо время для ее восприятия. |
Продолжение таблицы 1
Цифровая |
Применяется чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда требуется количественная характеристика сведений о товаре ( например, порядковые номера продукции, масса нетто, сроки и дата). |
· Лаконичность · Четкость и единообразие. |
· В ряде случаев доступна лишь профессионалам и непонятна потребителям ( например, ассортиментные номера продукции и т.п) |
Изобразительная |
Обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара или репродукции с картин, фотографий, открыток или других эстетических объектов (цветов, животных, насекомых и т.п). Основное назначение – создание потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателей. |
· Наглядность · Лаконичность · Доступность восприятия · Эстетичность · Эмоциональность |
· Возможности по представлению разносторонних сведений очень ограничены. |
Символическая |
Передается с помощью информационных знаков. |
· Лаконичность · Однозначность |
· Восприятие требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации. |
Продолжение таблицы 1
Штриховая |
Предназначена для автоматизированных идентификации и учета информации о товаре, закодированной в виде цифр и штрихов. |
· Автоматизированная идентификация · Автоматизированный учет и контроль товарных запасов · Оперативное управление процессом товародвижения · Повышение скорости и культуры обслуживания · Информационное обеспечение маркетинговых исследований. |
· Доступна только людям с профессиональной подготовкой. |
Требования к товарной информации:
К товарной информации предъявляются следующие основные требования:
- Достоверность
- Доступность
- Достаточность
Эти требования можно обозначить как «три Д».
Первое «Д» – достоверность – предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма в их преставлении, вводящих пользователей информации в заблуждение.
Второе «Д» – доступность – связано с принципом информационной открытости сведений о товаре для всех пользователей.
В свою очередь общее требование доступности информации можно подразделить на ряд частных:
- Языковая доступность означает, что информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен.
- Востребованность – требование, закрепляющее право потребителя на необходимую информацию и обязательность изготовителя или продавца ее предоставлять по первому требованию, регламентируется Федеральным законом «О защите прав потребителей».
- Понятность – требование, предполагающее использование общепринятых понятий, терминов, определения которых приводятся в терминологических стандартных словарях и справочниках, или эти термины и понятия относятся к общепринятым, поэтому не требуют определений и пояснений.
Третье «Д»- достаточность информации – может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает предоставление как неполной, так и излишней информации.
Неполная информация – это отсутствие определенных сведений о отваре. Зачастую неполнота информации обуславливает ее недостоверность.
Излишняя информация – это предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости или не представляющих интерес для ее пользователей. Избыток информации тоже вреден, так как в современных условиях информационных перегрузок бесполезные сведения о товаре могут вызвать раздражение потребителя и побудить к отказу от покупки.
Средствами товарной информации служат: маркировка; технические документы; справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда.
2. Характеристика категорий стандартов.
Стандарты можно разделить исходя из сферы действия. Статус стандарта, исходя из сферы действия, называют категорией стандарта.
Государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р) – стандарт, принятый Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандартом России). В области строительства ГОСТ Р принимается Госстроем России.
К объектам государственных стандартов РФ относят:
- Организационно методические общетехнические объекты межотраслевого применения;
- Продукцию, работы и услуги, имеющее межотраслевое значение.
При стандартизации организационно-методических и общетехнических объектов устанавливаются положения, обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, например: организация работ по стандартизации, сертификации; разработка и постановка продукции на производство; правила оформления технической, управленческой, информационно-библиографической документации; общие правила обеспечения качества продукции; типоразмерные ряды и типовые конструкции; классификация и кодирование технико-экономической информации; метрологические и другие общетехнические правила и нормы.
Обозначение государственного стандарта состоит из индекса (ГОСТ Р), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года принятия. В обозначении государственных стандартов, входящих в комплекс (систему) стандартов, в регистрационном номере первые цифры с точкой определяют шифр комплекса государственных стандартов (см. с. 86).
Государственные стандарты применяют федеральные органы исполнительной власти и субъекты хозяйственной деятельности в следующих направлениях:
на всех стадиях жизненного цикла продукции (от разработки до использования и утилизации);
при выполнении работ и услуг;
при разработке технической документации.
Межгосударственные стандарты (ГОСТ), к которым присоединилась Россия, применяются на ее территории без переоформления с введением их в действие постановлением Госстандарта (Госстроя России).
Стандарты отраслей* (ОСТ) могут разрабатываться и приниматься государственными органами управления в пределах их компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого значения. Компетенция указанных органов определяется положениями о них. Например, Положением о Министерстве путей сообщения РФ предусмотрено утверждение единых нормативных документов, в том числе ОСТ, по технической эксплуатации железных дорог и условиям перевозок, направленных на обеспечение безопасности движения поездов и охраны труда.
Стандарты отраслей (как и государственные стандарты) разрабатывают на два объекта: 1) организационно-технические и общетехнические объекты; 2) продукцию, процессы и услуги. Но объекты ОСТ имеют отраслевое значение.
Примерами организационно-технических и общетехнических объектов являются: организация проведения работ по отраслевой стандартизации; организация работ по метрологическому обеспечению в отрасли; типоразмерные ряды и типовые конструкции изделий отраслевого применения (специфический крепеж, инструмент и др.).
Примерами продукции отраслевого значения как объекта ОСТ являются: коробки картонные для рыбной продукции (тогда как вообще коробки картонные являются объектами ГОСТ); рабочая обувь для работников мясомолочных предприятий (тогда как обувь кожаная и резиновая является объектом ГОСТ).
ОСТ применяют предприятия, подведомственные государственному органу управления, принявшему стандарт. Но условием обязательного исполнения требований ОСТ является включение ссылки на него в договор или техническую документацию изготовителя (поставщика).
* Отрасль — совокупность объектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, разрабатывающих и (или) производящих продукцию, выполняющих работы и оказывающих услуги определенных видов, которые имеют однородное потребительское и функциональное назначение.
Продукции. Иные субъекты хозяйственной деятельности применяют ОСТы на добровольной основе.
Обозначение стандарта отрасли состоит из индекса (ОСТ), условного обозначения министерства (ведомства), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта. Например, в обозначении ОСТ 56—98—93 «Сеянцы и саженцы основных древесных и кустарниковых пород. Технические условия» цифра 56 означает условное обозначение Федеральной службы лесного хозяйства, которая утвердила ОСТ.
Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО). Объектами СТО являются: 1) принципиально новые (пионерные) виды продукции и услуг; 2) новые методы испытаний; 3) нетрадиционные технологии разработки, изготовления, хранения и новые принципы организации и управления производством; 4) прочие виды деятельности.
Примером объекта № 1 СТО могут быть: СТО Российского общества оценщиков на такую новую услугу, как оценка качества и стоимости имущества (имущества физических и юридических лиц); СТО научно-технического общества (НТО) бумажной и деревообрабатывающей промышленности на унифицированные окна повышенной, энергоэффективности для жилых зданий в регионах Сибири.
Примером объекта № 1 являются СТО того же НТО по экологической экспертизе малоэтажных жилых здании.
СТО разрабатываются для динамического отражения и распространения полученных в определенных областях знаний и сферах профессиональных интересов результатов фундаментальных и прикладных исследований.
Разработка принципиально новых видов продукции (услуг), нетрадиционных технологий, методов испытаний — это результат НИР. Раньше разработку этих стандартов организовывали отраслевые министерства. Сейчас при отсутствии большинства отраслевых промышленных министерств эту функцию должны выполнять научно-технические и инженерные общества, объединяющие ученых и практиков определенной области науки и техники. Если, допустим, стоит задача разработки новых химических методов, то ее будут решать специалисты из Российского химического общества им. Д.И.Менделеева; если задача из области строительства, то ее будут решать специалисты Российского научно-технического союза строителей.
СТО является объектом авторского права, и продажа его как интеллектуальной собственности заказчикам стандарта материально укрепляет как само НТО, так и разработчиков СТО.
СТО подлежат согласованию с соответствующими надзорными органами, если устанавливаемые в них положения затрагивают безопасность людей, имущества и окружающей среды.
Требования СТО не должны быть ниже уровня обязательных требований государственных стандартов.
Обозначение СТО состоит из индекса (СТО), аббревиатуры общества, регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года утверждения стандарта.
Стандарты предприятий (СТП) разрабатываются субъектами хозяйственной деятельности в следующих случаях: 1) для обеспечения применения на предприятии государственных стандартов, стандартов отраслей и стандартов других категорий; 2) на создаваемые и применяемые на данном предприятии продукцию, процессы и услуги (составные части продукции, инструмент, технологические процессы и т.п.).
СТП утверждает руководитель предприятия (объединения предприятий). СТП обязателен для работников данного предприятия, а поэтому (в отличие от ГОСТ, ГОСТ Р, ОСТ) является локальным нормативным актом.
Таким образом, основное назначение СТП — решение внутренних задач, например регламентация оптимальных процессов организации и управления производством. СТП в настоящее время является основным организационно-методическим документом в действующих на предприятиях системах обеспечения качества продукции (услуг).
Обозначение СТП состоит из индекса (СТП), регистрационного номера и отделенных тире двух последних цифр года подтверждения стандарта.
В соответствии с нормой, изложенной в п. 2 ст. 8 Закона РФ |о стандартизации», допускается разработка СТП и на поставляемую продукцию (услуги). В этих случаях в договоре на поставку продукции (оказание услуги) делается ссылка на соответствующий СТП, а требования этих стандартов подлежат обязательному соблюдению договаривающимися субъектами хозяйственной деятельности. Тем не менее в российской практике СТП на поставляемую продукцию не распространяются. За рубежом СТП фирм («фирменные стандарты») широко используются как НД на выпускаемую продукцию. Более того, фирменные стандарты «задают тон» в качестве продукции, поскольку только в превосходстве требований к качеству продукции по сравнению с государственными и международными стандартами залог успеха фирм в конкурентной борьбе.
Некоторые отечественные предприятия задают в своих СТП более жесткие требования, чем государственные стандарты, хотя поставляют продукцию по государственным стандартам. Речь идет, например, о подмосковной агрофирме «Белая дача», в СТП которой предусмотрено создание экологически чистой овощной продукции; о московском предприятии с участием иностранного капитала — о фабрике «Ява», которая закладывает во внутренних стандартах нормы по содержанию смол и никотина в сигаретах более жесткие, чем в ГОСТе, но соответствующие евростандартам.
Список используемой литературы:
1. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. Учебник для вузов.- М : НОРМА, 1999 -283 с.
2.Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации: Учебник – 2-е изд., испр. и доп. – М: Юрайт – м, 2001. – 268 с.