Министерство путей сообщения Российской Федерации
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ
Кафедра «Финансы и кредит»
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Вариант 18: Региональные аспекты экономической безопасности
Выполнил:
________________
________________
Проверил:
________________
Хабаровск 2004
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Региональный аспект национальной безопасности……………………..4
2. Критерии и параметры экономической безопасности региона………...7
3. Основные направления региональной политики государства………...13
Заключение……………………………………………………………………....19
Список использованной литературы…………………………………………..20
Введение
Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, пограничной, экологической и других сферах. 10 января 2000 г. был подписан Указ Президента РФ № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Концепция национальной безопасности Российской Федерации — это система взглядов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Реализация национальных интересов России возможна только при устойчивом развитии экономики.
Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности — оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической и др. — зависит от экономических возможностей страны.
Главным национальным интересом в области экономики, сформулированным в государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, является обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешнего воздействия. Защита этого национального интереса России возможна на основе устойчиво функционирующего, многоотраслевого, высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию — вооружением, социальную сферу — предметами потребления и услугами, а экспорт — конкурентоспособными на внешнем рынке товарами.
Экономическая безопасность подразумевает сохранение и обеспечение жизненно важных интересов основных слоев населения страны. Положения и принципы экономической безопасности обретают необходимую четкость, когда определены основные тенденции развития социально-экономической структуры и фундаментальные интересы населения страны.
Эффективная система экономической безопасности - вопрос жизни любой страны. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.
1. Региональный аспект национальной безопасности.
Проблема защиты экономической безопасности весьма остро стоит не только для страны в целом, но и для отдельного региона. Каждый регион, испытывая сильное влияние общероссийских экономических тенденций и явлений, в то же время имеет свои проблемы безопасности, которые определяются особенностями региона: географическим положением, климатическими условиями, структурой отраслей экономики, национальным составом населения и культурно-историческими традициями его поведения.
Все это делает особо актуальной целенаправленную деятельность по предотвращению и преодолению опасных для экономики регионов тенденций и явлений и обеспечению экономической безопасности этих регионов.
Экономическая безопасность региона рассматривается как состояние, при котором отсутствуют, сведены к минимуму или устранены внутренние и внешние угрозы сохранения социально-экономического и финансового потенциала региона ниже уровня, достаточного для повышения благосостояния его населения. Рост благосостояния населения региона - основа отсутствия (или слабого проявления) социальных конфликтов, сепаратистских намерений и обеспечения единства Федерации.
Система экономической безопасности региона включает в себя следующие блоки. Первый блок - интересы региона в области экономики. Второй блок - оценка внешних и внутренних угроз экономической безопасности региона. Третий блок - формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость региональной экономики и приводящих ее к выпадению из единого рыночного пространства. Необходимо создание таких методов формирования экономической политики региона, которые обеспечивали бы органичное встраивание в этот процесс детальной проработки проблем экономической безопасности. И четвертый блок - это организационное обеспечение защиты экономической безопасности региона. Защита экономической безопасности требует постоянной деятельности по выявлению и диагностике угроз региональным интересам в области экономики и разработке мер по их предотвращению и преодолению.
Для реализации этих блоков системы экономической безопасности региона необходим определенный инструментарий. Таким инструментарием служат индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения. Пороговые значения количественно выражают региональные интересы в области экономики, встраиваемость экономики региона в экономику страны и общероссийский рынок. Они являются важнейшим инструментом практической деятельности по защите этих интересов.
Региональные социально-экономические интересы, угрозы и пороговые значения должны учитывать соответствующие параметры в этой сфере в целом по России, во всяком случае, не противоречить им, но не обязательно повторять их, а также специфику экономики и социальной сферы данного региона.
Главными региональными национальными интересами в области экономики, на наш взгляд, являются повышение благосостояния населения и интеграция региональной экономики, кооперация ее отраслей с другими регионами (доля продукции региона в общероссийском товарообороте).
В сферу регионального интереса входит увеличение всех видов доходов населения, снижение уровня бедности и безработицы, доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи и коммунальных услуг. Особое значение следует придать оплате наемного труда. Первоочередным условием защиты главного регионального интереса в социальной сфере необходимо сделать достижение того, чтобы квалифицированный, добросовестный труд мог обеспечить достойный уровень жизни работника и его семьи.
Социальная безопасность, оторванная от своих корней - экономики, не достижима. Это будет очередная утопия, вроде построения социализма в отдельно взятой стране. Вместе с тем, социальные индикаторы с учетом их взаимодействия с другими индикаторами экономической безопасности могут и должны являться ориентиром при установлении региональной системы пороговых значений экономической безопасности региона.
2. Критерии и параметры экономической безопасности региона.
Учитывая специфику проблем обеспечения региональной экономической безопасности необходима выработка особой системы параметров, ориентированной на регионы. В соответствии со Стратегией экономической безопасности РФ (основные направления), утвержденной Указом Президента РФ в 1996 г., в ряде публикаций рассматривались проблемы определения показателей (пороговые значения) экономической безопасности. Однако в них предметом обсуждения были в основном системы показателей для оценки экономической безопасности на федеральном уровне. Учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей для регионов, основанная на регионально-ориентированном методическом подходе, который должен обеспечить:
• оценку кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере регионов;
• оценку влияния региональных кризисных ситуаций на национальную безопасность России;
• выделение приоритетов и траекторий социально-экономического развития региона;
• разработку и обоснование программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности региона.
Разработка системы критериев и параметров экономической безопасности регионов должна базироваться на использовании следующих общеметодологических признаков: во-первых, комплексности, необходимости анализа и учета всех сторон объекта изучения; во-вторых, системности, учета ряда взаимосвязей и взаимозависимостей; в-третьих, вариантности (альтернативности), выявления и обоснования нескольких вариантов выхода из кризисной ситуации; в-четвертых, безусловного примата экономической безопасности как важного элемента оценки жизнедеятельности населения и экономики в регионе; в-пятых, приемлемого риска, т.е. выявления и реализации доступных мер по недопущению возникновения пороговых ситуаций.
Анализ положения в регионе должен опираться на набор индикаторов экономической безопасности, который позволит выявить и качественно оценить грядущие угрозы, а также реализовать комплекс программно-целевых мер по стабилизации обстановки.
К принципиальным требованиям системы параметров экономической безопасности регионов относятся:
• возможность использования данного параметра в федеральных органах исполнительной власти и органах власти субъектов Федерации;
• совместимость данного параметра с действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования;
• достаточная степень конкретности и определенности, позволяющая давать однозначную оценку фактическому состоянию экономики страны в целом, отрасли и региона с позиций обеспечения экономической безопасности;
• возможность осуществлять мониторинг и прогнозирование факторов, влияющих на уровень угроз безопасности региона.
К основным критериям, характеризующим интересы региона в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, политическую стабильность, целостность общества и экономики, относятся:
• способность экономики функционировать в условиях режима расширенного воспроизводства;
• границы критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране;
• госконтроль над стратегическими ресурсами;
• устойчивость финансовой системы; поддержание научного и инновационного потенциала;
• сохранение экономического единства в регионе;
• обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.
Для экономической безопасности региона принципиальными являются пороги показателей — предельные значения, несоблюдение (превышение или недостижение) которых приведет к началу разрушительных нерегламентированных процессов в регионе.
Интересы экономической безопасности России сегодня, как никогда, требуют объективного и всестороннего мониторинга экономики и общества с использованием индикаторов экономической безопасности, который предполагает прежде всего фактическое отслеживание, анализ и прогнозирование важнейших групп экономических показателей (индикаторов), а также реализацию специально разработанных механизмов противодействия угрозам безопасности и достижения устойчивого состояния экономики.
Можно выделить следующие группы объектов для индикативного анализа экономической безопасности региона:
• макроэкономические показатели состояния экономики (общий объем производства, ВВП на душу населения и др.);
• демография, уровень и качество жизни (рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; средняя и минимальная заработная плата и пенсии в сравнении с прожиточным минимумом; различие в уровне доходов между отдельными слоями населения; потребление важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования);
• динамика занятости, в том числе по крупным экономическим районам, половозрастным и социальным группам населения;
• динамика производства, обеспеченность ресурсами, работоспособность и степень изношенности важнейших производственных мощностей, основных коммуникационных и других жизнеобеспечивающих систем, техническая аварийность;
• состояние финансово-бюджетной и кредитной системы, обеспеченность финансовыми ресурсами важнейших государственных нужд, расчетная дисциплина, дотации, убыточность;
• развитие рыночных структур, структура собственности, доля собственников в общей численности населения, социальная активность населения;
• действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования.
Очевидно, что в переходный период необходимо отслеживать взаимосвязи между масштабами и скоростью преобразований и возникновением опасных тенденций в социально-экономическом развитии — тенденций, угрожающих безопасности страны в целом. В распоряжении власти постоянно должен находиться инструментарий анализа потенциальных и реальных угроз экономической безопасности, альтернативный (сценарный) набор решения данных проблем, позволяющих найти компромисс, увязать противоречивые интересы и тенденции развития общества.
Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разработка эффективных мер политики экономической безопасности по предупреждению и компенсации ущерба, является определение системы общих пороговых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. Представляется, что общие пороговые значения безопасности можно охарактеризовать системой критериальных оценок общехозяйственного, социально-экономического и финансово-экономического плана, отражающих предельно допустимые уровни снижения:
• экономической активности, объемов производства, инвестирования, без сохранения которого невозможно самостоятельное экономическое развитие региона;
• уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудовых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза выживанию нации;
• затрат на сохранение и воспроизводство природно-экологического потенциала, за границами которого лежит опасность разрушения элементов природной среды, нанесения непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущих поколений и др.
Очевидно, что индикаторы имеют свои пороговые значения, за пределами которых экономика функционирует в экстремальных режимах.
Система параметров (пороговых значений) экономической безопасности региона должна основываться на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.
Каждый из основных индикаторов угроз экономической безопасности связан с оценкой кризисной ситуации в определенной сфере экономики. В этой связи общая схема выявления возможных угроз и схема их преодоления включает следующие действия.
1. Оцениваются траектории развития конкретной ситуации в случае:
• ориентации угрожаемых процессов на саморегулирование;
• ориентации угрожаемых процессов на государственное регулирование и использование компенсационных ресурсов;
• определения сроков возможного выхода системы из критического состояния.
2. Отрабатываются альтернативные варианты преодоления кризисной ситуации.
Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от друга, не позволяет выйти на их пороговые значения, только в системе можно получить объективную оценку. Отдельные, даже критериальные оценки (основные) не позволяют сделать выводы о реальной степени угрозы экономической безопасности. При этом пороговые значения показателей могут определяться только с учетом особенностей периодов развития экономики, что обусловливает необходимость использования вариантной оценки.
Практика показывает, что нужно не просто определить чисто макроэкономические индикаторы, на которые трудно повлиять в оперативном порядке (их динамика складывается достаточно инерционно и под воздействием многих факторов, которые зачастую не поддаются влиянию). Целесообразно использовать индикаторы, которые поддаются воздействию со стороны государства, причем как в стратегическом, так и в тактическом плане. Речь идет о выявлении «болевых точек» и способах воздействия на них.
Критическая величина экономических показателей безопасности не всегда означает ситуацию полного краха экономики в целом или отдельных ее областей. Она прежде всего свидетельствует о необходимости оперативного вмешательства органов управления с целью изменения опасных тенденций. Поэтому установление общепризнанных пороговых пределов деструктивного развития экономики позволяет ограничить существующую ныне свободу оценок ситуации в стране и найти точки взаимопонимания различных политических сил.
Система параметров безопасности может корректироваться с учетом особенностей региона. При доработке системы показателей для конкретного региона необходимо учесть ряд моментов.
1. Целесообразно разделить все показатели на две группы: показатели-критерии, четко ориентированные на оценку уровня экономической безопасности, и аналитико-информационные показатели, дополняющие общую картину.
2. Необходимо исключить показатели, которые не поддаются расчетам или по которым пороговые значения безопасности определить невозможно.
3. Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от друга, не позволяет выйти на их пороговые значения, только в системе можно получить их объективную оценку.
4. Пороговые значения показателей могут определяться только с учетом особенностей периодов развития экономики, что обусловливает необходимость использования вариантной оценки пороговых значений показателей (см. таблицу).
Принципиальная трудность заключается в том, что в России никогда не измеряли пределы экономической выживаемости. Поэтому совершенно не ясно, например, что означает превышение отдельных предельно допустимых уровней — либо мы уже находимся в условиях экономического краха, пока не ощущая в должной мере его последствий, либо пределы допустимого для России являют собой еще неведомый миру феномен, либо мы просто не знаем реального положения дел в стране (поскольку отсутствует объективный экономический мониторинг) и поэтому не можем сказать ничего определенного о количественных показателях кризисных явлений в экономике страны.
3. Основные направления региональной политики государства.
Анализ социально-экономической ситуации показывает, что причины складывающихся угроз экономической безопасности страны имеют ярко выраженный региональный характер. Они — регионально дифференцированы, будь то глубокий экономический спад или безработица, высокий уровень задолженности по заработной плате, пенсиям и социальным пособиям, низкая финансовая дисциплина, слабая защищенность отечественных товаропроизводителей. Решению многих социально-экономических проблем препятствуют несовершенные, не соответствующие полномочиям региональных органов налоговая и бюджетная системы, большое количество часто необоснованно и конъюнктурно предоставляемых налоговых, таможенных и иных льгот, затрудняющих решение стратегических задач. Страну захлестывает коррупция и криминализация. В ряде регионов криминальные элементы открыто рвутся к власти. Все это усугубляется возрастающей дифференциацией экономического развития регионов и уровня жизни их населения.
Не случайно большинство мер по обеспечению национальной и экономической безопасности имели региональный характер, так как возникающие угрозы, как правило, связаны с определенными районами и могут охватить своими негативными последствиями также и другие территории.
Дальнейшее социальное и экономическое развитие нашего общества напрямую зависит от четкой региональной политики государства. Учитывая необходимость обеспечения национальной и экономической безопасности России, государственная региональная политика призвана решать двуединую задачу. С одной стороны, необходимо активизировать интеграционные процессы, направленные на укрепление российской государственности и процветание ее экономики. С другой — локализовать региональные конфликты, ликвидировать их последствия, поэтапно устранять причины и факторы, их порождающие, свести к минимуму риск возникновения межэтнических конфликтов, обеспечивать стабилизацию политической, социально-экономической, экологической обстановки в каждом регионе России.
Важно отметить, что переход от методов планирования народного хозяйства к методам рыночного регулирования и регионального программирования не был безболезненным. Повсеместно произошло обострение социально-экономической напряженности, резко расширился состав депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов России.
Наблюдается чрезмерная территориальная концентрация производительных сил в результате преимущественного размещения торгово-промышленного и банковского капитала в немногих высокоурбанизированных зонах и крупнейших городах России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.
Одна из наиболее опасных угроз национальной безопасности и территориальной целостности государства исходит от регионального сепаратизма. Питательной почвой для активизации процессов экономического и политического сепаратизма являются, с одной стороны, резко возрастающая за последние годы территориальная дифференциация уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а с другой — получившая широкое распространение среди регионов с богатыми топливно-сырьевыми ресурсами (Среднее Приобье и др.) теория независимого экономического развития.
В условиях спада производства усиливается неравномерность социально-экономического развития регионов, разрыв между «развитыми» и «неразвитыми», в том числе «депрессивными», районами.
В этих условиях в сфере государственной региональной политики необходимо выделить приоритетные задачи, отвечающие, на наш взгляд, интересам национальной безопасности России:
• укрепление территориальной целостности и государственного суверенитета России на основе принципов федерализма. Сохранение единого экономического пространства как основы формирования общероссийского рынка;
• реализация новой стратегии территориального развития производительных сил страны и размещения отраслевых производств путем поддержания оптимальных территориальных пропорций в развитии экономики, включая ее военно-экономический потенциал. Преодоление резких различий в социально-экономическом уровне субъектов Российской Федерации. Приоритетное развитие регионов, имеющих геополитическое и стратегическое значение;
• совершенствование федеративных отношений. Последовательная реформа федеративного устройства страны. Подчинение интересам федерализма социальной, этнической, бюджетно-налоговой политики;
• последовательное формирование паритетных экономических и бюджетно-финансовых взаимоотношений между региональными и федеральными органами исполнительной власти, исключающих возникновение конфликтных ситуаций.
Одно из центральных мест в решении проблемы управления социально-экономическим развитием страны занимают вопросы укрепления финансовой самостоятельности и самодостаточности регионов на основе принципов бюджетного федерализма. Они предполагают: усиление роли территориальных бюджетов в системе государственных финансов страны; наделение каждого уровня власти для реализации полномочий необходимыми финансовыми ресурсами; обеспечение единства финансово-бюджетной и налоговой системы Российской Федерации при заключении соглашений по взаимоотношениям федеральных органов власти с субъектами Российской Федерации.
В этой связи требует серьезного улучшения действующая практика учета расходов федерального бюджета, передаваемых на территории субъектов Российской Федерации по всем направлениям. В первую очередь это необходимо для справедливого распределения всех видов финансовой помощи. Действующая модель трансферов за счет Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации несмотря на ее совершенствование на протяжении трех лет не отвечает требованиям эффективного развития экономики страны.
При действующей схеме выравнивание производится практически по всей совокупности доходных источников бюджетов субъектов Федерации без учета статуса этих источников. Это приводит к косвенному, скрытому перераспределению доходов от одного региона к другому. Тем самым ликвидируется стимул для субъектов Федерации к расширению собственной доходной базы, поскольку любой прирост доходов, по сравнению со средними для регионов России, получающих трансферт, подлежит перераспределению.
Представляется целесообразным рассмотреть проблему определения трансфертов с точки зрения выравнивания возможностей регионов по предоставлению определенного стандартного (или минимально гарантированного) набора государственных услуг населению независимо от места его фактического проживания и при относительно стандартном уровне налогообложения юридических и физических лиц.
Самостоятельной является проблема определения доходов, подлежащих выравниванию. На наш взгляд, выравниванию должны подлежать не все доходы субъектов Федерации, а только те, налоговая база которых зависит от результатов деятельности Федерации в целом.
Проведенный анализ отдельных проблем региональной экономической безопасности позволяет выделить вопросы государственной региональной политики, от решения которых будет в значительной степени зависеть территориальное и экономическое единство России. Это, в частности:
• ускорение работы по законодательно-правовому обеспечению федеративного устройства России на основе реального равноправия ее субъектов, разграничению предметов ведения и полномочий федеральных и региональных органов власти;
• активное противодействие сепаратистской и националистической деятельности в центре и на местах, направленной на политическую и экономическую дезинтеграцию и развал России;
• разработка комплексных мер по селективной государственной поддержке регионов с наиболее сложными социально-экономическими, демографическими и экологическими условиями, а также депрессивных и кризисных регионов;
• содействие ускоренному социально-экономическому развитию приграничных районов, обустройству новых границ России в увязке с формированием свободных экономических зон и активизацией приграничного регионального сотрудничества;
• регионализация структурной политики государства и учет региональных приоритетов при разработке и реализации целевых федеральных и межгосударственных экономических программ, особенно их инвестиционных разделов;
• оказание федеральной помощи депрессивным районам, а также районам с особыми условиями развития (Север, новые приграничные районы, территории с особым геополитическим положением);
• совершенствование системы бюджетного федерализма, предусматривающего усиление роли территориальных бюджетов в системе государственных финансов при сохранении достаточно сильного федерального бюджета, обеспечивающего единство финансово-бюджетной и налоговой системы страны;
• проведение упреждающих мер социально-экономического характера со стороны федеральных и региональных органов государственной власти по локализации очагов социальной напряженности, особенно связанных с депопуляцией и миграцией населения, спадом производства (в том числе в городах с узкой градообразующей базой и районах с развитым военно-промышленным комплексом), безработицей, кризисом неплатежей;
• формирование нормативно-правовой базы в целях усиления координирующей роли региональных и межрегиональных ассоциаций экономического взаимодействия в совместном решении комплексных экономических и социальных проблем развития сопредельных регионов и их участия в реализации федеральных целевых программ в части, относящейся к территории той или иной ассоциации.
Заключение
Проблема экономической безопасности имеет чрезвычайно важный аспект — обеспечение безопасности при проведении региональной политики. Практически все регионы России сталкиваются со множеством острых и сложных проблем — экономических, социальных, этнополитических, экологических, в большей или меньшей степени затронутых кризисными явлениями. К важнейшим из них можно отнести экономическую реинтеграцию регионов, состояние транспортного комплекса, региональный монополизм, региональные экономические кризисы и др. Однако необходимо остановиться на ключевой проблеме, связанной с формированием новых рыночных отношений, а именно: тенденциях развития и оценке состояния регионального сектора экономики.
Так, среди региональных аспектов основное значение имеют проблемы:
а) сепаратизма, ведущего к разрушению сложившегося социально-экономического и технологического пространства, сырьевых, товарных и информационных потоков;
б) развития депрессивных районов;
в) формирования новых полюсов и региональных центров роста.
Регионы должны самостоятельно решать вопросы освоения и использования природных ресурсов, развития торговли, сферы услуг, инфраструктуры регионального и локального значения, использования недвижимости, поддержания правопорядка, развития специальных форм культуры, образования и здравоохранения. При этом необходимо сохранить единое военно-политическое и социально-экономическое пространство, обеспечивающее беспрепятственное перемещение товаров, сырья, трудовых ресурсов. В настоящее время происходит трансформация принципов региональной политики от пространственной экспансии, моноцентризма, централизма и интеграции к принципам полицентризма, федерализма и дифференциации, на которых должна строиться региональная стратегия обеспечения экономической безопасности.
Список использованной литературы
1. «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» утвержденная Указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000 г.
2. Государственная стратегия экономической безопасности Российской федерации от 29 апреля 1996 г. № 608
3. Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист, № 2, 2001
4. Сенчагов В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. Кн. 4. – М.: Финстатинформ, 2002. – 128 с.
5. Шлендер П. Э., Маслова В. м. Безопасность жизнедеятельности: Уч. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2003 . – 208 с.
6. Экономическая безопасность: Производство-Финансы-Банки / Под ред. В. К. Сенчагова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998. – 621 с.