Министерство путей сообщения Российской Федерации


ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ





                                                                               Кафедра «Финансы и кредит»





ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Вариант 18: Региональные аспекты экономической безопасности






                                                                                             Выполнил:

                                                                                             ________________

                                                                                             ________________


                                                                                             Проверил:

                                                                                             ________________










Хабаровск 2004


С О Д Е Р Ж А Н И Е


Введение…………………………………………………………………………..3

1.     Региональный аспект национальной безопасности……………………..4

2.     Критерии и параметры экономической безопасности региона………...7

3.     Основные направления региональной политики государства………...13

Заключение……………………………………………………………………....19

Список использованной литературы…………………………………………..20




















Введение

       Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международ­ной, информационной, пограничной, экологической и других сферах. 10 января 2000 г. был подписан Указ Президента РФ № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Концепция национальной безопасности Российской Федерации — это система взглядов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной поли­тики Российской Федерации. Реализация национальных интересов России возможна только при устойчивом развитии экономики.

       Первостепенную роль в обеспечении национальной безопас­ности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности — оборонной, экологической, инфор­мационной, внешнеполитической и др. — зависит от экономи­ческих возможностей страны.

       Главным национальным интересом в области экономики, сфор­мулированным в государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, является обеспечение спо­собности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешнего воздействия. Защита этого национального интереса России воз­можна на основе устойчиво функционирующего, многоотрасле­вого, высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудова­нием, армию — вооружением, социальную сферу — предметами потребления и услугами, а экспорт — конкурентоспособными на внешнем рынке товарами.

       Экономическая безопасность подразумевает сохранение и обес­печение жизненно важных интересов основных слоев населения страны. Положения и принципы экономической безопасности обретают необходимую четкость, когда определены основные тенденции развития социально-экономической структуры и фун­даментальные интересы населения страны.

       Эффективная система экономической безопасности - вопрос жизни любой страны. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

1.     Региональный аспект национальной безопасности.

       Проблема защиты экономической безопасности весьма остро стоит не только для страны в целом, но и для отдельного региона. Каждый регион, испытывая сильное влияние общероссийских экономических тенденций и явлений, в то же время имеет свои проблемы безопасности, которые опре­деляются особенностями региона: географическим положением, климати­ческими условиями, структурой отраслей экономики, национальным со­ставом населения и культурно-историческими традициями его поведения.

       Все это делает особо актуальной целенаправленную деятельность по предотвращению и преодолению опасных для экономики регионов тен­денций и явлений и обеспечению экономической безопасности этих ре­гионов.

       Экономическая безопасность региона рассматривается как состояние, при котором отсутствуют, сведены к минимуму или устранены внутрен­ние и внешние угрозы сохранения социально-экономического и финансово­го потенциала региона ниже уровня, достаточного для повышения благо­состояния его населения. Рост благосостояния населения региона - ос­нова отсутствия (или слабого проявления) социальных конфликтов, сепаратистских намерений и обеспечения единства Федерации.

       Система экономической безопасности региона включает в себя сле­дующие блоки. Первый блок - интересы региона в области экономики. Второй блок - оценка внешних и внутренних угроз экономической бе­зопасности региона. Третий блок - формирование экономической поли­тики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих ус­тойчивость региональной экономики и приводящих ее к выпадению из единого рыночного пространства. Необходимо создание таких методов формирования экономической политики региона, которые обеспечивали бы органичное встраивание в этот процесс детальной проработки про­блем экономической безопасности. И четвертый блок - это организаци­онное обеспечение защиты экономической безопасности региона. Защи­та экономической безопасности требует постоянной деятельности по вы­явлению и диагностике угроз региональным интересам в области экономики и разработке мер по их предотвращению и преодолению.

       Для реализации этих блоков системы экономической безопасности региона необходим определенный инструментарий. Таким инструмента­рием служат индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения. Пороговые значения количественно выражают региональные интересы в области экономики, встраиваемость экономики региона в экономику страны и общероссийский рынок. Они являются важнейшим ин­струментом практической деятельности по защите этих интересов.

       Региональные социально-экономические интересы, угрозы и порого­вые значения должны учитывать соответствующие параметры в этой сфе­ре в целом по России, во всяком случае, не противоречить им, но не обя­зательно повторять их, а также специфику экономики и социальной сфе­ры данного региона.

       Главными региональными национальными интересами в области эко­номики, на наш взгляд, являются повышение благосостояния населения и интеграция региональной экономики, кооперация ее отраслей с другими ре­гионами (доля продукции региона в общероссийском товарообороте).

       В сферу регионального интереса входит увеличение всех видов доходов населения, снижение уровня бедности и безработицы, доступность для на­селения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи и коммунальных услуг. Особое зна­чение следует придать оплате наемного труда. Первоочередным условием защиты главного регионального интереса в социальной сфере необходимо сделать достижение того, чтобы квалифицированный, добросовестный труд мог обеспечить достойный уровень жизни работника и его семьи.

       Социальная безопасность, оторванная от своих корней - экономики, не достижима. Это будет очередная утопия, вроде построения социализ­ма в отдельно взятой стране. Вместе с тем, социальные индикаторы с уче­том их взаимодействия с другими индикаторами экономической безопас­ности могут и должны являться ориентиром при установлении региональ­ной системы пороговых значений экономической безопасности региона.


2.     Критерии и параметры экономической безопасности региона.

       Учитывая специфику проблем обеспечения региональной экономи­ческой безопасности необходима выработка особой системы парамет­ров, ориентированной на регионы. В соответствии со Стратегией эко­номической безопасности РФ (основные направления), утвержденной Указом Президента РФ в 1996 г., в ряде публикаций рассматривались проблемы определения показателей (пороговые значения) экономичес­кой безопасности. Однако в них предметом обсуждения были в основ­ном системы показателей для оценки экономической безопасности на федеральном уровне. Учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная про­работка проблем показателей для регионов, основанная на региональ­но-ориентированном методическом подходе, который должен обеспе­чить:

•  оценку кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере реги­онов;

•  оценку влияния региональных кризисных ситуаций на нацио­нальную безопасность России;

•  выделение приоритетов и траекторий социально-экономического развития региона;

•  разработку и обоснование программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности региона.

       Разработка системы критериев и параметров экономической безопас­ности регионов должна базироваться на использовании следующих об­щеметодологических признаков: во-первых, комплексности, необходи­мости анализа и учета всех сторон объекта изучения; во-вторых, систем­ности, учета ряда взаимосвязей и взаимозависимостей; в-третьих, вариантности (альтернативности), выявления и обоснования несколь­ких вариантов выхода из кризисной ситуации; в-четвертых, безусловно­го примата экономической безопасности как важного элемента оценки жизнедеятельности населения и экономики в регионе; в-пятых, приемле­мого риска, т.е. выявления и реализации доступных мер по недопуще­нию возникновения пороговых ситуаций.

       Анализ положения в регионе должен опираться на набор индикато­ров экономической безопасности, который позволит выявить и каче­ственно оценить грядущие угрозы, а также реализовать комплекс про­граммно-целевых мер по стабилизации обстановки.

       К принципиальным требованиям системы параметров экономичес­кой безопасности регионов относятся:

•  возможность использования данного параметра в федеральных органах исполнительной власти и органах власти субъектов Федерации;

•  совместимость данного параметра с действующей в стране систе­мой учета, статистики и прогнозирования;

•  достаточная степень конкретности и определенности, позволяющая давать однозначную оценку фактическому состоянию экономики стра­ны в целом, отрасли и региона с позиций обеспечения экономической безопасности;

•  возможность осуществлять мониторинг и прогнозирование факто­ров, влияющих на уровень угроз безопасности региона.

       К основным критериям, характеризующим интересы региона в обла­сти безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства на­селения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, политическую стабильность, целостность об­щества и экономики, относятся:

•  способность экономики функционировать в условиях режима рас­ширенного воспроизводства;

•  границы критической зависимости экономики от импорта важней­ших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране;

•   госконтроль над стратегическими ресурсами;

• устойчивость финансовой системы; поддержание научного и инно­вационного потенциала;

•    сохранение экономического единства в регионе;

• обеспечение необходимого уровня государственного регулирова­ния экономических процессов с целью формирования условий для нор­мального функционирования рыночной экономики.

       Для экономической безопасности региона принципиальными явля­ются пороги показателей — предельные значения, несоблюдение (пре­вышение или недостижение) которых приведет к началу разрушитель­ных нерегламентированных процессов в регионе.

       Интересы экономической безопасности России сегодня, как никогда, требуют объективного и всестороннего мониторинга экономики и об­щества с использованием индикаторов экономической безопасности, который предполагает прежде всего фактическое отслеживание, анализ и прогнозирование важнейших групп экономических показателей (ин­дикаторов), а также реализацию специально разработанных механиз­мов противодействия угрозам безопасности и достижения устойчивого состояния экономики.

       Можно выделить следующие группы объектов для индикативного анализа экономической безопасности региона:

•  макроэкономические показатели состояния экономики (общий объем производства, ВВП на душу населения и др.);

•  демография, уровень и качество жизни (рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; средняя и минимальная за­работная плата и пенсии в сравнении с прожиточным минимумом; раз­личие в уровне доходов между отдельными слоями населения; потребле­ние важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами дли­тельного пользования);

•  динамика занятости, в том числе по крупным экономическим рай­онам, половозрастным и социальным группам населения;

•  динамика производства, обеспеченность ресурсами, работоспособ­ность и степень изношенности важнейших производственных мощнос­тей, основных коммуникационных и других жизнеобеспечивающих сис­тем, техническая аварийность;

•  состояние финансово-бюджетной и кредитной системы, обеспечен­ность финансовыми ресурсами важнейших государственных нужд, рас­четная дисциплина, дотации, убыточность;

•  развитие рыночных структур, структура собственности, доля соб­ственников в общей численности населения, социальная активность на­селения;

•  действенность системы государственной власти, механизмов пра­вового и административного регулирования.

       Очевидно, что в переходный период необходимо отслеживать взаи­мосвязи между масштабами и скоростью преобразований и возникнове­нием опасных тенденций в социально-экономическом развитии — тен­денций, угрожающих безопасности страны в целом. В распоряжении власти постоянно должен находиться инструментарий анализа потен­циальных и реальных угроз экономической безопасности, альтернатив­ный (сценарный) набор решения данных проблем, позволяющих найти компромисс, увязать противоречивые интересы и тенденции развития общества.

       Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разработка эффективных мер политики экономической безопасности по предупрежде­нию и компенсации ущерба, является определение системы общих поро­говых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. Представляется, что общие пороговые значения безопасности можно охарактеризовать системой критериаль­ных оценок общехозяйственного, социально-экономического и финан­сово-экономического плана, отражающих предельно допустимые уров­ни снижения:

•  экономической активности, объемов производства, инвестирова­ния, без сохранения которого невозможно самостоятельное экономичес­кое развитие региона;

•  уровня и качества жизни основной массы населения, за границами которого возникает опасность неконтролируемых социальных, трудо­вых, межнациональных и других конфликтов, создается угроза выжива­нию нации;

•  затрат на сохранение и воспроизводство природно-экологического потенциала, за границами которого лежит опасность разрушения эле­ментов природной среды, нанесения непоправимого ущерба здоровью нынешнего и будущих поколений и др.

       Очевидно, что индикаторы имеют свои пороговые значения, за преде­лами которых экономика функционирует в экстремальных режимах.

      Система параметров (пороговых значений) экономической безопас­ности региона должна основываться на принципиальных положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608.

       Каждый из основных индикаторов угроз экономической безопаснос­ти связан с оценкой кризисной ситуации в определенной сфере экономики. В этой связи общая схема выявления возможных угроз и схема их преодоления включает следующие действия.

1.  Оцениваются траектории развития конкретной ситуации в случае:

•  ориентации угрожаемых процессов на саморегулирование;

•  ориентации угрожаемых процессов на государственное регулиро­вание и использование компенсационных ресурсов;

•  определения сроков возможного выхода системы из критического состояния.

2.  Отрабатываются альтернативные варианты преодоления кризис­ной ситуации.

       Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от друга, не позволяет выйти на их пороговые значения, только в системе можно получить объективную оценку. Отдельные, даже критериальные оценки (основные) не позволяют сделать выводы о реальной степени угрозы экономической безопасности. При этом пороговые значения показате­лей могут определяться только с учетом особенностей периодов разви­тия экономики, что обусловливает необходимость использования вари­антной оценки.

       Практика показывает, что нужно не просто определить чисто макро­экономические индикаторы, на которые трудно повлиять в оператив­ном порядке (их динамика складывается достаточно инерционно и под воздействием многих факторов, которые зачастую не поддаются влия­нию). Целесообразно использовать индикаторы, которые поддаются воздействию со стороны государства, причем как в стратегическом, так и в тактическом плане. Речь идет о выявлении «болевых точек» и спосо­бах воздействия на них.

       Критическая величина экономических показателей безопасности не всегда означает ситуацию полного краха экономики в целом или отдель­ных ее областей. Она прежде всего свидетельствует о необходимости оперативного вмешательства органов управления с целью изменения опасных тенденций. Поэтому установление общепризнанных пороговых пределов деструктивного развития экономики позволяет ограничить существующую ныне свободу оценок ситуации в стране и найти точки взаимопонимания различных политических сил.

       Система параметров безопасности может корректироваться с учетом особенностей региона. При доработке системы показателей для конк­ретного региона необходимо учесть ряд моментов.

1. Целесообразно разделить все показатели на две группы: показа­тели-критерии, четко ориентированные на оценку уровня экономической безопасности, и аналитико-информационные показатели, допол­няющие общую картину.

2. Необходимо исключить показатели, которые не поддаются расче­там или по которым пороговые значения безопасности определить не­возможно.

3. Расчет показателей, рассматриваемых изолированно друг от дру­га, не позволяет выйти на их пороговые значения, только в системе мож­но получить их объективную оценку.

4. Пороговые значения показателей могут определяться только с уче­том особенностей периодов развития экономики, что обусловливает не­обходимость использования вариантной оценки пороговых значений показателей (см. таблицу).

       Принципиальная трудность заключается в том, что в России никогда не измеряли пределы экономической выживаемости. Поэтому совершен­но не ясно, например, что означает превышение отдельных предельно допустимых уровней — либо мы уже находимся в условиях экономичес­кого краха, пока не ощущая в должной мере его последствий, либо пре­делы допустимого для России являют собой еще неведомый миру фено­мен, либо мы просто не знаем реального положения дел в стране (по­скольку отсутствует объективный экономический мониторинг) и поэтому не можем сказать ничего определенного о количественных показателях кризисных явлений в экономике страны.


3.     Основные направления региональной политики государства.

       Анализ социально-экономической ситуации показывает, что причи­ны складывающихся угроз экономической безопасности страны имеют ярко выраженный региональный характер. Они — регионально дифференцированы, будь то глубокий экономический спад или безработица, высокий уровень задолженности по заработной плате, пенсиям и соци­альным пособиям, низкая финансовая дисциплина, слабая защищенность отечественных товаропроизводителей. Решению многих социально-эко­номических проблем препятствуют несовершенные, не соответствующие полномочиям региональных органов налоговая и бюджетная системы, большое количество часто необоснованно и конъюнктурно предостав­ляемых налоговых, таможенных и иных льгот, затрудняющих решение стратегических задач. Страну захлестывает коррупция и криминализа­ция. В ряде регионов криминальные элементы открыто рвутся к власти. Все это усугубляется возрастающей дифференциацией экономического развития регионов и уровня жизни их населения.

       Не случайно большинство мер по обеспечению национальной и экономической безопасности имели региональный характер, так как возникающие угрозы, как правило, связаны с определенными районами и могут охватить своими негативными последствиями также и другие территории.

       Дальнейшее социальное и экономическое развитие нашего общества напрямую зависит от четкой региональной политики государства. Учи­тывая необходимость обеспечения национальной и экономической бе­зопасности России, государственная региональная политика призвана решать двуединую задачу. С одной стороны, необходимо активизиро­вать интеграционные процессы, направленные на укрепление российс­кой государственности и процветание ее экономики. С другой — лока­лизовать региональные конфликты, ликвидировать их последствия, по­этапно устранять причины и факторы, их порождающие, свести к минимуму риск возникновения межэтнических конфликтов, обеспечи­вать стабилизацию политической, социально-экономической, экологи­ческой обстановки в каждом регионе России.

       Важно отметить, что переход от методов планирования народного хозяйства к методам рыночного регулирования и регионального про­граммирования не был безболезненным. Повсеместно произошло обо­стрение социально-экономической напряженности, резко расширился состав депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отноше­нии районов России.

       Наблюдается чрезмерная территориальная концентрация производи­тельных сил в результате преимущественного размещения торгово-промышленного и банковского капитала в немногих высокоурбанизированных зонах и крупнейших городах России, особенно в Москве и Санкт-Петербурге.

       Одна из наиболее опасных угроз национальной безопасности и тер­риториальной целостности государства исходит от регионального сепаратизма. Питательной почвой для активизации процессов экономического и политического сепаратизма являются, с одной стороны, резко возрастающая за последние годы территориальная дифференциация уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, а с другой — получившая широкое распространение среди регионов с богатыми топливно-сырьевыми ресурсами (Среднее Приобье и др.) теория независимого экономического развития.

       В условиях спада производства усиливается неравномерность соци­ально-экономического развития регионов, разрыв между «развитыми» и «неразвитыми», в том числе «депрессивными», районами.

       В этих условиях в сфере государственной региональной политики необходимо выделить приоритетные задачи, отвечающие, на наш взгляд, интересам национальной безопасности России:

•  укрепление территориальной целостности и государственного суверенитета России на основе принципов федерализма. Сохранение еди­ного экономического пространства как основы формирования общерос­сийского рынка;

•  реализация новой стратегии территориального развития произво­дительных сил страны и размещения отраслевых производств путем под­держания оптимальных территориальных пропорций в развитии эконо­мики, включая ее военно-экономический потенциал. Преодоление рез­ких различий в социально-экономическом уровне субъектов Российской Федерации. Приоритетное развитие регионов, имеющих геополитичес­кое и стратегическое значение;

•  совершенствование федеративных отношений. Последовательная реформа федеративного устройства страны. Подчинение интересам фе­дерализма социальной, этнической, бюджетно-налоговой политики;

•  последовательное формирование паритетных экономических и бюд­жетно-финансовых взаимоотношений между региональными и федераль­ными органами исполнительной власти, исключающих возникновение конфликтных ситуаций.

       Одно из центральных мест в решении проблемы управления социально-экономическим развитием страны занимают вопросы укрепления финансовой самостоятельности и самодостаточности регионов на осно­ве принципов бюджетного федерализма. Они предполагают: усиление роли территориальных бюджетов в системе государственных финансов страны; наделение каждого уровня власти для реализации полномочий необходимыми финансовыми ресурсами; обеспечение единства финан­сово-бюджетной и налоговой системы Российской Федерации при зак­лючении соглашений по взаимоотношениям федеральных органов вла­сти с субъектами Российской Федерации.

       В этой связи требует серьезного улучшения действующая практика учета расходов федерального бюджета, передаваемых на территории субъектов Российской Федерации по всем направлениям. В первую оче­редь это необходимо для справедливого распределения всех видов фи­нансовой помощи. Действующая модель трансферов за счет Федераль­ного фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации несмотря на ее совершенствование на протяжении трех лет не отвечает требованиям эффективного развития экономики страны.

       При действующей схеме выравнивание производится практически по всей совокупности доходных источников бюджетов субъектов Федера­ции без учета статуса этих источников. Это приводит к косвенному, скры­тому перераспределению доходов от одного региона к другому. Тем са­мым ликвидируется стимул для субъектов Федерации к расширению соб­ственной доходной базы, поскольку любой прирост доходов, по сравнению со средними для регионов России, получающих трансферт, подлежит перераспределению.

       Представляется целесообразным рассмотреть проблему определения трансфертов с точки зрения выравнивания возможностей регионов по предоставлению определенного стандартного (или минимально гаран­тированного) набора государственных услуг населению независимо от места его фактического проживания и при относительно стандартном уровне налогообложения юридических и физических лиц.

       Самостоятельной является проблема определения доходов, подлежа­щих выравниванию. На наш взгляд, выравниванию должны подлежать не все доходы субъектов Федерации, а только те, налоговая база кото­рых зависит от результатов деятельности Федерации в целом.

       Проведенный анализ отдельных проблем региональной экономичес­кой безопасности позволяет выделить вопросы государственной регио­нальной политики, от решения которых будет в значительной степени зависеть территориальное и экономическое единство России. Это, в ча­стности:

•  ускорение работы по законодательно-правовому обеспечению фе­деративного устройства России на основе реального равноправия ее субъектов, разграничению предметов ведения и полномочий федераль­ных и региональных органов власти;

•  активное противодействие сепаратистской и националистической деятельности в центре и на местах, направленной на политическую и экономическую дезинтеграцию и развал России;

•  разработка комплексных мер по селективной государственной под­держке регионов с наиболее сложными социально-экономическими, де­мографическими и экологическими условиями, а также депрессивных и кризисных регионов;

•  содействие ускоренному социально-экономическому развитию при­граничных районов, обустройству новых границ России в увязке с фор­мированием свободных экономических зон и активизацией пригранич­ного регионального сотрудничества;

•  регионализация структурной политики государства и учет регио­нальных приоритетов при разработке и реализации целевых федераль­ных и межгосударственных экономических программ, особенно их ин­вестиционных разделов;

•  оказание федеральной помощи депрессивным районам, а также рай­онам с особыми условиями развития (Север, новые приграничные райо­ны, территории с особым геополитическим положением);

•  совершенствование системы бюджетного федерализма, предусмат­ривающего усиление роли территориальных бюджетов в системе госу­дарственных финансов при сохранении достаточно сильного федераль­ного бюджета, обеспечивающего единство финансово-бюджетной и на­логовой системы страны;

•  проведение упреждающих мер социально-экономического харак­тера со стороны федеральных и региональных органов государственной власти по локализации очагов социальной напряженности, особенно связанных с депопуляцией и миграцией населения, спадом производства (в том числе в городах с узкой градообразующей базой и районах с раз­витым военно-промышленным комплексом), безработицей, кризисом неплатежей;

•  формирование нормативно-правовой базы в целях усиления коор­динирующей роли региональных и межрегиональных ассоциаций эко­номического взаимодействия в совместном решении комплексных эко­номических и социальных проблем развития сопредельных регионов и их участия в реализации федеральных целевых программ в части, отно­сящейся к территории той или иной ассоциации.












Заключение

       Проблема экономической безопасности имеет чрезвычайно важный аспект — обеспечение безопасности при проведении региональной по­литики. Практически все регионы России сталкиваются со множеством острых и сложных проблем — экономических, социальных, этнополитических, экологических, в большей или меньшей степени затронутых кризисными явлениями. К важнейшим из них можно отнести экономи­ческую реинтеграцию регионов, состояние транспортного комплекса, региональный монополизм, региональные экономические кризисы и др. Однако необходимо остановиться на ключевой про­блеме, связанной с формированием новых рыночных отношений, а именно: тенденциях развития и оценке состояния регионального сек­тора экономики.

       Так, среди региональных аспектов основное значение имеют проб­лемы:

а) сепаратизма, ведущего к разрушению сложившегося социально-экономического и технологического пространства, сырьевых, товарных и информационных потоков;

б) развития депрессивных районов;

в) формирования новых полюсов и региональных центров роста.

       Регионы должны самостоятельно решать вопросы освоения и использования природных ресурсов, развития торговли, сферы услуг, инфраструктуры регионального и локального значения, использования недви­жимости, поддержания правопорядка, развития специальных форм куль­туры, образования и здравоохранения. При этом необходимо сохранить единое военно-политическое и социально-экономическое пространство, обеспечивающее беспрепятственное перемещение товаров, сырья, тру­довых ресурсов. В настоящее время происходит трансформация принци­пов региональной политики от пространственной экспансии, моноцент­ризма, централизма и интеграции к принципам полицентризма, федера­лизма и дифференциации, на которых должна строиться региональная стратегия обеспечения экономической безопасности.

Список использованной литературы

1.          «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» утвержденная Указом Президента РФ № 24 от 10 января 2000 г.

2.          Государственная стратегия экономической безопасности Российской федерации от 29 апреля 1996 г. № 608

3.          Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист, № 2, 2001

4.          Сенчагов В. К. Экономическая безопасность: геополитика, глобализация, самосохранение и развитие. Кн. 4. – М.: Финстатинформ, 2002. – 128 с.

5.          Шлендер П. Э., Маслова В. м. Безопасность жизнедеятельности: Уч. пособие. – М.: Вузовский учебник, 2003 . – 208 с.

6.          Экономическая безопасность: Производство-Финансы-Банки / Под ред. В. К. Сенчагова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 1998. – 621 с.