План:

Введение

1.Прогрессивные  изменения  в экономике,  политике, культуре XII-XIII вв.

2.Переход  от  теоцентрического  к антропологическому  пониманию  мира.

3.Возрожденческий  гуманизм  и  проблема  уникальной  индивидуальности.

4.Внутренние  противоречия  в  культуре  Ренессанса.

Заключение

Список литературы























Введение


Культура Возрождения возникла и сформировалась ранее других стран в Италии, достигнув здесь блестящего расцвета в первые десятилетия XVI в. Ее зарождение в XIV в. и быстрое поступательное развитие в XV в. были обусловлены историческими особенностями страны. Идейные истоки Ренессанса обнаруживаются уже в средневе­ковой культуре Европы XII—XIII вв.

Формирование новой культуры стало делом прежде всего гума­нистической интеллигенции, по своему происхождению и социаль­ному положению весьма пестрой и разнородной. Хотя идеи, выдвигавшиеся гуманистами, получали нараставший со временем общественный резонанс, в целом их трудно связать с идеологией того или иного слоя общества, в том числе характеризовать как «буржуазные» или «раннебуржуазные». При всей идейной пестроте в культуре итальянского Возрождения сложилось, однако, ядро единого нового мировоззрения, специфические черты которого определяют его «ренессансность». В конечном итоге оно было порождено новыми потребностями самой жизни, как и поставлен­ная гуманистами задача достижения более высокого уровня обра­зования для достаточно широкого слоя общества. К выдвижению этой важной просветительской цели вели и внутренние закономер­ности развития самой культуры. В Италии ее осуществлению по­могла сложившаяся в городах разнообразная структура образования.








1.Прогрессивные  изменения  в экономике,  политике, культуре XII-XIII вв.


Культура Возрождения возникла и сформировалась ранее других стран в Италии, достигнув здесь блестящего расцвета в первые десятилетия XVI в. Ее зарождение в XIV в. и быстрое поступательное развитие в XV в. были обусловлены историческими особенностями страны. Одна из самых урбанизированных областей Европы — Италия в XIV—XV вв. достигла очень высокого уровня средневе­ковой цивилизации по сравнению с другими регионами Европы. Свободные итальянские города-государства в условиях политичес­кого партикуляризма обрели экономическую мощь, опираясь на передовые формы торгово-промышленного и финансового пред­принимательства, монопольные позиции на внешних рынках и широкое кредитование европейских правителей и знати. Независи­мые города Северной и Центральной Италии, богатые и процвета­ющие, чрезвычайно активные экономически и политически, стали главной базой складывания новой, ренессансной культуры, свет­ской по своей общей направленности.

Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что в Ита­лии не сложились четко оформленные сословиям феодальная знать оказалась вовлеченной в бурную городскую жизнь и тесно смыка­лась в своей политической и хозяйственной деятельности с купе­ческой верхушкой и состоятельным слоем пополанства, границы между которыми были размыты. Эта особенность итальянского общества способствовала созданию в городе-государстве особого  климата: здесь ценилась и культивировалась свобода полноправных граждан, их равенство перед законом, доблесть и предприимчи­вость, которые открывали путь к социальному и экономическому преуспеванию. В городской среде отчетливее проявлялись новые черты миросозерцания и самосознания различных прослоек обще­ства. Характерным примером могут служить деловые книги, семей­ные хроники, мемуары, письма представителей видных семейств Флоренции, Венеции, других городов — в так называемой купече­ской литературе ярко отразились умонастроения как патрициата, так и пополанской среды. Показательно само существование такого рода литературы, свидетельствующей о высокой образованности ведущего социального слоя города.

Среди предпосылок зарождения и развития ренессансной куль­туры в Италии одной из важнейших была широкая система обра­зования — от начальных и средних школ, содержавшихся на средства городской коммуны, домашнего обучения и профессио­нальной подготовки в лавках купцов и ремесленников до много­численных университетов. В отличие от других стран они рано оказались открытыми для преподавания дисциплин» расширявших рамки традиционного гуманитарного образования. Наконец, нема­лую роль сыграла в Италии и особенно тесная историческая связь ее культуры с римской цивилизацией — не следует забывать о многочисленных сохранившихся в стране памятниках древности. Восстановление преемственности с античной культурой — задача, выдвинутая деятелями Возрождения, не случайно зародилась и долгое время полнее всего осуществлялась именно в Италии, для которой культура Древнего Рима была важной частью се собствен­ного прошлого. Новое отношение к античному наследию стало здесь проблемой воскрешения традиции предков.

Идейные истоки Ренессанса обнаруживаются уже в средневе­ковой культуре Европы XII—XIII вв. Их можно видеть в прован­сальской лирике и поэзии вагантов, в городской сатире и новеллистике, в философии Шартрской школы, Пьера Абеляра, Иоанна Солсберийского. Светские мотивы, характерные для ры­царской и городской литературы, попытки освободить философию от догматизма, как и ряд других черт средневековой культуры, — все это готовило почву для культуры Возрождения с ее нетрадици­онными, хотя и остававшимися в рамках христианского мировозз­рения, представлениями о мире и человеке. В Италии новые веяния наметились в поэзии «сладостного стиля», искусстве Проторенес­санса, творчестве Данте Алигьери. «Божественная комедия» — поэтико-философское обобщение средневекового мировоззрения, как и другие сочинения великого флорентийца (трактаты «Пир» и «Монархия», поэтический цикл «Новая жизнь»), содержат немало идей, воспринятых и развитых позднее гуманистами. Это и новое понимание благородства как итога усилий личности, а не признака родовитости, и масштабные образы сильных личностей в «Божест­венной комедии», и обращение к античному наследию как важному источнику знания.

На мировоззренческие ориентиры ренессансной культуры Ита­лии повлиял и психологический климат городской жизни, измене­ния в менталитете различных слоев общества. В этом отношении городская среда отнюдь не была чем-то однородным. В предпри­нимательских кругах ценилась трезвость практического мышления, деловой рационализм, высокое качество профессиональных зна­ний, широта кругозора и образованности. Принципы корпоратив­ного сознания постепенно уступали место индивидуалистическим тенденциям. Наряду с нарастанием апологии обогащения сохраня­лись понятия групповой и личной чести, уважение к законам, хотя типичный для итальянских городов культ коммунальных свобод уже начал сочетаться с попытками аргументированного оправдания обмана государства в пользу семьи, рода при уплате налогов. В ориентированной на светские дела купеческой морали стали пре­обладать новые максимы — идеал активности человека, энергич­ных личных усилий, без которых нельзя было добиться профессионального успеха, а это шаг за шагом уводило от церков­ной аскетической этики, резко осуждавшей стяжательство, стрем­ление к накопительству.

В среде нобилитета, особенно у старинных аристократических родов, прочно сохранялись традиционные представления о фео­дальных доблестях, высоко ценилась фамильная честь, но и здесь появились новые веяния, не без воздействия купеческо-пополанской среды. В жизненный обиход давно уже переселившейся в город знати входило, как правило, торгово-финансовое предприниматель­ство, порождавшее практический рационализм, расчетливость, но­вое отношение к богатству. Стремление нобилей играть ведущую роль в городской политике активизировало не только личные амбиции в сфере власти, но и патриотические настроения — слу­жение государству на административном поприще оттесняло на второй план военную доблесть.

Основная масса пополанства — купечество средней руки и це­ховые мастера, а также представители традиционных интеллекту­альных профессий (духовенство, теологи, юристы, медики) ратовали за сохранение социального мира и процветание города государства, сближаясь в этом отчасти с «деловыми людьми». Здесь традиции корпоративизма были более прочными.

В низовой городской среде с возраставшим контрастом между бедностью и богатством нередко возникали доходившие порой до восстаний вспышки социального протеста, складывались свои пред­ставления о справедливости, греховности и воздаянии, далекие от настроений не только правящей верхушки общества, но подчас и от менталитета ремесленной среды пополанства. Крестьянство, в массе лично свободное и достаточно мобильное, в специфических условиях итальянского феодализма было тесно связано с городом и пополняло ряды его неквалифицированных рабочих. Эта среда была наиболее консервативна, именно в ней прочно сохранялись традиции народной средневековой культуры, которая оказала оп­ределенное воздействие на культуру Ренессанса.











2.Переход  от  теоцентрического  к антропологическому  пониманию  мира.


         Эпоха Возрождения  означала кризис феодального строя и зарождение в Европе капитализма. Для философии это вре­мя стало своеобразным переходным периодом — от теоцентризма к рационализму, к исследованию мира средствами на­учного познания. Начался процесс секуляризации как тенденция по­степенного освобождения общества от духовного диктата религии и церкви и становления светской культуры. Развитие философии в эпоху Возрождения определялось воздействием ряда факторов.  Во-первых, влиянием передовой античной философской мысли (Сократ, Эпикур и др.). Во-вторых, взаимодействием с зарождав­шейся в ту эпоху систематической наукой. И, в-третьих, нарастав­шим влиянием утверждавшегося капиталистического строя на об­щественное сознание, культуру и мораль общества.

В рамках этой великой эпохи стала очевидной глубокая ломка сложившейся в средние века теологической картины мира (тео­центризма). Наибольший вклад в такой поворот внесла натурфило­софия и естествознание Возрождения. Однако позиции науки тогда еще не окрепли, и религия по-прежнему была весьма влиятельна. Своеобразной формой борьбы и компромисса между ними стал пантеизм («всебожие»), утверждав­ший идею растворенности Бога в природе и во всех ее вещах. «Бог внутри природы, а не вне ее» — этот тезис стал доминирующим в эпоху Возрождения.

Весьма важной характеристикой новой эпохи был антропоцен­тризм. Он представляет собой тип философствования, сутью кото­рого является восприятие человека в качестве некоего центра мира, «венца» эволюции природы. Выражением такой мировоззренческой установки стал гуманизм — зародившееся в итальянских городах идейное течение, которое провозгласило человека высшей ценно­стью и целью общества и сформировавшее понятие личности. Дух гуманистического антропоцентризма пронизывал не только фило­софию, но и всю культуру Возрождения, особенно литературу и изобразительное искусство. По сути дела, это была философско-художественная эпоха, где возобладал культ человека, его духовно­сти и красоты, свободы и величия. Возрождение подчеркивало не только свободу человека, но и идею всестороннего (универсального) развития им своих задатков и способностей (сущностных сил),  его творческого призвания в мире.

Зарождение капитализма вызвало большой интерес философии к социально-политической проблематике, к теме государства. В это время сформировался утопический социализм, выдвинувший идеал нового и справедливого общества (коммунизма), где человек смог бы развиваться свободно, всесторонне и гармонично.



3.Возрожденческий  гуманизм  и  проблема  уникальной  индивидуальности.


Весьма важной чертой философии и культуры эпохи Возрождения был гуманистический антропоцентризм, т.е. восприятие человека в качестве некоего центра мира и высшей ценности. Известно,  что объектом внимания для философии античного мира был прежде всего Космос, а в средние века — Бог. Напротив, эпоха Возрождения свое основное внимание сконцентрировала на  Человеке,  его  сущности и природе, смысле существования и призвания в мире. Неудивительно, что именно в это время в полной мере сформировался  гуманизм — идейное течение, сторонники которого заявили о человеке как высшей ценности и цели общества. На вопрос «Велик или же ничтожен человек?» они с уверенностью отвечали: «Не только  велик, но и всемогущ».  Гуманизм означал возрождение («ренессанс») античной традиции (Сократ, Эпикур и др.), уважительного отношения к человеку, защиту его самоценности, чести и достоинстоинства, права на свободу и счастье.

Гуманизм как течение формировался в лоне художествен­ной литературы как критическая реакция на догмы религии, на учение о греховности и несвободе человека. Итальянские литераторы восстанавливали и пропагандировали творчество тех античных философов и поэтов (Сократ, Эпикур, Вергилий, Гора­ций), которые отстаивали идеи высокой ценности человека и его  свободы. Античная культура представлялась гуманистам как образец совершенства, незаслуженно отвергнутый в эпоху «тысячелетней ночи» (средние века). Центром итальянского гуманистического движения стала Флоренция. В этом городе родился и творил Данте Алигьери (1265 — 1321 гг.), «последний поэт средневековья» и вместе с тем «первый поэт нового времени». В своей «Божественной комедии» Данте выдвинул смелый для своего времени тезис о том, что человек по при­роде своей создан не только для посмертной, но и для земной жизни. И этой поэме Данте отвергал аскетизм и проповедовал разумный  образ жизни. Герои поэмы — живые люди, ищущие и страдающие, творящие собственную судьбу. Автор произведения подчеркивал, что итог человеческой жизни зависит от деяний самого челове­ка, от его умения избрать разумный путь и не сойти с него. Со вре­менем тема свободы как самоопределения человека стала одной из важнейших в итальянском гуманизме эпохи Возрождения.

Родоначальником гуманистического течения в Италии счита­ется поэт и философ Франческо Петрарка (1304 — 1374 гг.), осно­ватель лирики как нового жанра в европейской литературе. Как и большинство людей своего времени, Петрарка был верующим. Однако он весьма критически относился к схоластике средних веков, видя в ней псевдоученость и надуманные формулы. В сво­их произведениях Петрарка отстаивал право человека на земные устремления, на любовь к другим людям. Он старался придать своей философии моральную направленность и для этого восста­навливал этическое учение Сократа. В человеке его интересовала прежде всего тема любви, которую он рассматривал как высшее выражение духовного начала. Жизнь человека — это всегда по­стоянный поиск самого себя в этом мире, что часто сопряжено с мучительными страданиями, с душевным беспокойством.

Становлению итальянского гуманизма способствовал и Джованни Боккаччо (1313 — 1375 гг.), выступавший в своем произведении «Декамерон» с позиций критики духовенства и поддержки передо­вых умонастроений городского населения. Гуманистические мотивы имели место также в творчестве других авторов того времени. К их числу следует отнести Колюччо Салютати, являвшегося одно время канцлером Флорентийской республики. Леонардо Бруни перевел на латинский язык ряд работ Платона и Аристотеля, Плутарха и Де­мосфена. В Италии были широко известны имена государственного деятеля и философа Джаноццо Манетти, живописца Леона Батиста Альберта служителя церкви Марсилио Фичино.

Самой заметной фигурой среди итальянских гуманистов был профессор Римского университета Лоренцо Валла (1407 — 1457 гг.). Он проявил себя активным сторонником учения древнегреческого философа Эпикура. Валла был противником светской власти рим­ских пап, резким критиком аскетизма и связанного с ним монашест­ва. По его убеждению, схоластика является праздным и иррацио­нальным занятием. Итальянский гуманист старался восстановить подлинное учение Эпикура, находившееся под запретом в средние века. По его убеждению, эпикурейство наиболее полно утверждает идею полноценности жизни человека, проповедует чувственную деятельность и телесное благополучие. В своем трактате «О наслаждении» ученый утверждал, что основным законом человеческой природы является наслаждение как подлинное удовольствие души и  тела. Он провозгласил: «Да здравствуют верные и постоянные наслаждения в любом возрасте и для любого пола!» Лоренцо Валла полагал даже, что наслаждения должны продолжаться и в посмерт­ной жизни человека. Его учение было позитивным, поскольку восстанавливало естественное право человека на полноту своего существования и индивидуальное счастье в жизни.

На позициях гуманистического антропоцентризма стоял и  Пико делла Мирандола (1463 — 1494 гг.) В своей «Речи о досто­инстве человека» он подчеркивал важнейшее свойство человека — его свободу. По мнению  Пико, человек представляет собой четвертый мир, наряду с подлунным, поднебесным и небесным. На  земле человек является великим существом, которое обладает умом и душой. Дух человека определяет свободу его воли и, следовательно, всего жизненного пути. Сотворив человека, Бог якобы  вложил в него «семена» разнообразной жизни, что дает ему возможность выбора: либо возвыситься до совершенных ангелов, либо опуститься до животного существования. Свобода — это бесценный божий дар, составляющий внутреннюю сущность человека. Эта свобода дает человеку возможность проявить активность и «возвыситься над небесами», стать творцом своей судьбы.


4.Внутренние  противоречия  в  культуре  Ренессанса.

        

Культура эпохи Возрождения славится поразительным обилием ярких талантов, множеством достижений в разных областях твор­чества, шедеврами искусства и литературы, которые принадлежат к наивысшим созданиям человечества. Тесно связанная с обще­ственной, политической и другими сторонами жизни эпохи, она отличается исключительной многогранностью и не лишена проти­воречий,  которые проявляются не только в специфике общих тенденций ее развития, но и в индивидуальном вкладе в культуру многих ее деятелей из разных стран Европы.

Эпоха Возрождения занимает в истории Европы особое место. Культура этой поры тысячами нитей связана с переменами в жизни общества, ее усложнением и противоречиями в условиях начавше­гося перехода от средних веков к раннему новому времени. Тради­ционная система феодальных общественных отношений переживает кризис и трансформируется, зарождаются новые формы рыночного хозяйствования. Меняются устоявшиеся социальные структуры, положение и самосознание различных слоев населения города и деревни. Не случайно XVI в. был отмечен широкомасш­табными общественными конфликтами и движениями во многих странах Европы. Напряженность и противоречивость социальной

жизни эпохи усилились в связи с формированием нового типа государственности — абсолютной монархии, а также в результате межконфессиональной борьбы, вызванной Реформацией и после­довавшей за ней Контрреформацией.

Развитие Возрождения в отдельных странах и регионах Европы шло с различной интенсивностью и неодинаковыми темпами, однако оно смогло придать европейской культуре определенное единство: при многообразии национальных особенностей, культуре разных стран присущи сходные черты. Это имело большое значение, поскольку и в социальном плане ренессансная культура не была однородной: ее питали, идейно и материально, разные обществен­ные группы — средние слои города и его верхушка, часть клира, дворянства, аристократии. Еще более широкой была социальная среда, в которой распространялась эта культура. В конечном счете она воздействовала на все слои общества, от королевского двора до городских низов, хотя, разумеется, в разной мере. Формировавша­яся в сравнительно узком кругу новой интеллигенции, она не стала элитарной по своей общей идейной направленности и пониманию задач самой культуры. Недаром Возрождение питалось гуманисти­ческими идеями, которые в процессе его эволюции сложились в целостное мировоззрение. В нем органически переплетались осно­вы христианского вероучения, языческая мудрость и светские под­ходы в различных областях знания. В центре внимания гуманистов стояли «земное царство человека», образ творца собственной судь­бы. Антропоцентризм стал характерной чертой ренессансной куль­туры. Она утверждала величие человека, силу его разума и воли, высокое предназначение в мире. Она поставила под сомнение принцип сословного разделения общества: требовала ценить чело­века по его личным достоинствам и заслугам, а не по родовитости

или размерам состояния.













Заключение

Эпоха Возрождения была периодом органичного синтеза фило­софской мысли, науки и искусства. В это время жили и творили крупные и яркие мыслители. Возрождение провозгласило дух свободы и счастья человека, его высокого призвания в мире — быть творцом и созидателем, соучастником божественного миротворения. Это была, по определению Ф.Энгельса, «эпоха гигантов» — «по силе мысли, страсти и характеру», эпоха величайшего прогрессив­ного поворота в истории человеческой цивилизации.

В рамках этой великой эпохи стала очевидной глубокая ломка сложившейся в средние века теологической картины мира. Наибольший вклад в такой поворот внесла натурфило­софия и естествознание Возрождения. Однако позиции науки тогда еще не окрепли, и религия по-прежнему была весьма влиятельна. Своеобразной формой борьбы и компромисса между ними стал пантеизм («всебожие»), утверждав­ший идею растворенности Бога в природе и во всех ее вещах.

В  период  Возрождения на  первый  план  выходит  светская  жизнь, деятельность человека в этом  мире,  ради  этого  мира, для  достижения  счастья  человека в  этой жизни, на Земле.

Мировоззрение людей эпохи Возрождения носит ярко выра­женный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окру­жающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не мог­ли быть атеистами или материалистами.

В эпоху Возрождения всякая деятель­ность воспринималась иначе, чем в античности или в средние века. У древних греков физический труд и даже искусство ценились не­высоко. Господствовал элитарный подход к человеческой деятель­ности, высшей формой которой объявлялись теоретические искания — размышления и созерцания, потому, что именно они приобщали человека к тому, что вечно, к самой сущности Космоса, в то время как материальная деятельность погружает в переходящий мир мнений. Христианство высшей формой деятельности считало ту, которая ведет к «спасению» души — молитву, выполнение богослужебных ритуалов, чтение Священного писания. В целом, все эти виды дея­тельности носили пассивный характер, характер созерцания.

В эпоху же Возрождения материально-чувственная дея­тельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сак­ральный характер. В ходе ее человек не просто удовлетворяет свои земные нужды; осознает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире — самого себя.























Список  литературы:

1.Введение  в культурологию: Учеб. пособие / Под ред. Е.В.Попова. М., 1996


2.Гуковский М.А.  Итальянское Возрождение. М., 1990.


3.Горбачев В.Г.  История философии. Краткий  курс  лекций. Брянск: «Курсив», 1998.- 336 с.


4.История  философии в  кратком  изложении. М., 1991.


5.История  культуры стран Западной Европы  в эпоху Возрождения: Учеб. для  вузов / Л.М.Брагина, О.И. Варьяш, В.М. Володарский; Под ред. Л.М.Брагиной. –М.: Высш. Шк.,  1999.