Министерство образования Российской Федерации
НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Контрольная работа по культурологии
Вариант №7
Выполнил:
Покорский Игорь Олегович
Проверил:
Новосибирск 2004 Содержание
1. Что общего и отличного между контркультурой и массовой культурой?. 3
2. Какова роль культуры в формировании механизмов защиты бессознательного?. 3
3. Назовите механизмы интерпретации культурных явлений. 4
4. В чем различия контекста и подтекста. 4
5. Что такое нормы поведения? Какую культурную функцию они выполняют?. 5
6. Что является следствие концентрации и интеграции? Проиллюстрируйте примером. 5
7. Данилевский Н.Я. в книге «Россия и Европа», исследуя культурно-исторические типы, говорит о существовании двуосновных культур. Какие культуры он относит к этому типу и почему? 6
8. Что общего между инкультурацией и социализацией?. 7
9. Какими способами описывают естественные процессы?. 8
10. Как вы понимаете это высказывание?. 8
Список литературы.. 9
1. Что общего и отличного между контркультурой и массовой
культурой?
Отвечая общему духу времени, массовая культура в отличие от социальной практики всех предшествующих эпох, примерно с середины нашего столетия становится одной из прибыльнейших отраслей экономики и даже получает соответствующие названия: «индустрия развлечений», «коммерческая культура», «поп-культура», «индустрия досуга» и т.п. Кстати, последнее из приведенных обозначений открывает еще одну из причин возникновения «массовой культуры» — появление у значительного слоя трудящихся граждан избытка свободного времени, «досуга», обусловленного высоким уровнем механизации производственного процесса. У людей все больше возникает потребность «убивать время». На ее удовлетворение, естественно за деньги, и рассчитана «массовая культура», которая проявляет себя преимущественно в чувственной сфере, т.е. во всех видах литературы и искусства. Особенно важными каналами общей демократизации культуры за последние десятилетия стали кино, телевидение и, конечно, спорт (в его чисто зрительской части), собирающие огромные и не слишком разборчивые аудитории, движимые лишь стремлением к психологическому расслаблению[1].
В качестве реакции на «массовую культуру» и ее использование в идеологическом противостоянии «капитализма» и «социализма» к 70-м гг. нашего века в определенных слоях общества, особенно в молодежной и материально обеспеченной среде промышленно развитых стран, складывается неформальный комплекс поведенческих установок, получивших название «контркультура». Термин этот был предложен американским социологом Т. Роззаком в его труде «Становление контркультуры» (1969).
Как протест против материального благополучия, конформизма и бездуховности наиболее «богатой» части человечества контркультура в лице ее последователей делала главным объектом своей критики, а точнее, своего презрения, существующие социальные структуры, научно-технический прогресс, противоборствующие идеологии и постиндустриальное «общество потребления» в целом с его повседневными стандартами и стереотипами, культом мещанского «счастья», накопительства, «жизненного успеха» и нравственной закомплексованностью.
2. Какова роль культуры в формировании механизмов защиты
бессознательного?
В настоящее время защитные механизмы не столько классифицируются, сколько попросту включаются в одну группу по одному основному критерию: все они направлены против фрустраторов. Возможность выделения двух подгрупп этой группы психических механизмов появляется благодаря тому, что фрустраторы, бывают внешними и внутренними (например, внешние и внутренние конфликты). По этому критерию различаются:
1) защитные механизмы, направленные против внешних фрустраторов;
2) защитные механизмы, используемые для защиты от внутренних фрустраторов. Психология еще не раскрыла все защитные механизмы, используемые людьми с целью адаптации. Одной из причин этого мы считаем то обстоятельство, что данной проблемой до последнего времени занимались в основном только психоаналитики, которые ограничены своими теоретическими взглядами на природу психики и адаптации личности. При других подходах возможно открытие новых механизмов защитной адаптации. Мы считаем, что уточнение критериев классификации станет эвристическим средством открытия новых защитных механизмов или же включения в их список таких психических образований и процессов, которые до сих пор не считались защитными, поскольку соответствующая их функция не была раскрыта. В целом и тип защиты, и интенсивность, и длительность защитно-адаптивных процессов зависят от смысла фрустратора для личности, а индивидуализированное осмысление фрустраторов зависит от структуры мотивационной иерархии и уровня притязаний личности
Принято считать защитными следующие "психодинамические" механизмы: 1. Вытеснение (подавление); 2. Регрессия; 3. Образование реакции; 4. Изоляция; 5. Отрицание (аннулирование) совершенного действия, происходящего; 6. Проекция; 7. Интроекция; 8. Обращение на собственную личность; 9. Превращение в свою противоположность; 10. Сублимация. В дальнейшем этот список был дополнен новыми механизмами, направленными против внешних фрустраторов: 11. Бегство (уход) от ситуации; 12. Отрицание; 13. Идентификация; 14. Ограничение Я. Однако, и этот список следует дополнить следующими важнейшими защитно-адаптивными механизмами: 15. Рационализация; 16. Фантазия; 17. Конверсия; 18. Символизация; 19. Перемещение[2]. Кроме того, об этом полном списке следует сказать также, что в него включены не только собственно защитные механизмы, но и непосредственные поведенческие и внутрипсихические реакции на воздействие фрустрирующих ситуаций, которые в настоящее время рассматриваются отдельно.
Роль культуры в формировании этих механизмов сводится к тому, что она способствует возникновению определенных норм поведения, границ, правил, дальше которых, человек не может проявлять защитные реакции. Именно культура, подобными внутренними ограничениями и формирует те нормы защиты «бессознательного», которые приемлемы в обществе.
3. Назовите механизмы интерпретации культурных явлений
Интерпретация культурных явлений - способы понимания тех или иных культурных форм, явлений, событий; наделение их смысловым содержанием, актуальным для автора данной интерпретации. Механизм интерпретации культурных явлений содержит в себе, по меньшей мере, две капитальные формы.
Во-первых, культура представляет собой результат аккумуляции и трансляции социального опыта совместной жизнедеятельности членов того или иного сообщества, но реальными исполнителями установлений этой локальной культуры остаются отдельные люди, которые практически никогда не реализуют рекомендуемые культурные образцы в полном тождестве с их эталонами. Таким образом, реальное исполнение культурных образцов практически всегда сводится к их интерпретативному воплощению (как в материальных, так и в аналитических формах выражения). Почти все культурные явления известны нам только в виде артефактов, т. е. в виде субъективных интерпретативных вариаций на темы исходных форм. Таким образом, эмпирически известная нам историческая культура человечества — это набор частных интерпретаций неких актуальных для своего времени идей.
Другая форма заключается в том, что с подлинными источниками по истории и современному состоянию культуры знакомо очень ограниченное число специалистов. Нам же — широкой публике — известны лишь их интерпретации явлений культуры. Основную массу сведений об истории человеческой цивилизации и культуры мы получаем из художественной литературы, искусства, а в нынешнем столетии — кинематографа и СМИ, где публикуются и транслируются различные взгляды, которые формируют общественное понимание тех или иных процессов.
4. В чем различия контекста и подтекста
В эстетике ХХ в. возникло различение между, казалось бы, идентичными понятиями - текст и произведение. Текст - результат авторского труда сам по себе, вне его социально-эстетического функционирования; предмет герметического (замкнутого) структурного анализа. Произведение - текст, рассмотренный в его социальных связях (с реальностью, с историей его создания, с автором, с предшествующей культурой). Возникли понятия «интертекстуальность», «подтекст», «надтекст», «контекст», играющие важную теоретико-методологическую роль.
Контекст - семантическое поле, в котором протекает бытие и осуществляется рецепция художественного текста.
Подтекст несет важную часть смысла произведения, который схож с айсбергом - одна десятая на поверхности, девять десятых - под водой (Э. Хемингуэй). Эти девять десятых и есть подтекст. Подтекст - “подводное течение” («театральная» идея, идущая от драматургии Чехова).
Подтекст — чтение между строк, улавливание намеков и скрытых смыслов, ориентация на «второе дно» общения.
Контекст обычно чего-то: если слова, то это предложение, если предложение, то это сверхфразовое единство (CAT) и т.д. Подтекст - это одно из логичных трактований текста. Это вариант суперпозиции семантики отдельных слов, словосочетаний, предложений.
5. Что такое нормы поведения? Какую культурную функцию они выполняют?
Социальная ноpма (ноpма поведения) — это такие pамки поведения, котоpые обеспечивают такие условия существования людей в обществе, при котоpых люди не испытывают неувеpенности в адекватности поведения других людей. Ноpмы — есть следствие свободы деятельности любых социальных единиц.. Введение этих ноpм, как негласный закон, обеспечивающий, как мы увидели, в пеpвую очеpедь защиту, означает, что потpебность в этой защите действительно существует[3].
Совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах – это функции культуры. Нормы поведения в системе функций культуры социальны, т.е. обеспечивают именно коллективный характер жизнедеятельности людей, а также определяют или корректируют почти все формы индивидуальной активности человека в силу его связанности с социальным окружением.
Нормы поведения обеспечивают социальную интеграцию людей: формируют основания их устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей, стимулируют повышение уровня их групповой консолидированности и эффективного взаимодействия, способствуют накоплению социального опыта по гарантированному социальному воспроизводству их коллективов как устойчивых сообществ.
6. Что является следствием концентрации и интеграции? Проиллюстрируйте примером.
Интеграция – объединение разрозненных частей в единое целое. Следствием интеграции является формирование новой системы, организации, которая по отношению к отдельным раздельным в прошлом частям выступает как надсистема. Интеграция дает новую энергию – синергетический эффект – которая по своим потенциальным возможностям превышает сумму энергий отдельно взятых частей. Еще Аристотель говорил: «Целое всегда больше, чем сумма его частей». Процессы интеграции являются средством снижения энтропии в системе и позволяют ей выйти на новый виток развития. Примером интеграционного эффекта может быть объединение ради достижения победы над монголо-татарским игом разрозненных феодальных земель в России. Эффект этой интеграции известен как знаменательная и сокрушительная победа.
Концентрация – сосредоточение в ограниченном пространстве большого количества различных элементов. Концентрация увеличивает энтропию системы. Чем больше концентрация, тем, больше нестабильность в системе. Последствием может быть ее разрушение.
Примером концентрации может быть сосредоточение огромного количества населения в одном месте в результате чего вырастают крупные мегаполисы, вокруг которых очень нестабильная экологическая атмосфера, что приводит к болезням, стрессам, социальной нестабильности и т.п.
7. Данилевский Н.Я. в книге «Россия и Европа», исследуя культурно-исторические типы, говорит о существовании двуосновных культур. Какие культуры он относит к этому типу и почему?
Классификация культурно-исторических типов Данилевского[4]
Основание классификации: 4 направления человеческой деятельности: религиозная собственно культурная, политическая, общественно-экономическая. |
||
Культурно-исторический тип |
Культура |
Направления деятельности |
Первичные, подготовительные |
египетская, китайская, вавилонская, индийская, иранская |
выработка условий для жизни в организованном обществе |
Одноосновные культурно-исторические типы (приоритет одного вида деятельности)
|
еврейская |
религия (первая монотеистическая, иудаизм) |
греческая |
собственно культура (философия, искусство) |
|
римская |
политика |
|
Двуосновной культурно-исторические типы (приоритет двух видов деятельности) |
германо-романский, или европейский |
политика и собственно культура |
Четырехосновной культурно-исторический тип |
славянский (гипотетически) |
имеет возможность реализоваться во всех четырех направлениях деятельности |
К двуосновному культурно-историческому типу Данилевский Н.Я. относит германо-романский и европейский типы в противоположность греческой, римской, еврейской цивилизации, которые были одноосновными, а также славянской, которая является четырехосновной.
Такую классификацию, он выделяет по направлениям деятельности культурно-исторического типа. Так двуосновные культуры - германо-романская и европейская – развиваются по двум видам деятельности: политика и культура. Поэтому они называются двуосновными.
8. Что общего между инкультурацией и социализацией?
Процесс освоения индивидом норм общественной жизни и культуры обозначается в различных гуманитарных науках понятиями «инкультурация» и «социализация». Эти понятия во многом совпадают друг с другом по содержанию, так как оба подразумевают усвоение людьми культурных форм (паттернов, англ, pattern) какого-либо общества. Под последними обычно понимают устойчивые совокупности технологий мышления, поведения, взаимодействия, последовательности действий, построения суждений, различные культурные формулы и символы, отражающие определенные представления о реальности. Поэтому в современной научной литературе понятия «инкультурация» и «социализация» нередко используются как синонимы. Это характерно для той группы исследователей, которые придерживаются широкого понимания термина «культура» как любой биологически ненаследуемой деятельности, закрепленной в определенных результатах. Но большинство ученых, считающих культуру исключительно человеческой характеристикой, отличающей человека от всех других живых существ нашей планеты, считают целесообразным проводить различие между этими терминами, отмечая качественные особенности каждого из них[5].
Социализация предстает как процесс усвоения индивидом культурных норм и социальных ролей, благодаря которому происходит превращение человека в социального индивида. Получая в повседневной практике информацию о самых разных сторонах общественной жизни, человек формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу.
Например, традиции английской социализации требуют относиться к детям сдержанно, даже прохладно. Мягкость и нежность они проявляют скорее к животным. Дисциплинирующее воздействие на детей оказывается с самого раннего возраста. Если ребенок мучает кошку или собаку, обижает младшего или наносит ущерб чужому имуществу, его ждет суровое и жестокое наказание. Наказывать детей в Англии — право и обязанность родителей.
Инкультурация подразумевает обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре. Это происходит в процессе отношений взаимообмена между человеком и его культурой, при которых, с одной стороны, культура определяет основные черты личности человека, а с другой, — человек сам влияет на свою культуру.
Примером инкультуризации может быть следующее. В большинстве культур основной прием пиши происходит в полдень, а англичане делают это во второй половине дня. У англичан обед бывает в 7—8 часов, а у испанцев — даже в 10 вечера. Европейцы едят вилкой в левой руке и ножом в правой. Нарезанное ножом мясо они сразу же отправляют в рот вилкой, которую американцы предварительно перекладывают в правую руку.
9. Какими способами описывают естественные процессы?
Устанавливают причинно-следственные связи, поводы, условия, определяющие переход объекта из одного состояния в другое. Все естественные процессы исследуют, основываясь на факте и эмпирических данных эксперимента, на основании которых устанавливаются причинно-следственные связи, выявляются закономерности.
10. Как вы понимаете это высказывание?
«Отсутствие вызовов означает отсутствие стимулов к росту и развитию. Традиционное мнение, согласно которому благоприятные климатические и географические условия, безусловно, способствуют общественному развитию, оказывается нелепым. Наоборот, исторические примеры показывают, что слишком хорошие условия, как правило, поощряют возврат к природе, прекращение всякого роста». А. Тойнби.
Главная идея высказывания в том, что отсутствие преград на пути развития системы (в данном случае общества) приводит к тому, что развитие не идет. Это происходит потому, что у нее нет стимула к развитию, ей не куда стремиться, т.к. естественные благоприятные условия жизни даны изначально и не на что ориентироваться. Вызов, как упомянуто в высказывании, есть напряжение, возникающее между системой и внешней средой. Только когда есть напряжение возможно совершенствование и развитие. Опыт накапливается только через труд, который и есть напряжение. А если нечего преодолевать, т.к. все есть - «отсутствие вызовов» - то и нету над чем трудиться.
Список литературы
1. Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 352с.
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому. СПб.: ОРИОН, 1995.
3. Культурология. История мировой культуры. Теория культуры / Под ред. проф. Марковой А.Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
4. Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996.
5. Философия: Учебник для ВУЗов. / Под ред. проф. Никифорова Л.А.. – М.: Культура, 1998.
[1] Современная философия: словарь и хрестоматия. Под ред. Кохановского В.П. Ростов-на-Дону: “Феникс”, 1996. – с. 184.
[2] Философия: Учебник для ВУЗов. / Под ред. проф. Никифорова Л.А.. – М.: Культура, 1998. – с. 141.
[3] Культурология. История мировой культуры. Теория культуры / Под ред. проф. Марковой А.Н. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – с. 115.
[4] Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-романскому. СПб.: ОРИОН, 1995. – с. 89.
[5] Грушевицкая Т.Г., Попков В.Д., Садохин А.П. Основы межкультурной коммуникации: Учебник для вузов (Под ред. А.П. Садохина. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 52с.