2. Совершенствование системы управления предприятием на примере ООО «Интермебель»
2.1. Общая характеристика предприятия
Фирма «Интермебель» г. Хабаровска осуществляет торговую деятельность и оказывает услуги на территории Дальнего Востока. Предметом деятельности фирмы является:
- осуществление торговли мебелью из различных ценных пород дерева и других материалов;
- коммерческая деятельность - осуществление функций по изысканию поставщиков (фирм – производителей), обеспечение поставки мебели в магазины; ведение торгово-закупочной деятельности; организация оптовой, розничной, торговли мебельной продукцией;
- предоставление услуг –осуществление гарантийного ремонта, услуги в области дизайна, транспортные услуги.
Рынок, на который распространяется деятельность фирмы – территория Дальнего Востока.
Основной целью деятельности фирмы является получение прибыли. Задачи фирмы обозначены функциями или видом деятельности, осуществляемой предприятием.
Форма собственности предприятия – общество с ограниченной ответственностью.
Наименование продукции: мебельная продукция различного функционального назначения (для дома и офиса, комплекты и отдельные изделия) из различных пород дерева. Услуги – обслуживание покупателей по доставке, установке, дизайну, ремонту мебели.
Жизненный цикл организации – на этапе зрелости, характеризующийся замедлением темпов сбыта, в связи с тем, что товар уже добился восприятия большинством потенциальных покупателей. Прибыли стабильные, иногда пониженные в связи с ростом затрат на защиту товара от конкурентов (рис. 2.1.).
|
Рис. 2.1. Место на графике жизненного цикла организации
Данные о численности, структуре и движении персонала даны в табл.2.1.
Таблица 2.1.
Персонал ООО «Интермебель»
Категория персонала |
Численность работников, чел. |
||||
2001 |
2002 |
2003 |
Принято за три года |
Уволено за три года |
|
Весь персонал, в т. ч.: |
49 |
57 |
61 |
22 |
10 |
Руководители |
6 |
7 |
7 |
3 |
2 |
Специалисты и служащие |
15 |
17 |
19 |
7 |
3 |
Рабочие |
25 |
27 |
29 |
5 |
1 |
МОП, охрана |
3 |
6 |
6 |
6 |
3 |
По данным табл. 2.1. мы видим, что общая численность персонала за данный период увеличилась на 12 чел. или на 24,5%. Численность руководителей выросла на 16,6%, специалистов и служащих – 26,6 %, рабочих – на 16%, МОП – в два раза. Т.е. больший рост наблюдается специалистов по управлению производством. Текучесть персонала низкая.
Рис. 2.2. Распределение работников по полу
Рис. 2.3. Распределение работников по возрасту
Рис. 2.4. Распределение работников по уровню образования
Рис. 2.5. Распределение работников по стажу работы на предприятии
Таким образом, на предприятии работают, преимущественно мужчины, среднего возраста (от 25- 40 лет), с высшим образованием, со стажем работы примерно 2-4 года.
Анализ основных технико – экономических показателей за данный период показан в табл. 2.2.
Таблица 2.2.
Основные показатели деятельности ООО «Интермебель», тыс. руб.
Показатель |
2001 |
2002 |
2003 |
Объем продукции, тыс. м3 |
261,3 |
235,5 |
240,6 |
Выручка от реализации |
50646,7 |
41476,7 |
33637,6 |
Себестоимость продукции |
19202,65 |
17340,0 |
18293,7 |
Прибыль от реализации |
31444,05 |
24136,7 |
15343,9 |
Фонд оплаты труда |
4134,88 |
3976,4 |
4232,16 |
Численность работников |
49 |
57 |
61 |
Рентабельность реализованной продукции, % |
62 |
58,2 |
45,6 |
Выработка на 1 работника, м3/чел. |
4,75 |
4,13 |
3,94 |
Рентабельность продукции (по себестоимости) |
1,63 |
1,39 |
0,83 |
Себестоимость 1 м3, руб./м3 |
73,48 |
73,63 |
76,03 |
Средняя зарплата |
75,17 |
69,76 |
69,37 |
Данные таблицы 2.2 показывают, что за период с 2001 по 2003 гг. наблюдается снижение объема производства продукции в натуральном выражении. Данная тенденция нашла отражение в динамике себестоимости продукции, что логически объяснимо. Но в то же время анализ себестоимости 1 м3 указывает на тенденцию удорожания – в 2003 г. себестоимость 1 м3 древесины по сравнению с 2001 г. увеличилась на 3,5%, а по сравнению с 2002 г. – на 3,3%. Учитывая снижение самых весомых затрат в структуре себестоимости лесозаготовительного предприятия (заработная плат, амортизация), можно сделать вывод, что рост себестоимости был вызван ростом транспортных расходов.
Анализ выявил устойчивое снижение выручки от реализации. Это вызвано снижением объема заготовок, а также снижением эффективности работы отдела снабжения.
Одновременное снижение выручки от реализации продукции и увеличение себестоимости продукции отрицательно повлияло на финансовые показатели предприятия и привело к снижению прибыли от реализации. В 2003 г. величина прибыли от реализации по сравнению с 2001 г. снизилась на 32,2% и составила 15343,9 тыс. руб., а по сравнению с 2002 г. – на 36,4%.
Тенденция сокращения прибыли отразилась на показателе рентабельности выручки: если в 2001 г. он составлял 62%, то в 2003 г. – 45,6%. Снижение прибыли и относительно незначительные колебания фонда оплаты труда обусловили снижение и рентабельности фонда оплаты труда с 677,5% в 2002 г. до 362,55% в 2003 г.
Анализ показателя производительности труда – выработка на одного работника – объясняет снижение объема заготовок. 2003 г. по сравнению с 2001 г. она снизилась на 17,1%, а по сравнению с 2002 г. – на 4,6%. Это говорит о неполной загрузке мощностей, слабой мотивации персонала. Один из главных стимулирующих факторов – уровень оплаты труда – неуклонно снижается: в 2001 г. средняя заработная плата по предприятию составила 84,38 тыс. руб. в год, в 2002 г. – 69,76 тыс. руб., в 2003 г. – 69,37 тыс. руб.
Вывод: анализ динамики основных экономических показателей деятельности «Интермебель» за три года выявил ухудшение экономического положения, причем это ухудшение приобретает стабильный характер. В срочном порядке необходимо предпринять ряд мер, направленных на предотвращение развития такой негативной ситуации. Главное направление – это стимулирование высокопроизводительного труда всех категорий персонала путем совершенствования системы управления персоналом на предприятии.
2.2. Внешняя и внутренняя среда организации
Анализ деловой среды организации представлен в табличной форме.
Таблица 2.2.1.
Общий анализ внешней среды
Факторы внешней среды прямого воздействия |
Стимулирующее воздействие |
Сдерживающее воздействие |
|
||
1 |
2 |
3 |
|
||
1.Микросреда 1.1. Поставщики |
Налажены хозяйственные связи с производителями Западной Сибири и дальневосточного региона, занимающимися переработкой древесины и изготовлением качественной мебели из ценных пород дерева и кожи |
Производство мебели из натурального дерева и кожи – дорогостоящее, поскольку используется ценное сырье, имеющееся в ограниченных количествах. Значительны транспортные расходы на доставку мебели (транспортные тарифы на доставку объемных грузов по железной дороге очень высоки). Имеют место несвоевременные поставки груза (производители не могут гарантировать бесперебойность производства по причине ограниченности сырьевых ресурсов) |
|
||
1.2. Потребители |
Основные потребители мебельной продукции фирмы – физические лица с высоким уровнем дохода и крупные фирмы. Данные потребители не имеют проблем с расчетами и могут позволить себе приобрести мебель по высокой цене. Также с их стороны поступают заказы не только на установку мебели, но и на услуги по дизайну, что также приносит дополнительный доход. |
Потребители с высоким уровнем дохода занимают небольшой сегмент потребительского рынка (примерно 10 % - физические лица, примерно 30 % -преуспевающие, платежеспособные предприятия на весь регион). Постепенное насыщение потребительского рынка данными товарами и отсутствие прироста доходов у большинства потребителей не могут способствовать дальнейшему развитию фирмы, росту дохода. |
|
||
1.3. Конкуренты |
|
Основными конкурентами фирмы являются фирмы, торгующие относительно не дорогой мебелью, чья деятельность направлена на потребителей, имеющих средний уровень дохода. Другие конкуренты - зарубежные предприятия – производители Кореи, Японии и др. западных стран, продукция которых занимает 80 % рынка мебельной товаров. Цены этих конкурентов существенно не отличаются от стоимости мебели данного предприятия. |
|
||
1.4.Рыночная инфраструктура |
Территория ДВ является центром торговли. Здесь развитая сеть транспортных дорог, ж\д путей, развит речной и морской транспорт. Близость потребителей и производителей, наличие природных ресурсов создают благоприятные условия для торговой деятельности. |
Рост тарифов на транспортные услуги, близость зарубежных конкурентов, наличие также местных конкурентов отрицательно влияет на деятельность фирмы «Интермебель» |
|||
Таблица 2.2.2.
Анализ внешней среды
Факторы внешней среды косвенного воздействия |
Стимулирующее воздействие |
Сдерживающее воздействие |
1. Макросреда 1.1.Экономическая компонента 1.2.Технологическая компонента |
Развивается частный сектор экономики, создаются и развиваются частные совместно с зарубежными фирмами предприятия; персонал которых имеет достаточно высокий уровень дохода, то есть, они являются реальными клиентами фирмы. Развитие технологий качественной срубки и обработки древесины на ДВ способствует повышению качества продукта |
Рост инфляции при неизменно установленном минимальном уровне заработной платы не способствует повышению уровня жизни населения и накоплению средств. Высокий уровень безработицы при неравном соотношении предложения и спроса на рабочую силу, уменьшает долю населения, имеющего стабильный и, тем более, высокий доход. То есть сокращается круг потребителей продукции. Рост курса доллара и обесценивание рубля приводит к росту цен на сырье и материалы, транспорт и др., и в результате, на цену продукции. То есть высокая цена снижает конкурентоспособность товара. |
1.3. Социально – культурная компонента 1.5. Физическая компонента (состояние трудовых ресурсов) |
Отношение общества к роскоши всегда было положительным. Зажиточные группы людей ценят мебель, произведенную в классических традициях, на манер английских и др. зарубежных |
Превышение численности населения пенсионного возраста над численностью молодежи говорит об ограниченности трудовых ресурсов. Неприспособленность многих граждан предпринимательству является ограничивающим фактором в развитии предпринимательства, создании новых идей. |
Таблица 2.3.1.
Анализ внутренней деятельности фирмы «Интермебель»
Внутрифирменные действия |
Стимулирующее воздействие |
Сдерживающее воздействие |
1 |
2 |
3 |
Цена реализации Оптовая и розничная реализация мебели |
Фирма устанавливает максимальную торговую наценку. Высокая цена реализации способствует получению максимального дохода и покрытию издержек обращения. Действующая система скидок для оптовых покупателей, приобретающих гарнитурные наборы мебели несколькими партиями, стимулирует покупателя на приобретение большего количества мебельной продукции. Розничная торговля отдельными товарами - столами, стульями, кроватями и др. мебельными принадлежностями позволяет увеличить количество потенциальных покупателей. Фирма имеет несколько торговых точек –магазинов в центре города и в торговых центрах отдаленных районов |
Фирма теряет ценовое преимущество перед своими конкурентами. Потребители имеют альтернативу приобретения не такой дорогой и престижной мебели у зарубежных и отечественных фирм. Оптовых покупателей мебели у фирмы мало, поскольку покупателей с очень высоким уровнем дохода в регионе ограниченное количество. Цена реализации и низкая доля рынка ограничивает возможности как оптовой, так и розничной торговли. |
Ассортимент Предоставление услуг Реклама Персонал фирмы Рентабельность торговой деятельности Финансы НИОКР |
Продукция фирмы представлена мебелью различных пород дерева - ясеня, дуба, кедра и деревянной мебелью с кожаной отделкой; а также различными принадлежностями, обеспечивающими уют и неповторимый дизайн ( светильники, навесные полки, пуфики, журнальные столики и т.п.) Фирма обеспечивает погрузку, транспортную доставку мебели, услуги по дизайну (выбору наилучших вариантов оформления помещений). Фирма осуществляет рекламу мебели по ТВ, в периодических изданиях, на радио, акцентируя внимание на престижности, роскоши и удобствах, которое создает данная продукция. В магазинах фирмы работают квалифицированные специалисты (торговые представители в торговых точках региона, менеджеры по продажам, располагающие достаточными знаниями о потребительских свойствах товаров, их преимуществах, о возможностях дизайна) Руководство предприятия старается иметь дело с фирмами, использующими все нововведения, внедряемые в технологию изготовления мебели. |
Реклама направлена на узкий круг потребителей и является не восприимчивой для людей или предприятий, не отличающихся высоким уровнем дохода. Руководство не имеет специалистов по изучению конъюнктуры рынка, деятельность которых позволила бы изыскать резервы повышения конкурентоспособности предприятия Приведенные ниже показатели (табл. 3.2.) свидетельствуют о невысокой рентабельности фирмы. Необходимо изыскивать резервы повышения рентабельности предприятия в будущем Самостоятельный предварительный анализ финансового состояния предприятия привел к выводу, что наличие излишка товарных запасов на складе и кредиторской задолженности, свидетельствует о финансовой неустойчивости предприятия Предприятие не ведет самостоятельный баланс, что затрудняет анализ финансового состояния предприятия |
|
|
|
|
2.3. Миссия и цели предприятия «Интермебель»
Миссия фирмы
Полное удовлетворение запросов физических и юридических лиц путем обеспечения потребителей наиболее современной и качественной мебелью.
В настоящее время фирма использует стратегию рыночной ниши, основанную на дифференциации продукции, которая ставит своей целью обеспечение представителей данного рыночного сегмента товарами и услугами, наиболее полно отвечающих их потребностям и вкусам.
Конкретные цели данной стратегии:
1) Стратегическая цель - узкая рыночная ниша (лица с высоким уровнем доходов, рентабельности бизнеса, которые отличаются изысканными вкусами и редкими предпочтениями) где покупательские нужды и предпочтения существенно отличаются от остального рынка (доля на совокупном рынке – примерно 30%);
2) Основа конкурентного преимущества - не значительные затраты на обслуживание или способность предложить покупателям что –то особенное, соответствующее их требованиям и вкусам;
3) Ассортиментный набор – удовлетворение особых нужд целевого сегмента;
4) Торговля – приобретение и реализация товара, соответствующего данной нише;
5) Маркетинг – увязка сфокусированных уникальных возможностей с удовлетворением специфических требований покупателя
6) Поддержка стратегии – поддержка уровня обслуживания ниши выше, чем у конкурентов; задача – не снижать имидж компании и не распылять усилия.
Иерархия целей выглядит следующим образом (рис. 2.6.)
Анализ основных показателей деятельности ООО «Интермебель» показывает объективную необходимость изменения стратегического направления развития фирмы, поскольку есть риск потерять конкурентные преимущества фирмы по причине роста конкурентов, ограниченного роста целевого сегмента рынка (потенциальных клиентов фирмы), постепенного насыщения рынка мебельной продукцией с аналогичными потребительскими свойствами.
|
|||||||
Рис. 2 .1. «Дерево» целей организации
2.4.Методы управления
Организационно- административные методы.
Стиль управления - авторитарный, т.е. к персоналу относятся как к функционалам, обязанным четко и неукоснительно выполнять указания начальства. Но данный стиль, однако, основан на подходах компетентности, справедливости и уважении человеческого достоинства.
Система участия рабочих и специалистов в повышении рентабельности предприятия путем установления премий способствует развитию кооперативности труда.
Делегирование ответственности – принятие решений в рамках своей должности и согласование их с высшим руководством.
Предписания и нормативные положения о взаимодействии между руководителями и подчиненными способствуют конструктивному сотрудничеству и самостоятельности руководителей в принятии решений.
Административные методы управления.
На предприятии действует положение о внутреннем трудовом распорядке, которое содержит административные взыскания за невыполнение своих обязательств или нарушение трудовой дисциплины, предусматривающие устное порицание, лишение премий и др. социальных выплат, а также увольнение.
Экономические методы.
Специалисты и руководители предприятия имеют установленные оклады в соответствии с принятым на предприятии штатным расписанием Используется система премирования рабочих и специалистов за непосредственное участие в повышении объема производства и реализации продукции. Премирование рабочих и специалистов осуществляется каждый месяц в случае перевыполнения плана. Руководители участвуют в распределении прибыли предприятия раз в пол года. Кроме этого работникам предприятия выплачиваются районный и ДВ коэффициенты (30 %), надбавки за выслугу лет, за стаж.
Социально – психологические методы управления
Предусмотрены социальные услуги работникам предприятия – столовая, бесплатное медицинское обслуживание, соблюдаются нормы безопасности на рабочих местах, предоставляется время для отдыха в течение рабочего дня.
Социальные выплаты - компенсации за вредные условия труда, оплата сверхурочных, и др.
Моральное поощрение за проявление инициативности и внимательности в процессе труда.
2.5. Организационная структура управления
Организационная структура управления предприятием «Интермебель» представлена на рис. 2.5.1.
Рис. 2.5.1. Организационная структура управления «Интермебель»
Таким образом, в организационной структуре управления 5 уровней иерархии управления (2 звена высшего руководства, среднее звено управления – заместители отделов, специалисты и служащие, рабочие.). Структура – линейно – функциональная.
Единоличным исполнительным органом Общества является генеральный директор, который решает все вопросы деятельности, в том числе без доверенности действует от имени Общества, несет персональную ответственность за обеспечение и учет документов по личному составу, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции собрания участников.
Таблица 2.4.
Уровни управления
Функциональный |
Линейный |
- |
Совет участников, генеральный директор |
Начальники подразделений |
Коммерческий директор, главный бухгалтер |
Заместители директоров |
Зам. по производству и МТО, зам. по сбыту. |
Специалисты служб |
Финансовая служба, бухгалтерия, отдел сбыта |
Производственная бригада |
Бригадир |
Контроль над финансовой деятельностью предприятия осуществляется финансовой службой, представленной финансовым отделом и бухгалтерией предприятия.
Специалист финотдела выполняет следующие функции финансового управления предприятия:
- своевременно предоставляет финансовые данные требуемого характера;
- проводит анализ ежемесячных, ежеквартальных, ежегодных финансовых отчетов для выявления возможностей улучшения результатов будущей работы;
- анализирует финансовое положение предприятия, обеспечивает возможности повышения эффективности деятельности, общее руководство финансовым планированием, составление бюджетов, текущее управление движением денежных средств;
- обеспечивает своевременное привлечение денежных средств под реальный минимальный проект.
Компетентным специалистом является также главный бухгалтер, в обязанности которого входит: ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской отчетности, участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия с целью выявления внутрихозяйственных резервов; представлять необходимую информацию руководству для управления производством, исчислять фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), отклонения от установленных норм смет. В состав бухгалтерии входят также бухгалтер-расчетчик, бухгалтер-материалист.
Генеральному директору предприятия подчиняется юрисконсульт, решающий правовые вопросы деятельности предприятия.
Коммерческая служба предприятия представлена в лице коммерческого директора, который непосредственно подчиняется генеральному директору. Коммерческий директор осуществляет руководство коммерческой деятельностью предприятия, координирует работу отдела сбыта и заместителя директора по производству и материально-техническому снабжению.
Организация сбыта является централизованной, так как складское хозяйство подчиняется непосредственно руководству отдела сбыта.
На складе готовой продукции работниками складского хозяйства осуществляется комплектование готовой продукции, накопление и хранение готовой продукции, и др.
Начальник отдела сбыта осуществляет организацию сбыта мебельной продукции предприятия в соответствии с плановыми заданиями и заключенными договорами. Осуществляет контроль над соблюдением сроков поставок, качеством реализуемой продукции в соответствии с договорными обязательствами. Обеспечивает участие отдела в выполнении работ по изучению спроса на продукцию предприятия. Совместно с коммерческим директором выполняет функции по изучению конъюнктуры рынка сбыта лесной продукции, поиск потребителей и разработке рекомендаций по ее реализации. Организует приемку готовой продукции от комплексной бригады на склад, рациональное хранение и подготовку к отправке потребителям, определяет потребности в транспортных средствах, погрузочных средствах, работах по отгрузке готовой продукции.
Кроме того, начальник отдела сбыта принимает меры по обеспечению своевременного поступления средств за реализованную продукцию. Участвует в рассмотрении поступающих на предприятие претензий и подготовке ответов на заявленные иски, а также претензий потребителям, при нарушении ими условий договоров. Координирует деятельность склада готовой продукции и работников отдела: товароведов и коммерческих агентов.
Товаровед: определяет требования к продукции, а также соответствие их качества стандартам, договорным обязательствам. Он принимает участие в контроле выполнения договорных обязательств; участвует в разработке и внедрении стандартов предприятия по сбыту, контролирует качество продукции, организует транспортировку и хранение готовой продукции.
Коммерческие агенты занимаются поиском потребителей и заключением с ними договоров, оформляют документацию на отправление груза, заказывают транспорт для его перевозки. Отправляют продукцию в адрес покупателя или сопровождают грузы в пути следования и обеспечивают их сохранность; агенты принимают участие в совершенствовании сбытовой деятельности предприятия.
Зам. коммерческого директора по производству и МТО непосредственно подчиняется коммерческому директору, участвует в подготовке проектов перспективных планов производства, осуществляет функции по изысканию поставщиков материалов, необходимых для производства. Осуществляет контроль над выполнением производственных работ.
Обработка древесины, изготовление мебели осуществляется комплексной бригадой, которая объединяет рабочих разных специальностей, выполняющих взаимосвязанные технологические разнородные работы, включая и вспомогательные. Основные работы: плотницкие работы, художественное оформление, химическая обработка дерева. Производственную бригаду возглавляет бригадир, осуществляющий контроль над производством на участке.
В результате анализа организационной структуры «Интермебель» был выявлен следующий недостаток: на предприятии отсутствует служба управления персоналом, которая призвана заниматься вопросами и развитием персонала.
Необходимо выделить отдел кадров, отдел организации труда и заработной платы, который будет непосредственно заниматься подготовкой, развитием персонала, совершенствованием стимулирования работников на предприятии. Отдел кадров выполнял бы учетные функции, совместно с отделом ОТ и ЗП – анализ трудовых показателей, выявлял бы резервы роста производительности труда.
2.6. Характеристика структурного подразделения ООО «Интермебель»
Для анализа выделим коммерческую службу предприятия.
Как было сказано выше, коммерческая служба предприятия представлена в лице коммерческого директора, который непосредственно подчиняется генеральному директору. Коммерческий директор осуществляет руководство коммерческой деятельностью предприятия, координирует работу отдела сбыта и заместителя директора по производству и материально-техническому снабжению.
Схематично внутренняя структура управления коммерческой деятельностью выделена на рис. 2.5.1.
Приведем характеристику функциональной структуры управления в рамках коммерческой службы предприятия (табл. 2.5.).
Анализируя функции работников коммерческой службы ООО «Интермебель», можно сделать вывод, что функциональное разделение труда соответствует должностным обязанностям указанных исполнителей.
Среди отделов коммерческой службы присутствуют функциональные связи (происходит обмен информацией между работниками отделов, составляется документальная отчетность и доводится до специалистов отделов), а также линейная связь (зам. директора по коммерции координирует и контролирует действия специалистов на основе предоставленной отчетности).
Таблица 2.5.
Анализ распределения функций в коммерческой службе
управления предприятием
№ |
Наименование и содержание функций управления |
Наименование и содержание подфункций управления |
Наименование и содержание процедур и операций (функциональные роли) |
Исполнители по должностям |
|
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Организация деятельности коммерческой службы |
Организация и контроль деятельности менеджеров отдела МТО и сбыта,
|
Принятие управленческих решений по осуществлению оптовой и розничной торговли, налаживанию связей с поставщиками, обеспечению роста объемов реализации продукции |
Коммерческий директор |
2 |
Организация деятельности по снабжению предприятия сырьем и материалами |
Обеспечение бесперебойности производственного процесса |
Выявление потребностей предприятия в сырье и материалах на основе их учета и запросов производства, регистрация поставщиков и поставки продукции, контроль за своевременностью поставки, предоставление отчетов в финансовый отдел и вышестоящему руководству |
Зам. коммерческого директора по производству и МТО |
Основная цель деятельности коммерческой службы заключается в повышении конкурентоспособности производства путем обеспечения высокого качества сырья и материалов, бесперебойности процесса производства, стабильных каналов сбыта.
В иерархии управления данная служба является "стержнем" организации, поскольку от ее организации зависит функционирование всего предприятия, рентабельность деятельности.
Продолжение табл. 2.5.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
3 |
Руководство деятельностью по сбыту готовой продукции |
Организация оптовой и розничной торговли |
Обеспечение юридических лиц и населения готовой продукцией в соответствии с объемами заказов, предоставление документации по заказам в отдел МТО, регистрация заказов, учет их выполнения, контроль за работой агентов на внешнем рынке, предоставление отчетности финансовому отделу и вышестоящему руководителю |
Начальник отдела сбыта |
|
4 |
Организация деятельности по сбыту готовой продукции и услуг |
Организация работы по увеличению объемов реализации |
Оформление индивидуальных заказов на изготовление продукции установленного заказчиком образца, и оказанию услуг; проведение анализа потребностей клиентов на основе имеющихся заказов, передача информации в отдел снабжения, разработка рекомендаций по изменению технических характеристик продукции и доведение до зам. директора |
Товаровед, коммерческие агенты, начальник отдела сбыта |
|
|
|
|
по производству, предоставление отчетности о наличии и об изготовлении заказов вышестоящему руководству и в финансовый отдел; осуществление рекламной деятельности |
|
|
|
Организация деятельности по снабжению производства сырьем и материалами |
Организация складского хозяйства |
Учет сырья и материалов на складе, предоставление отчета по складскому хозяйству менеджерам по снабжению и сбыту, координация работы складских рабочих |
Коммерческий директор, зам. директора по МТО, складские рабочие |
|
Численность коммерческой службы:
Руководители - 4 чел.
Специалисты и служащие - 8 чел
Рабочие склада - 5 чел.
Производственная бригада - 29 чел.
В результате анализа структуры и функций коммерческой службы предприятия можно сделать следующий вывод. Учитывая тенденцию возможного снижения прибыли предприятия по причине снижения конкурентоспособности на рынке, целесообразно организовать маркетинговую деятельность на предприятии (не ограничиваясь только рекламными действиями), проводить комплексные маркетинговые мероприятия, направленные на изучение конъюнктуры рынка, в том числе изменений потребительских предпочтений.
Таким образом, во главу коммерческой службы необходимо внедрить маркетинговый отдел, результаты работы которого предопределяли бы и масштабы производства, и направления сбытовой деятельности.
В маркетинговой работе должны быть задействованы руководители всех подразделений коммерческой службы.
Оценим уровень организации системы управления коммерческой службы на основе нижеприведенной системы показателей. Исходные данные в табл. 2.6.
Таблица 2.6.
Показатель |
Обозначение |
Значение показателя |
1 |
2 |
3 |
Суммарное фактическое время использования технических средств управления в год, час.; |
Тф |
1008 |
Суммарное расчетное время использования технических средств в год, час. |
Тр |
1000 |
Количество рабочих мест, отвечающих требованиям |
К т.п. |
37 |
Общее количество рабочих мест |
Ко |
46 |
Количество функций (процедур), обеспеченных регламентирующей документацией |
Кр |
17 |
Общее количество функций (процедур) |
Ко |
46 |
Количество функций, дублируемых подразделениями аппарата управления, а также излишних функций |
Кд |
29 |
Продолжение табл. 2.6.
1 |
2 |
3 |
Количество зафиксированных задержек выполнения управленческих функций за анализируемый период |
П1 |
5 |
Количество своевременно выполненных функций за тот же период |
П2 |
41 |
Количество задач управления, решаемых автоматизированным способом фактически; |
Нза |
15 |
Количество задач управления, которые могут быть автоматизированы |
На |
23 |
Количество решений, своевременно реализованных на предприятии за определенный период |
Р1 |
41 |
Общее количество решений, намеченных для реализации за этот же период |
Р 2 |
46 |
Число фактически выполненных работ |
Кф |
34 |
Число запланированных работ |
Кз |
46 |
Число работ, выполненных в срок |
Кс |
30 |
Число рекламаций |
Р |
5 |
Произведем расчет:
1) коэффициент качества выполнения управленческих функций
К к.у.ф. = (К1 +К2 +К3 +К4) / 4 = (1,008 + 0,804 + 0,369 + 0,63) /4 = 0,702
2) коэффициент использования технических средств
К1 = Тф / Тр = 1008 / 1000 = 1,008
3) коэффициент организации рабочих мест
К2 = Кт.п. / Ко = 37/46 = 0,804
4) коэффициент регламентации функций управления
К3 = Кр / Ко = 17/46 = 0,369
5) коэффициент дублирования функций управления
К4 = Кд / Ко = 29/46 = 0,63
6) коэффициент ритмичности работы аппарата управления
К р.у. = 1- (П1 / П2) = 1-(5-41)*100 = 0,37
7) коэффициент охвата функций управления автоматизацией
К ф.а. = Н з.а. / Н а = 15/23 = 0,65
8) коэффициент, характеризующий степень полноты реализации принимаемых решений К с.р. = Р1 / Р2 = 41/46 = 0,89
9) коэффициент выполнения должностных обязанностей
К в.д.о. = Кф /Кз = 34/46 = 0,74
10) коэффициент оперативности работы
К о.р. = К с /Кф = 30/34 = 0,88
11) коэффициент качества выполненных должностных обязанностей
К к.в.д.о. = 1- (Р /Кф) = 1- 5/34 = 1-0,147 = 0,85
12) коэффициент трудовой дисциплинированности
К т.д. = √К в.д.о. * К о.р. * К к.в.д.о. = 0,744
Можно сделать вывод на основе рассчитанных показателей: качество выполнения должностных обязанностей, как и в целом, управленческих функций, относительно высокое. Трудовая дисциплинированность также достаточно высокая.
2.7. Схема функциональных взаимосвязей подразделения
Таблица 2.7.1
Участие подразделений предприятия в работе коммерческой службы
Функции подразделения |
Функциональные подразделения и должностные лица |
||||
|
Совет директоров |
Генеральн. директор |
юрист |
Гл. бухгалтер |
финансист |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. определение направлений деятельности, масштабов производства |
Р |
У |
С |
О |
П |
2.Организация, координация и контроль оптовой и розничной деятельности |
|
О, Р |
У |
С |
П |
3.Обеспечение бесперебойности производственного процесса |
|
Р,О |
С |
П |
У |
4. Руководство деятельностью по сбыту готовой продукции |
|
Р |
С |
П |
П |
Продолжение табл. 2.7.1.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
5. Организация деятельности по сбыту готовой продукции и услуг |
|
Р |
С |
|
|
6. Организация деятельности по снабжению производства сырьем и материалами |
|
Р |
С |
П |
П |
Символы:
О – отвечает за выполнение данной функции, организует ее исполнение, подготавливает и оформляет окончательный документ;
П – представляет исходные данные, информацию, необходимые для выполнения данной функции;
У – участвует в выполнении данной функции;
С – согласовывает подготовленный документ или отдельные вопросы в процессе выполнения функций;
Р – принимает решение, утверждает, подписывает документ.
2.8. Информационная система структурного подразделения
Таблица 2.8.1.
Функции коммерческого директора |
Получает документацию |
Разрабатывает документацию |
Передает документацию |
Примечание |
Организация материально – технического снабжения |
Заказы по объему и ассортименту сырья и материалов |
Планы материально – технического обеспечения |
Заказы передает юристу на оформление |
Работает совместно с зам. директора по производству и МТО |
Организация системы сбыта |
Заказы от потребителей |
Отчетность по товарообороту (выручке от реализации) |
Отчетность передает генеральному директору |
Информацию получает от коммерческих агентов, финансовой службы |
Продолжение табл. 2.8.1.
Организация складского хозяйства |
Отчетность о расходах сырья, материалов, потребностях производства |
Документы о выполнении договорных обязательств с потребителями |
Документацию передает юристу на оформление |
Составляет отчетность совместно с товароведом |
Организация внешних связей |
Предложения от организаторов выставок, ярмарок, информационных изданий |
Заявки на участие в выставках, размещении рекламы, и др. |
В бухгалтерию, генеральному директору |
Работает совместно с юристом |
Мы видим, что система документооборота построена рационально, без дублирования документации. Уровень делопроизводства в подразделении выше среднего.
Уровень делопроизводства в структурном подразделении определяется по формуле:
К о.д. = (К1 + К2 + К3) /3 = (0,74 + 0,43+0,61) / 3 = 0,6
1) К 1 = Д1 / Д2 – уровень оперативности работы с документами и др. источниками информации
К1 = 5482 / 7357 = 0,74
Д1 - количество входящих документов и др. источников информации, своевременно и правильно переданных для исполнения, в год (Д1 = 5482)
Д2 – общее количество входящих документов и др. источников информации (Д2 = 7357)
2) К 2 = Д3 / Д4 – уровень оперативности размножения документов
К2 = 1542 / 3561 = 0,43
Д3 – количество своевременно размноженных документов (Д3 = 1542)
Д4 – общее количество документов и др. источников информации, представленных для размножения Д4 = 3561).
3) К 3 = Д5 / Д6 – уровень оперативности работы с письмами
К3 = 1111 / 1832 = 0,61
Д5 – количество писем, своевременно дошедших до адресата (Д5 = 1111)
Д6 – общее количество отправленных писем (Д6 = 1832)
2.9. Регламенты управления
Разработаем положение о структурном подразделении – отделе материально – технического снабжения (на предприятии данная служба неразрывно связана с производством) (приложение 1).
Положение (должностная инструкция) о должности коммерческого директора представлена в приложении 2.
2.10. Оценка уровня организации системы управления структурным подразделением
Уровень организации системы управления К осу это обобщенная качественная характеристика степени совершенства организации управления и рассчитывается как среднеарифметическая величина значений ряда частных показателей (рассчитанных ранее коэффициентов).
К осу = (К к.у.ф. + К р.у. + К ф.а. +К с.р. +К т.д. + К о.д.) / 6 = (0,702+ 0,37+ 0,65+ 0,89+ 0,744+ 0,6) / 6 = 0,66
Таким образом, система управления деятельностью коммерческого подразделения является сравнительно эффективной. Относительно высокий уровень организации системы управления подразделением объясняется технократическим подходом к функционированию системы, т.е. очень большое внимание уделяется качественному и четко регламентированному выполнению работ, автоматизации процесса деятельности.
Однако, принимая во внимание тенденцию снижения качественных показателей работы предприятия (производительности труда, объемов производства, и др.), целесообразно принять следующее направление совершенствования системы управления предприятием. Это - повышение мотивации работников к более результативному труду посредством разработки комплекса мероприятий, таких как демократизация стиля управления, разработка гибкой системы материального стимулирования по результатам, применение методов морального поощрения, использование возможностей карьерного роста, и др.
Заключение
Мы провели анализ системы управления предприятием ООО «Интермебель» и выявили следующие тенденции:
1) Анализ динамики основных экономических показателей деятельности ПКП «Интермебель» за 2001 –2003 гг. выявил ухудшение экономического положения, причем это ухудшение носит стабильный характер (снижается прибыль предприятия, производительность труда, объем производства).
2) Анализ деятельности коммерческой службы предприятия (как основного функционального звена организации) выявил, что руководство использует технократический подход к управлению, т.е. достигает относительно эффективного выполнения поставленных задач за счет четкого разделения труда, регламентации функций, контролирования действий работников, материального стимулирования труда.
3) Предлагается изменить направление совершенствования деятельности подразделения и организации в целом: направить усилия на создании системы мотивирования работников к более результативному труду.
Задачу поэтапного анализа системы управления на предприятии «Интермебель» мы выполнили.
|
|
|
ДиректорООО«Интермебель»
«____»_____________200__г.
I. Общие положения
Отдел материально-технического снабжения является самостоятельным структурным подразделением предприятия в подчиняется непосредственно заместителю директора по коммерческим (общим) вопросам.
II. Задачи
1. Комплексное своевременное и равномерное обеспечение потребности предприятия качественными средствами производства.
2. 2. Обеспечение наиболее полного и экономного использования на предприятии материальных ресурсов.
3. Рациональная организация работы снабженческой службы предприятия.
III. Структура.
1. Структуру и штаты отдела утверждает директор предприятия в соответствии с типовыми структурами аппарата управления и нормативами численности специалистов и служащих с учетом объемов работы и особенностей производства.
3. Структура управления МТО - централизованная, строящаяся по функциональному принципу: плановые функции, оперативно-заготовительные и складские операции осуществляются, раздельно и централизованно для всей номенклатуры потребных изделий и материалов. Для таких предприятий характерно также включение в состав отдела материально-технического снабжения и группы сбыта.
IV. Функции
1. В области обеспечения предприятия средствами производства.
1.1. Определение по плановым периодам потребности в сырье и материалах, оборудовании, топливе н энергии на базе установленных норм расхода для выполнения производственной программы, ремонтно-эксплуатационных в других нужд предприятия, а также создания необходимых производственных запасов.
1.2. Изыскание источников покрытия этих потребности за счет внутренних ресурсов.
1.3. Разработка и представление в установленном порядке директору и снабженческо -сбытовые организации планов-заявок потребности в сырье, материалах, оборудовании и энергии. Защита представленных заявок
1.4. На основе утверждаемых планов поставок предприятию материально-технических ресурсов разработка планов и балансов материально -технического обеспечения подразделений предприятия.
1.5. Выявление и установление наиболее рациональных форм снабжения
1.6.Изучение возможности и целесообразности установления длительных хозяйственных связей по поставкам материально-технических ресурсов, подготовка предложений для вышестоящего начальства о закреплении поставщиков на длительный период.
1.7.Подготовка заключения хозяйственных договоров с поставщиками.
1.8.Выявление возможности приобретения материально-технических ресурсов в порядке оптовой торговли, изучение оперативной информации рекламных материалов о предложениях мелкооптовых магазинов и оптовых ярмарок, организация ресурсов, реализуемых в порядке свободной продажи.
1.9.
|
1.10. Организация количественного контроля поступающих на предприятие материальных ресурсов, обеспечение их хранения на складах предприятия, соответствующей подготовки и своевременной выдачи для производственного потребления.
2. В области обеспечения экономного использования материальных ресурсов
2.1. Контроль за рациональным использованием материальных ресурсов на предприятии, соблюдением норм расхода материалов.
2.11. Установление экономически обоснованных нормативов производственных запасов, обеспечение контроля за размерами, запасов и их регулирование, предотвращающее образование на складах излишних материальных ценностей, принятие мер по реализации неликвидов
2.12. Разработка совместно с другими службами: мероприятий по рациональному и экономному расходованию материальных ресурсов мобилизации внутренних резервов, сокращению потерь, максимальному использованию деловых производственных отходов и вторичного сырья, контроль за выполнением этих мероприятий.
3. В области рациональной организации снабженческой службы предприятия
3.1. Обеспечение надлежащей организации складского хозяйства на предприятии, высокого уровня механизации а автоматизации транспортно-складских операций
3.2. Обеспечение внедрения передового опыта в организации снабжения, организационной техники и научной организации труда, автоматизированных систем управления снабжением. 3.3. Обеспечение учета движения материальных ресурсов на складах предприятия, участие в проведении инвентаризации материальных ценностей
3.4. Осуществление отчетности и контроля:
- за правильным использованием выделенных цехам, материалов по целевому назначению;
- за своевременным выполнением поставщиками обязательств по договорам и заказам, предъявлением претензий к поставщикам за нарушение ими обязательств и условий договора, а также, составлением расчетов по этим претензиям.
- за соблюдением цехами установленных норм расхода материалов и правильным хранением материалов в цеховых кладовых.
VI. Права
1. Требовать от подразделений предприятия представления материалов (заявки, нормы расхода материалов), необходимых для осуществления работы, входящей в компетенцию отдела.
2. Контролировать правильность хранения и использования материальных ресурсов цехами и службами и представлять руководству предприятия предложения о наложении взысканий на работников, допустивших нарушение установленных требований.
3. Заменять требуемые материалы взаимозаменяемыми при наличии разрешения и согласия соответствующих подразделений и надлежащем оформлении замены актами.
4. Изымать в цехах и службах сверхнормативные остатки материалов передавать их на склады предприятия, в другие цехи, реализовывать излишние и ненужные материалы в установленном порядке.
5. Представлять в юридический отдел предприятия материалы для предъявления претензий к поставщикам при нарушении обязательств по договорам.
Представлять предприятие в вышестоящему руководству по вопросам снабжения н защиты заявок на материально - техническое обеспечение, вести соответствующую переписку.
|
Указания отдела в пределах функций, предусмотренных настоящим положением, являются обязательными к руководству и исполнению и др. подразделениями предприятия.
Ответственность.
1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела.
Коммерческий директор ________________________(фамилия)
Согласовано юристконсульт _____________________(фимилия)
С ознакомлены (подписи)______________
«___»_________200_г.
|
Приложение 2
|
|
ДиректорООО«Интермебель»
«____»_____________200__г.
I. Общие положения
1. Заместитель директора по коммерческим вопросам осуществляет руководство материально-техническим снабжением, сбытом продукции и транспортным обслуживанием предприятия.
2. На должность заместителя директора по коммерческим вопросам назначаются лица с высшим, экономическим или инженерно-экономическим образованием и стажем экономической работы на руководящих должностях не менее пяти лет.
II. Обязанности
1. Обеспечение участия коллективов подчиненных служб в разработке перспективных и текущих планов производства и реализации продукции, материально-технического снабжения, работы внутризаводского транспорта, финансовых планов предприятия, а также в разработке стандартов по материально-техническому обеспечению качества продукции, организации хранения и транспортирования сырья, сбыту готовой продукции.
2. Принятие мер по расширению хозяйственной самостоятельности предприятия, своевременному заключению договоров с поставщиками и потребителями, расширению прямых и длительных хозяйственных связей, обеспечение выполнения заданий и обязательств по поставкам продукции.
З. Осуществление контроля за выполнением плана реализации продукции, материально-технического обеспечения предприятия, плана по прибыли и другим финансовым показателям, за правильным расходованием оборотных средств и целевым использованием банковского кредита, прекращением производства продукции, нe имеющей сбыта.
4. Разработка мероприятий по ресурсосбережению и комплексному использованию материальных ресурсов, совершенствованию, нормирования расхода сырья, материалов, оборотных средств и запасов материальных ценностей, повышению рентабельности производства, укреплению финансовой дисциплины и хозяйственного, расчета, предупреждению образования и ликвидации излишних запасов товарно-материальных ценностей, соблюдение норм расходования материальных ресурсов.
5. Организация работы складского хозяйства, обеспечение количественной и качественной сохранности материальных ресурсов, и готовой продукции.
6. Обеспечение полного использования внутризаводского транспорта, рациональной организации погрузочно-разгрузочных работ, разработка мероприятий' по максимальному оснащению данной службы необходимыми механизмами и приспособлениями.
7. Организация работы по использованию и реализации вторичных ресурсов и побочных продуктов.
8. Обеспечение составления установленной отчетности о выполнении планов материально-технического снабжения, сбыта готовой продукции и работе внутризаводского транспорта.
III. Права
1. Представлять предприятие во всех государственных и общественных организациях по вопросам материально-технического снабжения, сбыта продукции в транспортного обслуживания предприятия.
3. Требовать от подразделений предприятия представления материалов, необходимых для выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Положением.
4. Ответственность
Заместитель директора по коммерческим вопросам несет ответственность за качество и своевременность выполнения обязанностей, возложенных на него настоящим Положением.
С инструкцией ознакомлен ______________ (фамилия)
«___»_________200_г.
|
|
|
|
|
Логическая схема курса менеджмента
|