Оглавление

Современное состояние и перспективы развития информационных технологий в юриспруденции.. 3

Виды современных информационных технологий. 3

Характеристика справочной правовой системы «Гарант». 5

Типовые операционные системы ПЭВМ, их сравнительная характеристика.. 8

Общие сведения. 9

Сравнительная характеристика. 9

Управление памятью.. 9

Файловая система. 10

Управление процессами. 11

Межпроцессное взаимодействие. 12

Графический интерфейс пользователя. 12

Объектно-ориентированное программирование и операционные системы.. 14

Выводы.. 14

Список литературы... 15










Современное состояние и перспективы развития информационных технологий в юриспруденции

Для начала определимся, что же такое вообще информационные технологии и из чего они состоят.

Информационная технология – процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта).

Виды современных информационных технологий

Современные информационные технологии принято подразделять на следующие виды:

·              Информационная технология обработки данных;

·              Информационная технология управления;

·              Информационная технология поддержки принятия решений;

·              Информационная технология экспертных систем;

Информационные технологии в юриспруденции частично включают в себя что-то от каждого из четырех перечисленных видов информационных технологий. Поэтому рассмотрим вкратце каждый из них, их характеристики и назначение.

Информационная технология обработки данных предназначена для решения хорошо струк­турированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алго­ритмы и другие стандартные процедуры их обработки. Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных постоянно повторяющихся опе­раций труда. Поэтому внедрение информационных технологий и систем на этом уровне существенно повысит производительность труда персонала, освободит его от рутинных операций, возможно, даже приведет к необходимости сокращения численнос­ти работников.

Целью информационной технологии управления является удовлетворение информацион­ных потребностей всех без исключения сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Она может быть полезна на любом уровне управления.

Эта технология ориентирована на работу в среде информационной системы управления и используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.

Информационная технология управления идеально подходят для удовлетворения сходных информационных по­требностей работников различных функциональных подсистем (подразделений) или уров­ней управления фирмой. Поставляемая ими информация содержит сведения о прошлом, настоящем и вероятном будущем фирмы. Эта информация имеет вид регулярных или спе­циальных управленческих отчетов.

Наибольший прогресс среди компьютерных информационных систем отмечен в области разработки экспертных систем и систем поддержки принятия решений. Экспертные системы дают возможность рядовому юристу получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Решение специальных задач требует специальных знаний. Однако не каждая организация может себе позволить держать в своем штате экспертов по всем связанным с ее работой проблемам или даже приглашать их каждый раз, когда проблема возникла. Главная идея ис­пользования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость. Все   это делает возможным использовать тех­нологию экспертных систем в качестве советующих систем.

Представление о возможностях современных информационных технологиях в области юриспруденции, а также о тенденциях их развития достаточно полно даёт справочная правовая система «Гарант».

Характеристика справочной правовой системы «Гарант»

Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги.  Информационная услуга — получение и предоставление в распоряже­ние пользователя информационных продуктов[1]. Среди данных услуг большое значение играют справочно-правовые системы - это новое поколение справочников, справочники эпохи информационных технологий.

Лидирующее место среди негосударственных (частных) компьютерных фирм занимает Научно-производственное пред­приятие "Гарант-Сервис" (создано в 1990 г.). Сегодня это вы­сокотехнологическое и наукоемкое производство со штатом более 300 человек в Москве и широкой сетью представительств в России и за рубежом. Общее число работников предприятия — свыше двух тысяч. В практической и научной деятельности "Гаранта" неразрывно соединены данные юридической науки и информатики.

В статье 24 Закона "О средствах массовой информации" указано "правила, установленные настоящим Законом для периодических печатных изданий, применяются в отношении периодического распространения тиражом тысяча и более экземпляров текстов, созданных с помощью компьютеров и (или) хранящихся в их банках и базах данных, а равно в отношении иных средств массовой информации, продукция которых распространяется в виде печатных сообщений, материалов, изображений."  В соответствии с названным Законом СПС "Гарант" зарегистрирована в качестве средства массовой информации Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Регистрация "Системы Гарант", как  электронного периодического справочника, подтверждена свидетельством Эл N 77-2137 от 03.12.1999 года.

Нормативные акты поступают в "Гарант" непосредствен­но из Администрации Президента РФ, Правительства РФ, Министерства финансов РФ, Центрального банка Российской Федерации, Государственного таможенного комитета РФ, Го­сударственной налоговой службы РФ, Высшего Арбитражно­го Суда РФ, других официальных источников.

В информационном банке системы ГАРАНТ представлены различные правовые блоки по федеральному законодательству:

·              Нормативные документы;

·              Разъяснения, комментарии, схемы;

·              Судебная и арбитражная практика;

·              Формы документов;

·              Международные договоры;

·              Проекты;

·              Словари.

В соответствии с распоряжением Председателя Государственной Думы Федерального Собрания РФ "Об издании электронной энциклопедии "Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: 1995-1999"[2] НПП "Гарант-Сер­вис" разрабатывает компьютерные средства для законотвор­ческой и законопроектной деятельности.

Кроме того, "Гарант-Сер­вис" активно сотрудничает с Государствен­но-правовым управлением Аппарата Государственной Думы, рядом других федеральных учреждений и организаций:

Судебный департамент при Верховном Суде РФ (Письмо Судебного департамента при ВС РФ от 6 августа 1999 г. N СД-1/411 «О проведении опытной эксплуатации справочной правовой системы "Гарант" в судах общей юрисдикции и системе Судебного департамента»);

Министерство РФ по налогам и сборам (Письмо МНС РФ от 1 апреля 2002 г. N 27-0-10/56-М551 «О сотрудничестве компании "Гарант-Сервис" с МНС РФ»);

Сбербанк РФ (Письмо Сбербанка РФ от 1 августа 1995 г. N 01-2984 «Об использовании территориальными банками справочной правовой системы "Гарант"»);

Министерство финансов (Письмо Минфина РФ от 20 марта 1998 г. N 1-35/11 «О сотрудничестве Минфина РФ с компанией "Гарант" по распространению информации о проекте Налогового кодекса РФ»);

Пенсионный фонд РФ (Письмо ПФР от 5 августа 1999 г. N ЕВ-09-27/7302 "О подписании договора на информационно-правовое обслуживание с НПП "Гарант-Сервис"»);

Государственный таможенный комитет РФ (Письмо ГТК РФ от 26 июля 2002 г. N 01-06/29952 "О передаче копий ненормативных правовых актов региональными таможенными управлениями").


Типовые операционные системы ПЭВМ, их сравнительная характеристика

Операционные системы, развиваясь вместе с ЭВМ, прошли длинный путь от простейших программ в машинных кодах длинной в несколько килобайт до  написанных на языках высокого уровня, размер которых исчисляется десятками мегабайт. Такой значительный рост размера операционных систем обусловлен, главным образом, стремлением разработчиков ’украсить’ операционную систему, расширить ее возможности, добавить возможности, изначально несвойственные операционным системам, а также сделать интерфейс пользователя интуитивным. Все эти попытки дали свои результаты, и положительные, и отрицательные (усложнение настройки и программного интерфейса при упрощении пользовательского)[3].

На сегодняшний день на рынке программного обеспечения для IBM PC-совместимых компьютеров сосуществуют несколько семейств операционных систем. Однозадачные однопользовательские ОС MS-DOS и PC-DOS являются самыми распространенными ввиду своей простоты и ’неприхотливости’, большую роль здесь играет и то, что подавляющее большинство программ работает именно под их управлением. MS-DOS и PC-DOS характеризуются минимальным пользовательским и программным интерфейсами, в тоже время, работая со всевозможными программными оболочками, интегрированными средами (такими как Microsoft Windows или DESQview), создают комфортабельную среду для пользователя и программы.

ОС Microsoft Windows NT, ориентированная на работу в разнородных сетях, высоконадежна, однако, это достигнуто за счет частичной потери совместимости с MS-DOS.

Операционная система OS/2 стоит особняком: будучи полноправной многозадачной операционной системой со своим оригинальным графическим пользовательским и программным интерфейсами, она сохраняет совместимость с MS-DOS и PC-DOS (начиная с версии WARP 3.0 и с Microsoft Windows).

ОС UNIX - одна из старейших и наиболее простых операционных систем, изначально была рассчитана на разработку программ (для нее самой и не только) на мини-ЭВМ и позволяла без больших затрат труда программиста переносить программу из одной системы ЭВМ на другую. Неудивительно, что сейчас продается много различных вариантов мобильной операционной системы UNIX, таких как XENIX, UNIXWARE, SUN-OS, LINUX, BSD.

Мы рассмотрим программные интерфейсы Microsoft Windows, ОS/2 и UNIX  для персональных ЭВМ, совместимых с IBM PC.


Общие сведения

Все рассматриваемые операционные системы работают в многозадачном однопользовательском режиме работы (UNIX также поддерживает и многопользовательский режим); поддерживают иерархическую файловую систему, межпроцессное взаимодействие, встроенные средства отладки программ, стандартизируют программный интерфейс для многих внешних устройств, обычно трактуя их как файлы с последовательным доступом.


Сравнительная характеристика

Сравнительную характеристику будем проводить  по следующим критериям: управление памятью, файловая система, управление процессами, межпроцессное взаимодействие, графический интерфейс пользователя, объектно-ориентированное программирование.

 

Управление памятью

Все рассматриваемые операционные системы обеспечивают выделение участка памяти для нужд программы, изменение его размера и освобождение. По-разному поддерживается концепция виртуальной памяти.

Операционная система OS/2 использует страничную модель памяти, то есть программа получает память порциями по 4 кб; подкачка также осуществляется порциями по 4 кб. Программа не может управлять процессом подкачки.

Важной особенностью OS/2 является возможность создания специальных разделяемых областей памяти, которые могут использоваться для межпроцессного взаимодействия ( см. гл. межпроцессное взаимодействие ).

Microsoft Windows использует сегментированную модель память. С помощью системных вызовов, программа пользователя может управлять многими нюансами распределения памяти: разрешением на выгрузку страницы, сборкой мусора, перемещением объектов в памяти.

 

Файловая система

Все системы поддерживают следующие элементы иерархических файловых систем: обычные файлы, каталоги, специальные байт-ориентированные  и блок-ориентированные файлы. Файл является массивом байтов (блоков фиксированной длины). Каталоги обеспечивают связь между именами файлов и собственно файлами. Каждый элемент каталога содержит имя файла и ссылку на конкретный файл. Для именования файлов используются корневой и текущий каталоги. Имя файла состоит из последовательности компонентов - локальных имен, разделенных символами '\' (В операционной системе UNIX - '/').

ОС UNIX характеризуется единственной однородной файловой системой на один или несколько компьютеров. В Microsoft Windows и OS/2 файловые системы ассоциируются с носителями (посредством логических имен - букв латинского алфавита).

Операционная система OS/2, кроме того, поддерживает свою файловую систему - HPFS (High Performance File System - высокопроизводительная файловая система), характеризующаяся хранением имен файлов и каталогов в виде B-дерева.

Внешние устройства (такие как терминал, принтер) так же часто представляются как файлы для упрощения работы с ними.

Операционные системы предоставляют следующие системные вызовы: запрос на смену и получение имени текущего каталога; создание, открытие, закрытие, удаление, переименование и получение информации о файле или каталоге, позиционирование в них.

Все рассматриваемые операционные системы поддерживают операции блокировки файла для защиты доступа к нему со стороны других процессов в многозадачной среде.


Управление процессами

Единицей управления и потребления ресурсов в многозадачной системе является процесс. В частности, ввод-вывод выполняется синхронно, и процесс приостанавливается до его завершения. Если требуется продолжить выполнение процесса параллельно с инициированным им  вводом-выводом, нужно предварительно породить другой процесс для реализации ввода-вывода. Microsoft Windows, OS/2 и UNIX предоставляют сходные системные вызовы для обслуживания и управления процессами ('сессия' в OS/2): порождение, уничтожение.

OS/2 предоставляет гораздо более широкий спектр системных вызовов для управления процессами.

В операционной системе OS/2 планировщик задач может выделять 'настоящим' процессам кванты времени по двум алгоритмам: динамического и абсолютного приоритетов. Алгоритм динамического приоритета выражается: система подсчитывает интенсивность операций ввода-вывода, использования процессорного времени, и по ним определяет количество квантов времени, предоставляемых процессу. При использовании абсолютных приоритетов ОС распределяет кванты времени согласно числовым значениям, заданным при старте процесса. Процесс может изменять свой приоритет в небольших пределах с помощью системной функции.

В Microsoft Windows планировщик задач распределяет кванты процессорного времени аналогично алгоритму абсолютных приоритетов в операционной системе OS/2. Программа никак не может повлиять на количество предоставляемого ей процессорного времени.

В операционной системе UNIX алгоритм работы планировщика задач зависит от реализации.


Межпроцессное взаимодействие

  Операционные системы используют разные термины для определения способов межпроцессного взаимодействия.

Единственным видом межпроцессного взаимодействия в ОС UNIX является сигнальный механизм. Посредством сигналов передается информация о необходимости завершения процесса, об ошибке в программе пользователя, об исключительных ситуациях или завершении порожденного процесса.

Операционная система OS/2 предоставляет три типа межпроцессного взаимодействия: каналы, очереди и семафоры.

В операционных системах OS/2 и Microsoft Windows существует специальный механизм для взаимодействия процессов в реальном масштабе времени. Этот механизм называется DDE (Dynamic Data Exchange - динамический обмен данными). Он стандартизирует процесс обмена командами, сообщениями и объектами для обработки между задачами. Наиболее распространенные действия, для которых используются DDE - печать.

Другим интерфейсом для обмена данными является OLE (Object Linking and Embedding - объектное связывание со встраиванием). Этот интерфейс позволяет хранить объекты, созданные одной программой, в объектах, созданных другой программой, а также редактировать (печатать) их без нарушения целостности информации и связей.

Одним из наиболее простых, удобных и интуитивных интерфейсов межпрограмного взаимодействия является буфер обмена - Clipboard.

Операционная система UNIX не предоставляет этого способа обмена информацией, Microsoft Windows же позволяет  задачам обмениваться информацией таким образом даже в DOS-сессиях.


Графический интерфейс пользователя

Графический интерфейс пользователя изначально был несвойственен неигровым программам, однако будучи призванным облегчить общение пользователя с компьютером и программой, хорошо прижился на IBM PC и стал неотъемлемой частью любой уважающей себя операционной системы.

Оболочка Microsoft Windows не была изначально операционной системой, да и сейчас не может считаться в полноценной операционной системой, так как она существует ’поверх’ операционной системы типа MS-DOS (до Windows  Me). Она возникла в виде стандартизатора графического интерфейса и прижилась исключительно потому, что пользователь хотел видеть программу, с которой ему часто приходится работать красивой, практичной, удобной и легкой в освоении и использовании.

Для ОС UNIX также был создан специальный графический интерфейс - X-Windows; промышленный гигант - фирма IBM выпустила вместе с операционной системой OS/2 свой вариант графического интерфейса пользователя (GUI - Graphics User Interface) - Presentation Manager.

Функции, используемые программой пользователя при работе с графическим пользовательским интерфейсом схожи, как и сами интерфейсы.

Основным преимуществом использования графического интерфейса операционной системы является то, что с помощью него программа может создавать графические изображения, которые будут выглядеть одинаково на всех устройствах, поддерживаемых операционной системой ( принцип What We See Is What We Get - что видим, то и получаем ).

Большое внимание в графическом интерфейсе операционной системы обычно уделяется шрифтам. Исторически сложилось так, что первыми и долгое время единственными шрифтами для компьютеров оставались растровые (точечно-матричные) шрифты. Такие шрифты занимали малый объем памяти, однако, их невозможно было вращать, наклонять, уменьшать, без искажений, а увеличивать можно было только в целое число раз. С появлением графического интерфейса, операционные системы стали предоставлять системные вызовы для поддержки использования векторных шрифтов, которые не только легко масштабируются, меняют наклон и толщину, но и выглядят одинаково на всех устройствах, поддерживаемых операционной системой. Каждая операционная система поддерживает свой стандарт векторных шрифтов (TrueType для Microsoft Windows; Adobe Type Manager для OS/2; GhostScript для LINUX).


Объектно-ориентированное программирование и операционные системы

Использование объектно-ориентированного подхода к разработке программ не могло не оказать своего влияния на операционную систему. Графический интерфейс пользователя и программный интерфейс операционной системы начали также использовать объектно-ориентированный подход.

Наиболее развитый объектно-ориентированный программный интерфейс имеет операционная система OS/2. Все графические и программные примитивы представляются в ней в виде объектов (память, дисплей, принтер, папка, звуковая карта, дисковод - все это - объекты). Однако, объектно-ориентированный подход неэффективно использует ресурсы памяти, поэтому использование операционной системы OS/2 на компьютерах с 4 мб памяти (на одном из таких писался данный реферат) затруднительно.


Выводы

Современная операционная система - сложный комплекс программных средств, предоставляющих пользователю не только стандартизированный ввод-вывод и управление программами, но и упрощающий работу с компьютером. Программный интерфейс операционных систем позволяет уменьшить размер конкретной программы, упростить ее работу со всеми компонентами вычислительной системы.

Список литературы

1)    “Информационные технологии управления: Учебное пособие”. Под редакцией Ю.М. Черкасова. Москва. Издательство “ИНФРА-М”. 2000 г.

2)    “Информатика”. В. А. Острейковский. Москва. Издательство “Высшая школа”. 1999 г.

3)    “Курс правовой информатики”. Гаврилов О. А. Москва. Издательство “ИНФРА-М”. 2000 г.

4)    “Информатика: Учебник”  Под ред. проф. Н.В. Макаровой. Москва. Издательство “Финансы и статистика”. 1998 г.

5)    “Информационные технологии. Учебное пособие”. Под ред. А. К. Волкова. Москва. Издательство “ИНФРА-М”. 2001 г.



[1] “Курс правовой информатики”. Гаврилов О. А. Стр. 165


[2] Распоряжение Председателя ГД ФС РФ от 14 мая 1999 г. N 155р-1"Об издании электронной энциклопедии "Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации: 1995-1999" // СПС "Гарант"


[3] “Информатика: Учебник”  Под ред. проф. Н.В. Макаровой. Стр. 564.