ПЛАН

Введение

1.     Понятие формы государственного устройства…………………………..3

2.     Виды и особенности форм   государственного устройства

2.1  Унитарное государство……………………………………………………6

2.2  Федерация………………………………………………………………...13

2.3  Конфедерация…………………………………………………………….18

2.4  Иные формы государственного устройства……………………………20

     3.Административно-территориальное устройство государств. Национальный и политический принципы организации территориального устройства………………………………………………………………………..23

Заключение……………………………………………………………………….25

Список использованных нормативно-правовых актов и литературы………..27

Приложение………………………………………………………………………29

















Введение

Человек, нашедший свое выражение               

                                                                    в государстве – совершеннейшее из

                                                                      из творений, наоборот, человек,

                                                                       живущий вне закона и права,

                                                                       занимает жалчайшее место в мире.

                                                                                                              Аристотель

            В самом общем виде государство представляет собой особую организацию власти, которая осуществляет управление обществом, обеспечивает  в нем порядок в интересах всех его членов.[1] Значимость государства определяется максимальной концентрацией в его руках власти и ресурсов, позволяющих ему эффективно и решающим образом влиять на социальные изменения.

      Форма государства, будучи объективной по сво­им исходным основам, - закономерностям функционирования и развития государства, - несет печать случайного и субъективного.2 Чтобы выявить закономерности, оказывающие решающее значе­ние на развитие формы государства, используется метод классифи­кации. Все конкретные формы государства делятся на виды. Осно­ванием классификаций берутся три главных компонента формы госу­дарства - форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Эти элементы составляют структуру устройства государства.

        Форма государства анализируется в трех ас­пектах:

   1) каким образом организована верховная (высшая) власть в стране;

   2)  как характеризуется связь этой власти и других цент­ральных органов государства с органами, осуществляющими управ­ление территориями страны;

   3) какими способами, методами госу­дарство взаимодействует с населением и иными институтами граж­данского общества.1

           Анализ формы государства позволяет, как  мне кажется,  составить прогноз политического развития государства на будущее.

           Рассматривая форму устройства  того или иного государства, следует учитывать множество факторов.

           При современном многообразии экономических, политических, культурных и иных зависимостей между странами даже экономически мощные государства не могут полноценно развиваться в международной изоляции, поэтому при анализе формы государств следует учитывать также и вли­яние международных связей. Причинами геополитического характера  обусловлено и  появление СНГ.

           На форму государственного устройства  известное влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государ­ственности), уровень культуры и   те традиции, которые сложи­лись в результате исторического развития страны, а в определенной степени, хотя и косвенно, даже осо­бенности ее географического положения.

            Кроме этого, на форму государства влияют  исторические традиции того или иного общества, а также правовой менталитет.

            В этой связи происходит известная адаптация государственного аппарата, в ходе которой менее развитые в экономическом и по­литическом отношении страны используют опыт государствен­но-правового строительства более развитых государств и создают органы одинаковой функциональной направленности.1

            Актуальность изучаемой темы состоит в том, что изучение формы государственного устройства, научный подход к этой проблематике  поможет в будущем избежать межнациональных конфликтов и войн,  которые разгораются из-за невозможности урегулировать межнациональные интересы в рамках того или иного территориального устройства государства.

             Целью работы автор ставит изучение форм территориального устройства государства, а именно: унитарного, федеративного, конфедеративного.

             Методологической основой работы выступают труды таких правоведов как Алексеев С.С., Морозова А.А., Сухих В.М. и других ученых.

             Акцент в работе делается не только на исторические аспекты развития форм государственного устройства, но и на анализ современных форм организации территориального устройства государственной власти.

1.Понятие формы государственного устройства.

            Государство как политический институт обладает рядом различных признаков, которые отличают его от негосударственных политических организаций (например, партий, движений), оказывающих существенное влияние на общество. Одним из признаков государства является то, что оно выступает как единая территориальная организация политической власти в масштабах всей страны.

             Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории. Осуществление власти на определенной территории ведет к установлению его пространственных пределов – государственной границы, которая определяет одно  государство от другого. В пределах данной территории государство обладает всей полнотой своего суверенитета.

        Территориальная организация государства - явление слож­ное и многоэлементное, означающее определенный порядок устройства, выделение и взаимосвязь отдельных его составных частей. Это национально-государственное и административно-территориальное устройство, экономическое и специальное  районирование.

         Основными формами государственного устройства являются:

            1) унитарное государство;

            2) федеративное государство;

            3) конфедерация1 (см. Приложение)

         Форма государственного устройства – это строение госyдаpства, котоpое pаскpывает хаpактеp взаимоотношений междy его составными частями, междy центpальными и местными оpганами и госyдаpственной власти. Оpганизация госyдаpства pассматpивается с точки зpения pаспpеделения госyдаpственной власти и госyдаpственного сyвеpенитета в центpе и на местах, их pазделения междy составными частями госyдаpства. Фоpма госyдаpственного yстpойства показывает:

    -  из каких частей состоит внутренняя структура государства;

    - каково правовое положение этих частей и каковы взаимоотношения их органов;

    - как строятся отношения между центральными и местными госyдаpственными органами;

    - в какой госyдаpственной фоpме выpажаются интеpесы каждой нации, пpоживающей на теppитоpии данного госyдаpства.

    По фоpме госyдаpственного yстpойства все госyдаpства можно подpазделить на тpи основные гpyппы: федеpативные, конфедеpативные и yнитаpные.  В политической истории выделяют и иные формы организации государственной территории – союзы, содружества и т.п.

            Истории известны и иные способы организации государственной власти в рамках определенной территории – это империи, федерации городов-государств Средней Азии.

            Классический пример империи – Римская. В I-II веках н.э. Римская империя простиралась от Атлантического океана на западе, пустыни Сахары на юге, лесов Центральной Европы на севере, до границ Парфирянского царства на востоке.1 Империя была построена на административно-территориальном принципе. Она делилась на провинции.  Императорское правительство с трудом справлялось с  вопросом управления этой огромной территорией. В I-II веках н.э.  завоевательные войны, которые приносили на рынок массу рабов, стали большой редкостью и, хотя постоянно велись пограничные войны, они не могли дать рынку нужного количества рабов.  Все это совпадало со временем, когда рабовладельческое  хозяйство все больше и больше нуждалось в рабской силе.

            С 395г., когда разделились Восточная и Западная Европа, начинают отсчет времени падения Римской империи. Восточная империя превратилась в результате сложных процессов в феодальное государство, которое смогла просуществовать дол 1453г. Крушение рабовладельческого строя в пределах Западной Римской империи  протекало особенно бурно, это сопровождалось кровавыми войнами, переворотами, восстаниями народа, которые окончательно подорвали былое могущество одного из крупнейших государств древнего мира.

              Ярким примером рабовладельческой империи может служить древний Египет. Одной из причин падения Египетской империи стало его покорение Римской империей, после чего Египет стал провинцией Рима.

              Еще один пример империи, но уже феодального периода, можно проиллюстрировать на примере России. Россия официально стала империей с 1-ой половины ХVIII века, когда Петр Великий объявил себя императором, но процесс «собирания»  империи начался гораздо раньше со становлением Московского государства.1 Центральные органы власти управляли всей империей, власть местная решала только вопросы местного значения и не влияла на политику в стране. Организация политической власти  была обусловлена существованием монархии, которая абсолютизировала власть. Россия на протяжении столетий инициировала  не в одну войну с целью расширения своей территории.  Так называемый «национальный вопрос» был актуален в России всегда, он же был одной из причин первой русской революции 1905-1907гг. Российская империя была ликвидирована  с образованием Республики Советов в 1917г., когда началось повсеместное создание Советов, фактически она прекратила свое существование в 1924г. с образованием федеративного советского государства. Причины распада Российской империи   - в недовольстве народных масс существовавшим политически  режимом, неразрешенным аграрным и национальным вопросами и т.д.

            Формы территориальных устройств государств Средней Азии в период были различны. На рубеже IV и  V веков  в результате набегов кочевников Средняя Азия разбилась на множество городов-государств. Они были разделены бескрайними степями, пустынями и труднопроходимыми горами, а потому оазисы и плодородные долины представляли собой самостоятельные государства. Доходило до того, что на территории оазиса возникало сразу несколько государств. Таким образом, мы видим, что в основу территориального устройства государств Средней Азии в III в. н.э. был положен принцип плодородности земель и возможности ее использования для земледелия, а также раздробленность некогда единых государств была обусловлена  набегами кочевников.  На восток простиралось Памирское нагорье, на котором жили независимые кочевники, наиболее значительным было княжество Маймург (район современного Самарканда), так как на его территории находились ирригационные системы, с помощью которой орошались земли, Фергана была федерацией городов-государств.1

   В период буржуазных революций с установлением республиканской формы правления территориальное устройство многих государств тоже претерпело изменения. В этот  период появляется конфедеративные союзы -  Нидерланды (1579-1795), США (1776-1787), Швейцарский союз (1815-1848). На базе конфедерации выросло федеративное американское государство.

          Таким образом, изменение форм государственного устройства на протяжении истории было обусловлено рядом причин – войнами, потребностями усиления централизации и управления, национальными и историческими традициями.

 

   





2.Виды и особенности форм   государственного устройства.

2.1.         Унитарное государство.

           Унитарное (от латинского - единство) - это государство, в составе которого нет других государств либо государственных образований, а на его территории созданы административно-тер­риториальные единицы (области, округа, районы и др.).

            Унитарное государство характеризуется следующими признаками:

            1. Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами. Законодательные органы такого государства могут не иметь палат, но существуют и Двухпалатные парламенты. Так, например, парламент унитарной Великобритании состоит из двух палат: Палаты общин и Палаты лордов. Такая система сложилась в Англии к концу XIII в., на ее сохранении сказался и незавершенный компромиссный характер английской буржуазной революции XVII в. Палаты парламентов унитарных государств в отличие от федераций не имеют специ­ального представительства от тех или иных регионов страны.

            2. На территории унитарного государства действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика.

   3.    Составные части унитарного государства (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в унитарном государстве обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью.

   4. Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию.

    5. Все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене.

   6. Унитарное государство имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти.

  7.  В подавляющем большинстве современных унитарных государств основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно-территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального где действуют специализированные государственные органы(судебные округа)

   Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта не жесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней больше, чем в более крупных. Скажем, если Великобритания имеет три уровня территориального деления, то Франция - четыре.

   С точки зрения организации публичной власти унитарные государства можно разделить на децентрализованные и централизованные.

   В децентрализованных унитарных государствах существует конституционное распределение полномочий между центральной властью и территориальными единицами высшего уровня. Это сближает их с федеративными государствами.

   Различие же с централизованными государствами заключается в том, что они (централизованные) - это те государства, в которых нет местной автономии вообще, а функции власти на местах осуществляют только назначенные сверху администраторы. Это государства с выраженными авторитарными политическими режимами. В ряде стран Тропической Африки значительная роль в осуществлении власти на местах принадлежит родоплеменным вождям.

    Впрочем, сейчас редко можно встретить государства, где на местах отсутствуют выборные органы. Однако в странах с однопартийной системой, формальное наличие местных выборных органов власти есть не более чем ширма для всевластия на местах.

     Следует отметить, что в демократических государствах часто конституционно предусмотрены определенные гарантии территориальной целостности политико-административных единиц, особенно первичных - городских и сельских общин, равно как и иные гарантии их административной автономии. Разумеется, эти гарантии имеют меньший объем, чем гарантии носителей государственной автономии.

   Необходимо заметить, что в унитарном государстве зачастую едина и культура, то есть культурные и общественные ценности, что было присуще СССР и так недостает современной России.

   Согласно Конституциям СССР (1924года  и другим) Советский Союз был федеративным государством. В Декларации об образовании СССР1, вошедшей без изменений в текст Конституции 1924г.,2 указывалось, что советская власть интернациональна по своей природе, и это способствовало объединению республик. В Декларации были отражены принципы равноправия и добровольности, лежавшие в основе объединения республик в Союз ССР. За каждой республикой оставалось право свободного выхода из  СССР.

    Но как показывает история, СССР развивалось как унитарное государство. Республики имели свои Конституции, но они полностью повторяли Конституции СССР.1 Республики полностью  подчинялись центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладали. На мой взгляд, это было обусловлено наличием единой партии – КПСС, члены которой занимали ключевые позиции на руководящих должностях республик, а также авторитарным режимом управления в СССР.

            Хотя  большинство населения страны высказались на референдуме за сохранение СССР как федерации, но руководство СССР, потеряв механизмы  своего воздействия на республики через строго централизованную систему партийного руководства, не смогло найти другого способа управления, и процесс распада СССР  продолжился.  Ярче всего это проявилось в войне законов, создании неконституционных, параллельно Советам, структур власти на местах и т.д. Таким образом, мы видим, что государственное единство СССР во многом базировалось на партийном единстве. Уничтожение КПСС как государственной партии лишило политическую систему СССР в лице соответствующих партийных структур.

2.2.         Федерация.

          Федерация представляет собой добровольное объединение нескольких ранее самостоятельных государственных образований в одно союзное государство. Федеративное государственное устройство неоднородно. В различных странах оно имеет свои особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации и, прежде всего национальным составом населения страны, своеобразием культуры и быта народов, входящим в союзное государство.

          Федеративное государственное устройство уникально. Во-первых, оно неоднородно. Во-вторых, разнообразно. Это определяется различием в населении, точнее национально-этническом составе этого населения, историческими процессами и, конечно, географическим положением. Однако, не смотря на это можно выделить ряд признаков, которые характерны     для    большинства       федераций.             1.  Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным органам государственной власти.             2.  Конституция разграничивает полномочия субъектов и самой федерации.             3.    Территория        федерации состоит      из субъектов, которые по-разному          называются и соответственно состоят  из административно- территориальных          единиц.            4.    Субъекты федерации могут принимать свои конституции, законы, постановления и другие нормативно-правовые акты. Они имеют свои органы представительной, исполнительной и судебной власти, которые действуют только на территории субъекта данной федерации.            5.   Обычно от субъектов федерации выделяются представители, которые являются членами представительной власти; эти представители в своей совокупности образуют законодательный орган федерации, а точнее одну его часть (палату). Вторая часть (палаты) всегда избирается народом.           7.      Внешнеполитическую государственную деятельность осуществляют федеральные органы. Они выступают на международной арене от имени федерации.

       Федерализм пpеследyет следующие цели:

1) «пpимиpение единства и pазнообpазия»;

2) создание условий для участия населения в политических процессах на нескольких ypовнях власти (федеративном и региональном);

3) создание условий для повышения эффективности производства через pегиональнyю конкypенцию.

4) Главная же из целей - всестороннее обеспечение процесса свободного развития различных национальностей и народностей, принцип плюрализма и демократизма, гарантия прав и свобод граждан.

            Выделяют         два    вида федерации вида: территориальную и национальную.

            Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъекта федерации. Государственные образования, составляющие территориальную федерацию, не являются государствами, так как внутренние и внешние отношения данного субъекта регулируются общефедеральными органами власти. Юридическое и фактическое разграничение компетенции между субъектом и федерацией определяется конституционными нормами. Обычно в конституции устанавливается перечень вопросов, которые подведомственны только высшим федеральным органам власти. А все другие, неоговоренные в конституции вопросы регулируются исключительно субъектом. Но в конституции иногда составляется и перечень вопросов совместного ведения субъекта и федерации. Такие вопросы обычно субъект с федерацией решает по     согласованию.             Субъекты федерации лишены права прямого представительства в международных          отношениях.             Законодательство в территориальных федерациях не предусматривает, а в некоторых странах и запрещает выход из состава федерации без согласия всех          остальных субъектов.             Вооруженные силы в территориальной федерации едины. Управление ими осуществляется союзными государствами. Глава федерации является еще и главнокомандующим. У субъектов федерации в мирное время не должно быть своих вооруженных сил. (Пример территориальной федерации-Германия).             Национальные федерации наиболее сложные образования. Им присуще все признаки федерации, но кроме них имеется множество особенностей. У такого рода федераций можно выделить ряд черт:            1) субъектами такой федерации являются национальные государства и национально-государственные образования, которые отличаются друг от друга национальным составом населения, культурой, бытом, традициями и обычаями,          религией    и       верованиями;           2) такого рода федерация строится на принципе добровольного объединения          составляющих    ее      субъектов;           3) высшие государственные органы национальной федерации формируются из представителей субъектов федерации, то есть центральная власть создается для решения проблем каждой нации и народности, проживающей          на      территории          федерации;          4)       национальная федерация обеспечивает государственный суверенитет больших и малых наций, другими словами их свобода и самостоятельное          развитие.          5)   в национальной федерации особенностью является правовое положение ее субъектов. В такого рода федерации есть понятие – «Право наций на самоопределение». То есть право национального субъекта по своему усмотрению выйти из состава федерации, если он более не желает находится в союзе с другими субъектами федерации. Причем согласие субъектов федерации на это, как правило, не требуется.            Отличия территориальной и национальной федерации состоят в следующем.            Эти федерации, прежде всего, отличаются степенью суверенности их субъектов. Центральная власть в территориальных федерациях обладает верховенством по отношению к высшим государственным органам членов федерации. Национальное государство ограничивается суверенитетом национальных государственных образований. Если в территориальной федерации субъекты не могут устанавливать дипломатических отношений с другими государствами, то субъект национальной федерации  может участвовать в международных отношениях.

            Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией. В преамбуле нынешней Конституции РФ подчеркивается, что многонациональный народ Российской Федерации сохраняет исторически сложившееся государственное единство. Российская Федерация имеет все признаки государства, выступает субъектом международного права. Она имеет общую, единую территорию, охватывающую территории всех субъектов, осуществляет, будучи суверенным государством, территориальное верховенство, обеспечивает свою неприкосновенность.

           По своему устройству Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов.1  Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа.

            В Российской Федерации единая правовая система, в ней гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение людей, товаров, услуг и финансовых средств; она сама устанавливает правовые основы единого рынка.

            В Конституции РФ предусмотрены гарантии государственной целостности  РФ. Большую роль здесь играет Президент РФ, на которого возложена обязанность принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности. В пределах своей компетенции и Федерация и субъекты Федерации принимают правовые акты, решают вопросы государственной и общественной жизни.

            По предметам ведения Российской Федерации (первая группа вопросов) принимаются федеральные законы, имеющие прямое действие на всей ее территории. По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (вторая группа вопросов) издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Федерации принимают уже свои законы и иные нормативные  акты.


            Итак,  федеративное (от позднелатинского - объединение, союз) - есть сложное государство, состоящее из нескольких субъектов, объединившихся для решения общих задач. При этом субъекты образуются по национальному или территориальному принципу либо федерация создается, используя и первое, и второе начала. Субъектами федерации являются государства или государст­венные образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием. Федеративное государство обладает всей полнотой внешнего суверенитета и частью внутреннего суверенитета. Субъект федерации сохраняет лишь некоторые атрибуты внутреннего суверенитета. Такое распределение полномочий является одновременно плодом конституционного урегулирования, развития правоприменительной практики верховных судов и соотношения сил.

            Федерации, основанные на территориальном принципе, ока­зались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались (СССР,    Чехословакия, Югославия), или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населе­ния (Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация). В основу нынешнего федеративного устройства России поло­жены национально-территориальный и территориальный прин­ципы. При этом федеративное устройство может спо­собствовать решению национального вопроса и обеспечивает де­централизацию власти, разграничивая полномочия центра и ре­гионов.1

2.3.         Конфедерация.

            Исторически известна и такая форма объединения государст­ва, как конфедерация, сочетающая признаки международно-правовой и внутригосударственной организаций.

            Конфедерации как объединения государств создавались для достижения глав­ным образом внешнеполитических и военных целей. Они были известны периоду становления буржуазных государств, некото­рые из них распались, другие явились переходной формой к более прочным федеративным связям. Такие федерации, как США, Швейцария, прошли в прошлом стадию конфедеративного союза. Конфедерациями были: Нидерланды (1579-1795), США (1776-1787), Швейцарский союз (1815-1848).

            Конфедерация есть союз государств, объединенных одним  или несколькими общими органами при сохранении каждым го­сударством своего суверенного существования.  

            Признаки конфедерации можно сгруппировать следующим образом.         

            1) Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Совместные конфедеративные органы создаются для решения экономических, социальных, оборонных вопросов,   но     не      для          управления         конфедерацией.             2)    Конфедерация не затрачивает гражданства тех государств, которые          находятся во      временном          союзе.             3)    Такого рода объединение суверенных государств не имеет единой армии, единого бюджета, единой системы налогов. Эти вопросы могут решаться едиными конфедеральными органами власти.             4)   Конфедерация может договорится о единой денежной системе, единых таможенных правилах, а также единой межгосударственной кредитной     политике          на      период       существования.            5)   Обычно в конфедерациях создается «прозрачные» границы, для пересечения которой не требуется специальных документов.            6)   Конфедерации недолговечны. Они распадаются по достижении общих          целей          либо превращаются    в        федерации. 

            Таким образом, при конфедеративном устройстве государства - члены конфедерации сохраняют свои суверенные права как во внутренних, так и во внешних делах.

2.4. Иные формы государственного устройства.

            Реже, но, тем не менее, при классификации форм государственного устройства  встречается  выделение таких форм государственного устройства, как союзы, содружества, объединения и др.

            После распада СССР был образовано Содружество Независимых Государств. Оно имеет межправительственный парламент, и ряд других общих органов. Так, в рамках стран СНГ действует Экономический Суд СНГ.1 Статья 6 раздела 6 Устава СНГ отразила роль Экономического суда СНГ, цель его деятельности (обеспечение выполнения экономических обязательств в рамках СНГ), юрисдикцию (разрешение экономических споров, право толкования соглашений и иных актов СНГ по экономическим вопросам.

           Раздел III Устава СНГ целиком посвящен вопросам, относящимся к военно-политическому сотрудничеству и коллективной безопасности.2 В случае возникновения угрозы суверенитету, безопасно­сти и территориальной целостности одного или нескольких го­сударств-членов либо международному миру и безопасности государства приводят в действие механизм взаимных консуль­таций с целью координации позиций и принятия мер для уст­ранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости на основании реше­ния Совета глав государств Содружества вооруженных сил в порядке осуществления права на индивидуальную или коллек­тивную самооборону согласно ст. 51 Устава ООН. Все конкретные вопросы военно-политического сотрудни­чества государств - членов СНГ регулируются специальными соглашениями, важнейшим из которых является Договор о кол­лективной безопасности, подписанный в Ташкенте 15 мая 1992 г. Государства-участники обязуются решать все раз­ногласия между собой и с другими государствами мирными сред­ствами. Принято обязательство не вступать в военные союзы и не принимать участия в каких-либо группировках го­сударств, а также действиях, направленных против другого го­сударства-участника, уважать независимость и суверенитет друг друга, консультироваться по всем важным вопросам междуна­родной безопасности, затрагивающим их интересы.

            Сегодня набирает тенденцию интеграция различных государств в различные сообщества по геополитическим характеристикам.

        На мой взгляд, в рамках рассматриваемой темы интересно обратить внимание на учреждение Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), договор о создании которого подписан 10 октября 2000 года президентами пяти государств: Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан, что должно  поднять взаимодействие этих государств в экономической и гуманитарной областях на качественно новую ступень.1

            Статья 1 Договора гласит, что ЕврАзЭС является международной организацией, обладающей полномочиями, добровольно переданными ей государствами - участниками Сообщества, при этом они остаются суверенными и равноправными субъектами международного права.

        Полномочия органов государственной власти передаются межгосударственным объединениям на основе взаимности и в пределах, установленных законом. Взаимность обеспечивается подписанием международного договора, в рассматриваемом случае - Договора об учреждении ЕврАзЭС. Исключается навязывание воли одного государства другому государству. Исходя из Договора могут быть делегированы полномочия всех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной. Соответственно на уровне межгосударственного объединения могут создаваться законодательные, исполнительные и судебные органы. Переданные полномочия реализуются совместно, по взаимному согласию государств - членов ЕврАзЭС, в порядке, предусмотренном Договором.

           В рамках рассматриваемой темы  следует сказать и об империях, которые явились такой сложной формой государственного устройства. Они создава­лась насильственно при различной степени зависимости объеди­няемых территорий от верховной власти.  

        

         























3. Административно-территориальное устройство государств. Национальный и политический принципы организации территориального устройства.

          Независимо от форм национально-государственного устрой­ства территории государств подразделяются на административ­но-территориальные единицы. Административно-территори­альное устройство не сводится к простому географическому де­лению территории. Оно необходимо для рациональной организа­ции жизни людей, производства и управления. В его основу положено несколько принципов, наиболее универсальными среди которых являются  национальный и поли­тический.

           Национальный принцип немаловажен в многонациональных государствах. Его суть в том, чтобы одноименные народы не были искусственно, вопреки их желанию, разделены по различным административно-территориальным  единицам. Характерное действие этого принципа можно наблюдать в административно-территориальном устройстве многонационального Дагестана - субъекта Российской Федерации. Отдельные районы этой рес­публики - Лакский, Ногайский, Табасаранский - носят наиме­нование тех народов, которые в них преобладают и являются коренными.

           Политический принцип предполагает так установить админи­стративно-территориальное деление страны, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему мест­ного самоуправления.

           Административно-территориальное устройство каждой стра­ны имеет особенности, а ее подразделения - свои наименова­ния. В федерациях на административно-территориальные еди­ницы делятся территории их субъектов, в унитарных государст­вах - вся территория страны.1

           Территории субъектов Российской Федерации делятся на районы, города, села и поселки. Неоднозначные процессы идут в исконно русских регионах -  краях и областях. Стремление к самостоятельности националь­ных районов, жизненные реальности побудили и их поставить вопрос об изменении своего статуса, что привело к признанию краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга субъекта­ми Федерации. Таким образом, Российская Федерация в настоящее время строится по национально-территориальному и территориально­му принципам. Первый положен в основу формирования респуб­лик и автономий, второй - краев, областей, городов федерально­го значения как субъектов Федерации.

            Россия многонациональна и федеративна. Это положение должно лежать в основе российской государственной политики. Учет особенностей республик и регионов, наделение их равны­ми социально-экономическими, бюджетно-финансовыми и иными, связанными с собственностью и рыночными отноше­ниями, правами позволит при сохранении многообразия до­биться единства по важнейшим стратегическим направлениям, определяющим облик общества, благополучие его народов.1 Воз­можно, наряду с национальной автономией, созданной по на­ционально-территориальному  принципу,  образование  тер­риториальных автономий, основанных по воле населения и его исторически сложившейся культурно-этнической общности (казачества, например), где это не ущемляет интересов других народов.


Заключение

           Анализ формы государственного устройства дает ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.

         Для унитарного государства характерно сосредоточие всех внутренних и межгосударственных полномочий в руках  общенациональной власти. Но даже самое централизованное государство не может обеспечить с помощью своих представителей в центре и на местах всю совокупность нужных политических функций. Поэтому унитарное государство прибегает к децентрализации, передавая различным сообществам на местах некоторые полномочия, контролируя их реализацию. Децентрализация может быть ограниченной, как во Франции, или, напротив, гораздо более широкой, как в  Италии. Ещё одним признаком унитарного государства является наличие единой денежной и соответственно финансово-экономической системы, а также наличие единого государственного языка общения.  Унитарное государство имеет единые вооруженные силы и службу безопасности.

           Федерализм как принцип и форма государственного устройства получил широкое распространение в современном мире. Среди федеративных государств страны - мировые лидеры, находящиеся на разных континентах, отличающиеся размерами своих территорий и национальным составом.   

            Конфедерации создаются для решения в основном  внешнеполитических задач.

           Изменение существующих форм государства будет продолжаться, на мой взгляд, с ростом тенденции процессов  глобализации, интеграции различных государств в те или иные формы объединения.

           XX век оказался самым жестоким из всех известных истории. Вооруженные конфликты разного масштаба продолжались непрерывно. Жертвы, принесенные на алтарь бога войны, стали измеряться десятками миллионов. Достижения науки и техники использовались прежде всего в военных целях. В наше время над человечеством навис дамоклов меч глобальной ядерной катастрофы. Хранимые государствами тысячи ядерных зарядов с достаточной степенью вероятности могут выйти из-под контроля - при этом нельзя исключить и случайность. Крайне остро стоит проблема предотвращения распространения оружия массового поражения. Все более грозную опасность представляют деградация окружающей среды и международный терроризм. И это далеко не все глобальные проблемы, угрожающие человеческой цивилизации. Впервые в истории встал вопрос о выживании человечества.

            Особенность названных проблем в том, что они являются глобальными и могут быть решены лишь совместными усилиями государств. Международное сообщество должно стать сообществом спасения человечества. Для этого необходим более высокий уровень управления социальными процессами как на национальном, так и на глобальном уровне. Существенное совершенствование управления выдвинулось на первый план. В результате возрастает роль таких инструментов управления, как государство, международные организации, право. Поэтому дальнейшее совершенствование форм государства будет неразрывно связано с процессом глобализации, дабы перед реально вставшими угрозами жизни и развитию человечества на земле государства смогли объединенными силами выработать программу решения этих проблем и наметить пути гармонизации межгосударственных отношений.

                                                                                 

Список использованных нормативно-правовых актов  и литературы

1.    Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г.// Российская газета.1993. 25 декабря

2. Устав Содружества Независимых Государств// Хрестоматия по современной российской истории. – М., Дрофа.- 1999.-С.12-18

3. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества  от 10.10.2000// Российская библиотечка. 2000.  № 23.

4.Алексеев С. С. Теория права. М., 1994.

5.Вениров А. Б.  Теория государства и Права: Учебник – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 1999.

6.Вишняков   В.Г. Правовые проблемы становления Евразийского экономического сообщества.// Журнал российского права, N 10, 2001.с.12-17

7.Вишняков В.Г. Конституционное регулирование федеративных  отношений // Государство и власть. 1998. № 12. с. 20 – 28

8.Всемирная история: В 24т.Т.6.Римский период/А.Н.Бадак, И.Е.Войнович, Н.М. Волчек.- Мн.: Литература, 1996.-512с.,

9.Дмитрук В. Н. Теория государства и права / Учеб. Пособие. – Мн.: Амалфея, 1999. – 224 с.

10.Комаров С. А. Общая теория государства и права: Курс лекций. М., 1995. 345 с.

11.Конституции зарубежных стран. Сборник. – М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2000

12.Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и Права: Учебник – 2-е изд. – М.: Спарк, 2000. – 511 с.

13.Лившиц Р. З. Теория права: Учебник. М.: Изд-во БЕК, 1994. 224 с.

14.Морозова А. А. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юристъ, 2002.

15. Мухаев Р.Т. Политология. – М.: «Дрофа».- 1997.

16. Нерсесянц В. С. Философия права. Уч. для вузов. – М.: Норма – Инфра-М, 1999.

17.Общая Теория Государства и Права: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1994.

 18.Общая теория права: Учеб. для юрид. вузов / Под ред. А. С. Пиголкина. М., 1996.

19.Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. О Е. Кутафина. – 6-е изд. – М.: Юристъ, 1999. – 384 с.

20.Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция. Философия права: Краткий курс: пер. с англ. М., 1996. 304 с.

21.Спиридонов Л. И. Теория государства и права: Учеб. М., 1995. 280 с.

22.Сырых В. М. Теория государства и Права: Учебник – 2-е изд. – М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2002. – 592 с.

23.Теория Государства и Права: Учебник – 2-е изд. / Под ред. Корельского В. М., Перевалова В. Д. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. – 616 с.

24.Теория Государства и Права: Учебник / Под ред. В. К. Бабаева. – М.: Юристъ, 2002. – 592 с.

25.Теория Государства и Права / Под ред. Н. А. Катаева. – Уфа, 1994

26.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. М., 1997. 456 с.

27.Теория государства и права / Под ред. А. Б. Венгерова: В 2 ч. М., 1999. 410с.

28.Теория государства и права: Учеб. для студентов и асп. юрид. вузов и фак. / Под ред. Г. Н. Манова. М.: Изд-во БЕК, 2000. 378 с.

29.Хропанюк В. Н. Теория Государства и Права: Учебное пособие. – М.: Норма, 1999. – 377 с.

30.Черданцев А. Ф. Теория государства и Права: Учебник. – М.: Юрайт, 1999. – 432 с.

31. История государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова. M. 1999 г. – 544 с.

32. Титов Ю. П. Хрестоматия по Истории отечественного государства и права России. М. 1999 г. – 601 с.

Приложение

Схема. Классификация форм государственного устройства.













 


[1] Основы государства и права: Учебное пособие / Под ред. О. Е. Кутафин. M.: Юристъ, 1999 – С.34


2 Вениров А. Б.  Теория государства и Права: Учебник – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 1999. – С.56

1 Общая Теория Государства и Права: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1994.-С.89

1 Лазарев В. В., Липень Е. В. Теория государства и права. Учебник для вузов. – М.: Спарк, 2000. – С.45


1 Дмитрук В. Н. Теория государства и права / Учеб. Пособие. – Мн.: Амалфея, 1999.-С.45

1 Всемирная история: В 24т.Т.6.Римский период/А.Н.Бадак, И.Е.Войнович, Н.М. Волчек.- Мн.: Литература, 1996.- С.78-79

1 История государства и права России / Под ред. Ю. П. Титова. M. 1999 г. – С.230

1 Всемирная история: В 24т.Т.6.Римский период/А.Н.Бадак, И.Е.Войнович, Н.М. Волчек.- Мн.: Литература, 1996.- С.347

1 Титов Ю. П. Хрестоматия по Истории отечественного государства и права России. М. 1999 г. – С.453-456

2 Титов Ю. П. Хрестоматия по Истории отечественного государства и права России. М. 1999 г. – С.456-464

1 Кушнир А.Федерация или унитарное государство. Народный депутат 1992. № 6.

1 Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета.1993.25 декабря

1 Конституции зарубежных стран. Сборник. – М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2000-С.67-90

1 Устав Содружества Независимых Государств. – Хрестоматия по современной российской истории. – М., Дрофа.- 1999.-С.12-18

2 там же; с.14

1 Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества  от 10.10.2000// Российская библиотечка. 2000.  № 23.

1 Морозова А. А. Теория государства и права. Учебник. – М.: Юристъ, 2002. –  С.414


1 Вишняков В.Г. Конституционное регулирование федеративных  отношений // Государство и власть. 1998. № 12. с. 20 – 28