ВАРИАНТ № 2

ЗАДАЧА № 1

Приведите примеры сложных суждений, разберите их, выделив простые суждения и логические связи, запишите и с помощью символов.

РЕШЕНИЕ

Например, суждение «Кража и мошенничество относятся к умышленным преступлениям» является соединительным суждением, состоящим из двух простых: «Кража относится к умышленным преступлениям», «Мошенничество относится к умышленным преступлениям». Если первое обозначить p, а второе – q, то соединительное суждение символически можно выразить как p^q, где p и q – члены конъюнкции (или конъюнкты), ^ - символ конъюнкции. 1 В естественном языке конъюнктивная связка может быть представлена и такими выражениями, как: «а», «но», «а также», «как и», «хотя», «однако», несмотря на», «одновременно» и другими.

Например: «При установлении судом размеров подлежащего возмещению ущерба должны учитываться не только причиненные убытки (p), но и та конкретная обстановка, при которой убытки были причинены (q), а также материальное положение работника (r)». Символически это суждение можно выразить так: p^q^r. Соединительное суждение может быть как двух-, так и многосоставным; в символической записи: p^q^r…^n. В языке дополнительное суждение может быть выражено одной из трех логико-грамматических структур.

Например, суждение «Договор купли-продажи может быть заключен в письменной или устной форме» является разделительным суждением, состоящим из двух простых: «Договор купли-продажи может быть заключен в устной форме»; «Договор купли-продажи может быть заключен в письменной форме». Если первое обозначить p, а второе – q, то разделительное суждение символически можно выразить как p ν q, где p и q – члены дизъюнкции (дизъюнкты), ν – символ дизъюнкции. Разделительное суждение может быть как двух-, так и многосоставным: p ν q ν… ν n. В языке разделительное суждение может быть выражено одной из трех логико-грамматических структур. Разделительная связка представлена в сложном субъекте по схеме: S1 или есть P.

Например, «Хищение в крупных размерах или совершенно группой лиц имеет повышенную общественную опасность». Разделительная связка представлена в сложном предикате по схеме: S есть P1 или P2. Например, «Хищение наказывается исправительными работами или тюремным заключением». 1 Разделительная связка представлена сочетанием первых двух способов по схеме: S1 или S2 есть P1  или P2.

Например, «Ссылка или высылка могут применяться в качестве основной или дополнительной санкции». Нестрогая или строгая дизъюнкция. Поскольку связка «или» употребляется в естественном языке в двух значениях соединительно-разделительном и исключающе-разделительном, то следует различать два типа разделительных суждений: нестрогую (слабую) дизъюнкцию и строгую (сильную) дизъюнкцию. Нестрогая дизъюнкция – суждение, в котором связка «или» употребляется в соединительно-разделительном значении (символ ν).

Например, «По форме правления современное государство может быть республикой или монархией» - символически: p ν q. Связка «или» в данном случае и разделяет, поскольку существуют как государства-республики, так и государства-монархии, и соединяет, ибо существуют государства, которым присущи черты как первого, так и второго.

Например: «Леса бывают лиственные, хвойные или смешанные». Полнота этого разделения (в символической записи обозначается знаком <…>) определяется тем, что не существует, помимо указанных, других существующих видов лесов. Неполным или открытым дизъюнктивным суждением называют суждение, в котором перечислены не все признаки или не все виды определенного рода.

ЗАДАЧА № 2

Можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции? а) всю неделю стояла жаркая погода б) все футболисты сборной команды явились на тренировку в) на всякое тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости г) ни один студент нашей группы не является неуспевающим д) всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту е) все страны Латинской Америки являются республиками ж) ничто не возникает из ничего з) в контрольной работе нет ни одной ошибки и) все билеты на спектакль были проданы к) ни один вопрос не остался без ответа л) гадюки ядовиты м) все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца н) в природе ничто не совершается обособленно о) все речи Ф. Н. Плевако отличались красноречием и остроумием п) счастливые часов не наблюдают.

РЕШЕНИЕ

а) всю неделю стояла жаркая погода. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение. В понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу, воскресенье стояла жаркая погода, значит всю неделю стояла жаркая погода. б) все футболисты сборной команды явились на тренировку. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение. Петр, Игорь, Сергей… футболисты сборной команды явились на тренировку в полном составе, значит все футболисты сборной команды явились на тренировку. в) на всякое тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение. На тело погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости, значит на всякое тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости. г) ни один студент нашей группы не является неуспевающим. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение. Все студенты нашей группы являются успевающими, значит ни один студент нашей группы не является неуспевающим. д) всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение. Механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту, значит всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту. е) все страны Латинской Америки являются республиками. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение. Боливия, Эквадор, Чили, Парагвай… страны Латинской Америки являются республиками, значит все страны Латинской Америки являются республиками. ж) ничто не возникает из ничего. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение. Все возникает из чего-либо, значит ничто не возникает из ничего. з) в контрольной работе нет ни одной ошибки. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение. Контрольная работа соответствует всем предъявленным требованиям, грамматика, пунктуация и стилистика работы соблюдена полностью, значит в контрольной работе нет ни одной ошибки. и) все билеты на спектакль были проданы. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение. В театре был полный аншлаг, в зале не было свободных мест, значит все билеты на спектакль были проданы. к) ни один вопрос не остался без ответа. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение. На все вопросы были получены ответы, значит ни один вопрос не остался без ответа. л) гадюки ядовиты. С помощью полной индукции нельзя получить данное обобщение. м) все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение. Меркурий, Плутон, Уран, Сатурн, Венера… обращаются вокруг Солнца, значит все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца. н) в природе ничто не совершается обособленно. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение. Все природные явления в природе совершаются взаимосвязано, значит в природе ничто не совершается обособленно. о) все речи Ф. Н. Плевако отличались красноречием и остроумием. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение. Политические, общественные, речи Ф. Н. Плевако за годы его жизни отличались красноречием и остроумием, значит все речи Ф. Н. Плевако отличались красноречием и остроумием. п) счастливые часов не наблюдают. С помощью полной индукции нельзя получить данное обобщение.


ЗАДАЧА № 3

Сформулируйте несколько тезисов, аргументируйте их, используя прямой и косвенный виды обоснования.

РЕШЕНИЕ

1. «Конституция основной закон государства».

Конституция по силе действия среди законов имеет наивысшую силу.

Конституция стоит на высшей ступени в иерархии законов.

Если применить к телу определенную силу (равную определенному количеству Ньютонов, то силу противодействия будет равна такому же количеству Ньютонов).

2. «Никто не может быть признан виновным, иначе как по решению суда».

Виновность лица в совершении преступления решает суд.

Судья в лице государства решает виновен или не виновен человек.


ЗАДАЧА № 4

Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным:

а) студент б) военнослужащий в) народный судья г) лидер д) рекордсмен е) официоз ж) инженер з) нормативный акт и) академия к) кинотеатр л) депутат м) акция н) апелляция о) магистраль п) первопроходец.

РЕШЕНИЕ

а) студент – второкурсник б) военнослужащий – майор в) народный судья – юрист г) лидер – фаворит д) рекордсмен – призер кубка мира е) официоз – регламент ж) инженер – проектировщик з) нормативный акт – конституция и) академия – институт к) кинотеатр – театр л) депутат – народный представитель м) акция – ценная бумага н) апелляция – обжалование о) магистраль – шоссе п) первопроходец - путешественник.


ВАРИАНТ № 4

Задача 4

Подберите несколько текстов, построенных как доказательство, укажите тезис и аргументы, определите вид и форму обоснования.

РЕШЕНИЕ

1. Если на улице будет плюс пять градусов, будет таять снег.

Тезис – на улице снег.

Аргументы – снег таит при температуре ноль градусов и выше, значит при температуре плюс пять градусов снег будет таять.

Форма – умозаключение.

Вид – демонстративное умозаключение.


2. Ни одна из рыб не является теплокровным животным. Следовательно, ни одно теплокровное животное не есть рыба.

Тезис - рыбы не является теплокровными животными.

Аргументы - ни одна из рыб не является теплокровным животным.

Форма – суждение.

Вид – обращение утвердительного суждения.

Список использованной литературы


1. Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев М.: 1996.


2. Гетманова А. Д. Учебник по логике. 2-е изд. – М.: «ВЛАДОС», 1997 г.


3. Карпович В. Н. Элементарное введение в формальную логику Новосибирск, 1993.


4. Кирилов В. И., Старченко Логика: Учебник для юридических вузов. – изд. 5 – е, перераб и доп. – М.: Юристъ, 1999.


5. Иванов Е. А. Логика. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2001 г.



1 Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. – М.: Юристъ, 1996 г. С.78 - 87.

1 Иванов Е. А. Логика. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2001 г. С. 97 - 103.