СОДЕРЖАНИЕ
Введение. 3
1. Цели, принципы и источники гуманитарного права. 4
2. Круг задач, решаемых международным гуманитарным правом. 6
2.1 Театр войны. Средства и методы войны.. 6
2.2 Защита жертв войны и культурных ценностей. 9
2.3. Нейтралитет. 12
3. Обеспечение норм гуманитарного права. 13
Заключение. 15
Библиография. 17
Введение
До середины XIX в. жестокостью отличалось отношение не только к врагу, но и к собственным раненым воинам. Предложения об облегчении их участи высказывались не раз. Но только в середине XIX в. международное сообщество созрело для этого. B 1859г. французская армия нанесла поражение австро-венгерским войскам в битве при Сольферино. Большое число раненых, обреченных на смерть, покрыли поле боя. Санитарная служба отсутствовала. Ставший свидетелем этого, швейцарец Анри Дюнан организовал помощь на общественных началах. В дальнейшем он предложил учредить общественный орган по оказанию помощи раненым и больным воинам. Его идея была реализована путем учреждения соответствующего комитета (Красного Креста).
Цель данной работы: описать сущность международного гуманитарного права. Предмет исследования: международное гуманитарное право.
Тема данной работы – «Международное гуманитарное право» – актуальна в силу того, что, во-первых, на протяжении всей истории вооруженные конфликты людей отличались жестокостью, невиданной в животном мире, во-вторых, нестабильность политической ситуации в мире, назревающие и назревшие военные конфликты приводят к пониманию необходимости более глубокого изучения международного гуманитарного права, в-третьих, международное гуманитарное право является, своего рода, документом, который регламентирует основные правила ведения войны, что является актуальным в наше время.
Для достижения вышеуказанной цели в работе решаются следующие задачи:
1. показываются цели, принципы и источники гуманитарного права;
2. рассматривается театр войны. Средства и методы войны;
3. описывается защита жертв войны и культурных ценностей;
4. рассматривается нейтралитет;
5. показывается обеспечение норм гуманитарного права.
1. Цели, принципы и источники гуманитарного права
Понятие «международное гуманитарное право» в том смысле, в каком это понятие будет упоминаться ниже, означает совокупность обязательных для государств правовых норм, которые направлены на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера и на ограничение средств и методов ведения войны.
Цели:
Во-первых, эта отрасль права защищает лиц, которые не принимают участия в военных действиях, например гражданских лиц, медицинский и религиозный персонал, а также лиц, которые прекратили принимать участие в военных действиях, например раненых, лиц, потерпевших кораблекрушение, больных, военнопленных. Отдельные местности и объекты, например больницы и санитарные транспортные средства, также пользуются защитой норм международного гуманитарного права и не должны становиться объектом нападения. 1
Во-вторых, международное гуманитарное право запрещает средства и методы ведения войны, при использовании которых не проводится различие между комбатантами и некомбатантами, например гражданскими лицами, а также средства и методы ведения войны, наносящие чрезмерные повреждения. Эти принципы лежат в основе международных соглашений, запрещающих, например, биологическое и химическое оружие и противопехотные мины.
Источники:
Основными источниками международного гуманитарного права являются четыре Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов от 12 августа 1949 г. и два Дополнительных протокола к ним от 8 июня 1977 г. Эти договоры имеют универсальный характер. Так, участниками четырех Женевских конвенций на сегодняшний день являются 188 государств, Дополнительного протокола I - 152 государства, Дополнительного протокола II - 144 государства. Международное гуманитарное право включает также целый ряд других международных соглашений, направленных прежде всего на ограничение средств и методов ведения войны. Следует подчеркнуть, что сегодня многие нормы международного гуманитарного права рассматриваются в качестве обычных норм, имеющих обязательную силу для всех без исключения государств, включая государства, не являющиеся участниками соответствующих международных договоров.
Принципы:
В основе международного гуманитарного права лежит обязанность защиты жизни гражданского населения, а также здоровья и неприкосновенности мирных жителей и других категорий некомбатантов, включая раненых или пленных, а также сложивших оружие. В частности, запрещается нападение на этих лиц или умышленное причинение им физического вреда. Другими словами, международное гуманитарное право призвано обеспечить равновесие между военной необходимостью и гуманностью. Исходя из этого принципа, международное гуманитарное право налагает запрет на некоторые действия, например на бесполезные в военном отношении действия, совершаемые с особой жестокостью. Некоторые нормы этого права представляют собой компромисс между военной необходимостью и требованиями гуманности. Так, принцип пропорциональности допускает случайные потери жизни среди гражданского населения в случае нападения, однако нападение не допускается, если существует опасность того, что случайные потери среди гражданского населения будут чрезмерными по отношению к военному преимуществу, которое предполагается получить. 1
Так же международное гуманитарное право содержит нормы, регулирующие войну, в которой одной из сторон являются негосударственные субъекты. Инструментарий, применяемый в такой войне, основан на основных положениях, относящихся к вооруженным конфликтам между государствами. Военные действия между антитеррористической коалицией и режимом талибов в Афганистане можно отнести к данной категории.
2. Круг задач, решаемых международным гуманитарным правом
2.1 Театр войны. Средства и методы войны
Военные действия развертываются на определенных территориях воюющих государств. Под театром войны понимается вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушное пространство над ними), на которой они могут потенциально вести военные действия. Под театром военных действий понимается территория, на которой вооруженные силы воюющих государств фактически ведут военные действия. 1
Территория (сухопутная, морская, воздушная) нейтральных и невоюющих государств не должна использоваться в качестве театров военных действий.
Под театром военных действий на море понимается пространство, включающее внутренние и территориальные воды воюющих государств, прилежащие и экономические зоны, а также воды открытого моря, которые должны быть ограниченны военными или блокадными зонами, и воздушное пространство над ними.
Вместе с тем действующие нормы международного права устанавливают точно определенные изъятия из театра войны, в том числе в пределах территории воюющих государств. Так, например, не могут считаться театром войны, а, следовательно, и объектом нападения и уничтожения:
1. территория (сухопутная, морская) и воздушное пространство над ней нейтральных и других, не воюющих государств;
2. международные проливы и каналы (Магелланов пролив по Договору между Аргентиной и Чили 1981 года, Суэцкий канал в соответствии с Константинопольской конвенцией 1888 года, река Дунай по Конвенции о режиме судоходства на Дунае от 18 августа 1948 года);
3. части Мирового океана, острова, архипелаги, на которые распространяется режим нейтрализованных и демилитаризованных территорий;
4. санитарные зоны и местности, в том числе на оккупированной территории, имеющие отличительные эмблемы, организованные таким образом, чтобы оградить от действий войны раненных и дольных, а также персонал, на который возложены организация и управление этими зонами и местностями и уход за лицами, которые будут там сконцентрированы (ст. 23 Женевской конвенции об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях 1949 года);
5. культурные ценности, здания и центры культурных ценностей, имеющие большое национальное и общемировое значение, внесенные в Международный реестр культурных ценностей, находящиеся под специальной защитой и обозначенные специальным знаком (ст. ст. 1, 16 и др. Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженных конфликтов 1954 года);
6. районы расположения атомных электростанций, дамб и плотин, разрушение которых чревато катастрофическими и опасными последствиями для гражданского населения (Дополнительный протокол II 1977 года к Женевским конвенциям о защите жертв войны).
Средства и методы войны
Средства ведения войны – оружие, снаряды, вещества, применяемые вооруженными силами воюющих сторон для нанесения вреда и поражения противнику. Методы ведения войны – это порядок использования средств ведения войны. 1
Средства и методы ведения войны делятся на запрещенные (или частично запрещенные) и не запрещенные международным правом. Согласно ст. 35 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 года, право сторон, находящихся в конфликте выбирать средства и методы ведения войны не является не ограниченным. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или страдания или делающие смерть сражающихся неизбежной, а также ведущие к массовому разрушению и бессмысленному уничтожению материальных ценностей (ст. 22 Приложения к Гаагской конвенции 1907 года о законах и обычаях сухопутной войны).
Международное право запрещает следующие средства и методы ведения войны (сухопутной, морской, воздушной):
1. Яды или отравленное оружие, удушливые, ядовитые или другие газы, аналогичные жидкости, вещества и процессы, а также бактериологическое оружие;
2. Средства воздействия на природную среду во враждебных целях;
3. Любое оружие, если его действие заключается в нанесении повреждений осколками, которые не обнаруживаются в человеческом теле с помощью рентгеновских лучей (стекло, пластмасса и т.д.); мины, мины-ловушки и другие устройства в виде детских игрушек и предметов медицинской помощи; любое зажигательное оружие против гражданского населения, населенных пунктов и невоенных объектов;
4. Другие виды обычного оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющие неизбирательное действие;
5. Осуществление геноцида на захваченной территории; предательское убийство или ранение сложившего оружие или безоружного неприятеля; объявление обороняющимся, что в случае сопротивления им не будет пощады;
6. Бессмысленное разрушение городов и населенных пунктов и уничтожение неприятельской собственности, если это не вызывается военной необходимостью и т.д.[20] 1
Однако международное право не запрещает военные хитрости с целью ввести противника в заблуждение или побудить его действовать опрометчиво. Примерами таких хитростей являются: использование маскировки, ловушек, ложные операции и дезинформация (ст. 37 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям 1949 года).
2.2 Защита жертв войны и культурных ценностей
Международное гуманитарное право применяется только в случае вооруженного конфликта. В случае международного вооруженного конфликта применяются четыре Женевские конвенции и Дополнительный протокол I. В случае вооруженного конфликта немеждународного характера, достигшего определенной степени интенсивности, применяется Дополнительный протокол II и статья 3, общая для четырех Женевских конвенций, которые содержат комплекс довольно подробно разработанных норм. Статья 3, общая для четырех Женевских конвенций, предусматривает: - во-первых, гуманное обращение с лицами, которые не участвуют в военных действиях, что подразумевает: 1 1) запрещение посягательств на жизнь и физическую неприкосновенность, в частности убийства и пытки; 2) запрет на взятие заложников; 3) запрещение посягательств на человеческое достоинство, в частности оскорбительного и унижающего обращения; 4) запрещение осуждения и применения наказания без судебного разбирательства, проведенного при соблюдении судебных гарантий; - во-вторых, оказание помощи раненым. Права человека применяются, в принципе, в любое время, т. е. как в мирное время, так и во время войны. Большинство международных договоров по правам человека предусматривают положения, позволяющие государствам принимать меры в отступление от своих обязательств в отношении ряда прав в чрезвычайных ситуациях, например во время войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации. Права человека применяются ко всем людям. Так, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает обязательство государств обеспечивать защиту всех лиц, находящихся под их юрисдикцией. Международное гуманитарное право, по всей видимости, имеет более узкую сферу применения в отношении лиц. Тем не менее, данный вопрос заслуживает более подробного рассмотрения. Большинство норм, применяемых в случае международного вооруженного конфликта, касается лишь «покровительствуемых лиц», а к ним не относятся лица, находящиеся во власти государства, гражданами которого они являются. Вместе с тем нормы, применяемые в случае внутреннего вооруженного конфликта, устанавливают обязательства государства в отношении его собственных граждан. Кроме того, необходимо напомнить, что обязательство предоставлять защиту и помощь раненым, больным и потерпевшим кораблекрушение распространяется на всех этих лиц, независимо от того, к какой стороне они принадлежат. Следует также отметить, что право прав человека традиционно предусматривает гарантии защиты человека от неправомерных действий официальных властей и должностных лиц государства. За некоторыми исключениями право прав человека не защищает человека от действий других лиц. Несколько иной подход принят в международном гуманитарном праве. Достаточно упомянуть, что некоторые нормы этого права специально предусмотрены для ситуаций внутреннего вооруженного конфликта и устанавливают обязательства, гарантирующие соблюдение прав лиц не только официальными властями и силовыми структурами государства, но также и противостоящими им антиправительственными силами или силами оппозиции.
Защита культурных ценностей и мест отправления культа.
Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II) (извлечение) 1 Все лица, не принимающие непосредственного участия или прекратившие принимать участие в военных действиях, (...) имеют право на уважение своей личности, своей чести, своих убеждений. (...) При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно. (...)
Без ущерба общим положениям, указанным выше, запрещаются и будут оставаться запрещенными в любое время и в любом месте следующие действия в отношении лиц; a) посягательство на жизнь, здоровье, физическое и психическое состояние лиц, в частности убийства, а также такое жестокое обращение, как пытки, нанесение увечий или любые формы телесных наказаний;
b) коллективные наказания;
c) взятие заложников;
d) акты терроризма;
e) надругательство над человеческим достоинством, в частности унизительно-оскорбительное обращение (...);
г) рабство и работорговля во всех их формах;
д) грабеж;
е) угрозы совершить любое из вышеуказанных действий,
Детям обеспечиваются необходимая забота и помощь и, в частности:
a) они получают образование, включая религиозное и нравственное воспитание, согласно пожеланиям их родителей (..,);
b) принимаются все необходимые меры для содействия воссоединению временно разъединенных семей;
с) дети, не достигшие пятнадцатилетнего возраста, не подлежат вербовке в вооруженные силы или группы, и им не разрешается принимать участие в военных действиях;
d) особая защита, предусматриваемая настоящей статьей в отношении детей, не достигших пятнадцатилетнего возраста, продолжает применяться к ним, если они принимают непосредственное участие в военных действиях, вопреки положениям подпункта с), и попадают в плен; (...) 1
Все раненые, больные и лица, потерпевшие кораблекрушение, независимо от того, принимали ли они участие в вооруженном конфликте, пользуются уважением и защитой. При всех обстоятельствах с ними обращаются гуманно и предоставляют им в максимально возможной мере и в кратчайшие сроки медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Между ними не проводится никакого различия по каким бы то ни было соображениям, кроме медицинских.
2.3. Нейтралитет
Под нейтралитетом во время войны понимается правовое положение государства, при котором оно не участвует в войне и не оказывает непосредственной помощи воюющим. Права и обязанности нейтральных государств во время войны, воюющих сторон в отношении нейтральных государств, а также физических лиц как нейтральных, так и воюющих государств регламентируются V Гаагской конвенцией о правах и обязанностях нейтральных держав и лиц в случае сухопутной войны 1907 года, в соответствии с которой территория нейтрального государства является неприкосновенной и не может быть превращена в театр военных действий. Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военные транспорты. Нейтральное государство не должно разрешать воюющим создавать, устанавливать или размещать на своей территории радиостанции и другие средства связи и технические приспособления. Однако оно может разрешать воюющим (на равных началах) пользоваться своими средствами связи. 1
Нейтральное государство не должно снабжать воюющих оружием, военными и другими материалами. Вместе с тем оно не обязано препятствовать вывозу (или транзиту) из мест боевых действий за счет того или другого из воюющих оружия, боеприпасов на условиях взаимности и одинакового отношения к воюющим. Нейтральное государство вправе отражать покушения на его нейтралитет с помощью своих вооруженных сил.
Нейтральное государство вправе разрешать перевозку по своей территории раненых и больных воюющих сторон при условии отсутствия в транспорте оружия и боеприпасов.
Нейтральное государство обязано не допускать открытия вербовочных пунктов и формирования на своей территории военных отрядов для воюющих.
Вместе с тем нейтральное государство не несет ответственности, если его граждане в одиночку переходят границу и вступают в армию воюющих.
3. Обеспечение норм гуманитарного права
Международное гуманитарное право обеспечивает защиту человеческой жизни, адаптируя эту защиту к ситуации вооруженного конфликта. Более того, оно идет дальше в плане защиты жизни, чем собственно традиционное право на жизнь, предусматриваемое правом прав человека. Так, международное гуманитарное право запрещает использовать голод среди гражданского населения в качестве метода ведения войны и уничтожать объекты, необходимые для выживания гражданского населения. Международным гуманитарным правом предусматриваются меры, увеличивающие вероятность выживания гражданских лиц в период вооруженного конфликта, например, создание особых зон, в которых не располагаются никакие военные объекты. Это право устанавливает обязательство подбирать раненых и оказывать им необходимую помощь, определяет меры, которые должны быть приняты для того, чтобы обеспечить как можно более благоприятные условия жизни людей во время вооруженного конфликта. 1 Международное гуманитарное право также содержит специальные нормы, касающиеся проведения операций по оказанию помощи и предоставления средств, необходимых для выживания гражданского населения. Запрещение пыток и негуманного или унижающего достоинство обращения входит в «неизменное ядро» прав человека. Международное гуманитарное право также предусматривает абсолютный запрет на совершение подобных деяний. Таким образом, механизм обязательного уголовного пресечения, установленный международным гуманитарным правом в отношении пыток и негуманного обращения, усиливает запрет на совершение этих деяний, предусмотренный правом прав человека. Важность судебных гарантий для эффективной защиты основных прав человека не подлежит сомнению. Тем не менее большинство международных соглашений в области прав человека не включают судебные гарантии в число прав, входящих в «неизменное ядро» прав человека, от обязательств по которым нельзя отступать ни при каких обстоятельствах.
Заключение
Итак, подведем итоги работы:
Понятие «международное гуманитарное право» в том смысле, в каком это понятие упоминаться в работе, означает совокупность обязательных для государств правовых норм, которые направлены на защиту жертв вооруженных конфликтов международного и немеждународного характера и на ограничение средств и методов ведения войны.
Международное гуманитарное право применяется только в случае вооруженного конфликта и предусматривает целый ряд гарантий, отражающих специфические особенности этих конфликтов. Значительное число прав человека не имеет аналогов в международном нуманитарном праве. Тем не менее, между отдельными правами человека и некоторыми нормами международного гуманитарного права имеются пересечения. Это касается, прежде всего, прав, входящих в «неизменное ядро» прав человека, действие которых не может быть ограничено или приостановлено ни при каких обстоятельствах.
Актуальность изучения международного гуманитарного права заключается в том, что сейчас в мире складывается политическая нестабильность. Множество вооруженных конфликтов, противоречий и главным образом война в Ираке наталкивают на детальное изучение международного гуманитарного права. Также, сейчас строго стоит вопрос о соблюдении положений, содержащихся в этом документе между участниками вооруженных конфликтов.
В основе международного гуманитарного права лежит обязанность защиты жизни гражданского населения, а также здоровья и неприкосновенности мирных жителей и других категорий некомбатантов, включая раненых или пленных, а также сложивших оружие. Другими словами, международное гуманитарное право призвано обеспечить равновесие между военной необходимостью и гуманностью.
Библиография
Нормативные акты:
1. Конституция РФ, главы IV, V, VI, М. – С.- П.: «Герда», 1997 г.
2. Конвенция об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях 1949г. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957 г.
3. Конвенция об обращении с военнопленными 1949 г.//СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957 г.
4. Конвенция о защите гражданского населения во время войны. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957 г.
5. Дополнительный протокол I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сборник документов. М., 1990 г.
6. Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. // Действующее международное право. / Сост. Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. Т. 2.
Научняа литература:
1. Арцибасов И. Н. «Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия». – М.: Международные отношения, 1989 г.
2. Бирюков П. Н. «Международное право: Учебное пособие», 2-е издание переработанное и дополненное. – М.: Юристъ, 1999 г.
3. Григорьев А. Г. «Международное право в период вооруженных конфликтов». – М.: Воениздат, 1992 г.
4. Колосов Ю. М. «Массовая информация и международное право». – М., 1974 г.
5. Лазарев М. И. «Теоретические вопросы современного международного морского права». – М.: 1983 г.
1 Арцибасов И. Н. «Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия». – М.: Международные отношения, 1989 г. С. 245.
1 Арцибасов И. Н. «Вооруженный конфликт: право, политика, дипломатия». – М.: Международные отношения, 1989 г. С. 247.
1 Григорьев А.Г. «Международное право в период вооруженных конфликтов».– М.: Воениздат, 1992 г. С. 7.
1 Григорьев А.Г. «Международное право в период вооруженных конфликтов».– М.: Воениздат, 1992 г. С. 11.
1 Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. Международное право: Издание 2-е, доп. и пререраб. – М.: Международные отношения, 1998 г. С. 357 – 362.
1 Конвенция об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях 1949г. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957 г. С. 69.
1 Конвенция об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях 1949г. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957 г. С. 71.
1 Конвенция об улучшении участи раненных и больных в действующих армиях 1949г. // СДД СССР. Вып. XVI. М., 1957 г. С. 73.
1 Конвенция о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г. // Действующее международное право. / Сост. Ю. М. Колосов и Э. С. Кривчикова. Т. 2. С. 573 – 574
1 Григорьев А.Г. «Международное право в период вооруженных конфликтов».– М.: Воениздат, 1992 г. С. 23.