СОДЕРЖАНИЕ


Вариант № 2…………………………………………………………………………3

Задача 1……………………………………………………………………………….3

Задача 2……………………………………………………………………………….7

Задача 3……………………………………………………………………………...10

Задача 4……………………………………………………………………………...11


Вариант № 3

Задача 1……………………………………………………………………………...12

Задача 2……………………………………………………………………………...13

Задача 3……………………………………………………………………………...14

Задача 4……………………………………………………………………………...15


Список использованной литературы…………………………………………..17


Вариант № 2

Задача 1

Условие задачи:

Приведите примеры сложных суждений, разберите их, выделив простые суждения и логические связи, запишите и с помощью символов.

Решение задачи:

Соединительным, или конъюнктивным, называют суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «и». Например, суждение «Кража и мошенничество относятся к умышленным преступлениям» является соединительным суждением, состоящим из двух простых: «Кража относится к умышленным преступлениям», «Мошенничество относится к умышленным преступлениям». Если первое обозначить p, а второе – q, то соединительное суждение символически можно выразить как p^q, где p и q – члены конъюнкции (или конъюнкты), ^ - символ конъюнкции. 1 В естественном языке конъюнктивная связка может быть представлена и такими выражениями, как: «а», «но», «а также», «как и», «хотя», «однако», несмотря на», «одновременно» и другими. Например: «При установлении судом размеров подлежащего возмещению ущерба должны учитываться не только причиненные убытки (p), но и та конкретная обстановка, при которой убытки были причинены (q), а также материальное положение работника (r)». Символически это суждение можно выразить так: p^q^r. Соединительное суждение может быть как двух-, так и многосоставным; в символической записи: p^q^r…^n. В языке дополнительное суждение может быть выражено одной из трех логико-грамматических структур.

Соединительная связка представлена в сложном субъекте по схеме: S1 и S2 есть Р. Например, «Преступление – это общественно опасное и противоправное деяние».

Связка представлена сочетанием первых двух способов по схеме: S1 и S2 есть Р1 и Р2. Например: «С полицмейстером и прокурором Ноздрев был на «ты» и обращался по-дружески» (Н. В. Гоголь).

Разделительным, или дизъюнктивным, называют суждение, состоящее из нескольких простых, связанных логической связкой «или». Например, суждение «Договор купли-продажи может быть заключен в письменной или устной форме» является разделительным суждением, состоящим из двух простых: «Договор купли-продажи может быть заключен в устной форме»; «Договор купли-продажи может быть заключен в письменной форме». Если первое обозначить p, а второе – q, то разделительное суждение символически можно выразить как p ν q, где p и q – члены дизъюнкции (дизъюнкты), ν – символ дизъюнкции. Разделительное суждение может быть как двух-, так и многосоставным: p ν q ν… ν n. В языке разделительное суждение может быть выражено одной из трех логико-грамматических структур. Разделительная связка представлена в сложном субъекте по схеме: S1 или есть P . Например, «Хищение в крупных размерах или совершенно группой лиц имеет повышенную общественную опасность». Разделительная связка представлена в сложном предикате по схеме: S есть P1 или P2. Например, «Хищение наказывается исправительными работами или тюремным заключением». 1 Разделительная связка представлена сочетанием первых двух способов по схеме: S1 или S2 есть P1  или P2. Например, «Ссылка или высылка могут применяться в качестве основной или дополнительной санкции». Нестрогая или строгая дизъюнкция. Поскольку связка «или» употребляется в естественном языке в двух значениях соединительно-разделительном и исключающе-разделительном, то следует различать два типа разделительных суждений: нестрогую (слабую) дизъюнкцию и строгую (сильную) дизъюнкцию. Нестрогая дизъюнкция – суждение, в котором связка «или» употребляется в соединительно-разделительном значении (символ ν). Например, «По форме правления современное государство может быть республикой или монархией» - символически: p ν q. Связка «или» в данном случае и разделяет, поскольку существуют как государства-республики, так и государства-монархии, и соединяет, ибо существуют государства, которым присущи черты как первого, так и второго.

Среди дизъюнктивных суждений следует различать полную и неполную дизъюнкцию. Полным или закрытым дизъюнктивным суждением называют суждение, в котором перечислены все признаки или все виды определенного рода. Например: «Леса бывают лиственные, хвойные или смешанные». Полнота этого разделения (в символической записи обозначается знаком <…>) определяется тем, что не существует, помимо указанных, других существующих видов лесов. Неполным или открытым дизъюнктивным суждением называют суждение, в котором перечислены не все признаки или не все виды определенного рода. В символической записи неполнота дизъюнкции может быть выражена многоточием: p ν q ν r ν… В естественном языке неполнота дизъюнкции выражается словами: «и т.д.», «и другие», «и тому подобное», «иные» и другими.

Условным или импликативным называют суждение, состоящее из двух простых, связанных логической связкой «если…, то…». Например, если предохранитель плавится, то электрическая лампа гаснет». Первое суждение – «Предохранитель плавится» называют антецедентом (предшествующим), второе – «Электрическая лампа гаснет» - консеквентом (последующим). Если антецедент обозначить р, консеквент – q, а связку «если…, то…» знаком «→», то импликативное суждение символически можно выразить как р→q. 1

Эквивалентным называют суждения, включающие в качестве составных два суждения, связанные двойной (прямой и обратной) условной зависимостью, выражаемой логической связкой «если и только если…, то…». Например: «Если и только если человек награжден орденами и медалями (p), то он имеет право на ношение соответствующих орденских планок (q)». 1 В естественном языке, в том числе и в юридических текстах, для выражения эквивалентности суждений используются союзы: «лишь при условии, что…, то…», «в том и только в том случае когда…, тогда…», «только тогда когда…, то…» и другие.


Задача 2

Условие задачи:

Можно ли получить данные обобщения с помощью полной индукции? а) всю неделю стояла жаркая погода б) все футболисты сборной команды явились на тренировку в) на всякое тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости г) ни один студент нашей группы не является неуспевающим д) всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту е) все страны Латинской Америки являются республиками ж) ничто не возникает из ничего з) в контрольной работе нет ни одной ошибки и) все билеты на спектакль были проданы к) ни один вопрос не остался без ответа л) гадюки ядовиты м) все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца н) в природе ничто не совершается обособленно о) все речи Ф. Н. Плевако отличались красноречием и остроумием п) счастливые часов не наблюдают.

Решение задачи:

Индуктивный метод – по принципу от частного к общему.

а) всю неделю стояла жаркая погода. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение.

В понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу, субботу, воскресенье стояла жаркая погода, значит всю неделю стояла жаркая погода.

б) все футболисты сборной команды явились на тренировку. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение.

Иванов, Петров, Сидоров… футболисты сборной команды явились на тренировку в полном составе, значит все футболисты сборной команды явились на тренировку.

в) на всякое тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение.

На тело погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости, значит на всякое тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, направленная вверх и равная весу вытесненной им жидкости.

г) ни один студент нашей группы не является неуспевающим. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение.

Все студенты нашей группы являются успевающими, значит ни один студент нашей группы не является неуспевающим.

д) всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение.

Механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту, значит всякое механическое движение способно посредством трения превращаться в теплоту.

е) все страны Латинской Америки являются республиками. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение.

Венесуэла, Боливия, Эквадор, Чили, Парагвай… страны Латинской Америки являются республиками, значит все страны Латинской Америки являются республиками.

ж) ничто не возникает из ничего. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение.

Все возникает из чего-либо, значит ничто не возникает из ничего.

з) в контрольной работе нет ни одной ошибки. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение.

Контрольная работа соответствует всем предъявленным требованиям, грамматика, пунктуация и стилистика работы соблюдена полностью, значит в контрольной работе нет ни одной ошибки.

и) все билеты на спектакль были проданы. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение.

В театре был полный аншлаг, в зале не было свободных мест, значит все билеты на спектакль были проданы.

к) ни один вопрос не остался без ответа. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение.

На все вопросы были получены ответы, значит ни один вопрос не остался без ответа.

л) гадюки ядовиты. С помощью полной индукции нельзя получить данное обобщение.

м) все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение.

Уран, Сатурн, Венера… обращаются вокруг Солнца, значит все планеты Солнечной системы обращаются вокруг Солнца.

н) в природе ничто не совершается обособленно. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение.

Все природные явления в природе совершаются взаимосвязано, значит в природе ничто не совершается обособленно.

о) все речи Ф. Н. Плевако отличались красноречием и остроумием. С помощью полной индукции можно получить данное обобщение.

Политические, общественные, речи Ф. Н. Плевако за годы его жизни отличались красноречием и остроумием, значит все речи Ф. Н. Плевако отличались красноречием и остроумием.

п) счастливые часов не наблюдают. С помощью полной индукции нельзя получить данное обобщение.


Задача 3

Условие задачи:

Сформулируйте несколько тезисов, аргументируйте их, используя прямой и косвенный виды обоснования.

Решение задачи:

1. «Сила действия равна силе противодействия».

Сила (F) которая действует на тело равна силе которая действует в противоположном направлении.

Если применить к телу определенную силу (равную определенному количеству Ньютонов, то силу противодействия будет равна такому же количеству Ньютонов).

2. «Никто не может быть признан виновным, иначе как по решению суда».

Виновность лица в совершении преступления исключительная компетенция судебных органов.

Суд в лице государства решает виновен или не виновен человек.


Задача 4

Условие задачи:

Подберите понятия, находящиеся в отношении пересечения к данным:

а) студент б) военнослужащий в) народный судья г) лидер д) рекордсмен е) официоз ж) инженер з) нормативный акт и) академия к) кинотеатр л) депутат м) акция н) апелляция о) магистраль п) первопроходец.

Решение задачи:

Отношение пересечения – в такие отношения вступают понятия, объем одного из которых частично входит в объем другого, при этом содержание различно.

а) студент – первокурсник

б) военнослужащий - командир

в) народный судья – юрист

г) лидер - фаворит

д) рекордсмен - призер

е) официоз - регламент

ж) инженер - проектировщик

з) нормативный акт - закон

и) академия - институт

к) кинотеатр - театр

л) депутат – народный представитель

м) акция – ценная бумага

н) апелляция - протест

о) магистраль - шоссе

п) первопроходец - путешественник.


Вариант № 3

Задача 1

Условие задачи:

Укажите единичные и общие понятия; определите, какие общие понятия являются регистрирующими и какие – нерегистрирующими; выделите собирательные понятия.

а) юридическое лицо б) Ивановская область в) преступное деяние г) депутат д) бригада морской пехоты е) рабочий класс ж) источник права з) Организация Объединенных Наций и) правовая норма к) коллектив л) каталог м) участник обороны Одессы н) студент МГЮА о) крейсер «Варяг» п) Декабрист.

Решение задачи:

Общие понятия:

а) юридическое лицо в) преступное деяние г) депутат д) бригада морской пехоты е) рабочий класс ж) источник права и) правовая норма к) коллектив л) каталог м) участник обороны Одессы н) студент МГЮА п) Декабрист.

Единичные понятия:

б) Ивановская область з) Организация Объединенных Наций о) крейсер «Варяг».

Общие регистрирующие понятия:

а) юридическое лицо г) депутат ж) источник права и) правовая норма к) коллектив м) участник обороны Одессы н) студент МГЮА о) крейсер «Варяг» п) Декабрист.

Общие нерегистрирующие понятия:

в) преступное деяние д) бригада морской пехоты е) рабочий класс к) коллектив л) каталог.

Собирательные понятия:

а) юридическое лицо г) депутат ж) источник права и) правовая норма к) коллектив л) каталог.

Задача 2

Условие задачи:

Подберите рассуждения в форме энтимемы из учебной, научной или художественной литературы, разверните их в полное умозаключение.

Решение задачи:

1. Испарение есть процесс переходя вещества из жидкости в пар.

Этот физический процесс не есть процесс перехода вещества из жидкости в пар.

Этот физический процесс не есть испарение.


2. Все киты – млекопитающие.

Все кашалоты – киты.

Все кашалоты – млекопитающие.


3. Все металлы теплопроводны.

Алюминий – металл.

Алюминий теплопроводен.


Задача 3

Условие задачи:

Сформулируйте несколько ложных тезисов: постройте их деструктивную и конструктивную критику.

Решение задачи:

Все деревья и кустарники имеют зеленый цвет.

Все деревья и кустарники не могут иметь зеленый цвет, потому что они отличаются как своим происхождением, так и местом произрастания.

Деревья и кустарники имеют цвет, установленный природой для каждого конкретного вида.

Кража является преступления против общественной нравственности и государства.

Кража будет являться преступлением против собственности.

Кража не будет являться преступлением против государства, т.к. уголовное законодательство устанавливает, что кража является преступление против собственности.


Задача 4

Условие задачи:

Укажите, какие понятия могут быть выражены данными словами. Составьте суждения, исключающие неоднозначность их употребления.

а) определение б) следствие в) ссылка г) дисциплина д) блок е) аппарат ж) платформа з) брак и) роман к) пол л) курс м) дача н) развод о) среда п) процесс.

Решение задачи:

а) определение - понятие

б) следствие – предварительное расследование

в) ссылка - сноска

г) дисциплина - предмет

д) блок – совокупность дисциплин определенного цикла

е) аппарат - прибор

ж) платформа – место ожидания поезда

з) брак – союз мужчины и женщины

и) роман – художественное произведение

к) пол – основание в жилом помещении

л) курс - цель

м) дача – загородный участок

н) развод - расторжение

о) среда - атмосфера

п) процесс – движение


а) определение размера ущерба нанесенного дорожно–транспортным преступлением

б) следствие является формой предварительного расследования

в) ссылка есть сноска в тексте

г) дисциплина логика является обязательным предметом для юриста

д) блок – совокупность дисциплин определенного цикла

е) рабочий принес сварочный аппарат

ж) платформа предназначена для ожидания поезда пассажирами

з) брак это равноправный союз мужчины и женщины

и) роман Л. Н. Толстова «Война и мир»

к) пол – основание в жилом помещении

л) курс правительства направлен на снижение инфляции

м) сегодня на даче весь день шел дождь

н) развод это расторжение брака в судебном порядке

о) земля – это среда обитания всего живого

п) процесс преобразования тепловой энергии в механическую


Список использованной литературы


1. Брюшинкин В. Н. Практический курс логики для гуманитариев М.: 1996.


2. Гетманова А. Д. Учебник по логике. 2-е изд. – М.: «ВЛАДОС», 1997 г.


3. Карпович В. Н. Элементарное введение в формальную логику Новосибирск, 1993.


4. Кирилов В. И., Старченко Логика: Учебник для юридических вузов. – изд. 5 – е, перераб и доп. – М.: Юристъ, 1999.


5. Иванов Е. А. Логика. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2001 г.



1 Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. – М.: Юристъ, 1996 г. С.78 - 87.

1 Иванов Е. А. Логика. Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2001 г. С. 97 - 103.

1 Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. – М.: Юристъ, 1996 г. С.78 - 87.


1 Кириллов В. И., Старченко А. А. Логика: Учебник для юридических факультетов и институтов. – М.: Юристъ, 1996 г. С.78 - 87.