Содержание

Введение.................................................................................................................. 3

1. Основные принципы инвестиционной деятельности страховщика.................. 4

2. Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов и их характеристика 11

3. Структурные соотношения активов и обязательств страховщика................. 17

Заключение............................................................................................................ 23

Список использованной литературы................................................................... 24


Введение

Кругооборот средств страховой организации представляет собой взаимодействие несколько относительно самостоятельных денежных потоков:

-         аккумулирование страховых взносов и последующее ее распределение среди ограниченного круга страхователей в форме страховых выплат;

-         инвестирование временно свободных средств страховых резервов и получение инвестиционного дохода;

-         использование собственного капитала в качестве инвестиционного источника и источника финансирования убытков и его пополнение за счет прибыли, эмиссионного дохода и других поступлений.

Определение средств страховой организации как финансового потенциала обеспечивается:

-         интегрированностью в финансовую систему общества;

-         отраслевой спецификой средств страховой компании;

-         широкой возможностью инвестиционной деятельности.

Особенность страховой деятельности проявляется в формировании специальных фондов, именуемых страховыми резервами. Страховые резервы предназначены для исполнения обязательств страховщика. Порядок формирования и использования средств этих резервов регулируется органом надзора.

Инвестиционная деятельность страховых организаций находится под жестким государственным контролем. Размещение средств страховых резервов регулируется соответствующими правилами, утвержденными органами надзора.

1. Основные принципы инвестиционной деятельности страховщика

Страховая организация наряду с другими институтами (банками, биржами, инвестиционными фондами и т. п.) составляет органичный элемент финансовой системы общественного хозяйства. Принцип аккумулирования и последующего распределения значительных денежных потоков предопределяет состав и структуру капитала страховой компании, выделяя в качестве его основной и ведущей части финансовые ресурсы. Однако последние чаще всего представляют собой по сути привлеченный капитал, который некоторое время составляет группу временно свободных средств страховщика. Поэтому механизм действия страхования интересен с точки зрения использования таких ресурсов, как источник инвестиций.

Инвестиционная деятельность страховых компаний имеет следующие основные особенности:

1. Страховые компании как органичный элемент финансовой системы общественного хозяйства в развитых странах всегда находятся в первой тройке самых крупных инвесторов (банки, страховые компании и пенсионные фонды). Соотношение указанных трех составляющих различается по странам, но его состав всегда неизменен.

2. Страховая компания располагает двумя видами инвестиционных ресурсов - собственными средствами (не связанными напрямую со страховыми обязательствами и не носящими случайный характер) и средствами, представляющими страховые резервы (связанными с обязательствами по договорам страхования, которые носят случайный характер). Естественно, что каждая из составляющих имеет свою специфику и ограничения с точки зрения возможности их инвестирования.

3. Инвестиционная деятельность страховых компаний достаточно жестко регламентируется (финансово-правовое регулирование) со стороны государства, особенно это касается инвестирования средств, представляющих страховые резервы.

4. Для страховой компании инвестиционная деятельность носит не основной, а вспомогательный характер, хотя для страховых компаний, занимающихся страхованием жизни, этот тезис менее значим. При этом основная деятельность страховая - накладывает свои ограничения на инвестиционную деятельность.

В связи с этим роль государства состоит в том, чтобы, с одной стороны, осуществлять публично-правовое, в том числе и финансово-правовое, регулирование инвестиционной деятельности страховых структур, а с другой способствовать эффективному вложению страховыми организациями своих ресурсов в различные сферы экономики. На макроуровне при соответствующем государственном регулировании успешная инвестиционная деятельность страховых компаний является источником долгосрочных инвестиций, что в среднесрочной и долгосрочной перспективе дает значительно больший экономический эффект, чем сиюминутная выгода от неоправданно жесткого налогообложения страховых операций.

Основная цель размещения денежных средств страховых резервных фондов заключается в намерении страховой организации в любой ситуации полностью выполнять свои обязательства по мере того, как они возникают. Это подразумевает также то, что средства страховых резервных фондов должны быть инвестированы так, чтобы они соответствовали  срокам, суммам и валюте обязательств. Следовательно, краткосрочным обязательствам должны соответствовать активы, размещенные на сравнительно короткий срок (например, банковские депозиты или просто наличные деньги); долгосрочные обязательства требуют долгосрочного инвестирования (причем с учетом инфляции так, чтобы стоимость размещенных активов была не меньше суммы возможных выплат).

Другой аспект размещения активов заключается в надежности инвестиций. Это означает, что для в того, чтобы страховая структура в любой момент и с большей долей уверенности могла выполнять свои обязательства, ей необходимо инвестировать средства страховых резервных фондов преимущественно в наличные денежные средства, банковские депозиты, государственные ценные бумаги и другие гарантированные объекты инвестирования. При инвестировании средств в акции необходимо ограничиваться, прежде всего, высоконадежными акциями первоклассных компаний. Что же касается высокодоходных объектов инвестирования, то они, как правило,  исключаются из инвестиционного портфеля, так как обычно отличаются непостоянством и рискованностью.

Но так или иначе ликвидность активов является одним из важнейших принципов инвестирования, так как в случае неблагоприятной ситуации страховой компании, возможно, придется реализовать инвестированные активы досрочно, а значит, скорее всего на невыгодных условиях.

Таким образом, основными целями управления свободными активами страховых структур будут следующие:

·        непрерывное поддержание необходимого уровня платежеспособности, в том числе в соответствии с требованиями, изложенными  в нормативных финансово-правовых актах;

·        поддержание такого уровня платежеспособности, который в реальном выравнивании должен соответствовать темпам роста деятельности страховых структур;

·        увеличение свободных активов как с целью обеспечения дополнительного покрытия обязательств на случай непредвиденных обстоятельств, так и дальнейшего расширения основной деятельности страховой компании без привлечения средств извне.

Поэтому в современных условиях, характеризующихся недостатком средств для осуществления инвестиций в отечественную экономику, проблема инвестирования средств страховых резервных фондов, вопросы финансово-правового регулирования участия страховых структур в инвестиционных процессах в сфере экономики приобретают особую актуальность.

Фактор финансово-правового регулирования оказывает существенное влияние на порядок создания и использования страховых резервных фондов. Правила формирования страховых резервов устанавливаются государственными органами страхового надзора и полностью регламентируют размеры резервов на протяжении всего периода действия договоров страхования. Если страховые компании ставят своей задачей увеличение сборов премии и, в конечном итоге, преследуют цель получения прибыли, то государство следит за тем, чтобы страховые организации сохраняли необходимый фонд для выполнения своих будущих обязательств перед страхователями и не получали необоснованно высоких доходов. С одной стороны, финансово-правовое регулирование способствует увеличению инвестиционного потенциала, так как это повышает надежность страховых операций. С другой стороны, преследуя фискальные цели, государство ограничивает инвестиционный потенциал страховых компаний, переводя неиспользованные в страховом периоде резервы в налогооблагаемый доход.

Инвестиционная политика страховой структуры и размещение активов оказывают значительное влияние на ее платежеспособность. Действительно, представим себе, что страховая компания правильно рассчитала страховые резервы, имеет свободные активы в установленном размере, заключила в отношении крупных рисков договоры перестрахования, но инвестировала средства в депозиты ненадежного банка или инвестиционного института. Невозможность обеспечить страховые выплаты такой страховой структурой может быть связана с банкротством банка и неспособностью воспользоваться переданными ему средствами. Для того чтобы сделать минимальным риск инвестиций тех средств страховой структуры, которые непосредственно связаны с исполнением обязательств по страховым выплатам - в размере страховых резервов, должен быть установлен специальный правовой режим регулирования подобных инвестиций.

Все это еще раз подтверждает необходимость финансово-правового регулирования инвестиционной деятельности страховых организаций, причем регулирование должно учитывать и особенности национальной экономики, и не нарушать действующие правила конкурентной борьбы между страховыми компаниями.

Следует выделить еще один важный момент финансово-правового регулирования инвестиционной деятельности страховщиков - это сохранение страховых средств в условиях инфляции. Ни одна страховая система не может устоять перед гиперинфляцией. Надежно оградить себя от инфляции позволяют инвестиции, прежде всего в производственную деятельность, а не в другие сферы. Это обусловлено тем, что конечным результатом производственной деятельности являются потребительские товары, а изменение цен на товары, точнее - рост этих цен, в наибольшей степени отражает уровень обесценивания национальной валюты и динамику инфляции.

Основой финансово-правового регулирования инвестиционной деятельности страховых организаций о России является Федеральный закон «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Согласно ст. 27 этого закона размещение страховых резервов должно осуществляться страховщиками на условиях диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности. Данные принципы являются на сегодня общепризнанными в мировой практике.

С целью обеспечения принципов возвратности и ликвидности, предотвращения оттока капитала из России, привлечения в национальную экономику дополнительных инвестиции, действующими Правилами размещения страховых резервов предусмотрено, что не менее 80% общего объема активов, покрывающих страховые резервы, должно быть размещено на территории России. Размещение активов за пределами  России  может осуществляться только на основании разрешения  Банка России. Государство предъявляет жесткие требования к качеству активов, покрывающих страховые резервы. Так, ценные бумаги должны пройти государственную регистрацию; проспект эмиссии паевых инвестиционных фондов зарегистрирован Федеральной комиссией по ценным бумагам; платежи по дебиторской задолженности ожидаются в течение трех месяцев; регулируется доля перестраховщиков, являющихся резидентами Российской Федерации и имеющих лицензию на проведение страховой деятельности, и не являющихся резидентами Российской Федерации, имеющих представительство на территории Российской Федерации.

Для соблюдения принципа диверсификации установлены определенные структурные соотношения активов и резервов, одна часть которых носит сочетательный характер; например, стоимость государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных бумаг не должна превышать 30% суммарной величины страховых резервов, а другая имеет своей целью ограничить вложения страховой организации в один объект; например, максимальная стоимость одного объекта недвижимости не должна превышать 10% от суммарной величины страховых резервов. В соответствии с указанными правилами размещения страховые компании обязаны до 70% резервов вкладывать в государственные и банковские ценные бумаги, и только до 10% резервов страховые компании могут непосредственно инвестировать в производство. Таким образом, государство, используя императивный метод финансово-правового регулирования, обеспечивает не только принцип гарантированности, но и фактически государством реализуется собственный принцип - привлечение денег страховых структур в национальную экономику.

По нашему мнению, допустимые размеры инвестирования по различным направлениям, устанавливаемые только на федеральном уровне без учета региональных особенностей развития отдельных отраслей экономики, являются существенным недостатком регулируемой государством системы инвестирования финансовых ресурсов страховых резервных фондов. Полагаем, что необходимо установить норматив прямых инвестиций предоставив право региональным структурам управления (правительствам субъектов Федерации) самостоятельно дифференцировать указанный норматив по размещению инвестиций между производственными отраслями в зависимости от конкретных условий развития экономики в том или ином субъекте Российской Федерации. Такой подход к управлению инвестиционным потенциалом страховых компаний в условиях роста влияния страхования в экономике государства и соответственного увеличения объема совокупных страховых резервов может оказать существенное влияние на развитие производственных секторов экономики и обеспечить повышение финансовой устойчивости страховых компаний.

В условиях развивающейся экономики и отсутствия стабильного и «прозрачного» фондового рынка, на наш взгляд, необходимо и публично-правовое (финансово-правое) регулирование (закрепление) прав и самих страховых компаний именно как инвесторов для введения контроля с их стороны за размещенными средствами страховых резервных фондов путем участия в органах управления организаций, в которые сделаны инвестиции. Это обусловлено тем, что в настоящее время сложилась ситуация, при которой выполнение условий по страховым выплатам перед клиентами зависит не только от страховых компаний, но и от желания и возможностей как государства, так и других участников фондового и финансового рынков выполнять свои обязательства (пример тому: финансовый кризис в России в 1998 году).

Для реализации своей основной производственной функции - осуществления выплат при наступлении страховых случаев - страховая организация должна располагать специальными денежными ресурсами. В соответствии с целевым назначением они обозначаются страховыми резервами. Формирование и использование страховых резервов составляют основную сторону деятельности страховых организаций, в связи с чем определение содержания страховых резервов для теории и практики становится актуальной и серьезной проблемой.

Основополагающий принцип страховой деятельности - эквивалентность взаимных обязательств страховщика и страхователей, то есть достижение равенства между страховыми выплатами и поступающими страховыми премиями в части нетто-ставки, аккумулируемыми страховой организацией и предназначенными для исполнения договорных обязательств. С этой целью страховщик создает соответствующие денежные фонды. Размер этих фондов не может быть постоянным, поскольку объем ответственности страховщика по действующим договорам страхования весьма динамичен вследствие непрерывности процесса андеррайтинга.














2 Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов и их характеристика

Как уже отмечалось выше, инвестиционная деятельность страховой организации обеспечивается спецификой проведения страховых операций. Наличие временно свободных средств создает благоприятные условия для инвестирования и получения дополнительного дохода. Однако заемный характер страховых резервов предопределяет установление определенных ограничений в формах и условиях размещения этих средств.

Под размещением страховых резервов понимаются активы, принимаемые в покрытие (обеспечение) страховых резервов. Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов, должны удовлетворять условия диверсификации, возвратности и ликвидности. В покрытие страховых резервов не принимаются акции, вклады и доли в складочном или уставном  капитале страховщиков.

К активам, принимаемым в покрытие страховых резервов, Правилами предъявляются следующие требования.

1.     Активы, принимаемые в покрытие страховых резервов, не могут служить предметом залога или источником уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам гаранта (поручителя).

2.      В покрытие страховых резервов могут быть приняты только:

1) вклады (депозиты) в банки, имеющие лицензию (разрешение) на осуществление банковских операций, выданную соответствующим уполномоченным органом;

Таблица 1

№ п/п

Виды, активов, принимаемых в покрытие страховых резервов

1

Государственные ценные бумаги Российской Федерации

2

Государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации

3

Муниципальные ценные бумаги

4

Векселя банков

5

Акции

6

Облигации, кроме относящихся к подпунктам 1-3 настоящего перечня

7

Жилищные сертификаты, кроме относящихся к подпунктам 1-3 настоящего перечня

8

Инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов

9

Банковские вклады (депозиты), в том числе удовлетворенные депозитными сертификатами

10

Сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления

11

Доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере

12

Недвижимое имущество

13

Доля перестраховщиков в страховых резервах

14

Депо премий по рискам, принятым в перестрахование

15

Дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников

16

Денежная наличность

17

Денежные средства на счетах в банках

18

Иностранная валюта на счетах в банках

19

Слитки золота и серебра

20

Недвижимое имущество, за исключением отдельных квартир, а также подлежащих государственной регистрации воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов


2)   ценные 6умаги, которые отвечают следующим требованиям:

-         допущенные к выпуску и обращению на территории Российской Федерации, прошедшие государственную регистрацию в органах, определенных законами и другими правовыми актами Российской Федерации, и получившие в установленном порядке государственный регистрационный номер, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

-         выпущенные иностранными эмитентами и допущенные к обращению на фондовых биржах или иных организаторах торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию (разрешение) на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, выданную соответствующим уполномоченным органом;

3) векселя банков, имеющих лицензию (разрешение) на осуществление банковских операций, выданную соответствующим уполномоченным органом;

4) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, проспект эмиссии инвестиционных паев и правила которых зарегистрированы Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, состав активов которых, определенный правилами и проспектом эмиссии инвестиционных паев, ограничивается активами, указанными в подпунктах 1 – 7, 9, 12, 16 - 18 пункта 6 настоящих Правил, после окончания первичного размещения инвестиционных паев.

5) депозитные сертификаты банка, условия выпуска и обращения которых утверждены выпускающим банком и зарегистрированы в Центральном банке Российской Федерации;

6) дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников, платежи по которой ожидаются в течение трех месяцев после отчетной даты, не являющаяся просроченной и возникшая в результате операций страхования и перестрахования.

7) сертификат долевого участия в общих фондах банковского управления, зарегистрированных в установленном порядке в Центральном банке Российской Федерации, инвестиционная декларация которых ограничивается активами, указанными в подпунктах 1-7, 9, 12, 16 - 18 пункта 6 настоящих Правил;

8) доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере, в учредительных документах которых не предусмотрено никаких правовых оснований, препятствующих изъятию средств в разумно короткие сроки;

9) слитки золота и серебра, находящиеся на территории Российской Федерации;

10) доля перестраховщиков, являющихся резидентами Российской Федерации и имеющих лицензию на проведение страховой деятельности  и не являющихся резидентами Российской Федерации, имеющих представительство на территории Российской Федерации.

3.     В целях настоящих Правил активами, расположенными на территории Российской Федерации, считаются:

1) государственные ценные бумаги Российской Федерации;

2) государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации;

3) муниципальные ценные бумаги, выпущенные органами местного самоуправления;

4) ценные бумаги, выпущенные резидентами Российской Федерации;

5) денежные средства на счетах в банках, банковские вклады (депозиты), в том числе удостоверенные депозитными сертификатами, сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления, доверительное управление в которых осуществляется банками, являющимися  резидентами Российской Федерации;

6) доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере, являющихся резидентами Российской Федерации;

7) недвижимое имущество, расположенное на территории Российской Федерации;

8) доля в страховых резервах перестраховщиков, являющихся резидентами Российской Федерации;

9) депо премий по рискам, принятым в перестрахование, у перестрахователей - резидентов Российской Федерации;

10) дебиторская задолженность страхователей, перестраховщиков, перестрахователей, страховщиков и страховых посредников, являющихся резидентами Российской Федерации;

11) денежная наличность в рублях;

12) слитки золота и серебра, находящиеся на территории Российской Федерации.

4. Общая стоимость активов, принимаемых в покрытие страховых резервов, должна 6ытьнеменее суммарной величины страховых резервов.

Соответствие деятельности страховщика Правилам [1] определяется выполнением структурных соотношений. При расчете соотношений по таблице под стоимостью активов понимается их балансовая стоимость.


Страховые резервы могут быть размещены в:

-         государственные ценные бумаги;

-         ценные бумаги, выпускаемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления;

-         банковские вклады (депозиты);

-         ценные бумаги, кроме вышеуказанных;

-         права собственности на долю участия в уставном капитале;

-         недвижимое имущество;

-         в том числе:

-         квартиры,

-         валютные ценности,

-         денежную наличность.

Запрещается вложение страховых резервов в:

-         инвестиции, не предусмотренные настоящими Правилами;

-         для выдачи займов, ссуд, кроме случаев, предусмотренных Правилами;

-         в чеки, банковскую сберегательную книжку на предъявителя, коносамент, приватизационную ценную бумагу;

-         в акции товарных и фондовых бирж;

-         в интеллектуальную собственность;

-         для оплаты труда и налогов, штрафных санкций.

Страховые резервы не могут быть предметом залога; не могут служить источником уплаты кредитору денежных сумм по обязательствам гаранта.

К ценным бумагам, в которые в соответствии с Правилами могут быть инвестированы страховые резервы, относятся: облигации, векселя, депозитные сертификаты, акции, сертификаты акций, жилищные сертификаты, опционы и варранты на ценные бумаги. При инвестировании в ценные бумаги страховые организации должны руководствоваться указаниями Правительства о допустимости к выпуску и обращению на территории России. Бумаги должны иметь регистрационный номер Министерства финансов. Депозитные сертификаты банка, допустимые к вложению страховых резервов, должны быть зарегистрированы Центральным банком России.

К недвижимому имуществу в соответствии с действующим законодательством относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без соразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе лес, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимому имуществу относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Правами собственности на долю участия в уставном капитале в соответствии с Правилами являются учредительные взносы и паи.

Инвестиции страховых резервов в недвижимое имущество производятся страховщиками на условиях, предусмотренных действующим законодательством. Инвестиции страховых резервов в валютные ценности производятся страховщиками с учетом требований законодательства о валютном регулировании. В соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» за счет страховых резервов, сформированных по договорам страхования жизни, могут выдаваться ссуды страхователям. Общая сумма выданных страховщиком ссуд страхователям не может превышать 40% общей суммы страховых резервов, сформированных по договорам долгосрочного страхования жизни. [1].

Одним объектом инвестиций в соответствии с Правилами являются вложения в одну организацию в том случае, если страховщик приобретает ценные бумаги и права собственности за счет страховых резервов на долю участия в уставном капитале одного и того же предприятия. Одним объектом инвестиций в соответствии с Правилами также являются вложения в один банк в том случае, если страховщик приобретает за счет страховых резервов ценные бумаги и права собственности на долю участия в уставном капитале одного и того же банка или его филиала, а также размещает средства страховых резервов на депозитных счетах в этом банке.

Страховые резервы, находящиеся на расчетном счете страховой организации, и ссуды, выданные страхователям, не рассматриваются как объект инвестиций. Запрещаются вложения в недвижимость и квартиры страховым организациям, страховые резервы которых менее 100 млн руб.


3. Структурные соотношения активов и обязательств страховщика

Платежеспособность - важнейший показатель надежности страховой компании, ее финансовой устойчивости и, следовательно, главный показатель привлекательности компании для потенциальных клиентов. При составлении рейтинга страховых компаний показатель платежеспособности ставится на первое место среди других критериев надежности.

В ст. 25 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» говорится, что основой финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала и страховых резервов. Однако страховые резервы связаны обязательствами предстоящих выплат страхового возмещения (обеспечения) по действующим договорам страхования. Их размеры определяются действующими нормативными документами органов страхового надзора на основании структуры страховых тарифов и не могут гарантировать страховую компанию от банкротства при страховых выплатах по крупным рискам. [1]

Поскольку самый точный расчет необходимых страховых резервов представляет собой только предположение и в силу этого при самом стабильном страховом портфеле сохраняется опасность убыточности, многолетний анализ деятельности страховых компаний выработал механизм обеспечения гарантий платежеспособности страховщика. Такой гарантией служит наличие у страховщика достаточных свободных, то есть не связанных обязательствами, средств. Эти средства формируются из двух источников: оплаченного уставного капитала и прибыли. Для обеспечения платежеспособности размер свободных средств (активов) компании должен соответствовать размеру принятых на себя обязательств по договорам страхования.

Отметим, что достаточность собственных средств страховой компании гарантирует ее платежеспособность при двух условиях: наличии страховых резервов не ниже нормативного уровня и правильной инвестиционной политике. Поэтому в отечественной практике при оценке надежности страховщиков используют дополнительные критерии:

-         надежность размещения активов, покрывающих страховые резервы, которая определяется в соответствии с «Правилами размещения страховых резервов», утвержденными приказом Минфина РФ ;

-         уровень выплат (отношение сумм страховых выплат-брутто к поступивших в этот период страховых взносов);

-         показатель обеспеченности страховыми резервами (отношение суммы страховых резервов к сумме страховых взносов);

-         текущая ликвидность (отношение фактической стоимости находящихся в наличии оборотных средств к наиболее срочным обязательствам).

Непременным условием обеспечения платежеспособности страховых кампаний в соответствии с требованиями органов надзора является соблюдение соотношения активов и обязательств.

В соответствии с правилами страховые резервы могут быть размещены и следующие виды активов:

1) государственные ценные бумаги Российской Федерации - без ограничений;

2) государственные пенные бумаги субъектов Российской Федерации  и муниципальные ценные бумаги - в размере не более 30% от суммарной величины страховых резервов. При этом суммарная стоимость государственных ценных бумаг одного субъекта Российской Федерации  не может превышать 15% от суммарной величины страховых резервов, а суммарная стоимость муниципальных ценных бумаг одного органа местного самоуправления не может превышать 10% от суммарной величины страховых резервов;

3) вклады (депозиты) и векселя банков, имеющих лицензию на осуществление банковских операции, выданную Центральным банком Российской Федерации, а также депозитные сертификаты банка, условия выпуска и обращения которых утверждены выпускающим банком и зарегистрированы в Центральном банке Российской Федерации, - в размере не более 40% от суммарной величины страховых резервов;

4) денежные средства на счетах в банках, в том числе в иностранной валюте;

5) акции (за исключением акций страховых организаций) и облигации, включенные в котировальные листы организаторов торговли на рынке ценных бумаг, - в размере не более 30% от суммарной величины страховых резервов. При этом суммарная стоимость ценных бумаг, эмитированных одним юридическим лицом и включенных в котировальный лист первого уровня хотя бы одним организатором торговли на рынке ценных бумаг, не может превышать 10% от суммарной величины страховых резервов. Суммарная стоимость ценных бумаг, эмитированных одним юридическим лицом и не включенных в котировальный лист первого уровня ни одним организатором торговли на рынке ценных бумаг, но включенных в котировальный лист второго уровня хотя бы одним организатором торговли на рынке ценных бумаг, не может превышать 5% от суммарной величины страховых резервов;

6) доли в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью и вклады в складочный капитал товариществ на вере (за исключением долей и вкладов в уставном или складочном капитале страховщиков), в учредительных документах которых не предусмотрено правовых оснований, препятствующих изъятию средств в разумно короткие сроки, а также ценные бумаги, не включенные в котировальный лист ни одним организатором торговли на рынке ценных бумаг, - не более 10% от суммарной величины страховых резервов;

7) жилищные сертификаты - в размере не более 5% от суммарной величины страховых резервов;

8) инвестиционные паи паевых инвестиционных фондов, проспект эмиссии и правила которых зарегистрированы Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, и сертификаты долевого участия в общих фондах банковского управления, зарегистрированных в установленном порядке в Центральном банке Российской Федерации, - в размере не более 5% от суммарной величины страховых резервов;

9) недвижимое имущество, за исключением отдельных квартир, а также воздушных, водных судов и космических объектов, - не более 20% от страховых резервов по страхованию жизни и не более 10% от страховых резервов по иным видам страхования. При этом максимальная стоимость одного объекта недвижимости не может превышать 10% от суммарной величины страховых резервов;

10) денежную наличность;

11) слитки золота и серебра, находящиеся на территории Российской Федерации, - не более 10% от суммарной величины страховых резервов.

При этом суммарная стоимость ценных бумаг, прав собственности на долю в уставном капитале, средств на банковских вкладах (депозитах), в том числе удостоверенных депозитными сертификатами, а также в общих фондах банковского управления одного банка не может превышать 15% от суммарной величины страховых резервов. Кроме того, страховые резервы могут быть размещены только в ценные бумаги, которые отвечают следующим требованиям:

а) допущены к выпуску и обращению на территории Российской Федерации, прошли государственную регистрацию в органах, определенных законами и другими правовыми актами, и получили в установленном порядке государственный регистрационный номер, если иное не предусмотрено законодательством;

б) выпущены иностранными эмитентами и допущены к обращению на фондовых биржах или иных организаторах торговли на рынке ценных бумаг, имеющих лицензию (разрешение) на осуществление деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг, выданную соответствующим уполномоченным органом.

Величина страховых резервов, размещенных в активах, не относящихся к активам, расположенным на территории Российской Федерации, не может составлять более 20% от суммарной величины страховых резервов страховщика.

На основе анализа отчетности и представленного плана оздоровления финансового положения страховщика органы надзора дают страховщикам рекомендации, а также контролируют выполнение мероприятий, предусмотренных планом оздоровления финансового положения страховщика. После согласования с органами надзора плана оздоровления страховщик обязан ежеквартально представлять отчет о ходе его выполнения с приложением баланса,  отчета о прибылях и убытках и расчета соотношения активов и обязательств.

При необходимости орган надзора направляет к страховщику своего представителя для выяснения причин имеющихся недостатков и для разработки предложений по их устранению, а также назначает сплошную или выборочную проверку операций страховщика. При несоблюдении страховщиками нормативного размера соотношения между активами и обязательствами и непринятии мер по оздоровлению финансового положения к страховщикам применяются санкции в соответствии с Законом РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и «Положением о порядке дачи предписаний, ограничения, приостановления и отзыва лицензии на осуществление страховой деятельности», утвержденным приказом Росстрахнадзора .

За рубежом давно существуют специализированные рейтинговые агентства, которые регулярно публикуют рейтинги страховых компаний и аналитические обзоры их деятельности. Всемирно известными рейтинговыми агентствами в США являются Standart @ Poors, Moody s Investors, Duff @ Phelps, в которые обращаются тысячи страхователей и инвесторов для получения квалифицированной информации о деятельности страховых и перестраховочных компаний.   [8, с. 503]

Уровень платежеспособности страховой компании (Solvensy Margin) рассчитывается как отношение собственных средств к нетто-премии, собираемой этой компанией за отчетный период. Требования к минимальному уровню платежеспособности в различных странах, в том числе и в России, незначительно отличаются и практически все расположены в пределах 20%.

Дальнейшим развитием этого показателя является уровень достаточности покрытия собственными средствами (Сарital Adequacyсу Ratiо, или САR), рассчитываемый как отношение разности фактического уровня платежеспособности страховой компании и нормативного, например 20%, к нормативному уровню платежеспособности (табл. 5).


САR = (Уф – Ун) / Ун * 100%,


где Уф(н) - фактический (нормативный) уровень платежеспособности.


В рамках ЕС в 70-х годах принята концепция, согласно которой платежеспособность страховых компаний обеспечивается до начала страховой деятельности за счет собственных средств (оплаченной части уставного капитала, фондом на организационные расходы), а в ходе деятельности - за счет собственных средств и страховых резервов.


Заключение

Платежеспособность – важнейший показатель финансовой устойчивости и надежности страховых компаний. Гарантией платежеспособности страховой компании является наличие достаточных свободных, то есть не связанны обязательствами, средств. Мировой опыт страхования выработки оценки платежеспособности через расчет соотношения свободных активов и обязательств по действу3ющим договорам страхования.

Для российских страховых компаний в соответствии с инструкцией Росстрахнадзора размер свободных активов должен соответствовать нормативному размеру. Он должен составлять не менее 16% страховых взносов за минусом отчислений в резерв предупредительных мероприятий по договорам иным, чем страхование жизни, с учетом поправочного коэффициента на перестрахование. При проведении страховщиком операций по страхованию жизни нормативный размер свободных активов должен быть увеличен на 5% резерва по страхованию жизни.

В рамках ЕС уровень платежеспособности рассчитывается отдельно для страховых компаний, занимающихся страхованием жизни, и для страховых компаний, занимающихся иными видами страхования, чем страхование жизни.

Подведем итог по написанной курсовой работе:

В первом вопросе мы рассмотрели принципы инвестиционной деятельности  страховой организации, которые обеспечивают финансовую устойчивость, платежеспособность страховщика.

Во втором вопросе были приведены требования к структуре активов, принимаемых в покрытие страховых резервов.

В третьем вопросе рассмотрели структурные соотношения активов и обязательств страховщика, то есть требования к структуре активов предусматривающие направления средств резервов в тот или иной вид активов предусматривают направления средств резервов  в пределах, не превышающих определенный процент от суммарной величины страховых резервов страховщика.

Список использованной литературы

1.     Закон РФ от 27 ноября 1992 г. №40151 «Об организации страхового дела в РФ» // Консультант+.

2.     Правила размещения страховщиками страховых резервов. Утв. Приказом МФ РФ от 22 февраля 1999 г. №16н // Консультант+.

3.     Приказ МФ РФ от 16 марта 2000 г. №28н «О внесении страховых резервов» // Консультант+.

4.     Асабина С. Инвестиционная деятельность страховых организаций // Страховое дело. 1999. - №9. – с. 16 – 23.

5.     Вещунова Н.Л., Фомина Л.Ф. Бухгалтерский учет в страховых компаниях: Учеб. практ.пособие. – СПб.: Издательство Торговый Дом «Герда», 2000. – 768 с.

6.     Жеребко А. Методика оптимизации размещения страховых резервов // Страховое дело. 2000. - №1. – с. 8 – 15.

7.     Об утверждении Правил размещения страховщиками страховых резервов // Страховое дело. 1999. - №5. – с. 4.

8.     Основы страховой деятельности: Учеб. / Отв. ред. проф. Т.А. Федорова. – М.: БЕК, 2001. – 768 с.

9.     Сербиновский Б.Ю. Страховое дело: Учеб. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. – 384 с.

10.    Справочник по страховому бизнесу / Под ред. Э.А. Уткина. – М.: Издательство «Экмос», 1998. – 416 с.

11.    Турбина К.Е. Инвестиционный процесс и страхование инвестиций от политических рисков. – М.: Анкил, 1995. – 243 с.

12.    Хорин П. Организационные проблемы участия страховых компаний в инвестиционной деятельности // Страховое дело. – 2000. - №3. – с. 37-41.

13.    Шихов А.К. Страхование: Учеб. – М.: Юнити-Дана, 2000. – 431 с.

14   Правила формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни. Приказ Министерства финансов Российской Федерации  от 11 июня 2002 г.  № 51н (в ред. 23.06.2003). // Финансовый вестник №6, 2003.

15   Особенности формирования страховых резервов // Страховое дело №1 (январь), 2004 г.

16   Жеребко А. Методика оптимизации размещения страховых резервов // Страховое дело №3, 2004.

17   Мамедов А. Финансово-правовое регулирование страховых инвестиционных рисков // Управление риском №1, 2004.

14.