Вариант 6

Управление земельным фондом

Вопросы

1.     Понятие и общая характеристика государственного управления в области использования и охраны земель.

2.     Виды и органы управления в области использования  и охраны земель.

3.     Компетенция органов власти российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений.

4.     Функции управления в области использования и охраны земель.


Задачи

1.     Губернатор области издал распоряжение о выделении земельных участков на территории леса 1 группы для размещения государственного унитарного предприятия. Прокурор области опротестовал это распоряжение, однако протест был отклонен.

Решите дело.

Решение:


В соответствии с ч.3 ст. 101. ЗК РФ изъятие земель, занятых лесами первой группы, для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительных случаях, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 49 ЗК РФ.

 Вышеуказанная статья гласит, что изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:

1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;

2) размещением объектов государственного или муниципального значения при невозможности их размещения в другом месте.

Исходя из вышеизложенного распоряжение губернатора законно, если объект имеет государственное или муниципальное значение и невозможно разместить данный объект в другом месте.



2.     Местная администрация приостановила выполнение работ по благоустройству земельного участка строительной фирмой на том основании, что у нее отсутствует разрешение на строительство. Руководство фирмы обратилось в арбитражный суд и пояснило, что такой документ требуется лишь на строительство и реконструкцию зданий а не на благоустройство территории.

Решите дело.

Решение:

Действительно, в соответствии с ЗК РФ в данном случае, разрешение на строительство не требуется, так как осуществляется благоустройство территории.


1.     Понятие и общая характеристика государственного управления в области использования и охраны земель.


Государственное управление в области использования и охраны земель представляет собой деятельность уполномоченных органов, которые в соответствии с законодательством, занимаются управлением земельным фондом.

Для эффективного государственного управления в данной сфере необходим мониторинг земель.

Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

 Задачами государственного мониторинга земель являются:

1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов;

2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства;

3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

3. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами.

2.     Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Мониторинг необходим для эффективного землеустройства, которое включает в себя мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного

производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.

 Документы, подготовленные в результате проведения землеустройства, используются при ведении государственного земельного кадастра и мониторинга земель.

 Землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда.

 Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных

участков.

 При проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме землеустроителями не позднее чем за семь календарных дней до начала работ. Отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства. Заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы, в установленном порядке.

 В случае изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны обеспечить доступ к земельным участкам для проведения землеустройства.

 Юридические лица или индивидуальные предприниматели могут проводить любые виды работ по землеустройству без специальных разрешений, если иное не предусмотрено федеральными законами.

 Порядок проведения землеустройства устанавливается федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Несомненно, что необходим государственный контроль за использованием земельного фонда, который осуществляется специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

 Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

 Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

 Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, решений, затрагивающих предусмотренные настоящим Кодексом права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

 Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.

 Лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном Правительством Российской

Федерации.

В случае выявления в ходе осуществления контроля различного рода нарушений, лица, виновные в их совершении, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.


2. Виды и органы управления в области использования  и охраны земель.

Осуществляя функции государственного управления в области рационального использования и охраны земель, государство в лице его компетентных органов устанавливает определенные правила и нормы, касающиеся организации использования как всех земельных ресурсов страны, так и отдельных его частей (категорий земель, видов землепользования, статуса различных обладателей земельных участков).

Земельные и другие природные ресурсы, законодательно признанные федеральной собственностью, находятся в управлении Правительства Российской Федерации (п. 1 ст. 114 Конституции РФ). Иными видами государственной земельной собственности и других природных ресурсов управляют исполнительные органы субъектов Российской Федерации. Муниципальной земельной собственностью управляют органы управления муниципальных образований.

Частная земельная собственность находится в хозяйственном управлении собственников земельных участков.

Для осуществления общегосударственных задач по управлению земельной территорией создаются государственные органы специальной компетенции. Таким органом, прежде всего, выступает Государственный земельный комитет Российской Федерации его органы на местах. Эти органы разрабатывают по согласованию с субъектами Российской Федерации, заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложения об управлении земельными ресурсами:

- разрабатывают и предоставляют на утверждение в установленном порядке предложения о нормативах платежей на землю, нормативной цены земельных участков, контролируют поступление средств от платежей за земли и использование этих средств;

- дают обязательные для исполнения в указанный срок предписания об устранении нарушений земельного законодательства, приостанавливают исполнение постановлений органов государственной власти субъектов Российской Федерации и решений органов местного самоуправления по вопросам управления и распоряжения землями до их рассмотрения в суде, арбитражном суде;

- выдают планы земельных участков, выписки из государственного земельного кадастра; - вносят соответствующим организациям обязательные для исполнения предписания о прекращении финансирования (кредитования) строительства и эксплуатации объектов, проведения других работ, ведущихся с нарушением земельного законодательства; осуществляют экспертизу на проведение землеустроительных и других проектно-изыскательских работ по извлечению и использованию земельных ресурсов, за исключением градостроительной деятельности и геологоразведочных работ.

Привлекает к административной ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства.

Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные Функции органов Государственного земельного комитета Российской Федерации за счет средств бюджета субъектов РФ.

Определенные полномочия по государственному управлению за землями сельскохозяйственного назначения возложены на Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Они указаны в Положении о данном Министерстве, утвержденном постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. № 1090. Данное Министерство является специально уполномоченным государственным органом в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, переданных в безвозмездное пользование сельскохозяйственным организациям.

Минсельхозпрод РФ осуществляет государственное управление в области мелиорации земель, государственный контроль за состоянием и использованием мелиорированных земель и систем сельскохозяйственного водоснабжения; осуществляет в соответствии с установленным порядком лицензирование отдельных видов деятельности в области мелиорации земель; рассматривает в установленном порядке дела об административных правонарушениях в области мелиорации земель сельскохозяйственного назначения.

Министерство природных ресурсов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти. Оно действует на основе Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 мая 1997 г. № 588. В его полномочия, в частности, входят управление государственным фондом недр и охраной водного фонда.

Минприродоресурсы РФ осуществляет управление государственным фондом недр, использованием и охраной водного фонда. Оно утверждает в установленном порядке инструкции, правила, методические и нормативно-технические документы в области изучения, учета, воспроизводства, использования и охраны недр и водных объектов; осуществляет в установленном порядке государственный контроль за соблюдением требований законодательства о недрах, водного законодательства организациями независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, гражданами и дает в пределах своей компетенции обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленного режима пользования водными объектами и недрами.

Минприродоресурсы РФ уполномочено предъявлять в установленном порядке в суд или арбитражный суд иски о возмещении убытков, причиненных в результате нарушения законодательства о недрах и водного законодательства; рассматривает в порядке, предусмотренном законодательством, дела об административных правонарушениях в области недропользования и водопользования.

Федеральная служба лесного хозяйства России (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие специальные функции в области использования, охраны, защиты лесного фонда, воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства. Оно действует на основе Положения о нем, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1998 г. № 173.

Рослесхоз РФ обеспечивает проведение лесоустройства, устанавливает порядок и методику проведения лесоустройства на территории лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, определяет состав лесоустроительных проектов и других документов лесоустройства, устанавливает порядок их утверждения.

Федеральная службы лесного хозяйства РФ обеспечивает выдачу в соответствии с лесным законодательством РФ разрешительных документов на право лесопользования, устанавливает форму лесорубочного билета, ордера, лесного билета, порядок их учета, хранения, заполнения и выдачи. Она производит в уставленном порядке отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности лесов первой группы, а также перевод лесов из одной группы лесов или категории защитности лесов первой группы соответственно в другую группу или категорию защитности; устанавливает критерии отнесения лесов третьей группы к резервным лесам и перечень особо защитных участков лесов с ограниченным режимом лесопользования. Участвует в пределах своей компетенции в рассмотрении ходатайств о переводе лесных земель в нелесные земли для использования их в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом, а также об изъятии земель лесного фонда.

В пределах своей компетенции Федеральная служба лесного хозяйства РФ имеет право:

-         давать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения указания (предписания) организациями и гражданам, осуществляющие работы на территории лесного фонда и в лесах, не входящих в лесной фонд, по устранению нарушений лесного, природоохранительного и иного законодательства Российской Федерации, а также последствий этих нарушений; - направлять материалы о нарушениях лесного, природоохранительного и иного законодательства в органы внутренних дел, прокуратуру, суды и арбитражные суды, предъявлять беспошлинно в установленных законом порядке в суды и арбитражные суды иски о возмещении ущерба за вред, причиненный лесному фонду, о взыскании неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и по иным вопросам;

- рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания.

В градостроительную документацию всех видов в соответствии с заданием на ее разработку включаются разделы об охране недр, окружающей среды, о рациональном использовании природных ресурсов и землеустройства.

Контроль за осуществлением градостроительной деятельности проводится Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, соответствующими органами архитектуры и градостроительства субъектов РФ в пределах их полномочий.

Должностные лица органов архитектуры и градостроительства в пределах их компетенции организуют ведение государственного кадастра и мониторинга объектов градостроительной деятельности на соответствующих территориях; осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях, соблюдением законодательства Российской Федерации о градостроительстве.


3.     Компетенция органов власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области регулирования земельных отношений.

Компетенция органов власти Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления в области рассматриваемых отношений определяется прежде всего Конституцией Российской Федерации, рядом федеральных законов.

Так же компетенция определяется соглашениями между Российской Федерацией и ее субъектами.

Обычно, земли в пределах территории субъекта могут находиться в федеральной, областной, муниципальной, частной и иных формах собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.


 В федеральной собственности могут находиться:

а) участки недр, имеющие статус объектов федерального значения;

б) земельные участки, необходимые для:

-федеральных энергетических и космических систем, объектов ядерной энергетики, ядерных установок, пунктов хранения радиоактивных отходов, содержащих ядерные материалы, радиационных источников и пунктов хранения радиоактивных веществ, не содержащих ядерных материалов, находящихся в федеральной собственности;

-функционирования объектов федерального железнодорожного, воздушного, речного, трубопроводного,автомобильного транспорта, федеральных автомобильных дорог;

-федеральных систем информации и связи,метеорологической службы;

-обеспечения обороны и безопасности страны, оборонного производства, производства ядовитых и наркотических средств;

-федеральных племенных и конных заводов и совхозов,селекционных гибридных центров, государственных федеральных семенных инспекций и лабораторий по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, сортоиспытательных станций, предприятий и хозяйств по производству ценных анадромных видов рыб и других федеральных сельскохозяйственных предприятий, организаций ветеринарной службы, учебно-опытных и опытно-производственных хозяйств, станций по борьбе с болезнями сельскохозяйственных животных, проектно-изыскательских станций защиты растений, машинно-испытательных станций, лабораторий стандартизации и метрологии, федеральных учреждений профессионального образования, федеральных предприятий (учреждений) по мелиорации и водному хозяйству;

-государственных природных заповедников и национальных парков, а также государственных заказников,дендрологических парков и ботанических садов, памятников природы, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, водоохранных зон водных объектов, отнесенных к особо охраняемым природным территориям федерального значения;

-объектов историко-культурного и природного наследия, находящихся в федеральной собственности;

в) земли лесного фонда, находящегося в собственности Российской Федерации;

г) земли, занятые водными объектами, находящимися в собственности Российской Федерации;

д) земли федерального запаса.

 Земли в пределах территории субъекта, не указанные выше, за исключением земель, находящихся в частной и иных формах собственности, являются землями, находящимися в государственной собственности субъекта РФ.

Государственный контроль за охраной и использованием земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, комитетом по земельным ресурсам и землеустройству субъекта РФ и другими органами, осуществляющими контроль за использованием и охраной земель в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

Распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъекта, осуществляется  его администрацией, управление этими землями осуществляется комитетом по земельным ресурсам и землеустройству  в соответствии с положением, утвержденным администрацией субъекта по согласованию с Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству.

4.Функции управления в области использования и охраны земель.


Основными органами управления являются те же органы, которые управляют соответствующим производством и иной возложенной на них деятельностью.

При всем различии отраслей промышленности, транспорта связи, обороны и др. функции управления имеют много общего.

Во-первых, все органы управления (министерства, ведомства) обязаны руководствоваться предписаниями Правительства Российской Федерации и исполнительно-распорядительных органов субъектов Российской Федерации, Министерства природных ресурсов РФ, Госкомэкологии РФ, Министерства строительства РФ и других компетентных органов. Они осуществляют повседневные наблюдения, организацию рационального использования и охраны земель.

Во-вторых, они разрабатывают внутрипроизводственные правила землепользования, решают вопросы внутренней организации землепользования промышленных, транспортных и других предприятий, т.е. определяют целевое назначение их отдельных частей, обеспечивают оптимальное размещение строящихся зданий и сооружений. Так, Министерство путей сообщения утверждает правила и инструкции о порядке использования земель железных дорог, временного отвода их предприятиям сельского хозяйства и другим организациям, а также гражданам.

В-третьих, они организуют внутриведомственный учет своих земель, контролируют деятельность своих предприятий. В-четвертых, перераспределяют земли между предприятиями, содействуют им в осуществлении прав и обязанностей.

Если земли промышленности, транспорта, связи, обороны и др. находятся на территории города (поселка), контроль за их использованием осуществляют местные городские (поселковые) администрации.

Земельные участки промышленных предприятий предназначены для размещения цехов внутризаводских коммуникаций, подъездных путей, складских помещений и других необходимых зданий, сооружений и для организации производственной деятельности. Часть участка занята административными и культурно-бытовыми зданиями (заводоуправление, столовая, медпункт). При этом субъектом права землепользования является само предприятие. Оно отвечает за состояние и использование земли.


Земли транспорта предназначены для эксплуатации, содержания, строительства, ремонта, сооружений и других объектов транспорта. Порядок пользования землей, предоставленной предприятиям, учреждениям и организациям железнодорожного, морского, внутреннего водного, автомобильного, воздушного и трубопроводного транспорта, регулируется. Положением об этих землях, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 8 января 1981 г., которое является действующим и на сегодняшний день.

Режим земель связи и электрических сетей не зависит от их ведомственной подчиненности и определяется Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, Правилами охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт и Правилами охраны линий и сооружений связи.

Предприятиям, осуществляющим строительство и эксплуатацию линий связи и электрических сетей, предоставляются постоянные участки для опор воздушных линий связи и линий электропередачи мачт и башен радиорелейных линий связи, наземных сооружений кабельных и воздушных линий связи и линий электропередачи. Наземные кабельные сооружения нельзя размещать на сельскохозяйственных участках.

К землям обороны и безопасности относятся земли, предоставленные для размещения и постоянной деятельности войсковых частей, образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, предприятий, учреждений и организаций федеральных органов исполнительной власти, выполняющих задачи по обороне и безопасности.

Режим использования земель обороны и безопасности в части соблюдения требований к обеспечению безопасности населения устанавливается по согласованию с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, выполняющими задачи по обороне и безопасности, вправе передавать земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в срочное пользование гражданам и юридическим лицам для сельскохозяйственного использования.

Порядок использования земель лесного фонда, предоставленных для нужд обороны и безопасности, определяется лесным законодательством.


Контрольно-тестовое задание

Решите тесты с указанием правового основания:


1.     Нарушение органами государственной власти порядка перевода земель из одной категории в другую влечет:

1.     Опротестование акта о переводе прокурором.

2.     Признание акта недействительным. (ст.8 ч.3 ЗК РФ).

3.     Изменение акта.

4.     Дополнение акта новыми положениями.


2.     Установление ограничений прав собственников земли относится к полномочиям:

1.     Субъекта РФ.

2.     Российской Федерации.   (ст.9 ч.1 п.2 ЗК РФ).

3.     Органов местного самоуправления.

4.     Судов.


3.     Государственный мониторинг земель- это:

1.     Форма планирования.

2.     Способ борьбы с правонарушениями.

3.     Система наблюдений за состоянием земель. (ст. 67 ЗК РФ)

4.     Вид проверки исполнения законов о земле.


4.     Объектами государственного мониторинга являются:

1.     Деградированная земля.

2.     Загрязненные земли.

3.     Все земли Российской Федерации. (ст. 67 ЗК РФ)

4.     Муниципальные земли.


5.     Разрешение на строительство объекта на земельном участке выдается:

1.     Собственнику участка. (ст. 40 ЗК РФ).

2.     Физическим лицам, имеющим документы,  удостоверяющие их право на земельный участок.

3.     Физическим и юридическим лицам имеющим документы на земельные участки и утвержденную проектную документацию.


6.     Определение понятия «дачный земельный участок» дается:

1.     В юридической литературе.

2.     В Гражданском кодексе РФ.

3. В ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». ( в ст.1 вышеуказанного закона, в частности говориться, что дачный земельный участок - земельный участок предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля);

4.     В Земельном кодексе РФ.






Основная литература

1.     Ерофеев Б.В. Земельное право россии.М.,2000.

2.     Крассов О.И. земельное право.м.,2000.


Дополнительная литература

1.     Быстров Г.Е. Земельная реформа в России: правовая теория и практика\\ Государство и право. 2000№4.


Нормативный материал

1.     Земельный кодекс Российской Федерации. М.: Юрайт М, 2002.

2.     Экологическое право и земельное право. Сборник нормативных актов.М.,2000.