3. Анализ доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности в сфере услуг

3.1 Методика анализа доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности (в сфере услуг)


Цель любого хозяйствующего субъекта – извлечение максимально возможной прибыли, в тоже время осуществление любой финансово-хозяйственной деятельности предприятия влечет за собой определенные расходы, которые самым непосредственным образом влияют на размер полученной прибыли.

Управляя издержками производства можно управлять размером прибыли в соответствии с планами организации. Это означает, что прибыль – величина зависимая, и ее можно максимизировать, проведя соответственный факторный анализ элементов, от которых зависит размер прибыли.

Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования.[1]

На формирование прибыли до налогообложения оказывают влияние многие факторы. Факторный анализ доходов и расходов преследует две основные цели:

1) повышение доходов - проводится:

-         анализ выполнения плановых заданий и динамики продаж в различных разрезах; ритмичность производства и продаж;

-         достаточность и эффективность диверсификации производственной деятельности;

-         анализ эффективности ценовой политики;

-         оценка влияния различных факторов (фондовооруженность, загруженность производственных мощностей, сменность, ценовая политика, кадровый состав и др.) на изменение величины продаж;

-         сезонность производства и продаж,

-         расчет критического объема производства (продаж) по видам продукции и подразделениям и тому подобное.

Результаты анализа оформляются в виде традиционных аналитических таблиц, содержащих плановые (базисные) и фактические (ожидаемые) значения объемов производства и продаж и отклонения от них в натуральных и стоимостных показателях, а также в процентах.

2) снижение расходов - подразумевает планирование и контроль за исполнением плановых заданий по расходам (затратам), а также поиск резервов обоснованного снижения себестоимости продукции.

 Причинами абсолютного уменьшения доходов от обычных видов деятельности могут быть:

-         снижение натуральных объемов продаж товаров, работ, услуг в связи со снижением спроса (насыщением рынка), появлением на рынке аналогичных конкурирующих (более качественных или более дешевых) товаров, работ, услуг;

-         снижение рыночного уровня цен на аналогичные товары, работы, услуги или индивидуальное снижение цен, вызванное условиями конкуренции.

Только раскрыв причинно-следственные связи различных сторон деятельности, можно очень быстро просчитать, как изменятся основные результаты хозяйственной деятельности за счет того или иного фактора, произвести обоснование любого управленческого решения, рассчитать, как изменится сумма прибыли, безубыточный объем продаж, запас финансовой устойчивости, себестоимости единицы продукции при изменении любой производственной ситуации.

Такую возможность дает системный подход к анализу деятельности предприятия с применением факторных моделей. Этот метод анализа позволяет не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать им количественную характеристику, то есть обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Это делает анализ точным, а выводы -обоснованными.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

В общем случае можно выделить следующие основные этапы факторного анализа доходов и расходов организации:

1)    Постановка цели анализа. Целью факторного анализа доходов и расходов от основного вида деятельности является выявление факторов, повлиявших на изменение прибыли.

2)    Отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели.

3)    Классификация доходов и расходов и систематизация факторов с целью обеспечения комплексного и системного подхода к исследованию их влияния на результаты хозяйственной деятельности.

4)    Определение формы зависимости между факторами и результативным показателем.

5)    Моделирование взаимосвязей между результативным и факторными показателями.

6)    Расчет влияния факторов и оценка роли каждого из них в изменении величины результативного показателя.

7)    Работа с факторной моделью (практическое ее использование для управления экономическими процессами).

Отбор факторов для анализа того или иного показателя осуществляется на основе теоретических и практических знаний в конкретной отрасли. При этом обычно исходят из принципа: чем больший комплекс факторов исследуется, тем точнее будут результаты анализа. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что если этот комплекс факторов рассматривается как механическая сумма, без учета их взаимодействия, без выделения главных, определяющих, то выводы могут быть ошибочными. В анализе хозяйственной деятельности (АХД) взаимосвязанное исследование влияния факторов на величину результативных показателей достигается с помощью их систематизации, что является одним из основных методологических вопросов этой науки.

Важным методологическим вопросом в факторном анализе является определение формы зависимости между факторами и результативными показателями: функциональная она или стохастическая, прямая или обратная, прямолинейная или криволинейная. Здесь используется теоретический и практический опыт, а также способы сравнения параллельных и динамичных рядов, аналитических группировок исходной информации, графический и др.

Моделирование экономических показателей также представляет собой сложную проблему в факторном анализе, решение которой требует специальных знаний и навыков.

Расчет влияния факторов - главный методологический аспект в АХД. Для определения влияния факторов на конечные показатели используется множество способов, которые будут подробнее рассмотрены ниже.

Последний этап факторного анализа - практическое использование факторной модели для подсчета резервов прироста результативного показателя, для планирования и прогнозирования его величины при изменении ситуации.

По данным «Отчета о прибылях и убытках» можно проанализировать динамику рентабельности продаж, чистой рентабельности отчетного периода, а также влияние факторов на изменение этих показателей.

Рентабельность продаж (Rп) – это отношение суммы прибыли от продаж к объему реализованной продукции:

Из этой факторной модели следует, что на рентабельность продаж влияют те же факторы, которые влияют на прибыль от продажи. Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, необходимо осуществить следующие расчеты.



1)                 Влияние изменения выручки от продаж на Rп:

где В1 и В0 – отчетная и базисная выручка;

С1 и С0 – отчетная и базисная себестоимость;

КР1 и КР0 – отчетные и базисные коммерческие расходы;

УР1 и УР0 – управленческие расходы в отчетном и базисном периодах.

2)                 Влияние изменения себестоимости продаж на Rп:

3)           Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж Rп:

4)                 Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж Rп:

Совокупное влияние факторов составляет:

Чистая рентабельность организации в отчетном периоде рассчитывается как отношение сумы чистой прибыли отчетного периода к выручке от продажи:

, и, следовательно, на эту рентабельность (Rч) оказывают влияние факторы, формирующие чистую прибыль отчетного периода.[2]





3.2 Анализ доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности на предприятии


Анализ доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности  ООО «Крузарус» будем проводить по отчетным данным бухгалтерской отчетной формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» (Приложение 1), для чего построим аналитическую таблицу (табл. 2)  

Таблица 2.

Аналитическая таблица для компонентного анализа финансовых результатов от обычных видов деятельности ООО «Крузарус» за 2002-2003 гг.


 

Показатель

2002 год

2003 год

Темп роста

 

 

тыс. руб.

Уд. вес, %

тыс. руб.

Уд. вес, %

гр.3/гр.1*100

А

Б

1

2

3

4

5

1

Всего доходов и поступлений от реализации

3520

100,0

3603

100

102,36

 

услуг

 

 

 

 

 

2

Себестоимость реализованных услуг

2945

83,7

2950

81,9

100,17

3

Коммерческие расходы

123

3,5

122

3,4

99,19

4

Управленческие расходы

106

3,0

105

2,9

99,06

5

Итого расходов от основного вида

3174

90,2

3177

88,2

100,09

 

деятельности (стр.2+стр.3+стр.4)

 

 

 

 

 

6

Валовая прибыль от основного вида

346

9,8

426

11,8

123,12

 

деятельности (стр.1-стр.5)

 

 

 

 

 

 

Анализируя доходы и расходы от обычного вида деятельности ООО в 2003 году по отношению к 2002 году ООО «Крузарус» можно отметить следующее:

1)    темп роста доходов от грузоперевозок на конец 2003 года составил 102, 36%, что на 2,36% (102,36-100) больше, чем в 2002 году;

2)    себестоимость грузоперевозок практически осталась практически на прежнем уровне;

3)    общие расходы от основного вида деятельности остались на прежнем уровне 100,09%;

4)    коммерческие и управленческие расходы снизились соответственно на 0,81% и 0,94%;

5)    темп роста валовой прибыли за счет снижения темпа роста коммерческих (99,19%) и управленческих (99,06%) расходов составил 123,12%, то есть на 23,12% (123,12-100) больше, чем в 2002 году.

Анализируя структуру расходов от обычного вида деятельности ООО «Крузарус» можно отметить в 2003 году снижение удельного веса себестоимости реализованных услуг (81,9%), коммерческих расходов (3,4%) и управленческих расходов (2,9%) по отношению к полученной выручке за реализованные услуги по грузоперевозкам (рис. 2)


Рис. 2. Структура расходов от обычных видов деятельности ООО «Крузарус»

Таким образом, на увеличение прибыли от основного вида деятельности ООО «Крузарус» в 2003 году повлияли следующие факторы:

-         снижение удельного веса себестоимости реализованных услуг на 1,8%;

-         снижение удельного веса коммерческих расходов на 0,1%;

-         снижение удельного веса управленческих расходов на 0,1%.

Прямые расходы, связанные непосредственно с оказанием услуг, списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и других в соответствии с утвержденным в учетной политике рабочим планом счетов бухгалтерского учета (таблица 4)

Таблица 4

Дебет счета 20 с кредита счетов


Период

10 «Материалы»

69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»

70 «Расчеты с персоналом по оплате труда

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»


ИТОГО

2002 год

790

393

1097

651

2931

2003 год

883

405

1130

532

2950

Изменения к 2002 г., тыс. руб.

93

12

33

-119

19

Изменения к 2002 г., %

111,77

103,01

103,01

81,72

100,64


Как видно из таблицы 4, в 2003 году произошли изменения в структуре расходов от основного вида деятельности. Наибольшее изменение произошло по статье 10 «Материалы», расходы увеличились на 11,77% (111,77-100). Связано такое увеличением с ростом стоимости горюче – смазочных материалов. Кроме того, произошло небольшое увеличение заработной платы, ее рост составил 3,01% (103,1-100), соответственно на такое же число процентных пункта увеличились отчисления от заработной платы во внебюджетные фонды. Не желая увеличивать себестоимость своих услуг, предприятие снизило расходы по счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» на 18,28% (81,72-100).

Построив диаграммы структуры расходов основного вида деятельности, можно наглядно увидеть какие факторы оказали наибольшее влияние на себестоимость услуг, оказываемых ООО «Крузарус» в 2003 году (рисунок 3.1, 3.2)


.


Рисунок 3.1. Структура расходов от основного вида деятельности ООО «Крузарус» в 2002 году



Рисунок 3.2. Структура расходов от основного вида деятельности ООО «Крузарус» в 2003 году


Из представленных диаграмм видно, что удельный вес расходов на заработную плату остался в 2003 году неизменным, доля отчислений во внебюджетные фонды увеличилась на 1%. Доля расходов по счету 76 снизилась в 2003 году на 4% (22%-18%), в то время, как доля расходов по счету 10 увеличилась на 3% (30% - 27%).

Структура счета 10 «Материалы» представлена следующими субсчетами:

§  на субсчете 10-3 «Топливо» учитывается наличие и движение бензина и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств;

§  на субсчете 10-5 «Запасные части» учитывается наличие и движение приобретенных для нужд основной деятельности запасных частей, предназначенных для производства ремонтов, замены изношенных частей транспортных средств;

§  на субсчете 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности» учитывается наличие и движение инвентаря, инструментов, хозяйственных принадлежностей и других средств труда, которые включаются в состав средств в обороте.

В свою очередь, анализ расходов по счету 10 «Материалы» выявил, что основным фактором, повлиявшим на рост расходов по основному виду деятельности в 2003 году оказали расходы по субсчету 10-3 «Топливо» и 10-5 «Запасные части» (таблица 5)

Таблица 5

Счет 10 «Материалы»


Период

Субсчет 10-3 «Топливо»

Субсчет 10-5 «Запасные части»

Субсчет 10-9 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности


ИТОГО

2002 год

649

89

52

790

2003 год

733

102

48

883

Изменения к 2002 г., тыс. руб.

84

13

-4

93

Изменения к 2002 г., %

112,94

114,61

92,31

111,77



Далее проведем анализ рентабельности продаж услуг по приведенным в предыдущем разделе формулам (таблица 6).

Таблица 6

Анализ рентабельности основного вида деятельности ООО «Крузарус»

 

2002 год

2003 год

Темп роста, %

А

1

2

3

Рентабельность продаж услуг

 

 

 

(Прибыль/Выручка )

0,10

0,12

120,29

Чистая рентабельность

 

 

 

(Прибыль чистая/Выручка)

0,07

0,09

121,07


Расчет показал, что темп роста рентабельности продаж услуг в 2003 году составил 120,29% по отношению к 2002 году, темп роста чистой рентабельности составил 121,07%.

Чтобы определить, как каждый фактор повлиял на рентабельность продаж, осуществим следующие расчеты.

1) Влияние изменения выручки от продаж услуг на рентабельность продаж (Rп)

                     3603-2945-123-106      3520-2945-123-106

D Rп(в) =(                                     -                                     ) * 100 = 2,1%

                                       3603                           3520



2) Влияние изменения себестоимости продаж услуг на рентабельность продаж


                   3603-2950-123-106      3603-2945-123-106

D Rп(с) = (                                     -                                     ) * 100 = -0,1%

3603                               3603



3) Влияние изменения коммерческих расходов на рентабельность продаж


                   3603-2950-122-106      3603-2950-123-106

D Rп(с) = (                                     -                                     ) * 100 = 0%

3603                               3603

4) Влияние изменения управленческих расходов на рентабельность продаж

                   3603-2950-122-106      3603-2950-123-106

D Rп(с) = (                                     -                                     ) * 100 = 0%

3603                               3603


Как видно из произведенного расчета, наибольшее влияние на рост рентабельности от продаж услуг  в 2003 году оказал рост выручки (2,1%), а наименьшее – себестоимость услуг (-0,1%).


Список литературы


1.     Федеральный закон от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть первая), (в ред. от 10.01.2003), (Главы 1 -12, статьи 1 - 208)

2.     Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ Об акционерных обществах (в ред. от 27.02.2003)

3.     Федеральный закон от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 10.01.2003)

4.     Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденное приказом Минфина от 6 июля 1999 г.  № 43н.

5.     Приказ Минфина «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 22.07.2003 г. №67н.

6.     Приказ Минфина РФ от 9 июня 2001 г. N 44н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-  производственных запасов" ПБУ 5/01»

7.     Приказ Минфина РФ от 30 марта 2001 г. N 26н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных  средств" ПБУ 6/01 (ред. от 18.05.2002)

8.     Приказ Минфина РФ от 9 декабря 1998 г. N 60н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика  организации" ПБУ 1/98

9.     Приказ Минфина РФ от 15 июня 1998 г. N 25н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-  производственных запасов" ПБУ 5/98  (ред. от 24.03.2000)

10.                      Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (с изм. от 07.05.2003 №38н)

11.                      Андросов А.М., Викулова Е.В. Бухгалтерский учет: Учеб. пособие – М: Андросов, 2000

12.                      Бакаев А.С. Годовая бухгалтерская отчетность коммерческой организации. М.: Бухгалтерский учет, 2000.

13.                      Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности. М.: Финансы и статистика, 1996.

14.                      Богатая И.Н. Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет. Серия «Учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2002.

15.                      Бухгалтерская (финансовая) отчетность. Учебное пособие / Пучкова С.И.. – «ФБК - ПРЕСС». – 2001. – С 56-59

16.                      Бухгалтерский учет: учебник для вузов / Под. Ред. Проф. Ю.А. Бабаева. – М. : ЮНИТИ – ДАНА, 2002.

17.                      Вахрушина М.А. Бухгалтерский управленческий учет. М.: ЗАО Финстатининформ, 1999.

18.                      Васильева Н.А. Учетная политика организации // Бухгалтерский учет. – 2003. – № 24. – С. 31-35.

19.                      Захарин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. – 303 с.

20.                      Ковалев В.В.. Финансовый анализ: методы и процедуры. Финансы и статистика. М.: 2001.

21.                      Ковалев В.В., Патров В.В. Как читать баланс. М.: Финансы и статистика, 1998.

22.                      Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2002.

23.                      Любушин Н.П., Жаринов В.В. Теория бухгалтерского учета: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 

24.                  Новикова Т.А. Учетная политика организаций, как инструмент оптимизации налогообложения // Финансы. – 2003. – № 5. – С. 29-33.

25.                      Огиренко Е.А. Учетная политика на 2004 год // Главбух. – 2004. – № 2. – С. 23-31.

26.                      Пласкова Н. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анализа // Финансовая газета. Региональный выпуск.-2002.- № 35 С.5-7.

27.                      Патрушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным финансовой отчетности//Бухгалтерский учет. М.: 2002. №5, с. 68-72.

28.                      Пошерстник Н. В., Мейксин М. С. Бухгалтер торгового предприятия (6-е изд.) – Спб.: «Издательский дом     Герда», 2003.

29.                      Федорова Г.В. Финансовый анализ предприятий при угрозе банкротства. – М.: Омега, 2003.




[1] Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.- с. 30

[2] Ковалев А.И., Привалов В.П. анализ финансового состояния предприятия: Учеб. пособие. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000. – с. 94-95.