Содержание


       Введение……………………………………………………………………...3

1.     Основы и этапы экономической интеграции…………………………..4

2.     Особенности развития интеграции в разных странах…………………7

3.     Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество……………8

4.     Экономические отношения России с региональными интеграционными группировками……………………………………..13

5.     Интеграция Дальнего Востока России в Азиатско-тихоокеанский регион и страны Юго-Восточной Азии

5.1  Предпосылки интеграции…………………………………………......16

5.2  Проблемы интеграции…………………………………………………18

5.3 Перспективы сближения ДВ России и стран ЮВА………………….26

Заключение………………………………………………………………….29

Список использованных источников……………………………………...30

           
















Введение

Закономерный процесс интеграции и интернационализации мирового хозяйства требует нового уровня многосторонних экономических взаимоотношений. На современном этапе развития многополярного мира ни одна страна не способна развиваться изолированно. Усиление интеграционных процессов на микро- и макроуровне объясняется возросшей взаимозависимостью экономики отдельных стран и выражается, прежде всего, в заключении многосторонних соглашений, касающихся регулирования внешнеэкономической деятельности. Кроме того, важность взаимоотношений связана с тенденцией приведения национальных законодательств к некоему общему, единообразному базису, к согласованной государствами основе управления мировым хозяйством. В связи с этим актуальной становится проблема участия и степень включенности стран, в том числе и России, в процессы внешнеэкономического взаимодействия, определение той роли, которую они будут играть в мировом сообществе. На повестку дня становятся вопросы, связанные с новым уровнем либерализации внешнеторговых отношений, тарифного и таможенного регулирования мировой торговли.

Нас особенно интересует вовлечение Дальнего Востока России в процессы интеграции и интернационализации мирового хозяйства, расширение его сотрудничества со странами Юго-восточной Азии.









1.     Основы и этапы экономической интеграции


Интернационализация хозяйственной жизни во второй полови­не XX в. стала ведущей тенденцией развития мирового хозяйства. Одна из основных тенденций глобальной интернационализации мирового хозяйства как результата развития МРТ и международной кооперации производства проявляется в образовании обширных зон влияния той или иной державы или группы наиболее развитых стран. Эти страны или группы стран становятся своеобразными ин­теграционными центрами, вокруг которых группируются другие го­сударства, образуя своеобразные материки в океане мирохозяйст­венных связей.


Формальная и реальная интеграция


Следует различать интеграционные образования по достигнутому уровню интернационализации производства, которая может носить как формальный, так и реальный характер. Формальная интернацио­нализация, как и интеграция, представляет собой такое международ­ов обобществление производства, на основе которого экономичес­кие связи между странами устанавливаются на базе МРТ, не обусловленного соответствующими параметрами развития уровней производства взаимодействующих стран. Международная коопера­ция производства может развиваться, но ее участники находятся в разных экономических условиях, влияющих на конечные результаты.

Реальная же экономическая интеграция представляет собой такой уровень международного обобществления производства, который предусматривает определенный паритет основных социально-эконо­мических параметров стран-участниц.

Экономическая интеграция, в свою очередь, создает условия для ускорения интернационализации производства стран — участниц этого процесса, выравнивания их основных социально-экономических параметров. Схематично процессы, ведущие к экономичес­кой интеграции, можно выразить следующей взаимосвязанной (с об­ратной связью) цепочкой: развитие производительных сил -> МРТ -> интернационализация производства и капитала -> экономи­ческая интеграция. На экономическую интеграцию существенным образом влияют два фактора — НТП и ТНК.


Накопленный опыт развития интеграционных процессов в миро­вом хозяйстве свидетельствует о необходимости прохождения четы­рех этапов в становлении и развитии экономической интеграции.


Первый этап — образование зоны свободной, торговли с отменой таможенных тарифов и других ограничений, между странами-участ­ницами.                                                           

На этой стадии страны-участницы упраздняют взаимные торго­вые барьеры, но сохраняют полную свободу действия в экономичес­ких связях с третьими странами (например, право на отмену или вве­дение новых таможенных пошлин либо иных ограничений, право на заключение торгово-экономических договоров, соглашений).

Вследствие этого между странами сохраняются таможенные гра­ницы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекаю­щих их государственные границы, и, соответственно, препятствую­щие льготному ввозу товаров из третьих стран. Классическим примером такой зоны свободной торговли считается Европейская ас­социация свободной торговли, существующая с 1960 г.


Второй этап — это образование таможенного союза с установле­нием единых тарифов в торговле и в движении рабочей силы и капи­тала.

На этом уровне интеграции государства не только устраняют вза­имные торговые барьеры, но и учреждают единую систему внешних торговых барьеров и общих таможенных пошлин по отношению к третьим странам. При этом таможенные службы на внутренних гра­ницах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах. Возникает единое таможенное про­странство, ограниченное пределами государств, в него входящих.

Примером такого образования является Европейское экономи­ческое сообщество, переросшее в Европейский союз.


Третий этап, представляющий начальную фазу реальной эконо­мической интеграции, — возникновение экономического союза. На этой ступени государства договариваются о свободном перемещении через национальные границы не только товаров, но и всех факторов

производства, включая капитал, рабочую силу, технологии, информацию. В результате формируется общее рыночное пространство, общий рынок.


Четвертый этап — полная интеграция с единой экономической политикой, общей валютой и органами наднационального регулиро­вания. Достижение этого уровня интеграции (политико-экономического союза) предполагает, что вступающие в него государства с учетом достигнутых результатов прежних этапов интеграции договариваются о проведении совместной торговой, а затем и в целом эко-комической политики по отношению к третьим странам, а также об унификации систем регулирования экономики. Данная ступень интеграции предполагает согласование внешней политики стран-участниц, что дает еще более широкие возможности для взаимовыгодного объединения сил и средств в интересах хозяйственного развития каждой из стран-участниц и всего союза в целом.

Последние два этапа могут включать определенные подэтапы, связанные со спецификой той или иной интеграционной группиров­о. Большинство из существующих в мире интеграционных группировок находится пока на стадии формальной интеграции, проходит  первый и второй этап интеграционного развития.

    

 Международная  экономическая интеграция рассматривается  как трехуровневая модель: 

 

1.  на микроуровне, т.е. на корпоративном уровне, когда отдельные  компании вступают в прямые хозяйственные связи, развертывают  интеграционные процессы;


2. на межгосударственном уровне, когда целенаправленная деятельность государства (коллективная или односторонняя) способствует интеграционным процессам переплетения труда и капитала в пределах той или иной группы стран, обеспечивает функционирование; особых интеграционных инструментов;


2.           на наднациональном уровне, когда страны-участницы добровольно передают союзу ряд политико-экономических функций, отказываясь от суверенитета в этих областях.      

Рассмотрим, какое развитие получила интеграция в мире.


2.     Особенности развития интеграции в разных странах


Свое наиболее полное развитие экономическая интеграция полу­чила в Западной Европе.

Стремление к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудниче­ству отмечается и среди арабских государств Персидского залива. С 1981 г. создан и функционирует Совет по сотрудничеству ряда арабских государств, включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман (“нефтя­ная шестерка”). В 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества центрально-азиатских государств (ОЭС-ЭКО), которая, по замыслу учредителей, должна стать прооб­разом будущего Центрально-азиатского общего рынка, который дол­жен включать и мусульманские республики СНГ — среднеазиатские, Казахстан, Азербайджан.

Говоря о сотрудничестве развивающихся стран, их стремлении к интеграции, следует иметь в виду, что реальные интеграционные процессы еще весьма слабы и различаются между собой по характеру, движущим факторам, темпам развития. Большинство развивающихся стран практически находятся вне процесса интеграции в ее подлин­ном смысле, т.е. процесса постоянно развивающихся непосредствен­ных межстрановых связей на уровне как отдельных фирм и предпри­ятий, так и национальных хозяйств в целом. Экономическое сотрудничество развивающихся стран, провозглашение ими интегра­ционных целей является лишь подготовительной ступенью реального интеграционного процесса. Многие из провозглашенных интеграци­онных группировок в силу незрелости социально-экономических от­ношений, примитивности и структурной недифферинцированности национальных хозяйств, неразвитости рыночной и финансовой ин­фраструктур обрекали эти формирования либо на откровенное про­зябание, либо на полную неудачу.

Нас наиболее интересуют интеграционные процессы Юго-Восточной Азии (ЮВА), поэтому рассмотрим, какие существуют объединения в данном регионе.


3. Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество


В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии, На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в кото­рую входит один из четырех азиатских «драконов» — Сингапур, а также НИС «новой волны» — Малайзия, Индонезия, Таиланд, Бру­ней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом боль­шинства из стран — участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития, хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планах АСЕАН до 2005 г. снизить тамо­женные пошлины стран-участниц в среднем на 5% по 38 тыс. наименований товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании зоны свободной торговли в 2003 г.

Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЗС). Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество (АТЭС) — это межправи­тельственная организация, объединяющая 21 государство региона.

АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия, Новая Зеландия, Филип­пины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг. (Сянган), Тайвань, Мексика; Чили, Папуа — Новая Гвинея, а в 1998 г. — Вьетнам, Перу и Россия.

АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и экспертов по вопросам сотрудниче­ства в тех или иных областях.

В 1993 г. состоялась первая встреча лидеров стран АТЭС (Сиэтл, США), в ходе которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности распределения благ от развертывающихся в регио­не интеграционных процессов. По оценкам экспертов, либерализа­ция торговли в АТЭС должна привести к росту реальных доходов стран-членов на 2%. Однако, выгоды получат, прежде всего, наиболее конкурентоспособные страны.

Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Ти­хоокеанском регионе (АТР), многие специалисты указывают на особые условия и своеобразие ее развития. К числу основных осо­бенностей интеграционных процессов в АТР можно отнести сле­дующие:

- во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей роли ТНК, создающих почву для межгосудар­ственного сотрудничества. Это проявилось, в частности, в том, что образование неправительственных региональных экономических организаций — Тихоокеанского экономического совета — ТЭС (в 1967 г.) и Совета по тихоокеанскому экономическому сотрудниче­ству — СТЭС (в 1980 г.) намного опередило создание самой АТЭС. Вместе с тем ТЭС и СТЭС основывались на базе национальных комитетов, которые имели устойчивые связи со своими правительства­ми и получали от них всестороннюю поддержку;

- во-вторых, процесс интеграции охватывает страны с существен­но разными уровнями экономического развития, разными культура­ми и социально-политическими системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней объединяются две великие экономи­ческие державы XX в. — США и Япония, а также экономический ги­гант XXI в. — Китай.

Что касается Японии, то АТЭС является единственной междуна­родной структурой интеграционного типа, куда входит эта держава. Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и Тайвань, непро­стые взаимоотношения между которыми требуют благоприятных внешних условий;

- в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегиональ­ные экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации внешней торговли;

- в-четвертых, идеология тихоокеанского «открытого» региона­лизма, развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интег­рацию как элемент экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает как процесс постепенного объедине­ния и взаимопроникновения региональных экономических союзов. Концепция «открытого регионализма» предполагает также, что внут­ри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от протекционизма, стимулируются внутрирегиональные эко­номические связи.

В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока невысока. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно от­нести к первому этапу развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».

Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов в рамках этой организации на ближайшие годы рассматриваются в трех вариантах.

Первый — развитие АТЭС будет проходить по сценарию, при­нятому на совещании в Багоре (1994 г., Индонезия). В соответст­вии с ним будет создана зона свободной торговли и либерализация инвестиционной сферы в 2020 г. (для промышленно развитых стран — до 2010 г.). Снижение Таможенных тарифов будет происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.

Второй, как полагают специалисты, наиболее вероятный вариант, закрепит за АТЭС роль форума для обсуждения проблем торговли в регионе. В этом случае неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей, что приведет к ослаблению орга­низации. В этих условиях повысится роль других, более интегриро­ванных региональных группировок, тем более что степень интегрированности отдельных стран в субрегионах и группах АТР относительно высока и они могут стать своеобразными полюсами, ячейками ускоренного развития интеграционных процессов региона в целом. Так, существует «треугольник роста» — южно-китайская эко­номическая зона (КНР, Гонконг, Тайвань); «золотой треугольник роста» (Индонезия, Малайзия, Сингапур); экономическая зона стран бассейна Японского моря; индокитайская экономическая зона.

Третий вариант не исключает возобладания протекционистских настроений в США и ЕС, что будет препятствовать быстрой либера­лизации мировой торговли и может ограничить рамки интеграцион­ных процессов в АТЭС азиатскими странами.

Быстрый устойчивый экономический рост многих стран АТР способствовал формированию общего мнения о том, что центр миро­вого экономического развития сдвигается в сторону бассейна Тихого океана.

В середине 90-х гг. на страны АТЭС приходилось 38,2% населе­ния мира и 55,7% его ВВП (в то время как на ЕС, например, соответ­ственно 6,7 и 20,5% ВВП). Близкий к ЕС удельный вес имеют и стра­ны НАФТА. На АТЭС приходится также 43,9% объема мировой торговли товарами, 32,9% торговли услугами и 64,1% экспорта техно­логий. В сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональ­ных сделок в рамках АТЭС и входящих в нее стран составляла 70%, в то время как у стран ЕС этот показатель достигал 55%. Весьма бы­стрыми темпами растет товарооборот между тремя главными участ­никами АТЭС: Японией, США и странами Юго-Восточной Азии (без Японии). [1]

По некоторым данным среднегодовые темпы экономического прироста АТЭС до 2000 г. составляли 3—3,5%. Причем азиатские страны в этом отношении значительно опережали своих промышленно более развитых западных партнеров. Высокие темпы экономичес­кого развития, нарастающие внутрирегиональные потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в XXI в. АТЭС станет лидером экономического роста мира.

Теперь рассмотрим, какое место в интеграционных группировках азиатско – тихоокеанского региона принадлежит России.


4. Экономические отношения России с региональными интеграционными группировками


В 90-х гг. Россия сделала существенные шаги в налаживании кон­тактов с ведущими зарубежными интеграционными группировками по различным направлениям экономического сотрудничества. Опре­деляющим направлением российской внешней политики в 90-х гг. были страны Западной Европы, и, прежде всего, страны ЕС.

ЕС, формируя свою политику по отношению к России, рассмат­ривает ее как важную и самостоятельную силу в будущей архитектуре Европы. ЕС обязуется способствовать необратимости российских экономических реформ, ее интеграции в мировую экономику на ос­нове рыночных законов, скорейшему вступлению в ВТО и другие международные экономические организации. Процессы реального экономического сотрудничества находятся в самом начале своего развития.

Направления и особенности этого сотрудничества будут во многом зависеть как от развития и трансформации самого ЕС, так и от развертывания процессов интеграции в рамках СНГ. По мнению российских специалистов, главным вопросом в экономических взаи­моотношениях России и ЕС в ближайшем десятилетии станет созда­ние зоны свободной торговли и разработка механизма ее функциони­рования.


Россия  и АТЭС


Ориентируя свою внешнеэкономическую политику на всемерное сотрудничество с ЕС, Россия с середины 90-х гг. начинает все боль­ше внимания уделять развитию экономических отношений с другими региональными интеграционными группировками, прежде всего со странами АТР, с АТЭС. В географическом отношении принадлеж­ность России к АТР неоспорима.

Из общего объема внутрирегионального товарообмена в странах АТР, оцениваемого примерно в 2 трлн долл., на долю России прихо­дится около 1%. Это не сообразуется с ее статусом великой азиатско-тихоокеанской державы, не соответствует потенциалу ее экономики. Европейская ориентированность страны мешала увидеть на Востоке новые реалии, будущего мира.

Российские правительственные, деловые, научные круги участву­ют в такой форме интеграционной деятельности, как разработка и осуществление многосторонних проектов. Это, например, проект Программы развития ООН по развитию района р. Туманной на стыке границ России, Китая и КНДР, проект развития экономичес­кой зоны Японского моря, проекты строительства магистральных га­зопроводов, линий передач и телекоммуникаций, проходящих через территории нескольких стран, уже начатое силами международных консорциумов освоение нефтегазовых ресурсов о. Сахалин и др. Для российских восточных регионов все более важным становится регу­лирование международной трудовой миграции. В перспективе Рос­сия должна активизироваться на финансовом рынке АТР.

Таким образом, Россия фактически участвует в различных фор­мах интеграционного процесса в АТР, но еще довольно слабо влияет на организацию и регулирование этого процесса.

Поэтому вставал вопрос о необходимости расширения институ­ционального участия России в процессе экономической интеграции АТР. В середине 90-х гг. эта проблема была решена: в 1995 г. Россия вступила в Тихоокеанский экономический совет, а в 1998 г. — в АТЭС.

Интеграция АТР в рамках АТЭС может осуществляться для Рос­сии по более удобным правилам, нежели интеграционные процессы с ЕС. При гипотетическом вступлении в ЕС Россия обязана будет выполнять все требования Союза, выработанные без нее, АТЭС — молодая, растущая группировка. В ней допускается деятельность на основе индивидуальных планов стран, критерии членства также не универсальны. Поэтому, интегрируясь в АТР, Россия сохраняет воз­можности отстаивать свои приоритеты, защищать национальные ин­тересы при построении интеграционных механизмов.

Вступление России в АТЭС открывает для нее новые горизонты в сфере интеграции со странами АТР, но, с другой стороны, несет и определенные опасности. К их числу можно отнести наплыв дешевых потребительских товаров из стран Восточной Азии, что подрыва­ет собственное производство. Другая опасность состоит в том, что Россия может закрепить свою роль как сырьевого и энергетического придатка Восточной Азии. Видимо, на какой-то сравнительно дли­тельный период реализация этих опасений неизбежна. Однако при укреплении рыночных начал в российской экономике, выработке глубоких подходов по вхождению в хозяйственные связи стран АТР реальные результаты возможных опасностей могут быть сведены к минимуму.

Следует также признать, что «азиатский» путь в глобальные экономические процессы в настоящее время достаточно доступен для России и отвечает ее геополитическим интересам. Россия, являясь лидером в СНГ и его единственным членом, имеющим выход в Тихий океан, вступив в АТЭС, может играть роль торгово-экономи­ческого, в том числе транспортного, «моста» между СНГ и тихооке­анскими государствами, а в более отдаленном будущем — между пос­ледними и ЕС.

В области международного экономического сотрудничества Рос­сия стоит перед непростым выбором. Идти ускоренным путем по пути все более тесных связей с западноевропейской интеграционной группировкой, не забывая растущую перспективность экономичес­кой интеграции в Восточной Азии, или же на первом плане должен быть процесс реинтеграции бывших республик Советского Союза, восстановление нарушенных связей со странами — бывшими члена­ми СЭВ. Нынешняя внешнеэкономическая политика России в зна­чительной степени свидетельствует о попытках совмещения этих двух подходов. Насколько такие действия окажутся успешными, покажет ближайшее будущее.


5.     Интеграция Дальнего Востока России в Азиатско-тихоокеанский регион и страны ЮВА

5.1     Предпосылки интеграции

В последнее десятилетие всё большую роль в политической и экономической жизни планеты играет Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР), где проживает почти половина её населения и сосредоточены два (североамериканский и восточноазиатский) из трех глобальных центров влияния. С другой стороны, начало ХХI века ознаменовалось активизацией интеграционных процессов в Восточной Азии. Что же касается усилий по развитию международного сотрудничества в Северо-Восточной Азии (СВА),  и Юго-Восточной Азии, то  за прошедшие 10 лет они не принесли серьезных положительных результатов.

Тем не менее,  с учетом продолжающегося ухудшения социально-экономического положения дальневосточных субъектов РФ по сравнению с большинством регионов страны, особенно актуальным представляется тезис о том, что расширение  взаимодействия со странами ЮВА является одним из ключевых средств для включения Дальнего Востока в процессы международного политического и экономического сотрудничества. При этом в настоящее время повышение теоретического статуса и практической значимости проблематики международного сотрудничества связано с такими изменениями в международной среде, как усиление процессов глобализации и регионализации, и появление на мировой арене значительного числа транснациональных, в том числе неправительственных факторов.

Активизация деятельности в рабочих группах АТЭС является приоритетной задачей именно для ДВ РФ,  так как позволит более эффективно координировать экономическую деятельность со странами региона в области рыболовства, развития транспортной и связной инфраструктуры, энергетики, позволит с небольшими затратами получить доступ к уникальной информации, накопленной членами АТЭС по основным отраслям хозяйственной деятельности региона.

Место российского Дальнего Востока в системе стран АТР необходимо рассматривать через призму особенностей его современного социально-экономического и политического развития.

        Среди таких особенностей выделяются:

1. богатство ресурсного потенциала 2. географическая близость к странам АТР и отдаленность от центральных регионов самой России; 3. нехватка людских ресурсов и капитала; 4. приоритетное развитие сырьедобывающих отраслей и отраслей военно-промышленного комплекса, что формирует экономику Дальнего Востока и делает ее весьма уязвимой в период перестройки хозяйственного механизма и перевода его на рыночные рельсы; 5. наличие ряда противоречий: между богатством сырьевой базы и неразвитостью производственной и социальной инфраструктуры, что ведет к потере регионом «живых денег» в большом количестве; между растущим спросом на квалифицированную рабочую силу в условиях научно-технической революции и вытеснением ее из сферы производства на российском Дальнем Востоке из-за деформированного развития экономики в сторону сырьедобывающих, а не обрабатывающих направлений; между российским Дальним Востоком как важнейшим военным и политическим форпостом на Востоке России и элементами колониальной политики Центра по отношению к региону (центр видит в нем только источник сырья в российском территориальном разделении труда, а, следовательно, богатейший объект налогообложения и управления, который может решать все свои финансовые проблемы самостоятельно, за исключением тех, что требуют вмешательства Центра при распределении созданного на территории региона продукта в пользу первого).

Участие в деятельности АТЭС повышает возможности России в решении  политических проблем региона (в ходе двусторонних встреч на «обочине» ежегодных саммитов) и вопросов безопасности (в 1999г. на саммите в Новой Зеландии было согласовано решение об отправке войск ООН в Восточный Тимор, а в 2001г. в КНР была принята резолюция, осуждающая терроризм). Интересам России отвечает и концептуальная база АТЭС, прежде всего концепция «открытого регионализма», линия на постепенную либерализацию торговли и инвестиций, усиление акцента на вопросы экономического и технического сотрудничества (ЭКОТЕК).

Сегодня можно считать, что основы функциональной инфраструктуры российского участия уже заложены (работает Комиссия правительства по вопросам участия в форуме АТЭС, Деловой клуб АТЭС, в РФ стали проводиться мероприятия этой организации, в том числе в 2002г. во Владивостоке – инвестиционный симпозиум и инвестиционная ярмарка). На повестке дня – выработка приоритетов системного участия в рабочих группах АТЭС, в наибольшей степени соответствующих основным направлениям подключения России к интеграционным процессам АТР. 


5.2     Проблемы интеграции

Рассмотрев предпосылки интеграции ДВ России в АТР и Страны ЮВА, мы видит, что для нашего региона открываются очень широкие перспективы развития и сотрудничества с этими странами. Однако существует множество сдерживающих факторов. Рассмотрим некоторые их них:

1. Главная проблема на этом пути – низкий уровень вовлечённости России в экономическую жизнь региона (доля РФ во внешнеторговом обороте АТР – около 1%), что снижает значимость российского участия в переговорах на заседаниях  рабочих групп. Позитивные изменения в этой области могут произойти только после того, как российские компании при поддержке государства нарастят своё присутствие в АТР. Реальные подвижки в этом направлении в последнее время имеют место: в силу роста капитализации российских компаний, насыщения товарами и услугами рынков Западной Европы и других причин российские ТНК («Газпром», ЮКОС, «Транснефть», «Северстальтранс», «Русский алюминий» и др.) наращивают свои торгово-экономические усилия в странах АТР.

         В последние годы приобрёл актуальность вопрос о том, какое количество уровней интеграции соответствует нынешнему состоянию АТР: традиционные три (общерегиональный, субрегиональный и «центров роста» / «естественных экономических территорий») или четыре. По нашему мнению, есть достаточно оснований, чтобы высказать гипотезу о быстром формировании ещё одного, истинно регионального уровня – Восточной Азии, который займет место между общерегиональным (АТР) и субрегиональными (СВА  и ЮВА) уровнями.         

2. Низкие темпы привлечения иностранного капитала на Дальний Восток. Географическая близость региона к странам АТР (ЮВА) создает благоприятные возможности вложения иностранного капитала в наиболее перспективные отрасли экономики: лесо- и рыбопереработку, модернизацию судоремонтной и судостроительной промышленности, формирование крупных и средних туристических центров, конверсию оборонной отрасли. Однако темпы привлечения иностранного капитала на Дальний Восток из стран ЮВА далеко не удовлетворяют потребности в них.        Из факторов, тормозящих привлечение иностранного капитала на Дальний Восток, можно выделить: - отсутствие стабильной правовой базы, регулирующей деятельность иностранного капитала; -   социальную напряженность в связи с ухудшающимся уровнем и качеством жизни дальневосточников; - неразвитость производственной и рыночной инфраструктуры.       Для активизации инвестиций в экономику Дальнего Востока необходимы следующие условия: - создание определенных льгот для инвестиций населения Дальнего Востока и других регионов России; - создание правового регулирования внедрения и функционирования иностранных инвестиций в соответствии с нормами международного права; - создание единой инфраструктуры в регионах Дальнего Востока и странах АТР; - введение общей валюты и создание наднационального регулирования; - создание зон свободной торговли с установлением единых тарифов в торговле и в движении капиталов.

     Анализ организационных форм деятельности иностранного капитала на территории российского Дальнего Востока показал, что большинство их создается в форме акционерных обществ, где на одного иностранного партнера приходится четыре учредителя; в форме частных фирм с ограниченной ответственностью, где 90% из них являются филиалами и отделениями иностранных фирм. Функционируют они, как правило, не в сфере производства, а в сфере услуг и выполняют посреднические функции; по размерам небольшие, пробные; иностранные партнеры стремятся стать крупным акционерами приватизируемых рентабельных российских предприятий и т.д.

     Одним из направлений внедрения и функционирования иностранного капитала являются экономические зоны. Свободные экономические зоны и системе стран АТР уже достаточно развиты, и в современных условиях Дальний Восток имеет возможность включиться в формирование свободной экономической зоны Японского моря.

      Основными факторами, способствующими этому процессу, являются:

 - взаимозаменяемость стран региона по направлениям сырья, рабочей силы, технологического потенциала и финансовых ресурсов. Кроме этого, российский Дальний Восток в перспективе может сотрудничать со странами ЮВА в области энергетики, создания портовой инфраструктуры, совместном использовании природных богатств Дальнего Востока. Уже сейчас действуют ряд проектов, реализующих перспективы сотрудничества российского Дальнего Востока и стран АТР в ряде ключевых сфер экономики. Они связаны с созданием транспортных коридоров в Европу и извлечением выгоды из обладания Россией высоким ресурсным и научным потенциалом, а также квалифицированными кадрами (российский Дальний Восток занимает 5 место из 89 субъектов Российской Федерации по интеллектуальному потенциалу). Проекты по добыче полезных ископаемых являются легкореализуемыми, так как вызывают наибольший интерес со стороны потенциальных партнеров, но они же в долгосрочной перспективе наименее выгодны России, потому что за российским Дальним Востоком может навсегда закрепиться статус вечного поставщика сырья с неразвитым сложным производством. Сегодня в структуре экспорта Дальнего Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона преобладают продовольственные товары, товары потребительского спроса, а также нефть, уголь, газ, древесина. Доля же машин и оборудования низка – 10-12%, и оно почти все поставляется в Китай, а не в более развитые страны АТР.        Одним из вариантов частичного решения этой проблемы являются планы по созданию высокоэффективных генерирующих мощностей в электроэнергетике и инфраструктуры для экспорта электроэнергии с территории российского Дальнего Востока и Забайкалья. Помимо этого, существует еще ряд проектов по созданию специальных экономических зон разного масштаба и развития приграничного сотрудничества, но большинство из них носит локальный характер (за исключением Туманганского проекта создания зоны экономического развития, эффективность которого для России пока не ясна). Совместное использование природных богатств Дальнего Востока вычленяет одну из сложнейших проблем в области эксплуатации природных ресурсов. Бесконтрольный лов постоянного мигрирующих рыб в свободных районах создает угрозу уничтожений ряда рыбных популяций в восточной части Тихого океана. Такие государства, как Китай, Япония, Тайвань, опираясь на значительную финансовую и экономическую помощь государства, пользуясь сворачиванием производственной активности рыбного флота России, отсутствием международного механизма организации жесткого режима рыболовства под эгидой ООН, отсутствием научно установленных квот на основе международных стандартов, настолько увеличили лов минтая, что его промысел становится все более трудным и неустойчивым. Поэтому первой практической проблемой для России стоит ограждение своей 200-мильной зоны от браконьерства других стран; второй – регламентации уловов в узких пространствах морей между 200-мильными экономическими зонами.

Несомненно, для ДВ России сближение со странами АТР, ЮВА очень выгодно, однако необходимо сохранить экономическую и политическую самостоятельность региона.

3.     Проблема вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО)

Не являясь членом ВТО, Россия автоматически ограждает себя от вступления в выгодные торговые союзы  и ограничивает экономическую интеграцию  с другими странами.  Рассмотрим историю создания ВТО и возможности и перспективы вступления Российской Федерации в эту организацию.

На основе этого соглашения 1-го января 1995г. по инициативе США и западноевропейских стран была основана Всемирная торговая организация (ВТО) Так в мировом экономическом пространстве появился в одном лице законодатель честных правил международной торговли в условиях свободной конкуренции, и он же арбитр в решении торговых споров. В настоящее время в организацию входят 145 государств, а также Тайвань (как специальная таможенная зона). ВТО в настоящее время регулирует свыше 95 процентов мировой торговли. Полномочия и возможности ВТО уникальны, поскольку она является единственной столь массовой международной организацией, которая устанавливает правила торговли на межстрановых и мировых сегментах рынков для обеспечения максимально возможной прозрачности и, следовательно, предсказуемости и свободы конкуренции. Не менее значимым является и тот факт, что ВТО предпринимает целенаправленные действия по объективному и справедливому разрешению споров между странами-участницами по любым вопросам, касающихся торговли и торговых барьеров. Ее действия затрагивают интересы как конкретных производителей, так и потребителей продукции и услуг, поскольку устанавливают правила их экспорта и импорта. Вместе с тем, практика показывает, что роль каждой страны в ВТО при формальном всеобщем равенстве на самом деле не так равнозначна. В ВТО каждая страна обладает влиянием в соответствии с ее экономической мощью. Экономический потенциал имеет решающее значение в отстаивании своих национальных интересов. Именно поэтому при вступлении в ВТО страны-кандидаты стремятся заручиться поддержкой, в первую очередь, США и стран ЕЭС.

Известно, что глобализация современной экономики наряду с либерализацией международной торговли приводит к ее повсеместному ужесточению. Конкурентные позиции на мировом и внутреннем рынках обостряются во все большей степени за счет использования наукоемкой продукции и технологий, причем борьба за рынки постепенно перемещается из сферы материальных товаров и услуг в сферу борьбы за лучшую организацию производства, применения передовых знаний и технологий. Именно достижениями в новых областях знаний сильны экономически развитые страны,и эти преимущества они стараются реализовать в максимальной степени, используя, в том числе, и механизм ВТО. Несомненно, России, которая ведет переговоры о вступлении в ВТО, следует все это учитывать. Вступление России во Всемирную Торговую организацию, присоединение к всемирным торговым соглашениям, выработанным странами-участницами ВТО за более чем полувековую историю, означает формальное снятие преград на пути российских товаров на мировые рынки с одновременным встречным открытием внутреннего рынка для иностранных товаропроизводителей. И если на рынках сырья и материалов Россия чувствует себя достаточно уверенно уже сейчас, то прорыв на мировые рынки готовых товаров и услуг для российской экономики является насущной необходимостью. Вступление России в ВТО, как многим представляется, должно изменить в лучшую сторону структуру российского экспорта и явится шагом, способным радикально повлиять на пути и динамику модернизации экономики, на приобретение ею передового и конкурентного облика. Вместе с тем, социально-экономические последствия присоединения России к ВТО не являются равновыгодными для субъектов хозяйствования в различных отраслях экономики. Более того, для значительной части российских предприятий, выпускающих неконкурентоспособную продукцию, вступление страны в ВТО означает неизбежность выбора: или модернизация производства и бизнеса, или их свертывание. Для преобразования нужны средства и время, желание и умение, а также – на определенный переходный период – протекционистские меры государства по защите внутреннего рынка и тех производителей, которые не подготовлены к переменам на этом рынке. Потери в этом отношении могут быть минимизированы, если Россия изберет путь постепенного интегрирования своей экономики в мировую (как это сделали, например, страны Западной Европы в послевоенное время в сфере регулирования внешней торговли, отказавшись от ее полной либерализации).

Страны Юго-Восточной Азии и Китай достигли договоренности о создании в регионе крупнейшей в мире зоны свободной торговли. Она начнет действовать через десять лет и охватит шесть стран – Китай, Индонезию, Филиппины, Таиланд, Малайзию и Бруней. Совокупный ВВП стран-участниц составит 2 трлн. Долларов с внешнеторговым оборотом в 1,2 трлн. Как предполагается, со временем к новой зоне свободной торговли присоединятся другие страны АСЕАН – Мьянма, Вьетнам, Лаос и Кампучия, а в перспективе, возможно, и Япония с Южной Кореей, сотрудничество в этой ЗСТ было бы очень выгодным для российского ДВ.

 Создание зоны свободной торговли преследует две цели: 1) сократить зависимость региона от внешней торговли со своим основным торговым партнером США (что весьма актуально в условиях рецессии в американской экономике) и 2) смягчить для стран ЮВА последствия вступления КНР во Всемирную торговую организацию. Дело в том, что китайская рабочая сила по-прежнему дешевле, чем, скажем, в Малайзии или Таиланде, поэтому вступление Китая в ВТО может переориентировать потоки прямых иностранных инвестиций со стран Юго-Восточной Азии на КНР. Таким образом, закономерный процесс интеграции и интернационализации мирового хозяйства явился объективной основой развития процессов либерализации внешней торговли. Функционирование ВТО и зон свободной торговли оказало положительное воздействие на развитие мировой торговли. Вместе с тем, организационно-правовой механизм ВТО нуждается в самом серьезном совершенствовании. При этом с учетом объема и характера задач это совершенствование должно иметь непрерывный характер. Ускоренно создавшиеся в 80-90-е годы региональные блоки (зоны свободной торговли) как реакция на несовершенство организационно-правового механизма ВТО внесли существенный полезный элемент в мировую торговлю. Тем не менее, на наш взгляд, разрывают единую базу формирования достаточно свободной, либеральной и универсально-глобальной торгово-экономической среды, возводя «новый протекционизм» на регионально-континентальный уровень.

      5.3 Перспективы сближения ДВ России и стран ЮВА

При всей противоречивости явлений международной экономической жизни можно говорить о начале процессов хозяйственного сближения российского Дальнего Востока со странами ЮВА, интенсификации взаимного экономического сотрудничества. Интеграция экономики российского Дальнего Востока в Азиатско-Тихоокеанский регион, привлечение иностранных инвестиций является другим способом решения сложных экономических проблем региона. Существует точка зрения, что фактически этот процесс означает развитие российского Дальнего Востока как региона с экономикой, открытой всему миру. Это означает возможность беспрепятственного проникновения иностранных корпораций, компаний и фирм на внутренний рынок Дальнего Востока. Данные явления окажут неоднозначное действие на развитие региональной и национальной экономики, на интересы государства и дальневосточников. С одной стороны, деятельность иностранного капитала – позитивный процесс, поскольку на нашу территорию привносятся новая техника и технологии, отрабатываются новые формы управления производством и новые формы подготовки управленческих кадров, что неизбежно способствует ускоренной интеграции экономики Дальнего Востока в глобальное мировое хозяйство. Следствием этого процесса станет быстрое насыщение национального и регионального рынков высококачественными товарами и услугами; будет создана конкурентная среда, стимулирующая национальных и региональных производителей к достижению мирового технико-экономического уровня производства.       С другой стороны, процесс интеграции дальневосточных территорий России в АТР имеет и отрицательные моменты. К ним можно отнести: резкое ослабление экономических, политических и социальных связей российского Дальнего Востока с другими регионами России и вхождение его в сферу активных геополитических устремлений стран АТР, что может сформировать определенную угрозу экономическим и политическим интересам России на Дальнем Востоке, «тихий захват» части российских территорий экономическими методами. Но на эти же проблемы можно взглянуть с другой стороны. Когда Центр видит в Дальнем Востоке как в объекте управления, только объект налогообложения, проводит по отношению к нему колониальную политику, не перераспределяя национальные интересы в пользу последнего, создается угроза национально-государственным интересам дальневосточникам и России из-за низкого уровня жизни и из-за возможности потерять управление Дальним Востоком. И неизвестно, какая угроза страшнее: или слабость региональной экономики, или внедрение иностранного капитала на российский Дальний Восток. Специалисты полагают, что опасность открытой экономики российского Дальнего Востока и ее интеграции в экономику АТР преувеличена. Подобные явления только укрепляют экономику Дальнего Востока; в федеральный бюджет будут поступать приемлемые для отечественных и иностранных производителей налоги; при этом осуществиться цивилизованная интеграция российского Дальнего Востока с другими территориями и центром самой России. В противном случае Россия может потерять не только региональную экономику, а и российский Дальний Восток как часть своих территорий. В это случае нужен консенсус.

      Таким образом, российский Дальний Восток обладает всем необходимым для интеграции в систему стран АТР для экономического взаимодействия с ними. Этому способствует открытость экономики и соответствующая политика управленческих органов. Формы внешнеэкономических связей многообразны от сотрудничества в области инвестиционной политики до международного сотрудничества в области использования природных богатств Дальнего Востока. Вместе с тем, регион пока не занимает ведущего места в мировом хозяйстве, рассматривается лишь как источник сырья и дешевой рабочей силы, а также как рынок сбыта японского промышленного оборудования и товаров широкого потребления, произведенных в странах ЮВА, АТР. Эти процессы обусловливаются сложностями переходного периода, углубляющимися кризисными явлениями, характерными как для России в целом, так и для Дальнего Востока в частности. Только будущее покажет, сможет ли богатейший регион страны и мира занять достойное место в системе стран АТР и мирового хозяйства.



















Заключение


Как мы видим, актуальность выбранной темы неоспорима. Интеграция Дальнего Востока России со странами Юго-Восточной Азии необходима для дальнейшего полноценного развития региона.

АТР играет все большую роль в экономической и политической жизни планеты. Здесь проживает почти половина ее населения. Дальний Восток в силу своего экономико-географического положения является составной частью этого региона.  Сотрудничество со странами ЮВА в области  рыболовства, развития транспортной и связной инфраструктуры, энергетики, позволит с небольшими затратами получить доступ к уникальной информации, накопленной этими странами по основным отраслям хозяйственной деятельности региона.

Однако для развития такого сотрудничества существует немало проблем, в частности, низкий уровень вовлечённости России в экономическую жизнь региона, проблема вступления России во Всемирную Торговую Организацию (ВТО), Низкие темпы привлечения иностранного капитала на Дальний Восток.

Необходимо решать эти проблемы, так как в современных условиях ни одна страна не сможет полноценно развиваться  в условиях обособленности от окружающего мира.











Список использованных источников


1.                           Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения, Москва, 1999 г.

2.                           Админин А.К. Международное экономическое сотрудничество., Москва, 1998 г.

3.                           Ломакин, Мировая Экономика, учебник, Москва, 1999 г.

4.                           Рыбалкин, Международные экономические отношения, 2000 г.

5.                           Экономика. Учебник, под ред. А.И. Архипова, Москва, 2001 г.

6.                           Смородинская Н. Туманно будущее свободных зон. - Экономика и жизнь, 2000, N 12.

7.                           Региональная экономика, ред. Морозова Т., М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003 г.

8.                           Воробьев С.Ф. , ИЭИ, ДВО РАН, Либерализация внешней торговли: региональный аспект,  по материалам Интернет – конференции “Стратегия развития Дальнего Востока: возможности и перспективы”, 12- 13 февраля 2003 г.

9.                           Ионычева С.П., О проблеме интеграции РДВ в АТР, по материалам Интернет – конференции “Стратегия развития Дальнего Востока: возможности и перспективы”, 12- 13 февраля 2003 г.

10.                      Шейко Эмма Михайловна (ДВАГС), Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Российский Дальний Восток, по материалам Интернет – конференции “Стратегия развития Дальнего Востока: возможности и перспективы”, 12- 13 февраля 2003 г.