Содержание
1. Понятие коммерческой тайны…………………………….………………3
2. Условия, при которых информация может быть отнесена к коммерческой тайне, и обеспечение ее защиты………………………….6
3. Ведение делопроизводства, обеспечивающего учет и сохранность документов, содержащих коммерческую тайну………………………..12
4. Оформление документа, содержащего сведения коммерческой тайны………………………………………………………………………14
5. Правила оформления реквизита «Отметка о наличии приложения»……………………………………………………………....15
Список литературы……………………………………………………..……16
1.Понятие коммерческой тайны.
В современной российской рыночной экономике обязательным условием успеха предпринимателя в бизнесе, получения прибыли и сохранения в целостности созданной им организационной структуры является обеспечение экономической безопасности е деятельности. Одна из главных составных частей экономической безопасности - информационная безопасность, достигаемая счет использования комплекса систем, методов и средств защиты информации предпринимателя от возможных злоумышленных действий конкурентов и с целью сохранения ее целостности и конфиденциальности.
Информация, используемая предпринимателем в бизнесе и управлении предприятием, банком, компанией или другой структурой, является его собственной или частной информацией, представляющей значительную ценность для предпринимателя Эта информация составляет его интеллектуальную собственность.
Обычно выделяется два вида собственной информации:
1) техническая, технологическая: методы изготовления продукции, программное обеспечение, основные производственные показатели химические формулы, рецепты, результаты испытаний опытных образцов, данные контроля качества и т.п.;
2) деловая: стоимостные показатели, результаты исследования рынка, списки клиентов, экономические прогнозы, стратегия действия на рынке и т.п.
Собственная информация предпринимателя в целях ее защиты может быть отнесена к коммерческой тайне и является конфиденциальной при соблюдении следующих условий:
1) информация не должна отражать негативные стороны деятельности фирмы, нарушения законодательства и другие подобные факты;
2) информация не должна быть общедоступной или общеизвестной, возникновение или получение информации должно быть законным и связано с расходованием материального, финансового или интеллектуального потенциала фирмы;
3) персонал фирмы должен знать о ценности такой информации и обучен правилам работы с ней;
4) предпринимателем должны быть выполнены действия по защите этой информации.
Для документирования информации предпринимателя, являющейся результатом творческого интеллектуального труда в науке и производстве, наиболее характерны не текстовые, а изобразительные способы. Достаточно часто конфиденциальная информация документируется фотографическими, видеографическими и иными способами.
Ценность информации может быть стоимостной категорией и отражать конкретный размер прибыли при ее использовании или размер убытков при ее утере. Информация становится часто ценной ввиду ее правового значения для организации или развития бизнеса, например, учредительные документы, программы и планы, договоры с партнерами и посредниками и т.д. Ценность может отражать ее перспективное научное, техническое или технологическое значение.
Следовательно, собственная ценная информация предпринимателя не обязательно является конфиденциальной. Часто обычный правовой документ важно сохранить в целостности и безопасности от похитителя или стихийного бедствия.
Ценную конфиденциальную деловую информацию, как правило, содержат:
1) планы развития производства;
2) деловые планы;
3) планы маркетинга, бизнес-планы;
4) списки держателей акций и другие документы.
Наиболее ценны сведения о производстве и продукции, рынке, научных разработках, материально-техническом обеспечении, условиях контрактных переговоров, сведения о персонале, принципах управления фирмой, системе безопасности фирмы и др.
Коммерческая ценность информации, как правило, недолговечна и определяется временем, необходимым конкуренту для выработки той же идеи или ее хищения и воспроизводства, опубликования и перехода в число общеизвестных. Степень ценности информации и необходимая надежность ее защиты находятся в прямой зависимости.
2. Условия, при которых информация может быть отнесена к коммерческой тайне, и обеспечение ее защиты.
Выявление и регламентация реального состава информации, представляющей ценность для предпринимателя и подлежащей защите, является основополагающей частью системы защиты. Состав ценной информации определяется ее собственником или владельцем и фиксируется в специальном перечне.
Перечень ценных сведений, составляющих тайну фирмы, является постоянным рабочим материалом руководства фирмы, служб безопасности и конфиденциальной документации. Он регулярно обновляется, корректируется и представляет собой инвентарный список сведений о конкретных работах, конкретной продукции, конкретных исследованиях, конкретных контрактах и т.п. В перечень включаются действительно ценные сведения («изюминки») о каждой работе фирмы, хотя определенная номенклатура типовых сведений в перечне может содержаться.
В каждой позиции перечня рекомендуется указывать гриф конфиденциальности сведений, фамилии сотрудников, имеющих право доступа к ним и несущих ответственность за их сохранность, срок действия грифа или наименование события, снимающего это ограничение, виды документов и баз данных, в которых эти сведения фиксируются и хранятся.
Важной задачей перечня является дробление коммерческой тайны на отдельные информационные элементы, известные разным лицам В свою очередь, закрепление конфиденциальных сведений за конкретными документами позволяет исключить возможность необоснованного издания документов или включения в них избыточных данных
Аналогичные перечни в качестве разделов, входящих в общий перечень сведений, составляющих тайну фирмы, могут иметь ее крупные структурные подразделения.
На, основе перечня сведении составляется и ведется перечень (список) документов фирмы, подлежащих защите и имеющих соответствующий гриф ограничения доступа.
Под конфиденциальным (защищаемым, закрытым) документом, т.е. документом, к которому ограничен доступ персонала, понимается необходимым образом оформленный носитель ценной документированной информации, составляющей интеллектуальную собственность и ценность предпринимателя.
Особенность конфиденциального документа в том, что он представляет собой одновременно массовый носитель ценной, защищаемой информации, основной источник накопления и распространения этой информации, в том числе ее разглашения (утечки), и обязательный объект защиты.
Конфиденциальный характер включенной в документ информации обозначается грифом ограничения доступа к документу, который инициирует выделение его из общего потока и обработку в специальном автономном режиме, а также распространяет на документ защитные и иные меры повышенного внимания и контроля.
Гриф ограничения доступа к документу или гриф конфиденциальности представляет собой служебную отметку (реквизит), которая проставляется на носителе информации пли сопроводительном документе.
Информация и документы, отнесенные к предпринимательской тайне, имеют несколько уровней грифон ограничения доступа, соответствующих различным степеням конфиденциальности информации:
- первый, низший и массовый уровень - грифы «Коммерческая тайна», «Конфиденциально», «Конфиденциальная информация»;
- второй уровень - «Коммерческая тайна Строго конфиденциально», «Строго конфиденциально», «Строю конфиденциальная информация», «Конфиденциально - Особый контроль».
В практической деятельности может использоваться также одноуровневая система грифования (грифов только первого уровня) или иногда - трехуровневая, при которой вводится высший по значимости гриф - «Коммерческая тайна особой важности».
Под обозначением грифа всегда укапывается номер экземпляра документа, срок действия грифа или иные условия его снятия, а также уточняющие отметки типа - «Лично», «Только адресату» и др.
Документы и информация отнесенные к профессиональной тайне (например, врачебной тайне, тайне страхования), как правило, грифа ограничения доступа не имеют потому что в полном объеме являются конфиденциальными. В данном случае конфиденциальны массивы документов в целом, например истории болезни, массивы учетных персональных данных и др.
На ценных, но не конфиденциальных документах может проставляться гриф (надпись, штамп), предполагающий особое внимание к сохранности такого документа. Например, «Собственная информация фирмы», «Информация особого внимания», «Копии не снимать», «Хранить в сейфе» и т.д. Могут использоваться дополнительные цветовые идентификаторы ценных и конфиденциальных документов и дел для их быстрого визуального выделения и контроля использования в процессе работы.
Система защиты информации (СЗИ) представляет собой комплекс организационных, технических и технологических средств, методов и мер, препятствующих несанкционированному (незаконному) доступу к информации.
Собственник или владелец информации лично определяет не только состав ценной информации, подлежащей защите, но и соответствующие способы и средства защиты. Одновременно им разрабатываются меры материального и морального стимулирования сотрудников, соблюдающих порядок защиты ценной информации, и меры ответственности персонала за разглашение тайны фирмы. Система защиты информации должна быть многоуровневой с иерархическим доступом к информации, предельно конкретизированной и привязанной к специфике фирмы по структуре используемых методов и средств защиты, открытой для регулярного обновления, надежной как в обычных, так и экстремальных ситуациях. Она не должна создавать сотрудникам фирмы серьезные неудобства в работе.
Комплексность системы защиты достигается ее формированием различных элементов - правовых, организационных, технических и программно-математических. Соотношение элементов и их содержание обеспечивают индивидуальность системы защиты информации фирмы и гарантируют ее неповторимость и трудность преодоления. Конкретную систему защиты можно представить в виде кирпичной стены, состоящей из множества разнообразных элементов кирпичиков. Соотношение элементов системы, их состав и взаимосвязь отражают, определяют не только ее индивидуальность, но и конкретный заданный уровень защиты с учетом ценности информации и стоимости подобной системы.
Элемент правовой защиты информации предполагает:
1) наличие в учредительных и организационных документах фирмы, контрактах, заключаемых с сотрудниками, и в должностные инструкциях положений и обязательств по защите сведений, составляющих тайну фирмы и ее партнеров;
2) формулирование и доведение до сведения всех сотрудников фирмы механизма правовой ответственности за разглашение конфиденциальных сведений.
В правовой элемент системы защиты может также включаться страхование ценной информации от различных рисков.
Элемент организационной защиты информации содержит меры управленческого и ограничительного характера, побуждающие персонал соблюдать правила защиты конфиденциальной информации и включает в себя:
1) формирование и регламентацию деятельности службы безопасности фирмы, обеспечение этой службы нормативно-методическими документами по организации и технологии защиты информации;
2) регламентацию и регулярное обновление перечня (списка) ценной, конфиденциальной информации, подлежащей защите, составление и ведение перечня конфиденциальных документов фирмы;
3) регламентацию системы (иерархической схемы) разграничения доступа персонала к конфиденциальной информации;
4) регламентацию технологии защиты и обработки конфиденциальных документов фирмы;
5) построение защищенного традиционного или безбумажного документооборота;
6) построение технологии документирования ценной информации составления, оформления, изготовления и издания конфиденциальных документов;
7) построение технологической системы обработки и хранения конфиденциальных документов;
8) организацию архивного хранения конфиденциальных документов;
9) регламентацию защиты ценной информации фирмы от несанкционированных действий персонала;
10) порядок и правила работы персонала с конфиденциальными документами и информацией, контроль за исполнением всеми сотрудниками этого порядка и правил;
11) отбор персонала для работы с конфиденциальной информацией, обучения сотрудников;
12) порядок защиты информации при ведении переговоров, проведении совещаний по конфиденциальным вопросам, приеме посетителей, осуществлении рекламной, выставочной и другой деятельности;
13) регламентацию аналитической работы по выявлению угроз ценной информации фирмы и каналов утечки информации;
14) оборудование и аттестацию помещений и рабочих зон, выделенных для осуществления конфиденциальной деятельности, лицензирование технических систем и средств защиты информации и охраны;
15) регламентацию пропускного режима на территории, в зданиях и помещениях фирмы, идентификацию персонала и грузов;
16) регламентацию системы охраны территории, здания, помещений, оборудования, денежных средств, транспорта и персонала фирмы;
17) регламентацию организационных вопросов эксплуатации технических средств защиты информации и охраны;
18) регламентацию действий службы безопасности и персонала в экстремальных ситуациях;
19) регламентацию работы по управлению системой защиты информации фирмы.
3.Ведение делопроизводства, обеспечивающего учет и сохранность документов, содержащих коммерческую тайну.
Документооборот как объект защиты представляет собой совокупность (сеть) каналов распространения документированной конфиденциальной информации по потребителям в процессе управленской и производственной деятельности.
Движение документированной информации нельзя рассматривать только как механическое перемещение документов по инстанциям, как функцию почтовой доставки корреспонденции адресатам. Основной характеристикой такого движения является его технологическая комплексность, т.е. соединение в единое целое управленческих, делопроизводственных и почтовых задач, определяющих в совокупности смысл перемещения документа.
При движении документов (в том числе электронных) по инстанциям создаются потенциальные возможности утраты этой информации за счет расширения числа источников, обладающих ценной информацией.
Угрозы документам в документопотоках включают в себя:
1) кражу (хищение), утерю документа или его отдельных частей приложений, экземпляров, листов, вклеек, вставок, черновиков, редакций и т.п.);
2) копирование бумажных и электронных документов, фото-, видео-, аудиодокументов и баз данных;
3) подмену документов, носителей и их отдельных частей с целью фальсификации или сокрытия факта утери, хищения;
4) тайное или разрешенное ознакомление с документами и базами данных, запоминание и пересказ информации злоумышленнику и др.
В процессе обработки поступивших конфиденциальных документов решаются следующие задачи защиты информации и ее носителей:
1) не допустить попадания в данную фирму конфиденциальных документов других фирм и организаций;
2) убедиться, что конверты, пакеты с конфиденциальными документами не вскрывались на пути следования от отправителя до адресата;
3) предотвратить утрату документов после вскрытия пакета;
4) исключить возможность ознакомления технических работников фирмы с конфиденциальными документами;
5) исключить возможность ознакомления любых работников фирмы с конфиденциальными документами, имеющими пометку «Лично»;
6) не допустить утерю документов и их частей за счет неполного изъятия их из конвертов;
7) убедиться в комплектности документа, наличии всех листов, экземпляров и иных частей, отсутствии факта подмены документа.
Пакеты, конверты, содержащие конфиденциальные документы, поступают из почтового отделения связи (ценные, заказные и простые отправления), от курьеров учреждений и фирм, от посетителей. Эти документы могут также приходить по факсимильной связи, электронной почте, по телеграфной и телетайпной связи.
Трудность выделения конфиденциальных документов из общего потока корреспонденции состоит в том, что на пакетах, конвертах и часто на самих документах не ставится гриф конфиденциальности. Объясняется это не только сугубо индивидуальным подходом к присвоению информации статуса конфиденциальной, но и нежеланием отправителя обращать внимание посторонних лиц на гриф ограничения доступа.
Учитывая эту особенность, вскрытие конвертов, предварительное рассмотрение и распределение всей поступающей корреспонденции выполняется квалифицированным сотрудником службы конфиденциальной документации фирмы, хорошо знающим структуру фирмы, функции структурных подразделений и сотрудников, состав конфиденциальной информации. Документы, поступающие по линиям факсимильной связи, также просматриваются этим сотрудником с целью определения возможной их конфиденциальности.
Сотрудник вскрывает все пакеты, конверты, бандероли (кроме имеющих пометку «Лично»), проверяет правильность адресования и комплектность документов. Поступившие документы он делит на две группы: имеющие гриф или какую-либо отметку ограничения доступа и не имеющие такой отметки.
4.Оформление документа, содержащего сведения коммерческой тайны.
ОАО «Далькомбанк»
СПРАВКА
01.06.2004г. №118
О наличии денег на наличном счете предприятия
Выдана главному бухгалтеру ООО «Арион», подтверждающая, что на 1 июня 2004г. на расчетном счете предприятия находилось двести десять тысяч девятьсот рублей.
Кассир банка Свиридова Н.Р.
6. Правила оформления реквизита «Отметка о наличии приложения».
Если документ имеет приложения, названное в тексте, то отметка о наличии приложения оформляется по следующей форме:
Приложение: на 3 л. В 2 экземплярах
Если документ имеет приложения, не названные в тексте, их перечисляют с указанием наименования, количества листов в каждом приложении и количества экземпляров, например:
Приложение: 1. Акт сдачи – приемки выполненных хоздоговорных работ на 3 л. в 2 экз.
2. Перечень объектов для внедрения системы на 5 л. В 3 экз.
Список литературы:
1. Андреева В.И. Делопроизводство.- М.: Инфра-М, 2000
2. Делопроизводство/Под ред. Кирсанова. – М.: ЮНИТИ, 2002
3. Кузнецова Т. В. Документы и делопроизводство. – М.: ПРИОР, 2000