Содержание
1. Введение……………………………………………………………….3
2. Теоретическая часть
2.1 Понятие бюджета……………………………………………….....4
2.2 Доходы государственного бюджета…………………………….6
2.3 Расходы государственного бюджета…………………………....8
3. Практическая часть…………………………………………………..12
4. Аналитическая часть…………………………………………………36
5. Заключение……………………………………………………………40
6. Список использованной литературы………………………………..42
Введение.
В данной курсовой работе рассматривается вопрос о доходах и расходах государственного бюджета. А именно: понятие государственного бюджета, понятие расхода и дохода государственного бюджета.
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Так в практической части данной работе рассматривается влияние доходов государственного бюджета на расходы государственного бюджета.
В аналитической части рассматривается динамика прибыли по годам. Для этого рассчитываются: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, средние за период уровень ряда, абсолютный прирост, темпы роста и прироста и покажем динамику доходов в виде диаграмме.
Для написания работы использованы средства пакета MS Office, а именно такие программы как: MS Excel, MS Word.
2.1 Понятие бюджета
Центральное место в системе государственных финансов занимает
государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» . Аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.
Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга
взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Структура доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий развития страны, рыночной конъюнктуры и осуществляемой экономической политикой политики. Любое изменение структуры бюджетных доходов отражает изменения в экономических процессах. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.
Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, так как по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Государственный бюджет отражает доходы и расходы сектора государственного управления.
Характер системы статистических показателей государственного бюджета, базирующихся на бюджетной классификации, опирается на категории, отражающие природу различных хозяйственных операций. К ним относятся:
• поступления или платежи;
• поступления (платежи) возвратные и невозвратные;
• поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;
• поступления (платежи) текущие и капитальные;
• приобретение финансовых активов или принятие обязательств;
• приобретение финансовых активов с целью проведения государственной политики или управления ликвидностью.
Все операции, осуществляемые органами государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики, можно отнести либо к платежам, либо к поступлениям, выполняющимся на возвратной или на невозвратной основе. Текущие и капитальные, а также возмездные и безвозмездные поступления относятся к невозвратным операциям.
В любой операции участвуют две стороны (участники операции). В большинстве случаев в операции задействованы два потока: входящий (поступление); выходящий (платеж).
Платеж или поступление является возвратным, если обратный поток выступает в форме договорных обязательств с фиксированным сроком погашения. В результате возвратной операции возникает финансовое требование либо погашается обязательство.
2.2 Доходы государственного бюджета.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.
Доходы государственного бюджета, делятся на: текущие и капитальные.
Текущие доходы включают все налоговые и неналоговые поступления.
Налоговые доходы — это обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей.
К налоговым поступлениям относятся: прибыль, переводимая фискальными, экспортными и импортными монополиями, штрафы и пени, уплаченные за нарушение налогового законодательства.
Текущие неналоговые поступления — это невозвратные возмездные поступления и некоторые невозвратные безвозмездные поступления.
Официальные трансферты — это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они выступают в виде субвенций, дарений, репараций и являются нерегулярными, единовременными и добровольными. Источниками официальных трансфертов могут быть отечественные и зарубежные органы государственного управления, а также международные организации.
Показатель общего объема доходов государственного бюджета отражает общий объем бюджетного фонда, подлежащего распределению по территориальному, отраслевому и целевому назначению. Он включает налоговые доходы и неналоговые поступления.
Налоговые доходы — это совокупность обязательных платежей в бюджет, поступающих в определенных законом размерах и в строго установленные сроки.
Показатель налоговых поступлений включает все виды прямых и косвенных налогов: подоходные налоги, налоги на прибыль, налоги на заработную плату и рабочую силу, налоги на собственность, прочие налоги.
Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокупность невозвратных возмездных и безвозмездных поступлений, К ним относятся: доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты налогов; все добровольные, невозвратные текущие поступления из негосударственных источников. В российской бюджетной классификации в показатель неналоговых поступлений включены капитальные доходы. Это является отступлением от международной классификации доходов государственного бюджета.
Таблица «Доходы гос бюджета РФ в 2005 – 2007гг (млн.руб)»
Год |
Доходы, млн.руб. |
2005 |
5127,23 |
2006 |
6276,30 |
2007 |
7779,10 |
Итого |
19182,63 |
2.3 Расходы государственного бюджета.
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.
Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.
Текущие расходы - это бюджетные средства, выделяемые юридическим лицам, для финансирования их текущих потребностей.
Расходы государственного бюджета включают все невозвратные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления.
В действующей классификации предусмотрена группировка расходов бюджета по трем признакам:
• функциональному назначению;
• экономическому назначению;
• ведомственному назначению.
Функциональная структура состоит из разделов расходов, связанных с осуществлением основных функций государства. В обобщенном виде основные функции государства неизменны и характерны для всех стран, в их числе:
• государственное управление;
• обеспечение внутренней и внешней безопасности;
• международная деятельность;
• содействие научно-техническому прогрессу;
• социальное развитие.
В Российской Федерации действует следующая функциональна классификация государственного бюджета:
• государственное управление;
• судебная власть;
• межгосударственная деятельность;
• национальная оборона;
• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;
• фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
• промышленность, энергетика и строительная индустрия;
• сельское хозяйство и рыболовство;
• охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография, геодезия, стандартизация и метролог;
• транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;
• развитие рыночной инфраструктуры;
• предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;
• образование;
• культура и искусство;
• средства массовой информации;
• здравоохранение и физическая культура;
• социальная политика;
• обслуживание и погашение государственного долга;
• пополнение государственных запасов и резервов;
• региональное развитие;
• утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных долгов;
• прочие расходы.
От построения функциональной классификации, обоснованности объемов финансирования отдельных ее разделов и подразделов зависит эффективность государственного управления. В функциональной классификации государственного бюджета выделены разделы, обеспечивающие оборону страны, государственное управление, правоохранительную и международную деятельность.
К расходам на государственное управление относятся расходы, связанные с управленческой сферой деятельности государства; расходы, направленные на функционирование системы законодательной и исполнительной государственной власти; расходы, связанные с деятельностью финансовых и фискальных органов; расходы на управление государственной собственностью; расходы на статистическую службу.
Новым показателем расходов являются расходы на развитие рыночной инфраструктуры, включающие государственную поддержку малого бизнеса и предпринимательства.
Таблица «Расходы гос бюджета РФ в 2005 – 2007гг (млн.руб)»
Год |
Расходы, млн.руб |
2005 |
3514,35 |
2006 |
4281,33 |
2007 |
5983,04 |
Итого |
13778,72 |
3. Практическая часть.
Имеются следующие выборочные данные о доходах и расходах бюджетов субъектов РФ за полугодие (выборка 25%-ная механическая), млн руб.
Таблица 1
Исходные данные
Номер региона п/п |
Доходы бюджета, млн руб. |
Расходы бюджета, млн руб. |
Номер региона п/п |
Доходы бюджета, млн руб. |
Расходы бюджета, млн руб. |
1 |
4,2 |
5,4 |
16 |
1,2 |
3,1 |
2 |
3,8 |
5,2 |
17 |
3,6 |
4,5 |
3 |
6,4 |
8,7 |
18 |
2,2 |
3,8 |
4 |
2,1 |
3,2 |
19 |
0,9 |
1,9 |
5 |
2,4 |
4,6 |
20 |
2,3 |
3,1 |
6 |
2,0 |
3,5 |
21 |
3,5 |
4,6 |
7 |
0,7 |
2,0 |
22 |
4,4 |
6,2 |
8 |
3,9 |
5,0 |
23 |
4,8 |
7,2 |
9 |
8,0 |
7,4 |
24 |
7,5 |
8,0 |
10 |
4,2 |
6,0 |
25 |
0,8 |
1,7 |
11 |
2,5 |
4,6 |
26 |
3,5 |
4,7 |
12 |
3,9 |
4,9 |
27 |
4,1 |
6,5 |
13 |
7,6 |
8,6 |
28 |
6,3 |
8,6 |
14 |
4,1 |
5,8 |
29 |
5,3 |
6,8 |
15 |
0,5 |
1,8 |
30 |
5,2 |
7,1 |
Задание 1
По исходным данным (табл.1) необходимо выполнить следующее:
1. Построить статистический ряд распределения субъектов РФ по доходов бюджета, образовав 5 групп с равными интервалами.
2. Построить графики полученного ряда распределения. Графически определить значения моды и медианы.
3. Рассчитать характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
4. Вычислить среднюю арифметическую по исходным данным, сравнить ее с аналогичным показателем, рассчитанным в пункте 3 для интервального ряда распределения.
Выполнение Задания 1
Целью выполнения данного задания является изучение состава и структуры выборочной совокупности субъектов путем построения и анализа статистического ряда распределения субъектов по признаку Доходы бюджета.
1.Построение интервального ряда распределения субъектов по величине доходов бюджета
При построении ряда с равными интервалами величина интервала h определяется по формуле
где
При заданных k = 5, xmax = 8 млн руб., xmin = 0,5 млн руб.:
При h = 1,5 млн руб. границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид (табл. 2):
Таблица 2
Номер группы |
Нижняя граница, млн руб. |
Верхняя граница, млн руб. |
1 |
0,5 |
2,0 |
2 |
2,0 |
3,5 |
3 |
3,5 |
5,0 |
4 |
5,0 |
6,5 |
5 |
6,5 |
8,0 |
Для построения интервального ряда необходимо подсчитать число субъектов, входящих в каждую группу (частоты групп), по принципу полуоткрытого интервала [ ). Т.к. при этом верхние границы интервалов не принадлежат данным интервалам, то соответствующие им единицы совокупности включаются не в данную группу, а в следующую. В последний интервал включаются и нижняя, и верхняя границы.
Процесс группировки единиц совокупности по доходам бюджета представлен во вспомогательной (разработочной) таблице 3 (графа 4 этой таблицы необходима для построения аналитической группировки в Задании 2).
Таблица 3
Разработочная таблица для построения интервального ряда распределения и аналитической группировки
Группы субъектов РФ по величине доходов бюджета, млн руб. |
Номер субъекта |
Доходы бюджета, млн руб. |
Расходы бюджета, млн руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
0,5 – 2 |
15 |
0,5 |
1,8 |
|
7 |
0,7 |
2,0 |
|
25 |
0,8 |
1,7 |
|
19 |
0,9 |
1,9 |
|
16 |
1,2 |
3,1 |
Всего |
5 |
4,1 |
10,5 |
2 – 3,5 |
6 |
2,0 |
3,5 |
|
4 |
2,1 |
3,2 |
|
18 |
2,2 |
3,8 |
|
20 |
2,3 |
3,1 |
|
5 |
2,4 |
4,6 |
|
11 |
2,5 |
4,6 |
Всего |
6 |
13,5 |
22,8 |
3,5 – 5 |
21 |
3,5 |
4,6 |
|
26 |
3,5 |
4,7 |
|
17 |
3,6 |
4,5 |
|
2 |
3,8 |
5,2 |
|
8 |
3,9 |
5,0 |
|
12 |
3,9 |
4,9 |
|
14 |
4,1 |
5,8 |
|
27 |
4,1 |
6,5 |
|
1 |
4,2 |
5,4 |
|
10 |
4,2 |
6,0 |
|
22 |
4,4 |
6,2 |
|
23 |
4,8 |
7,2 |
Всего |
12 |
48,0 |
66,0 |
5 – 6,5 |
30 |
5,2 |
7,1 |
|
29 |
5,3 |
6,8 |
|
28 |
6,3 |
8,6 |
|
3 |
6,4 |
8,7 |
Всего |
4 |
23,2 |
31,2 |
6,5 – 8 |
24 |
7,5 |
8,0 |
|
13 |
7,6 |
8,6 |
|
9 |
8,0 |
7,4 |
Всего |
3 |
23,1 |
24,0 |
ИТОГО |
30 |
111,9 |
154,5 |
На основе групповых итоговых строк «Всего» табл. 3 формируется итоговая таблица 4, представляющая интервальный ряд распределения субъектов по доходам бюджета.
Таблица 4
Распределение субъектов по доходам бюджета
Номер группы |
Группы субъектов по доходам бюджета, млн руб., Х |
Число субъектов, F |
1 |
0,5-2 |
5 |
2 |
2-3,5 |
6 |
3 |
3,5-5 |
12 |
4 |
5-6,5 |
4 |
5 |
6,5-8 |
3 |
|
Итого |
30 |
Приведем еще три характеристики полученного ряда распределения - частоты групп в относительном выражении,
накопленные (кумулятивные) частоты Sj, получаемые
путем последовательного суммирования частот всех предшествующих (j-1)
интервалов, и накопленные частости, рассчитываемые по формуле
Таблица 5
Структура субъектов по доходам бюджета
№ группы |
Группы субъектов по доходам бюджета, млн руб. |
Число субъектов, fj |
Накопленная частота, Sj |
Накопленная частота, % |
|
в абсолютном выражении |
в % к итогу |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
0,5-2 |
5 |
16,7 |
5 |
16,7 |
2 |
2-3,5 |
6 |
20,0 |
11 |
36,7 |
3 |
3,5-5 |
12 |
40,0 |
23 |
76,7 |
4 |
5-6,5 |
4 |
13,3 |
27 |
90,0 |
5 |
6,5-8 |
3 |
10,0 |
30 |
100,0 |
|
Итого |
30 |
100,0 |
|
|
Вывод. Анализ интервального ряда распределения изучаемой совокупности субъектов показывает, что распределение субъектов по доходам бюджета не является равномерным: преобладают субъекты с доходами от 3,5 млн руб. до 5 млн руб. (это 12 субъектов, доля которых составляет 40%); 36,7% субъектов имеют доход менее 3,5 млн руб., а 23,3% – более 5 млн руб.
1.2. Нахождение моды и медианы полученного интервального ряда распределения графическим методом и путем расчетов
Для определения моды графическим методом строим по данным табл. 4 (графы 2 и 3) гистограмму распределения банков по изучаемому признаку.
Рис. 1 Определение моды графическим методом
Конкретное значение моды для интервального ряда рассчитывается по формуле:
где хМo – нижняя граница модального интервала,
h –величина модального интервала,
fMo – частота модального интервала,
fMo-1 – частота интервала, предшествующего модальному,
fMo+1 – частота интервала, следующего за модальным.
Согласно табл.1.3 модальным интервалом построенного ряда является интервал 3,5 -5 млн руб., так как его частота максимальна (f3 = 12).
Расчет моды по формуле (3):
Вывод. Для рассматриваемой совокупности субъектов наиболее распространенный доход бюджета характеризуется средней величиной 4,143 млн руб.
Для определения медианы графическим методом строим по данным табл. 5 (графы 2 и 5) кумуляту распределения банков по изучаемому признаку.
Рис. 2. Определение медианы графическим методом
Конкретное значение медианы для интервального ряда рассчитывается по формуле:
где хМ е– нижняя граница медианного интервала,
h – величина медианного интервала,
fМе – частота медианного интервала,
SMе-1 – кумулятивная (накопленная) частота интервала, предшествующего медианному.
Определим медианный интервал,
используя накопленные частоты из табл. 5 (графа 5). Медианным является интервал
3,5 - 5 млн. руб., т. к. именно в этом интервале накопленная частота впервые
превышает величину, равную половине численности единиц совокупности (
Расчет значения медианы по формуле (4):
Вывод. В рассматриваемой совокупности субъектов РФ половина субъектов имеют в среднем доход бюджета не более 3,999 млн. руб., а другая половина – не менее 3,999 млн. руб.
3. Расчет характеристик ряда распределения
Для расчета характеристик ряда
распределения
Таблица 6
Расчетная таблица для нахождения характеристик ряда распределения
Группа банков по доходам бюджета, млн руб. |
Середина интервала, |
Число субъектов, fj |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
0,5-2 |
1,25 |
5 |
6,25 |
-2,70 |
36,45 |
2-3,5 |
2,75 |
6 |
16,50 |
-1,20 |
8,64 |
3,5-5 |
4,25 |
12 |
51,00 |
0,30 |
1,08 |
5-6,5 |
5,75 |
4 |
23,00 |
1,80 |
12,96 |
6,5-8 |
7,25 |
3 |
21,75 |
3,30 |
32,67 |
Итого |
|
30 |
118,50 |
|
91,80 |
Расчет средней арифметической взвешенной:
Расчет среднего квадратического отклонения:
Расчет дисперсии:
σ2 =1,7492=3,060
Расчет коэффициента вариации:
Вывод. Анализ
полученных значений показателей
Значение Vσ = 44,3%
превышает 40%, следовательно, вариация доходов бюджета в исследуемой
совокупности субъектов значительна и совокупность по данному признаку
достаточно не однородна. Расхождение между значениями
4.Вычисление средней арифметической по исходным данным
Для расчета применяется формула средней арифметической простой:
Причина расхождения средних величин, рассчитанных по формулам (8) и (5), заключается в том, что по формуле (8) средняя определяется по фактическим значениям исследуемого признака для всех 30 субъектов, а по формуле (5) средняя вычисляется для интервального ряда, когда в качестве значений признака берутся середины интервалов и, следовательно, значение средней будет менее точным (за исключением случая равномерного распределения значений признака внутри каждой группы).
Задание 2
По исходным данным табл. 1 с использованием результатов выполнения Задания 1 необходимо выполнить следующее:
1. Установите наличие и характер связи между доходами и расходами бюджета, образовав заданное число групп с равными интервалами по обоим признакам, методами:
а) аналитической группировки;
б) корреляционной таблицы
Выполнение задания 2
Целью выполнения данного Задания является выявление наличия корреляционной связи между факторным и результативным признаками, установление направления связи и оценка ее тесноты.
По условию Задания 2 факторным является признак Доходы бюджета (X), результативным – признак Расходы бюджета (Y).
1. Установление наличия и характера связи между признаками Доходы бюджета и Расходы бюджета методами аналитической группировки и корреляционной таблицы
1а. Применение метода аналитической группировки
При использовании метода
аналитической группировки строится интервальный ряд распределения единиц
совокупности по факторному признаку Х
и для каждой j-ой группы
ряда определяется среднегрупповое значение
Используя разработочную таблицу 3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х – Доходы бюджета - и результативным признаком Y – Расходы бюджета. Макет аналитической таблицы имеет следующий вид (табл. 7):
Таблица 7
Зависимость расходов бюджета от доходов бюджета
Номер группы |
Группа субъектов по доходам бюджета, млн. руб. |
Число субъектов в группе |
Расходы бюджета, млн руб. |
|
Всего |
в среднем на один субъект |
|||
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
Групповые средние значения
Таблица 8
Зависимость расходов бюджета от доходов бюджета
Номер группы |
Группа субъектов по доходам бюджета, млн руб., х |
Число банков, fj |
Расходы бюджета, млн руб. |
|
Всего |
в среднем на один субъект, |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 |
1 |
0,5-2 |
5 |
10,500 |
2,100 |
2 |
2-3,5 |
6 |
22,800 |
3,800 |
3 |
3,5-5 |
12 |
66,000 |
5,500 |
4 |
5-6,5 |
4 |
31,200 |
7,800 |
5 |
6,5-8 |
3 |
24,000 |
8,000 |
|
Итого |
30 |
154,500 |
5,150 |
Вывод. Анализ данных табл. 8 показывает, что с увеличением доходов бюджета от группы к группе систематически возрастает и средняя величина расходов субъектов, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.
1б. Применение метода корреляционной таблицы.
Корреляционная таблица представляет собой комбинацию двух рядов распределения. Строки таблицы соответствуют группировке единиц совокупности по факторному признаку Х, а графы – группировке единиц по результативному признаку Y. На пересечении j-ой строки и k-ой графы указывается число единиц совокупности, входящих в j-ый интервал по факторному признаку и в k-ый интервал по результативному признаку. Концентрация частот около диагонали построенной таблицы свидетельствует о наличии корреляционной связи между признаками. Связь прямая, если частоты располагаются по диагонали, идущей от левого верхнего угла к правому нижнему. Расположение частот по диагонали от правого верхнего угла к левому нижнему говорит об обратной связи.
Для построения корреляционной таблицы необходимо знать величины и границы интервалов по двум признакам X и Y. Величина интервала и границы интервалов для факторного признака Х – Доходы бюджета известны из табл. 8. Для результативного признака Y – Расходы бюджета величина интервала определяется по формуле (1) при k = 5, уmax = 1,7 млн руб., уmin = 8,7 млн руб.:
Границы интервалов ряда распределения результативного признака Y имеют следующий вид (табл. 9):
Таблица 9
Номер группы |
Нижняя граница, млн руб. |
Верхняя граница, млн руб. |
1 |
1,7 |
3,1 |
2 |
3,1 |
4,5 |
3 |
4,5 |
5,9 |
4 |
5,9 |
7,3 |
5 |
7,3 |
8,7 |
Подсчитывая с использованием принципа полуоткрытого интервала [ ) число банков, входящих в каждую группу (частоты групп), получаем интервальный ряд распределения результативного признака (табл. 10).
Таблица 10
Распределение субъектов по расходам бюджета
Группы субъектов по расходам бюджета, млн. руб., Х |
Число субъектов, fj |
1,7 – 3,1 |
4 |
3,1 – 4,5 |
5 |
4,5 – 5,9 |
10 |
5,9 – 7,3 |
6 |
7,3 – 8,7 |
5 |
Итого |
30 |
Используя группировки по факторному и результативному признакам, строим корреляционную таблицу (табл. 11).
Таблица 11
Корреляционная таблица зависимости расходов от доходов бюджета субъектов РФ
Группа субъектов по доходам бюджета, млн руб. |
Группы субъектов по расходам бюджета, млн. руб.
|
|||||
1,7 – 3,1 |
3,1 – 4,5 |
4,5 – 5,9 |
5,9 – 7,3 |
7,3 – 8,7 |
Итого |
|
0,5-2 |
4 |
1 |
|
|
|
5 |
2-3,5 |
|
4 |
2 |
|
|
6 |
3,5-5 |
|
|
8 |
4 |
|
12 |
5-6,5 |
|
|
|
2 |
2 |
4 |
6,5-8 |
|
|
|
|
3 |
3 |
Итого |
4 |
5 |
10 |
6 |
5 |
|
Вывод. Анализ данных табл. 11 показывает, что распределение частот групп произошло вдоль диагонали, идущей из левого верхнего угла в правый нижний угол таблицы. Это свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между расходами и доходами бюджета.
2. Измерение тесноты корреляционной связи
Для анализа тесноты связи между факторным и
результативным признаком рассчитывается показатель
где
Величина общей дисперсии
Макет таблицы для выполнения расчетов приведен ниже.
Таблица 12
Таблица для расчета показателей внутригрупповой дисперсии
Номер группы |
Группа субъектов по доходам бюджета, млн руб. |
Число субъектов в группе |
Внутригрупповая дисперсия |
|
1 |
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
Для расчета факторной дисперсии
согласно которому
где
Внутригрупповые дисперсии
Поскольку Excel не содержит
встроенных функций для расчета средних, то вычисление средней величины
где
k – количество групп (k=5).
При этом для вычисления числителя
Для расчета общей дисперсии
1.
ДИСПР (Диапазон ячеек) – статистическая функция,
оценивающая дисперсию
2. СУММПРОИЗВ (Диапазон ячеек1, Диапазон ячеек2) – математическая функция, вычисляющая скалярное произведение
где
3. КОРЕНЬ (Число) - математическая функция, вычисляющая квадратный корень из числа, введенного в качестве аргумента.
Макет таблицы для выполнения расчетов приведен ниже.
Таблица 13
Таблица для расчета показателей дисперсии и эмпирического корреляционного отношения η
Общая дисперсия |
Средняя из внутригрупповых дисперсий |
Межгрупповая дисперсия |
Эмпирическое корреляционное отношение |
|
|
|
|
|
Для вычисления значения внутригрупповых дисперсий в функции ДИСПР необходимо в качестве аргумента функции указать диапазон ячеек j-й группы, для которой выполняется вычисление указанной функции (диапазон ячеек j-й группы распознается по соответствующей цветовой заливке данной группы).
Таблица 14
Показатели внутригрупповой дисперсии признака Y
Номер группы |
Группа субъектов по доходам бюджета, млн руб. |
Число субъектов в группе |
Внутригрупповая дисперсия |
|
1 |
0,5-2 |
5 |
0,260 |
|
2 |
2-3,5 |
6 |
0,370 |
|
3 |
3,5-5 |
12 |
0,657 |
|
4 |
5-6,5 |
4 |
0,735 |
|
5 |
6,5-8 |
3 |
0,240 |
|
Итого |
|
30 |
2,262 |
Для вычисления значения общей дисперсии в функции ДИСПР в качестве аргумента функции указан диапазон C2:C31 (диапазон ячеек со значениями признака Y).
Для вычисления значения средней из внутригрупповых дисперсий в функции СУММПРОИЗВ в качестве аргумента функции М1 указан диапазон ячеек, содержащих значения внутригрупповых дисперсий (D36:D40), а в качестве аргумента функции М2 - диапазон ячеек, содержащих значения частот ряда распределения в группах (C36:C40).
Для вычисления значения функции КОРЕНЬ в качестве
аргумента функции введена формула C46/A46 для
расчета отношения
Для выполнения вычислений следует ввести знак равенства «=» перед именами функций и формулами.
Таблица 14
Показатели дисперсии и эмпирического корреляционного отношения
Общая дисперсия |
Средняя из внутригрупповых дисперсий |
Межгрупповая дисперсия |
Эмпирическое корреляционное отношение |
|
4,215 |
0,502 |
3,713 |
0,939 |
Вывод. 93,9% вариации расходов бюджета обусловлено вариацией доходов бюджета, а 6,1% – влиянием прочих неучтенных факторов.
Для качественной оценки тесноты
связи на основе
Таблица 15
Шкала Чэддока
h |
0,1 – 0,3 |
0,3 – 0,5 |
0,5 – 0,7 |
0,7 – 0,9 |
0,9 – 0,99 |
Характеристика силы связи |
Слабая |
Умеренная |
Заметная |
Тесная |
Весьма тесная |
Вывод. Согласно шкале Чэддока связь между расходами и доходами бюджета является весьма тесной.
Задание 3
По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определите:
1) Ошибку выборки среднего дохода бюджета и границы, в которых он будет находиться в генеральной совокупности.
2) Ошибку выборки доли регионов со средним доходом бюджета 5 млн. руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.
Выполнение задания 3
1. Определение ошибки выборки среднего дохода и границы, в которых будет находиться средний дохода бюджета в генеральной совокупности.
Применяя выборочный метод наблюдения, необходимо рассчитать ошибки выборки (ошибки репрезентативности), т.к. генеральные и выборочные характеристики, как правило, не совпадают, а отклоняются на некоторую величину ε.
Принято
вычислять два вида ошибок выборки - среднюю
где
N – число единиц в генеральной совокупности,
n – число единиц в выборочной совокупности.
Предельная
ошибка выборки
где
Предельная
ошибка выборки
Коэффициент
кратности t зависит
от значения доверительной вероятности Р,
гарантирующей вхождение генеральной средней в интервал
Наиболее часто используемые доверительные вероятности Р и соответствующие им значения t задаются следующим образом (табл. 15):
Таблица 15
Доверительная вероятность P |
0,683 |
0,866 |
0,954 |
0,988 |
0,997 |
0,999 |
Значение t |
1,0 |
1,5 |
2,0 |
2,5 |
3,0 |
3,5 |
По условию демонстрационного примера выборочная совокупность насчитывает 30
субъектов, выборка 25% механическая. Выборочная средняя
Таблица 16
Р |
T |
n/N |
|
|
0,683 |
1 |
0,25 |
3,95 |
3,060 |
Расчет средней ошибки выборки по формуле (10):
Расчет предельной ошибки выборки по формуле (12):
Определение по формуле (11) доверительного интервала для генеральной средней:
3,95 – 0,277
3,673 млн руб.
Вывод. На основании проведенного выборочного обследования субъектов РФ с вероятностью 0,683 можно утверждать, что для генеральной совокупности субъектов РФ средняя величина доходов бюджета находится в пределах от 3,673 млн руб. до 4,227 млн руб.
2. Определение ошибки выборки для доли регионов со средним доходом бюджета 5 млн руб. и более, а также границ, в которых будет находиться генеральная доля
Доля единиц выборочной совокупности, обладающих тем или иным заданным свойством, выражается формулой:
где m – число единиц совокупности, обладающих заданным свойством;
n – общее число единиц в совокупности.
Для
собственно-случайной и механической выборки с бесповторным способом отбора предельная
ошибка выборки
где w – доля единиц совокупности, обладающих заданным свойством;
(1-w) – доля единиц совокупности, не обладающих заданным свойством,
N – число единиц в генеральной совокупности,
n– число единиц в выборочной совокупности.
Предельная
ошибка выборки
По условию Задания 3 исследуемым свойством является равенство или превышение доходов бюджета величины 5 млн руб.
Число банков с заданным свойством определяется из табл. 3 (графа 3):
m=7
Расчет выборочной доли по формуле (13):
Расчет по формуле (19) предельной ошибки выборки для доли:
Определение по формуле (15) доверительного интервала генеральной доли:
0,166
или
16,6%
Вывод. С вероятностью 0,683 можно утверждать, что в генеральной совокупности субъектов РФ доля субъектов со средним доходом бюджета 5 млн руб. и более будет находиться в пределах от 16,6% до 30%.
Задание 4.
Исполнение регионального бюджета в процентах к валовому региональному продукту (ВРП) характеризуется следующими данными:
Таблица № 1.8.
Исходные данные.
Месяц |
Налоговые поступления в % к ВРП |
||
|
|
|
|
Январь |
2,5 |
2,6 |
2,4 |
Февраль |
2,6 |
2,7 |
2,3 |
Март |
3,0 |
2,8 |
2,5 |
Апрель |
2,9 |
2,8 |
2,1 |
Май |
2,8 |
2,7 |
2,3 |
Июнь |
2,7 |
2,8 |
2,2 |
Июль |
2,9 |
2,7 |
2,6 |
Август |
2,8 |
2,7 |
2,6 |
Сентябрь |
2,9 |
2,8 |
2,7 |
Октябрь |
3,0 |
2,9 |
2,8 |
Ноябрь |
3,1 |
3,0 |
3,0 |
Декабрь |
3,2 |
2,9 |
3,3 |
|
|
|
|
ВРП в
Для анализа сезонных колебаний налоговых поступлений в регионе:
· Определите индексы сезонности методом простой средней;
· Постройте график сезонности волны;
·
осуществите прогноз налоговых поступлений в процентах
к ВРП по месяцам
Выполнение задания 4.
Индекс сезонности рассчитывается по формуле:
Построим таблицу, в которой рассчитаем индексы сезонности.
Таблица № 1.9.
Расчет индекса сезонности.
год |
Налоговые поступления в % ВРП |
|
|
Индекс сезон-ности |
Прог-ноз на 2005 год |
||
месяц |
|
|
|
||||
Январь |
2,5 |
2,6 |
2,4 |
7,5 |
2,5 |
92,60 |
5,3 |
Февраль |
2,6 |
2,7 |
2,3 |
7,6 |
2,5 |
92,60 |
5,3 |
Март |
3,0 |
2,8 |
2,5 |
8,3 |
2,8 |
103,70 |
6,0 |
Апрель |
2,9 |
2,8 |
2,1 |
7,8 |
2,6 |
96,30 |
5,5 |
Май |
2,8 |
2,7 |
2,3 |
7,8 |
2,6 |
96,30 |
5,5 |
Июнь |
2,7 |
2,8 |
2,2 |
7,7 |
2,6 |
96,30 |
5,5 |
Июль |
2,9 |
2,7 |
2,6 |
8,2 |
2,7 |
100,00 |
5,8 |
Август |
2,8 |
2,7 |
2,6 |
8,1 |
2,7 |
100,00 |
5,8 |
Сентябрь |
2,9 |
2,8 |
2,7 |
8,4 |
2,8 |
103,70 |
6,0 |
Октябрь |
3,0 |
2,9 |
2,8 |
8,7 |
2,9 |
107,40 |
6,2 |
Ноябрь |
3,1 |
3,0 |
3,0 |
9,1 |
3,0 |
111,11 |
6,4 |
Декабрь |
3,2 |
2,9 |
3,3 |
9,4 |
3,1 |
114,81 |
6,7 |
Итого: |
34,4 |
23,4 |
30,8 |
98,6 |
32,8 |
- |
70,0 |
На основе полученных данных построим график сезонности волны.
Вывод:
Построен график сезонности на основании
данных, приведенных в
таблице. А также
осуществлен прогноз налоговых
поступлений по месяцам в
4.Аналитическая часть.
1. Постановка задачи
По данным отчетов о прибылях и убытках бюджета государства РФ, за несколько лет, представленным в табл.1, проведем анализ динамики прибыли по годам, для чего рассчитаем следующие показатели:
- абсолютный прирост;
- темп роста;
- темп прироста;
- средние за период уровень ряда, абсолютный прирост, темпы роста и прироста.
Таблица 1
Прибыль предприятия до налогообложения, мрлд. руб.
Год |
Доходы бюджета РФ |
2005 |
5,13 |
2006 |
6,28 |
2007 |
7,78 |
2. Методика решения задачи
Расчет показателей анализа ряда динамики осуществим по формулам, представленным в табл.2.
Таблица 2
Формулы расчета показателей
Показатель |
Базисный |
Цепной |
Средний |
Абсолютный прирост |
|
|
|
Темп роста |
|
|
|
Темп прироста |
|
|
|
Средний уровень в интервальном ряду динамики вычисляется по формуле:
Для определения абсолютной величины, стоящей за каждым процентом прироста прибыли, рассчитывают показатель абсолютного значения одного процента прироста (А%). Один из способов его расчета - расчет по формуле:
Числовые обозначения:
y1 – уровень первого периода;
yi – уровень сравниваемого периода;
yi-1 – уровень предыдущего периода;
yn – уровень последнего периода;
n – число уровней ряда динамики.
1. Технология выполнения компьютерных расчетов.
Расчеты показателей анализа динамики доходов бюджета РФ выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.
Расположение на рабочем листе Excel исходных данных (табл.1) и расчетных формул (в формате Excel) представлено в табл.3.
Табл.3
Результаты расчетов приведены в таблице 4
Табл.4
Год |
Доходы млн. руб. |
Абсолютный прирост, млн. руб. |
Темп роста, % |
Темп прироста, % |
Абсолютная величина 1% прироста, млн. руб. |
||||
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
базисный |
цепной |
||||
2005 |
5127,23 |
|
|
|
|
|
|
|
|
2006 |
6276,30 |
1149,07 |
1149,07 |
122,41 |
122,41 |
22,41 |
22,41 |
51,27 |
|
2007 |
7779,10 |
2651,87 |
1502,80 |
151,72 |
123,94 |
51,72 |
23,94 |
62,76 |
|
Итого |
19182,63 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Среднегодовой абсолютный прирост |
883,96 |
||||||||
Средний темп роста |
123,18 |
||||||||
На рис.1 представлено графическое изображение динамики доходов бюджета РФ за 3года.
Рис. 1. Диаграмма динамики доходов, млн. руб.
Заключение
В данной курсовой работе была рассмотрена тема государственного бюджета. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.
Анализ статистических показателей государственного бюджета предполагает изучение динамики доходов и расходов государственного бюджета, степени исполнения государственного бюджета, закономерностей формирования доходной части бюджет расходования бюджетных средств; определение роли и экономического значения основных источников доходов, в общем, объем, доходов бюджета; выявление расходных статей, вызывающих дефицит государственного бюджета; анализ источников финансирования государственного бюджета и т.д.
Важнейшими аналитическими показателями государственного бюджета являются относительные показатели доходов (расходов) государственного бюджета, позволяющие определить долю каждого раздела (или статьи) доходов (или расходов) в общем объеме доходов (расходов) бюджета и сделать выводы о самых значимых статьях доходной (или расходной) части государственного бюджета. Наличие подобных данных в динамике (при условиях их полной сопоставимости) дает возможность сделать выводы о структурных сдвигах в составе доходов и расходов государственного бюджета и определить круг факторов, вызвавших изменения в строении доходной и расходной частей бюджета.
Применение относительных показателей структуры доходов и расходов государственного бюджета обеспечивает сопоставимость в динамике абсолютных (денежных) показателей бюджета, исчисленных в рамках одной классификации.
Данные вопросы были проанализированы в практической и аналитической частях курсовой работы.
Список использованной литературы
1. Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001;
2. Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник под редакцией О.Э. Башиной, А.А. Спирина. - М.: Финансы и статистика,2005;
3. Финансовая статистика: Учебное пособие под редакцией Т.В. Тимофеевой. - М.: Финансы и статистика, 2006
4 Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.
5 Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.
6. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.
7. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.
8. Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. – М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 1998.