Содержание

1.     Введение……………………………………………………………….3

2.     Теоретическая часть

2.1  Понятие бюджета……………………………………………….....4

2.2  Доходы государственного бюджета…………………………….6

2.3  Расходы государственного бюджета…………………………....8

3.     Практическая часть…………………………………………………..12

4.     Аналитическая часть…………………………………………………36

5.     Заключение……………………………………………………………40

6.     Список использованной литературы………………………………..42





















Введение.


В данной  курсовой  работе  рассматривается вопрос о  доходах  и  расходах  государственного бюджета. А именно: понятие  государственного бюджета, понятие расхода и  дохода  государственного  бюджета.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

Государственный бюджет состоит из 2-х дополняющих друг друга взаимосвязанных частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства, какие слои общества отчисляют больше из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулированные государством средства.

Так в практической части данной работе рассматривается влияние  доходов государственного бюджета на расходы государственного бюджета.                        

В аналитической части рассматривается динамика прибыли по годам. Для этого рассчитываются: абсолютный прирост, темп роста, темп прироста, средние за период уровень ряда, абсолютный прирост, темпы роста и прироста и покажем динамику доходов в виде диаграмме.

Для написания работы использованы средства пакета MS Office, а именно такие программы как: MS Excel, MS Word.






2.1 Понятие бюджета


Центральное  место  в   системе   государственных   финансов   занимает

государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства  на текущий финансовый год. Бюджетный  кодекс  Российской  Федерации  определяет бюджет  как  «форму  образования  и  расходования  фонда  денежных  средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и  функций  государства  и местного  самоуправления»  .  Аккумулируя  с   помощью   государственного бюджета  денежные   средства,   государство   через   финансовые   механизмы осуществляет  выполнение  возложенных  на   него   обществом   политических, экономических и социальных функций,  а  именно  содержание  государственного аппарата,   армии,   правоохранительных   органов,   выполнение   социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д.

    Государственный  бюджет  состоит  из   2-х   дополняющих   друг   друга

взаимосвязанных частей: доходной и  расходной.  Доходная  часть  показывает, откуда поступают средства на финансирование деятельности государства,  какие слои  общества  отчисляют  больше  из  своих  доходов.   Структура   доходов непостоянна и зависит от конкретных экономических условий  развития  страны, рыночной конъюнктуры  и  осуществляемой  экономической  политикой  политики. Любое  изменение  структуры   бюджетных   доходов   отражает   изменения   в экономических  процессах.  Расходная  часть  показывает,   на   какие   цели направляются аккумулированные государством средства.

    Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств,  в  цельном виде никогда не существует, так как по мере поступления доходов они  обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом  образования  и  использования общегосударственного фонда денежных средств,  то  есть  росписью  доходов  и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так  и  по срокам поступления и использования.

Государственный бюджет отражает доходы и расходы сектора государственного управления.

Характер системы статистических показателей государствен­ного бюджета, базирующихся на бюджетной классификации, опи­рается на категории, отражающие природу различных хозяйствен­ных операций. К ним относятся:

• поступления или платежи;

• поступления (платежи) возвратные и невозвратные;

• поступления (платежи) возмездные или безвозмездные;

• поступления (платежи) текущие и капитальные;

• приобретение финансовых активов или принятие обяза­тельств;

• приобретение финансовых активов с целью проведения госу­дарственной политики или управления ликвидностью.

Все операции, осуществляемые органами государственного управления с институциональными единицами других секторов экономики, можно отнести либо к платежам, либо к поступлени­ям, выполняющимся на возвратной или на невозвратной основе. Текущие и капитальные, а также возмездные и безвоз­мездные поступления относятся к невозвратным операциям.

В любой операции участвуют две стороны (участники опера­ции). В большинстве случаев в операции задействованы два пото­ка: входящий (поступление); выходящий (платеж).

 Платеж или поступление является возвратным, если обратный поток выступает в форме договорных обязательств с фиксирован­ным сроком погашения. В результате возвратной операции возникает финансовое требо­вание либо погашается обязательство.


2.2 Доходы государственного бюджета.


Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации.

Доходы  государственного  бюджета,  делятся на: текущие и ка­питальные.

Текущие доходы включают все налоговые и неналоговые по­ступления.

Налоговые доходы — это обязательные, безвозмездные, невоз­вратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей.

К налого­вым поступлениям относятся: прибыль, переводимая фис­кальными, экспортными и импортными монополиями, штрафы и пени, уплаченные за нарушение на­логового законодательства.

Текущие неналоговые поступления — это невозвратные возмездные поступления и некоторые невозврат­ные безвозмездные поступления.

Официальные трансферты — это безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления. Они выступают в виде субвенций, дарений, репараций и являются нерегулярными, единовременны­ми и добровольными. Источниками официальных трансфертов могут быть отечественные и зарубежные органы государственно­го управления, а также международные организации.

Показатель общего объема доходов государственного бюдже­та отражает общий объем бюджетного фонда, подлежащего рас­пределению по территориальному, отраслевому и целевому наз­начению. Он включает налоговые доходы и неналоговые поступ­ления.

Налоговые доходы — это совокупность обязательных плате­жей в бюджет, поступающих в определенных законом размерах и в строго установленные сроки.

Показатель налоговых поступлений включает все виды прямых и косвенных налогов: подоходные налоги, налоги на прибыль, налоги на заработную плату и рабочую силу, налоги на собственность, прочие налоги.

Показатель неналоговых поступлений включает в себя совокуп­ность невозвратных возмездных и безвозмездных поступлений, К ним относятся: доходы от имущества, находящегося в государ­ственной и муниципальной собственности; все поступления по штрафам и санкциям, кроме штрафов за просрочку уплаты нало­гов; все добровольные, невозвратные текущие поступления из не­государственных источников. В российской бюджетной клас­сификации в показатель неналоговых поступлений включены капитальные доходы. Это является отступ­лением от международной классификации доходов государствен­ного бюджета.

Таблица «Доходы гос бюджета РФ в 2005 – 2007гг (млн.руб)»

Год

Доходы, млн.руб.

2005

5127,23

2006

6276,30

2007

7779,10

Итого

19182,63


2.3 Расходы государственного бюджета.


Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

Текущие расходы  - это бюджетные средства, выделяемые юридическим лицам, для финансирования их текущих потребностей.

Расходы государственного бюджета включают все невозврат­ные платежи (возмездные или безвозмездные) вне зависимости от целей их дальнейшего использования (текущих или капитальных). В состав расходов входят трансфертные платежи другим органам государственного управления.

В действующей классификации предусмотрена группировка рас­ходов бюджета по трем признакам:

• функциональному назначению;

• экономическому назначению;

• ведомственному назначению.

Функциональная структура состоит из разделов расходов, свя­занных с осуществлением основных функций государства. В обоб­щенном виде основные функции государства неизменны и характер­ны для всех стран, в их числе:

• государственное управление;

• обеспечение внутренней и внешней безопасности;

• международная деятельность;

• содействие научно-техническому прогрессу;

• социальное развитие.

В Российской Федерации действует следующая функциональна классификация государственного бюджета:

• государственное управление;

• судебная власть;

• межгосударственная деятельность;

• национальная оборона;

• правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности;

• фундаментальные исследования и содействие научно-техни­ческому прогрессу;

• промышленность, энергетика и строительная индустрия;

• сельское хозяйство и рыболовство;

• охрана окружающей среды и природных ресурсов, гидрометео­рология, картография, геодезия, стандартизация и метролог;

• транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика;

• развитие рыночной инфраструктуры;

• предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

• образование;

• культура и искусство;

• средства массовой информации;

• здравоохранение и физическая культура;

• социальная политика;

• обслуживание и погашение государственного долга;

• пополнение государственных запасов и резервов;

• региональное развитие;

• утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных долгов;

• прочие расходы.

От построения функциональной классификации, обоснованно­сти объемов финансирования отдельных ее разделов и подразде­лов зависит эффективность государственного управления. В функциональной классификации государственно­го бюджета выделены разделы, обеспечивающие оборону страны, государственное управление, правоохранительную и международ­ную деятельность.

К расходам на государственное управление относятся расхо­ды, связанные с управленческой сферой деятельности государства; расходы, направленные на функционирова­ние системы законодательной и исполнительной государственной власти; расходы, связанные с деятельностью финансовых и фис­кальных органов; расходы на управление государственной соб­ственностью; расходы на статистическую службу.

Новым показателем расходов являются расходы на развитие рыночной инфраструктуры, включающие государственную под­держку малого бизнеса и предпринимательства.

Таблица «Расходы гос бюджета РФ в 2005 – 2007гг (млн.руб)»

Год

Расходы, млн.руб

2005

3514,35

2006

4281,33

2007

5983,04

Итого

13778,72











3. Практическая  часть.

Имеются следующие выборочные данные о доходах и расходах бюджетов субъектов РФ за полугодие (выборка 25%-ная механическая), млн руб.

Таблица 1

Исходные данные

Номер

региона

п/п

Доходы бюджета, млн руб.

Расходы бюджета, млн руб.

Номер

региона

п/п

Доходы бюджета, млн руб.

Расходы бюджета, млн руб.

1

4,2

5,4

16

1,2

3,1

2

3,8

5,2

17

3,6

4,5

3

6,4

8,7

18

2,2

3,8

4

2,1

3,2

19

0,9

1,9

5

2,4

4,6

20

2,3

3,1

6

2,0

3,5

21

3,5

4,6

7

0,7

2,0

22

4,4

6,2

8

3,9

5,0

23

4,8

7,2

9

8,0

7,4

24

7,5

8,0

10

4,2

6,0

25

0,8

1,7

11

2,5

4,6

26

3,5

4,7

12

3,9

4,9

27

4,1

6,5

13

7,6

8,6

28

6,3

8,6

14

4,1

5,8

29

5,3

6,8

15

0,5

1,8

30

5,2

7,1

Задание 1

По исходным данным (табл.1) необходимо выполнить следующее:

1.     Построить статистический ряд распределения субъектов РФ по доходов бюджета, образовав 5 групп с равными интервалами.

2.     Построить графики полученного ряда распределения. Графически определить значения моды и медианы.

3.     Рассчитать характеристики интервального ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.

4.     Вычислить среднюю арифметическую по исходным данным, сравнить ее с аналогичным показателем, рассчитанным в пункте 3 для интервального ряда распределения.

Выполнение Задания 1

Целью выполнения данного задания является изучение состава и структуры выборочной совокупности субъектов путем построения и анализа статистического ряда распределения субъектов по признаку Доходы бюджета.

1.Построение интервального ряда распределения субъектов по величине доходов бюджета

При построении ряда с равными интервалами величина интервала h определяется по формуле

,                                                   (1)

где  – наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности,  k - число групп интервального ряда.

При заданных k = 5, xmax = 8 млн руб., xmin = 0,5 млн руб.:

При h = 1,5 млн руб. границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид (табл. 2):

Таблица 2

Номер группы

Нижняя граница,

млн руб.

Верхняя граница,

млн руб.

1

0,5

2,0

2

2,0

3,5

3

3,5

5,0

4

5,0

6,5

5

6,5

8,0

Для построения интервального ряда необходимо подсчитать число субъектов, входящих в каждую группу (частоты групп), по принципу полуоткрытого интервала [ ). Т.к. при этом верхние границы интервалов не принадлежат данным интервалам, то соответствующие им единицы совокупности включаются не в данную группу, а в следующую. В последний интервал включаются и нижняя, и верхняя границы.

Процесс группировки единиц совокупности по доходам бюджета представлен во вспомогательной (разработочной) таблице 3 (графа 4 этой таблицы необходима для построения аналитической группировки в Задании 2).

Таблица 3

Разработочная таблица для построения интервального ряда распределения и аналитической группировки

Группы субъектов РФ по величине доходов бюджета, млн руб.

Номер субъекта

Доходы бюджета, млн руб.

Расходы бюджета,

млн руб.

1

2

3

4

0,5 – 2

15

0,5

1,8


7

0,7

2,0


25

0,8

1,7


19

0,9

1,9


16

1,2

3,1

Всего

5

4,1

10,5

2 – 3,5

6

2,0

3,5


4

2,1

3,2


18

2,2

3,8


20

2,3

3,1


5

2,4

4,6


11

2,5

4,6

Всего

6

13,5

22,8

3,5 – 5

21

3,5

4,6


26

3,5

4,7


17

3,6

4,5


2

3,8

5,2


8

3,9

5,0


12

3,9

4,9


14

4,1

5,8


27

4,1

6,5


1

4,2

5,4


10

4,2

6,0


22

4,4

6,2


23

4,8

7,2

Всего

12

48,0

66,0

5 – 6,5

30

5,2

7,1


29

5,3

6,8


28

6,3

8,6


3

6,4

8,7

Всего

4

23,2

31,2

6,5 – 8

24

7,5

8,0


13

7,6

8,6


9

8,0

7,4

Всего

3

23,1

24,0

ИТОГО

30

111,9

154,5

На основе групповых итоговых строк «Всего» табл. 3 формируется итоговая таблица 4, представляющая интервальный ряд распределения субъектов по доходам бюджета.

Таблица 4

Распределение субъектов по доходам бюджета

Номер группы

Группы субъектов по доходам бюджета, млн руб.,

Х

Число субъектов,

F

1

0,5-2

5

2

2-3,5

6

3

3,5-5

12

4

5-6,5

4

5

6,5-8

3


Итого

30

Приведем еще три характеристики полученного ряда распределения - частоты групп в относительном выражении, накопленные (кумулятивные) частоты Sj, получаемые путем последовательного суммирования частот всех предшествующих (j-1) интервалов, и накопленные частости, рассчитываемые по формуле .





Таблица 5


Структура субъектов по доходам бюджета

№ группы

Группы субъектов по доходам бюджета, млн руб.

Число субъектов, fj

Накопленная

частота,

Sj

Накопленная

частота, %

в абсолютном выражении

в % к итогу

1

2

3

4

5

6

1

0,5-2

5

16,7

5

16,7

2

2-3,5

6

20,0

11

36,7

3

3,5-5

12

40,0

23

76,7

4

5-6,5

4

13,3

27

90,0

5

6,5-8

3

10,0

30

100,0


Итого

30

100,0



Вывод. Анализ интервального ряда распределения изучаемой совокупности субъектов показывает, что распределение субъектов по доходам бюджета не является равномерным: преобладают субъекты с доходами от 3,5 млн руб. до 5 млн руб. (это 12 субъектов, доля которых составляет 40%); 36,7% субъектов имеют доход менее 3,5 млн руб., а 23,3% – более 5 млн руб.

1.2. Нахождение моды и медианы полученного интервального ряда распределения графическим методом и  путем расчетов

Для определения моды графическим методом строим по данным табл. 4 (графы 2 и 3) гистограмму распределения банков по изучаемому признаку.

Рис. 1 Определение моды графическим методом


Конкретное значение моды для интервального ряда рассчитывается по формуле:

                        (3)

где   хМo – нижняя граница модального интервала,

h –величина модального интервала,

fMo – частота модального интервала,

fMo-1 – частота интервала, предшествующего модальному,

fMo+1 – частота интервала, следующего за модальным.

Согласно табл.1.3 модальным интервалом построенного ряда является интервал 3,5 -5 млн руб., так как его частота максимальна (f3 = 12).

Расчет моды по формуле (3):

Вывод. Для рассматриваемой совокупности субъектов наиболее распространенный доход бюджета характеризуется средней величиной 4,143 млн руб.

Для определения медианы графическим методом строим по данным табл. 5 (графы 2 и 5) кумуляту распределения банков по изучаемому признаку.

Рис. 2. Определение медианы графическим методом

Конкретное значение медианы для интервального ряда рассчитывается по формуле:

,                                       (4)

где    хМ е– нижняя граница медианного интервала,

h – величина медианного интервала,

– сумма всех частот,

fМе – частота медианного интервала,

SMе-1 – кумулятивная (накопленная) частота интервала, предшествующего медианному.

Определим медианный интервал, используя накопленные частоты из табл. 5 (графа 5). Медианным является интервал 3,5 - 5 млн. руб., т. к. именно в этом интервале накопленная частота впервые превышает величину, равную половине численности единиц совокупности ( = ).

Расчет значения медианы по формуле (4):

Вывод. В рассматриваемой совокупности субъектов РФ половина субъектов имеют в среднем доход бюджета не более 3,999 млн. руб., а другая половина – не менее 3,999 млн. руб.

3. Расчет характеристик ряда распределения

Для расчета характеристик ряда распределения , σ, σ2, Vσ на основе табл. 5 строится вспомогательная таблица 6 (  – середина j-го интервала).

Таблица 6

Расчетная таблица для нахождения характеристик ряда распределения

Группа банков по доходам бюджета, млн руб.

Середина интервала,

Число субъектов,

fj

1

2

3

4

5

6

0,5-2

1,25

5

6,25

-2,70

36,45

2-3,5

2,75

6

16,50

-1,20

8,64

3,5-5

4,25

12

51,00

0,30

1,08

5-6,5

5,75

4

23,00

1,80

12,96

6,5-8

7,25

3

21,75

3,30

32,67

Итого

 

30

118,50


91,80



Расчет средней арифметической взвешенной:

                                   (5)

Расчет среднего квадратического отклонения:

                    (6)

Расчет дисперсии:

σ2 =1,7492=3,060

Расчет коэффициента вариации:

                                     (7)

Вывод. Анализ полученных значений показателей  и σ говорит о том, что средний доход бюджетов субъектов РФ составляет 3,95 млн руб., отклонение от среднего дохода в ту или иную сторону составляет в среднем 1,749 млн руб. (или 44,3%), наиболее характерная величина доходов находится в пределах от 2,201 млн руб. до 5,699 млн руб. (диапазон ).

Значение Vσ = 44,3% превышает 40%, следовательно, вариация доходов бюджета в исследуемой совокупности субъектов значительна и совокупность по данному признаку достаточно не однородна. Расхождение между значениями , Мо и Ме не столь значительно ( =3,95 млн руб., Мо=4,143 млн. руб., Ме=3,999 млн. руб.). Однако, можно утверждать, что найденное среднее значение величины доходов бюджета является типичной, хоть и не совсем надежной характеристикой исследуемой совокупности банков.

4.Вычисление средней арифметической по исходным данным

Для расчета применяется формула средней арифметической простой:

,                             (8)

Причина расхождения средних величин, рассчитанных по формулам (8) и (5), заключается в том, что по формуле (8) средняя определяется по фактическим  значениям  исследуемого  признака  для  всех  30 субъектов, а по формуле (5) средняя вычисляется для интервального ряда, когда в качестве значений признака берутся середины интервалов  и, следовательно, значение средней будет менее точным (за исключением случая равномерного распределения значений признака внутри каждой группы).

Задание 2

По исходным данным табл. 1 с использованием результатов выполнения Задания 1 необходимо выполнить следующее:

1.     Установите наличие и характер связи между доходами и расходами бюджета, образовав заданное число групп с равными интервалами по обоим признакам, методами:

а) аналитической группировки;

б) корреляционной таблицы


Выполнение задания 2

Целью выполнения данного Задания является выявление наличия корреляционной связи между факторным и результативным признаками, установление направления связи и оценка ее тесноты.

По условию Задания 2 факторным является признак Доходы бюджета (X), результативным – признак Расходы бюджета (Y).

1. Установление наличия и характера связи между признаками Доходы бюджета и Расходы бюджета методами аналитической группировки и корреляционной таблицы

1а. Применение метода аналитической группировки

При использовании метода аналитической группировки строится интервальный ряд распределения единиц совокупности по факторному признаку Х и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение  результативного признака Y. Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения  систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.

Используя разработочную таблицу 3, строим аналитическую группировку, характеризующую зависимость между факторным признаком Х – Доходы бюджета - и результативным признаком Y Расходы бюджета. Макет аналитической таблицы имеет следующий вид (табл. 7):


Таблица 7

Зависимость расходов бюджета от доходов бюджета

Номер группы

Группа субъектов по доходам бюджета, млн. руб.

Число субъектов в группе

Расходы бюджета,

млн руб.

Всего

в среднем на один субъект

1





2





3





4





5





 Итого





Групповые средние значения  получаем из таблицы 3 (графа 4), основываясь на итоговых строках «Всего». Построенную аналитическую группировку представляет табл. 8



Таблица 8

Зависимость расходов бюджета от доходов бюджета

Номер группы

Группа субъектов по доходам бюджета, млн руб.,

х

Число банков,

fj

Расходы бюджета, млн руб.

Всего

в среднем на один субъект,

1

2

3

4

5=4/3

1

0,5-2

5

10,500

2,100

2

2-3,5

6

22,800

3,800

3

3,5-5

12

66,000

5,500

4

5-6,5

4

31,200

7,800

5

6,5-8

3

24,000

8,000

 

Итого

30

154,500

5,150

Вывод. Анализ данных табл. 8 показывает, что с увеличением доходов бюджета от группы к группе систематически возрастает и средняя величина расходов субъектов, что свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между исследуемыми признаками.

1б. Применение метода корреляционной таблицы.

Корреляционная таблица представляет собой комбинацию двух рядов распределения. Строки таблицы соответствуют группировке единиц совокупности по факторному признаку Х, а графы – группировке единиц по результативному признаку Y. На пересечении j-ой строки и k-ой графы указывается число единиц совокупности, входящих в j-ый интервал по факторному признаку и в k-ый интервал по результативному признаку. Концентрация частот около диагонали построенной таблицы свидетельствует о наличии корреляционной связи между признаками. Связь прямая, если частоты располагаются по диагонали, идущей от левого верхнего угла к правому нижнему. Расположение частот по диагонали от правого верхнего угла к левому нижнему говорит об обратной связи.

Для построения корреляционной таблицы необходимо знать величины и границы интервалов по двум признакам X и Y. Величина интервала и границы интервалов  для  факторного  признака  ХДоходы бюджета известны из табл. 8. Для результативного признака YРасходы бюджета величина интервала определяется по формуле (1) при k = 5,  уmax = 1,7 млн руб., уmin = 8,7 млн руб.:

Границы интервалов ряда распределения результативного признака Y имеют следующий вид (табл. 9):

Таблица 9

Номер группы

Нижняя граница,

млн руб.

Верхняя граница,

млн руб.

1

1,7

3,1

2

3,1

4,5

3

4,5

5,9

4

5,9

7,3

5

7,3

8,7

Подсчитывая с использованием принципа полуоткрытого интервала [ ) число банков, входящих в каждую группу (частоты групп), получаем интервальный ряд распределения результативного признака (табл. 10).

Таблица 10

Распределение субъектов по расходам бюджета

Группы субъектов по расходам бюджета, млн. руб.,

Х

Число субъектов,

fj

1,7 – 3,1

4

3,1 – 4,5

5

4,5 – 5,9

10

5,9 – 7,3

6

7,3 – 8,7

5

Итого

30

Используя группировки по факторному и результативному признакам, строим корреляционную таблицу (табл. 11).

Таблица 11

Корреляционная таблица зависимости расходов от доходов бюджета субъектов РФ

Группа субъектов по доходам бюджета,

млн руб.

Группы субъектов по расходам бюджета, млн. руб.

 

1,7 – 3,1

3,1 – 4,5

4,5 – 5,9

5,9 – 7,3

7,3 – 8,7

Итого

0,5-2

4

1




5

2-3,5


4

2



6

3,5-5



8

4


12

5-6,5




2

2

4

6,5-8





3

3

Итого

4

5

10

6

5


Вывод. Анализ данных табл. 11 показывает, что распределение частот групп произошло вдоль диагонали, идущей из левого верхнего угла в правый нижний угол таблицы. Это свидетельствует о наличии прямой корреляционной связи между расходами и доходами бюджета.

2.     Измерение тесноты корреляционной связи

Для анализа тесноты связи между факторным и результативным признаком рассчитывается показатель  - эмпирическое корреляционное отношение, задаваемое формулой (9):

где   – общая дисперсия признака Y,

         – факторная дисперсия признака Y

Величина общей дисперсии  рассчитывается в MS Excel с помощью функции ДИСПР инструмента Мастер функций.

Макет таблицы для выполнения расчетов приведен ниже.

Таблица 12

Таблица для расчета показателей внутригрупповой дисперсии

Номер группы

Группа субъектов по доходам бюджета, млн руб.

Число субъектов в группе

Внутригрупповая дисперсия

1




2




3




4




5




Итого




Для расчета факторной дисперсии  используется правило сложения дисперсий

=  +

согласно которому

 =  -

где - внутригрупповая дисперсия j-й группы результативных значений (j = 1, 2, …, 5).

Внутригрупповые дисперсии для каждой группы рассчитываются с помощью функции ДИСПР инструмента Мастер функций.

Поскольку Excel не содержит встроенных функций для расчета средних, то вычисление средней величины внутригрупповых дисперсий производится по формуле

,

где  - внутригрупповая дисперсия j-й группы;

 - количество субъектов в j-й группе;

k – количество групп (k=5).

При этом для вычисления числителя  используется функция СУММПРОИЗВ.

Для расчета общей дисперсии , средней из внутригрупповых дисперсий  и показателя используются функции инструмента Мастер функций:

1.     ДИСПР (Диапазон ячеек) – статистическая функция, оценивающая дисперсию .

2.     СУММПРОИЗВ (Диапазон ячеек1, Диапазон ячеек2) – математическая функция, вычисляющая скалярное произведение

 *  +  *  + … +  * ,

где  - значение из Диапазона ячеек1;

 - значение из Диапазона ячеек2 (i = 1, 2, …, k).

3.     КОРЕНЬ (Число) - математическая функция, вычисляющая квадратный корень из числа, введенного в качестве аргумента.

Макет таблицы для выполнения расчетов приведен ниже.


Таблица 13

Таблица для расчета показателей дисперсии и эмпирического корреляционного отношения η

Общая дисперсия

Средняя из внутригрупповых дисперсий

Межгрупповая дисперсия

Эмпирическое корреляционное отношение





Для вычисления значения внутригрупповых дисперсий в функции ДИСПР необходимо в качестве аргумента функции указать диапазон ячеек j-й группы, для которой выполняется вычисление указанной функции (диапазон ячеек j-й группы распознается по соответствующей цветовой заливке данной группы).


Таблица 14


Показатели внутригрупповой дисперсии признака Y

Номер группы

Группа субъектов по доходам бюджета, млн руб.

Число субъектов в группе

Внутригрупповая дисперсия

1

0,5-2

5

0,260

2

2-3,5

6

0,370

3

3,5-5

12

0,657

4

5-6,5

4

0,735

5

6,5-8

3

0,240

Итого

 

30

2,262

Для вычисления значения общей дисперсии в функции ДИСПР в качестве аргумента функции указан диапазон C2:C31 (диапазон ячеек со значениями признака Y).

Для вычисления значения средней из внутригрупповых дисперсий в функции СУММПРОИЗВ в качестве аргумента функции М1 указан диапазон ячеек, содержащих значения внутригрупповых дисперсий (D36:D40), а в качестве аргумента функции М2 - диапазон ячеек, содержащих значения частот ряда распределения в группах (C36:C40).

Для вычисления значения функции КОРЕНЬ в качестве аргумента функции введена формула C46/A46 для расчета отношения .

Для выполнения вычислений следует ввести знак равенства «=» перед именами функций и формулами.

Таблица 14

Показатели дисперсии и эмпирического корреляционного отношения

Общая дисперсия

Средняя из внутригрупповых дисперсий

Межгрупповая дисперсия

Эмпирическое корреляционное отношение

4,215

0,502

3,713

0,939

Вывод. 93,9% вариации расходов бюджета обусловлено вариацией доходов бюджета, а 6,1% –  влиянием прочих неучтенных факторов.

Для качественной оценки тесноты связи на основе  служит шкала Чэддока (табл. 14):

Таблица 15

Шкала Чэддока

h

0,1 – 0,3

0,3 – 0,5

0,5 – 0,7

0,7 – 0,9

0,9 – 0,99

Характеристика

силы связи

Слабая

Умеренная

Заметная

Тесная

Весьма тесная

Вывод. Согласно шкале Чэддока связь между расходами и  доходами бюджета является весьма тесной.

Задание 3

По результатам выполнения задания 1 с вероятностью 0,683 определите:

1)          Ошибку выборки среднего дохода бюджета и границы, в которых  он будет находиться в генеральной совокупности.

2)          Ошибку выборки доли регионов со средним доходом бюджета 5 млн. руб. и более и границы, в которых будет находиться генеральная доля.


Выполнение  задания 3

1. Определение ошибки выборки среднего дохода и границы, в которых будет находиться средний дохода бюджета в генеральной совокупности.

Применяя выборочный метод наблюдения, необходимо рассчитать ошибки выборки (ошибки репрезентативности), т.к. генеральные и выборочные характеристики, как правило, не совпадают, а отклоняются на некоторую величину ε.

Принято вычислять два вида ошибок выборки - среднюю  и предельную . Для расчета средней ошибки выборки  применяются различные формулы в зависимости от вида и способа отбора единиц из генеральной совокупности в выборочную. Для собственно-случайной и механической выборки с бесповторным способом отбора средняя ошибка  для выборочной средней  определяется по формуле

,                                                    (10)

где  – общая дисперсия выборочных значений признаков,

       N – число единиц в генеральной совокупности,

        n – число единиц в выборочной совокупности.

Предельная ошибка выборки  определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная средняя:

,

                                       ,                                            (11)

где     – выборочная средняя,

           – генеральная средняя.

Предельная ошибка выборки  кратна средней ошибке  с коэффициентом кратности t (называемым также коэффициентом доверия):

                                                       (12)

Коэффициент кратности  t зависит от  значения  доверительной вероятности Р, гарантирующей вхождение генеральной средней в интервал , называемый доверительным интервалом.

Наиболее часто используемые доверительные вероятности Р и соответствующие им значения t задаются следующим образом (табл. 15):

Таблица 15

Доверительная вероятность P

0,683

0,866

0,954

0,988

0,997

0,999

Значение t

1,0

1,5

2,0

2,5

3,0

3,5

По условию демонстрационного примера выборочная совокупность насчитывает 30 субъектов, выборка 25% механическая. Выборочная средняя , дисперсия  определены в Задании 1 (п. 3). Значения параметров, необходимых для решения задачи, представлены в табл. 16:

Таблица 16

Р

T

n/N

0,683

1

0,25

3,95

3,060

Расчет средней ошибки выборки по формуле (10):

,

Расчет предельной ошибки выборки по формуле (12):

Определение по формуле (11) доверительного интервала для генеральной средней:

3,95 – 0,277  3,95 + 0,277;

3,673 млн руб. 4,227 млн руб.

Вывод. На основании проведенного выборочного обследования субъектов РФ с вероятностью 0,683 можно утверждать, что для генеральной совокупности субъектов РФ средняя величина доходов бюджета находится в пределах от 3,673 млн руб. до 4,227 млн руб.

2. Определение ошибки выборки для доли регионов со средним доходом бюджета 5 млн руб. и более, а также границ, в которых будет находиться генеральная доля

Доля единиц выборочной совокупности, обладающих тем или иным заданным свойством, выражается формулой:

              ,                                                                  (13)

где  m – число единиц совокупности, обладающих заданным свойством;

        n – общее число единиц в совокупности.

Для собственно-случайной и механической выборки с бесповторным способом отбора предельная ошибка выборки  доли единиц, обладающих заданным свойством, рассчитывается по формуле

                 ,                                           (14)

где  w – доля единиц совокупности, обладающих заданным свойством;

       (1-w) – доля единиц совокупности, не обладающих заданным свойством,

        N – число единиц в генеральной совокупности,

        n– число единиц в выборочной совокупности.

Предельная ошибка выборки  определяет границы, в пределах которых будет находиться генеральная доля р единиц, обладающих заданным свойством:

                                                          (15)

По условию Задания 3 исследуемым свойством является равенство или превышение доходов бюджета величины 5 млн руб.

Число банков с заданным свойством определяется из табл. 3 (графа 3):

m=7

Расчет выборочной доли по формуле (13):

Расчет по формуле (19) предельной ошибки выборки для доли:

Определение по формуле (15) доверительного интервала генеральной доли:

0,166  0,300

или

16,6%  30,0%

Вывод. С вероятностью 0,683 можно утверждать, что в генеральной совокупности субъектов РФ доля субъектов со средним доходом бюджета 5 млн руб. и более будет находиться в пределах от 16,6% до 30%.

Задание 4.

Исполнение регионального бюджета в процентах к валовому региональному продукту (ВРП) характеризуется следующими данными:


Таблица № 1.8.

Исходные данные.

Месяц

Налоговые поступления в % к ВРП

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Январь

2,5

2,6

2,4

Февраль

2,6

2,7

2,3

Март

3,0

2,8

2,5

Апрель

2,9

2,8

2,1

Май

2,8

2,7

2,3

Июнь

2,7

2,8

2,2

Июль

2,9

2,7

2,6

Август

2,8

2,7

2,6

Сентябрь

2,9

2,8

2,7

Октябрь

3,0

2,9

2,8

Ноябрь

3,1

3,0

3,0

Декабрь

3,2

2,9

3,3






ВРП в 2002 г. Составил 26 млрд. руб., а в 2003 и 2004 гг. соответственно 29,1 млрд. руб. и 32,2 млрд. руб.

Для анализа сезонных колебаний налоговых поступлений в регионе:

·        Определите индексы сезонности методом простой средней;

·        Постройте график сезонности волны;

·        осуществите прогноз налоговых поступлений в процентах к ВРП по месяцам 2005 г. При условии, что доля налоговых поступлений в ВРП региона в 2005 г. составит 70%.


Выполнение задания 4.

Индекс сезонности рассчитывается по формуле:

   или

Построим таблицу, в которой рассчитаем индексы сезонности.


Таблица № 1.9.

Расчет индекса сезонности.

год  

Налоговые поступления в % ВРП

 

 

Индекс сезон-ности

Прог-ноз на 2005 год

месяц

2002 г.

2003 г.

2004 г.

Январь

2,5

2,6

2,4

7,5

2,5

92,60

5,3

Февраль

2,6

2,7

2,3

7,6

2,5

92,60

5,3

Март

3,0

2,8

2,5

8,3

2,8

103,70

6,0

Апрель

2,9

2,8

2,1

7,8

2,6

96,30

5,5

Май

2,8

2,7

2,3

7,8

2,6

96,30

5,5

Июнь

2,7

2,8

2,2

7,7

2,6

96,30

5,5

Июль

2,9

2,7

2,6

8,2

2,7

100,00

5,8

Август

2,8

2,7

2,6

8,1

2,7

100,00

5,8

Сентябрь

2,9

2,8

2,7

8,4

2,8

103,70

6,0

Октябрь

3,0

2,9

2,8

8,7

2,9

107,40

6,2

Ноябрь

3,1

3,0

3,0

9,1

3,0

111,11

6,4

Декабрь

3,2

2,9

3,3

9,4

3,1

114,81

6,7

Итого:

34,4

23,4

30,8

98,6

32,8

-

70,0

 рассчитывается по формуле: .





На основе полученных данных построим график сезонности волны.

Вывод: Построен график  сезонности на  основании  данных,  приведенных  в  таблице.  А  также  осуществлен  прогноз  налоговых  поступлений по  месяцам  в  2005 г. Виден  рост  налоговых поступлений  в последних  месяцах  года.

4.Аналитическая часть.

1.     Постановка задачи

По данным отчетов о прибылях и убытках бюджета государства РФ, за несколько лет, представленным в табл.1, проведем анализ динамики прибыли по годам, для чего рассчитаем следующие показатели:

- абсолютный прирост;

- темп роста;

- темп прироста;

- средние за период уровень ряда, абсолютный прирост, темпы роста и прироста.


Таблица 1

Прибыль предприятия до налогообложения, мрлд. руб.

Год

Доходы бюджета РФ

2005

5,13

2006

6,28

2007

7,78

2. Методика решения задачи

Расчет показателей анализа ряда динамики осуществим по формулам, представленным в табл.2.

Таблица 2

Формулы расчета показателей

Показатель

Базисный

Цепной

Средний

Абсолютный прирост

 (1)

 (2)

 (3)

Темп роста

 (4)

 (5)

 (6)

Темп прироста

 (7)

 (8)

 (9)


Средний уровень в интервальном ряду динамики вычисляется по формуле:

Для определения абсолютной величины, стоящей за каждым процентом прироста прибыли, рассчитывают показатель абсолютного значения одного процента прироста (А%). Один из способов его расчета - расчет по формуле:

Числовые обозначения:

y1 – уровень первого периода;

yi – уровень сравниваемого периода;

yi-1 – уровень предыдущего периода;

yn – уровень последнего периода;

n – число уровней ряда динамики.





1.     Технология выполнения компьютерных расчетов.

Расчеты показателей анализа динамики доходов бюджета РФ выполнены с применением пакета прикладных программ обработки электронных таблиц MS Excel в среде Windows.

Расположение на рабочем листе Excel исходных данных (табл.1) и расчетных формул (в формате Excel) представлено в табл.3.

Табл.3





Результаты расчетов приведены в таблице 4

Табл.4

Год

Доходы млн. руб.

Абсолютный прирост, млн. руб.

Темп роста, %

Темп прироста, %

Абсолютная величина 1% прироста, млн. руб.

базисный

цепной

базисный

цепной

базисный

цепной

2005

5127,23

 

 

 

 

 

 

 

2006

6276,30

1149,07

1149,07

122,41

122,41

22,41

22,41

51,27

2007

7779,10

2651,87

1502,80

151,72

123,94

51,72

23,94

62,76

Итого

19182,63

 

 

 

 

 

 

 

Среднегодовой абсолютный прирост

883,96

Средний темп роста

123,18


На рис.1 представлено графическое изображение динамики доходов бюджета РФ за 3года.

Рис. 1. Диаграмма динамики доходов, млн. руб.


Заключение

 В данной курсовой работе была рассмотрена тема государственного бюджета. Отражая содержание процессов производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

Анализ статистических показателей государственного бюдже­та предполагает изучение динамики доходов и расходов государ­ственного бюджета, степени исполнения государственного бюд­жета, закономерностей формирования доходной части бюджет расходования бюджетных средств; определение роли и экономи­ческого значения основных источников доходов, в общем, объем, доходов бюджета; выявление расходных статей, вызывающих де­фицит государственного бюджета; анализ источников финансиро­вания государственного бюджета и т.д.

Важнейшими аналитическими показателями государственного бюджета являются относительные показатели доходов (расходов) государственного бюджета, позволяющие определить долю каж­дого раздела (или статьи) доходов (или расходов) в общем объеме доходов (расходов) бюджета и сделать выводы о самых значимых статьях доходной (или расходной) части государственного бюд­жета. Наличие подобных данных в динамике (при условиях их полной сопоставимости) дает возможность сделать выводы о струк­турных сдвигах в составе доходов и расходов государственного бюджета и определить круг факторов, вызвавших изменения в строении доходной и расходной частей бюджета.

Применение относительных показателей структуры доходов и расходов государственного бюджета обеспечивает сопоставимость в динамике абсолютных (денежных) показателей бюджета, исчис­ленных в рамках одной классификации.

Данные вопросы были проанализированы в практической и аналитической частях курсовой работы.

Список использованной литературы


1.                Гусаров В.М. Статистика: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001;

2.                Общая теория статистики: Статистическая методология в изучении коммерческой деятельности: Учебник под редакцией О.Э. Башиной, А.А. Спирина. - М.: Финансы и статистика,2005;

3.                Финансовая статистика: Учебное пособие под редакцией Т.В. Тимофеевой. - М.: Финансы и статистика, 2006

4       Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- М.: Юрайт, 1999.

5     Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

6.     Финансы: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

7.     Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999.

8.  Бюджетный процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Л.Г.Баранова, О.В.Врублевская и др. – М.: «Перспектива»: ИНФРА-М, 1998.