СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Факультет коммерция и сервис
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина: Сервисология. Дисциплина, человек и его потребности
Тема: Сервис как система индивидуального обслуживания
Выполнил:
Хвастов С.В.
гр. Д – 22
Проверил:
Удальцова М.В.
Новосибирск, 2004 Содержание
Введение................................................................................................................... 3
1. Маркетинг отношений с потребителями............................................................ 4
2. Пятиступенчатая модель качества обслуживания........................................... 10
3. Построение культуры продаж.......................................................................... 26
3.1. Чистка клиентской базы............................................................................... 26
3.2. Увеличение нормы прибыли....................................................................... 26
3.3. Увеличение доли присутствия на целевых рынках.................................... 27
4. Современные методы индивидуального обслуживания.................................. 30
4.1. Микромаркетинг.......................................................................................... 32
4.2. Дисконтные карточки.................................................................................. 33
4.3. Методы поощрения..................................................................................... 34
4.4. Электронная коммерция.............................................................................. 35
Заключение............................................................................................................ 37
Список литературы............................................................................................... 38
Введение
Индивидуальное обслуживание - вид обслуживания, при котором принимаются во внимание факторы, которые нравятся и не нравится потребителю как личности.
Благодаря эффективному единому управлению, которое включает современные способы автоматизации, высокий уровень организации труда производительность труда в западных сетях в 5 раз выше, чем в России. Почему так? Как ни парадоксально, потому, что во многих сетях единого управления просто-напросто нет. Хозяин двадцати самостоятельных магазинов объявляет, что у него сеть только потому, что сети в моде, престижны. А управление не единое, магазины разве что делают консолидированный заказ или подчиняются неким общим правилам финансового управления. Между прочим, на Западе консолидированный заказ делают и совершенно самостоятельные компании.
Обратный случай, когда управление сетью единое, как ни странно, тоже трудно приживается. И вот почему. Единое управление предусматривает тиражирование отлаженной на первом магазине схемы. В принципе, однообразное управления во всех магазинах дает очень высокую эффективность. Но если немцы в силу многолетнего опыта развития розничного бизнеса, наконец, в силу особенностей национального характера могут отладить механизм работы в одном магазине до совершенства, то у нас опыта пока маловато. А когда управление в одном магазине не очень отлажено, при тиражировании все ошибки увеличиваются многократно. В итоге радужные ожидания роста эффективности за счет тиражирования управления могут, напротив, обернуться большими неприятностями.
Цель работы – рассмотреть сервис как систему индивидуального обслуживания.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить особенности маркетинга отношений с потребителями.
2. Рассмотреть пятиступенчатую модель качества обслуживания.
3. Изучить построение культуры продаж.
4. Определить современные методы индивидуального обслуживания.
1. Маркетинг отношений с потребителями
Маркетинг отношений охватывает создание, поддержание и расширение прочных связей с потребителями и другими партнерами. Все более и более маркетинг смещает акцент от индивидуальных сделок к созданию более ценных отношений и маркетинговых сетей связей. Маркетинг отношений ориентирован на длительный срок. Цель его состоит в том, чтобы предоставить долгосрочные ценности потребителям. Мерой его успеха служит долгосрочное удовлетворение их потребностей. Маркетинг отношений требует, чтобы все отделы компании вместе, как одна команда, работали на основе маркетинговой концепции и имели единую цель – лучше обслужить клиента. Маркетинг предполагает установление отношений на разных уровнях – экономическом, социальном, техническом и юридическом, а их цель – обеспечить высокую лояльность потребителя к товару и фирме.
Выделим пять различных уровней отношений, которые могут сложиться с потребителем, купившим такой, например, товар, как организация встречи или банкета:
q Основной уровень отношений. Продавец компании продает товар, и далее не предпринимает никаких действий.
q Реагирующий уровень отношений. Продавец продает потребителю товар и просит звонить в случае, если у него возникнут какие-либо вопросы.
q Ответственный уровень отношений. Через небольшой промежуток времени после покупки продавец сам звонит покупателю для проверки ситуации и отвечает на его вопросы. Во время и после сделки продавец запрашивает у покупателя предложения по улучшению и возможному совершенствованию товара, а также о каких-либо его недостатках. Эта информация помогает компании непрерывно улучшать свои предложения.
q Проактивный уровень отношений. Продавец или другие сотрудники компании время от времени звонят клиенту с предложениями относительно усовершенствований товара, которые были сделаны, или о творческих предложениях на будущее.
q Уровень партнерства. Компания непрерывно работает с этим и другими потребителями, чтобы добиться предложения лучшей потребительской ценности.
Какие особые инструменты маркетинга компания может использовать, чтобы добиться более прочных связей с потребителем и лучше удовлетворить его потребности? Для этого можно применить один из трех подходов. Первый предусматривает, прежде всего, введение в отношения с потребителем дополнительных финансовых выгод.
Хотя эти программы поощрений потребителей и другие финансовые стимулы создают им дополнительные преимущества, они могут быть легко скопированы конкурентами и таким образом не создадут дифференциации предложений именно этой компании. Второй подход состоит в том, чтобы ввести наряду с финансовыми дополнительные социальные льготы. При этом персонал компании работает над тем, чтобы укрепить социальные связи с потребителями путем изучения потребностей и желаний каждого из них, а затем индивидуализировать и персонифицировать свои товары и услуги. Так они превращают потребителей в клиентов. Потребители могут быть безымянными для компании, а клиенты – нет. Потребители – это часть массы или часть больших сегментов рынка; клиенты же обслуживаются на индивидуальной основе. Потребители обслуживаются любым служащим фирмы, который оказывается на месте; клиенты же обслуживаются профессионалом, предназначенным именно для них.
Третий подход к созданию прочных взаимоотношений с потребителем – это подключение наряду с финансовыми и социальными льготами структурных связей. Например, авиалинии предлагают специальные системы резервирования маршрутов для туристических агентов. Клиенты, часто обращающиеся в компанию, имеют специальные телефонные линии, которыми они могут воспользоваться.
Ниже приводятся основные этапы программы установления маркетинговых отношений в компании:
Идентификация ключевых потребителей, заслуживающих особого отношения со стороны руководства фирмы. Выберите самых крупных и лучших потребителей и назовите их своему руководству для установления с ними особых деловых отношений. Могут также быть подключены и другие потребители, например те, кто показывает исключительный рост или является пионером в развитии новой отрасли.
Назначение квалифицированного в деле установления особых отношений с потребителями менеджера для каждого ключевого клиента. Продавец, в настоящее время обслуживающий потребителя, должен пройти специальное обучение по менеджменту отношений или быть заменен другим, более квалифицированным в этом отношении специалистом. Менеджер по связям с потребителями должен обладать чертами, которые соответствуют ожиданиям потребителя и привлекают его.
Четкое описание работы менеджеров по связям с потребителями. Опишите, какие отчеты по связям с потребителями они должны составлять, какие цели их работа должна преследовать, какими полномочиями они могут располагать и какие критерии будут положены в основу оценки качества их труда. Сделайте этого менеджера центром всех деловых отношений с данным клиентом. Поручите каждому менеджеру только одно или совсем небольшое число такого рода связей, что обеспечит с его стороны качественное выполнение обязанностей.
Каждый менеджер по связям с потребителями должен иметь годовой и перспективный план развития отношений с клиентами. Эти планы должны включать цели, стратегии, специальные мероприятия и требуемые ресурсы для их реализации.
Назначение высшего менеджера – контролировать работу менеджеров по связям с потребителями. Этот человек должен составить описание их работы, отобрать критерии ее оценки и определить для ее поддержания ресурсы, чтобы повысить эффективность работы менеджеров по связям с потребителями.
Когда менеджмент в области связей с потребителями осуществляется надлежащим образом, то организация начинает концентрировать такое же внимание на работе с клиентами, как и на своем продукте (товаре и услуге). В то же время, хотя многие компании строго двигаются в направлении развития маркетинга отношений с потребителями, это не всегда дает желаемый эффект,
Например, компания вступила на путь маркетинга отношений, но вы не хотите вступать в отношения с каждым потребителем. В практике встречаются и плохие потребители. Компания должна выборочно подходить к установлению контактов с потребителями, исключая из своего внимания тех, кто менее всего поддается «воспитанию», и только тогда она сможет эффективнее других удовлетворять потребности «нужных» клиентов.
Основной тест: выгодность клиента. В конечном счете компании должны строить свое суждение на том, какие сегменты и какие специфичные потребители будут более всего ей выгодны. Маркетинг – это искусство привлечения и удержания выгодных потребителей. Компании часто обнаруживают, что 20-40% их потребителей нерентабельны. Кроме того, многие компании свидетельствуют, что наиболее выгодные потребители – это не самые крупные, а средние клиенты. Самые большие потребители требуют большего по охвату обслуживания и самых больших скидок, сокращая таким образом уровень прибылей компании. Самые мелкие потребители оплачивают полную стоимость и получают меньшее обслуживание, но затраты на операции с мелкими клиентами уменьшают доходность компании. Во многих случаях наиболее выгодными оказываются средние клиенты, которые оплачивают почти полную стоимость и получают хорошее обслуживание. Это объясняет, почему крупные фирмы, целевым рынком которых прежде были крупные клиенты, теперь перестраиваются и захватывают рынок средних клиентов.
Некоторые организации пытаются делать все, чего бы потребитель ни попросил. Хотя клиенты часто делают много хороших предложений, в то же время их просьбы бывают и невыполнимыми или нерентабельными. Например, выполнение некоторых из этих предложений существенно отличается от направления целевого рынка, которое определяет характер отбора клиентов для обслуживания и определения соотношения прибыли и цены в предлагаемом товаре, чтобы решить, обслуживать ли этих клиентов или отказать им.
Что делает потребителя выгодным? Мы определяем «выгодного клиента» как человека, доходы бизнеса или компаний которого растут со временем на некоторую величину, относительно способную оплатить расходы данной организации на привлечение, продажу и обслуживание этого клиента, включая продажу товара или услуги. Обратите внимание, что определение подчеркивает прибыльность клиента с учетом продолжительного срока обслуживания, а не по результатам единичной сделки.
Качество в таких сферах обслуживания резко отличается от качества на производственных фирмах. Продукт компании, занятой в сфере гостеприимства, производится и потребляется одновременно, в то время как производство и потребление продуктов производственных фирм разделено во времени и пространстве. Это дает производственным фирмам время, чтобы проверить и снять дефектные изделия, прежде чем потребители получат их. Дефектные изделия стоят фирме денег, но не так много, как клиент, который отказывается купить это изделие или возвращает его как бракованное. В компаниях сферы гостеприимства в периоды повышенного спроса на их услуги очень трудно обеспечить контроль качества. Таким образом, достижение качества в сфере обслуживания – важная задача, решение которой обеспечивает предпринимательский успех[1].
2. Пятиступенчатая модель качества обслуживания
Широко используется модель качества обслуживания, известная как пятиступенчатая модель. Она определяет качество обслуживания с точки зрения удовлетворения ожиданий клиента. По словам разработчиков модели, первым шагом в обслуживании является знание того, чего ожидает клиент и какая критическая ситуация может возникнуть в качестве обслуживания. Проще говоря, фирма должна знать, чего ожидает клиент, и реализовать его ожидания с отличным качеством». Эта модель тесно связана с маркетингом, так как в ее основе лежит ориентация на запросы потребителя. Модель имеет пять ступеней, рассматриваемых ниже.
Ступень 1: Ожидания потребителя и реакция руководства.
Руководство гостиниц, ресторанов и т. д. не всегда в состоянии понять, что клиент ожидает от обслуживания и каковы особенности его требований в оказании обслуживания на высоком уровне.
Многие фирмы предварительно проводят исследования, чтобы выяснить, что же нужно для рынка, но затем они концентрируются на внутрифирменных вопросах и забывают о том, что потребности клиентов меняются. Если клиент нуждается в изменении свойств товара или услуги, а те не меняются, маркетинг-микс становится менее привлекательным для целевого рынка и ступень 1 увеличивается. Менеджеры должны осмысливать свои действия со всех сторон, разговаривать с клиентами и поощрять обратную связь. Руководство может также получать информацию о клиентах от информационных систем маркетинга.
Ступень 2: Восприятие руководства и спецификации качества обслуживания.
Ступень 2 наступает, когда менеджеры знают, чего их потребители хотят, но неспособны или не желают развивать системы, которые обеспечили бы их удовлетворение. Есть несколько причин для наличия этой стадии:
1) неадекватное отношение к качеству обслуживания,
2) недостаток понимания степени выполнимости,
3) неадекватная стандартизация задачи и
4) отсутствие цели.
Некоторые компании стремятся к получению быстрой прибыли и не желают вкладывать капитал в людей или оборудование. При этом почти неизбежно возникают проблемы с качеством обслуживания. Владельцы гостиниц, которые отказываются обеспечивать достаточный уровень оборотного капитала, могут допустить ошибку на ступени 2. Например, владелец гостиницы, который затрачивает достаточно средств, чтобы иметь нужное количество полотенец, может обнаружить, что полотенца быстро теряют внешний вид, их крадут и портят. Один из постояльцев гостиницы испытал это в Ft. Lauderdale, Флорида. Он возвратился с пляжа в только что убранную комнату и стал готовиться принять душ, но заметил, что в номере не было никаких полотенец. Гость обратился к сотрудникам и объяснил, что он хотел принять душ, чтобы подготовиться к деловой встрече, а в номере не оказалось полотенец. Служащие принесли извинения, говоря, что у них не хватило полотенец. Через 15 минут горничная пришла с полотенцами, хотя уже было поздно. Инциденты такого типа умаляют положительное впечатление от обслуживания, создают ненужные проблемы и снижают моральную ответственность служащих. В этом случае руководство гостиницы знало, что полотенец недостаточно, но оно или не хотело вложить деньги, чтобы должным образом обеспечить гостиницу, или их просто не имело.
Иногда менеджеры чувствуют, что решение существующей проблемы в данных условиях просто невозможно. Например, большинство приезжающих деловых людей хотят выписаться из гостиницы после завтрака. Они обычно спешат, чтобы начать свой деловой день с утра. Менеджеры гостиницы видят, что это приводит к 10–20-минутным ожиданиям, но ничего не предпринимают, поскольку не желают нанимать дополнительных служащих для помощи в этот напряженный период. Билл Марриотт-младший понимал, что проблема достаточно важна, и разработал систему, решающую ее, – ввел экспресс-выписку. Гости получают свои счета уже накануне вечером. Если счета точны, гости просто уезжают, оставляя оплаченные счета и ключи на стойке регистрации. Сегодня большинство гостиничных сетей использует особый тип системы контроля выписки из гостиницы. Некоторые гостиницы применяют технологию, позволяющую гостю проверять правильность счетов на своих телевизионных экранах в номере и выписываться из гостиницы, также используя телевизионное оборудование у себя в номере. Система экспресс-контроля была придумана человеком, который рассматривал сокращение очереди при процедуре выписки из гостиницы как необходимость, а не как проблему, которую невозможно решить и которая свойственна системе. Билл Марриотт устранил этот недостаток на ступени 2. Он продемонстрировал, что деньги – не единственное средство для решения проблем на стадии 2. Творческое мышление может также устранять проблемы на этой ступени. Иногда следует искать нетрадиционные пути решения проблемы. То, в чем клиент нуждается, необходимо вводить в содержание обслуживания, чтобы обслужить его качественно.
Наконец, цели должны быть приняты служащими. Руководство должно показать свою поддержку через должную оценку их результатов, общения и поощрения особенно хорошо работающих служащих.
Ступень 3: Спецификации качества обслуживания и предоставление услуг
Ступень 3 составляет компонент выполнения обслуживания. Она наступает, когда руководство понимает, какие есть потребности у клиентов, и знает, какие соответствующие спецификации качества обслуживания в связи с этим были разработаны, но служащие неспособны на такой уровень обслуживания или не желают его оказывать.
Ошибки на этой ступени происходят в «момент истины», когда служащий и клиент вступают во взаимодействие. На ступени 3 действия обслуживающего персонала, который использует технику (машины) для предоставления обслуживания, менее подвержены ошибкам. Машины не делают ошибок, свойственных людям, а гости ожидают меньше внимания со стороны машин. Например, человек, пользующийся компьютеризованной регистрацией в гостинице, не ожидает, что машина весело поприветствует его и сможет показать, где находится магазин по продаже кофе. От служащих, однако, ожидают, что они будут действовать с готовностью и решат все проблемы гостя. Если они не делают этого, приезжие могут почувствовать неудовлетворенность качеством обслуживания.
Ошибка на ступени 3 может быть минимизирована через программу внутреннего маркетинга. Усилия отдела кадров – наем, обучение, контроль условий труда и развитие системы поощрений – важны для устранения ошибок на этой ступени.
Бернард Буме любит рассказывать историю о стюардессе, которая получила жалобу от пассажира. Когда стюардесса пришла на вызов пассажира, он пожаловался, что его жареный картофель был плохо приготовлен. Стюардесса подошла, взяла блюдо с картофелем пассажира и сказала: «Да, плохой картофель, плохой картофель». Затем она возвратила картофель пассажиру и ушла. Это анекдотичный случай, но пассажиру, вероятно, было неприятно, хотя он и оценил юмор стюардессы. Эта ошибка на ступени 3 происходит, когда служащие находятся в напряжении, возникающем из-за перегрузки от общения со слишком большим числом клиентов.
Ступень 4: Предоставление обслуживания и внешние связи.
Ступень 4 возникает, когда фирма обещает больше в области внешних связей, чем может предоставить. Выше уже упоминалась рекламная кампания, которую развернуло руководство Bermuda, приглашая путешественников насладиться привлекательностью острова в период межсезонья. Посетители были разочарованы, обнаружив, что многие привлекательные вещи оказались в этот период для них недоступны. Специалисты по маркетингу должны удостовериться, что они действительно могут предоставить то, что обещают.
В течение последней недели лыжного сезона лыжники были удивлены, когда обнаружили, что на одной стороне горы расчищена только половина маршрутов. Это раздражало и даже было опасно, так как наполовину расчищено было промежуточное звено маршрута, где неопытные лыжники могли бы внезапно столкнуться с трудностями. Все маршруты были совершенно нормально расчищены весь сезон до той последней недели. Прибывшие в конце сезона, несомненно, чувствовали себя неудовлетворенными.
Курорт Regent, Фиджи, столкнулся с серьезной проблемой, когда произошел военный переворот, отрицательно сказавшийся на туризме. Консультант Чак Ги, декан Школы управления туристическим бизнесом в Гавайском университете, был приглашен курортом, чтобы консультировать во время этого кризиса. Совет Чака был следующим: «Не делайте ничего нового. Не уменьшайте ваш штат, освещение, качество продовольствия или вашего обслуживания». На вопрос, почему он так считает, Чак ответил, что Regent зарекомендовал себя как роскошный курорт и должен продолжать предлагать высокий уровень обслуживания, даже если появился только один гость. Он объяснил, что Regent знал о существовании рисков, выходя на этот рынок, и должен быть готов оплатить цену риска и продолжать оставаться высококлассным курортом.
Нарушение в последовательности может также повлечь за собой проблемы на ступени 4. Политика обслуживания в гостиничном бизнесе была обсуждена на семинаре по маркетингу. После семинара менеджер La Quinta рассказал о случае с гостем, когда кассир отказался принять к оплате чек, выданный не компанией, а отдельным лицом. Чек превышал максимальную сумму, которую La Quinta установила для такого рода чеков. Однако во время предыдущего пребывания в этой гостинице гость расплачивался чеком на ту же сумму. В тот раз дежуривший клерк на регистрации неуверенно согласился, что, вроде бы, разрешено оплачивать такими чеками на эту сумму. Клерк, возможно, знал, что гость имел достаточно наличных денег, чтоб потом оплатить чек, и думал, что оказывает ему услугу. Однако этот клерк не понимал, что проблемы возникнут в следующий приезд гостя, в одну из гостиниц La Quinta. Клиенты надеются, что в сети гостиниц предоставляемые клиентам услуги и политика обслуживания едины. Несоответствие этому правилу приводит к ошибкам на ступени 4.
Ступень 5: Ожидаемое обслуживание и восприятие предоставленного обслуживания.
Ступень 5 – производная от других. Поскольку любая из предшествующих ступеней может увеличиваться в размерах, ступень 5 также имеет возможности роста, которые происходят из различия между ожидаемым качеством обслуживания и предоставленным в действительности.
Ожидаемое качество – это то, что гость ожидает получать от компании. Предоставленное обслуживание – то, что гость чувствует, что он получил от компании. Если гость получает меньше, чем ожидал, то остается неудовлетворен.
Пятиступенчатая модель анализа качества обслуживания обеспечивает надлежащее понимание предоставления качественного обслуживания. Изучая эту модель, мы можем развивать понимание потенциальных проблем, связанных с обеспечением качественного обслуживания. А это поможет решить любые проблемы на каждой из стадий, которые могут существовать в наших действиях.
Преимущества качественного обслуживания.
Фирмы, которые имеют более высокую рыночную долю и предоставляют более качественное обслуживание, чем конкуренты, получают и более высокую прибыль, чем аналогичные фирмы, но с меньшей рыночной долей и худшим качеством обслуживания[2].
Удержание потребителей
Высокое качество привлекает постоянных, лояльных к фирме потребителей и приносит ей добрую славу. Это важный фактор в решении клиента воспользоваться услугами фирмы. Качество определяет степень удовлетворения клиента, которое воздействует на его решение повторно обратиться за услугами и поддерживает хорошее мнение общественности. Исследования показали, что приобрести нового клиента в четыре-шесть раз труднее, чем удержать уже имеющегося. Если потенциальному клиенту нравится данная гостиница, трудно убедить его, чтобы он стал останавливаться в другой. Часто даже существенное понижение цены конкурентом не заставит клиента поменять гостиницу. Специалистам по маркетингу и продажам гостиничных услуг, вероятно, придется ждать, пока гостиница-конкурент не допустит ошибку, чтобы стало возможным убедить клиента попробовать остановиться в их гостинице. Этот процесс может занять месяцы или даже годы. В это время специалисты по маркетингу и продажам гостиничных услуг делают телефонные запросы, рассылают рекламные материалы и приглашают потенциальных клиентов на завтрак или ланч в гостиницу. Гостиница тратит деньги на организацию рекламных кампаний, связи с общественностью и рассылку рекламных материалов клиентам по почте. Гостиница может потратить несколько тысяч долларов, убеждая клиента воспользоваться их услугами. Если клиент решает остановиться в гостинице, деньги, потраченные на маркетинг, – хорошее вложение капитала. Однако если потенциальный клиент пробует остановиться в гостинице и чувствует, что качество обслуживания в ней хуже, то он (или она) уедет, чтобы больше не возвращаться. Если это случилось, значит, все усилия маркетинга по привлечению этого клиента были затрачены впустую.
Удовлетворенный клиент также создает хорошее мнение у окружающих о качестве обслуживания в данной гостинице. В среднем один довольный гость сообщает пяти другим, в то время как недовольный гость сообщает о недостатках десятку и более людей. Чтобы сбалансировать положительное и отрицательное общественное мнение, необходимо, чтобы не менее двух клиентов были удовлетворены уровнем обслуживания на каждого, кто остался им недоволен. Рынок оценивает гостиницы или рестораны, которые получают смешанные отзывы постояльцев, как посредственные. Гостиница, стремящаяся завоевать превосходную репутацию, должна работать намного лучше.
Фирмы по обслуживанию гостей, которые стремятся достичь превосходного качества, устанавливают для себя цель работать без ошибок. Гостиница с 200 номерами может иметь в течение года более 50000 гостей. Большинство владельцев гостиниц считают, что достаточно соответствовать стандартам на 90%. Однако если горничные убирают комнаты согласно этому принципу, то в гостинице с 200 номерами 5000 гостей в год может получить комнаты, которые не были надлежащим образом убраны. Возможно, половина гостей и не заметит этого. Но если 2500 заметили такую оплошность персонала и половина из них решит больше здесь не останавливаться, то это означает, что гостиница потеряла 1250 клиентов. Если каждый из этих клиентов может дать гостинице потенциальный доход в $1000, то гостиница потеряла таким образом $125000 из будущих своих доходов в общем-то по причине незначительных ошибок. Если при расчетах учесть также питание, вопросы регистрации и бронирования номеров, легко можно подсчитать, что доходы, упущенные в результате низкого качества обслуживания, могут оказаться весьма существенными[3].
Как избежать ценовой конкуренции
Фрэнк Перд, прославившийся своими блюдами из цыпленка, однажды сказал: «Клиенты уходят с пути приобретения самых лучших товаров, и вы можете стимулировать их, продолжать это тяжелое путешествие». Данные P1MS показали, что если все фирмы разделить на три группы по качеству обслуживания, то первая треть, которая обеспечивает лучший его уровень, могла поощрять своих клиентов на 5-6% выше, чем те фирмы, которые находятся в последней трети, нижней по качеству. Высокое качество позволяет избежать ценовой конкуренции и максимизировать потенциальный доход.
Ресторан с репутацией качественного питания и обслуживания более конкурентоспособен, чем имеющий противоречивую репутацию или отличающийся низким качеством обслуживания. Ресторан с высоким имиджем может рассчитывать на положительное мнение общественности и большое количество постоянных клиентов, чтобы начать новый бизнес. Ресторан с плохой репутацией не будет обладать большим числом постоянных клиентов и получит более неблагоприятную известность среди общественности. Рестораны в этой ситуации часто обращаются к ценовым скидкам, используя купоны, позволяющие приобрести два блюда по цене одного, и другие стимулирующие средства.
Компании, занятые в сфере гостеприимства, иногда не в состоянии концентрировать свои усилия на том, что клиент действительно хочет. Наличие, например, газет у входа в гостиницу нравится большему количеству гостей, чем клуб здоровья, на строительство и обслуживание которого затрачены тысячи долларов.
Исполнительный менеджер хозяйственного отдела гостиницы на 1400 номеров на вопрос, почему бы в гостинице не смонтировать убирающиеся веревки для белья, как просили многие гости, ответил: «С этим слишком много хлопот».
Дифференциацию услуг в сфере обслуживания иногда легко определить, просто выяснив у гостей, что они действительно хотят.
Как удержать хороших служащих?
Служащие высоко ценят работу, которая хорошо организована и создает товары и услуги высокого качества. Клерки на регистрации не любят получать жалобы от останавливающихся в гостинице. Прогулы, текучесть кадров и снижение трудовой морали служащего – все это издержки низкого качества предоставляемых товаров и услуг. Два исследователя составили перечень причин ухода сотрудников с работы, опросив недавних дипломированных выпускников школы управления гостиницами и ресторанами. Одна из этих причин, указанных дипломированными специалистами, – недостаток качества обслуживания клиентов в организации. Если компания обеспечивает качественное обслуживание клиентов, это может сохранить хороших служащих. Наем сотрудников становится более легким и уменьшаются затраты на обучение персонала.
Сокращение издержек качества
Затраты, связанные с обеспечением качества, включают внутренние и внешние затраты и затраты системы качества. Внутренние затраты связаны с устранением различных проблем, обнаруженных фирмой, прежде чем товар (услуга) достигнет потребителя. Например, кондиционер ломается из-за неправильного техобслуживания, или комната для гостей не может быть использована, пока не будет проведен ее ремонт. Повар готовит жареного окуня вместо окуня в гриле, заказанного гостем. Официант обнаруживает эту ошибку, когда берет блюдо на кухне, и просит повара приготовить рыбу заново.
Внешние затраты связаны с ошибками качества, которые клиент испытывает на себе. Эти ошибки могут стоить фирме очень дорого, если клиент решает больше не приходить в заведение из-за проблем обслуживания. Вот некоторые примеры внешних затрат: менеджер ресторана дает гостям бесплатно бутылку вина, потому что они жаловались на медленное обслуживание. Гость получает особый «приветственный» завтрак, потому что сотрудникам, обслуживающим в номерах, потребовался час, чтобы принести пищу. Гость получает в знак извинения корзину фруктов, потому что клерк на регистрации поселил его в неубранную комнату. Группа постояльцев имеет проблемы с аудиовизуальным обслуживанием в гостинице и отменяет будущие заказы. К сожалению, такие ошибки трудно обнаружить, прежде чем они достигают клиента, поскольку предоставление и потребление услуг в деле обслуживания гостей происходит одновременно.
Качественная система обслуживания не бывает без затрат. Однако они обычно меньше тех, которые связаны с внутренними и внешними затратами из-за низкого уровня обслуживания, Вот некоторые примеры затрат на систему качества: контроль качества обслуживания клиентов, обучение, встречи руководства фирмы со служащими и клиентами и внедрение новой технологии. Эти затраты могут рассматриваться как инвестиции в будущее компании. Они помогают гарантировать возвращение клиентов. С другой стороны, внутренние затраты не влияют на степень удовлетворения клиента. В этом смысле это просто выброшенные деньги. Внешние затраты, связанные ошибками в обслуживании, бывают часто очень велики. Фирма может идти на большие расходы по дополнительному обслуживанию клиента, которого плохо обслужили. Но иногда эти усилия не приносят эффекта, и фирма все равно теряет клиента навсегда.
Разработка программы качественного обслуживания
Программа качества обслуживания включает совместные усилия маркетинга и организации работы. Чтобы повысить качество обслуживания, фирма должна следовать определенным принципам. В задачу моей курсовой работы не входит описание детальной процедуры развития тотального управления качеством. Однако приводу 10 основных принципов обеспечения качественного обслуживания как рамочных установок для программы качественного обслуживания.
1. Лидерство. Руководство организации должно иметь ясное представление о предназначении и будущем развитии компании, но этого недостаточно. Руководящий состав должен также донести это представление до своих служащих и убедить их поверить в него и ему следовать. Пиццерии сети Domino's были на грани краха, потому что Монаган и его партнер имели различные представления о предназначении компании. Монаган задумывал развивать концепцию, основанную на качестве поставок, в то время как его партнер настаивал на концепции качества обслуживания. Наконец, Монаган возглавил компанию и изменил ее согласно своим представлениям.
Хорошие лидеры усматривают свою цель в том, чтобы добиться качественного обслуживания посредством действий, видимых и служащими, и клиентами. Когда думаешь о хорошем качестве, вспоминаешь несколько имен: Билл Марриотт, Исадор Шарп из Four Seasons, Хорст Шульц из Ritz-Carlton, Дуг Рот из Bistro 110 в Чикаго, Роберт Дел Гранде из кафе Annie в Хьюстоне, Джозеф Баум из Rainbow Room в Нью-Йорке и Норм Бринкер из Brinker International. Эти лидеры обращают внимание на каждую деталь, проводят много времени в своих гостиницах и ресторанах, беседуют со служащими и клиентами и не идут на компромиссы в качестве обслуживания. Они совершенно преданы идее качества в обслуживании и доказывают это на деле.
2. Внедрение маркетингового подхода во все подразделения организации.
Концепция маркетинга предусматривает, что маркетинг должен пронизывать всю организацию. Том Фитцжеральд, вице-президент по маркетингу ARAMARK Services, полагает, что выполнение функции маркетинга в организации по обслуживанию гостей – это обязанность сотрудников вне отдела маркетинга. Он оспаривает мнение специалистов по маркетингу, предлагая отказаться от создания большого отдельного отдела маркетинга. Маркетинг должен присутствовать на деле в работе каждого подразделения фирмы.
3. Понимание потребностей потребителей.
Клиенты чувствуют качество. Компании с высоким качеством обслуживания знают, чего от них требует рынок. Продукт или услуга должны быть предназначены для целевого рынка. Фирмы должны понимать потребности целевых рынков.
Ресторан Mr. Steak провел маркетинговое исследование, чтобы определить потребности «недовольной ниши» на их целевом рынке. Результаты показали, что эта важная часть клиентов была недовольна долгим стоянием в очереди при оплате счета. В течение многих лет согласно стандартной процедуре фирма Mr. Steak выдавала посетителям чеки, а те сами оплачивали их затем в кассе. После проведенных исследований ресторан изменил процедуру, предоставив гостям выбор: самим оплачивать чек или просить официанта сделать это за них.
4. Понимание бизнеса.
Предоставление качественного обслуживания требует слаженной работы всей команды сотрудников. Служащие должны понимать, как их работа влияет на результаты работы остальной части коллектива. Есть много фирм, которые обучают персонал так называемому «перекрестному обслуживанию», когда сотрудник может выполнять различные виды работ. Такое обучение дает служащим возможность овладеть различными профессиями и поощряет их к пониманию сути работы и по другим специальностям. Они видят, как их работа влияет на результаты труда других служащих и как они все вместе влияют на восприятие качества обслуживания клиентов. Таким образом они начинают понимать суть бизнеса.
5. Применение в работе основных организационных принципов.
Работа организации должна быть хорошо спланирована и иметь хорошее управление. Это начинается с разработки проекта концепции управления. Выше мы рассматривали процесс планирования Marriott's в гостиницах Courtyard "Inns. Там процесс планирования был разработан так, чтобы отличительные черты обслуживания в гостиницах обеспечивали выгоды для потребителей в выбранном рыночном сегменте. При этом требуется специальная система, чтобы снабжать управленческой информацией сотрудников фирмы и организовать их хорошую работу. Такие системы включают наем персонала и процедуры его обучения, процедуры покупки услуг, системы управленческой информации, системы информации о собственности, системы бронирования номеров и регистрации, системы технического обслуживания оборудования, системы контроля качества и системы производства для кухни. В компаниях, которые обеспечивают качественное обслуживание, хорошо отлажены системы операционных процессов.
6. Фактор свободы
В первоклассных ресторанах и четырех-, пятизвездочных гостиницах гости ожидают получить обслуживание, более ориентированное на клиента. Система предоставления услуг должна быть гибкой. Служащие должны иметь определенную свободу в своих действиях, чтобы обслужить клиента соответственно его потребностям. Они не должны быть привязаны к строгим инструкциям и жестким правилам. Менеджеры должны поддерживать работу сотрудников и указывать ее направление, а не устанавливать различные препоны в виде правил и инструкций, которые мешают служащим обслужить клиента лучшим образом.
7. Использование соответствующих технологий
Технология должна использоваться, чтобы контролировать изменения маркетинговой среды, помогать операционным системам, развивать базы данных клиентов и совершенствовать методы для поддержания связей с ними. Сеть гостиниц Ritz-Carlton, обладательница премии Malcom Baldrige за превосходное обслуживание, ввела компьютеризованную систему «истории постояльцев», которая обеспечивает информацию о 240000 постоянных клиентов. Ritz-Carlton также ежедневно собирает производственную информацию по 720 направлениям своей работы. Эти сообщения служат и как система предупреждения, чтобы определить проблемы, которые могли бы препятствовать качественному обслуживанию клиентов. Другая информация, используемая Ritz-Carlton, включает ежегодные отчеты о циклах профилактического технического обслуживания номеров и процент регистрации без очередей. Эта компания эффективно использует передовую технологию: от автоматизированной технологии обслуживания здания и системы безопасности до компьютерной системы бронирования номеров, с целью обеспечения непрерывно высокого уровня удовлетворения останавливающихся в ней гостей.
8. Хорошее управление кадрами
В разделе о внутреннем маркетинге уже затрагивались потребности найма подходящих людей. Служащие должны быть способны к предоставлению услуг, обещанных клиенту.
9. Установление стандартов, оценка выполнения работы и введение системы стимулов
Наиболее важный способ улучшения качества обслуживания состоит в том, чтобы установить стандарты обслуживания и его цели, а затем обучить этому служащих и управленцев. Эти стандарты должны непрерывно повышаться. Служащие, которые предоставляют хорошее обслуживание, должны вознаграждаться за это.
10. Обратная связь со служащими по результатам труда.
Результаты ваших исследований должны быть сообщены всем служащим. Это должно исходить от высшего руководства при общении со служащими и частично в ходе совещаний отделов. Служащие должны знать то, что гостям нравится и что они не любят. Они должны также знать, какие области обслуживания улучшаются, а какие нет.
Неудачи программ гарантии качества
Изучение программ гарантии качества в гостиницах показало, что «результаты введения систем гарантии качества оправдали первоначальные инвестиции». Однако некоторые гостиницы сообщили, что такие программы не сработали.
3. Построение культуры продаж
3.1. Чистка клиентской базы
Высокоэффективная культура продаж предполагает для увеличения прибыльности регулярное выявление и последующее устранение или переориентацию неприбыльных клиентов. Типичная компания должна ориентироваться ежегодно примерно на 5-10% своих убыточных клиентов и заниматься ими с позиций изменения цен, расширения сферы приобретения продуктов и услуг или разрыва с ними деловых отношений. В этой на первый взгляд противоречивой концепции лежит проверенная статистика увеличения прибыльности. Даже в случае разрыва отношений с клиентом любой компании лучше переориентировать ресурсы в области и клиентов, где гарантированы высокие доходы.
3.2. Увеличение нормы прибыли
Построение культуры продаж не обязательно означает снижение цен для увеличения объема реализации. Большинство клиентов интуитивно чувствуют известную поговорку «Вы получаете то, за что Вы платите» и при наличии конкуренции согласны жертвовать ценой ради качества. Однако подчеркнем, что это качество должно быть осязаемо для клиента, а не формулироваться на уровне деклараций.
Увеличение прибыльности на единицу продукта, услуги или клиента. Система продаж до начала 90х годов оценивала свою эффективность через общий объем реализации. Высокоэффективная культура продаж разделяет данный показатель по видам продуктов и услуг с последующим дроблением по непосредственным продавцам или подразделениям. Отсюда возникает необходимость точного определения прибыльных сегментов рынка, на которых производится основная концентрация ресурсов и маркетинговых усилий.
3.3. Увеличение доли присутствия на целевых рынках
Данная цель очевидна и не требует пояснений. Выполнение поставленных целей непростая задача и построение высокоэффективной культуры продаж дело трудоемкое как в смысле ресурсов, так и времени. Что более важно изменениями затрагивается очень большое количество аспектов деятельности фирмы, а именно:
- система управления продажами
- спрямление организационной структуры
- отбор и найм персонала с хар-м «истинных продавцов»
- обучение технике продаж
- введение на пост основе методов анализа продаж
- система коммуникации как внутри, так и вне фирмы
- система вознаграждений
- процедуры обслуживания клиентов
Данный перечень фактически представляет собой набор стратегических мероприятий, который без колебаний можно включать в стратегический план. Многие фирмы так и поступают, осуществляя бенчмакинг лидеров отрасли по каждому из указанных разделов.
Если нужно добиться быстрого успеха в области продаж, необходимо выделить в штатном расписании должности, посвященные только продажам. Причем имеются в виду не только специалисты, отвечающих на телефонные звонки или визиты потенциальных клиентов. Речь идет о менеджерах приносящих реальный и массовый бизнес в фирму через систематические звонки и встречи с потенциальными клиентами. Административная субординация таких менеджеров размыта, они формально подчинены старшему менеджеру или руководителю отдела продаж, но эта административная вольница заменена системой оплаты труда напрямую связанной с объемом продаж конкретным работником. Следующим этапом является распределение менеджеров по продажам по клиентам по определенному признаку. Наиболее часто применяется географический принцип территорий, хотя возможны отраслевые деления. Рука об руку с этим вопросом идет проблема компенсаций менеджеров территорий или отраслей. Система материального стимулирования строится таким образом, чтобы работник соревновался не столько с другими работниками (порождая конфликты типа «мой коллега имеет более благоприятную территорию»), сколько с самим собой. Применяется уже описанная в других статьях система растягивания вилок окладов и введение категорий. Для получения следующей категории работник должен:
- набрать соответствующий объем продаж,
- проработать в пред категории определенное время,
- сдать тест-экзамен на знание продуктов/услуг фирмы.
Чем выше категория, тем больше базовый оклад и процент комиссии. Кроме того, работники высоких категорий имеют преимущество при выборе освободившихся территорий или отраслей (в зависимости от выбранной классификации). Нелишним будет введение в пакет компенсации возможность обучения за счет фирмы при достижении определенных объемов продаж.
Подход выделения работников, специально занимающихся развитием бизнеса среди существующих и потенциальных клиентов, вносит определенные изменения в организационную структуру. В традиционной структуре отдел, занимающийся обработкой определенных продуктов и услуг, сам и продает (вернее не продает, а следует в фарватере процесса продаж) эти продукты и услуги. Возьмем банк и его три отдела: трастовый, кредитный и операционный. При традиционной схеме работники сидящие в этих отделах выполняют и обслуживающие функции и функции привлечения бизнеса. Если же разделить эту структуру не по продуктам, а по линиям бизнеса (клиенты-предприятия и клиенты-население), а затем каждую линию бизнеса делить на обслуживающую часть и часть, развивающую эту линию бизнеса, мы получим более прозрачную структуру в части формулировки целей и задач для подразделений ее составляющих. Здесь также укрепляется комплексность продажи продуктов и услуг фирмы внутри линии бизнеса, сквозной маркетинг сверху вниз, облегчается введение центров затрат и центров прибыли, а с ним и бюджетирование подразделений.
Особенно важным следствием данной реорганизации становится изменение кадровой политики. Речь идет о планировании карьеры работников организации. Те, кто продают хорошо и обслуживают хорошо находятся в разных подразделениях и имеют разные цели, несопоставимые между собой по содержанию, но позволяющие легко оценивать работников внутри подразделений. Продавцы продуктов и услуг, продвигаясь в объемах продаж, должны иметь возможность альтернативных путей карьеры. Первый путь связан с возможностью занятия чисто административной менеджерской позиции не связанной с фактическими продажами по достижении высоких результатов в работе и стажа работы в организации. Второй путь связан с продвижением по административной линии подразделения продаж, когда на должности региональных менеджеров назначаются работники, показавшие стабильные результаты по объемам на протяжении длительного промежутка времени[4].
4. Современные методы индивидуального обслуживания
Главное различие между нашим и западными супермаркетами - в маркетинговой политике. 90% маркетинговых усилий в западном магазине направлены на борьбу с конкурентом напротив. При колоссальной концентрации магазинов нет более важной цели, чем создать такие условия, когда у покупателя не возникает желания заглянуть в тот самый магазин напротив. Потеряв покупателя, магазин лишается значительного дохода. Исследование потребительского рынка Германии наглядно показывает, каким будет ущерб. Покупатель за время жизни оставляет в универсальном магазине 63 тысячи марок. Если покупателя обидеть, то он, не появится в этом универсаме 10 лет. Так что суммы на кону достаточно серьезные.
В России ситуация существенно иная. С точки зрения западных специалистов, у нас фактически нет конкуренции, магазины в «чистом поле» стоят. Поэтому наши маркетологи осваивают экстенсивные методы привлечения покупателя. То есть берут не качеством обслуживания, а распространением информации о магазине среди как можно большего числа потенциальных клиентов. Все деньги и силы бросаются на то, чтобы клиент захотел доехать до магазина, даже если тот находится в другом районе города.
Главной целью развития современных торговых технологий на Западе сейчас признано внедрение индивидуального подхода лавочника в супермаркет. Это стало возможным только благодаря автоматизации.
Многие с ностальгией вспоминают времена маленьких магазинчиков, лавочек, где хозяин знал своих покупателей по имени, был прекрасно осведомлен о привычках и пристрастиях всех членов семьи, и от него можно было услышать: «Только что привезли любимое варенье вашей жены». Это было так приятно и так нравилось, что главной целью развития современных торговых технологий на Западе сейчас признано внедрение индивидуального подхода лавочника в супермаркет. Но человеку невозможно упомнить день рождения пяти тысяч покупателей, пятнадцати тысяч их родственников. Но возможно благодаря автоматизации, благодаря специальным торговым системам. Такой подход дает серьезное увеличение оборота, значительное улучшение обслуживания. Поэтому для Запада автоматизация - это не решение проблемы учета или заказа. Цель автоматизации западного супермаркета - покупателеориентированность. Автоматизация позволяет поздравить покупателя с его днем рождения, вручить мягкую игрушку в день рождения сына. Индивидуальный подход очень привязывает покупателя к магазину, что, как мы уже говорили выше, является первостепенной задачей западного супермаркета. Система автоматизации позволяет понять, кто составляет для этого магазина целевую покупательскую аудиторию, и сделать так, чтобы именно стратегическому покупателю, который приносит наибольшую прибыль, было удобно, комфортно в магазине.
4.1. Микромаркетинг
Микромаркетингом называются способы информирования покупателя внутри магазина о разного рода сейлз–акциях. В микромаркетинге в последнее время все более и более популярны именно те способы, которые завязаны на автоматизированных торговых системах.
На смену бумажным объявлениям о распродажах пришла электроника. Разного рода информационные табло, электронные ценники зазывают покупателя к дешевому товару, гудят и мигают, когда покупатель проходит мимо и тем самым задерживают внимание покупателя на товаре. В России использование электронных ценников проблематично. По нашим законам на ценнике обязательно должна быть подпись ответственного лица и в случае электронных ценников.
Очень хорошо работают электронные табло, прикрепленные к тележке. Когда покупатель проходит мимо товара, на который установлена специальная цена, табло в тележке делает покупателю дополнительный знак внимания, цветовой или звуковой.
Микромаркетинг увеличивает оборот на 5%, на 60% - количество проданных артикулов. То есть товары, которые раньше продавались плохо, теперь «пошли». Ведь все ухищрения по привлечению покупателя к дешевому товару были направлены на то, чтобы продать покупателю разложенные рядом дорогие товары, которые «зависли». Потом система автоматизации проанализирует, что за артикулы стали продаваться лучше, что нужно сделать, чтобы их продажи не провалились.
4.2. Дисконтные карточки
Дисконтные карточки - самое популярное в России средство маркетинга. Все знают, что дисконтные карточки обязательно надо использовать, но мало кто знает, как правильно это делать и уж точно никто не знает, зачем. Именно поэтому способы использования дисконтных карт у нас и у них отличаются, и существенно.
На Западе дисконтные карты - это не только способ привлечения покупателей, но, прежде всего, способ сбора информации о покупателе, а уж на основе анализа этой информации - и завлечения в магазин. Российские ритейлеры тоже могут с помощью карточек получать бесценную маркетинговую информацию, но в большинстве случаев не знают, как выудить эту информацию и что с ней потом делать.
Карточку можно давать покупателю, как подарок при определенных условиях, чаще - при покупке на определенную сумму. Такой способ распространения карт позволит быстро собрать информацию о покупателях.
Много важной информации и пищи для размышлений дает и использование в качестве дисконтных кредитных карт. Правда, у нас очень низкий процент покупок по кредитным картам, но эта категория не бедных покупателей очень интересна для магазинов.
Самый эффективный способ сбора информации о покупателях - обмен карточки на сведения о себе. Покупателю предлагается заполнить анкету, при этом оговаривается, что он имеет право не заполнять непонравившиеся, насторожившие его пункты. Этот способ выдачи распространения дисконтных карт наглядно показывает, что информация стоит денег, что она очень важна. Хорошо реагируют на подобное предложение магазина в первую очередь постоянные покупатели, а они очень важны для магазина.
4.3. Методы поощрения
Российские методы поощрения покупателя в основном ограничиваются скидками. В других странах способов поощрить покупателя - множество. Самый любопытный пример - система бонусов, популярная в Чехии. Сразу за кассой в супермаркетах Чехии установлены банкоматы. Пока покупатель идет от кассы до банкомата, туда поступает информация о только что сделанной покупке. Покупатель вставляет в банкомат идентификационную карточку и на дисплее высвечивается сообщение о сумме набранных за покупки баллов и подарках, которые можно выбрать на сумму баллов. Подарки тут же выставлены в витрине. Если на подходящий подарок баллов не хватает, можно подкопить следующими покупками.
Остановимся подробнее на тех способах поощрения самых состоятельных, а значит, самых интересных клиентов. Тем более, что большинство из них не обращают внимания на скидки. Чтобы привязать к магазину такого покупателя, нужны другие способы. Самым эффективным будет подчеркнуть его значимость в обслуживании. К примеру, магазин делает доставку очень ограниченного набора продуктов, а для солидных клиентов, владельцев золотых карточек - ассортимент расширен. Состоятельный клиент любит, чтобы его обслуживали иначе, и привязывается к магазину, который потворствует этой слабости. Поэтому для таких клиентов интересно изменение приоритета или ассортимента обслуживания[5].
4.4. Электронная коммерция
Электронная торговля становится все более популярной и поэтому использование магазинами новейших методов торговли привлекает продвинутых покупателей.
Интернет теперь помогает не просто заказывать продукты, но формировать заказ «под ключ». На сайте интеллектуальной кухни сначала надо выбрать рецепты блюд, которые вы желаете приготовить на ужин. Дело непростое, только способов приготовления рождественской индейки - 725. Когда выбор все–таки сделан, на видео можно посмотреть фильм, как это все готовится. Если предлагаемые кулинарные манипуляции вас не смутили, даете системе задание - разобраться, позволяет ли содержимое холодильника устроить намеченный пир. В холодильнике установлен мини-компьютер и сканер, что позволяет мгновенно получить информацию, каких продуктов не хватает. После этого система направляет заказ на отсутствующие продукты в магазин. Заказ прибудет минут через 40.
Доставка интернет–заказа - дело непростое. Здесь магазин также идет навстречу определенной группе покупателей. Часто интернет–заказом пользуются люди, которым некогда ходить по магазинам. Заказ на покупку делается из офиса, и на момент его готовности место доставки еще неизвестно: офис, дом, либо «любимая» теща. Поэтому для продвинутых покупателей предполагается прямо на улице установить специальные боксы для хранения продуктов. После заказа и оплаты в интернете вы получаете пароль, номер бокса и узнаете время, в течение которого ваша еда будет лежать в этом ящике[6].
Заключение
Любая фирма имеет возможность установить множественные отношения со своим клиентом, отсюда возможностью для роста является существующая клиентская база. Затраты на привлечение клиентов являются достаточно емкими, особенно в сервисной индустрии. Поэтому стоимость получения дополнительных доходов от существующих клиентов значительно ниже, чем та же стоимость от новых клиентов. Определение клиентов, имеющих возможности и интерес к расширению контактов с фирмой и потреблению продуктов и услуг этой фирмы, а затем избирательное предложение им оснований для расширения этих контактов – ключ к углублению взаимоотношений с клиентом.
Удержание клиентов путем повышения уровня сервиса – важнейший элемент стратегии удержания существующих клиентов, а также одновременно, одно из основных конкурентных преимуществ в борьбе за новых потребителей. Для оптовых покупателей во многих случаях приятнее получить вежливое отношение, чем 2%-ную скидку. Для розничных потребителей цена также далеко не всегда имеет значение, скорее оперативое сервисное обслуживание может быть при покупке нового товара значительно более высомым весовыми коэффициентами, чем его цена.
Огромную роль в ощущаемом потребителем уровне играет и чисто человеческий фактор: предупредительные официантки в ресторане, дружелюбные операционистки в банке, внимательные продавцы в автосалоне способны стать самым значимым критерием оценки уровня сервиса компании, и, в конечном счете завоевать и удержать большую аудиторию клиентов, а значит и принести компании не малую прибыль и общее признание на рынке.
Список литературы:
1. Абросимова Т.М. Менеджмент организации. М.: ИНФРА-М, 2004.
2. Иванов М. Как удержать клиентов? // Маркетинг. № 3, 2000.
3. Коновалова И.И. Маркетинг продаж. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
4. Маркетинг / Под общ. ред. П.Д. Крымова. М.: ИНФРА-М, 2003.
5. Пехотная Т.И. Рынок услуг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
[1] Маркетинг / Под общ. ред. П.Д. Крымова. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 62-67.
[2] Пехотная Т.И. Рынок услуг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С. 218.
[3] Иванов М. Как удержать клиентов? // Маркетинг. № 3, 2000. С. 25-26.
[4] Иванов М. Как удержать клиентов? // Маркетинг. № 3, 2000. С. 22-26.
[5] Коновалова И.И. Маркетинг продаж. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. С. 27.
[6] Абросимова Т.М. Менеджмент организации. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 105-108.