1. Национально-государственное и административно-территориальное устройство в государствах азиатского способа производства, рабовладельческом, феодальном, буржуазном, социалистическом государствах
Каждому типу свойственны свои особенности. Государство азиатского типа – это деспотическая монархия (восточная деспотия), стремящаяся стать империей. В ее рамках особенностью положения господствующего социального слоя – знати, являлась тесная связь с государственной властью. Положение и благосостояние ее представителей зависели от того, какое место они занимали в должностной иерархии, насколько они были близки ко двору первого лица.
Квалифицирующими признаками этого типа государства являлись приоритетные положения государственной формы собственности над частной, отсутствие различия между рентой собственника и государственным налогом, феномен власти собственности. Рабство на Востоке играло вспомогательную роль, просуществовав до конца 19 века. Основной производственной ячейкой была крестьянская община. Последнее обстоятельство было обусловлено географическими условиями.
В Древней Греции, в Древней Италии государство возникло в результате развития частнособственнических отношений. Здесь из города-государства выросло государство античного типа, которое квалифицируется как рабовладельческое. Его экономическую основу составляло собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников-рабов. Главные создатели материальных благ, рабы, не обладали статусом субъекта права, а были как любые вещи объектом права и эксплуатации. Их подневольный труд обеспечивался вне экономического принуждения.
Тем не менее, именно античные государства подарило миру республику, причем в двух вариантах: аристократическом (Рим) и демократическом (Афины).
Если в восточных деспотических монархиях все ветви государственной власти – законодательная, исполнительная и судебная находились в руках государя, то в античных республиках наблюдается постепенное разделение государственной власти. Так, в Афинах вся полнота законодательной власти была в руках народного собрания, законопроекты готовили органы исполнительной власти – Совет пятисот и коллегия стратегов. Судебная власть была сконцентрирована в руках выборного органа – суда присяжных.
Феодальный тип государства соответствовал следующей стадии развития частнособственнических отношений, а также особенности христианских цивилизаций. Экономической основой феодального государства выступает собственность феодалов на землю и неполная собственность на крепостных крестьян. Феодальная собственность на землю служила основой социального неравенства. Основными сословиями общества были духовенство (духовные феодалы), дворянство, рыцарство (светские феодалы) и так называемое «третье сословие» - горожане и свободные крестьяне. Частновладельческие крестьяне с сословной группой не считались.
Буржуазный тип государства оказался самым жизнестойким, способным адаптироваться к изменяющимся условиям. Установление буржуазной государственности по сравнению с феодальной, огромный шаг вперед по пути социального прогресса. Государство делается более демократичным и социальным. Многие его основные функции (экономическая, социальная и другие) вытекают из потребностей всего общества. Оно активно вмешивается в экономику путем гибкого планирования, размещения государственных заказов, кредитования.
В этот же период завершается формирование основных видов форм государственного управления и государственного устройства. Именно в рамках буржуазного типа форма государственного устройства совмещается с формой правления в любых комбинациях. Уходят в прошлое колониальные империи. Происходит утверждение демократических и политических режимов.
В начале 20 века в истории появился тоталитарный (социалистический) тип государства, впервые он сложился в России в результате поражения буржуазно-демократической революции (коммунистическое государство), а затем в Италии, Германии, Португалии, Испании, Венгрии и Румынии, где экономический кризис, нерешенность социальных проблем и неспособность государственной власти выработать нестандартное решение обернулись установлением диктатур под знаменем национал-социализма (нацисткое государство).
Несмотря на весь антагонизм, который имел место в отношениях между гитлеровской Германией и сталинской Россией, национал-социализм и коммунизм две стороны одной и той же медали – тоталитарного государства.
Тоталитарное государство это всегда жестко централизованное государство унитарного плана. Несмотря на свою устойчивость оно является исторически обреченным типом, от которого можно перейти только к государству буржуазного типа, что сегодня и происходит в России. На сегодняшний день тоталитарными государствами являются Вьетнам, Китай, Куба и Северная Корея.
2. Иные государственные и межгосударственные образования: сообщества, содружества, ассоциации, союзы
Одной из форм межгосударственного образования является сообщество государств. В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной своеобразной переходной формой и государственной организацией общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в сторону конфедеративного объединения. Примером такого объединения является сообщество, созданное в 1996 года – Сообщество Белоруссии и России.
Более аморфным организационным объединением, чем конфедерация, является содружество. В его основе, также как и конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, Устав, декларация и иные юридические акты. Типичный образец такого образования Британское Содружество Наций. В некоторых его членах (не во всех), главой государства считается британский монарх, представленный генерал-губернатором (например, в Австралии, Канаде, Ямайке), хотя во многих других государствах имеются собственные президенты (Индия, Кения и другие).
Еще менее сплоченным союзом является СНГ, в состав которого наряду с Россией входят 11 государств бывших республик СССР (кроме прибалтийских), а также Содружество четырех государств – Белоруссия, Казахстан, Таджикистан и Россия. Они создают общие органы, решения которых по некоторым вопросам могут иметь обязывающий характер (однако, на практике это не осуществляется).
Следующим видом межгосударственных объединений являются политические, военно-политические, экологические и прочие союзы, коалиции и блоки регионального масштаба. В их основе лежат совпадающие интересы и цели государств участников, стремление использовать совокупную силу и ресурсы для достижения своих целей Примером таких объединений могут служить блок (НАТО), Организация африканского единства, Организация американских государств и другие. В качестве глобальной выступает Организация Объединенных Наций (ООН). В свою очередь, на ее базе или под ее покровительством созданы и функционируют многие другие организации, включающие правительственные учреждения специализированных ведомств, к примеру, культуры – ЮНЕСКО. Постепенно создается новая система международных институтов, призванная на основе согласия обеспечить коллективную безопасность стран мира – например Совет Европы.
В мировом политическом пространстве ныне действует также общественно-политические международные организации, типа партийных альянсов (например, Социалистической интернационал), профсоюзных (например, Международная организации труда), научных, спортивных и прочих объединений, в той или иной степени оказывающих влияние на политическую жизнь.
3. Причины распада империй
Если говорить о причинах распада империи, то следует говорить, прежде всего, о причинах двух категорий.
Во-первых, это внутригосударственные причины экономического и политического характера. Во-вторых, это внешние факторы, например вторжение извне.
Характерным примером рассматриваемого вопроса может служить процесс распада Римской империи. Примерно в 150 году она находилась на пике своего могущества, десятки народов склонялись перед ней.
И что же происходит далее? Императоры, ввиду отсутствия внешних врагов, продолжают истреблять сенаторские рода, в империи идет борьба за власть, слабеет государственная машина. Народ более не испытывает желания служить в армии и отдавать свои жизни за амбиции «разложившейся» верхушки, для армии наступают не лучшие времена.
Наблюдая за слабеющим и богатым колоссом Римского государства, различные племена начинают атаковать границы империи. На протяжении столетий Римская империя была самым могущественным государством, и вот она раскалывается и гибнет под ударами варваров.
Трудно сказать, обречены ли все империи на бесславный конец, является ли он закономерностью их развития. Слишком от многих факторов зависит процесс возникновения, развития и распада государств.
4. Разграничение полномочий между Федерацией и ее субъектами
на примере России
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов — один из принципов федеративного устройства России. Конституция РФ определяет:
- перечень вопросов ведения Российской Федерации (ст. 71 Конституции РФ), которые полномочны решать только федеральные органы государственной власти, обладая для этого соответствующими правами и обязанностями;
- предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72, ч. 1 Конституции РФ), причем правовые акты последних должны соответствовать федеральным законам по этим вопросам. Иными словами, полномочия РФ и субъектов РФ тоже разграничены (по вопросам, не входящим в первую группу) федеральными законами уже в рамках предметов совместного ведения;
- Конституция РФ закрепляет полноту власти субъектов федерации по вопросам, находящимся вне ведения РФ (т.е. первой группы предметов ведения) и вне пределов полномочий федерации по второй группе вопросов — предметам совместного ведения.
Таким образом, оставшейся компетенцией обладают субъекты федерации. Этот "остаток" федеральной Конституцией не ограничивается и не конкретизируется в полной мере.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, регулирующим первые две группы вопросов. В случае же противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Однако при противоречии между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта федерации, принятым по вопросам, находящимся вне ведения Российской Федерации и ее совместного с субъектами ведения, действует нормативный правовой акт субъекта федерации. Таким образом, предметы ведения, полномочия самой федерации и ее субъектов строго разграничены, и эти границы не должны ими нарушаться.
5. Список использованных нормативных правовых
актов и литературы:
1. Конституция РФ. - 1995.
2. Уголовный кодекс РФ. - 1996.
3. Правовая библиотека «Кодекс», 2 выпуск, 2003.
4. Энциклопедия Российского права. Справочная правовая система для профессионалов "АРБТ". Электронный бюллетень, сентябрь 2003 выпуск № 9.
5. Законодательство России. Федеральный выпуск. Электронное периодическое издание. Общероссийская справочная правовая система "ELEX", февраль 2004.
6. Основы государства и права в схемах и таблицах: Практическое пособие.- М.: Белые альвы, ТЕИС, 1996
7. Общая теория права. - Н.Новгород, 1993.
8. Проблемы теории государства и права. - М.: Юрид.литература, 1987.
9. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов Под ред.проф.В.М.Корельского и проф.В.Д.Перевалова. 2-е изд. изм. и доп.- М.: издательство НОРМА, 2000.
10. Теория государства и права: Учебник для ВУЗов Под ред. Власова В.И. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.
11. Бусленко Н.И. Юридический словарь-справочник. «Феникс», 1996
12. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. – М.: Новый Юрист, 1998.
13. Власов В.И. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов и факультетов. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.
14. Гегель. Философия права. - М., 1990.
15. Мирошникова В.А. Комментарии к Конституции РФ. - М.: «Тандем», 1997.
16. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для ВУЗов. - М.: «Дабахов, Ткачев, Димов», 1995.