К стр. 50.


Задача 1.

Какое из утверждений, приведенных ниже, выражает идеалистическое понимание психики, а какое – материалистическое, научное?


А) Психическая деятельность не зависит от внешних причин. (Идеализм)

Б) Психическая деятельность – свойство мозга. (Научное)

В) Психическая деятельность познаваема только путем самонаблюдения. (Идеализм)

Г) Психическая деятельность – отражение объективной деятельности. (Научное)

 

Идеалистическое понимание

А

Б

 В

 Г

Материалистическое, научное понимание

А

 Б

 В

 Г



Задача 2.

Выберите ответ, наиболее полно раскрывающий определение психологии как науки.


1.     Психология – наука  о душе.

2.     Психология – наука, изучающая закономерности развития психологии человека.

3.     Психология – наука, изучающая закономерности развития психики и механизмы ее возникновения. (Правильный ответ)

 

Задача 3.

Определите, к какой группе психических явлений: психическим процессам, свойствам личности или психическим состояниям, - относится каждое явление, описанное ниже.


А. Учитель математики не раз обращал внимание на то, что некоторые ребята с большим трудом усваивают материал непосредственно после уроков физкультуры и значительно лучше, если урокам математики предшествует другая учебная деятельность. (Психические процессы – восприятие, внимание, память, обусловленные психическим состоянием эмоционального и двигательного возбуждения после занятий спортом)


Б. Ученик Коля Ш. испытывал всегда большое удовольствие, если его товарищи демонстрировали великолепные знания по изучаемым предметам. (Психическое состояние удовольствия, но может  быть и свойством личности – способностью радоваться за других).


В. Таня К. всегда прямо и откровенно осуждала своих товарищей за недобросовестное отношение к учебной работе. (Свойства личности)


Г. Витя К. регулярно посещает кружок авиамоделистов. (Свойства личности)

 

Д. Рассматривая картину Врубеля «Демон и Тамара», человек непроизвольно вспоминает образы лермонтовских героев. (Психические процессы – ассоциации, воображение, память)

 

Е. Петя К., придя из школы домой, сразу же решил выучить стихотворение по литературе. Однако, как он ни старался, последнее четверостишие он не мог правильно запомнить. После небольшого отдыха мальчик быстро выучил последний отрывок и рассказал все стихотворение выразительно и безошибочно. (Психические процессы – особенности памяти, психическое состояние усталости и затем отдыха, активизации работоспособности, а также свойства личности – упорство, целеустремленность).


Психические процессы

А

Б

В

Г

Д

Е

Психические состояния

А

Б

В

Г

Д

Е

Свойства личности

А

Б

В

Г

Д

Е

В некоторых случаях трудно дать однозначный ответ. На этот  вопрос лучше отвечать устно, с обоснованием выбора.


Задача на стр. 55.

Какие методы применены в приведенных примерах?


А. Испытуемый помещается в специальную изолированную камеру. Приборы регистрируют изменения кровяного давления, пульса, возникающие при угрозе сильного укола. Результаты сопоставляются с разными данными, полученными об этом испытуемом в других опытах, с историей его развития и жизни (анамнезом), материалами наблюдения за его определенной деятельностью. (Эксперимент, наблюдение, изучение результатов деятельности)


Б. По образцам почерка устанавливаются некоторые индивидуальные особенности личности испытуемого: те или иные способности, социальная принадлежность, направленность интересов, черты характера. (Тестирование)



К стр. 56


Задача 1.

Прочитайте два отрывка. Дайте качественную характеристику действий и движений.


1. «Он (О. Ренуар) постоянно говорил о руках. По ним  надо судить о новом знакомце: «Ты видел этого человека… пока он открывал пачку сигарет? Несомненно, хам… А та женщина, которая поправляла прядь волос движение указательного пальца… наверняка славная особа».


Здесь речь идет о движениях. Движения, совершаемые человеком, - это определенные перемещения его тела в пространстве, жесты, мимика. Физические движения могут быть и сознательными (тогда они направлены на выполнение какого-то действия и являются условиями его успешного осуществления), но чаще движения  совершаются неосознанно, как в данном примере. Человек сознает, что он идет по улице, двигает ногами, корпусом, но он не сознает, как именно он это делает. (Осознанное «выполнение» походки – это уже действие, направленное на достижение результата – формирование красивой походки, осанки и т.д.)

2. «…в пекарном деле нужны очень умелые руки пекаря. Основными орудиями труда при ручных операциях являются специальные лопата и нож. Люлька с полуфабрикатами… приближается к пекарю. Он кладет люльку на стол, берет с люльки конвейера лист с заготовками, ловким движением опрокидывает его над лопатой, и все заготовки оказываются на лопате. Быстро и точно пекарь подрезает ножом будущие изделия, берет лопату за рукоятку и поворачивает к печи».


Это описание действий. Действие – это фрагмент деятельности, которое имеет осознаваемую индивидом цель; каждая такая цель есть решение промежуточной задачи на пути к более важной цели, результату деятельности (в данном случае это выпечка хлеба, получение готовой качественной продукции). Т.к. действия совершаются осознанно, то они могут качественно улучшаться человеком (умения и навыки, доведенные, как в данном примере, до совершенства или до автоматизма).

 

Задача 2.

В нашей стране начиная с 1975 г. выходила серия сборников «Человек и профессия» под ред. Е.А. Климова. Описание каждой из профессий включает:

-         перечень необходимых профессиональных действий;

-         характеристику требований профессии к личностным свойствам пекаря, монтажника, паспортистки, токаря, инженера и т.д. (профессиограммы);

-         характеристику условий труда.

Почему описание деятельности людей разных профессий делается именно по этим параметрам?

Учитываются физические возможности людей выполнять те или иные виды работ (скорость реакции, способность  долгое время удерживать внимание или быстро переключаться и т.д.), физические возможности переносить определенные условия работы (высокие или низкие температуры, повышенная физическая  или умственная нагрузка, шум,  недостаточное освещение и т.д.), а также приобретенные качества личности, такие как терпение, усидчивость, настойчивость, умение общаться  и др. Профпригодность означает соответствие физиологических сил организма (состояние здоровья), врожденных свойств темперамента и задатков и сформированных интересов, ценностей и черт характера конкретного человека требованиям данной профессии.


Задача 3.

Из всех перечисленных ниже понятий укажите, что относится к основным характеристикам деятельности, а что к ее основным структурным компонентам, и отметьте в нужном столбце.


Структурные компоненты

Деятельность

Характеристика


Мотив

+


Цель

+

+

Движение



Предмет

+

+

Операция


+

Действие



Средства

+


Результат

+

(Оценка выполнена по учебнику Р.С. Немова «Психология» (1997 г.),  т. 1, стр. 149 – 151)


Задача 4.

Из перечисленных стадий социализации: адаптации, индивидуализации, трудовой и послетрудовой социалиазции и интеграции выберите те стадии, которые характерны для определенного возрастного периода, и впишите их в свободную колонку:


Хронологический возраст личности


Стадия социализации

До 1 года

Адаптация

От 1 года до школьного возраста (6 – 7 лет)

Индивидуализация, выделение и утверждение своего «Я», интеграция в семью

Младший школьный возраст

Адаптация, интеграция (в учебный процесс)

Подростковый возраст (10 – 16 лет)

Индивидуализация

Юношеский возраст (16 – 20 лет)

Адаптация, интеграция (вузовские условия)

Молодость (20 – 30 лет)

Адаптация (к профессиональной деятельности, роли взрослого), трудовая социализация, интеграция

Зрелость (30 – 60 лет)

Интеграция

Старость (старше 60 лет)

Послетрудовая социализация, адаптация к роли пенсионера и т.д.



Задача 5.

Вам даны образцы проявления в поведении людей свойств индивида и свойств личности. Выберите те образцы поведения, которые характеризуют индивида.

(Правильные ответы выделены курсивом)


А. У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении и в протекании других познавательных процессов, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одной деятельности на другую.


Б. Рабочий Э. рассказал на собрании о том, как он распределяет свободное от работы время между занятиями спортом и учебой.


В. Господин Ф. вступил в общество «Молодой исследователь».


Г. Господин М. отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.


Д. Учитель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.


Е. У инженера Ш прекрасная дикция и приятный голос.

 

Свойства личности

А

Б

В

Г

Д

Е

Свойства индивида

А

Б

 В

Г

 Д

 Е



Задача 6.

Нижеприведенные особенности поведения человека характеризуют его либо как индивида, либо как личность. Выделите особенности, которые отражают поведение индивида, и особенности, которые отражают поведение личности.

(Курсивом выделены особенности поведения индивида)


Старательность (1), низкая адаптация к темноте (2), общительность (3),  хорошая координация обеих рук (4), медленная скорость узнавания (5), большая эмоциональная возбудимость (6), трудолюбие (7), чувствительность (9), упрямство (10).


Особенности поведения личности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Особенности поведения индивида

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10



Задача 7.

Какие из перечисленных точек зрения на происхождение способностей:

1)    развитие способностей зависит только от наследственных задатков;

2)    развитие способностей зависит только от воспитания;

3)    развитие способностей зависит от задатков и воспитания; при одних и тех же задатках степень развития способностей обусловлена воспитанием,

-         имеют место в следующих примерах?


А. В Англии каждый ребенок в 11 лет подвергается испытанию на коэффициент умственной одаренности, после чего одних детей определяют в школы, дающие возможность получить широкое образование, других – в школы, которые готовят детей к производственной деятельности. (вариант 1)


Б. Японский педагог С. Судзуки готовит музыкантов-скрипачей. В его школу принимаются все дети без отбора. То же делает преподаватель Химкинской музыкальной школы М.П. Кравец. (вариант 2)


В. Психолог А.Р. Лурия наблюдал за развитием однояйцовых близнецов-дошкольников. Их по-разному учили играть со строительными материалами. В результате у одного из близнецов постройки были сложнее, разнообразнее и оригинальнее. (вариант 3)


Г. А.Н. Леонтьев путем индивидуальной тренировки восстанавливал процесс «внутреннего пения», который был нарушен у людей, не имеющих музыкального слуха, и тем самым «делал слух». (вариант 2)


Д. Было замечено, что очень многие студенты, успешно и творчески занимающиеся математикой, поступили в университет после окончания одной и той же школы, где учились у одного и  того же педагога. (вариант 2)


Е. Некоторые ученые-биологи считают, что назрела необходимость решить проблему создания богатой человеческой натуры путем клонирования. (вариант 1)


Развитие способностей зависит только от задатков

А

Б

В

Г

Д

 Е

Развитие способностей зависит только от воспитания

А

Б

В

 Г

 Д

Е

Развитие способностей зависит от задатков и воспитания

А

Б

В

Г

 Д

 Е



К стр. 110.


Задача 1.

Укажите, какая функция воли (регулирующая, стимулирующая, задерживающая) проявляется в каждой ситуации.


А. Человеку страшно хочется пить. Он подходит к водоему, готов зачерпнуть воды и выпить ее. Но ему говорят: «В этом водоеме обнаружен холерный эмбрион, имейте это в виду). Человек выливает воду и идет дальше. (Задерживающая функция)


Б. Во время воздушного боя летчик получил смертельную рану. В какое-то мгновение он понял, что если выпустит из рук штурвал самолета, погибнут все, кто там находится. И вот летчик продолжает управлять самолетом, благополучно сажает его и тут же бессильно падает на пол кабины. Из самолета его выносят уже мертвым. (Стимулирующая функция)


В. В очень жаркий день подросток М. работал на пришкольном участке. Ребята позвали его купаться. Хотя М. выглядел очень усталым, он отказался, объяснив, что решил доводить любое дело до конца. (Регулирующая функция)

 


Регулирующая

А

Б

В

Стимулирующая

А

Б

В

Задерживающая

А

Б

 В



Задача 2.

Какая закономерность взаимодействия ощущений лежит в основе описанного факта?


Проведено исследование, которое установило влияние тренировки на распознавание силуэтов самолетов, видимых под очень малым углом зрения. Если в первый день опытов испытуемые правильно опознавали силуэты с максимального расстояния в 6 м, то после 7-дневных упражнений они были в состоянии опознавать формы с такой же точностью  уже на расстоянии 22 м.

А. Контраст ощущений;

Б. Сенсибилизация;

В. Адаптация.

 

Задача 3.

Какие отличительные особенности мышления как одного из познавательных процессов проявляются в следующих примерах?


А. Подойдя к трамвайной остановке не в часы пик и заметов на ней много людей, вы догадываетесь: давно не было трамвая. (Представление о плохой работе транспорта возникает через посредника – скопление  людей на остановке).

 

Б. Придя однажды домой и заметив, что сынишка-дошкольник непривычно тих и молчалив, мать невольно думает: заболел или напроказил. (Мать обобщает собственный опыт  поведения детей и исключает варианты, не соответствующие ее привычным представлениям).


Запоминание

А

Б

Обобщение

А

Б

Опосредование

А

Б

Исключение

А

Б


В этом задании какая-то путаница. В качестве особенностей мышления  названы  функции памяти (запоминание, опосредование). Опять-таки в разных источниках могут быть разные классификации.

Надо сказать, что в данных примерах запоминание присутствует везде как источник информации, но не непосредственно, а задолго до события, поэтому указывать запоминание в таблице было бы некорректно.


Задача 4.

На основании описания укажите, какой вид памяти (долговременная, кратковременная, оперативная) преимущественно проявляется в действиях оператора.


В поле зрения оператора сортировочной станции  писем поступают конверты с написанными на них адресами. Оператор должен отправить каждое письмо в соответствующий накопитель (ящик, откуда пачки писем направляются по адресам). В накопитель письма доставляются с помощью специальных устройств сортировочной машины. Оператор, считывая адрес с конверта, нажимает на определенные кнопки (осуществляет кодирование): каждому большому городу, области, автономной республике соответствует свой код – набор из нескольких цифр.

А – долговременная

Б – кратковременная

В – оперативная


Здесь также есть риск запутаться: в разных источниках дается разное определение кратковременной и оперативной памяти и ее функций, вплоть до того, что они отождествляются. Скорее всего, здесь нужно назвать оперативную память, т.к. она предполагает сознательное удержание информации на некоторое время для решения определенной задачи (выполнения дела).


Задача 5.

Определите, какие приемы (агглютинация, гиперболизация, заострение, типизация) использованы для создания образов творческого воображения.


А. В мифах и легендах древности описываются различные фантастические существа – кентавры, сфинксы, драконы и т.д.

(Агглютинация)

 

Б. Беседуя о создании литературных образов,  великий писатель говорил: «Они строятся, конечно, не портретно, не берут определенного какого-нибудь человека, а берут 30 – 50 человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Фауста, Гамлета, Отелло и т.д….» Он советовал молодым писателям: «Если вы описываете лавочника, так надо сделать так, чтобы в одном лавочнике было описано  30 лавочников, в одном попе – 13 попов, чтобы, если эту вещь читают в Херсоне, видели херсонского попа, и читают в Арзамасе – арзамасского попа…»

(Типизация)

 

В. Какой прием создания образа воображения использован изобретателями при конструировании аэросаней, танка-амфибии, дирижабля, экскаватора, троллейбуса и др. механизмов?

(Агглютинация)


Г. А  то свищет Соловей да по-соловьему,

Он кричит злодей-разбойник по-звериному,

И от его ли-то от посвисту соловьего,

И от его ли-то от покрику звериного

То все травушки-муравы уплетаются,

Все лазоревы цветочки осыпаются,

Темны лесушки к земле все прислоняются,

А что есть людей, то все мертвы лежат.

(Гиперболизация)


Д.  …. Старый старичок:

Худой, как зайцы зимние,

Весь бел, и шапка белая,

Высокая, с околышем

Из красного сукна.

Нос клювом, как у ястреба,

Усы седые, длинные

И – разные глаза:

Один, здоровый, - светится,

А левый – мутный, пасмурный,

Как оловянный грош!

(Н. А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо)

(Заострение)


Е. – Что сделаю я для людей? – сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлеталась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни. (М. Горький. Старуха Изергиль)

(Гиперболизация)


Агглютинация

А

Б

В

Г

Д

Е

Гиперболизация

А

Б

В

Г

Д

Е

Заострение

А

Б

В

Г

Д

Е

Типизация

А

Б

В

Г

Д

Е


Задача 6.

Ниже описаны образцы проявления в поведении человека различных сторон личности. Укажите и объясните, какие явления характеризуют: а) направленность личности; б) нравственный мотив; в) особенности темперамента.


А. Миша К. всегда активен на уроках математики. Если некоторые ученики при решении той или иной математической задачи не могут обходиться без детального развертывания процесса решения, то Миша многие действия делает в уме, не записывая их в тетради или на доске. Так же легко и быстро он понимает задачи на только что объясненное правило и правильно решает их.

(Особенности темперамента: высокая скорость протекания психических процессов – восприятия, мышления)


Б. Вера Фигнер – известная русская революционерка – родилась в 1852 году в состоятельной семье.

Во время учебы за границей прониклась социалистическими  идеями. Рассталась с мужем, т.к. увидела, что тот не разделяет ее взглядов. Стала знакомиться с революционной литературой. Когда до получения диплома осталось лишь полгода, она оставила учебу и вернулась в Россию по вызову революционной организации. Отказавшись от богатства и привилегий, она посвятила себя революционной борьбе с царским самодержавием. Неоднократно была осуждена, почти 20 лет сидела в тюрьме.  В 1884 году на суде в заключительном слове она сказала: «Я часто думала, могла ли моя жизнь идти иначе, чем она шла, и могла ли она кончиться чем-либо иным, кроме скамьи подсудимых, и каждый раз я отвечала себе: НЕТ».

(Направленность личности на дело, на достижение результата, который представляется более ценным, нежели собственное благополучие, семья, здоровье и т.д.; вся жизнь подчинена борьбе за идеалы).

 

В. Помню, несколько месяцев назад один из его (Гришиных) товарищей, взяв в библиотеке книгу, вырвал листок с картинкой. Книга была возвращена в библиотеку, выдана другому ученику, и, когда тот сдавал ее, библиотекарь обнаружил, что страницы не хватает. Мальчик был обвинен несправедливо. Гриша случайно узнал настоящего виновника. Он сидел за партой рядом с ним, и когда классный руководитель пытался  добиться «признания» от мальчика, ни в чем не повинного, виновник был невозмутим. Гриша толкнул его локтем, сказал тихонько: «Сознавайся, ведь это ты вырвал листок», Лицо виновника выразило такое удивление, что Гриша смутился. Смущение уступило место возмущению, мальчик вскочил и взволнованно сказал: «Вот кто вырвал листок. Он сидит, молчит, да еще и радуется, что обвиняют товарища. Разве можно так поступать?».

(Нравственный мотив: честный и справедливый Гриша считает недостойным поведение одноклассника, который трусит и лжет, в то время как незаслуженно обвиняют другого).


Направленность личности

А

Б

В

Нравственный мотив

А

Б

В

Темперамент

А

Б

В



































Список использованной литературы


Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб, 1997 г.


Касьянов В.В. Социология. Ростов-на-Дону, 2003 г.


Обухова Л.Ф, Возрастная психология: Учебник. М., 1996 г.


Общая психология: Учебное пособие для студентов пединститутов / под ред. В.В. Богословского. М., 1981 г.


Немов Р.С. Психология: в 3-х кн.  М., 1997 г.


Петровский А.В. Общая психология. М., 1994 г.