Содержание


Введение                                                                                                           3

1.     Сущность управленческой деятельности                                                       4

2.     Основные подходы к изучению управленческой деятельности           6

3.     Определение системы основных управленческих функций                           10

Практическое задание                                                                                 13

Заключение                                                                                                       14

Список использованной литературы                                                              15























Введение


В настоящее время трудно назвать более важную и много­гранную сферу деятельности, чем управление, или менед­жмент, от которого в значительной мере зависят и эффек­тивность производства, и качество обслуживания населения. В зарубежных странах накоплен значительный опыт уп­равления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обога­щается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов. В процессе развития управления как науки появлялись различные подходы к изучению управленческой деятельности. Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально – политической системе они создавались и разрабатывались.

      Управленческая деятельность – один из важнейших факторов функционирования и развития предприятий в условиях рыночной экономики, а  процесс управления является средством, при помощи которого руководство сплачивает воедино трудовые ресурсы, материалы, информацию и людей для достижения поставленных целей. Эффективный процесс управления обеспечивает оптимальное использование ресурсов, минимизирует потери производительности, нарушение взаимодействия подразделений и сбоев в коммуникационных каналах. 

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

1.     Сущность управленческой деятельности


Менеджмент неразрывно связан с людьми, занятыми управлением. Труд в этой сфере носит название управленческого.  По сравнению с другими видами труда в организации он имеет ряд особенностей, выражающихся в характере самого труда,  его предмете, результатах и применяемых средствах.

Управление это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации[1].

Управленческий  труд – вид трудовой деятельности по выполнению функций управления и организации, назначением которой является обеспечение целенаправленной и скоординированной деятельности трудового коллектива по решению стоящих перед ним задач. 

Объект управленческого труда – организация, структурное подразделение.

Предмет управленческого труда – управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в требуемом режиме.

Продукт управленческого труда – управленческие решения и практические действия, необходимые для обеспечения функционирования объекта в требуемом режиме.

Управленческая деятельность – один из важнейших факторов функционирования и развития предприятий в условиях рыночной экономики.  Эта деятельность должна постоянно совершенствоваться в соответствии с  объективными требованиями рынка, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителей в формировании технико-экономических и иных параметров продукции[2].

Процесс управления является средством, при помощи которого руководство сплачивает воедино трудовые ресурсы, материалы, информацию и людей для достижения поставленных целей. Эффективный процесс управления обеспечивает оптимальное использование ресурсов, минимизирует потери производительности, нарушение взаимодействия подразделений и сбоев в коммуникационных каналах.

Содержание управленческого труда применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления.  Поэтому, каждый современный руководитель,  осуществляя управление предприятием,  реализует  следующие  функции менеджмента: планирование, организация, контроль, координация и мотивация.

При  планировании и организации работы  руководитель определяет, что конкретно должна сделать данная организация, когда, как и кто, по его мнению, должен это сделать. Если выбор этих решений сделан эффективно, руководитель получает возможность координировать усилия многих людей и сообща реализовывать потенциальные возможности группы работников. Однако, на практике зачастую, руководители ошибочно полагают, что если некая организационная структура или некий род деятельности прекрасно «работают» на бумаге, то они также хорошо будут «работать» и в жизни. Это далеко не так. Руководитель, чтобы эффективно двигаться навстречу цели, должен  не только координировать работу,  но и мотивировать работников на ее выполнение, а также контролировать  полученные результаты.

Каждая их функций управления отражает определенную форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект, обуславливая соответствующий стиль и методы управления.

Функции менеджера и ситуации, в которых они реализуются, различаются, тем не менее, можно выделить три основные функции менеджера.

Во-первых, руководитель определяет основные задачи организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки, причем он несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения, но и решиться на то, чтобы повести руководимый им коллектив в определенном направлении.

Во-вторых, собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет ее и, наконец, разъясняет цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, зависит результат его работы.

В-третьих, выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия, выступающего в качестве представителя организации. Он должен быть человеком, за которым люди готовы идти.        

Цели и содержание работы управленцев следует рассматривать с точки зрения организации в целом и самого работника.  Поэтому, вся работа  по управлению подразделяется  на две части:  управление деятельностью фирмы;  управление людьми (персоналом).

Специфика решаемых менеджерами задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности составляют главный смысл и содержание труда людей, относимых к управленческому персоналу. У них особый предмет труда – информация, преобразуя которую они принимают решения, необходимые для изменения состояния управляемого объекта[3].

В настоящее время эффективность работы организации во многом определяется эффективность повседневной работы персонала управления предприятия.


2.     Основные подходы к изучению управленческой деятельности

 

 К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управ­ления: подход с позиций выделения различных школ в управлении, подход к управлению как к процессу, системный подход, ситуационный подход.

Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного уп­равления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

Основателем и основным разработчиком идей научного управления, базирующегося на механистическом понимании человека, его места в организации и сущности его деятельности, является Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 – 1915).

Важным вкладом школы научного управления было систематическое использование стимулирования с целью заинте­ресовать работников в увеличении производительности и объема производства. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения[4].

         Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от фактического выполнения работы.

         Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению — это опреде­ленная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего.

Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные.

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — ото не какое-то единовременное действие, а серия непре­рывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управлен­ческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

В соответствии с процессным подходом к управлению важнейшим элементом управления являются циклически повторяющиеся, регламентированные операции и процедуры, формально закрепленные за отдельными управленческими должностями или органами управления. Говоря иначе, эффективный менеджмент предполагает точное и полное выполнение всех функций управления.

    Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концеп­ции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координи­ровать и контролировать»[5].

Системный подход к организации рассматривает ее как многоплановое явление, связывающее в органичное единое целое цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее. Другой важной особенностью управленческих учений данного направления является то, что они все в большей или меньшей мере исходят из наличия так называемого системного эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отлично от простой суммы составляющих его частей.

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход – это не набор каких-то руководств или принципов для управляющих – это способ мышления по отношению к организации и управлению. Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого.

Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем смысле, компонентами организаций (социальные компоненты), наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами. Точно так же, как в биологическом организме, в организации части ее взаимозависимы.

     Применение теории систем к управлению облегчило для руководителей задачу увидеть организацию в единстве составляющих ее частей, которые неразрывно пере­плетаются с внешним миром. Эта теория также помогла интегрировать вклады всех «школ» которые в разное время доминировали в теории и практике управления.

Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Цен­тральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот под­ход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.

Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается интегрировать различные подходы. Он также подчеркивает неразрывную взаимосвязь между управленческими функциями и не рассматривает их по отдельности.

    Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об органи­зационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концеп­ция процесса управления, применимая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что, хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.

   Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организа­ции наиболее эффективно. Установление этих основных переменных, в особенности в области лидерства и поведения организационных структур и количественных оценок явилось наиболее важным вкладом ситуационного подхода в управление.

  Ситуационный подход представляет собой наибо­лее широкую и удовлетворительную систему, разработанную до настоящего времени, для того, чтобы сделать управление эффективным.


3. Определение системы основных управленческих функций


        Функции управления — это относительно самостоятель­ные, специализированные и обособленные виды управлен­ческой деятельности. Для того чтобы считаться таковой, функция управления должна иметь четко выраженное со­держание, разработанный механизм ее осуществления и оп­ределенную структуру, в рамках которой завершается ее организационное обособление. Под содержанием подразу­меваются действия, которые должны осуществляться в рамках конкретной функции.

Как было отмечено ранее А.Файоль первоначально выделил следующие функции управле­ния: планирование и предвидение, организацию и распорядительство, координацию и контроль. Другие авторы разработали иные перечни функции Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции — планиро­вание, организация, распорядительство (или командование), мотивация, руководст­во, координация, контроль, коммуникация, исследование, оценка, принятие решений, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключе­ние сделок. Фактически почти в каждой публикации по управлению содержится список управленческих функций, который будет хоть немного отличаться от других подобных же списков.

Современные представления о функциях управления связаны с выделением трех групп функций: первичные или базовые, связующие и интегрирующие (оперативные) функции[6].

Выполнение базовых функций составляет основу процесса управления для любого руководителя, независимо от занимаемой долж­ности и специфики деятельности. К ним относятся: планирование, организация, мотивация и контроль.

Связующие функции создают условия для эффективной реализации первичных функции и включают: налаживание коммуникации, при­нятие управленческих решений.

Интегрирующие функции обеспечивают оперативное руководство подчиненными, включают элементы базовых, и связующих функций управления. К ним относятся: руководство (администрирование) и лидерство.

Сначала представим графически, а затем охарактеризуем функции управления.


                   Управленческое решение                                            Координация    

 

 

 

 

 

 

 

 

                        


 Коректировка                                                                      Учет

 

                          

Рис. 1. Функции управления

Первичные функции управления

Планирование - определение целей деятельности и развития ор­ганизации, тактики и стратегии их достижения, индивидуальных дейст­вий каждого участника процесса управления. Планирование должно быть непрерывным, для того, чтобы обеспечить поступательное развитие организации и постоянную корректировку намеченных планов в силу их вероятностных характеристик.

Организация - создание структуры органов, обеспечивающих достижение намеченных целей, распределение индивидуальных заданий между каждым членом организации, делегирование им полномочий, прав распоряжение ресурсами и ответственности за результаты труда.

Мотивация - обеспечение заинтересованности работников в вы­полнении соответствующих заданий и делегированных им обязанностей с использованием как негативных стимулов: жесткий контроль, давле­ние, угрозы, наказания, так и позитивных: похвала, продвижение по службе, вознаграждения, базируясь на выявлении и учете потребностей сотрудников организации.

Контроль - процесс обеспечения достижения целей организации без отклонений, имеющий три подфункции:

а) установление стандартов или норм - для сравнения с фактиче­ским состоянием дел. Стандарт – это конкретные цели, которые должны быть выполнены за фиксированный отрезок времени (стандарт качества, производительности);

б) измерение достигнутого по отношению к стандарту - учет и анализ, выявляет проблемы или отклонения, причины их возникновения;

в) действия по устранению серьезных отклонения, корректировке планов и стандартов - регулирование.

Связующие функции управления.

 Управленческие решения - разработка предварительных вари­антов действий, выбор руководителем наиболее приемлемого, с его точ­ки зрения, варианта достижения целей организацией из множества альтернатив.

Коммуникации - процесс обмена информацией между двумя и более людьми или организационными структурами, предполагает: фильтрацию, отбор, кодирование, установление обратной связи, декоди­рование, защиту информации.

 Интегрирующие функции управления.

Руководство и лидерство - каждодневное оперативное влияние руководителя на подчиненных с использованием личного авторитета и властных полномочий, координация их деятельности для достижения целей организации.


Практическое задание


         Ваш непосредственный начальник, минуя Вас, дает срочное задание Вашему подчиненному, который уже занят выполнением другого ответственного задания. Вы и Ваш начальник считаете задание неотложным. Выберите наиболее приемлемый для Вас вариант решения и обоснуйте его.


В данной ситуации рассмотрен пример, когда нарушается принцип единоначалия, т.е. подчинение исполнителя своему непосредственному начальству, и так далее по цепочке по иерархической лестнице.

         Происходит ущемление прав  и обязанностей линейного руководителя, а так же, что является важным - подрывается авторитета у его подчиненных, что может привести в дальнейшем к снижению эффективности работы коллектива. Исполнитель будут ставить под сомнения приказы начальства, сомневаться в их значимости.

Возможен следующий вариант решения проблемы.

В интересах дела можно предложить подчиненному выполнить начальную работу, так она, по мнению начальника, является неотложным.

Другой вариант, как мне кажется более верный.

Выяснить у начальника какое из двух заданий наиболее важное, так как исполнитель не может выполнять оба неотложных задания одновременно. Раз начальник нарушил субординации, перешагнул «через голову» - переложить ответственность за решение данного вопроса на его плечи.

Если бы он дал задание непосредственно своему заместителю,  то вся ответственность лежала бы на нем, в его компетенцию входило непосредственно решение проблемы.   






Заключение


Управленческая деятельность – один из важнейших факторов функционирования и развития предприятий в условиях рыночной экономики.  Эта деятельность должна постоянно совершенствоваться в соответствии с  объективными требованиями рынка, усложнением хозяйственных связей, повышением роли потребителей в формировании технико-экономических и иных параметров продукции.

  К настоящему времени известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управ­ления: подход с позиций выделения различных школ в управлении, подход к управлению как к процессу, системный подход, ситуационный подход.

Содержание управленческого труда применительно к конкретному объекту определяется составом функций управления.  Поэтому, каждый современный руководитель,  осуществляя управление предприятием,  реализует  следующие  функции менеджмента: планирование, организация, контроль, координация и мотивация.

Труд работников, занятых выполнением любой функции управления, считается управленческим, независимо от его содержания и характера.

Каждая их функций управления отражает определенную форму и способ управленческого воздействия на управляемый объект, обуславливая соответствующий стиль и методы управления.

Специфика решаемых менеджерами задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда, в котором постановка целей, разработка способов и приемов их достижения, а также организация совместной деятельности составляют главный смысл и содержание труда людей, относимых к управленческому персоналу.





                      Список использованной литературы


1.     Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент. Учебник. Третье издание. – М.: Гардарики, 2001.

2.     Вейл П. Искусство менеджмента. – М.: Новости, 1997

3.     Вудвкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. – М.: Дело,1991

4.     Гитман Л. Дж. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Дело, 2000.

5.     Задоркин В.И., Пилипенко И.И. Организация труда руководителей. – М.: МЭГУ, 1994

6.     Игошин И.В. Менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999.

7.     Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. – М.:ГАУ, 1994

8.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992.




[1] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992.

[2] Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Организация управления персоналом на предприятии. – М.:ГАУ, 1994

[3] Задоркин В.И., Пилипенко И.И. Организация труда руководителей. – М.: МЭГУ, 1994

[4] Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. / Пер. с англ. – М.: «Дело», 1992.

[5] Гитман Л. Дж. Основы менеджмента. Пер. с англ. – М.: Дело, 2000. – Стр. 17.

[6] Игошин И.В. Менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. – Стр. 11.