БИЛЕТ № 4

Эффективность. Производительность. Кривая производственных возможностей.

         Под экономической эффективностью понимают относительную величину эффекта от какого- либо экономического явления или процесса, например превышения доходов над расходами организации.

         Под производительностью понимают относительную величину, характеризующую ют  эффективность затрат в материальном производстве, трудовой или производственной деятельности.

         Перед человеком всегда встает вопрос эффективного использования наличных ресурсов, который конкретизируется в одном из фундаментальных принципов рыночной экономики: минимум затрат - максимум прибыли.

         Предположим, что общество производит только  два каких- нибудь продукта - костюмы и автомобили. Допустим также, что отсутствует безработица, имеется постоянное заданное количество естественных и экономических ресурсов и некий, тоже заданный, технологический уровень развития производства, то есть полностью без потерь, используются производственные возможности общества. При этих условиях мы можем выпускать или 1 млн автомобилей и не одного костюма или 30 млн костюмов и не одного автомобиля. И то и другое мы не в состоянии одновременно в обозначенных количествах выпускать из- за ограниченности ресурсов. Следовательно, чтобы выпускать автомобили, и костюмы, общество должно выпускать их в меньших количествах. Изначально пропорции определены так, что жертвуя одним автомобилем, выпускаем 30 костюмов, и наоборот. Производство предполагает альтернативный характер. Если данную информацию отобразить на графике, то получится некая кривая, которая характеризует производственные возможности общества (рис. 1)

         Название кривой говорит о предельно возможных объемах одновременно производства автомобилей и костюмов. Кривая показывает оптимальное сочетание (соотношение) производств автомобилей и костюмов, при котором обеспечивается максимум производства и того, и другого при данном количестве ресурсов и при данной технологии. Любая точка на кривой будет характеризовать альтернативное производство. Увеличение производства автомобилей за счет уменьшения производства костюмов - и наоборот.

         В общем смысле кривая производственных возможностей иллюстрирует следующие основные моменты:

-         каждая точка на кривой показывает максимальное производство обоих товаров одновременно

-         увеличение производства товара А возможно только за счет уменьшения производства другого товара- Е

-         уменьше6ие производства товара Е есть необходимая и неизбежная плата за прирост производства товара А

-         уменьшение производства товара Е для обеспечения роста производства товара А представляет собой альтернативную цену

-         форма кривой говорит нам о том, что при максимизации производства одного товара эффективность использования ограниченных ресурсов падает.

               автомобили


                А                                       В


                                                                        С

 

                                        F


                                                                                      Е

                                                 костюмы

Рис. 1. Кривая производственных возможностей общества

2. Экономика здравоохранения как отраслевая наука, ее основные признаки.

Понятие отрасли характеризует сферу предложения какого- то товара. В экономике любой страны выделяют несколько основных отраслей. Наименование отрасли определяется товаром или услугой, которые производят функционирующие в них организации.

Отрасль здравоохранения наряду с другими отраслями в экономике страны имеет ряд своих специфических особенностей. Основным отличительным признаком отрасли здравоохранения являются оказываемые медицинские услуги.

Отрасль здравоохранения, безусловно, играет огромнейшую роль. Здравоохранение сопровождает человека от рождения до смерти. В этом одна из отличительных особенностей на услуги отрасли здравоохранения: спрос на них был, есть  и будет всегда.

Отрасль здравоохранения представляет собой систему социально- экономических и медицинских мероприятий, цель которых сохранить и повысить уровень здоровья каждого отдельного человека и населения в целом. Характер и содержание отрасли здравоохранения зависят от способа производства, степени развития производительных сил, уровня развития  техники и в целом медицинской науки. Вопросами здравоохранения важно заниматься с точки зрения накопления человеческого капитала.

Особенным показателем, используемым в отрасли здравоохранения является показатель DALY- глобальное время болезни.

Проблему здравоохранения не рассматривают как  проблему будущего, а как проблему сегодняшнего дня. Основные показатели, используемые в отрасли  здравоохранения:

-         показатель рождаемости,

-         психическое здоровье человека.

Надо создавать  благоприятные условия для рождаемости. Здоровье должно быть доступным сегодня для всех слоев населения.

3. Принципы управления

         Сущность управления в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и совместной деятельности. Любое управление предполагает необходимость предвидения, организации и контроля. Современное управление невозможно также без исследовательского вида деятельности. Сегодня управления все в большей степени становится профессиональным. Управлять значит воздействовать  на предмет управления методами управления в рамках установленных принципов.

         Наиболее полно принципы управления были разработаны в административной школе управления. Основная цель данного направления - создание универсальных принципов управления, следование которым, несомненно, приводит организацию к успеху. Основной представитель данного направления – Файоль. Разработанные Файолем принципы  затрагивают два аспекта:

1)     разработка рациональной системы управления организацией. Файоль рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

2)     построение структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единогласия.

Основные принципы управления по Файолю:

1)    разделение труда способствует росту производительности труда, качеству, стимулирует инновации

2)    соотношение полномочий и ответственности

3)    дисциплина и внутренний порядок- послушание и уважение, достижение соглашений между различными частями организации

4)    принцип единоначалия. Работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника

5)    принцип единства направления. Каждая система, действующая в рамках одной цели, должна быть  объединена единым началом и иметь одного руководителя

6)    подчинение личных интересов общим интересам. Интересы  одного работника или группы работников не должны превалировать над интересами компании или организации большего масштаба.

7)    вознаграждение персонала для того, чтобы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую зарплату за свою службу

8)    баланс централизации  и децентрализации. Централизация - это сосредоточение всего объема полномочий власти на верхнем уровне. Децентрализация- это распространение полномочий на низкие уровни управления

9)    скалярная цепь- это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях, начиная от занимающих самое высокое положение в этой цепочки до руководителя первого звена

10)                      порядок. Это означает что, все должно иметь свое место

11)                      справедливость-  это сочетание доброты и правосудия

12)                      стабильность рабочего места

13)                      инициатива- разработка плана и обеспечение его успешной организации

14)                      корпоративный дух. Союз- это сила.









БИЛЕТ № 7

Предприятие и фирма. Формы объединения предприятий в фирму. Коммерческий расчет. Самоокупаемость и самофинансирование

         Предприятие- это основное звено экономической производственной системы России. Его деятельность строится на сочетании руководства и управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативностью. Предприятия осуществляют производственно-хозяйственную деятельность, для ведения которой они наделяются основными и оборотными средствами, а также имуществом, находящемся в оперативном управлении предприятием.

         Предпринимательская фирма есть организационно- правовая форма предпринимательской деятельности граждан (физических лиц) и организаций (юридических лиц).

         Следует различать предпринимательскую деятельность с привлечением наемного труда (создание дополнительных рабочих мест) и без привлечения. Первое организационно регистрируется как предприятие, второе - как индивидуально- трудовая деятельность, то есть фирма.

         Предпринимательские фирмы различают также по форме собственности, на которой они базируются, по содержанию деятельности, по формам и методам ведения конкурентной борьбы.

С точки зрения собственности  предприятий могут объединяться в фирмы  следующих форм:

1)    частная фирма - индивидуальное предприятие, принадлежащее гражданину. Фирма основана и приобретена им в результате разгосударствлевания или приватизации. В настоящее время частная фирма - самая распространенная форма предпринимательской деятельности

2)    коллективная фирма с неограниченной ответственностью, в которой все члены фирмы несут солидарную ответственность по обязательствам предприятия всем своим имуществом.

3)    товарищества с ограниченной ответственностью. Их смысл состоит в том, что  каждый член товарищества отвечает по обязательствам фирмы в пределах своей доли в общем капитале.

4)    акционерные общества, в которых капитал рассредоточен среди некоторого количества собственников.

Под коммерческим расчетом понимают форму наличного расчета по  коммерческому договору, сделке, заключенной между  юридическими организациями, предпритиями.

Большинство предприятий и частных организаций сегодня работают на принципах самофинансирования и самоокупаемости.

Коммерческий расчет – это метод ведения хозяйства на основе соизмерения затрат на хозяйственную деятельность и ее результатов, выраженных в денежной форме.

Под самофинансированием понимают  способ обеспечения (снабжения) предприятия  собственными денежными средствами (финансами)

Под самоокупаемостью понимают такой способ ведения производства, при котором расходы предприятия практически полностью или в большей степени покрываются доходами самого предприятия от различной деятельности.

2. Управление как процесс последовательной постановки целей и решения задач

         Управление- это вид деятельности по интеграции, взаимной координации, оптимизации использования ресурсов для достижения целей организации.      

Сущность управления в том, что это специфический вид деятельности человека, который возник как потребность и необходимое условие достижения результата в индивидуальной и совместной деятельности. Любое управление предполагает необходимость постановки целей, предвидения, организации и контроля, а также принятия решений.

Процесс управления представляет собой набор действий и решений, предпринимаемых руководством, которые ведут к разработке  и принятию решений, предназначенных для того, чтобы помочь организации  достичь своих целей.

Таки образом, первым и наиболее важным этапом управления является процесс постановок целей организации. Основная общая цель организации - это четко выраженная причина ее существования, то есть миссия. Цели при управлении разрабатываются для  осуществления миссии. Миссия в управлении представляет собой основную общую цель или задачу организации.

Значение постановки целей  управления, которые формально выражены и эффективно представлены сотрудника  организации, невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в управлении в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Без целей нет точки отсчета выбор альтернативы среди разработанных решений.

Без определения целей как ориентира руководители организации имели бы в качестве основы для последующего принятия решений только свои индивидуальные ценности. Результат- разброс усилий,  а не единство целей, имеющее существенное значение для успеха организации.

Цели обеспечивают направление и ориентиры для последующего процесса принятия управленческих решений. Поэтому при управлении постановка целей должна содержать следующие элементы:

1)    задачи фирмы с точки зрения ее основных услуг, изделий, рынков, технологий

2)    внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы организации

3)    культура организации.

Процесс постановки целей может быть ориентирован на долгосрочный, среднесрочный и краткосрочный периоды.

Следующий этап процесса управления после постановки целей - это принятие управленческих решений.

Процесс принятия управленческих решений состоит из этапов:

-         диагностика проблемы, при этом выявляют, почему не случилось то, что должно было случиться, то есть, почему поставленные цели не были достигнуты

-         формулировка ограничений и критериев принятия решений

-         определение альтернатив и их оценка

-         выбор решения из предложенных альтернатив

-         реализация принятого решения, то есть обратная связь.

В современном управлении используют три основных модели принятия управленческих решений:

1)    физическая модель- это представление того, что исследуется с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы

2)    аналоговая модель представляет исследование объектов- аналогов, которые ведут себя как реальный объект

3)    математическая модель использует символы для описания свойств и характеристик объекта или события

3. Особенности выбора стратегии диверсификации в здравоохранении.

         Основная цель стратегии диверсификации в здравоохранении - это пересмотр размеров и уровня использования  активов для быстрого увеличения массы прибыли и развития своих возможностей. Это достигается путем перераспределения материальных ресурсов и персонала в соответствии с новыми сегментами рынка медицинских услуг. На стадиях зрелости и насыщения, если доля, занимаемая на рынке данной медицинской организацией, составляет около 15 % (относительно лидера),  необходимо пересмотреть свой рынок, ограничив его сегментами, где больше всего проявляется конкурентное преимущество. Если доля организации на рынке медицинских услуг менее 5 %, то она может быть сконцентрирована в небольшой нише. Можно приобрести несколько подобных медицинских организаций, чтобы в итоге доля на рынке составляла около 15 %. Если  подобное осуществить не удастся, то целесообразно  подумать о том, чтобы продать свой бизнес другой более крупной медицинской фирме или просто его ликвидировать.

         На последних стадиях зрелости и насыщения приобретение 15 % доли на рынке медицинских услуг практически невозможно, также как и продажа. В некоторых случаях разумнее создавать нишу, которая не исчезнет полностью и сосредоточиться в ней. Прежде чем принять решение сконцентрироваться в той или иной нише на рынке медицинских услуг, необходимо дать полную оценку размера оставшегося сегмента рынка и конкурентов.

         Стратегия диверсификации в отрасли здравоохранения является одной из базовый стратегий. Она может быть централизованной, горизонтальной и конгломеративной.

         Особенностью отрасли здравоохранения является использование преимущественно централизованной стратегии диверсификации, при которой пересмотр размеров и уровня использования  активов для быстрого увеличения массы прибыли и развития своих возможностей происходит в централизованном порядке.