Содержание


Введение.................................................................................................................. 3

1. Понятие и причины инфляции........................................................................... 4

2. Формы и виды инфляции................................................................................... 9

3. Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика............................................................................................................................... 18

Заключение............................................................................................................ 27

Библиографический список.................................................................................. 28


Введение

Инфляция начала 90-х годов оставила неизгладимый след в памяти соотечественников. Сама возможность бурного и неуправляемого роста цен не укладывалась в сознании советского человека, знавшего только государственное регулирование и контроль во всех сферах экономики. Товарный дефицит, нескончаемые очереди, продовольственные нормы потребления, спекуляции и ценовые перекосы – все это пришлось познавать. Хотя с момента либерализации цен прошло более десяти лет, инфляция так же во многом остается областью неизведанного. Конечно, многие явления, сопровождающие общий рост цен, на сегодня хорошо изучены, в том числе благодаря постсоветскому кризису. Однако немалая часть инфляционного феномена все еще остается скрытой от глаз исследователей. Гиперинфляция в странах Центральной и Восточной Европы, сопровождавшая крах директивной экономики, дала мощный импульс исследовательскому процессу. Вторая половина 90-х годов оказалась богатой на новые теоретические и эмпирические разработки. Наша работа посвящена общению и анализу теории инфляции, а также определению специфических черт инфляции в России.

В первую очередь, мы рассмотрели сущность инфляции и причины, ее вызывающие, а также определили инфляционные факторы, характерные для России в 1998-2002 годах.

Далее мы рассмотрим, каких форм и видов бывает инфляция  в зависимости от классификационного признака, приведем  примеры.

Ну и, наконец, в третьем вопросе мы рассмотрим социально-экономические последствия инфляции и определим основные методы борьбы с ней.


1. Понятие и причины инфляции

Инфляция (от лат. слова вздутие) можно определить как устойчивое продолжительное снижение покупательной способности денег вследствие общего прироста цен. Термин «инфляция» появился в экономическом лексиконе в начале ХIХ века. Первоначально он означал переполнение каналов денежного обращения бумажными деньгами сверх потребностей экономики. С развитием экономической теории понятие инфляции усложнилось, в настоящее время под ней подразумевают снижение покупательной способности, денег под воздействием различных, не только денежных, факторов. Если раньше об инфляции говорили о феномене, связанном с бумажными деньгами, то, как мы увидим на исторических примерах, инфляция присуща также и металлическим денежным стандартам. Инфляция (открытая) является рыночным феноменом. В странах с плановой экономикой, где цены полностью регулируются государством, бесконтрольный общий рост цен невозможен. В тоталитарных государствах наблюдается так называемая скрытая инфляция, в ходе которой ограничение властями роста цен приводит к появлению товарного дефицита. Во время либерализации цен возникает дефицит – инфляция в комбинации с товарным дефицитом.

Для измерения инфляции необходимо оценить прирост общего уровня цен на основе корзины, который рассчитывается как средневзвешенное всех цен и тарифов, складывающихся в течение определенного периода времени на отдельных товарных рынках, а также рынках работ и услуг в экономике страны или мировой экономике в целом. Прирост общего уровня цен оценивается с помощью некоторых индексов, основными их которых являются индекс потребительских (розничных) цен и индекс цен (оптовых) производителей. Кроме того, инфляцию на общеэкономическом плане измеряют посредством дефлятора ВВП – средневзвешенного индекса цен на товары и услуги, формирующие валовой внутренний продукт. В отличие от потребительских и оптовых индексов дефлятор ВВП рассчитывается по более широкому кругу цен. Впервые индексы цен для измерения инфляции начали использовать накануне Великой депрессии. В частности, с осени 1931 г. шведский центральный банк (Риксбанк) стал рассчитывать еженедельный индекс потребительских цен, который служит целевым ориентиром денежно-кредитной политики /7. Ст. 1/.

Индексы, построенные на базе различных цен, как правило, дают неодинаковые оценки инфляции. Основной методологический вопрос, который стоит перед исследователем инфляции, - какие цены учитывать в индексе или какой индекс выбрать в качестве измерителя. Самой распространенной практикой является расчет годового индекса потребительских цен. Это объясняется тем, что государство в рыночной экономике обозначено в основном ростом благосостояния домохозяйств, поэтому все свое внимание оно уделяет потребительскому рынку. Если бы речь шла о тоталитарном государстве, где плановое производство превыше всего, то для оценки инфляции использовались бы другие индексы – оптовых цен или цен на промышленную продукцию. Понимание инфляции, таким образом, зависит от целей макроэкономического анализа и спецификации оптимизационной функции экономических агентов.

В целом любую инфляцию можно рассматривать как результат взаимодействия денежных факторов (факторов спроса) и реальных факторов (факторов предложения). Первичным источником шоков спроса выступает дефицит государственного сектора экономики. В истории человечества самой частой причиной инфляции является финансирование дефицита государственного бюджета за счет эмиссии денежных властей.

Так, инфляция характерна для денежного обращения России – с 1769 до 1895 (за исключением периода 1843 – 1858 гг.); США – в период Войны за независимость 1775-1783 гг. и Гражданской войны 1861 – 1865 гг.; Англии – во время войны с Наполеоном в начале ХIХ в.; Франции – в период Французской революции 1789-1791 гг. Особенно высоких темпов инфляции достигает в Германии после Первой мировой войны, когда осенью 1923 г. денежная масса в обращении достигла 496 квинтиллионов рейхсмарок, а денежная единица обесценилась в триллион раз /4. Ст. 127/.

Если дефицит бюджета не покрывается напрямую путем денежной эмиссии, он может финансироваться косвенно, посредством увеличения государственного долга или инфляционного налога. Исследование другой основополагающей причины инфляции – шоков предложения – неразрывно связано с теориями долгосрочного экономического роста, моделей валютного курса и технологиями. Со стороны предложения инфляция может возникнуть из-за шоков производительности, удорожания импортных товаров или обесценения (девальвации) национальной валюты. Третьей ключевой причиной инфляции следует называть инерционный фактор, когда цены изменяются под влиянием инфляционных ожиданий, жесткости экономических структур и других особенностей ценообразования, таких, как широкая практика индексации на финансовом рынке и рынке труда. Наконец, к последней причине инфляции относятся социально-политические факторы, из которых будут исключены неэкономические теории инфляции. Например, новая политическая экономия, возникшая в конце 90-х годов – начале 2000-х годов, согласно которой в основе инфляции лежат специфика общественных институтов, политические процессы и национальная культура. Динамическим взаимодействием всех четырех описанных групп факторов можно объяснить инфляцию в любой экономике.

В настоящее время в России влияние факторов на динамику цен имеет разные направления. И на стороне спроса, и на стороне предложения действуют факторы, как вызывающие, так и сдерживающие рост цен.

С одной стороны, рост притока валюты по каналам внешней торговли в марте-апреле 2002 г. обозначил смену тенденций, действовавших в монетарной сфере в течение предшествующих шести месяцев. Относительная стабилизация номинального обменного курса и возобновившийся рост золотовалютных резервов снова открыли канал для эмиссии.

Вместе с тем рост денежного предложения происходил на фоне положительных изменений структуры денежной массы. Речь идет о снижении доли наличных денег, наиболее инфляционной компоненты денежной массы. За период с ноября 2001 г. по апрель 2002 г. доля наличных денег (МО) в денежной массе (М2) сократилась с 37,5 до 35,5%. Уменьшение наличности на руках у  населения сопровождается ростом банковских вкладов (за этот же период в рублевых накоплениях населения доля остатков на банковских счетах увеличилась с 42,6 до 45,5%). В результате инфляционное влияние роста денежной массы снижается.

С другой стороны, опережение темпов роста реальной заработной платы по сравнению с производительностью труда, вероятнее всего, может привести к дисбалансу спроса и предложения на потребительском рынке и, следовательно, росту цен, а также увеличению объемов импорта для выравнивания этого дисбаланса. Что касается затратных факторов, то отсутствие ясной политики и действенных механизмов регулирования тарифов естественных монополий оказывает сильное инфляционное воздействие Можно ожидать, что в среднесрочной перспективе оно останется значимым. Внутренние цены на энергоресурсы (главным образом газ) будут расти темпом, опережающим общий темп роста цен. С опережением будут расти и цены товаров, тесно с ними связанные (электроэнергия, услуги транспорта). Это предопределяется тем, что внутренние цены на энергоресурсы считаются заниженными, исходя из их некорректного сравнения с мировыми в пересчете по официальному валютному курсу, а не по паритету покупательной способности валют.


Таблица 1.1

Факторы, обусловившие инфляцию в 2000-2001 гг.

Показатель

2000 г.

2001 г.

Проц.п.

%

Проц.п.

%

Инфляция, всего

20,18

100,00

18,63

100,00

В том числе по факторам:





Монетарный

13,92

68,98

10,17

54,56

Структурный

5,77

28,57

4,29

23,02

Тарифы на электроэнергию, отпускаемую с ФОРЭМ

1,22

6,06

0,98

5,28

Средние тарифы на электроэнергию, отпускаемую населению

1,13

5,61

1,03

5,53

Оптовые тарифы на газ

0,95

4,92

0,82

4,38

Средние тарифы на газ, отпускаемый потребителям

1,10

5,44

0,52

2,77

Тарифы на грузовые перевозки ж/д транспортом

1,36

6,75

0,94

5,05

Удорожание плодоовощной продукции

-0,17

-0,85

1,61

8,63

Прочие

0,66

3,29

2,57

13,80


Источник: Финансы. – 2002. - №3. Ст. 72.


В среднесрочной перспективе можно ожидать, что сложившаяся в последние годы инфляция не претерпит существенных изменений.

В условиях ограниченных возможностей для стерилизации избыточного предложения денег останется значимым монетарный фактор, который в силу специфики российской экономики тесно связан с внешнеэкономической конъюнктурой.

Проведение структурных реформ (прежде всего в естественных монополиях) неизбежно связывается с ростом цен в них. Более того, в планах правительства предусмотрен опережающий инфляцию рост цен на газ. Можно ожидать аналогичного роста цен и в электроэнергетике, и на железнодорожном транспорте, несмотря на заявления экономических властей о том, что рост цен в этих отраслях будет менее интенсивным. Причины этого - острая необходимость компенсации ухудшающихся условий, возмещения выбытия мощностей в электроэнергетике, поддержания транспортной инфраструктуры.

В этих условия важной представляется разработка направлений антиинфляционной политики, включающей стерилизационные механизмы (например, использование ресурсов рынка государственных ценных бумаг), а также проведение прозрачной и прогнозируемой ценовой политики в отношении естественных монополий.

2. Формы и виды инфляции

Отечественная экономическая литература и пресса изобилуют большим количеством «оригинальных» названий, отражающих отдельные причины роста цен: кредитная инфляция, инвестиционная инфляция, потребительская инфляция, административная инфляция, социальная инфляция и т. д. Встречаются даже такие названия, как «встроенная» инфляция (прирост цен за определенный период времени), индуцированная инфляция (имеющие причины) и преждевременная инфляция (прирост цен при достижении в экономике полной занятости).

В зависимости от темпов повышения цен инфляцию условно подразделяют на несколько видов:

-         ценовая стабильность при низких темпах прироста цен;

-         умеренная инфляция,

-         инфляционный кризис и гиперинфляция.

В отечественной литературе встречаются также понятия галопирующей инфляции (25 – 40%, в другой интерпретации – от 20 до 200% в год) и ползучей инфляции (до 10%), однако по ним не существует отдельных исследований.

Ценовая стабильность.

В 1996 г. открывая симпозиум Федеральной Резервной Системы США в Канзасе, посвященный проблеме ценовой стабильности, А. Гринспэн, дал ее исчерпывающее определение. Ценовая стабильность означает столь незначительный прирост цен, что он не берется рыночными участниками в расчет при принятии решений. В идеале ценовую инфляцию, однако по ряду технических причин, среди которых ошибки статистики и запаздывание в обновлении информации, центральные банки не стремятся достигнуть нулевого прироста цен. На практике стабильность цен означает не столько нулевое, сколько небольшое положительное значение прироста индекса цен до 3,5% в течение длительного периода. Главной причиной такой статистической оценки стабильных цен является смещение в потребительских предпочтениях. Оно возникает в результате того, что потребители со временем отказываются от старых продуктов, товаров и услуг в пользу новых, более дорогих. В зарубежной литературе это явление известно как «замещающее смещение».

Последнее десятилетие ХХ века оказалось для мировой экономики «золотым временем» ценовой стабильности. В большинстве экономически развитых стран инфляция в силу благоприятной макроэкономической среды находилась и продолжает оставаться на низком уровне (табл. 2.1). Как показывают расчеты экономистов МВФ, 90-е годы характеризовались самым низким и устойчивым показателем общемировой инфляции, начиная с 50-х годов.


Таблица 2.1

Ценовая стабильность в еврозоне и странах Большой семерки

Страна

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

Великобритания

5,9

3,7

1,6

2,5

3,4

2,5

3,1

3,4

1,6

2,9

1,8

1,6

Германия

-

-

-

-

-

1,2

1,5

0,6

0,7

1,4

1,9

1,3

Еврозона

4,3

3,8

3,3

2,8

2,6

2,2

1,7

1,1

1,2

2,1

2,4

2,3

Италия

3,4

2,4

2,2

1,7

1,9

2

1,3

0,7

0,5

1,9

1,8

1,9

Канада

5,6

1,5

1,9

0,2

2,2

1,6

1,6

1

1,7

2,7

2,5

2,2

США

4,2

3

3

2,6

2,8

3

2,3

1,6

2,2

3,4

2,8

1,6

Франция

3,4

2,4

2,2

1,7

1,9

2

1,3

0,7

0,5

1,9

1,8

1,9

Япония

3,2

1,7

1,3

0,7

-0,1

0,1

1,7

0,7

-0,3

-0,7

-0,7

-0,9


Источник: Бизнес и банки. – 2004. - №3. – с. 2.


Умеренная, или ползучая, инфляция характеризуется незначительными темпами прироста цен - менее 10% в год.

Ее еще называют регулируемой, поскольку правительство, используя разнообразные рычаги, воздействует на конъюнктуру рынка, держит под контролем денежное обращение: иногда умышленно стимулируя, иногда противодействуя росту цен. В такой ситуации деньги сохраняют свою стоимость, так как покупательная способность остается относительно устойчивой.

По другим источникам, умеренная инфляция представляет собой ежегодный прирост цен в 15 – 30%. Определение умеренной инфляции было дано  Р. Дорнбушем, профессором экономики и международного управления Массачусетского Технологического Института (Кембридж, США) совместно с С. Фишером, первым заместителем директора-распорядителя МВФ, в 1993 г. В течение 1961 - 1992 гг. умеренная инфляция наблюдалась в двадцати восьми странах,  в некоторых по несколько раз. В отличие от высокой инфляции умеренная инфляция имеет устойчивые во времени характеристики. Международный опыт показывает, что страны могут жить в условиях умеренной инфляции на протяжении не одного десяти лет, чему Колумбия является классическим примером. В течение умеренной инфляции экономика способна  сохранять относительно хорошие темпы роста. В честности, в Исландии, Южной Корее, Сирии, Венесуэле и на Филиппинах экономический рост, несмотря на умеренную инфляцию, соответствует среднемировому показателю.

Под инфляционным кризисом понимается период времени не менее двух лет, в течение которого годовая инфляция превышает 40%. Определение инфляционного кризиса было дано экономистами Всемирного банка М. Бруно и У. Истерли в 1995 г.  Протяженность инфляционного кризиса выбрана не менее двух лет, чтобы исключить из анализа варианты одноразового роста цен, связанного с либерализацией или девальвацией национальной валюты. В табл. 2.2 приведен перечень 16 стран, переживших 22 инфляционного кризиса в течение 1961 – 1997 гг. Специалисты Всемирного банка выяснили, что инфляция свыше 40% становится особенно волатильной и подверженной внезапному ускорению. Значение медианы продолжительности кризисов инфляции составляет порядка шести лет. В чрезвычайных обстоятельствах кризис может тянуться до 20 лет (как в Аргентине).

Галопирующая инфляция.

Галопирующая инфляция определяется высокими темпами обесценения денег. Условно индекс роста цен для такого типа инфляции составляет 20-200% в год. Это обусловливает стремление владельцев денег к немедленной их материализации, что выступает в качестве дополнительного фактора роста цен, так как происходит нарастание спроса. Заключение сделок происходит в тесной привязке к росту цен.


Таблица 2.2

Страны, пережившие инфляционный кризис, 1961 – 1997 гг.

Страна

Годовой пик инфляции, %

Год

Никарагуа

33554

1987

Уругвай

113

1990

Боливия

11750

1985

Турция

110

1980

Перу

7481

1990

Турция

106

1994

Аргентина

3080

1989

Уругвай

98

1973

Бразилия

2800

1990

Коста-Рика

90

1982

Чили

505

1974

Бразилия

87

1964

Аргентина

444

1976

Исландия

84

1983

Израйль

374

1984

Ямайка

77

1992

Мексика

132

1987

Эквадор

76

1989

Уругвай

125

1969

Никарагуа

70

1979

Гана

123

1983

Доминиканская республика

51

1990


Источник: Бизнес и банки. – 2004. - №3. С. 2.

Гиперинфляции характеризуется астрономическими темпами роста цен, достигая порой нескольких тысяч процентов в год. В таких условиях разрыв между ростом цен и увеличением заработной платы становится катастрофическим. Ухудшается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев населения. Гиперинфляции свидетельствует о наступлении краха денежного хозяйства страны, о неуправляемости хозяйственными процессами. Происходит отказ от контрактов в денежной форме, возрастает доля бартерных сделок, наступает время возвращения к элементарному товарообмену, происходит переход от формулы Т-Д-Т к формуле Т-Т.

Определение гиперинфляции было впервые дано американским экономистом Ф. Каганом в 1956 г. Под гиперинфляцией Каган  понимал месячный прирост цен более  50%. Она начинается в месяце, когда прирост индекса цен превышает 50%, и заканчивается, когда месячный прирост индекса опускается за 50% и остается ниже этой отметки не менее года. Каган изучал гиперинфляцию  на примере семи стран в период с 1920 по 1946 гг.  Из внимания Каган выпал  эпизод гиперинфляции в Китае, о котором ему не было известно. Большинство примеров связано с кризисом этого золотого стандарта. Гиперинфляция в Греции, Венгрии и Китае возникала в связи с военными действиями. Венгрия «отличалась» тем, что  поставила общемировой рекорд роста цен – гиперинфляционный пик в 41,9 * 1015% в месяц. Во всех изученных примерах гиперинфляция в среднем продолжалась около года (табл. 2.3). Период с 1947 по 1984 г. оказался инфляционным затишьем – в мире гиперинфляция ни разу не наблюдалась.

Особое место занимает стагфляция Она характеризует собой развитие инфляционных процессов в условиях экономического спада и депрессивного состояния экономики. Сам термин происходит от двух понятий, характеризующих одновременное пребывание экономики в состоянии и стагнации (свертывания производства, депрессии), и инфляции. Стагфляция - принципиально новое явление, связанное с циклическим развитием национальной экономики и обусловленное новыми условиями воспроизводства капитала и структурными сдвигами в национальных экономиках. Спад производства, кризис или депрессия, как правило, сопровождались не ростом, а снижением цен. В мире с конца 60-х - начала 70-х годов эта тенденция была прервана, что послужило началом стагфляционных процессов, с особой силой проявившихся в мировых экономических кризисах 1974-1975 годов и 1981-1982 годов. Впервые в научный оборот данное понятие было введено в 1971 году американским экономистом П. Самуэльсоном.


Таблица 2.3

Эпизоды гиперинфляции в первой половине ХХ в.

Страна

Начало гиперинфляции

Завершение гиперинфляции

Продолжитель-ность гиперинфляции, число месяцев

Валютный курс к доллару США

Начало инфляции

Завершение инфляции

Австрия

Окт.1921 г.

Авг. 1922 г.

11

4,96

71428

Россия

Дек. 1921 г.

Янв.1924 г.

26

2,35

2,757 * 1011

Германия

Авг. 1922 г.

Ноябрь 1923 г.

16

4,2

4,2* 1012

Польша

Янв. 1923 г.

Янв. 1924 г.

13

5,3

9,33 * 106

Венгрия

Март 1923 г.

Февр. 1924 г.

12

4,96

7,7 * 104

Греция

Ноябрь 1943г.

Ноябрь 1944 г.

13

140

5 * 1014

Венгрия

Авг. 1945 г.

Июль 1946 г.

12

5

4,7 * 1021

Китай

Окт.1947 г.

Март 1948 г.

6

17,5

1,275 * 1015

Источник: Бизнес и банки. – 2004. - №3. – с. 3.


По критерию соотношения роста цен по различным товарным группам, то есть по степени уравновешенности роста цен различают сбалансированную и несбалансированную инфляцию. При сбалансированной инфляции динамика цен различных товарных групп относительно друг друга неизменна, а при несбалансированной - темпы роста цен в различных товарных группах по отношению друг к другу постоянно изменяются в различных пропорциях.

С точки зрения предсказуемости инфляция классифицируется как ожидаемая и неожиданная. Под ожидаемой инфляцией понимается, что она прогнозируема, а неожиданная - наоборот, непредсказуема. Факторы неожиданности или предсказуемости по-новому освещают нам вопрос о последствиях инфляции. Если все агенты рынка и население знают, что в следующем году цены возрастут примерно в 1,5 раза, то следует приготовиться к этому, исходя из возникающих проблем для каждого участника экономических отношений. В таком случае негативные последствия могут быть существенно сглажены. При непредсказуемости, неожиданности роста цен даже при умеренной инфляции может произойти заметное ухудшение экономического положения страны.

В зависимости от причин возникновения стремительного роста цен и обеспечения денег и на основании анализа мировой практики можно выделить следующие виды инфляции:

-         «административную»,

-         «инфляцию издержек»,

-         «инфляцию спирали цен и зарплат»,

-         «инфляцию спроса».

Административная инфляция порождается волей государственных органов, рыночных союзов и объединений, отдельных лиц и др. В России пока сохраняется достаточно высокая степень монополизации товарных рынков и, соответственно, самый сильный цеповой диктат монополистов.

Фактическое отсутствие конкуренции на основных товарных рынках, монополизм производителей и поставщиков продовольственной и промышленной продукции сохраняют существование рынка продавца, а не рынка покупателя как в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.

«Административная инфляция» проявляется во взвинчивании тарифов на железнодорожные перевозки, платы за услуги почты, связи, коммунальные услуги, увеличении ставок импортных пошлин и др. Поднимая цены в ключевых отраслях, например, на нефтепродукты и другие энергоносители, «административная инфляция» стимулирует «инфляцию издержек». В мировой практике под «инфляцией издержек» подразумевается такой механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. «Инфляция издержек» обусловлена ростом всех компонентов производственных затрат: материальных ресурсов, зарплаты, затрат на обслуживание долгов и покупку денежных ресурсов и др. В частности, повышение цен на нефтепродукты в России в середине 1999 г. в конечном итоге было заложено в стоимость товаров и привело к росту издержек производства и соответственно к росту оптовых и розничных цен.

«Инфляция спирали цен и зарплат» близка по характеру к «административной инфляции» и «инфляции издержек», поскольку обусловливается повышением уровня заработной платы (в частности, работникам бюджетной сферы), что приводит к росту денежной массы и соответственно провоцирует рост цен на большинство продовольственных и промышленных товаров. Соответственно рост цен вызывает необходимость индексации заработной платы, тем самым замыкая порочный круг.

Такая ситуация существовала в России в 1992-1996 гг., когда вслед за ростом цен увеличивалась заработная плата работникам бюджетной сферы.

Такая же ситуация возникла после августовского кризиса. Обесценение национальной валюты после девальвации и роста курса доллара вынудило Правительство заложить в бюджет России на 1999 и 2000 г. определенные средства на повышение заработной платы государственным служащим.

И, наконец, «инфляция спроса» порождается выпуском в обращение дополнительной массы платежных средств, что создает превышение спроса над предложением и приводит к росту цен. В этой связи необходимо сокращать государственные расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету ради уменьшения эмиссии денег.

В нашей стране контроль за эмиссией осложняется отсутствием в арсенале Центрального банка России гибких и надежных инструментов денежно-кредитного регулирования, позволяющих оперативно реагировать на изменение динамики денежных показателей. Кроме того, после финансового кризиса Правительство фактически санкционировало ограниченную, контролируемую денежную эмиссию.

Очевидно, что все, описанные выше, виды инфляции тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Однако следует отметить, что инфляционные процессы в России имеют свою специфику.

3. Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика

Инфляция негативно влияет на благосостояние населения. Это негативное воздействие осуществляется по нескольким направлениям. Речь идет прежде всего о падении реальных доходов в результате опережающего роста цен по сравнению с повышением заработной платы. В этом случае, несмотря на некоторое повышение время от времени заработной платы, люди вынуждены покупать все меньше и меньше потребительских благ. Неожиданный, быстрый и несбалансированный рост цен вызывает перераспределительный эффект среди субъектов рыночной экономики. В частности, если коллективный договор между предпринимателем и профсоюзом заключен на три года без должного учета возможности резкого роста цен, то рабочие могут проиграть, если цены на потребительские товары резко и неожиданно возрастут. Предприниматель может так же пострадать, если в свою очередь цены именно на его товар вырастут в меньшей степени по сравнению с ценами на необходимые ему материальные ресурсы. Другой же предприниматель выигрывает, если цены на его продукцию возрастут в относительно большей степени.

Следовательно, всегда имеет место отставание роста номинальных денежных доходов от реальных потребностей для поддержания хотя бы прежнего уровня потребления. Данная ситуация характерна для развития процесса открытой инфляции.

В условиях подавленной инфляции, когда рыночные механизмы либо не работают вообще, либо работают частично, сокращение реальных доходов населения проявляется в возникновении и росте товарного дефицита. Обладая необходимыми денежными средствами, люди не могут реализовать свои устремления из-за отсутствия в достаточном количестве благ по умеренным ценам. Обращение же к черному рынку, где цены формируются под воздействием спроса и предложения, ведет к уменьшению реальных доходов.

Инфляция вызывает обесценение сбережений. При этом довольно часто темпы инфляции не только сводят на нет причитающиеся проценты по вкладам, но и обесценивают сами вклады. В таких обстоятельствах люди предпочитают трансформировать сбережения в ликвидные денежные средства. Альтернативная стоимость или вмененные издержки в этих условиях обесцениваются, тогда как существенно возрастает выгода от денежных активов. Однако приток денежных ресурсов в еще большей степени усугубляет ситуацию, так как изменение (увеличение) спроса вызывает еще большее повышение цен. А это в еще большей степени сокращает реальные доходы населения. Невиданное по своим масштабам обесценение сбережений произошло в России в течение 1992-1993 годов. Принятые в 1994 и в 1996 годах меры по компенсации сбережений, зафиксированных на начало 1992 года, представляют собой не более чем моральное утешение, но никак не компенсацию, ибо за эти годы цены на все и вся выросли в тысячи раз.

Другим фактором, ведущим к снижению жизненного уровня населения, является так называемое инфляционное налогообложение. Суть его заключается в том, что при сохранении относительно стабильных налоговых ставок и осуществлении индексации номинальных доходов происходит изъятие в госбюджет все возрастающей части доходов населения.

В условиях инфляции при действии прогрессивной шкалы налогообложения осуществляемая индексация доходов приводит к тому, что увеличивающийся номинальный доход постепенно подпадает пол действие все более высоких налоговых ставок. Налогоплательщик помимо своей воли переходит в группу граждан, облагаемых более высокой налоговой ставкой, что ведет к сокращению его реальных доходов. Это позволяет увеличивать доходную часть федерального бюджета без изменения системы налогообложения.

Помимо отрицательного воздействия инфляции на благосостояние населения, она в не меньшей степени оказывает негативное влияние на производство, на хозяйственную деятельность в целом. Прежде всего необходимо указать на две стороны сдерживания инвестиционного спроса. Под воздействием инфляции происходит обесценение, с одной стороны, амортизационных отчислений, с другой - фонда накопления. В результате и валовые, и чистые инвестиции существенным образом «усыхают» и не позволяют осуществлять запланированные проекты и мероприятия, связанные с технической реконструкцией производства, обновлением и модернизацией используемого оборудования, новым строительством. Это ведет к сдерживанию НТП, а также к замедлению экономического развития, к ограничению предложения.

Одновременно происходит истощение и другого источника финансирования инвестиционного комплекса - обесценение и изъятие населением и юридическими лицами своих сбережений. Кроме того, в условиях неопределенности и нестабильности раскручивание инфляционной спирали существенно понижает склонность к сбережению, но повышает склонность к потреблению, что негативно сказывается на процессе текущего сбережения. В целом же и то и другое подрывает финансовую основу настоящего и будущего развития и совершенствования производства. Кроме того, быстрое обесценение денежных сбережений подталкивает их владельцев к активному их использованию, что нередко вызывает поспешный, слабо продуманный и чрезмерный расход реальных ресурсов, нарушение межотраслевых пропорций, расхищение финансовых средств.

Что касается кредитных отношений, то здесь также возникает проблема, ибо выплата ссуды происходит в неизменных ценах. Поправка на обесценение денег в подобных договорах не делается, так как они были заключены в неинфляционной ситуации. Выплата суммы и процента зафиксирована номинально. Такая ситуация ставит в весьма затруднительное положение кредиторов и благоприятна для заемщиков.

Инфляция существенно подрывает мотивацию к активной предпринимательской и трудовой деятельности. Для предпринимательских кругов, занятых особенно и сфере производства, неопределенность в механизме ценообразования значительно увеличивает степень риска при реализации тех или иных инвестиционных проектов. Одновременно им все сложнее становится получать кредиты. Это не может не сказаться на производстве и сокращении предложения товаров и услуг.

Значительные отрицательные социально-экономические последствия, вызываемые инфляцией, обусловливают необходимость проведения антиинфляционных мероприятий в рамках политики государства.

Всю совокупность арсенала средств борьбы с инфляцией можно разделить на две части. Это антиинфляционная стратегия, соединяющая цели и методы долговременного характера, и инфляционная политика, использующая средства быстрого и краткосрочного воздействия на денежный рынок.

Одна из важнейших задач антиинфляционной стратегии состоит в противодействии и гашении адекватными методами инфляционных ожидании. Дело сводится к тому, чтобы переломить инфляционную психологию субъектов экономической системы, избавить их от страха обесценения сбережений, предотвратить нагнетание текущего спроса, обусловленное неуклонным подорожанием товаров и услуг. Важнейшим условием успеха в данной области может быть всемерное укрепление рыночной системы, способной вызвать естественное снижение цен или хотя бы замедление их роста.

Другое направление усилий правительства и Центрального банка связано с постепенным искоренением неуправляемой инфляции, что вселит уверенность в предсказуемость динамики цен и ситуации на денежном рынке. Неукоснительное выполнение своих обещаний правительством вселяет уверенность производителей и потребителей в том, что оно встало на путь борьбы с инфляцией, способно контролировать положение, добиваться реализации объявленных целей.

Неотъемлемой частью антиинфляционной стратегии является долгосрочная денежная политика, которая связана с введением жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы. Они определяются на основе учета долгосрочных темпов роста производства и планируемого уровня инфляции, который правительство считает возможным контролировать.

Значительное воздействие на снижение инфляционных тенденций может оказать взвешенная структурная политика государства, подкрепленная инвестиционной политикой. Именно осуществление планомерных структурных сдвигов в национальной экономике обеспечивает наибольший успех в области наращивания товарной массы и удовлетворения потребностей. Это связано с тем, что, с одной стороны, государственные ресурсы не отвлекаются на бесполезное производство и прекрываются каналы инфляционных доходов, с другой стороны, расширяется база предложения товаров и услуг.

Элементом долгосрочного антиинфляционного регулирования является и политика сокращения и постепенного устранения бюджетного дефицита в перспективе. Движение к данной цели возможно двояко: увеличивая доходы и уменьшая расходы. Предпочтение в долгосрочном плане отдается, как правило, сокращению расходной части бюджета, тогда как выбор форсирования доходов приводит к налоговому прессу. Усиление налогового бремени довольно часто оборачивается подрывом стимулов к труду и к инвестированию, замедлением экономического развития, а в последующем и сокращением поступлений в государственный бюджет.

В то же время снижение ставок налога на прибыль дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, за которым последует увеличение производства и занятости, что существенно расширяет саму основу налогообложения. В конечном счете происходит увеличение поступлений в государственный бюджет и сокращение его дефицита.

Определяя денежную политику, направленную на обеспечение долгосрочного равновесия, государство должно придавать первостепенное значение поддержанию устойчивого роста экономики. Для этого требуется знать предполагаемую динамику уровня цен, не связанную с нарушениями краткосрочного равновесия, которая вызывается регулированием государством процентных ставок и производства. Поэтому требуются определенные расчеты предполагаемого неинфляционного движения цен, которое было бы своего рода индикатором для проводимой денежной политики. Кроме того, в противоположность краткосрочному регулированию рыночного равновесия, для которого важны абсолютные величины, для долгосрочных прогнозов решающую роль играют относительные показатели - темпы роста или прироста. Динамика денежной массы прямо и непосредственно зависит от темпов изменения национального продукта. Долгосрочное равновесие денежного рынка может быть выражено следующей формулой:

Мпt = У + Ре,


где: Мпt - среднегодовой темп роста предложения денег за определенный период времени;

У- среднегодовой темп роста реального продукта (в постоянных ценах) за соответствующий период;

Р - предполагаемый темп роста цен. /2. Стр. 27/


Но это не значит отстранения государства от антиинфляционного регулирования народного хозяйства. Речь идет о недопустимости административного насилия над относительно свободными колебаниями процентных ставок. Однако вряд ли можно предположить отказ государства от косвенных, а иногда и прямых методов воздействия на уровни процента, когда требуется оздоровление денежного обращения, осуществление структурных преобразований, форсирование или сдерживание инвестиционной активности.

Можно указать на две крайности, которые необходимо избежать при краткосрочном регулировании денежного рынка в рамках обеспечения долгосрочного равновесия на нем. Одна из крайностей связана с недопущением деформаций механизма рыночной системы. Речь идет об обуздании административного рвения к решительным действиям, когда последствия оцениваемых и принимаемых решений могут иметь далеко идущие отрицательные последствия для экономической стабилизации и роста.

Другая крайность обусловлена опасностью попадания и ликвидную ловушку, когда имеется минимальная возможность проявления эффекта кассовых остатков, но зато максимальное воздействие оказывают инфляционные ожидания. Поэтому тактика краткосрочного денежного регулирования должна соотноситься и осуществляться в пределах долгосрочной денежной стратегии, определяемой уравнением равновесия. Формулируя принцип, подход к выбору инструментария краткосрочной антиинфляционной политики, необходимо исходить из осуществления таких мер, которые либо вели бы к наращиванию предложения без увеличения спроса, либо вызывали бы сокращение спроса без расширения предложения. Следовательно, речь должна идти о таких мероприятиях, которые, с одной стороны, содействовали бы наращиванию товарной массы, с другой - способствовали бы сжатию денежной массы.

Со стороны предложения - это могут быть мероприятия по стимулированию реализации сверхнормативных товарных ресурсов, расширению импорта товаров потребительского назначения, продажи части стратегических запасов и резервов, продажи золота в любом виде для изъятия лишних денег, осуществление приватизации на основе эмиссии ценных бумаг и их подготовленного залпового выброса с целью либо покрытия государственного бюджета, либо финансирования инвестиционных проектов в рамках долгосрочной антиинфляционной политики.

Со стороны спроса - это сдерживание роста заработной платы и других потребительских доходов, стимулирование накоплений и роста нормы сбережений при сокращении уроним их ликвидности, роста процентных станок на потребительские кредиты, значительное повышение станок первоначальных взносов по кредитам, залоговым и другим сходного ряда операциям, жесткая политика в отношении не только доходной и расходной частей бюджета, но и установления ответственности и контроля за характером и способом использования выделяемых бюджетных средств.

Методы краткосрочной антиинфляционной политики направлены на снятие инфляционного напряжения. Прежде всего речь идет о государственной поддержке расширения производства и предложения товаров и услуг. В частности, это может быть льготное налогообложение предприятий, организующих свободную продажу побочных продуктов производства и услуг, а также освобождение от налогов предприятий, только что приступивших к выпуску продукции.

Определенный вклад в борьбу с инфляцией может внести приватизация государственной собственности. Она обеспечивает увеличение государственных доходов и ослабление напряжения в расходной части бюджета, способствует решению проблемы дефицита. Продажа акций приватизируемых предприятий отвлекает часть инфляционного спроса. Указанный эффект был зафиксирован во всех странах, где осуществлялась крупномасштабная приватизация. Однако данное мероприятие может рассчитывать на успех лишь там, где имеются достаточные финансовые ресурсы у населения.

Краткосрочная антиинфляционная политика предусматривает также регулирование текущего спроса, которое направленно на повышение нормы сбережений и уменьшение уровня их ликвидности. Усиления склонности к сбережению можно добиться лишь путем существенного повышения ставки процента по вкладам. При этом они должны перекрывать темпы роста цен и соответствовать уровню инфляционных ожиданий. В целях отвлечения денежных ресурсов с товарных рынков могут быть использованы и государственные займы, гарантирующие высокие проценты, продажа акций государственных акционерных компаний, помещение сбережений в недвижимость, золото и иные ценности.

Использование такого радикального мероприятия, как денежная реформа конфискационного типа, крайне нежелательно, ибо она вызовет недовольство населения.

Устойчивость и крепость национальной валюты имеет ключевое значение для развития общества. Ползущая девальвация и обесценение рубля имеют лишь краткосрочный эффект для повышения экспортной конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей. Происходящее под влиянием ползущей девальвации удорожание импорта, рост внутренних цен и издержек производства быстро сводят на нет выигрыш предприятий-экспортеров от девальвации национальной валюты, ибо поднятая девальвацией инфляционная волна быстро доходит до них.

При высокой инфляции ее детонирующая девальвация неизбежно приобретает ползучий характер, постоянно провоцируя рост цен. Таким образом, экономика страны неизбежно попадает в девальвационно-инфляционную ловушку, выбраться из которой очень сложно даже странам с развитой рыночной системой и эффективным государственным регулированием.

В отличие от ведущих промышленно развитых стран с развитыми финансовыми рынками и цивилизованными формами государственного долга, у нас пока нет единого мощного инструмента контроля за предложением денег в экономике. В большинстве зарубежных стран эту функцию выполняют операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и, соответственно, влиять на динамику роста цен.

Потенциал инфляционного роста в России исчерпан. Необходима радикальная смена девальвационно-инфляционной политики на политику укрепления национальной валюты и снижения инфляции до приемлемого уровня и стимулирования промышленного роста.


Заключение

Таким образом, рассмотрев данную тему, мы можем сделать следующие выводы:

Во-первых, инфляция представляет собой обесценение денег, падение их покупательной способности, вызываемое повышением цен, товарным дефицитом и снижением качества товаров и услуг.

Во-вторых, глубинные причины инфляции находятся как в сфере обращения, так и в сфере производства и очень часто обусловливаются экономическими и политическими отношениями в стране.

В-третьих, выделяют различные формы и виды инфляции, в частности, подавленную (скрытую) инфляцию и открытую инфляцию, инфляцию спроса и инфляцию издержек, ползучую, умеренную, галопирующую и гиперинфляцию и др.

К основным социально-экономическим последствиям инфляции относятся:

-         перераспределение доходов между группами населения, сферами производства, регионами и т .д.,

-         обесценение денежных накоплений населения, хозяйствующих субъектов,

-         постоянно уплачиваемый инфляционный налог,

-         неравномерный рост цен,

-         сокращение инвестиций и т. д.

В-четвертых, цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста.

Выделяют антиинфляционную стратегию и краткосрочную антиинфляционную политику. Различают следующие методы антиинфляционного регулирования: политика доходов, дефляционная политика, налоговая политика.

Библиографический список

1.     Андрианов В. Инфляция и методы ее регулирования // Маркетинг. – 2000. - №5. С. 3.

2.     Белоусов Д.Р. Инфляция в системе воспроизводственных процессов // Проблемы прогнозирования. – 1999. - №3.

3.     Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. А.В. Борискина и др. – СПб.: Специальная литература, 1999.

4.     Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Финансы и статистика, 2003.

5.     Деньги. Кредит. Банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2002.

6.     Иохин В.Я. Экономическая теория: введение в рынок и микроэкономический анализ: Учебник. – М.: Инфра-М, 2003.

7.     Марьянис М. Инфляционные процессы в 2002 г. (методические аспекты) / Банковское дело. – 2002. - №9. С. 21.

8.     Моисеев С.Р. Инфляция: макро- и микроанализ // Бизнес и банки. – 2004 . -№3.

9.     Николаев И. Инфляция: причины и перспективы снижения // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2002. - №5. – с. 61.

10.    Общая теория денег и кредита: Учебник / Под ред. Е.Ф. Жукова. – М.: Бизнес и банки, 1999.

11.    Пашковский В. Предпосылки и последствия инфляционных процессов в России // Общество и экономика. – 2001. - №1. С. 106.

12.    Потров В. Инфляция в России: нынешняя ситуация и пути контроля // Общество и экономика. – 2002. - №6. С. 72.

13.    Рахман И. О естественной природе инфляции в условиях рыночной экономики // Экономика строительства. – 2004. - №1. – с. 52.

14.    Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: Учебное пособие. – М.: Бизнес и банки, 1999.

15.    Шварева Н.В. Инфляционные факторы в 1998 – 2002 гг. // Проблемы прогнозирования. – 2003. - №2. С. 72.