Содержание


Задание 1................................................................................................................. 3

Задание 2............................................................................................................... 10

Задание 3............................................................................................................... 11

Список литературы............................................................................................... 18


Задание 1.

Вопрос №1. Раскройте понятие и опишите суть налогового регулирования. Приведите примеры такого регулирования.


Ответ:

Для обеспечения процесса постоянного наступательного экономического развития и успешного преодоления кризисных явлений правительство каждой страны использует ряд методов, имеющихся в системе государственного воздействия на экономику, в соответствии с принятой теоретической концепцией регулирования экономики выбранной моделью экономического развития. В послевоенный период истории действовали три основные модели экономического развития, каждая из которых отводила свое место системе государственного регулирования экономики и роли налогов и налоговой политики в этом процессе.

Первая из них – «либеральная» модель. Наиболее последовательно либеральная модель развития национальной экономики реализуются правительствами таких государств, как США и Великобритания. Правительства этих стран влияют на субъекты экономики в пределах, минимально необходимых для поддержания национального и экономического порядка, а в остальном полагаются на законы рынка. Объем налоговых изъятий устанавливается на том минимальном уровне, который способен обеспечить государство финансовыми ресурсами, достаточными для выполнения присущих ему функций.

Вторая модель – «планово-административная экономика». Ее важнейшая черта – высокий уровень государственного регулирования, когда практически все предприятия принадлежат государству и управляются органами власти директивным методом. В данной модели экономического развития значение налоговой политики  минимально, поскольку государство не решало вопрос  распределения прибыли предприятия между собой, с одной стороны, и собственниками предприятия, управляющими и работниками  предприятия – с другой. Государство изымало в бюджет основную часть прибыли юридического лица, за исключением той ее индивидуально установленной для каждого предприятия части,  которая считалась нормативно необходимой для финансирования развития субъекта хозяйствования согласно утвержденному государственному плану.

Третья модель – это условно называемая модель стратегии ускоренного развития. Считается, что конструирование этой модели началось в Японии после второй мировой войны. В рамках этой модели широко распространились методы, предполагавшие руководящую роль правительства в определении отраслей, имеющих наиболее высокий потенциал роста. Для налоговой политики, которые применяют стороны, исповедующие стратегию  ускоренного развития, характерно большое количество целевых налоговых льгот, которые призваны повысить эффективность политики государственного влияния на экономику. Кроме того, основная тяжесть налогового бремени перенесена посредством прогрессивной шкалы подоходного налога с корпорацией на физических лиц. Таким образом, очевидно, что роль налоговой политики в государственном регулировании экономики в странах модели «ускоренного экономического развития» достаточно высока.

Все эти три модели сходны в одном – даже в странах, экономическая политика которая исповедует либерализм, существует государственное регулирование экономики и налоговая политика как его составная часть. Государственное регулирование экономики связано с выполнением государством комплекса присущих ему экономических функций, важнейшими из которых являются:

-         обеспечение законодательной базы и общественной атмосферы, способствующей эффективному финансированию экономики;

-         обеспечение конкурентоспособности экономики и защита национального производства;

-         обеспечение процесса  социально справедливого перераспределения доходов и национального богатства;

-         оптимизация структуры национальной экономики посредством перераспределения ресурсов сообразно целям, обозначенным в долгосрочной стратегии развития;

-         сглаживание влияния экономических циклов на национальную экономику, стимулирование экономического роста.

Все выше перечисленные функции государства в большей или меньшей степени отражаются в налоговой политике, реализуемой властями с помощью системы целенаправленных мероприятий, проводимых в области налогов и налогообложения.

Методы государственного регулирования  условно подразделяются на прямые и косвенные. Прямые основываются на властно-распределительных отношениях, а косвенные,  к которым относится и политика в сфере налогообложения, предполагают создание экономической заинтересованности или незаинтересованности  в определенных действиях. Как правило, косвенные экономические методы  государственного регулирования более удачно вписываются в существующую реальность, и поэтому в рамках  рыночной системы они получили наиболее широкое распространение.

Налоговая политика отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней. Она представляет собой систему мероприятий государства в области налогов и является составной частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества, социальными группами, стоящими у власти, стратегическими целями, определяющими развитие национальной экономики, и международными обязательствами в сфере государственных финансов.

Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе различных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всего совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

-         фискальная – мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

-         экономическая, или регулирующая, - направлена на повышение уровня экономического развития государства, оживление деловой и предпринимательской активности в стране и международных экономических связей, содействие решению  социальных проблем;

-         контролирующая – контроль за деятельностью субъектов  экономики.

Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе -–создание благоприятных условий для активной  финансово-хозяйственной  деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, то есть оптимального соотношения между средствами, остающимися  в распоряжении налогоплательщиков, и средствами, которые перераспределяются через налоговый  и бюджетный механизмы.

Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:

Первый тип – высокий уровень налогообложения, то есть политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой политики – низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат. Налоговое бремя на субъекты предпринимательства смягчено,  но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип – налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества  государственных гарантий и программ.

Для налоговой политики стран, которые имеют долгосрочную концепцию построения национальной экономики, характерны следующие черты:

-         четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;

-         ранжирование целей по степени их важности и концентрация усилий на достижении наиболее важных из них;

-         проведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;

-         оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;

-         анализ имеющихся в распоряжении инструментов;

-         анализ исходных условий;

-         корректировка политики с учетом национальной специфики и специфики момента времени.

На практике налоговая политика реализуется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом  специфики конкретной страны. К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода.

В основе первого подхода лежит положение о том, что те физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности).

Второй подход основан на том, что более высокие  налоги должен платить тот, кто получает большую выгоду от предоставляемых обществом услуг, что рассматривается как реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории населения и должны оплатить услуги


Вопрос №2. Права и обязанности налоговых органов.


Ответ:

Налоговые органы вправе:

1)    требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленными государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов;

2)    проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК Российской Федерации;

3)    производить выемку документов при проведении  налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, скрыты, изменены или заменены;

4)    вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой или налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в тех случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

5)    приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков, плательщиков сборов  и налоговых агентов в банках и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в порядке, предусмотренном  НК Российской Федерации;

6)    осматривать любые используемые налогоплательщиком для увеличения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию имущества;

7)    определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у них информации о налогоплательщике;

8)    требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных  требований;

9)    взыскивать недоимки и пени по налогам и сборам;

10)   контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

11)   привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

12)   создавать налоговые посты;

13)   предъявлять в суды общей юрисдикции и арбитражные суды иски;

14)   иные права, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации  налоговые органы обязаны:

1)    соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2)    осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов;

3)    вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

4)    проводить разъяснительную работу по применению  законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности  и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

5)    осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

6)    соблюдать налоговую тайну;

7)    направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.



Задание 2

Акцизы

1. Плательщиками акцизов являются:

*а) юридические лица и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары в розницу или оптом;

*б) производящие и реализующие подакцизные товары организации и индивидуальные предприниматели;

в) лица, перемещающие подакцизные товары через таможенную границу Российской Федерации  в режиме экспорта.


2. Объектом налогообложения признаются следующие операции:

*а) реализация на территории Российской Федерации  лицами произведенных ими подакцизных товаров;

*б) передача произведенных подакцизных товаров для собственных нужд;

*в) ввоз подакцизных товаров на территорию Российской Федерации;

г) вывоз подакцизных товаров с территории Российской Федерации.


3. Налоговая база по товарам, в отношении которых установлены твердые налоговые ставки, определяется:

а) как стоимость реализованных подакцизных товаров, исчисленная исходя из цены, без учета НДС и акцизов;

*б) как объем реализованных или ввезенных на территорию Российской Федерации  подакцизных товаров в натуральном выражении;

в) как сумма таможенной стоимости и таможенной пошлины по ввозимым в Российской Федерации  подакцизным товарам.


4. Налоговый период по акцизам установлен как:

а) декада;

*б) месяц;

в) квартал;

г) год.


5. Акцизами не облагаются:

а) легковые автомобили и мотоциклы;

б) спирт коньячный;

в)   виноматериалы;

г) нефть;

*д) реализация подакцизных товаров на экспорт;

е) реализация алкогольной продукции с акцизных складов;

*ж) ювелирные изделия.



Задание 3

Необходимо провести расчет, используя данные таблицы, а затем заполнить бланки налоговых деклараций по следующим налогам и сборам:

-                 налог на добавленную стоимость;

-                 налог на имущество;

-                 единый социальный налог;

-                 транспортный налог;

-                 целевой сбор на содержание милиции, благоустройство территории, нужды образования и иные цели;

-                 налог на рекламу;

-                 налог на прибыль организаций.

Период для расчета - год.

Дополнительные условия.

Организация применяет метод начисления при определении доходов и расходов.

Суммы указаны без НДС, за исключением тех случаев, когда стоимость товаров (работ, услуг) подлежит учету с НДС.

Все товары, по которым получены авансы - реализованы.

НИОКР были выполнены в государственном НИИ по договору в прошлом году. Результаты НИОКР используются в производстве.

Реклама проведена на телевидении.

Показатель


1. Расходы

1.1. На приобретение сырья и материалов, используемых в производстве мясных деликатесов, из них:

250000

- оплаченных

220000

1.2. На приобретение топлива, воды, электроэнергии для осуществления производственной деятельности

22000

1.3. На оплату труда с начала года - всего, в том числе:

360000

- за отчетный месяц

30000

1.4. Суммы начисленной амортизации (по производственным основным средствам)

15000

1.5. Командировочные расходы, связанные с приобретением сырья

15500

1.6. На приобретение мороженого «Пломбир» для перепродажи

70000

1.7. На оказание услуг

18000

1.8. На рекламу товаров

2600

1.9. Суммы налоговых санкций

5150

2. Доходы


2.1. Стоимость реализации


А) мясных деликатесов

889000

Б) мороженого «Пломбир»

91000

В) амортизируемого имущества

100000

- балансовая стоимость

120000

- износ

50000

2.2. Суммы полученных авансовых платежей при реализации


А) мясных деликатесов

622300

Б) мороженого «Пломбир»

45500

2.3. Стоимость оказания услуг другим предприятиям

144000

2.4. Суммы полученных штрафов

47000

3. Дополнительные показатели


3.1. Взносы на благотворительные цели природному заповеднику

12000

3.2. Общая сумма расходов НИОКР

30000

3.3. Среднесписочная численность

20

3.4. Транспортные средства с объемом двигателя (л/с)


А) легковые – 1 шт

110

Б) грузовые – 1 шт.

160

4. Имущество


4.1. Основные средства по остаточной стоимости


На 01.01.03

150000

На 01.04.03

250000

На 01.07.03

250000

На 01.10.03

300000

На 01.01.04

350000

4.2. Нематериальные активы по остаточной стоимости


На 01.01.03

50000

На 01.04.03

45000

На 01.07.03

45000

На 01.10.03

45000

На 01.01.04

50000

4.3. Материалы


На 01.01.03

25000

На 01.04.03

75000

На 01.07.03

85000

На 01.10.03

40000

На 01.01.04

45000

4.4. Готовая продукция


На 01.01.03

50000

На 01.04.03

6000

На 01.07.03

80000

На 01.10.03

50000

На 01.01.04

40000

4.5. Остаточная стоимость имущества, используемые для переработки и хранения их продукции


На 01.01.03

7000

На 01.04.03

8000

На 01.07.03

9000

На 01.10.03

10000

На 01.01.04

10000

5. Суммы квартальных авансовых платежей налога на прибыль


1 квартал

11311,80

2 квартал

13574,20

4 квартал

16967,70

4 квартал

22623,60


Решение


1. НДС:

Сумма налога (91000 – 45500) * 10% + (889000 – 622300 + 144000 + 100000) * 18% = 45500 * 10% + 510700 * 18% = 4550 + 91926 = 96476 руб.


2. Налог на имущество:

стоимость имущества  на отчетную дату:

01.01.03

150000 + 50000 + 25000 + 50000 = 275000

01.04.03

250000 + 45000 + 75000 + 60000 = 430000

01.07.03

250000 + 45000 + 85000 + 80000 = 460000

01.10.03

300000 + 45000 + 40000 + 50000 = 435000

01.01.04

350000 + 50000 + 45000 + 40000 = 485000

Среднегодовая стоимость имущества = (1/2 * 275000 + 430000  + 460000 + 435000 + ½ 485000) / 4 = 1705000 / 4 = 426250 руб.

Среднегодовая стоимость льготируемого имущества = (1/2 7000 + 8000 + 9000 + 10000 + ½ 10000) / 4 = 35500 / 4 = 8875

Сумма налога = (426250 – 8875) * 2% = 417375 * 2% = 8347,50


3. ЕСН:

Нбз с начала года нарастающим итогом на 1 работника = 360000 / 20 = 18000

18000 * 35,6% = 6408 руб.

- Пенсионный фонд

18000 * 28% = 5040 руб.

- ФСС

18000 * 4% = 720 руб.

- ФОМС

18000 * 3,6% = 648 руб.

в том числе

ФФОМС = 18000 * 0,2% = 36 руб.

ТФОМС = 18000 * 3,4% = 312 руб.


4. Транспортный налог:

Сумма налога = 110 л/с * 7 руб. + 160 л/с * 10 руб. = 770 + 1600 = 2370 руб.


5. Налог на рекламу

Сумма налога = 2600 * 5% = 130 руб.


6 Налог на прибыль

Сумма налога ((889000  + 910000 + 100000 + 144000 + 47000) – (250000 + 22000 + 360000 + 15000 + 15500 + 70000 + 18000 + 2600 + 30000) – 96476 – 8347,5 – 6408 – 2370 – 130) * 24% = 374168,50 * 24% = 89800,44



Список литературы

1.           Налоговый кодекс Российской Федерации: В 2 ч. М.: Книга-сервис, 2002. 384 с.

2.           Налоги и налогообложение: 4-е издание / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – СПб.: Питер, 2003. – 576 с.

3.           Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 327 с.

4.     Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2002. 576 с.