1. Определение агрессии:

Свое определение агрессии – это поведение преднамеренно причиняющее вред другому человеку (физическое или словесное) или разрушающее его собственность.

Необходимо понимать слово, намерения. Человек вас толкнул и извинился – скорее всего это не агрессия, но если целенаправленно, намеренно  наступил на ногу, - нет сомнения это агрессивное действие.


2. пример ситуации агрессии.

 Ребенок 6 лет ходит в детский сад, воспитатели начали жаловаться, что Петя ломает игрушки и обижает ребят.  Бабушка, у которой Петя находиться по выходным, наблюдала картину как внук практически издевался над котенком. Садил на дверь ( со стула  дотягивался) и потом пытался ее закрыть. Бабушке удалось спасти котенка, так как тот кричал.   

 

3. анализ ситуации

По трудам Анны Фрейд: На определенном уровне развития ребенка происходит слияние эротических и агрессивных тенденций. Это может выражаться в большой привязанности к матери, прилипчивая, досаждающая, изнуряющая форма любви, которая может привести к болезни самой матери. А так же особая сексуальная назойливость детей приводит к разрушению всех неодушевленных предметов, на которые оказывается направленной.

Анализ: Нужно попробовать сформировать у ребенка ощущение, что если он совершает такие действия, то это нехорошо. Понятно, что подобные цели не достигаются нравоучениями и запретами. Важны действия родителей. Можно схватить руку ребенка и удержать, можно его отвлечь, если он способен переключаться, таким образом, можно, наоборот, найти приемлемую форму выражения агрессии или придать ей иной смысл, и это переключит ребенка.

Если ребенок, кинул в другого твердым предметом или стукнул, лучше всего вместе подойти и пожалеть пострадавшего. Можно при этом самой извиниться перед обиженным ребенком, сказав: «Извини, пожалуйста, Петя еще не научился себя вести». Вообще дети должны учиться просить прощение. Еще очень важно агрессивного ребенка не бояться. Вы должны быть уверены, что ваша реакция на его агрессивные действия будет правильной и своевременной.

Агрессивные действия ребенка могут быть связаны также с неуверенностью в себе, с периодом привыкания к новой обстановке, к  сложной семейной ситуации, к отсутствию доверия к людям, к возрастным кризисам и т.д. Понимание причины агрессивности, достаточно доброе и открытое отношение, соответствующее потребностям ребенка и в меру требовательное, обычно позволяют помочь ему.

4. При обращении к психологу:

Можно воспользоваться методом арт– терапии, если есть возможность это можно сделать в группе. На групповых занятиях все происходит, с одной стороны, проще, с другой — сложнее. Там уже работает эффект группы. Ребенок смотрит, что делают другие, как они себя ведут. Но в группе очень важно правильно подбирать детей, учитывая их способность к концентрации, их возможности, интересы.

На занятиях в группе тема должна быть обязательно. Она направляет, вводит творчество ребенка в определенные рамки. Внутри темы должны быть предусмотрены варианты отступлений с учетом особенностей разных детей. Правило здесь одно: отступление от темы не должно перечеркивать ту задачу, которую вы ставите перед конкретным ребенком. А чтобы эту работу можно было проделать заранее, лучше детей вводить в группу постепенно, сначала позанимавшись с ними индивидуально.

Обсуждение можно проводить несколькими способами:

1. Можно спросить всех по очереди, что они чувствуют, глядя на одну из нарисованных картин. При этом все должны внимательно слушать друг друга. Когда человек все сказал, его благодарят. Потом слушают следующего. Не разрешается спорить, перебивать, говорить долго, говорить не о том. В конце педагог делает краткое заключение. (Например: какие мы все разные, неповторимые, как интересно узнать, что чувствует каждый. Или: как замечательно автор передал то, что хотел, все смогли это почувствовать.)

2. Можно просить каждого ребенка рассказать про свою картину, что он хотел на ней изобразить, дать маленький словесный рассказ-описание. Разрешается задавать вопросы рассказчику о том, что изображено в той или иной части картины, особенно если он затрудняется рассказывать сам. Психолог поощряет неуверенного в себе ребенка, направляет его внимание, ограничивает чрезмерно словоохотливого ребенка, в конце благодарит.

3. Каждый отвечает на вопрос: что он сумел выразить наиболее удачно и почему. Например: «У меня получился дом, я его нарисовал аккуратно», или «У меня красивые яркие цвета», или «Машина вышла похожей на папину», или «Вышло, как мальчик бежит», — и т.д. Если ребенок затрудняется найти, что вышло хорошо, то ему помогают другие.

4. Если в группе есть застенчивые, неуверенные в себе дети, можно попросить их соседей ответить на вопрос «что тебе нравится в рисунке соседа?». Вы выбираете рассказчика и картину, о которой он будет говорить, не случайно. Дети же этого знать не должны.

5. Можно сложить все картины вместе в ряд и попросить одного из детей сочинить по ним общую историю. Это можно делать, если картины рисовались на разные темы или на одну широкую тему. Педагог помогает ребенку. Рассказ должен иметь начало, середину и конец.

6. Можно рассказывать историю по очереди (каждый про свою или про очередную картину). Задача ребенка — связать в рассказе изображение на картине с изображением на предыдущем рисунке.

7. Можно вместе с детьми делать анализ и обсуждать:

— цвет (яркий или блеклый, многоцветная картина или одноцветная), — размеры изображения (большие, маленькие, средние), — границы изображения (размытые или четкие), — пустая ли картина или загруженная изображением, — тесно ли в картине или свободно главному герою и т.д.

8. Можно спросить ребят, что думает герой, изображенный на их картине. Каждый должен рассказать что-либо от лица героя. (Под героем имеется в виду главный персонаж картины. Это может быть не только живое существо, но и море, платье, чемодан и любой другой предмет.) В этом задании психолог имеет возможность получить информацию от ребенка напрямую: то, что волнует ребенка, что он хотел бы сообщить вам, но не может, он легко произнесет от лица персонажа. Если ребенок произносит что-то тревожное, то рассказ не должен на этом закончиться. Психолог обязательно сразу после слов ребенка произносит одну- две фразы или вопрос, которые позволят ребенку присоединить к своему восприятию нечто новое, выводящее его из этого состояния или указывающее направление выхода.

9. Если предложить ребенку поговорить от лица героев картин других детей, то вы сможете узнать о его проблемах во взаимоотношениях с другими людьми (обижает ли его кто-то, боится ли он кого-нибудь) и помочь ему правильно вести себя в этих ситуациях.

5. Что делать с собственной агрессией.

Реакции на травматическое событие обычно проходят со временем. Тем не менее, некоторые особенно стрессогенны и могут длиться особенно долго или быть особенно значимыми для вас. При определенных обстоятельствах вам может понадобиться  помощь.

Что делать:

§  Нельзя смотреть на жизнь, как на серию угроз и неприятностей. Жизнь -          это ряд испытаний, которые нам предстоит пережить.

§  Мы не бессильные жертвы обстоятельств, мы сами может научиться      контролировать события вокруг нас.

§  Работа должна приносить удовлетворение, моральное или  материальное, а лучше все вместе.

§  постарайтесь думать о других вещах, старайтесь быть занятым и помогать другим;

§  удостоверьтесь, что вы знаете именно то, что произошло, а не то, что вы думаете, что произошло;

§  позволяйте себе иметь те чувства, которые вы испытываете по поводу происшедшего, и говорите, рассказывайте другим об этом;

§  размышляйте о значении жизни, следующей за событием, и продолжайте строить планы на будущее.

§  Катарсис (очищение) – накопленная агрессивная энергия, подобно воде,  сдерживаемой плотиной, неудержимо стремиться вырваться наружу.

Некоторые из этих советов находятся в противоречии друг с другом, но вы должны найти место для всех!

6. как конструктивно реагировать на агрессию

Психологическая настроенность на предвидение развитие ситуации по негативному сценарию (система контролируемого страха). Это подразумевает, что Вы готовы к агрессивности как возможному способу действий вашего партнера. Кстати, иногда ход проницательного предвидения (« Я знал, что вы сейчас будете пытаться давить»), позволяет противоположной стороне быстро менять тактику, поскольку сразу показывает вашу защищенность от подобного способа взаимодействия.

Метод “кавычек” . Предложен Милтоном Эриксоном. В ответ на агрессивное высказывание описывается ситуация третьего лица и в эту ситуацию косвенно встраивается собственное отношение к происходящему: "Знаешь к моему другу подошли тоже с одной просьбой. Знаешь, что он ответил?...  Какие агрессивные все таки люди стали! Но я думаю мы с тобой не будем опускаться до подобного уровня». Что любопытно, вы одновременно и произнесли желаемый ответную реакцию, и вроде бы остались в стороне от ответственности за высказывание. В общем, один из приемов психологического айкидо. В более мягкой форме через иронию можно вспомнить подходящий анекдот или историю, где описывается нужная вам реакция человека на ситуацию давления.

Уход в безэмоциональность . Психологическими «дровами» для человека, который старается на вас давить является выражение ваших эмоциональных реакций. В том случае, если выражение ваших эмоций (мимика, пантомимика) резко снижается, то исчезает экран отслеживания эффективности производимого воздействия для вашего оппонента. К тому же сама по себе безэмоциональная речь является очень мощным фактором психологического давления. В среднем в нашей нормальной речи при активном разговоре с собеседником выражен так называемый волновой строй. Мы очень часто меняем высоту, тембр, энергетику голоса, в целом темпоритм нашей речи и прочее. Если это становится однообразным, ровным, без эмоциональным, то у вашего собеседника возникает ощущение вашего «панциря». Обычно люди очень быстро стараются выйти из коммуникации подобного типа.

Возврат ответственности (описание картины). Это один из стандартных эффективных реакций на жесткие ситуации общения, "предупрежден, значит вооружен". При этом приеме через уточняющий прием человека заставляют вскрыть цели собственного поведения. «Я так понял, что ты пытаешься на меня давить. И чего ты этим хочешь добиться?» При таком заходе с вашей стороны оппонент по переговорам вынужден признаться в планировании собственного воздействия и вскрыть свои цели (если он подготовился ко второму плану переговоров, либо же он стушуется, поскольку ему надо осознать свою эмоциональную несдержанность..

Навык демонстрации уверенного поведения хорошо совмещается со стратегией разрушения агрессии соперника по направлению его атаки. Данная стратегия строится на понимании того, что в каждой агрессии заложен смысловой ключ для ее разрушения. Вспомним классический пример. Когда Уинстон Черчилль выступал в парламенте с непопулярной речью, где вынужден был в достаточно резкой форме критиковать поведение определенных слоев английского общества, вскочила одна из сидящих в зале дам и в гневе закричала «Да если бы Вы были моим мужем, то за такие слова я бы насыпала вам в кофе мышьяку!» Черчилль сделал паузу и проникновенно ответил «Мадам, если бы Вы были бы моей женой, то я бы с удовольствием этот яд выпил!»

Метод проективной игры. Мы привыкли воспринимать людей с ярко выраженным игровым поведением как людей внутренне раскованных, защищенных. Поэтому расширение спектра игрового поведения в ситуации давления также является мощным защитным ходом. «И в этом месте Вашей речи я страшно испугался и чуть не падаю со стула!»;

Метод “парадоксальной интенции”, т.е. поступать полностью в несоответствии с тем, чего ожидают от вас агрессоры. Вспоминается одна из рассказанных  историй. «Дело было в одном из сибирских городов. Прошла информация о том, что в городе прошла серия нападений на женщин и выдвинута версия о появлении маньяка. И вот как – то раз возвращаюсь очень поздно домой, вынуждена была задержаться на работе. А во дворе темно, фонарей нет, все соседи уже спят. Иду, боюсь. И вдруг из кустов выходят двое мужиков и хватают меня за руки. Я прямо обмерла. При этом умом понимаю, что надо что – то кричать. А вот, что кричат обычно в таких случаях – не помню. И я, вспомнив первое, что пришло на ум – как заору на весь двор «ура – а- а!». Те кто меня держал буквально оторопели, потом резко бросают мои руки и обратно в кусты!» Прекрасная иллюстрация действия предложенного метода.

Навык переключения сознания. В процессе давления на Вас, в тот момент, когда нет возможности активного сопротивления представьте, что ваш собеседник полностью лыс и у него по лысине ползает огромный оранжевый таракан (важно, чтобы образ был с непривычной образной нагрузкой). Представьте, что разговариваете с пьяной лошадью, смотрите телевизор и т.д. Не всегда, но помогает снять некоторую тяжесть психологического напряжения. Особенно если ваш образ заставит вас слегка улыбнуться.

"по Леви": Человеку необходимы все эмоции, поэтому действует, так называемый, маятник эмоций. После сильных положительных эмоций часто возникает "отмашка" в область отрицательных. Это "беда" всех (?) фанатов управления эмоциями.

НЛП -  Если эмоция возникла - она для чего-то нужна. Ее поддерживает какая-то вторичная выгода. Например, отрицательные эмоции часто сигнализируют нам о необходимости изменить ситуацию. Поэтому, после оперативного изменения эмоции полезно потом, в спокойной обстановке применить технику НЛП "посерьезнее" - отработать вторичную выгоду.

 метафора: Применение технике управления эмоциями чем-то похоже на выполнение физкультурного упражнения: раз - легко, два - легко, три - устал. Требуется отдых. Четыре - назавтра будут болеть мышцы. Требуется более длительный отдых.

Список литературы


1.     Большаков В.Ю. Психотренинг, СПб: Питер, 1995.

2.     Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения, Новосибирск, НГУ, 1997

3.     Захаров А.И. Детские неврозы СПб: Питер,1995.

4.     Лоренц К. Агрессия, М., Прогресс, 1994.