Содержание
Введение……………………………………………………………….……..……3
1.1 Профессиональное самоопределение как процесс…..…………………..….6
1.2. Этапы предшествующие самоопределению………………………………..7
1.3. предпосылки профессионального самоопределения инвалида….………..8
II. практическое исследование…………………………………….……….…...11
Выводы……………………………….………………….………….……………28
Список литературы………………………………………………………………29
Введение
Инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.).
Проблема трудоустройства инвалидов изначально заложена в проблеме самоопределения как одной из важных и определяющих составных благополучия. Самостоятельный выбор профессии – это «второе рождение человека». Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека с ограниченными возможностями, его место среди других людей, удовлетворенность работой, радость и счастье.
Таким образом, профессиональная трудовая деятельность, которой предшествует правильный выбор, один из важнейших факторов, определяющих многое в жизни инвалида.
Термин «самоопределение» широко используется в различных областях человекознания для обозначения процесса взросления человека, формирования жизненной перспективы, жизненных планов, выбора профессии и т.д., наполняя его самым разным содержанием.
Выбор тесно связан со свободой и ответственностью человека за последствия своих поступков и действий. Осознание необходимости ценностей приводит к рассмотрению «ценностных ориентаций» как процесса и одновременно результата присвоения личностью объективных ценностей человеческого существования, приводящих к ее (этой личности) качественному изменению.
На это и направлены комплексные мероприятия по профессиональному консультированию инвалидов.
Объект исследования: Люди с ограниченными возможностями
Предмет исследования: проблема трудоустройства инвалидов
Цель работы: исследование проблем трудоустройства инвалидов
Задачи:
1. Анализ теоретической литературы по проблеме трудоустройства и самоопределения инвалидов.
2. Составить анкету для исследования проблем трудоустройства и самоопределения инвалидов.
3. провести эмпирическое исследование и проанализировать результаты;
Гипотеза.
Мы предполагаем, что людей с ограниченными возможностями существуют проблемы трудоустройства.
Обоснование выбора методик:
Выбор качественных методов (интервью и психодиагностика) в исследовании не случайно. Качественные методы направлены на раскрытие причинно-следственных связей, анализ процессуальных характеристик изучаемого явления и не ставят своей целью проследить количественные закономерности. Именно раскрытие наиболее полной феноменологической картины является одним из условий, позволяющих анализировать внутреннюю структуру и взаимосвязи данного явления, выйти на более глубокий уровень понимания проблемы детей сирот и детей оставшихся без попечения.
I. Выбор профессии как самоопределение личности
II.
Профессия – (лат. PROFESSIO – официально указанное занятие, специальность, от PROFITEOR – объявляю своим делом), род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки, опыта работы.
Разнообразие человеческих профессий велико, и большинством из них, по мнению психологов и педагогов, может овладеть каждый. Но равно верно и то, что в один момент времени человек может делать что-то одно. А так как жизнь ограничена, он может сделать лишь несколько отдельных дел. Чтобы «стать действующим» человек должен расстаться с бесконечностью, которой он обладал лишь в возможности, так как реально он может не все, а лишь что-то. Так возникает проблема выбора будущей профессии[1]
Согласно, И. Конц, профессиональное самоопределение человека инвалида начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Если внимательно присмотреться к этим играм, то нетрудно заметить, что дети в них легко и охотно идут на всевозможные символические замещения реальных атрибутов профессиональной деятельности. (Например: стул – «прилавок», бумага – «деньги»). Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
Профессиональное самоопределение начинается в детстве, а заканчивается в ранней юности. Экспериментальное изучение значимости мотивов учебной деятельности и профессионального выбора подростков инвалидов. Определяющее значение в учебной деятельности приобретают мотивы самоопределения и узкопрактические, в выборе профессии – мотивация выбора профессии у мужчин не подвержена изменению с возрастом. У жнщин происходит переход от мотивации на общественные нужды к общей мотивации на профессию[2].
Выбор профессии и овладение ею начинается с профессионального самоопределения. На этом этапе люди с ограниченными возможностями должны уже вполне реально сформировать для себя задачу выбора будущей сферы деятельности с учетом имеющегося психологического и психофизиологического ресурсов. В это время у них формируется отношение к определенным профессиям, осуществляется выбор учебных предметов в соответствии с выбранной профессией.
Отношение инвалида к будущей профессии.
Становление планов на будущее составляет важнейшее содержание развития социальной взрослости. Существенным показателем социально-психологической зрелости является именно к своему будущему. Определенность планов многое изменяет в человеке: появляется важнейший стержень личности – определенные цели, задачи, мотивы.[3]
Мечты о профессии сменяются размышлениями о ней с учетом собственных возможностей и обстоятельств жизни, появляется стремление реализовать намерения в практических действиях. Однако некоторые инвалиды полностью живут настоящим, о будущей профессии размышляют мало.
1) Профессиональное самоопределение как процесс.
Профессиональное образование, выполняющее функции профессиональное подготовки, отождествляемое с понятием «специальное образование», предполагает 2 пути его получения – самообразование или обучение в образовательных учреждениях профессионального образования. Успех профессионального образования определяет такой важный психологический момент как «готовность» (эмоциональная, мотивационная) к приобретению той или иной профессии.
Выбор профессии, осуществляемой человеком в результате анализа внутренних ресурсов и путем соотнесения их с требованиями профессии, является основой самоутверждения человека в обществе, одним из главных решений в жизни. Выбор профессии в психологическом плане представляет собой двухаспектное явление:
1) субъект выбора, то есть тот, кто выбирает;
2) объект выбора – то, что выбирают.
Субъект и объект выбора определяют неоднозначность выбора профессии. Это объясняется тем множеством характеристик, которыми они обладают.
Выбор профессии – это не одномоментный акт. Выбор профессии состоит из ряда этапов, сливающихся в один процесс. Причем, продолжительность этапов зависит от:
- внешних условий;
- индивидуальных особенностей субъекта выбора профессии.
Профессиональное самоопределение – процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности.
2) Этапы, предшествующие самоопределению.
Возникновение профессионального самоопределения охватывает старший школьный возраст, но ему предшествуют этапы:
· Первичный выбор профессии (характерен для учащихся младшего школьного возраста):
- малодифференцированные представления о мире профессий, ситуативное представление о внутренних ресурсах, необходимых для данного рода профессий, неустойчивость профессиональных намерений;
· Этап профессионального самоопределения (старший школьный возраст):
- возникновение и формирование профессиональных намерений и первоначальная ориентировка в различных сферах труда;
· Профессиональное обучение:
- осуществляется после получения школьного образования для освоения выбранной профессии;
· Профессиональная адаптация:
- формирование индивидуального стиля деятельности, преобладание системы производственных и социальных отношений;
· Самореализация в труде:
- выполнение или невыполнение ожиданий, связанных с профессиональным трудом.
Таким образом, профессиональное самоопределение пронизывает весь жизненный путь человека.
3) Предпосылки профессионального самоопределения инвалида:
· Профессиональное самоопределение с позиции принципов детерминизма и деятельности. Профессиональное самоопределение – существенная сторона общественного процесса развития личности. Выявление особенностей проявления принципа детерминизма в процессе самоопределения предполагает анализ двух систем. С одной стороны, это личность как сложнейшая саморегулирующая система, с другой – система общественного ориентирования личности в решении вопроса о сознательном выборе профессии.. Данная система включает в себя целенаправленное влияние учебного заведения, семьи, общественных организаций, литературы, искусства на мотивы выбора профессии. Такая совокупность средств профессиональной ориентации призвана обеспечить решение задач профессионального просвещения и консультирования людей с ограниченными возможностями, пробуждение профессионального интереса и склонностей, непосредственной помощи в трудоустройстве и преодолении трудностей этапа профессиональной адаптации. Система средств профориентации несет в себе широкий спектр возможностей профессионального развития личности, из нее личность «черпает» мотивы и цели своей деятельности.
Взаимосвязь личности и внешней по отношению к ней системы профориентационных воздействий возникает только в процессе деятельности. Деятельность как форма взаимосвязи субъекта с объектами образует условие психического отражения и выступает как механизм детерминирующегося воздействия на личность.
В процессе постоянной связи с внешним миром человек выступает как активная сторона взаимодействия. Поэтому, психологическое проявление принципа детерминизма может быть понято лишь в рамках проблемы соотношения внешних и внутренних условий в детерминации деятельности. В плане анализа движущих сил деятельности необходимо исходить из взаимосвязи и противопоставленности внутреннего и внешнего.
Процесс профессионального самоопределения обусловлен возникновением, расширением деятельности субъекта, реализующей его связь с факторами профориентации. Самоопределение вплетено в эту деятельность как ее компонент.
· Личностные предпосылки самоопределения.
Структурные элементы личности, как ближайшие психологические предпосылки профессионального самоопределения, различны по характеру их функций. Всю совокупность важнейших личностных предпосылок самоопределения можно свести к двум основным группам:
1) особенности личности, обеспечивающие возможность успешного решения проблемы выбора профессии, но прямо не участвуют в активизации этого процесса. В эту группу относятся волевые черты характера, а также такая черта как трудолюбие. Сюда же следует отнести и наличие некоторого трудового и жизненного опыта, уровень общей жизненной зрелости человека.
2) Эту группу психологических предпосылок самоопределения образуют различные компоненты направленности личности, динамизирующие процесс профессионального самоопределения и обуславливающие избирательность реагирования. Сюда относится потребность в профессиональном самоопределении, возникшие у человека учебные и профессиональные интересы и склонности убеждения и установки, ценности и идеалы, и представления о жизненных ценностях.
Компоненты второй группы благодаря своей связи с познавательными потребностями обладают функцией обусловливания сферы деятельности, привлекательной для человека.
Управление выбором профессии – одна из составных частей проблемы научного управления обществом. В более узком плане применительно к проблеме выбора профессии крайне важно знать объективные и субъективные факторы, составляющие содержание управления. К объективным факторам относятся:
- система объективно действующих закономерностей, условия жизни субъекта, среда, воспитание, экономическое окружение и другие.
К субъективным факторам относятся:
- возможности субъекта, склонности, интересы, способности, намерения, мотивы, характер, темперамент, задатки и другие стороны личности.
Чтобы управление выбором профессии было действительно эффективным, крайне важно разобраться в сущности указанных выше двух слагаемых сторон предмета управления. Управление выбором профессии немыслимо без знания личности, ее структуры.
Человеческая личность чрезвычайно сложна. Она обладает как приобретенными при жизни качествами, так и биологическими свойствами, характеризующимися относительным постоянством (задатки, тип нервной системы и т.д.).
II. Практическое исследование.
Во многих научных работах представлено многообразие и неоднозначность подходов к операционализации эффективности профориентационной деятельности. Это обусловливается целым рядом причин, в числе которых:
· реальная сложность и многоаспектность профессиональной ориентации как социокультурного, макро- и микроэкономического и т.п. феномена, что делает возможным проекцию на профориентацию самых различных теоретико-методологических и практико-технологических парадигм;
· обращенность процесса профориентации к разным субъектам профориентационной деятельности (так, представителей вышестоящих административных структур интересует в первую очередь количество оптантов, связавших свой дальнейший трудовой путь с рекомендованной сферой профессиональной деятельности, преподавателей специальных дисциплин – качество приобретенных учащимися профессиональных знаний, умений и навыков, специалистов по организационно-воспитательной работе – количество профориентационных мероприятий и охват различных адресатов профориентационной помощи и т.п.).
Не меньшее значение имеет и высокая вариативность форм деятельности, реализуемых различными профориентационными центрами и самостоятельно практикующими профконсультантами. В этом случае содержательно-смысловые акценты в профориентационной работе, генерируя обусловленные образом желаемого будущего конкретные ожидания, достаточно жестко определяют и критерии ее эффективности.
Особую актуальность (и одновременно сложность) мониторинг эффективности профессионального консультирования приобретает в отношении вариантов профориентационной работы, носящих комплексный характер и предполагающих многовекторность помощи инвалидам в их профессиональном и жизненном самоопределении.
В Новосибирском центре для людей с ограниченными возможностями существует деятельность по профессиональной подготовке, социально-психологической и трудовой адаптации инвалидов.
В основу деятельности психологов центра заложено стремление соединить учебный процесс, построенный на гуманистическом подходе к личности инвалида, с технологией адаптации его к современным социально-экономическим условиям. Своеобразным воплощением идей коллектива психологов цента стала комплексная программа активного профессионального ориентирования инвалидов.
Системообразующим фактором вышеназванной программы выступает комплекс весьма непростых задач: знакомство инвалидов с миром профессий и требованиями современного рынка труда, предоставление им возможности приобретения базовых профессиональных умений и навыков по широкому спектру конкурентоспособных специальностей, формирование психологической готовности к профессиональному и жизненному самоопределению и др.
Механизмом реализации этого целевого комплекса является целостная система разноплановых мероприятий: организация допрофессиональной и начальной профессиональной подготовки инвалидов; предоставление возможности осуществить профессиональные пробы, получить квалифицированную профориентационную помощь, психологическую поддержку, овладеть навыками эффективного поведения на рынке труда, компьютерной грамотностью и т.д.
В качестве интегрального результата педагогической деятельности психологов данного центра выступает успешная социально-психологическая и трудовая адаптация инвалидов на основе осуществления ими самостоятельного обоснованного и ответственного профессионального выбора.
При этом освоение инвалидами основ конкретной профессии не выдвигается в качестве самодостаточной цели, несмотря на прагматическую необходимость возможно более раннего приобретения базовых профессиональных навыков в условиях хронического социального кризиса и достаточно высокую конкурентоспособность предлагаемых инвалидам специальностей на рынке труда (в сфере программирования, и др.). Более существенным является акцент на модельном характере осваиваемых профессий, которые рассматриваются как своеобразные содержательно-семантические голограммы, несущие в себе отображение ситуаций и проблем, типичных для любой профессиональной деятельности (сознательное предвосхищение социально значимой цели деятельности, понимание обязательности достижения определенного социально значимого результата собственной предметной и (или) коммуникативной активности, ответственность за прямые и косвенные последствия своих трудовых действий и т.п.). В этом случае процесс освоения конкретной профессии приобретает значение не просто усвоения узкоспециальных знаний, умений и навыков, а продвинутой (пролонгированной) профессиональной пробы, в ходе которой создаются условия для развития, прежде всего метауровневых регуляторов трудового поведения инвалидов (способность эффективной ориентировки в мире профессий и ситуации на рынке труда, соотнесение содержания профессиональной деятельности с собственными индивидуальными характеристиками и т.д.).
Практическая часть нашего исследования состояла из двух частей – социологической и психологической, что позволило достичь комплексного подхода в проведении исследования.
В первой части нами были составлены вопросы для анкетирования инвалидов, находящихся на учете в новосибирском центре для людей с ограниченными возможностями.
Форма проведения исследования – анкетирование.
Время проведения – май2004 г.
Выборка - 50 человек.
Возраст – 20 – 55 лет.
Участие в исследовании – на добровольной основе.
Цель анкетирования – разведывательная; получение информации о проблеме трудоустройства инвалидов, выяснение потребностей,
Для анкетирования использовались структурированные, полуструктурированные и неструктурированные вопросы, а также метод завершения предложений, позволяющий получить более непосредственную реакцию на изучаемую проблему.
Анкета.
Инструкция по заполнению анкеты: Вы можете быть уверены в том, что информация, которой вы с нами делитесь, останется строго конфиденциальной.
1. Ваш пол?
• Женский_________
• мужской _________
• 2. Ваш возраст?
• до 25 лет__________
• от 25 до 35 лет_________
• от 35 до 45 лет_________
• от 45 до 55 лет_________
• больше 55 лет__________
3. Семейное положение?
• холост (не замужем), живу один_________________________________
• холост (не замужем), живу с родственниками_____________________
• женат (замужем) _______________________________________________
• разведен(а), живу самостоятельно________________________________
• разведен(а), живу с родственниками_____________________________
• состою в гражданском браке___________________________________
• вдова (вдовец)________________________________________________
• 4.Есть ли у вас дети?
• Нет_________________________________
• Один_______________________________
• двое ________________________________
• трое и более________________________
5. Ваши дети?
• живут с вами__________________________
• живут в другой семье_____________________
• Другое________________
6. Ваше образование?
• среднее _______________________________________________________
• сред, специальное_______________________________________________
•н/высшее______________________________________________________
• высшее________________________________________________________
7. Каков профиль вашего образования?
• экономическое_________________________________________________
• юридическое __________________________________________________
• психологическое_______________________________________________
• педагогическое ________________________________________________
• иное гуманитарное______________________________________________
• техническое____________________________________________________
• военное _______________________________________________________
• другое________________________________________________________
8. Получили ли именно ту профессию, о которой мечтали?
• да____________________________________________________________
• скорее да, чем нет_______________________________________________
• нет ___________________________________________________________
• скорее нет, чем да_______________________________________________
• трудно сказать _________________________________________________
9. Если вы учились в вузе, то по завершении образования как вы оцениваете итоги своей учебной деятельности?
• получили только диплом, но специальностью не овладели__________________________________________________________
• стали специалистом, овладели определенной профессией __________________________________________________________________
• приобрели совершенно не нужную вам специальность __________________________________________________________________
10. Ваш трудовой стаж?
•общий________________________________________________________
• по специальности _____________________________________________
11. Какую должность вы занимаете в данной организации?
• руководителя__________________________________________________
• специалиста___________________________________________________
• технического исполнителя_______________________________________
• рабочего______________________________________________________
• прочее________________________________________________________
12. Намерены ли вы в ближайшее время сменить место работы?
• скорее всего, да________________________________________________
• возможно, да___________________________________________________
• не собираюсь__________________________________________________
• затрудняюсь ответить.___________________________________________
13. Назовите причину, по которой вы могли бы сменить место работы (отметьте три наиболее важных для вас причины):
• хорошие условия и организация труда на новом месте________________
• более высокая зарплата на новом месте____________________________
• более интересная работа по специальности_________________________
• более хорошие отношения в коллективе____________________________
• более хорошие отношения с администрацией_______________________
• лучшее социальное обеспечение___________________________________
• желание открыть свое дело_______________________________________
• личные мотивы ________________________________________________
• не ушел бы в любом случае______________________________________
• опасения, что предприятие закроется______________________________
• окончание срока найма__________________________________________
• сокращение штатов_____________________________________________
• другое________________________________________________________
14. По вашему мнению, работа, это прежде всего:
• основа смысла жизни, иногда требующая жертв _______________________
• вынужденная необходимость _______________________________________
• интерес, рождающийся в процессе ее выполнения______________________
• долг любого человека перед обществом_______________________________
• что-то иное_______________________________________________________
15. Считаете ли вы свою работу интересной?
• да____________________________________________
• не в полной мере________________________________
• нет____________________________________________
• затрудняюсь ответить____________________________
16. Как вы оцениваете свою работу?
• работа мне нравится, она приносит удовлетворение____________________
• работа мне нравится, удовлетворяет и уровень заработка________________
• работа мне нравится, но слишком мал уровень заработка________________
• работа мне не нравится, но привлекает уровень заработка_______________
• работа мне не нравится, и мал уровень заработка ______________________
17. Если бы перед вами сегодня встала проблема выбора работы, то каким из перечисленных ниже факторов вы бы руководствовались? (отметьте цифрами от 1 до 5 в порядке личной для вас значимости, 5 - самое важное)
• престижность организации _________________________________________
• возможность долговременных отношений с работодателем ______________
• получение достойной заработной платы ______________________________
• возможность получения социальных благ _____________________________
• возможность сделать карьеру _______________________________________
• другое (укажите что) ______________________________________________
18. Смогли бы вы работать во внеурочное время?
• да_________________
• нет________________
19. Как вы к этому относитесь ?
• положительно_______________
• безразлично _________________ • отрицательно_________________
20. Что бы вы предпочли? (отметить выбранную альтернативу)
• получать плату за внеурочную работу ________________________________
• получать отгулы за внеурочную работу ______________________________
• иметь возможность перехода на гибкий график работы__________________
• использовать другие виды поощрения (укажите какие)__________________
21. Является ли заработная плата вашим самым главным доходом?
• да_____________
• нет____________
22. Хотите ли вы иметь дополнительную работу?
• да___________________
• нет _________________
23. В какой степени удовлетворяют вас следующие моменты работы? (отметьте по каждой строке)
|
да, вполне |
не совсем |
не удовлетворяют |
затрудняюсь ответить |
Содержание выполняемой работы |
|
|
|
|
Морально-психологический климат |
|
|
|
|
Перспективы служебной карьеры |
|
|
|
|
Распределение прав и обязанностей |
|
|
|
|
Уровень социальной защищенности |
|
|
|
|
Уровень оплаты труда |
|
|
|
|
24. Что из перечисленного наиболее близко соотносится с понятием "служебная карьера"? (укажите не более трех позиций)
• возможность управлять большим количеством людей___________________
• рост благосостояния_______________________________________________
• служебный рост___________________________________________________
• свобода действий _________________________________________________
• власть и влияние__________________________________________________
• безопасность_____________________________________________________
• ощущение уверенности и стабильности_______________________________
• самосовершенствование____________________________________________
• что-то иное ______________________________________________________
25. Видите ли вы возможность карьерного роста?
1. В данной организации
• да___________________
• нет __________________
• затрудняюсь ответить_____________
2. В подразделении данной организации
• да___________________________________
• нет __________________________________
• затрудняюсь ответить ____________________
3. В других подобных по профилю организациях
• да_____________________________________________________
• нет _____________________________________________________
• затрудняюсь ответить___________________________
26. Как вы считаете, в полной мере руководство использует ваши профессиональные возможности и другие навыки?
• да____________________________________
• не в полной мере______________________
• нет ___________________________________
• если нет, то почему
27. Стремитесь ли вы к повышению своей квалификации?
• да______________________________________
• нет_______________________________________
• если нет, то почему __________________________
28. Каким образом вы хотели бы повысить свою квалификацию?
• с отрывом от основной деятельности_________________________________
• без отрыва от основной деятельности_________________________________
• самообразование __________________________________________________
29. Влияет ли обстановка и взаимоотношения в коллективе к плодотворному сотрудничеству?
• да_______________________________________________________________
• не в полной мере__________________________________________________
• нет______________________________________________________________
• если нет или не в полной мере, напишите, пожалуйста, почему____________________________________________________________
30. Ваши знания, способности, профессиональные навыки и возложенные на вас полномочия:
• соответствуют друг другу__________________________________________
• навыки выше возложенных на вас полномочий________________________
• навыки ниже возложенных на вас полномочий_________________________
31. Что, по вашему мнению, препятствует полной реализации ваших должностных обязанностей на рабочем месте? (выберите альтернативу и отметьте цифрами от 1 до 5 в порядке личной для вас значимости, 5 - самое важное)
• отсутствие четкой постановки задач со стороны руководства________________________________________________________
• недостаточно высокий уровень исполнительности и ответственности со стороны подчиненных_______________________________________________
• субъективное (несправедливое) отношение между начальником и подчиненным, создающее нервозность в работе____________________________________________________________
• поступление поручений (разовых, постоянных) от руководства, которые не соответствуют прямым должностным обязанностям_______________________________________________________
• проблема разумного, рационального распределения руководителями исполнения того или иного документа_________________________________________________________
• затрудняюсь ответить _____________________________________________
• другое (укажите)__________________________________________________
32. Что, по вашему мнению, необходимо для достойного положения в обществе? (выберите альтернативу и отметьте цифрами от 1 до 5 в порядке личной для вас значимости, 5 - самое важное)
• наличие связей____________________________________________________
• наличие первоначального капитала__________________________________
• трудоспособность_________________________________________________
• престижная профессия_____________________________________________
• знания и опыт____________________________________________________
• затрудняюсь ответить _____________________________________________
• другое (укажите)__________________________________________________
33. Как вы оцениваете разные стороны своей жизни в настоящее время? (отметьте по каждой строке)
|
хорошо |
удовлетворительно |
плохо |
затрудняюсь ответить |
Вы питаетесь |
|
|
|
|
Вы одеваетесь |
|
|
|
|
Ваш заработок |
|
|
|
|
Ваши жилищные условия |
|
|
|
|
Возможность профессионального совершенствования |
|
|
|
|
Перспективы служебной карьеры |
|
|
|
|
Семейная ситуация |
|
|
|
|
Материальное положение семьи |
|
|
|
|
Жизнь в целом складывается |
|
|
|
|
34. Среднемесячный доход вашей семьи в пересчете на одного человека составляет:
• до 3 тыс. руб._________________________________________
• З-6 тыс. руб__________________________________________
• 6-9 тыс. руб__________________________________________
• 9-15 тыс. руб._________________________________________
• больше 15 тыс. руб.____________________________________
35. Каков ваш личный среднемесячный доход в настоящее время?
• до 3 тыс. руб___________________________________________
• 3-6 тыс. руб____________________________________________
• 6-9 тыс. руб. ___________________________________________
• 9-15 тыс. руб. __________________________________________________
• больше 15 тыс. руб._____________________________________________
36. Задерживают ли вам выплату (пособия, пенсии) заработной платы?
• нет_____________________________________________________________
• да, иногда_______________________________________________________
• да, регулярно на срок до _________________ дней
37. Как вы оцениваете свое состояние здоровья в последние 2-3 года?
• здоровье в целом хорошее__________________________________________
• здоровье удовлетворительное_______________________________________
• я, пожалуй, не вполне здоров _______________________________________
• здоровье совсем плохое____________________________________________
38. С чем вы связываете возникновение заболеваний?
• с наследственными факторами______________________________________
• с отсутствием должного медицинского контроля ______________________
• с собственной беспечностью________________________________________
• с использованием средств снятия стресса_____________________________
• с переутомлением из-за необходимости "приработка" __________________
• непосредственно с исполнением служебных обязанностей ______________
• затрудняюсь ответить______________________________________________
39. Какие социальные блага вы получаете от организации?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
40. Нужны ли различные виды морального поощрения?
• нет_______________________________________________________
•да_________________________________________________________
• если да, то укажите какие:___________________________________
• устная благодарность ______________________________________
• почетное звание____________________________________________
• прочее____________________________________________________
41. Нужны ли следующие социальные блага?
|
полезно |
бесполезно |
Медицинское обслуживание |
|
|
Наличие спортивных учреждений |
|
|
Обеспечение продуктами питания |
|
|
Обеспечение бесплатными обедами |
|
|
Наличие детского сада |
|
|
Возможность летнего отдыха для детей |
|
|
Службы быта |
|
|
42. Можете ли вы предложить что-нибудь еще? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
43. Какую роль играют социальные программы и социальные мероприятия, проводимые в организации?
• помогают привлечь необходимые организации кадры___________________
• это один из факторов стимулирования труда___________________________
• это один из факторов закрепления работников в организации____________
• трудно сказать____________________________________________________
44. Кто должен играть наиболее существенную роль в социальной защите работников любой организации?
• федеральные органы власти ________________________________________
• региональные органы власти________________________________________
• городские органы власти___________________________________________
• организация______________________________________________________
• сами работники организации _______________________________________
45. Кто оказывает наиболее ощутимое влияние на решение социальных вопросов?
• акционеры организации____________________________________________
• городские органы власти___________________________________________
• региональные и федеральные органы власти__________________________
• позиция трудового коллектива ______________________________________
• затрудняюсь ответить______________________________________________
46. Как вы считаете, коллективный договор (отметьте цифрами от 1 до 5 в порядке личной для вас значимости, 5 - самое важное):
• обеспечивает социальную защищенность работников________________________________________________________
• гарантирует безопасные условия труда_______________________________
• гарантирует занятость работников___________________________________
• обеспечивает достойный уровень заработной платы____________________
• обеспечивает равноправие сторон в трудовом процессе_________________
• затрудняюсь ответить______________________________________________
Данное социологическое исследование и анализ литературы позволили сделать следующие выводы: факты социальной незащищенности инвалидов, высокие требования работодателей, отсутствие профориентацианной работы с инвалидами их обучению и трудоустройству способствует безработице людей с ограниченными возможностями.
70,3% оптантов, обозначили проблему трудоустройства, что подтверждает первоначальную гипотезу.
В данной работе использовался такой метод психологической диагностики как тестирование. Психологический тест – представляет собой стандартизированную методику, предназначенную для сравнительной количественной и качественной оценки у человека изучаемого психологического качества. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Одной из важнейших характеристик теста является надёжность, то есть согласованность показателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестировании тем же самым тестом или эквивалентной его формой. Но самой важной характеристикой относительно всякого теста считается валидность – степень, в которой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен.[4]
Ранее с данной группой не проводились семинары по профориентированию, следовательно необходимо провести психологическое тестирование по методике ДДО (дифференциально диагностический опросник). Он предназначен для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов (5 групп) профессии Е.А Климова.
С целью профориентации людей с ограниченными возможностями
Первую группу составляют профессии типа человек -природа, где объектом труда являются живые организмы, растения, животные и биологические процессы. Сюда входят такие профессии, как агроном зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.
Основой второго типа являются отношения человек-техник, объектом труда служат технические системы, машины, аппараты и установки, материалы и энергия. Такими профессиями являются: радиомеханик, токарь, слесарь, шофер, тракторист, инженер.
Третью группу образуют профессии типа человек-человек, где объектом труда являются люди, группы, коллективы. Специальности - сфера обслуживания, медицина, педагогика, юриспруденция и т.д.
Четвертую группу составляют профессии человек — знаковая система. Объектами являются условные знаки, цифры, коды, таблицы. В этой области работают корректоры, программисты, машинистки, статистики, экономисты.
Человек — художественный образ — основа пятого типа. Объектом труда этих специальностей служат художественные образы, их роли, элементы и особенности. К названному типу относятся, например, такие специальности, как ювелир, фотограф, музыкант, художник, искусствовед, писатель, артист.
Результат:
Результаты обработки ДДО показали, среди мужчин отдается предпочтение такой сфере профессиональной деятельности как «человек-знаковая система», среди женщин предпочтение отдано сфере «человек-человек».
Табл. 1.
Профессиональные предпочтения инвалидов в %
|
оптанты |
|
мужчины |
женщины |
|
Ч-П |
13 |
14 |
Ч-Т |
20 |
7 |
Ч-Ч |
14 |
56 |
Ч-З |
43 |
4 |
Ч-ХО |
10 |
19 |
Выводы:
Эмпирическая часть данной работы состоит из двух блоков, социологического анкетирования и психологического тестирования.
Данные анализа теоретической литературы, социологического анкетирования и психологического тестирования подтверждают гипотизу: что у людей с ограниченными возможностями существуют проблемы трудоустройства.
Для анкетирования использовались структурированные, полуструктурированные и неструктурированные вопросы, а также метод завершения предложений, позволяющий получить более непосредственную реакцию на изучаемую проблему. Метод психологической диагностики как тестирование. Психологический тест – представляет собой стандартизированную методику, предназначенную для сравнительной количественной и качественной оценки у человека изучаемого психологического качества.
Но для того, чтобы действительно сделать вывод в пользу выдвигавшейся в данном исследовании гипотезы, необходимо собрать подобного рода материалы у инвалидов после поведения лекционно-практического курса по профориентации и самоопределению. Затем сравнить результаты. Это задача исследований на будущее.
Список литературы
1. Алексеева Л.С. и др. "Об опыте организации социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в школе - комплексе "Детская личность". Президентская программа "Дети России". М., 1997 год.
2. Базоев В.3. Поддержка профессионального образования глухих в Великобритании //Дефектология. №3, 1997.
3. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3.
4. Горячева Т.Г. Психологическая помощь детям с врожденными пороками сердца и их семьям // Мир психологии. 1998. №2.
5. Иващенко, Г.М., Ким Е.Н. «Об опыте работы по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в Московском клубе «Контакты-1». Президентская программа "Дети России".
6. Карвялис В. Специальное образование детей с ограниченными возможностями и подготовка педагогов-дефектологов //Дефектология. 199''. №1.
7. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1997.
8. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) // Дефектология. №4, 1997.
9. Немов Р.С. "Психология" Книга 1. М., 1998 год.
10. Матейчек З. «Родители и дети» М., «Просвещение», 1992 год.
11. Панов А.М. Центры социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями - эффективная форма социального обслуживания семьи и детей // Реабилитационные центры для детей с ограниченными возможностями: опыт и проблемы. М.,1997.
12. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» / Под ред. Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, Институт социальной работы, М., 1996 г.
13. "Современные подходы к болезни Дауна" / по ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда. М., "Педагогика", 1992 год.
14. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. 1998. №1
15. Цукерман И.В. Проблема социализации выпускников специальных школ для детей с нарушениями слуха // Дефектология. 1998. №1
[1] Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) // Дефектология. №4, 1997.
[2] «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, Институт социальной работы, М., 1996 г.- 135с.
[3] «Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями» Н. Ф. Дементьева, Г. Н. Багаева, Т. А. Исаева, Институт социальной работы, М., 1996 г.- 156с.
[4] Краткий психологический словарь/Ред.-сост. Л.А. Карпенко: Под общ.ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов-на- Дону: Издательство «Феникс», 1998.