Содержание

1.Теоретический раздел.................................................................................. 3

1.1.Понятие отрасли. Основные категории и закономерности рынка. Типы рыночных структур........................................................................................................... 3

1.2. Отрасль в системе национального хозяйства......................................... 5

1.3. Условия возникновения отрасли............................................................. 5

1.4.Структура отрасли.................................................................................... 6

1.5. Отраслевые организационно-экономические процессы......................... 7

1.6.Размещение предприятий отрасли. Факторы размещения предприятий отрасли и интегрированные процессы в отрасли........................................................... 8

1.7. Базовая стратегия конкурентного поведения фирм в отрасли.............. 9

1.8.Функционирование отрасли................................................................... 10

2.Практический расчет.................................................................................. 12

2.1.Определить плановую себестоимость.................................................... 13

2.2.Рассчитать материальный баланс предприятия.................................... 15

2.3.Рассчитать производственную программу предприятия...................... 15

2.4. Рассчитать количество единиц оборудования...................................... 16

2.5.Скорректировать себестоимость продукции с учетом анализа данных маркетинговых исследований....................................................................... 18

2.6. Определить количество основных и вспомогательных рабочих......... 18

2.7. Привести план реализации продукции в денежном  выражении......... 20

2.8. Рассчитать рентабельность производства............................................. 21

Список литературы....................................................................................... 22


1.Теоретический раздел.

1.1.Понятие отрасли. Основные категории и закономерности рынка. Типы рыночных структур.

         Экономика - это область человеческой деятельности, которая служит удовлетворению человеческих потребностей и является общим объектом для всех экономических наук. [7,6] 

         Предметом изучения экономики отрасли является  отрасль Р.Ф., описание и объяснение всей ее хозяйственной деятельности.

         Отрасль   производства - это совокупность объединений предприятий, которые характеризуются единством экономического назначения продукции, общностью технической базы производства и технологических процессов, а так же особым профессиональным составом кадров. [7,7] 

         Способ, место и средства товарообмена относятся к понятию «рынок». Содержание и формы рынка на современном этапе весьма разнообразны. Крупнейшие торговые сделки совершаются в настоящее время заочно, с помощью средств связи, при отсутствии самого товара и в основном через посредников и доверенных лиц.

         С точки зрения предприятия – товаропроизводителя рынки существуют в виде:

-         рынков продаж;

-         рынков закупок;

-         финансовых рынков;

-         посредников рыночных сделок;

-         рынков труда.

Данная функциональная структура рынков обеспечивает весь спектр рыночных отношений предприятия. [7,100]

Рынки различаются на оптовые и розничные, внутренние и внешние. В свою очередь, названные рынки группируются по предметному и отраслевому признакам, например сырьевые рынки, продовольственные рынки, рынки недвижимости и др. дальнейшая дифференциация рынков ведется по отдельным продуктам, например рынки зерна, нефти, автомобилей, леса и др.

         Предприятия так же разделяют рынки продаж и рынки закупок.  От состояния рынков закупок во многом зависит успех работы любого предприятия.  [7,101] 

Вне рыночного товарооборота современная экономика функционировать не может.

Основные компоненты рынка:

Товар → продавец → покупатель → деньги.


Среда образования и развития  рыночных отношений:


Специализация труда

Деньги

Кооперация труда

Обмен


         В зависимости от соотношения на рынке числа продавцов и покупателей, а так же возможности их влиять на цену продукции, конкуренция носит названия совершенной и несовершенной.  К совершенной конкуренции относится монополия и олигополия. [3,25]

         Монополия - крупное хозяйственное объединение (картели, синдикаты, тресты, концерны), находящиеся в частной собственности и устанавливающие контроль на рынке с целью повышения монопольной цены и извлечения монопольной прибыли.

         Типы монополий:

1. Закрытая монополия- имеет юридическую защиту от других конкурентов.

2. Открытая монополия является единственным продавцом продукции, но не имеет социальной защиты от конкурентов.

3. Естественная монополия – обеспечивает весь рыночный спрос на какую-либо продукцию или услугу с наименьшими издержками (присуща предприятиям коммунального хозяйства: снабжение водой, газом, теплоэнергией, связь, транспортировка нефти и нефтепродуктов.

        

1.2. Отрасль в системе национального хозяйства.

         Экономика  нашей страны  делится на отрасли материального производства и отрасли нематериального производства. 

отрасли

материального

 производства  

Отрасли

 нематериального

производства

Промышленность

Культура

Сельское хозяйство

Здравоохранение

Лесное хозяйство

Образование

Строительство

Соц. Обеспечение

Геодезическое производство

Наука

Транспорт

Управление

Связь

ЖКХ

Торговля и Материально-техническое Обеспечение

Бытовое обслуживание


Удельный вес отрасли материального производства имеет 70% в  системе национального хозяйства. [7,205]


1.3. Условия возникновения отрасли.


В основу классификации отраслей промышленности положены следующие признаки.

1.Функциональное назначение продукции:

- отрасль, производящая средства производства (машиностроение, электротехническая отрасль);

- отрасль предметов потребления (легкая, пищевая).

2.Уровень монополизации производства:

-отрасли совершенной конкуренции;

-отрасли монополистической конкуренции;

-монополии и олигополистические (геодезическое производство)- на рынке функционирует несколько крупных предприятий, каждое из которых владеет значительной долей рынка.

Для олигополии характерна взаимозависимость предприятий при объеме выпуска продукции и ценообразовании.

3.Характер взаимодействия на предметы труда:

- добывающие отрасли (угольная отрасль);

-обрабатывающие отрасли (металлургия, деревообработка).

         4.Структура издержек:

- материалоемкие отрасли (материальные затраты занимают значительный процент);

-трудоемкие отрасли  (затраты по зарплате занимают значительный процент)

-фондоемкие отрасли (затраты на амортизационные отчисления занимают значительный процент). [7,16]


1.4.Структура отрасли



 Структуру отрасли приведем на примере геодезического производства. Отрасль геодезического производства – это совокупность предприятий и организаций, выполняющих геодезические работы.


Продукцией геодезического производства являются каталоги координат, топографические и специальные тематические карты, фото-схемы, фото-планы, электронные, цифровые карты, планшеты, аэроснимки.


Отраслевая структура геодезического производства.

Топографические предприятия, Роскартография  

Осново топографическое производство

Топографо-маркшейдерские предприятия

Геодезические подразделения, организации Госстроя.



Инженерно- геодезическое производство

Геодезические подразделения различных министерств и ведомств

Геодезические подразделения  МУП органов управления

Частные геодезические предприятия



1.5. Отраслевые организационно-экономические процессы

Невозможно существенно изменить экономическую, социальную и политическую жизнь страны, оставляя при этом неизменным общественный производственный процесс и его организацию. [7,210]

Предприятия, их коллективы представляют собой главные элементы, на основе которых формируются одновременно и отраслевые и территориальные комплексы, образуются хозяйственные органы (министерства и ведомства), получают развитие края, области, города. Поэтому во всех государственных документах эти предприятия рассматриваются как основные звенья народнохозяйственного комплекса.

 Структура управления экономикой страны построена таким образом, что в ней отражена деятельность практически всех основных функциональных подразделений  предприятий. [7,16] 


1.6 Размещение предприятий отрасли. Факторы размещения предприятий отрасли и интегрированные процессы в отрасли

         Факторы размещения – это совокупность условий определяющих выбор места расположения хозяйственных объектов.

         Эти факторы  для каждой отрасли различны, различна и степень их проявления. Все многообразие факторов можно объединить в родственные группы:

         А- природные факторы, включающие экономическую оценку отдельных природных условий и ресурсов для развития отдельных отраслей и районов.

         Б- Экономические факторы, включающие мероприятия по охране природы и ее районному природопользованию.

         В – демографические факторы – это системы расселения населения и обеспечения отдельных территорий трудовыми ресурсами.

         Г - в России велика роль сырьевого,  топливного и энергетического факторов.

         Отрасли экономики можно сгруппировать в зависимости от основных влияющих на них факторов:

         1.Отрасли, зависящие от трудовых ресурсов- трудовой фактор (машиностроение и легкая промышленность).

         2.Отрасли, тяготеющие к рынкам сбыта продукции – потребительский фактор (Эл/энергетика, химическая промышленность, ряд отраслей пищевой промышленности (хлебопекарная, молочная).


         3.Отрасли, размещаемые у источников сырья – сырьевой фактор (нефтяная, газовая, угольная, цветная металлургия, целлюлозно-бумажная и пищевая).

         4.Отрасли, тяготеющие к районам дешевой Эл/энергии – Эл/энергетический фактор (цветная металлургия).

5. Отрасли, размещаемые  у источников топлива – топливный фактор (ТЭС, некоторые отрасли химической промышленности).

         Ряд отраслей не имеет ярко выраженной ориентации (швейная, хлопчатобумажная, тяжелое машиностроение).

         Межотраслевые производства возникают и развиваются как внутри отдельно взятой отрасли народного хозяйства, так и между отраслями, имеющими тесные технологические связи. Концентрация – это процесс сосредоточения крупного производства на предприятии. Различают абсолютную концентрацию и относительную. [7,35]

         Чрезмерная концентрация приводит к монополизации.

Увеличение масштабов производства в процессе концентрации осуществляется по следующим направлениям:

1. Горизонтальная интеграция - слияние нескольких предприятий занятых в одной сфере производства.

2. Вертикальная интеграция – комбинация разных отраслей, производство которых связано единой технологической цепочкой.

Экономический эффект концентрации заключается в улучшении технико-экономических показателей выпуска продукции (прибыль, рентабельность, выручка). [5,56] 


1.7. Базовая стратегия конкурентного поведения фирм в отрасли.


         Цели предприятия определяют направление его развития. Стратегия маркетинга – выбор пути достижения этих целей. В основе стратегии маркетинга лежат следующие категории: цена, предпочтение, приспособление, резкое отличие.

Стратегия цены – в целях достижения коммерческого успеха требует использования низких цен обычно при большом количестве производимых товаров на рынке или высоких цен при их дефиците.

Стратегия предпочтения -  предполагает применения в качестве конкурентоспособных факторов  качество товара  и работ, включая дизайн, фирменный стиль, упаковку, сервисное обслуживание, соблюдение договорных обязательств и надежности поставок товаров и услуг.

Стратегия приспособления фактически основана на повторении действий конкурентов в области товарной политики, распределения и ценообразования.

Стратегия резкого отличия требует, что бы товар предприятия по качеству и характеристикам резко отличался от товара (услуги) конкурента.

Стратегию можно рассматривать как траекторию движения предприятия в перспективном периоде, определяющую рациональные направления развития и сферы деятельности, систему взаимоотношений предприятия с другими субъектами хозяйствования и приводящую предприятие к достижению его долгосрочных целей. [7,325] 


1.8.Функционирование отрасли

         Функция – это круг деятельности и обязанностей отдельного лица или органа управления, представляющих часть управляющей системы. [7,257]

         В управлении различают профессионально-отраслевые и структурно пространственные пообъектные функции.

         К профессионально-отраслевым функциям, которые основаны на профессиональном разделении труда и охватывают деятельность персонала системы управления, относятся : планово-экономическая,  учетно-статистическая, коммерческая, инженерно-технологическая, расчетно-аналитическая, оперативно-производственная, кадровая и др.

         Многообразие отраслевой и территориальной специфики предприятий, а так же значительные различия в организации производства и управления на  малых и крупных предприятиях не укладываются в какую-то одну схему планирования и функционирования. Поэтому структура функций предприятий различна . Если для одних предприятий оперативный план составляется в часах и минутах (перевозка пассажиров наземным и воздушным транспортом), то предприятия ряда отраслей, в т.ч. сельского хозяйства, геологоразведки, морских перевозок грузов и др., счет времени ведут в сутках, декадах, месяцах.

         Определение продолжительности текущих и долгосрочных планов так же связано с отраслевой спецификой. Для швейной фабрики годовой план – это долгосрочный план, а фирм тяжелого машиностроения, металлургического производства, судостроения долгосрочные планы охватывают периоды 5-10 лет и более. [7,315]


          

2. Практический расчет

Исходные данные:


Изделие

Расход материальных ресурсов, ед.

Реализуемые отходы, ед

Стоимость материальных ресурсов

Стоимость реализуемых отходов

Уч-ток

1

2

3

1

2

3

Ед.

1

2

3

Ед.

1

2

3

А

14

17

-

1

1

-

Руб

65

47

-

Руб

10

10

-

Б

25

-

31

2

-

2

 $

10

-

5

Руб

10

-

10

В

-

16

22

-

2

2

Евро

-

24

21

Руб

-

10

10



Продукция проводит обработку на участках: А-1 и 2 участки; Б-1 и 3 участки; В-2 и 3 участки.

Основная заработная плата по участкам:

1 участок- 21,68., 2 участок – 23,25 руб., 3 участок – 25,27 руб.


Маркетинговые исследования выявили:

Потребность в продукции, ед.:


Изделие

Потребность в продукции, ед.

Источники удовлетворения потребностей, ед.


Внешний рынок

Внутрен. Рынок

Собствен. Потребности и резервы

Остаток на конец года

Конкуренты

Импортеры

Ост-ок на начало года

Собственные возможности

А

45600

44800

4270

2135

50095

30567

3143

15000

Б

21700

69400

2055

1030

24254

14819

6112

36000

В

15300

51900

1210

2305

15558

3073

3884

47000







Соотношение между объемом продаж и ценой


Изделие

Внешний рынок

Внутренний рынок

Объем продаж, ед

Цена за един, $

Объем продаж, ед.

Цена за един, руб

max

min

max

min

max

min

max

Min

А

6000

4000

150

75

6000

4000

2500

1500

Б

20000

30000

2000

1000

20000

30000

35000

25000

В

20000

25000

500

1500

20000

25000

25000

15000

.

Нормы времени на изготовление деталей, мин. 


Стоимость оборудования, тыс.руб. за единицу

Изделие

 

участок

 

Изделие

 

участок

1

2

3


1

2

3

А

100

150

-


А

28

35

-

Б

200

-

300


Б

123

-

85

В

-

150

200


В

-

88

45



2.1 Определить плановую себестоимость


Для определения плановой себестоимости необходимо сделать предварительные расчеты недостающих данных.

Таблица №1

Стоимость материалов на 1 ед изделия в рублях за вычетом возвратных отходов.

  Курс иностранных валют  Ц Б на  1.06.2004.

$=28,99

евро=35,65


Участок1

Участок 2

Участок 3

итого

А

14*65-1*10,00= 900,00

17*47-1*10,00= 789,00

-

1689

Б

25*10*28,99 - 2*10,00=7227,50

-

31*5*28,99 - 2*10,00=4473,45

11700,95

В

-

16*24*35,65 - 2*10,00=13669,6

22*21*35,65 -2*10,00=16450,30

30119,9

итого

8127,5

14458,6

20923,75

43509,85


Расчет заработной платы на единицу продукции

Таблица №2


Участок1

Участок 2

Участок 3

итого

А

 21,68 :8127,5 * *900= 2,40

 23,25:14458,6*

*789,00=1,27

-

3,67

Б

 21,68:8127,5* *7227,50=19,28

-

25,27:20923*

*4473,45=5,40

24,68

В

-

 23,25:14458,6*

*13669,6=21,98

 25,27:20923*

*16450,3=19,87

41,85

итого

21,68

23,25

25,27

70,20



Плановая себестоимость единицы продукции в руб.

 Таблица №3                                   







Статья затрат

Изд А

Изд Б

Изд В

итого

1

Стоимость материала за вычетов возвратных отходов

1689

11700,95

30119,9

43509,85

2

Заработная плата основных рабочих

3,67

24,68

41,85

70,20

3

Дополнительная з/п осн раб (принимаем 10% от основной)

0,37

2,47

4,19

7,03

4

ЕСН 35,6% (п.2+п.3)

1,44

9,67

16,39

27,50

5

Амортизационные отчисления ( неизвестно количество оборудования )

 

 Итого с/ст без прочих расходов.

1694,48

11737,77

30182,33

 43614,58


Предприятие относится к материалоемкой отрасли (химическая, нефтеперерабатывающая либо черная металлургия).


2.2.Рассчитать материальный баланс предприятия

Таблица № 4


Стоимость материалов на 1 ед изделия в рублях 

  Курс иностранных валют  Ц Б на  1.06.2004.

$=28,99

евро=35,65


Участок1

Участок 2

Участок 3

итого

А

14*65 = 910,00

17*47 = 799,00

-

1709

Б

25*10*28,99    =7247,50

-

31*5*28,99  =4493,45

11740,95

В

-

16*24*35,65  =13689,6

22*21*35,65  =16470,30

30119,9

итого

8147,5

14488,6

20963,75

43609,85


 

 

2.3 Рассчитать производственную программу предприятия

По данным маркетинговых исследований возможности предприятия в удовлетворении спроса потребителей соответствуют:

 А-15000ед.,  Б-36000.,  В-47000ед.


Плановая себестоимость продукции А, Б, В ниже рыночной цены, поэтому  примем эти данные за основу при расчете производственной программы.


 


2.4. Рассчитать количество единиц оборудования.

Расчет количества оборудования, потребного для выполнения годовой  производственной  программы предприятия   производим по формуле:

Колич.оборуд = ( Тед. * Гпр.) : (60* Тгод),

где:

Тед.- Время на изготовление единицы продукции.

Гпр .= Годовая программа по изделиям А,Б,В.

Тгод= к-во  дней в году*8часов(смена)*2(к-во смен)=360*8*2= 5760

Таблица № 5


Участок1

Участок 2

Участок 3

итого

А

 100*15000/

/60*5760=4,3

 150*15000/

/60*5760=6,5

-

10,8

Б

200*36000/

/60*5760=20,8

-

300*36000/

/60*5760=31,25


52,05

В

-

 150*47000/

/60*5760=20,4

 200*47000/

/60*5760=21,2


41,6

итого

25,1

26,9

52,45

104,45




Принимаем:      (ед.)                                                                           

Таблица № 6


Участок1

Участок 2

Участок 3

итого

А

5

7

-

12

Б

21

-

32

53

В

-

21

22

43

итого

26

28

54

108

Расчет стоимости оборудования. (тыс. руб.)                              

Таблица № 7


Участок1

Участок 2

Участок 3

итого

А

5*28,0=140,0

7*35,0=245,0

-

385,0

Б

21*123,0=2583

-

32*85,0=2720,0

5303,0

В

-

21*88,0=1848,0

22*45,0=990,0

2838,0

итого

2723,0

2093,0

3710,0

8526,0


Расчет амортизационных отчислений.


Принимаем период службы оборудования 8 лет, тогда годовая норма амортизационных отчислений = 100% / 8 лет = 12.5%   (тыс. руб.)

                                                                                     Таблица № 8


Участок1

Участок 2

Участок 3

итого

А

12.5 *140,0=17,5

12,5*245,0=

30,63

-

48,13

Б

12,5*2583= 322,88

-

12,5*2720,0=

340,0

662,88

В

-

12,5*1848,0=231

12,5*990,0=

123,75

354,75

итого

340,38

261,63

463,75

1065,76

2.5.Скорректировать себестоимость продукции с учетом анализа данных маркетинговых исследований.   (тыс. руб.)   

                                                                                                               Таблица № 9

Смета затрат на производство  изделий

Статья затрат

Изд А

Изд Б

Изд В

итого

1

Стоимость материала за вычетов возвратных отходов

1689*

15000=

25335,0

11700,95*

36000=

421234,2

30119,9*

47000=

1415635,3

 


1862204,5

2

Заработная плата основных рабочих

3,67*

15000=

55,05

24,68*

36000=

888,48

41,85*

47000=

1966,95



 2910,48

3

Дополнительная з/п осн раб (принимаем 10% от основной)

5,51

88,85

196,7

291,06

4

ЕСН 35,6% (п.2+п.3)

21,56

347,93

770,26


1139,75

5

Амортизационные отчисления

48,13

662,88

354,75

1065,76

 

 Итого с/ст без прочих расходов.

25465,3

423223,3

1418924

 1867612


2.6. Определить количество основных и вспомогательных рабочих.

        

         Количество основных рабочих с учетом двусменной работы предприятия должно быть не менее 216 человек (108 ед. оборуд*2см).


         Корректируем количество основных рабочих, учитывая нормы труда согласно Трудовому Кодексу РФ (168 час/мес и  11 мес/год)


         Годовая норма   на 1 человека = 168час/мес * 11мес/год =1848 часов

         Фонд рабочего времени предприятия  Тгод= к-во  дней в году*8часов(смена)*2(к-во смен)=360*8*2= 5760 часов.


         При 2-х сменной работе предприятия за одним  рабочим местом должно быть закреплено 5760:1842 = 3,14чел.   Принимаем  3 человека.

 Расчет количества основных рабочих по участкам        

Таблица № 10


Участок1

Участок 2

Участок 3

итого

А

5*3=15

7*3=21

-

36

Б

21*3=63

-

32*3=96

159

В

-

21*3=63

22*3=66

129

итого

78

84

162

324

Расчет количества вспомогательных рабочих

(принимаем 15% от основных рабочих)

 Таблица № 11



Участок1

Участок 2

Участок 3

итого

А

  15*15%=2,25

 21*15%=3,15

-

5,4

Б

 63*15%=9,45

-

 96*15%=14,4

 23,85

В

-

 63*15%=9,45

 66*15%=9,9

 19,35

итого

 11,7

12,6

24,3

 48,6





Принимаем:                                                                              Таблица №12


Участок1

Участок 2

Участок 3

итого

А

  3

 4

-

7

Б

 9

-

15

24

В

-

 9

10

19

итого

12

13

 25

50



2.7. Привести план реализации продукции в денежном  выражении.

         При планировании реализации продукции необходимо учесть данные маркетинговых исследований.


(тыс. руб.)  Таблица № 13

Изделие

Объем производств

Собственные

потребности

Внутренний рынок

 Внешний рынок


итого

 А

15000

4270*

1500,00=

6405,00

4730*

1500,00=

7095,0

6000*

2174,30=

13045,8



26545,0

 Б

36000

2055*

25000,00=

51375,0

20000*

*25000,00=

500000,0

13945*

28990,00=

404265,5



955640,5

 В

47000

  1210*

15000,00=

18150,0

20000*

25000,00=

500000,0

25790*

43485=

1198848,15



1716998,0


итого

75930,0

1007095,0

1616159,3

2699183,0




Изделие

Внешний рынок

Внутренний рынок

Объем продаж, ед

Цена за един, руб

Объем продаж, ед.

Цена за един, руб

max

min

max

min

max

min

max

Min

А

6000

4000

4348,5

2174,25

6000

4000

2500

1500

Б

20000

30000

57980

28990

20000

30000

35000

25000

В

20000

25000

14495

43485

20000

25000

25000

15000



2.8 Рассчитать рентабельность производства

Таблица № 14

Тысяч. рублей

Изд А

Изд Б

Изд В

итого

1

План реализации

26545,0

955640,5

1716998,

2699183,0

2

Себестоимость продукции

25465,3

423223,3

1418924

 1867612

3

Валовая прибыль

1080,0

532417,2

298074,0

831571

4

Рентабельность производства

4,0 %

125,8%

21,0%

44,5%



Список литературы

 


1.      Бахарев В.Е. Основные производственные фонды и амортизационные отчисления в промышленности: сущность, методы расчёта и планирования. – Новосибирск, 1995.

2.      Волков О.И. Экономика предприятия. – М.: Инфра-М, 1997.

3.      Глущенко Е.В. Основы предпринимательства. – М.: Вестник, 1996.

4.      Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия. – М.: Финансы и статистика, 1997.

5.      Ковалёв А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия.- М.: Центр экономики и маркетинга, 1995.

6.      Финансы предприятий: Учебное пособие / Под ред. Е.И. Бородиной. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.

7.      Экономика предприятия / Под ред. Горфинкеля. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.