Задача 5.
На курсы иностранных языков зачислено 300 слушателей. Из них английский и немецкий изучают 60 человек, английский и французский – 80 человек. Число слушателей, изучающих только французский язык, равно числу слушателей, изучающих только немецкий язык. Только английский язык изучают 70 слушателей. Занятия по французскому и немецкому языкам проводятся единовременно. Сколько слушателей изучает французский язык?
Решение.
Обозначим через
МА – количество слушателей, изучающих только английский язык;
МН – количество слушателей, изучающих только немецкий язык;
МФ – количество слушателей, изучающих только французский язык;
МАН – количество слушателей, изучающих только два языка: английский и немецкий;
МАФ – количество слушателей, изучающих только два языка: английский и французский;
МНФ – количество слушателей, изучающих только два языка: немецкий и французский;
МАНФ – количество слушателей, изучающих три языка.
По условию задачи, так как всего зачислено 300 слушателей, то
МА+ МН+ МФ+ МАН+ МАФ+ МНФ+ МАНФ =300 (условие 1).
Так как английский и немецкий языки изучают 60 человек, получаем:
МАН + МАНФ = 60 (условие 2).
Так как английский и французский языки изучают 80 человек, получаем:
МАФ + МАНФ = 80 (условие 3).
Так как число слушателей, изучающих только французский язык, равно числу слушателей, изучающих только немецкий язык, то
МФ = МН (условие 4).
Так как только английский язык изучают 70 слушателей, то
МА= 70 (условие 5).
Так как занятия по французскому и немецкому языкам проводятся единовременно, т.е. нельзя изучать французский и немецкий язык, то
МНФ + МАНФ = 0 (условие 6).
Требуется найти МФ+ МАФ+ МНФ+ МАНФ.
Диаграмма Эйлера-Вена:
Из условия 6 получаем МНФ = МАНФ = 0 .
Тогда из условий 2 и 3: МАН = 60, МАФ = 80 .
Тогда по условию 3: МФ = МН = 50.
Подставив в условие 1 известные значения, получаем уравнение:
70 + Мф + МФ + 60 + 80 + 0 + 0 = 300.
Решая уравнение, находим: 2Мф = 300 – 70 – 60 – 80 = 90.
Получаем: Мф = 90/2 = 45.
Тогда МФ+ МАФ+ МНФ+ МАНФ = 45 + 80 + 0 + 0 =125.
Ответ: 125 слушателей изучает французский язык.
Задача 15.
Петров постоянно проживает в Москве или Архангельске. Если это Петров, то он постоянно проживает в Москве. Это не Петров. Следовательно, он не проживает постоянно в Архангельске.
Решение.
Обозначим высказывания:
А – «Петров постоянно проживает в Москве»;
В –«Петров постоянно проживает в Архангельске»;
С – «это Петров».
Данное рассуждение можно представить в виде формулы:
.
Проверим формулу на тождественную истинность.
Введем обозначение:
Составляем таблицу истинности:
А |
В |
С |
Q |
F |
||||
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ЛОЖЬ |
ИСТИНА |
Так как формула F не является тождественно истинной, данное рассуждение неверно.
Задача 25.
По заданной функции проводимости построить СКНФ и СДНФ. Упростить полученные формулы:
.
Решение.
Исходя из условия, построим таблицу истинности заданной функции проводимости:
х |
y |
z |
f(x,y,z) |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
По наборам, на которых функция равна 1, строим СДНФ:
По наборам, на которых функция равна 0, строим СКНФ:
.
Упростим СДНФ:
Упростим СКНФ:
Для проверки равносильности формул составим таблицу истинности формулы :
х |
y |
z |
|
|||
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Так как таблицы истинности для f(x,y,z) и совпадают, формулы эквивалентны.
Литература.
1. Информатика. Учебник/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – М.: Финансы статистика, 1997.
2. Информатика и математика и для юристов: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. проф. Х.А.Андриашина, проф. С.Я. Казанцева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.
3. Богатов Д.Ф., Богатов Ф.Г. Основы информатики и математики для юристов: Учеб. пособие. В 2-х томах. М.: ПРИОР, 2000.