Задача 5.

На курсы иностранных языков зачислено 300 слушателей. Из них английский и немецкий изучают 60 человек, английский и французский – 80 человек. Число слушателей, изучающих только французский язык, равно числу слушателей, изучающих только немецкий язык. Только английский язык изучают 70 слушателей. Занятия по французскому и немецкому языкам проводятся единовременно. Сколько слушателей изучает французский язык?

Решение.

Обозначим через

МА – количество слушателей, изучающих только английский язык;

МН – количество слушателей, изучающих только немецкий язык;

МФ – количество слушателей, изучающих только французский язык;

МАН – количество слушателей, изучающих только два языка: английский и немецкий;

МАФ – количество слушателей, изучающих только два языка: английский и французский;

 МНФ – количество слушателей, изучающих только два языка: немецкий и французский;

 МАНФ – количество слушателей, изучающих три языка.

По условию задачи,  так как всего зачислено 300 слушателей, то

МА+ МН+ МФ+ МАН+ МАФ+ МНФ+ МАНФ =300  (условие 1).

Так как английский и немецкий языки изучают 60 человек, получаем:

МАН + МАНФ = 60   (условие 2).

Так как английский и французский языки изучают 80 человек, получаем:

МАФ + МАНФ = 80   (условие 3).

Так как число слушателей, изучающих только французский язык, равно числу слушателей, изучающих только немецкий язык, то

МФ = МН     (условие 4).

Так как только английский язык изучают 70 слушателей, то

МА= 70        (условие 5).

Так как занятия по французскому и немецкому языкам проводятся единовременно, т.е. нельзя изучать французский и немецкий язык, то

МНФ + МАНФ = 0    (условие 6).

Требуется   найти  МФ+ МАФ+ МНФ+ МАНФ.

Диаграмма Эйлера-Вена:

 









Из условия 6 получаем МНФ = МАНФ = 0 .

Тогда из условий  2 и 3: МАН  = 60,   МАФ = 80   .

Тогда по условию 3: МФ = МН = 50.

Подставив в условие 1 известные значения, получаем уравнение:

70 + Мф + МФ + 60 + 80 + 0 + 0 = 300.

Решая уравнение, находим: 2Мф = 300 – 70 – 60 – 80  = 90.

Получаем: Мф = 90/2 = 45.

Тогда МФ+ МАФ+ МНФ+ МАНФ = 45 + 80 + 0 + 0 =125.

Ответ: 125 слушателей  изучает французский язык.

Задача 15.

Петров постоянно проживает в Москве или Архангельске. Если это Петров, то он постоянно проживает в Москве. Это не Петров. Следовательно, он не проживает постоянно в Архангельске.

Решение.

Обозначим высказывания:

А – «Петров постоянно проживает в Москве»;

В –«Петров постоянно проживает в Архангельске»;

С – «это Петров».

Данное рассуждение можно представить в виде формулы:

.

Проверим формулу на тождественную истинность.

Введем обозначение:

Составляем таблицу истинности:

А

В

С

Q

F

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ИСТИНА

ИСТИНА

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ИСТИНА

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ИСТИНА

ИСТИНА

ИСТИНА

ИСТИНА

ИСТИНА

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ИСТИНА

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ИСТИНА

ИСТИНА

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ИСТИНА

ИСТИНА

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ИСТИНА

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ЛОЖЬ

ИСТИНА


Так  как формула F   не является тождественно истинной, данное рассуждение  неверно.

Задача 25.

По заданной функции проводимости построить СКНФ и СДНФ. Упростить полученные формулы:

.


Решение.

Исходя из условия, построим таблицу истинности заданной функции проводимости:

х

y

z

f(x,y,z)

0

0

0

1

0

0

1

1

0

1

0

0

0

1

1

1

1

0

0

1

1

0

1

1

1

1

0

0

1

1

1

0


По наборам, на которых функция равна 1, строим СДНФ:

По наборам, на которых функция равна 0, строим СКНФ:

.


Упростим СДНФ:

Упростим СКНФ:


Для проверки равносильности формул составим таблицу истинности формулы :

х

y

z

0

0

0

1

1

0

1

0

0

1

1

1

1

1

0

1

0

0

1

0

0

0

1

1

0

1

1

1

1

0

0

1

0

0

1

1

0

1

1

0

0

1

1

1

0

0

0

0

0

1

1

1

0

0

0

0


Так как таблицы истинности для f(x,y,z) и  совпадают, формулы эквивалентны.

Литература.

1.                Информатика. Учебник/ Под ред. проф. Н.В.Макаровой. – М.: Финансы статистика, 1997.

2.                Информатика и математика и для юристов: Учеб. пособие  для вузов/ Под ред. проф. Х.А.Андриашина, проф. С.Я. Казанцева. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.

3.                Богатов Д.Ф., Богатов Ф.Г. Основы информатики и математики для юристов: Учеб. пособие. В 2-х томах. М.: ПРИОР, 2000.