Контрольная работа

по юриспруденции

Вариант 6

Тема: Система органов государственной власти


План


1. Понятие и основные черты органов государственной власти.......................... 3

2. Классификация государственных органов........................................................ 6

3. Правовой статус Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации............................................................................................................. 11

4. Органы законодательной власти Российской Федерации.............................. 20

5. Система органов судебной власти Российской Федерации............................ 27

Задачи.................................................................................................................... 34

Нормативные акты и литература......................................................................... 35


1. Понятие и основные черты органов государственной власти

Органы государственной власти обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Государство осуществляет свою деятельность через органы государственной власти. Эти органы каждый в своей области и своими специфическими методами выражают организаторскую роль государства в обществе. Никакой орган государственной власти не может иметь задач и полномочий, идущих вразрез с функциями государства. Но для того чтобы добиться такого единства всех органов власти, государство создает строгий порядок организации и функционирования каждого органа, наделяет их определенными полномочиями. Каждый орган государственной власти, таким образом, отличается от любого другого, но все вместе по сумме своих полномочий они олицетворяют единую государственную власть.

По мнению проф. М.В. Баглая понятие органа государственной власти складывается на совокупности трех основных признаков.

1. Каждый орган государственной власти создается в соответствии с установленным конституцией, законами или другими правовыми актами порядком, что исключает возможность произвольного нагромождения органов власти. Так, Конституция Российской Федерации  указывает, что в Российской Федерации на федеральном уровне государственную власть осуществляют Президент Российской Федерации , Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации  и суды Российской Федерации . Эти органы государственной власти не могут быть ликвидированы или преобразованы без изменения самой Конституции Российской Федерации . Однако одного конституционного упоминания о том или другом таком органе государственной власти недостаточно, сама же Конституция Российской Федерации  предусматривает, что порядок образования этого органа должен быть определен федеральным законом. Только федеральным законом или федеральным конституционным законом учреждаются органы судебной власти. Аналогичным образом (через конституции, уставы и законы) устанавливается порядок образования органов государственной власти субъектов Российской Федерации .

Порядок создания органа может предусматривать участие в создании не одного, а нескольких органов государственной власти (например, аудиторы Счетной палаты назначаются поровну Государственной Думой и Советом Федерации). Органы государственной власти могут создаваться, преобразовываться и ликвидироваться не только законами, но и указами Президента Российской Федерации . Это касается органов исполнительной власти (аналогичное положение в субъектах Российской Федерации ).

2. Орган государственной власти наделен властными полномочиями, то есть его решения носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства. Органы власти издают правовые акты, которые устанавливают порядок использования гражданами тех или иных своих прав, регулируют отношения между гражданином и государством в определенной мере, на определенном уровне и в определенной области. Полномочия органа государственной власти образуют его компетенцию (круг предметов ведения), границы которой очерчиваются предельно четко для того, чтобы орган государственной власти не превышал власти и не вторгался в сферу деятельности других органов государственной власти. Компетенция обычно устанавливается при самом создании того или иного органа законами, указами, положениями и другими нормативными правовыми актами, хотя впоследствии она может этими же актами изменяться и дополняться.

Компетенция свойственна органу государственной власти как самостоятельному звену государства, она как раз и подчеркивает эту самостоятельность. Не имеют компетенции, как правило, внутренние подразделения органа государственной власти, вследствие чего эти подразделения не могут рассматриваться как органы государственной власти. В то же время в структурах исполнительной власти существуют самостоятельные подразделения (например, федеральная миграционная служба в МВД), которые также являются органами исполнительной власти.

3. Деятельность органов государственной власти осуществляется в формах и методами, установленными правовыми актами. Речь, конечно, идет только об основных формах и методах, поскольку в повседневных действиях органа власти много делового обыкновения и согласительных методов решений. Однако ни при каких условиях орган государственной власти не вправе прибегать к действиям, выходящим за рамки допустимых организационных форм и методов, особенно в отношении применения принудительных мер.

Из названных признаков органа государственной власти видно, что не каждое государственное учреждение или организация является органом государственной власти. Не является таковым, например, государственное предприятие, государственное учебное заведение и т. д., хотя они тоже влияют на использование гражданином тех или иных своих прав и свобод. Но эти государственные учреждения являются звеном соответственно какого-либо экономического министерства, и др., которые сами выступают как органы государственной, а точнее, исполнительной власти.

Органы государственной власти состоят из выборных депутатов или назначенных государственных служащих, облеченных определенными властными полномочиями. Но орган власти может быть и в лице одного человека. Такими являются Президент Российской Федерации , президенты республик и губернаторы (главы администраций) субъектов Российской Федерации , Генеральный прокурор Российской Федерации .

Уполномоченный по правам человека. Эти должностные лица действуют в силу конституции или законов и несут ответственность только перед теми, кто их избрал или назначил.

Наряду с органами государственной власти в Российской Федерации действуют органы местного самоуправления. Эти органы обладают особой природой, они согласно Конституции Российской Федерации  не входят в систему органов государственной власти. Однако указанные выше три основных признака органа власти - определенный порядок создания, властные полномочия и определенный порядок деятельности - применимы и к органам местного самоуправления. Хотя самоуправление - это не государственная власть, но оно не может осуществляться без соответствующих органов (как бы их ни называть), наделенных определенной компетенцией, правом принимать обязательные решения, прибегать к принуждению и т. д.

Следует отметить, что в Конституции Российской Федерации  наряду с наиболее часто применяемым термином «орган государственной власти» встречается термин «государственный орган» (ст. 33, 120). Трудно пока сказать, какой смысл вкладывается Конституцией Российской Федерации  во второй термин; возможно, со временем конституционно-правовая теория или практика Конституционного Суда Российской Федерации  выявят его содержание. Пока же в обиходе и в литературе оба термина используются как идентичные.

Таким образом, орган государственной власти можно определить, как орган, созданный в установленном конституцией, законами, иными правовыми актами порядке, наделенный властными полномочиями и регламентирующей их в установленном порядке.



2. Классификация государственных органов

В зависимости от критерия органы государственной власти могут быть классифицированы на несколько групп. Классификация нужна не сама по себе и не только для теории вопроса, она помогает уяснению специфики каждого органа государственной власти, пониманию причин их несхожести между собой. Классификация раскрывает диалектическую связь единства и многообразия органов, отправляющих государственную власть.

1. По уровню своей деятельности органы государственной власти делятся на федеральные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Отдельно стоят на этой «лестнице» органы местного самоуправления.

Федеральные органы, или органы государственной власти Российской Федерации, включают Президента Российской Федерации , Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации , Конституционный Суд Российской Федерации , Верховный Суд Российской Федерации  и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации , а также органы исполнительной власти (федеральные министерства и ведомства) и суды Российской Федерации. В систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации  входят органы, создаваемые их конституциями (уставами) и законами. Не всегда органы субъектов Российской Федерации  образуют единую иерархическую структуру с органами государственной власти Российской Федерации. Такая единая система предусмотрена Конституцией Российской Федерации  для судебной и исполнительной власти в определенных пределах и совершенно исключена для органов законодательной власти. Некоторые органы государственной власти (например, прокуратура) не могут быть разбиты на федеральный и органы субъектов Российской Федерации  в смысле полной самостоятельности последних, поскольку эти органы строятся на основе строгой централизации.

Внутри федеральных органов государственной власти можно выделить группу высших органов - Президент Российской Федерации , Правительство Российской Федерации , Верховный Суд Российской Федерации , Высший Арбитражный Суд Российской Федерации , поскольку в подчинении у этих органов или просто в структуре взаимоотношений (у судов) есть и «низшие» органы. Но существуют однопорядковые федеральные органы государственной власти, которые «высшими» называть нельзя, так как они не образуют структуры, в которой бы существовали их «низшие» звенья (например, Конституционный Суд Российской Федерации ). Вообще же деление на высшие и местные органы государственной власти и управления - это уже анахронизм, оно было свойственно прежним советским конституциям. В ныне действующей Конституции Российской Федерации  отсутствует деление на высшие и местные по причине последовательного построения органов государственной власти на началах демократического федерализма и местного самоуправления.

Согласно Конституции Российской Федерации  система органов государственной власти субъектов Российской Федерации  устанавливается ими самостоятельно, а в пределах своего ведения и полномочий они обладают всей полнотой государственной власти. Эти органы государственной власти также включают глав администраций (президентов, глав государств, губернаторов), возглавляющих систему органов исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные органы судебной власти. Но на территории субъектов Федерации существует ряд территориальных органов федеральной государственной власти, подчиненных федеральной власти. Существуют также органы с некоторыми различиями в названиях. Но в основном система органов государственной власти субъектов Федерации, несмотря на некоторые особенности, по своей структуре и функциям равняется на федеральную модель.

Органы местного самоуправления образуются самостоятельно и весьма разнообразны. Природа этих органов, теоретически отражающая отличие государственной власти от самоуправления, на практике мало чем отличается от назначения, функций и порядка формирования органов государственной власти. Здесь, однако, в большей мере проявляется выборность, более широко осуществляется связь с населением.

2. В Российской Федерации, о есть на федеральном уровней уровне субъектов Российской Федерации , органы государственной власти делятся на органы законодательной власти, органы исполнительной в части и органы судебной власти. Следовательно, каждый из органов этих трех ветвей власти может называться органом государственной власти. Такое деление органов государственной власти сформулировано самой Конституцией Российской Федерации  в связи с закреплением в ней принципа разделения властей (ст. 10).

Органы законодательной власти включают: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные органы субъектов Российской Федерации . Законодательные органы одновременно являются представительными органами, то есть представляющими и выражающими интересы народа. Эти органы, имеющие в субъектах Российской Федерации  самые различные названия, обладают исключительным правом на принятие законов - Федеральное Собрание для всей территории страны, а органы законодательной власти субъектов Российской Федерации  для своих территорий. Государственная Дума избирается гражданами, а Совет Федерации формируется на основе представительства исполнительного и представительного органа государственной власти каждого субъекта Российской Федерации . Органы законодательной власти всегда состоят из большого числа депутатов, которые образуют комитеты и комиссии, сами по себе не являющиеся органами законодательной (представительной) власти. Также не являются органами власти аппараты при органах законодательной власти, выполняющие экспертную и подготовительную работу. Органы законодательной власти иногда наделяются определенными полномочиями по участию в назначении должностных лиц, не основная их функция состоит в принятии законов.

Органы исполнительной власти наиболее разветвлены и многообразны. Именно они организуют исполнение законов и указов главы государства, издают большое количество организационно-распорядительных актов. К числу органов исполнительной власти следует отнести и Президента Российской Федерации , который, однако, при этом соединяет в своем лице функции и полномочия главы государства.

В республиках президентского типа, к которым относится и российская Федерация, эти органы в своей основной деятельности не подотчетны и не подконтрольны органам законодательной власти, хотя и действуют в тесном сотрудничестве с ней. В органах исполнительной власти практически нет выборности, эти органы обычно учреждаются, а их руководители назначаются Президентом Российской Федерации , Председателем Правительства Российской Федерации , главами администраций (президентами, губернаторами) субъектов Российской Федерации . Органы исполнительной власти обладают компетенцией, закрепленной в законе, указе Президента Российской Федерации , постановлении Правительства.

Органы исполнительной власти могут действовать на началах как коллегиальности (например, Правительство Российской Федерации  и правительства субъектов Федерации), так и единоначалия (министерства). В силу такого различия статусов Правительство Российской Федерации  может принимать решения только на заседаниях с участием всех членов Правительства, а министр принимает решения и издает постановления самостоятельно, хотя наиболее важные постановления обычно обсуждаются на совещательном органе (коллегии) при министре.

Органы исполнительной власти могут иметь различную подчиненность. Некоторые из них выходят прямо на Президента Российской Федерации  (Министерство обороны, Федеральная служба безопасности и др.), другие на Председателя Правительства Российской Федерации . Но все равно вся система органов исполнительной власти, включая Правительство Российской Федерации , действует под руководством Президента Российской Федерации , вследствие чего его можно рассматривать не только как главу государства, но и как главу исполнительной власти. В некоторых субъектах Российской Федерации , особенно в республиках, наряду с президентом республики существует премьер-министр (Татарстан и др.), и тогда роль президента республики аналогична роли Президента Российской Федерации . В других же субъектах глава администрации ни с кем не делит высшую исполнительную власть, а потому выступает как глава исполнительной власти, которому напрямую подчиняются все органы этой ветви власти.

Сложная разветвленная система органов исполнительной власти специально изучается наукой административного права.

Органы судебной власти - это Конституционный Суд Российской Федерации , Верховный Суд Российской Федерации , Высший Арбитражный Суд Российской Федерации , другие федеральные суды (например, окружные арбитражные суды) и суды в субъектах Российской Федерации . Федеральный конституционный закон о судебной системе Российской Федерации устанавливает, что суды в субъектах Российской Федерации  создаются и действуют как часть единой  судебной системы.

В республиках конституционного права выделяют также федеральные органы с особым статусом. К ним относят Прокуратуру Российской Федерации  Центральный банк Российской Федерации , Счетную палату Российской Федерации , Центральную избирательную комиссию, Уполномоченного по правам человека.


3. Правовой статус Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации

Рассмотрим вначале правовой статус Президента Российской Федерации .

Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерация является главой государства.

В ранее действовавшей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.

Придание Президенту статуса главы государства вызвано объективными причинами. Прежде всего этого требовало повышение уровня персоницифированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Наиболее целесообразно, чтобы вытекающие из этого функции выполнялись главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и, по существу, умаляло бы прерогативы представительного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной.

Признание Президента главой государства является традиционным в конституциях многих стран мира. Так определялся статус Президента бывшего Союза ССР, а в настоящее время такого рода характеристика президентов содержится в конституциях большинства стран.

Принципиально новая дефиниция статуса Президента Российской Федерации , содержащаяся в Конституции, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет свои конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими властями, обеспечена определенными рычагами влияния на иные власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек и противовесов», которая способствует сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции Российской Федерации , в соответствии с ней и федеральными законами, во взаимодействии с парламентом и Правительством Российской Федерации .

В Конституции Российской Федерации  содержится система гарантий, препятствующих превращению Президента Российской Федерации  в авторитарного правителя.

Они заключаются в ограниченности периода полномочий Президента Российской Федерации достаточно коротким четырехлетним сроком, порядке его всенародных прямых выборов, в их альтернативном характере, в недопустимости занятия поста Президента более двух сроков подряд, в возможности отрешения его от должности, в признании не соответствующими Конституции нормативных актов Президента на основе решения Конституционного Суда и др.

Закрепляя статус Президента Российской Федерации  как главы государства. Конституция в ст. 80 предусматривает в обобщенной форме связанные с этим функции. Они касаются основ жизнедеятельности государства и общества.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации , прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент несет персональную ответственность за то, чтобы механизмы защиты Конституции и прав человека и гражданина работали бесперебойно, чтобы не было сбоев по тем или иным причинам в их реализации.

В установленном Конституцией порядке Президент принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации.

В осуществлении этих функций Президент может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать только в рамках Конституции.

Это относится и к такой функции Президента, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией и федеральными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что на выборах каждый из кандидатов в Президенты выдвигает определенную программу, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают их достоянием народа, депутатов, партий, общественности. Это позволяет в случае необходимости корректировать политику Президента с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

Как глава государства, Президент представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Важным аспектом в характеристике статуса Президента является само место в Конституции главы о Президенте. Она открывает перечень глав, посвященных органам государственной власти Российской Федерации. В прежней Конституции глава о Президенте следовала за главой о высших представительных органах. Это было закономерно, ибо в ней Президент определялся в качестве главы исполнительной власти.

Место, которое занимает в ныне действующей Конституции глава о Президенте, является правовым доказательством, подтверждающим в прямой форме то, что Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой выполнения возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (ст. 91 Конституции). Содержание неприкосновенности Президента в Конституции не раскрывается, в отличие от неприкосновенности депутатов.

Такая формула свидетельствует о высокой степени защиты Президента, который получил свои властные полномочия от народа на основе свободных выборов.

Как отметил Конституционный Суд в своем постановлении от 11 июля 2000 г. по делу о толковании статей 91 и 92 (ч. 2) Конституции в их взаимосвязи, Президент является постоянно действующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия как единоличный глава государства и никто не может присваивать его властные полномочия.

Неприкосновенность Президента, я также другие правовые средства обеспечивают свободное и ответственное осуществление Президентом принадлежащих ему конституционных полномочий и непрерывность функционирования института главы государства.

Однако, неприкосновенность Президента нельзя трактовать как абсолютную.

Предусмотрена в Конституции возможность отрешения Президента от должности.

Президент в соответствии с Конституцией обладает широким кругом полномочий, вытекающих из его статуса как главы государства и обеспечивающих ему возможность выполнять закрепленные за ним функции.

Эти полномочия затрагивают по сути дела вес стороны государственной деятельности, их можно обобщить по следующим сферам. Полномочия, связанные с:

1) формированием федеральных органов государственной власти;

2) участием в законотворчестве;

3) функционированием исполнительных органов государственной власти;

4) обеспечением осуществления полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации;

5) внешней политикой и обороной;

6) иными сферами государственной деятельности.

Формирование такого органа государственной власти, как Президент, осуществляется путем выборов. Выборы Президента проводятся на основе Конституции Российской Федерации , ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации » от 10 января 2003 г., других федеральных законов.

Президент Российской Федерации  избирается на 4 года гражданами Российской Федерации  на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации .

Именно такая организация выборов Президента связывает его с народом, чьей волей он избирается, наиболее тесным образом.

Таковы основы правового статуса Президента Российской Федерации . Изложим теперь вопрос о правовом положении Правительства Российской Федерации .

Согласно Конституции Российской Федерации  (ст. 110), исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти. Правительство Российской Федерации  осуществляет государственное управление.

Положение Правительства как высшего исполнительного органа государственной власти России обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции Российской Федерации  и в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».

Как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, Правительство Российской Федерации  в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции Российской Федерации , федеральных законов, указов Президента Российской Федерации , международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации  осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации , федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации .

Как высший орган федеральной исполнительной власти, Правительство Российской Федерации обладает очень широким кругом полномочий.

Правительство Российской Федерации  в пределах своей компетенции организует реализацию внутренней и внешней политики государства; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Правительство Российской Федерации  вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, если эти полномочия не отнесены законодательством к исключительным полномочиям Правительства, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации  и федеральным законам.

В сфере экономики Правительство осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств в стране; прогнозирует социально-экономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации, осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирует мобилизационный план экономики России, обеспечивает функционирование оборонного производства.

В сфере бюджета и финансов Правительство обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг; управляет государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации; осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

В социальной сфере Правительство обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в стране; содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики; взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

В сфере науки, культуры, образования Правительство разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, приоритетных направлений прикладной науки, имеющих общегосударственное значение; обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает сферу бесплатного образования; обесценивает государственную поддержку культуры и сохранение объектов культурного наследия общегосударственного значения и культурного наследия народов России.

В сфере природопользования и охраны окружающей Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы страны; координирует деятельность по предотвращению, уменьшению опасности и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики, направленной на обеспечение безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

В сфере обороны и государственной безопасности Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны и государственной безопасности  страны; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил Российской Федерации , других войск и военных формирований Российской Федерации; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации; принимает меры по охране Государственной границы; руководит гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации; обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международные договоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками этих договоров их обязательств; отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории; осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Правительству Российской Федерации  принадлежит право законодательной инициативы. Законодательную инициативу Правительство осуществляет путем внесения в Государственную Думу законопроектов.

Формирование Правительства Российской Федерации  намечается с назначения его председателя. Председатель Правительства Российской Федерации  назначается Президентом Российской Федерации  с согласия Государственной Думы. После назначения Председателя формирование Правительства осуществляется весьма простым способом: Председатель Правительства Российской Федерации  предлагает Президенту Российской Федерации  кандидатуры на конкретные должности в Правительстве, а Президент их рассматривает, отбирает и назначает.

Итак, автором раскрыт правовой статус Президента и Правительства Российской Федерации .

Правительство Российской Федерации  руководит работой министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Согласно Указу Президента Российской Федерации  от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в данную систему входят федеральные службы и федеральные агентства. Согласно данному Указу, руководство частью федеральных органов исполнительной власти осуществляет Президент (МВД, Министерство юстиции), а часть находится в ведении Правительства (Министерство здравоохранения и социального развития, Министерства транспорта и связи, Федеральная служба по   финансовым рынкам и др.



4. Органы законодательной власти Российской Федерации

Конституция Российской Федерации  учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в гл. 2 «Основы конституционного строя», изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции Российской Федерации . Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией - настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (это вытекает из ч. 1 ст. 135 Конституции Российской Федерации ).

Другая важная гарантия, закрепленная в «Основах конституционного строя», состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим. Положение Федерального Собрания, таким образом, определяется принципом разделения властей, который в равной мере противостоит непомерному возвышению любой из трех властей и возможности контроля одной власти другой.

Независимость - важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. Конституция Российской Федерации  не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправе принимать (или не принимать) любые законы без чьей-либо указки. Федеральное Собрание не подчиняется какому бы то ни было контролю со стороны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость. Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается. Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиями Конституции Российской Федерации . И самое главное: никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального Собрания по принятию законов, чем обеспечивается подлинное всесилие парламента и его независимость в отправлении своей главной функции.

Вместе с тем законотворческая независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как президентское вето, референдум, поскольку с его помощью, могут быть одобрены некоторые законы и без парламента, чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов, право Конституционного Суда Российской Федерации  объявлять законы неконституционными, право Президента Российской Федерации  распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов, требование Конституции Российской Федерации  о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства Российской Федерации . Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его «сдержками и противовесами». Они, однако, не умаляют независимого положения Федерального Собрания в системе органов Российского государства.

Конституция Российской Федерации  (ст. 94) устанавливает, что Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации, тем самым давая ему не более как самую общую характеристику через общеупотребительный термин. Но далее в этой же статье Федеральное Собрание характеризуется как представительный и законодательный орган Российской Федерации, что уже раскрывает основное назначение данного парламентского учреждения.

Федеральное Собрание основывается на принципиально новом понимании народного представительства по сравнению с тем, которое определяло положение представительных органов прежде. Законодательные органы теперь не образуют единую вертикаль подчиняющихся снизу вверх всех Советов, хотя Федеральное Собрание занимает высшее положение как орган федеральной законодательной власти. Федеральное Собрание отражает реальный федерализм, построенный на строгом разделении предметов ведения и полномочий органов государственной власти Федерации и ее субъектов. Если по прежней российской Конституции парламент характеризовался как законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти, то теперь это только представительный и законодательный орган, не обладающий функцией прямого контроля за исполнительной властью.

Как представительный орган Федеральное Собрание выступает выразителем интересов и воли всего многонационального народа, то есть граждан Российской Федерации. Народное представительство обеспечивается демократической избирательной системой, открывающей возможность избрания в парламент для каждого гражданина в соответствии с законом. Поскольку в правовом государстве выборы носят свободный характер и не подчинены иллюзорной цели добиться участия в деятельности парламента всех социальных групп и слоев населения, в Федеральном Собрании представлены профессиональные политики безотносительно их национальности или социальному положению. Требовать представительства в парламенте всех слоев и групп населения - это значит возвращаться к ложной практике времен социализма, когда такое «зеркальное» представительство организовывалось партаппаратом, а по существу навязывалось народу под лозунгом социалистической демократии. Максимум представительности, которая может быть обеспечена демократической избирательной системой, - это избрание в парламент депутатов от всех географических регионов страны и от всех политических партий, пользующихся достаточной поддержкой населения.

Как представительный орган Федеральное Собрание, безусловно, вправе выступать от имени всего народа даже тогда, когда воля парламента опирается лишь на большинство, а не на всех депутатов. Однако это право не является исключительным, то есть принадлежащим только парламенту, поскольку им наделен и Президент Российской Федерации, также избираемый путем всеобщих демократических выборов. В этом заключается специфика народного представительства в президентской республике с ее принципом разделения властей. Но, разумеется, представительность Федерального Собрания более широка и диверсифицирована, поскольку она позволяет выявить не только общие, но и региональные интересы многонационального народа Российской Федерации, а также весь спектр партийно-политических интересов граждан.

Другая конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом Российской Федерации. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоит всесилие парламента, то есть возможность в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.

Самостоятельность и независимость законодательной власти также вырастают из принципов суверенитета народа и разделения властей. Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует. Президент Российской Федерации  является участником законодательного процесса, обладает правом вето, а Конституционный Суд Российской Федерации  вправе объявить любой закон - полностью или частично - неконституционным, то есть утратившим юридическую силу. Эти примеры свидетельствуют о том, что законодательная власть действует не сама по себе, а в определенной конституционной системе, равновесие которой достигается взаимными противовесами трех основных властей. Более того, Президент Российской Федерации  вправе распустить одну из палат Федерального Собрания (Государственную Думу) при наличии указанных в Конституции оснований и тем самым прекратить деятельность Федерального Собрания в целом. Но и Федеральное Собрание, в свою очередь, имеет конституционные рычаги воздействия на Президента Российской Федерации  и на формирование судебных органов. Такая взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный правопорядок и реально обеспечивает Федеральному Собранию его высокий конституционно-правовой статус.

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

В Российской Федерации двухпалатность парламента - относительно новое явление, возникшее только в 1990 г., когда в составе Верховного Совета РСФСР были сформированы Совет Республики и Совет Национальностей. До этого, начиная с революции 1917 г., высший представительный орган России, формально являвшейся федерацией, был однопалатным, в то время как Верховный Совет СССР состоял из двух палат, что, очевидно, считалось достаточным. Но двухпалатность в Российской Федерации в период с 1990 по 1993 г. оказалась не очень эффективной: палаты Верховного Совета большей частью заседали совместно, доминирующую роль играл Президиум - руководящий орган всего парламента, подавлявший инициативу палат. Российский федерализм еще не обрел достаточной конституционно-правовой базы, а субъекты Федерации - реальной самостоятельности.

Конституция 1993 г. внесла принципиальные изменения в понимание структуры федерального парламента. Двухпалатность Федерального Собрания учреждается теперь не как обязательный признак формального федеративного устройства, а как фундаментальная основа реального федерализма, призванного расширить права и самодеятельность народа и обеспечить глубокие реформы в политическом и экономическом строе страны. Этому служит различный порядок формирования палат Федерального Собрания, их различная компетенция и различный статус депутатов. Отсюда специальная неповторимая роль каждой палаты, которые в совокупности обеспечивают выражение разнообразных интересов народа и в то же время - единство Российской Федерации.

Двухпалатность Федерального Собрания формально не ведет к признанию того, что одна палата признается первой, а другая - второй или одна - нижней, а другая - верхней. Такое деление обычно связывают с тем, что первая, или нижняя, палата играет более значимую роль в законодательном процессе. Палаты Федерального Собрания рассматриваются как части единого парламента и в этом смысле они равноправны, хотя полномочия палат неодинаковы. В то же время нельзя не заметить, что основная тяжесть в принятии федеральных законов падает на Государственную Думу (именно с нее начинается законодательный процесс), которая поэтому (а еще вследствие того, что является ареной активной межпартийной борьбы) более заметна в общественной жизни. Это очевидное обстоятельство привело к тому, что как в неофициальных, так порой и в официальных кругах Совет Федерации стали называть второй палатой, или сенатом. Широко признано также, что Совет Федерации как орган менее политизированный и к тому же отражающий официальное мнение субъектов Российской Федерации  олицетворяет более спокойный, непартийный подход к законотворчеству, нейтрализует возможность принятия законов без учета интересов всех регионов нашей обширной страны. Конституция Российской Федерации  делит между палатами функцию назначения ряда высших должностных лиц в государстве, устанавливает особые полномочия каждой палаты в определенных областях. Сложившийся за время деятельности Федерального Собрания механизм преодоления разногласий между палатами способствовал предотвращению конституционных кризисов и возникновения тупиковых ситуаций.

Двухпалатная структура Федерального Собрания эффективно помогает разрешению разногласий между различными социальными группами населения. Будучи представлены в палатах, эти группы получают возможность достижения компромисса между собой и властью, не прибегая к «улице», то есть внепарламентской оппозиции. Палаты снимают остроту как политических, так и межрегиональных противоречии, содействуя устойчивости государственного корабля. Федеральное Собрание состоит из палат, взаимно уравновешивающих друг друга и в своей совокупности уравновешивающих исполнительную и судебную власть.

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации : по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (всего 178 членов). При этом одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы, Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок - 4 года, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами. Этими законами являются Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 1999 г. и Федеральный закон о порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 5 августа 2000 г.

Такова основная характеристика важнейшего органа законодательной власти Российской Федерации  – Федерального Собрания.

Помимо законодательных органов на уровне Федерации существуют также законодательные органы субъектов Федерации.



5. Система органов судебной власти Российской Федерации 

Судебная власть является составной частью государственной власти. К тому же эта власть - власть, а не ординарная деятельность судебных органов - непосредственно воздействует на права и свободы человека, что требует конституционного установления ее пределов и принципов. Конституции обычно закрепляют гарантии прав граждан в их отношениях с судебной властью, организацию судебной системы и статус судей. Смысл возведения этих вопросов на уровень конституционного регулирования состоит в необходимости исключить возможность судебного произвола по отношению к гражданам, закрепить гарантии правосудия, создать иерархическую структуру, способную обеспечить возможность обжалования судебных решений и приговоров, а также гарантировать независимость и высокий статус деятелей юстиции.

В Конституции Российской Федерации  термин «судебная власть» раскрывается через ряд положений, охватывающих как организацию судебной системы, так и принципы деятельности судов. Наряду с этим термином в Конституции Российской Федерации  употребляется термин «правосудие», которым обозначается содержание судебной деятельности, если она соответствует всем требованиям закона. Но следует иметь в виду, что в литературе оба термина нередко употребляются как идентичные.

Одна из статей главы «Судебная власть» посвящена прокуратуре, что может создать впечатление о вхождении прокуратуры в число органов, осуществляющих судебную власть. Но такое впечатление ошибочно, ибо прокуратура и суд абсолютно независимы друг от друга и являют собой системы с различными функциями, хотя прокуратура оказывает существенное содействие осуществлению судебной власти. Включение статьи о прокуратуре в главу о судебной власти следует скорее объяснить данью традиции.

Место судебной власти в системе органов государственной власти Российской Федерации в решающей степени определяется положением о разделении властей, закрепленным в ст. 10 и 11 Конституции Российской Федерации . Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью. Эта самостоятельность судебной власти проявляется в независимости судей, которые подчиняются только Конституции Российской Федерации  и закону. В своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны.

Судебная власть принадлежит не только высшим судебным инстанциям (Верховному Суду и др.), но всем судам Российской Федерации. Они стоят в одном ряду с Президентом Российской Федерации , Федеральным Собранием, Правительством Российской Федерации , осуществляющим государственную власть и Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции Российской Федерации ).

Принцип разделения властей не только распределяет функции государственной власти между тремя ветвями власти, но и устанавливает их самостоятельность и взаимную уравновешиваемость. В этой системе суды связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные правовые акты, а также в отношении назначения судей на их должности, но судебная власть обладает возможностью фактической отмены законов, указов Президента Российской Федерации  и постановлений Правительства Российской Федерации , если они будут ею признаны неконституционными. Судебная власть полностью самостоятельна в вынесении судебных решений и приговоров, но их исполнение относится к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

Принцип разделения властей важен также для того, чтобы взаимный контроль и сбалансированность полномочий не привели к присвоению полномочий судебной власти какой-либо другой властью. Судить не вправе ни органы законодательной, ни органы исполнительной власти. Со своей стороны судебная власть не должна заниматься нормотворчеством, подменяя законодательные органы, вмешиваться в прерогативы исполнительной власти. Вместе с тем судебная практика, безусловно, влияет на направление законодательной деятельности, а также исправляет многие ошибки органов исполнительной власти; более того, своим толкованием права в процессе его применения суды выявляют подлинное содержание правовых норм, часто отличное от первоначальных целей.

Положение судебной власти в системе разделения властей начинает выглядеть внешне двусмысленным, когда встает вопрос об организации этой власти в субъектах Российской Федерации . Казалось бы, поскольку из смысла ст. 10 и 11 Конституции Российской Федерации  вытекает распространение принципа разделения властей также на субъекты Российской Федерации , последние вправе самостоятельно образовывать собственные органы судебной власти, наряду с органами законодательной и исполнительной власти. С другой стороны, природа судебной власти, в отличие от двух других, такова, что она может функционировать только при существовании своеобразной вертикали судебных органов снизу доверху.

В 90-е гг. и в начале 2000-х годов произошла значительная демократизация судебной системы. Были приняты Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», федеральные законы об исполнительном производстве, о судебных приставах, о Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации , Федеральные законы «О мировых судьях в Российской Федерации», «О финансировании судов Российской Федерации», Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации», Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы и др. В то же время еще сохраняет свою силу Закон РСФСР «О судоустройстве» от 8 июля 1981 г. (действует в редакции от 2 июля 2003 г.). Судебная реформа при своем завершении должна обеспечить реализацию единых конституционных принципов правосудия и статуса судей, поднять престиж судебной власти, гарантировать ее независимость и высокий профессионализм.

Разрешением гражданских споров занимаются различные частные третейские (арбитражные) суды, административные комиссии и другие квазисудебные органы, создаваемые спорящими сторонами или действующие на постоянной основе. Но их деятельность не может называться правосудием, поскольку она осуществляется не от имени государства и вне установленных законом процессуальных правил. Конституция Российской Федерации  закрепляет четкое правило: правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ч. 1 ст. 118). Следовательно, только суды, учреждаемые законом на основе Конституции, и привлекаемые в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представители народа (народные, арбитражные, присяжные заседатели) вправе рассматривать уголовные, гражданские и иные дела, выносить приговоры и решения, обеспеченные государственным принуждением.

Согласно Конституции Российской Федерации  (ч. 2 ст. 118) судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного. Каждому из этих видов соответствует свой комплекс установленных законом процессуальных правил, закрепленных в кодексах и законах (Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс и др.).

Конституция Российской Федерации  не содержит перечня конкретных судебных инстанций, а ограничивается закреплением общего правила о том, что судебная система Российской Федерации  устанавливается Конституцией Российской Федерации  и федеральным конституционным законом. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему Российской Федерации , не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты Российской Федерации , поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны. Разумеется, на территориях субъектов Российской Федерации  существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда Российской Федерации  и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  высшими судебными инстанциями. Поэтому эти суды называются федеральными судами.

Законодательство закрепляет единство судебной системы, которая обеспечивается путем:

-         установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации  и Федеральным конституционным законом;

-         соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

-         применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации , а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации ;

-         признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации  судебных постановлений, вступивших в законную силу;

-         законодательного закрепления единства статуса судей;

-         финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Законодательство Российской Федерации  устанавливает твердый порядок создания и упразднения судов. Так, Конституционный Суд Российской Федерации , Верховный Суд Российской Федерации , Высший Арбитражный Суд Российской Федерации , созданные в соответствии с Конституцией Российской Федерации , могут быть упразднены только путем внесения поправок в Конституцию Российской Федерации . Другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральным законом. Должности мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации  создаются и упраздняются законами субъектов Российской Федерации . Никакой суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы осуществления правосудия не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

В настоящее время судебная система Российской Федерации  состоит из следующих судов:

1.     конституционная юстиция. Она включает Конституционный Суд Российской Федерации , а также конституционные и уставные суды в субъектах Российской Федерации , которые, однако, не составляют единой системы с федеральным Конституционным Судом;

2.     суды общей юрисдикции. Они включают Верховный Суд Российской Федерации , верховные суды республик, краевые и областные суды, суды автономной области и автономных округов, городские суды Москвы и Санкт-Петербурга, районные суды, а также военные суды (в гарнизонах, армиях, флотилиях и т. д.). Они осуществляют правосудие по уголовным, гражданским делам и делам, возникающим из административных правонарушений. Судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации  являются мировые судьи, которые в пределах своей компетенции рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. Полномочия и порядок деятельности мирового судьи устанавливаются федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации ;

3.     арбитражные суды. В эту систему входят Высший Арбитражный Суд Российской Федерации , федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Федерации. В соответствии с изменениями, внесенными в ФКЗ «Об арбитражных судах» в 2002 г. дол 2006 г. между арбитражными судами субъектов Российской Федерации  и федеральными арбитражными судами округов должны быть созданы арбитражные суды апелляционной инстанции (арбитражные окружные суды).

Арбитражные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров и рассмотрения ряда иных дел.

Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» допускает создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел (имеются в виду трудовые, налоговые и др.), но только путем внесения изменений и дополнений в данный закон.

В Конституции Российской Федерации  установлен строгий запрет на создание чрезвычайных судов. Это означает, что ни при каких, даже самых экстремальных условиях (военное или чрезвычайное положение и пр.) не могут появиться на свет какие-либо временные псевдосуды или трибуналы, выпадающие из конституционно обусловленной судебной системы и действующие без процессуальных гарантий, присущих демократическому правосудию. Следует иметь в виду, что такими судами не являются существующие ныне военные суды, которые являются частью федеральной судебной системы и рассматривают дела о преступлениях военнослужащих и лиц, приравненных к ним по закону.

Порядок формирования судов следующий.

Конституция Российской Федерации  устанавливает (ст .128), что судьи Конституционного Суда Российской Федерации , Верховного Суда Российской Федерации  и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации  назначается Советом Федерации по предоставлению Президента Российской Федерации . Судьи других федеральных судов (судов общей юрисдикции и арбитражных судов) назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом. В решении вопросов назначения судей важную роль играет квалификационные коллегии.

Автором изложены, таким образом, положение о правовом статусе и системы органов судебной власти Российской Федерации .

Задачи

1. В соответствии со ст. 74 Трудового кодекса Российской Федерации  в случае производственной необходимости работодатель имеет право переводить работника на срок до 1 месяца на не обусловленную трудовым договором работу в той же организации с оплатой труда по выполненной работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе. Такой перевод допускается для устранения последствий стихийного бедствия. Так что действия администрации завода правомерны.

Перевод на другую работу в случае производственной необходимости осуществляется приказом работодателя или его представителя с соблюдением норм ст. 74 ТК Российской Федерации .

2. Действия участкового инспектора неправомерны. Калинин совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.13 КоАП Российской Федерации  – стрельба из оружия в неотведенных для этого местах. Однако КоАП Российской Федерации  предусматривает такое обстоятельство, исключающее административную ответственность, как крайняя необходимость (ст. 2.7 КоАП Российской Федерации ). В данном случае вред, причиненный Калининым (беспокойство соседей) менее значителен, чем предотвращенный (возможность причинения вреда жизни и здоровью другого лица – женщины, попросившей у него помощи).

3. В данном случае необходимо разобраться в причинах аварии. Если авария произошла по вине какого-либо физического лица, данное лицо несет уголовную ответственность по ч. 2 ст. 250  Уголовного кодекса Российской Федерации  – загрязнение вод, если это повлекло причинение вреда здоровью человека. Если же авария произошла вследствие форс-мажорных обстоятельств, то противоправного деяния в этом нет. Но вред, причиненный здоровью человека, подлежит возмещению в полном объеме (ст. 79 Федерального закона «Об охране окружающей среды»). С иском в защиту неопределенного круга лиц в суд может обратиться прокурор (ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса).

Нормативные акты и литература

1.     Конституция Российской Федерации .

2.     О Правительстве Российской Федерации : Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. // СЗ Российской Федерации . 1997.  №51.

3.     Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации .

4.     Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях.

5.     Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 20 декабря 2001 г. // СЗ Российской Федерации . 2000. - №2.

6.     Трудовой кодекс Российской Федерации .

7.     Уголовный кодекс Российской Федерации .

8.     О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации  от 9 марта 2004 г. // СЗ Российской Федерации . 2004. - №4.

9.     Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации . М.: Норма, 2004. – 816 с.

10.    Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право. М.: Юристъ, 2003. – 585 с.