Вопрос №1 история развития бухгалтерского управленческого учета в России и за рубежом.

Возникновение бухгалтерского учета в России связано с началом подъема экономики. Зарождение учета и отчетности в России относится к середине 17века, когда был учрежден специальный Приказ (министерство) «Счетных дел».  Этот Приказ ведал учетом государственных доходов и расходов и ревизий государственных учреждений.

Учет велся и на промышленных предприятиях. Так, в одном документе, относящемся к 1670г.,  сказано, что при смене одного управляющего другим осуществлялась передача товара подьячим другому.

Петр I стремился вести учет и на государственных заводах. Это видно из наказа от 29 июля 1705г. Давались рекомендации относительно порядка ведения приходно-расходных книг.

Счетная реформа, проведенная Петром 5 апреля 1722г., выразившаяся в отказе от приказного учета, положила начало переходу к западноевропейским формам учета. Новым порядком учета создавалась возможность периодически определять с достаточной точностью наличие средств хозяйстве на данный момент, в практику счетной работы вводится баланс, до той поры неизвестный в России.    

 Во времена Екатерины II в  связи с проведением губернской реформы были организованы казенные палаты, на которые возлагался учет государственных доходов. При казенных палатах существовали счетные экспедиции, которые занимались учетом и составление отчетности.

Большим шагом вперед было применение в учете счетов. Это дало возможность раздельно отражать различные по своему экономическому содержанию объекты учета. Применяя формальную классификацию счетов для учета средств и расчетов, счета подразделяли на собственные, управительские и товарищеские. Наряду с этим довольно четко выделялись группы  результативных, операционных и распределительных счетов.

 XVIII век был периодом становления бухгалтерского учета в России. С этого времени начинается история развития русской счетной мысли. Несмотря на серьезные улучшения в учете, степень его распространения была не велика. Даже в торговле нередко отсутствовал учет. Ведение торговых книг внедрялось медленно. Еще в начале  XIX века имелись торговые дома, не применявшие торговых книг. Только в 30-х годах прошлого века закон обязал купцов первой гильдии вести такие книги.

Дальнейшему упорядочению учета, главным образом денежных доходов и расходов, способствовали реформы 60-х годов прошлого столетия, сопровождавшихся изданием счетных уставов, кассовых и бухгалтерских правил и инструкций для казенных палат и казначейства.

В середине 80-х годов XIX века благодаря реформе промыслового обложения обязанность вести книги была возложена на все предприятия с публичной отчетностью. Важное значение имело то обстоятельство, что в связи с законом 15 января 1885г. был поставлен вопрос о понятии чистой прибыли.

С появлением в России частных акционерных банков и обществ взаимного кредита (60-е годы XIX века) учет и отчетность по принципу двойной бухгалтерии становятся обязательными.[1]

                За рубежом первые торговые операции были зарегистрированы в Шумере на камнях около 3600г до н.э. С 3200г. до н.э. там возникло счетоводство на глиняных табличках. Напротив, папирусы древнего Египта способствовали развитию хронологической регистрации, причем за довольно длительный период. В Индии  счетами-регистрами  служили кружки, в них закладывали камешки- первичные документы. В Риме и Греции использовали восковые таблички, там же встречаются более развитые формы учетных регистров.

В Риме учет государственных, и в частности армейских, финансов был сосредоточен в руках квесторов, которые контролировали все операции, которые производились только по предъявлении первичных документов. Была создана специальная налоговая полиция.

За рубежом двойная запись возникла ранее XIII века. С   XIII века до середины XIX века двойная запись завоевывает одну отрасль за другой, страну за страной. Число ее адаптеров значительно растет. Решающим моментом в ее успехах был выход в 1494г. книги великого итальянского математика  Луки Пачели, где содержалось подробное описание двойной записи к практике торгового предприятия.   При применении двойной записи в других странах возникали модификации. Развивались не учетные идеи, а процедурные приемы бухгалтерского учета.


Вопрос №2. Взаимосвязь бухгалтерского управленческого учета как науки (счетоведение) и практической деятельности (счетоводство).


В книге Л.Пачоли не было теории учета и не было науки. Он только описал учетную процедуру. Наука появится позже, когда бухгалтеры откроют учетные парадоксы. Середина XIX века – вот тот рубеж, когда в различных странах Европы стала развиваться научная мысль. При этом возрождение теории бухгалтерского учета коренным образом изменило характер представлений об учитываемых объектах. Первоначально использовался только прямой учет(инвентаризация).

  Исторически счетоведение зарождалось в рамках счетоводства,  и поэтому вплоть до наших  дней научные основы  бухгалтерского учета остаются неясными для многих счетных работников.

Итальянские ученые увидели смысл бухгалтерской науки  в изменении прав и обязанностей лиц, учувствовавших в хозяйственном процессе. Это был большой, но не достаточный  шаг от счетоводства к счетоведению.

Более существенных результатов добились французские бухгалтеры. Они вывели экономический смысл учета, как и любого теоретического знания, в сущности, из парадоксов прибыли.

С экономической точки зрения прибыль- это разность между денежными поступлениями и денежными выплатами. С точки зрения хозяйственной прибыль- это разность имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.

Теория учета должна быть связана с практикой. Если теория ничего не дает для практики,  она не нужна. Но и практика, не объединенная единой теорией, также состояла из самых различных подходов. Презирая теоретиков, каждый практик- бухгалтер создавал свою методологию. Это затрудняло сопоставимость данных, лишало возможности их анализировать, затрудняло переход на другую работу и лишало возможности читать отчет.

Однако в 1936г. Американская ассоциация бухгалтеров создает первые стандарты. Стандарты не объединяли идеи теоретиков и практиков. Тем не менее нужен был мост между двумя лагерями.  Этот мост, состоящий из четырех элементов, предполагал последовательное восхождение от абстрактного к конкретному, от теории к практике и включал:

1.      Постулаты- самые общие базовые положения

2.      Принципы- общеметодологические конструкции

3.      Правила- то, что относится к работе бухгалтера

4.      Процедуры- условия реализации правил бухгалтерского учета

Такое положение учетной практики не могло не повлиять на бухгалтерскую мысль. Необходимо было унифицировать учет, сделать его более доступным и понятным. 





Вопрос №3. Характеристика организации учета затрат по видам, по местам их возникновения и центрам учета и ответственности, по носителям (по объектам калькулирования)

Калькулирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяется себестоимость единицы продукции.

Основная задача калькулирования состоит в определении издержек, которые приходятся на единицу продукции(работ, услуг), предназначенных для реализации, а так же для внутреннего потребления.

В зависимости от целей калькулирования различают следующие виды калькуляции: плановую, сметную, фактическую. Все они отражают расходы на производство и реализацию единицы продукции.

 Учет затрат подразделяется по видам: попередельный, нормативный  попроцесный.

Рассмотрим некоторые из них, например попередельный. Попередельный метод  применяется там, где процесс выпуска готовой продукции состоит  из нескольких последовательно технологически  законченных переделов, так как готовой продукцией может быть сам передел.

Себестоимость конечного продукта будет составлять сумму затрат всех переделов. Прямые затраты отражаются по каждому переделу в отдельности, а стоимость продукции только первого передела.[2] 

Каждый передел, за исключением последнего, представляет собой законченную фазу обработки сырья, в результате которой предприятие получает конечный продукт обработки, а полуфабрикат  собственного производства. Полуфабрикаты используются не только в следующих переделах своего производства, но и реализуются на сторону.

 Нормативный метод используется, как правило, используется в отраслях обрабатывающего производства с массовым и серийным производством разнообразной и сложной продукции.

На таких производствах отдельные виды затрат учитывают по текущим  нормам, обособленно ведут оперативный учет отклонений фактических затрат от норм с указанием места их возникновения, причин и виновников, фиксируют изменение текущих норм в результате организационно-технических мероприятий и определяют влияние этих изменений на себестоимость продукции. При нормативном методе учета затрат на производство предприятия пользуются плановой, нормативной и отчетной калькуляциями.

  Фактическую себестоимость продукции определяют сложением суммы затрат по текущим нормам, величины отклонений от норм и величины изменений норм. Отклонение от норм показывают, как соблюдается технология изготовления продукции, нормы расхода сырья, материалов, затрат труда и т.д. Они делятся на положительные, означающие экономию в затратах, и отрицательные, вызывающие их увеличение.

Применение нормативного метода учета затрат на производство и калькулирование себестоимости    продукции требует разработки  нормативных калькуляций на основе норм основных затрат, действующих на начало месяца, квартальных смет расходов по обслуживанию производства.

Учет затрат по нормам и отклонений от них ведут только по прямым расходам. Нормативный метод учета затрат на производство призван обеспечить две функции. Первая – оперативный контроль за производственным затратам путем учета затрат по текущим нормам и отдельно отклонений от норм. Второй- точное калькулирование себестоимости продукции.

Попороцессорный метод учета применяется на предприятиях с ограниченной номенклатурой  и где незавершенное производство отсутствует. Прямые и косвенные затраты учитывают по статьям калькуляции на весь выпуск продукции, а среднюю себестоимость единицы продукции определяют делением суммы всех производственных затрат на количество продукции.      

 


Ситуация 1

Условие:

            Известна следующая информация о положении дел в организации:

АКТИВЫ (по состоянию на 30.09.2001г.), тыс.руб.:

1. Основные средства – 100000;

2. Запасы товаров – 63600;

3. Дебиторская задолженность, срок погашения которой до 12 мес. – 10000;

4. Денежные средства – 12000.

Текущих обязательств - нет

            Предполагаемый объем реализации, в тыс.руб.:

сентябрь

40000

октябрь

48000

ноябрь

60000

декабрь

80000

январь

36000

            Способ реализации следующий: объем продаж в кредит составляет 25% от общего объема (75% за наличные или через банк). Предполагаем, что вся задолженность по реализации в кредит погашается в течение 30 дней с момента реализации. Например, на 30.09.2001г. как дебиторская задолженность будет отражен результат от реализации в кредит за сентябрь (25% от 40000 тыс.руб.)

            Валовая прибыль в среднем составляет 30% от объема реализации.

            Расходы: заработная плата работников – 15% от ежемесячного объема реализации; аренда помещения – 5%; все другие расходы, исключая амортизацию – 4%. Предполагается, что выплаты по этим расходам имеют место каждый месяц. Расходы на амортизацию составляют 1000 тыс.руб. ежемесячно.

            Закуп: запасы фирмы поддерживаются на уровне не менее 30000 тыс.руб. Политика организации – закуп дополнительного количества товаров, в размере, необходимом для обеспечения 70% от объема реализации следующего месяца. Условия закупок – 2/10, n/30 (если кредит оплачивается в течение 10 дней с момента предоставления, то предоставляется скидка 2%, при том, что платеж должен произойти в течение 30 дней). Предполагает, что все платежи по закупкам осуществляются в месяц закупки и используются все скидки.

            В октябре на приобретение комплектующих расходуется 600 тыс.руб., в ноябре – 400 тыс.руб. (рассматриваются как основные средства).          

Минимальный остаток денежных средств должен составлять не менее 8000 тыс.руб. Предполагается, что все займы делаются в начале месяца (сумма кратна тысяче), а все выплаты в конце месяца, определенного для возврата.

            Процентная ставка за пользование кредитом – 18% годовых.

Требуется: на основе представленной информации заполнить бюджеты.

Пояснение:

Бюджет – количественное выражение централизовано устанавливаемых показателей плана организации на определенный период.

            В данной задаче студент должен заполнить пустые строки в предлагаемых ниже формах. При этом необходимо учесть следующие моменты:

- В данной задаче приводится произвольная форма бюджетов;

- Последовательность выполнения бюджетов должна строго соблюдаться, т.к. показатели бюджетов взаимосвязаны. Данный фактор оказывает влияние и на конечный результат.

- Проблемная ситуация считается рассмотренной только при наличии заключительных выводов по работе, в которых должна подчеркиваться связь между бюджетами, влияние отдельных показателей друг на друга, обосновываться последовательность заполнения бюджетов, подчеркиваться разница между бюджетами.

 1. Бюджет ежемесячных поступлений денежных средств:

Показатели

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

Общий объем продаж

40000

48000

60000

80000

Продажи в кредит

10000

12000

15000

20000

Продажи за наличные






Поступление средств

30000

46000

57000

75000

- от продажи за наличные

х

36000

45000

60000

- дебиторская задолженность

х

10000

12000

15000


2. Бюджет ежемесячных выплат по закупкам

Показатели

октябрь

ноябрь

декабрь

всего

Закупки

42000

56000

25200

123200

Скидки

840

1120

504

2464

Выплаты

41160

54880

24696

120736


3. Бюджет общих и ежемесячных выплат за операционные (текущие) расходы

Показатели

октябрь

ноябрь

декабрь

всего

Заработная плата

7200

9000

12000

28200

Аренда помещения

2400

3000

4000

9400

Другие расходы

1920

2400

3200

7520

Всего

11520

14400

19200

45120


4. Бюджет общих ежемесячных выплат

Показатели

октябрь

ноябрь

декабрь

всего

Закуп

41160

54880

24696

120736

Текущие расходы

11520

14400

19200

45120

Стоимость комплектующих

600

400


1000

Всего

53280

69680

43896

166856


5. Бюджет поступлений и выплат денежных средств

Показатели

октябрь

ноябрь

декабрь

всего

Поступления

46000

57000

75000

178000

Выплаты

53280

69680

43896

166856

Увеличение денежных средств



31104

11144

Уменьшение денежных средств

7280

12680








6. Финансовые потребности


Показатели

октябрь

ноябрь

декабрь

всего

Начальное сальдо

12000

8720

8980

29700

Увеличение денежных средств

---


31104

31104

Уменьшение денежных средств

7280

12680


19960

Положение до привлечения дополнительных финансов

4720

-3960

40084

40844

Потребность в финансировании

4000

17000


21000

Выплата основной суммы кредита

---

4000

17000

21000

Выплата % за пользование кредитом

---

60

255

315

Конечное сальдо

8720

8980

22829

40529

7. Подготовить прогнозный отчет о прибылях и убытках за 4 квартал 20__г. и прогнозный баланс на 31.12.20__г.


Ситуация 2

            Директорат фирмы собрался на совещание, чтобы рассмотреть предложенный отчет  о прибылях и убытках на 2000-2001гг., который состоит из фактических данных за 10 уже завершившихся месяцев по январь 2001г. и оценок для двух последних месяцев финансового года (февраль-март 2001г.)                                                                                                     

 тыс. руб.

Показатели

Данные

Выручка от реализации

10000

Себестоимость реализации

6000

Валовая прибыль

4000

Коммерческие расходы

1500

Управленческие расходы

1000

Прибыль до налогообложения

1500

           

После обсуждения информации, предоставленной финансовым директором, директорат согласился внести в смету следующие изменения:

- на 30% увеличить число реализуемых единиц;

- на 20% увеличить затраты на единицу материала;

- на 5% увеличить расходы на труд основных работников на единицу продукции;

- на 10% увеличить переменную составляющую в косвенных расходах на единицу продукции;

- на 5% увеличить косвенные постоянные расходах;

- на 8% увеличить реализационные расходы, понесенные только в результате увеличения объема реализации;

- на 6% увеличить административные расходы, что объясняется не столько ожидаемым увеличением объема реализации продукции, сколько планируемым возрастанием заработной платы работников.

            Увеличение объема реализации означает значительное продвижение к привлекательной целевой рыночной доле, которая была задана в стратегическом  плане фирмы по настоянию маркетолога. Несмотря на изменения в объеме, ожидается, что за счет повышения эффективности планирования, поставок и обработки материалов и отправки готовой продукции товарно-материальные запасы в следующем году изменяться незначительно.

            Составляющие производственной себестоимости единицы продукции в 2000-2001гг. по материалам, труду основных работников, накладным расходам находились в соотношении 3:2:1. В 2000-2001гг. 40000 руб. производственных накладных расходов носили постоянный характер. Объем произведенной продукции в  2001г. составил 115385 ед.

Директор фирмы установил целевую прибыль до выплаты налогов на 2001-2002гг. в размере 2000000 руб. Директорат считает, что целевую прибыль достичь будет очень сложно.

            Маркетолог обеспокоен тем, что установление краткосрочной целевой прибыли окажет отрицательное воздействие на последовательное завоевание постоянной рыночной доли, так как для  достижения этой прибыли придется повысить цену товара. При доминировании фирмы на рынке хотя бы в ближайшие два года, основные конкуренты вынуждены будут уйти с рынка и после этого фирма сможет эффективно управлять рынком в своих интересах. Имеется мнение, что необходимо рассчитать, сколько единиц нужно продавать по старой цене, чтобы выйти на целевую прибыль и после этого проверить достаточность производственных мощностей.

            По мнению начальника производственного отдела объем производства может быть повышен только до 150000 ед. в год, но у него имеются сомнения относительно возможности поддержания такого темпа в течение длительного времени. Он считает, что необходимо инвестирование в дополнительные мощности. Кроме того, он высказал сомнения по поводу объемов реализации, так как по его мнению, фирма сможет реализовать только 20000 дополнительных ед. в год – в лучшем случае или 10000 ед. при более пессимистическом прогнозе.

            Финансовый директор считает, что директор фирмы хочет повысить краткосрочную прибыль из-за того, что это поможет фирме получить требуемое финансирование, при помощи которого будет легко соперничать с конкурентами.  

            Необходимо выполнить следующее:

            Напишите отчет для директората по вопросам финансовых последствий реализации различных предложений и дайте рекомендации о том, какую цену должна установить фирма на следующий год и в более долгосрочной перспективе.

            В отчете следует указать:

1. цену реализации, которая необходима, чтобы получить целевую прибыль;

2. число единиц продукции, которое пришлось бы реализовать  по прежней цене и плановым затратам, чтобы получить целевую прибыль, и показать, является ли это число реально достижимым.

3. какая была бы прибыль,  если цена реализации, вычисленная в п.1, была бы принята, затраты плановые, однако объем реализации вырос бы только на 10% или в лучшем случае на 20%.

4. любые другие факторы, которые по вашему мнению, следует учесть при принятии решения о цене, устанавливаемой на следующий год, такие как, любые изменения рисков, связанных со структурой типа затраты-объем-прибыль, которую вы предлагаете; зависимость между краткосрочными и долгосрочными ценами, а также взаимосвязь между политикой закупок, финансовыми решениями и ценообразование.

Пояснение:

            Формат предоставления информации прилагается (Приложение 1).







           


Приложение 1


Задание                                                      Тыс. руб.

Показатели

Данные

Плановые данные

Выручка от реализации

10000

12478


Себестоимость реализации

6000

7796


Валовая прибыль

4000

4680


Коммерческие расходы

1500

1620


Управленческие расходы

1000

1060


Прибыль до налогообложения

1500

2000






Данные

Изменения в смете

Плановые данные

Выручка от реализации в т.ч.

10000


12478

Объем реализованной продукции

115385

увеличивается на 30%                       150000

Цена реализованной продукции

0,087


0,083

Себестоимость реализации  в т.ч.

60000


7796

Объем реализованной продукции

115385

увеличивается на 30%                       150000

Затраты в т.ч.




на единицу материала                         


увеличиваются на 20%                       3600

на труд работников на единицу продукции

2000

увеличиваются на 5%                         3100

прочие переменные затраты

                                                               


увеличиваются на 10%                      1056

постоянные затраты


увеличиваются на 5%                        42

Валовая прибыль

4000


4680

Коммерческие расходы

1500

увеличиваются на 8%                        1620 

Управленческие расходы

1000

увеличиваются на 6%                        1060

Прибыль до налогообложения

1500

2000

2000


Примечание: составляющие производственной себестоимости единицы продукции в  2000-2001 году по материалам, труду основных работников, накладным расходам находились в соотношении 3:2:1. В 2000-2001 году 40000 производственных накладных расходов носили постоянный характер




Отчет.

1.Для получении целевой  прибыли в сумму 2000000руб цена реализации единицы продукции должна быть 0,083тыс. рублей при реализации 150000единиу

2. Для получения целевой прибыли 20000000 рублей по цене реализации исходных данных 0,087тыс. руб  пришлось бы реализовать 144231единицу. Я считаю,  что число реально достижимо, т.к. это меньше числа реализуемых единиц рассматриваемого в планируемых показателей, хотя по мнению начальника производственного отдела можно реализовать только 20000 дополнительных единиц. В данном случае увеличение на 28846 единиц.

3. Рассмотрим  две ситуации

 когда объем реализации вырос на 10%,

 тогда количество реализуемых будет равно 126923. Цена реализации плановая, тогда

115385+ 11538,5= 126923единицы

126923* 0,083= 10534,61 или 10535тыс рублей – выручка от реализации

10535- 7796= 2739 тыс руб


  



когда  объем реализации увеличился  на 20%,

тогда количество реализуемых единиц будет равно 138462. Цена реализации плановая, тогда

115385+23077(115385*20%)= 138462единицы

138462* 0,083=11492,35

11492- 7796= 3696 тыс. рублей

Наиболее привлекательные показатели во втором случае.


4. При принятии решения о цене, устанавливаемой на следующий год необходимо обратить внимание на коэффициент инфляции, а так же другие факторы.   В задании не сказано про реализуемый товар, показаны только единицы. При реализации товара большое значение имеет то, что какой именно товар мы реализуем. Если это товар ежедневного пользования, возможность  достигнуть плановых показателей очень велика, но реализация товара может иметь сезонный характер.

С учетом инфляции цены необходимо повышать, т.к. возрастает цены сырья. Если спрос на товар носит сезонный характер, то изменение ценовой политики затруднительно. 

 

 

 


Список литературы.



 

1.      Вахрушина М.А. Бухгалтерский правленческий учет: Уч.пособие для вузов для экономических специальностей. – М.: Финстатинформ, 2000. – 359с.

2.      Карпова Т.П. Управленческий учет: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 350с.

3.      Управленческий учет / Под ред. А.Д.Шеремета. – М.: ФБК-Пресс, 1999. – 510с.


Дополнительная литература:

1.      Друри  К. Управленческий и производственный учет: Пер. с англ.; Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 1071с.

2.      Николаева С.А. Особенности учета затрат в условиях рынка: система "директ-костинг". Теория и практика. – М.: Финансы и статистика, 1993. – 124с.

3.      Николаева О.Е., Шишкова Т.В. Управленческий учет. – М.: УРСС, 2000. - 368с.

4.      Пашигорева Г.И., Савченко О.С. Системы управленческого учета и анализа. – СПб.: Питер, 2002. – 176с.

5.      Энтони Р., Рис Дж. Учет: ситуации и примеры: Пер. с англ. / Под ред. Я.В.Соколова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 560с.


[1] В.А. Маздоров «история развития бухгалтерского учета»., Издательство «Финансы». М.1972г.

[2] В.М. Богаченко, Н.А. Кирилова, Н.Н. Хахонова «Бухгалтерский учет».Учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.-576с (серия «Высшее образование»)