Введение

  Изучение философии  это научение новому способу созерцания на мир. Не случайно существует экзистенциализм с его созерцанием и осмыслением происходящего. Знание основных философских направлений и учений необходимо человеку, не только для того, чтобы повышать собственный уровень образования, но и для того, чтобы попытаться посмотреть на мир по –другому, не так, как всегда. Далеко не всем этой удается сделать. Задача в данной контрольной работе заключается в том, чтобы попытаться изучить осную литературу и проверить собственные знания через  тесты и задания.




















1. Выпишите из словаря и уясните следующие понятия данной темы:

Аксиология -  учение о ценностях, развитое в конце XIX -  начале ХХ вв.

                Антропология – учение о человеке.

Герменевтика - способ философствования, центром  которого является процесс понимания.

Диалектика -  искусство ведения философского спора.

 Дуализм – признание двух несводимых друг к другу начал.

 Единичное -  отдельное, индивидуальное

Особенное и всеобщее – философские категории процесса познания мира

 Имманентный идеализм -  философское учение, считающее основным вопросом философии проблему идей.

Материализм -  философское направление, в котором основным вопросом считается вопрос о материи. Все реалии рассматриваются как непосредственное производное материи.

 Метафизика – « первая философия», она обязательно ставит мировоззренческие проблемы бытия, человека, познания и рассматривает их широко и масштабно.

Мировоззрение -  воззрение на мир в целом, как одна из функций философии. Совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека и вместе с тем жизненные позиции, программы поведения, действий людей.

 Мифология -  форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

 Монизм -  философское учение, признающее основной  всего существующего одно начало (материю, дух, вещество, Бога).

 Наука -  выработка и теоретическая систематизация знания.

 Онтология -   учение о бытии.

Праксиология -  учение о деятельности.

Плюрализм -  наличие множества мнений, оценок, суждений.

Проблема – вопрос, решающийся в рамках  заданной темы.

 Религия-  такая форма мировоозрения, в которой его освоение осуществляется через его удвоение на посюсторонний и потусторонний.

 Трансцендентный -  не внешняя, внутренняя познаваемость мира.

 Философия -  есть поиск и нахождение человеком ответов на главные вопросы своего бытия (наиболее существенные, фундаментальные, всеохватывающие, не знающие исключений, объединяющие жизнь людей в единое целое, в поле действия которых попадает каждый человек).


2. Дофилософские типы мировоззрения и их особенности.


К дофилософским типам мировоззрения относятся: религиозные знания и мифологические знания. Именно они имели свое объяснение  природы, происходящих событий, по –своему объясняли картину мира. Религия и  мифология являются  разными стадиями, ступенями развития общества. В основном они имели место быть в  обществе  на ранней стадии его развития. Например в Древней Греции в ее ранние периоды развития, государстве инков, культуре Шумера и Аккада. В основном  там  философия была представлена как система взглядов определенного курага лиц,  в частности религиозная картина мира объяснялась  жрецами, постепенно, на основе мифологии  стала формироваться религия Древней Греции.

Таким образом, можно говорить о следующих особенностях существования дофилософских типов мировоззрения:

-         наличие ранних форм государственных образований;

-       относительно слабая возможность людей объяснить процессы происходящие в природе и окружающем мире;

-      способность  религии и мифологии  убедительно доказать людям причины происходящих явлений.


3. Специфика философского мировоззрения и характер философских проблем.

 

 Одним из важнейших вопросов философии является вопрос о познаваемости мира. В зависимости от того, что ставили философы во главу  угла: дух или материю, они разделялись на два основных направления. Позиция, согласно которой мир объясняется, исходя из духа, сознания, получила название идеализма:  в ряде моментов он перекликается с религией. Философы, бравшие за основу миропонимания природу, материю, объективную  реальность, существующую независимо от человеческого сознания, примыкали к  различным школам материализма, во многом родственного по своим установкам науке. Существование этих радикально противоположных направлений определяется не только теоретическими причинами, но и обстоятельствами социально – экономического, политического, духовного развития общества, в свою очередь оказывая на него несомненное влияние.

На протяжении всего  периода развития философии вопрос о  соотношении материального и духовного никогда ни прямо, ни косвенно не ставился философами.

 Сегодня говорят о том, что данный вопрос  не представляет собой вопроса по сути, а носит скорее смысловую направленность. Противостояние и вместе с тем сложное взаимодействие бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры и пронизывает их. Значимые лишь в паре,  в их полярной соотнесенности, эти понятия так или иначе охватывают все поле мировоззрения, носят применительно к нему универсальный  характер, составляют его предельно общую основу.

 


4. Функции философии.

Прежде всего, философия выявляет (эксплицирует) наиболее общие идеи, представления, формы опыта, на которых базируется та или иная конкретная культура или общественно-историческая жизнь людей. Их называют универсалиями культуры. Важное место среди них  занимают категории, к которым относят такие универсальные понятия, как бытие, материя, предмет, явление, процесс, свойство, отношение, изменение, развитие, причина — следствие, случай­ное — необходимое, часть — целое, элемент — структура и др. Ка­тегории отражают наиболее общие связи, отношения вещей. В своей совокупности они составляют основу всякого человеческого разумения, интеллекта. Эти понятия приложимы не к какой-то одной области явлений, а к любым явлениям.  Ни в повседневной жизни, ни в науке, ни в различных формах практической деятель­ности нельзя обойтись, скажем, без понятия причины. Такие понятия присутствуют во всяком мышлении, на них держится человеческая разумность. Вот почему их относят к предельным основаниям, универсальном формам культуры. Классическая фи­лософия от Аристотеля до Гегеля тесно связала понятие филосо­фии с учением о категориях. В схеме «ромашка» сердцевина соответствует общему понятийному аппарату философии — систе­ме категорий.

Многие века философы считали категории вечными формами «чистого» разума. Историко-материалистический подход выявил иную картину: категории формируются исторически с развитием человеческого мышления и воплощаются в речевых структурах, в языке. Обращаясь к языку как культурно-историческому обра­зованию, анализируя формы высказываний и действий людей, философы выявляют наиболее общие основания речевого мышления и практики.

В комплексе самых общих оснований культуры важное место занимают обобщенные образы бытия и его различных частей (природа, общество, человек) в их взаимосвязи, взаимодействии. Подвергшись теоретической проработке, такие образы трансформи­руются в философское учение о бытии — онтологию. Кроме того, теоретическому осмыслению подлежат различные формы отношений мира и че­ловека — практические, познавательные и ценностные; отсюда и название соответствующих разделов философии: праксиология, гносеология  и аксиология.

Философская мысль выявляет не только интеллектуальные, но также нравственно-эмоциональные и другие «универсалии», всегда относящиеся к конкретным историческим типам культур и вместе с тем принадлежащие человечеству в целом, всемирной истории.   

Помимо функции экспликации «универсалий» философия как рационально-теоретическая форма мировоззрения берет на себя и задачу   рационализации —-перевода   в   логическую,   понятийную форму, а так же систематизации, теоретического выражения суммарных  результатов  человеческого  опыта  во  всех  его  формах.

Разработка обобщенных идей и представлений с самого начала входила в задачу философии как рационально-теоретической фор­мы мировоззрения. В процессе исторического развития база философ­ских обобщений меняла свой вид, охватывая все более обширные опытные, а затем и теоретические знания. Ну а на первых порах философская мысль обращалась к разным вненаучным и донауч­ным, в том числе обыденным, формам опыта. Например, раз­работанное в древнегреческой философии учение об атомистиче­ском строении всего сущего, на много столетий предвосхитившее соответствующие конкретно-научные открытия, опиралось на та­кие практические наблюдения и навыки, как разделение мате­риальных вещей на части (дробление камней, мельничное дело и другие). Кроме того, определенную пищу для обобщений давали и пытливые наблюдения самых различных явлений — пылинок в световом луче, растворения веществ в жидкостях и т. п. Был привлечен и имевшийся в то время математический опыт де­лимости отрезков и др. Широта охвата явлений, рассмотрение под единым углом зрения, казалось бы, далеких друг от друга форм опыта, знаний вкупе с силой теоретической, поднимающейся над частностями мысли способствовали формированию общей кон­цепции атомистики. Самые обычные, повседневные наблюдения в сочетании с особым философским образом мысли служили не­редко толчком к открытию удивительных черт и закономерностей окружающего мира (перехода количества в качество, внутренней противоречивости различных явлений и многих других). Повсед­невный опыт, жизненная практика участвуют во всех формах фи­лософского освоения мира людьми постоянно, а не только на ран­них этапах истории. Базис для философских обобщений сущест­венно обогащался по мере развития, углубления конкретно-научных знаний.

Источником обобщенных философских идей, понятий служила и продолжает служить критика и рационализация нефилософских форм мировоззрения. Так, взяв от космогонической мифологии многие ее темы, идеи, вопросы, ранняя философия переводила поэтические образы мифа на свой язык, поставив во главу угла рациональное осмысление действительности. Источником форми­рования общих философских представлений в последующие эпохи нередко являлась религия. Например, в этических концепциях немецкой классической философии в ряде случаев слышны мо­тивы христианства, преобразованные из религиозной их формы в теоретические умозрения. Дело заключается в общей ориентации философской мысли на рационализацию, выражение в общих понятиях всевозможных форм человеческого опыта, идей, пред­ставлений. Выполняя эту функцию, философия в идеале как бы стремится охватить, обобщить, осмыслить, оценить не только ин­теллектуальные, духовные, жизненно-практические достижения человечества в целом, но и его негативный исторический опыт. К этому примыкает также важная критическая функция, которую выполняет философия в культуре. Поиск решений слож­ных философских вопросов, формирование нового мировидения обычно сопровождается критикой разного рода заблуждений, предрассудков, ошибок, стереотипов, встающих на пути к истинно­му познанию, правильному действию. Задачу критического фило­софского мышления, разрушения, расшатывания догм, устаревших взглядов с особой силой подчеркнул Ф. Бэкон, остро осознавший, что во все века философия встречала на своем пути «докучливых и тягостных противников»: суеверие, слепое, неумеренное религи­озное рвение и другого рода помехи. Бэкон назвал их «призрака­ми», обратив внимание на то, что среди «призраков», парализую­щих познание и мудрое действие, всякий раз оказывается вечный враг живого, пытливого интеллекта — укоренившаяся привычка к догматическому способу познания и рассуждения, привержен­ность заранее данным понятиям, принципам, с которыми стре­мятся «согласовать» все остальное.

По отношению к предшествующему и наличному культурно-историческому опыту философия выполняет роль своего рода ми­ровоззренческого «сита». Передовые мыслители, как правило, ставят под сомнение, расшатывают, разрушают устаревшие взгля­ды, догмы, схемы миропонимания. Вместе с тем они стараются не «выплеснуть вместе с водой и ребенка», стремятся сохранить в отвергаемых формах мировоззрения все ценное, рациональ­ное, истинное, оказать ему поддержку, обосновать, развить. Это значит, что в системе культуры философия берет на себя роль критической «селекции», аккумуляции мировоззренческого опыта и его передачи (трансляции) последующим периодам истории.

Философия обращена не только к прошлому и настоящему, но и к будущему. В качестве формы теоретической мысли она обладает мощными конструктивными возможностями творческого формирования принципиально новых идей, мировоззренческих об­разов, идеалов. Философия способна выстраивать, мысленно «про­игрывать» различные варианты миропонимания («возможные миры»), как бы заготавливая пробные системы мировоззрения для будущего, которое полно неожиданностей, никогда не бывает всецело ясным для ныне живущих людей. Это подтверждается, в частности существованием в истории философии  разных вариантов понимания и решения мировоззренческих проблем .


5. Средства познания в философии.

 

Эмпирическое и теоретическое. Научное познание (и знание как его результат) есть целостная развивающаяся система, имеющая довольно сложную структуру. После­дняя выражает собой единство устойчивых взаимосвязей между элементами данной системы. Структура научного познания может быть представлена в различных ее срезах и соответственно — в совокупности специфических своих элементов. В качестве таковых могут выступать: объект (предметная область познания); субъект познания; сред­ства, методы познания — его орудия (материальные и ду­ховные) и условия осуществления.

При ином срезе научного познания в нем следует раз­личать такие элементы его структуры: фактический мате­риал; результаты первоначального его обобщения в поня­тиях; основанные на фактах научные предположения (гипотезы); «вырастающие» из последних законы, прин­ципы и теории; философские установки, методы, идеалы и нормы научного познания; социокультурные основания и некоторые другие элементы.

Научное познание есть процесс, т. е. развивающаяся система знания, основным элементом которой является теория — высшая форма организации знания. Взятое в це­лом, научное познание включает в себя два основных уров­ня: эмпирический и теоретический. Хотя они и связаны, но различаются друг от друга, каждый из них имеет свою спе­цифику.

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание); рациональный момент и его фор­мы (суждения, понятия и др.) здесь присутствуют, но име­ют подчиненное значение. Поэтому исследуемый объект отражается преимущественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступных живому созерцанию и выражающих внутренние отношения.

Любое научное исследование начинается со сбора, си­стематизации и обобщения фактов. Понятие «факт» имеет следую­щие основные значения:

1.  Некоторый фрагмент действительности, объек­тивные события, результаты, относящиеся либо к объек­тивной реальности («факты действительности»), либо к сфере сознания и познания («факты сознания»).

2.  Знание о каком-либо событии, явлении, достовер­ность которого доказана, т. е. как синоним истины.

3.  Предложение, фиксирующее эмпирическое знание, т. е. полученное в ходе наблюдений и экспериментов.

Второе и третье из названных значений резюмируется в понятии «научный факт». Последний становится таковым тогда, когда является элементом логической структуры конкретной системы научного знания, включен в эту  систему.

   Сбор фактов, их первичное обобщение, описание («протоколирование») наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация, классификация и иная «фактофиксирующая» деятельность — характерные при­знаки эмпирического познания.

Эмпирическое исследование направлено непосред-ственно (без промежуточных звеньев) на свой объект. Оно осваивает его с помощью таких приемов и средств, как сравнение, наблюдение, измерение, эксперимент, когда  объект воспроизводится в искусственно созданных и контролируемых условиях (в том числе и мысленно), анализ —разделение объекта на составные части, индукция —движение познания от частного к общему и др.

Теоретический уровень научного познания харак­теризуется преобладанием рационального момента и его форм (понятий, теорий, законов и других сторон мышле­ния). Живое созерцание, чувственное познание здесь не устраняется, а становится подчиненным (но очень важ­ным) аспектом познавательного процесса.

Теоретическое познание отражает явления и процессы со стороны их внутренних связей и закономерностей, по­стигаемых с помощью рациональной обработки Данных эмпирического знания. Эта обработка осуществляется с помощью систем абстракций «высшего порядка» — таких, как понятия, умозаключения, законы, категории, принци­пы и др.

На основе эмпирических данных здесь происходит обобщение исследуемых объектов, постижение их сущно­сти, «внутреннего движения», законов их существования, составляющих основное содержание теорий — квинтэс­сенцию знания на данном уровне. Важнейшая задача те­оретического знания — достижение объективной истины во всей ее конкретности и полноте содержания. При этом особенно широко используются такие познавательные приемы и средства, как абстрагирование — отвлечение от ряда свойств и отношений предметов, идеализация — про­цесс создания чисто мысленных предметов («точка», «идеальный газ», и т. п.), синтез — объединение полученных в результате анализа элементов в систему, дедукция — дви­жение познания от общего к частному, восхождение от абстрактного к конкретному и др.

Характерной чертой теоретического познания являет­ся его направленность на себя, внутринаучная рефлексия, т. е. исследование самого процесса познания, его форм, приемов, методов, понятийного аппарата и т. д. На основе теоретического объяснения и познанных законов осуществ­ляется предсказание, научное предвидение будущего.

Эмпирический и теоретический уровни познания взаимо­связаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпи­рическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретичес­кое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые более сложные задачи. С другой сторо­ны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии свое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического по­знания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т. п.

Наука как целостная динамичная система знания не может успешно развиваться, не обогащаясь новыми эмпи­рическими данными, не обобщая их в системе теоретичес­ких средств, форм и методов познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоре­тическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизиро­вать один из этих уровней в ущерб другому.

Эмпиризм сводит научное знание как целое к эмпири­ческому его уровню, принижая или вовсе отвергая теоре­тическое познание. «Схоластическое теоретизирование» игнорирует значение эмпирических данных, отвергает необходимость всестороннего анализа фактов как источ­ника и основы теоретических построений, отрывается от реальной жизни. Его продуктом являются иллюзорно-утопические, догматические построения — такие, напри­мер, как концепциям «введениия коммунизма в 1980 г.» или «теория» развитого социализма.


6. Заполните таблицу.

Раздел философии

Что изучает?

 Круг проблем

Бытие (онтология)

 Проблемы сущего, понять их, значит ответить на основной вопрос философии

 Миропонимание  философов различных школ и направлений.

Материя

 Материю как  одно из исходных существующих начал в философии

 Материальный мир, как мир, в котором мы живем, частью которого являемся.

Диалектика

 Полное и всестороннее учение о развитии

Развитие процессов и явлений

Природа

Материю, которая взята во всем многообразии ее форм.

Явления и объекты природы в ее биологическом смысле

Человек

Рассматривает человека в целостной ее форме  во взаимодействии с другими философскими категориями

 Антропосоциогенез,, организация жизни человека, генезис деятельности человека и т.д.


7. Термин  «философия»


7.1. Термин «философия» состоит из двух слов его образующих «Мудрость» и «Люблю». Мне кажется, что именно слово «мудрость определяет  его смысл.  Прежде всего, это можно объяснить тем, что философствовать.  Это значит, отойти от повседневных реалий жизни, это значит, что необходимо научиться смотреть на мир с позиций человека, который много знает (я не имею ввиду умного человека), имеет много опыта, т.е.  мудрый. Только мудрый человек способен рассуждать на повседневный темы с  позиции созерцания, с позиции понимания ситуации. На протяжении более 2,5 тыс. лет, время существования философии,  наверное все  проблемы жизни и развития общества затрагивались, поэтому философствовать можно только с новых ступеней.

7.2.  Мне кажется, что философия не может изменить мир. Прежде всего потому, что  все люди не могут быть мудрыми, среди  народа есть и  так называемые простые обыватели, которые смотрят на жизнь с позиции сегодняшнего дня и не могут абстрагироваться и посмотреть  на происходящее со стороны. Примером данного утверждения может служить конфуцианство в Китае. Оно занимало умы большого количества людей, но не стало мировой религией. С одной стороны, для обывателей оно объяснялось простым и доступным языком, с другой – это сложная философская система,  изучению которой посвящены и кандидатские диссертации.


 7. 3. «Ученое незнание», по мнению Кузанского, я могу поддержать словами  «Я знаю, что ничего не знаю». Философия такая наука, которая не имеет границ для своего постижения и познания. Чем больше погружаешься в философствование, тем еще более хочется постичь и понять самому, то есть попытаться развить идеи уже существующие, следовательно, рождается свое миропонимание.


8. Тестовая проверка


 Признаки философских проблем:  всеобщность, вечность

«Религия есть такое мироощущениие и миропонимание, в основе которого лежит вера»

Функции философии: Мировоззренческая, методологическая.


Благодаря кому синонимом философии стал термин «метафизика» -  Сократ

Какие из перечисленных типов мировоззрения следует рассматривать в качестве предпосылок философии:  религиозное, научное.

Гносеология -  это раздел философии изучающий процесс познания.


 Соответствия:

Онтология – бытие

Гносеология -  истина

Аксиология -  ценности

Философская антропология -  человек.

 Философское учение, считающее материальную и духовную субстанции равноправными началами называется -  дуализм.

9.     Какой метод рассматривает явление в развитии. -  герменевтика.

10.                       Кому из философов принадлежит высказывание: «Философия есть вопрошание» - -Хайдеггеру.



























Заключение


Философия развивает у человека способность к теоретическому мышлению и формированию собственного мировоззрения. В этом смысле, как заметил Г. Гегель, “для добывания хлеба насущного нет средства хуже, чем философия”. Она есть прежде всего искусство мышления, призванное помочь человеку обрести мудрость, или “добрый разум” как важную интеллектуальную характеристику. Подлинная же мудрость состоит в том, чтобы, говоря словами Гераклита, “говорить истину и, прислушиваясь к голосу природы, поступать согласно ней”. Мудрым является тот, кто не только правильно мыслит, но и правильно поступает.

Итак, философия – это весьма древнее и многомерное явление духовной культуры человечества. Ее специфичность и особая роль в жизни общества и индивида (развитие способности к теоретическому мышлению и формирование мировоззрения) требует серьезного и вдумчивого отношения к ней. Философия есть синтез Истины, Добра и Красоты, ядро духовной культуры человеческого общества.
















Список литературы:


1.     История философии в кратком изложении. – М.: Мысль, 1994;

2.     Канке В. А. Философия . М., 2002.

3.     Мир философии. ч. 1. – М., 1991;

4.     Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1996.

5.     Сартр Ж. Экзистенциализм – это гуманизм. – М., 1991;

6.     Современная западная философия. Словарь. – М., 1993;

7.     Сумерки богов. Сборник. – М., 1989;

8.     Философский словарь. - М.: Политиздат, 1987;

9.     Хайдеггер М. Время и бытие. – М., 1993.