Содержание
1.Средства товарной информации................................................................. 3
2.Товарная информация по этикетке.............................................................. 8
3.Анализ структуры ассортимента................................................................. 9
4. Сравнение структуры ассортимента на примере продуктовых магазинов «Холидей-Классик» и «Русское поле»......................................................... 10
Список литературы....................................................................................... 12
1.Средства товарной информации.
Товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для пользователей – субъектов коммерческой деятельности. [5,226]
Первичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и потребителей о продаваемых товарах являются производители. От того, на сколько качественны эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и в конечном счете жизненный цикл товара.
В то же время производитель не является единственным источником информации. Производственную информацию может дополнять продавец.
В зависимости от назначения товарную информацию подразделяют на три вида: основополагающую, коммерческую, потребительскую. [5,227]
Основополагающая товарная информация - основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений.
К этой информации относятся: вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности. [7,17]
Коммерческая товарная информация – сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП, ТН ВЭД и т.п. Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование. [5,227]
Потребительская товарная информация – сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные, в конечном счете, на потребителей. [5,227]
Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности.
Красочные изображения на товаре и упаковке так же предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями. [7,18]
Формы товарной информации – словесная, цифровая, изобразительная, символическая, штриховая.
Требования к товарной информации «Три Д»:
1.Достоверность.
2.Доступность – языковая доступность, восстребованность, понятность.
3.Достаточность – полная, неполная, излишняя (рациональная информационная насыщенность. [7,18]
Средствами товарной информации служат: маркировка; технические документы; нормативные документы; справочная, учебная и научная литература; реклама и пропаганда. [5,230]
Эти средства информации различаются соотношением основополагающей, коммерческой и потребительской информации. Общим для них является наличие основополагающей информации. Так, в маркировке наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, а самый низкий – на коммерческую.
Маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку или товар, а так же другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях (исполнителях), количественных и качественных характеристиках товара. [5,231]
Производственная маркировка – текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар или упаковку или другие носители информации. [5,232]
Носителями производственной маркировки могут быть этикетки, кольеретки, вкладыши, ярлыки, бирки, контрольные ленты, клейма, штампы и др.
Этикетки наносятся типографским шрифтом или иным способом на товар или упаковку. Кроме того, они могут быть самостоятельным носителем информации, который приклеивается или прикладывается к товару.
Например, большинство упакованных в производственных условиях продовольственных товаров имеют на упаковке этикетку, на которую текст, рисунки и другая информация нанесены типографским способом. Этикетирование консервных банок осуществляется путем приклеивания бумажной этикетки или нанесения ее литографским способом. Иногда этикетку наносят непосредственно на товар (например: маркировка на донышке посуды, на электробытовых товарах). [5,232]
Этикетки отличаются значительной информационной емкостью. Кроме текста, они часто содержат изображения, символы. Из всех носителей маркировки этикетка содержит наиболее обширные по количеству характеризуемых признаков сведения. Маркировка на этикетках может содержать пояснительные тексты.
Кольеретки – разновидность этикеток, имеют особую форму, наклеиваются на горлышко бутылок. Кольеретки не несут большой информационной нагрузки, в основном их назначение – эстетическое оформление бутылок. Применяются для бутылок с алкогольными, безалкогольными напитками и пивом вместе с основной этикеткой. На кольеретке могут быть указаны наименование напитка, изготовитель, год изготовления или информационные знаки, иногда на кольеретках вообще отсутствует информация. [5,233]
Вкладыши – это разновидность этикеток, отличающиеся от них направленностью товарной информации, предназначенные для сообщения кратких сведений о наименовании товара, изготовителе (наименовании организации, номер смены). Иногда вкладыши могут содержать краткую характеристику потребительских свойств товара, в первую очередь – функционального назначения. Тогда вкладыш приобретает дополнительные функции – рекламного листка или проспекта, но в отличие от них рекламная функция вкладыша не является основной, а реализуется через характеристику товара. Такие вкладыши встречаются в упаковку косметических средств. Наиболее часто применяют вкладыши для кондитерских изделий: конфет, печенья, пряников в коробках; для парфюмерно-косметических и лекарственных средств; товаров бытовой химии. [5,233]
Бирки и ярлыки – носители маркировки, которые приклеиваются, прикладываются или подвешиваются к товару. Для них характерны: меньшая информационная емкость, ограниченный перечень сведений, отсутствие рисунков. Бирки отличаются от ярлыков меньшей информативностью. Они могут быть очень лаконичными, указывая только наименование, либо фабричную марку, либо только название фирмы-изготовителя. [7,19] Ярлыки обычно содержат наименование товара, фирмы изготовителя, его адрес, сорт, цену, дату выпуска, а так же ряд идентифицирующих данных. Так на ярлыках, которые подвешиваются к одежде, указываются артикул изделия, номер модели, размер, дата выпуска. Ярлык может содержать фирменный (логотип) или товарный знаки.[5,234]
Контрольные ленты – это носители краткой дублирующей товарной информации, выполняемой на небольшой ленте и предназначенной для контроля или восстановления сведений о товаре в случае утраты этикетки, бирки или ярлыка. Особенностью является преобладание цифровой или символической информации (для одежно-обувных товаров). [7,20]
Клейма и штампы - носители информации, предназначенные для нанесения идентифицирующих условных обозначений на товары, упаковку, этикетки с помощью специальных приспособлений установленной формы. [5,234]
Торговая маркировка- текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковку и товар. Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. [7,20]
В отличие от производственной, торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы; кроме того, ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце, а меньшей – с информацией о товаре. [5,235]
Производственная маркировка должна соответствовать требованиям стандартов и другой НТД на маркировку и упаковку.
Требования к торговой маркировке устанавливаются правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, а так же региональными правилами розничной торговли.
Структура маркировки – текст, рисунок, условные обозначения, информационные знаки, товарные знаки и знаки обслуживания.
Удельный вес текста на маркировке в зависимости от ее назначения и носителей составляет 50-100%.
Удельный вес и степень доступности информации рисунка колеблются в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на маркировке.
Удельный вес информационных знаков составляет 0-30% всей товарной информации на маркировке. [7,20]
2.Товарная информация по этикетке.
Производственная маркировка.
Товарная маркировка.
3.Анализ структуры ассортимента.
Ассортимент товаров – набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности. [7,7]
Промышленный (производственный ассортимент) – набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей. Торговый ассортимент – набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. В отличие от промышленного, торговый ассортимент включает товары разных изготовителей и импортные. [5,53]
Подгруппы ассортимента по широте охвата товаров: простой, сложный, групповой (видовой→ марочный), развернутый, сопутствующий, смешанный. Виды ассортимента по степени удовлетворения потребителей: рациональный, оптимальный. Разновидность ассортимента по характеру потребностей: реальный, прогнозируемый, учебный. [7,8]
Структура ассортимента – характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе.
Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер.
Структура ассортимента относится к реальному или прогнозируемому ассортименту и неприменима к учебному ассортименту, так как показывает взаимосвязь отдельных структурных элементов ассортимента через их количественное соотношение.
Выбор показателей структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки товаров, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При анализе прибыльности отдельных видов товаров учитывают структуру ассортимента в денежном выражении. [5,62]
4. Сравнение структуры ассортимента на примере продуктовых магазинов «Холидей-Классик» и «Русское поле».
«Холидей-Классик» (норма продаж на 1 день)
Вид товара (Колбасные изделия) |
К-во кг |
Средняя цена руб |
Относительные показатели структуры ассортимента (%) |
|
натуральном |
Денежном |
|||
Сырокопченая |
25 |
300,0 |
8,33 |
22,72 |
Салями |
25 |
180 |
8,33 |
13,63 |
Копченая |
50 |
95,00 |
16,67 |
14,40 |
Полукопченая |
50 |
90,00 |
16,67 |
13,63 |
Вареная |
90 |
80,00 |
30,00 |
21,81 |
Сосиски |
60 |
76,00 |
20,00 |
13,81 |
ливерная |
- |
- |
- |
- |
Кровяная |
- |
- |
- |
- |
Итого |
300 |
- |
100 |
100 |
«Русское поле» (норма продаж на 1 день)
Вид товара (Колбасные изделия) |
К-во кг |
Средняя цена |
Относительные показатели структуры ассортимента (%) в выражении |
|
натуральном |
Денежном |
|||
Сырокопченая |
- |
- |
- |
- |
Салями |
5,0 |
190,00 |
3,03 |
6,87 |
Копченая |
30 |
97,00 |
18,18 |
21,05 |
Полукопченая |
25 |
92,00 |
15,15 |
16,64 |
Вареная |
60 |
83,00 |
36,37 |
36,03 |
Сосиски |
30 |
69,00 |
18,18 |
14,98 |
ливерная |
10 |
46,00 |
6,06 |
3,33 |
Кровяная |
5,0 |
30,00 |
3,03 |
1,10 |
Итого |
165 |
- |
100 |
100 |
Выводы по структуре ассортимента колбасных изделий.
По данным таблиц видно, что при различных объемах продаж, доминирующее положение занимает удельный вес вареной колбасы, как в натуральном, так и в денежном выражении.
По показателям структуры ассортимента магазина «Холидей-Классик» видно, что ассортимент рассчитан на группу потребителей с более высокой материальной обеспеченностью, так как в перечне присутствуют колбасы высокого качества и цены.
По показателям структуры ассортимента магазина «Русское поле» видно, что ассортимент рассчитан на группу потребителей с меньшей материальной обеспеченностью, так как в перечне присутствуют дешевые, а колбасы высокого качества и цены имеют низкий удельный вес.
Это говорит о том, что у этих магазинов разные рыночные ниши и они практически не являются конкурентами. Поэтому и расположены в одном квартале.
Список литературы.
1. ГОСТ Р 51917-2002 «Термины и определения».
2. Закон РФ «О защите прав потребителей» в редакции от 09.01.96.
3. Закон РФ «О стандартизации» в редакции от31.07.98
4. Моисеенко Н.С. Товароведение непродовольственных товаров. Ч.1: Учебное пособие – Ростов н/Д: Феникс,2003. – 320с.
5. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов. - М.: Издательство норма,2003, -283с.
6. Николаева М.А., Карташова Л.В., Положишникова М.А.. Средства информации о товарах. М.: Экономика,1997г.
7. Потапович С.И. Товароведение и экспертиза товаров: Учебное пособие.-Ч.1. – Новосибирск: Изд-во НГТУ. – 2001. – 47с.