Вариант 3


Содержание


Задание 1..................................................................................................................... 3

Задание 2........................................................... Ошибка! Закладка не определена.

Задание 3................................................................................................................... 13

Список использованной литературы....................................................................... 17


Задание 1

1. Что такое налоговая политика государства и как она осуществляется?

Рыночная экономика вовсе не означает, что государство устраняется от процессов управления и регулирования. Весь вопрос в том, что эти процессы не должны представлять собой непосредственного вмешательства в производственно-финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Государство должно создать необходимые условия для функционирования рыночных механизмов и с помощью этих механизмов, одним из которых являются налоги, регулировать экономические процессы.

Налоговая политика – это совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В этой деятельности государство опирается на функции, присущие налогам, и использует эти функции для проведения активной налоговой политики.

Одним из методов налоговой политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие, как экономический кризис, война.

Во-первых, у налогоплательщиков после уплаты налогов практически не оставалось финансовых ресурсов, что делало невозможным расширенное воспроизводство. Экономика страны с каждым годом все сильней; сползала в пропасть кризиса, падали темпы роста производства во всех отраслях.

Во-вторых, широкие масштабы приобрело массовое укрывательство от налогообложения, приведшее к тому, что государство собирало по большинству налогов чуть более половины причитающихся средств. При этом каждый третий легальный налогоплательщик, стоящий на учете в налоговом органе, налогов вообще не платил, практически каждый второй - налогов платил меньше, чем положено по закону, и только одни из 6 налогоплательщиков исправно и в полном объеме рассчитывался по своим обязательствам с государством.

В-третьих, массовый характер приобрела так называемая «теневая экономика», уровень производства в которой по разным оценкам достигал от 25 (по официальным данным Госкомстата России) до 40% (по экспертным оценкам). Но укрываемые от налогообложения финансовые ресурсы не шли, как правило, на развитие производства, а переводились на счета в зарубежных банках и «работали» на экономику других стран.

Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса в стране, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе налогов.

Другой формой проявления налоговой политики является политика экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы на социальные программы. Цель данной политики состоит, как видно из названия, в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Подобные методы налоговой политики, получившей название «рейганомика», были использованы, в частности, в США в начале 80-х гг. XX в.

Проведение такой политики провозгласило российское Правительство на рубеже XXI в. при подготовке второй части Налогового кодекса Российской Федерации  н федерального бюджета на 2002 г. Сделаны важные шаги по сокращению числа налогов, снижению налоговой нагрузки.

При анализе налоговой политики необходимо различать такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, инструменты, цели и методы.

Субъектами налоговой политики выступают федерация, субъекты федерации (земли, республики, входящие в федерацию, области и т. д.) и муниципалитеты (города, районы и т. д.). В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также структуры местного самоуправления - города, районы, районы в городах. Каждый субъект налоговой политики обладает налоговым суверенитетом в пределах полномочий, установленных налоговым законодательством

Результативность налоговой политики в значительной мере зависит от того, какие принципы государство закладывает в ее основу. Различают следующие основные принципы построения налоговой системы:

-         соотношение прямых и косвенных налогов;

-         применение прогрессивных ставок налогообложения и степень их прогрессии или преобладание пропорциональных ставок;

-         дискретность или непрерывность налогообложения;

-         широта применения налоговых льгот, их характер и цели;

-         использование системы вычетов, скидок и изъятий и их целевая направленность;

-         степень единообразия налогообложения для различного рода доходов и налогоплательщиков;

-         методы формирования налоговой базы.

Нередко к принципам налоговой политики относят также соотношения федеральных, региональных и местных налогов.

Методы осуществления налоговой политики зависят от тех целей, которые стремится достичь государство, проводя указанную политику. В современной мировой практике наиболее широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, замена одних способов или форм налогообложения другими, изменение сферы распространения тех или иных налогов или же всей системы налогообложения, введение или отмена налоговых льгот и преференции, введение дифференцированной системы налоговых ставок.

Цели налоговой политики не являются чем-то застывшим и неподвижным. Они формируются под воздействием целого ряда факторов, важнейшими из которых являются экономическая и социальная ситуация в стране, расстановка социально-политических сил в обществе. В современных условиях государства с развитой рыночной экономикой осуществляют налоговую политику для достижения следующих важнейших целей:

-         участия государства в регулировании экономики, направленном на стимулирование пли ограничение хозяйственной деятельности, а также в общественном воспроизводстве;

-         обеспечения потребностей всех уровней власти в финансовых ресурсах, достаточных для проведения экономической и социальной политики, а также для выполнения соответствующими органами власти и управления возложенных на них функций;

-         обеспечения государственной политики регулирования доходов.

Участие государства в регулировании экономики при проведении налоговой политики осуществляется с помощью таких налоговых инструментов, как налоговая ставка, налоговая льгота, налоговая база и некоторые другие. Государство использует при этом как прямые, так и косвенные методы использования налоговых инструментов.

В отличие от полного налогового освобождения частичное налоговое освобождение представляет собой систему налоговых льгот для определенной части предпринимательского дохода, что обеспечивает избирательность и гибкость применяемых форм государственного регулирования экономики. В частности, в этом случае используются такие экономические, финансовые и налоговые рычаги: как ускоренная амортизация, уменьшенная по времени против общих правил, или дифференцированная налоговая ставка; отсрочка и рассрочка уплаты налога; создание свободных от налогообложения различных резервных, инвестиционных и других фондов и другие конкретные виды налоговых льгот и преференций.

Достижение цели формирования необходимых финансовых ресурсов для органов власти всех уровней обеспечивается путем установления в общегосударственном законодательстве системы федеральных, региональных и местных налогов.



2. Участники отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах

Законодательство Российской Федерации  устанавливает, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют их обязанности по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений в соответствии с порядком, установленным НК. Определение налогоплательщика и плательщика сборов приведено в ст. 19 НК.

Основные права налогоплательщиков законодательно закреплены в ст. 21 НК. Согласно этой статье, налогоплательщики имеют право:

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве, содержащем положения о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах.

Данные нормы не означают превращения налоговых органов во всеобщих налоговых консультантов как по частным вопросам, так и по вопросам последствий в изменениях налогового законодательства. Это следует из того, что хотя

налогоплательщик и обретает значительные права, но НК одновременно установил, что «права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов». Однако ст. 33 НК не возлагает на должностных лиц налоговых органов никаких подобных обязанностей. Нормы ст. 32 НК об обязанностях налоговых органов «проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения, давать разъяснения о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов» практически зафиксировали обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам техническую, а не аналитическую информацию и соответствуют положению о правах налогоплательщика как право «получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц»;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

Данное право подкреплено механизмами ст. 78 и 79 НК. предусматривающими начисление процентов на несвоевременно возвращаемые налогоплательщику суммы, что восстанавливает паритет между сторонами налоговых отношений;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему НК или иным федеральным законам.

Здесь уместно отметить, что существует вопрос о правомерности контроля за уплатой налогов и сборов на таможне, взимание которых возложено на ГТК, действующий в соответствии с Таможенным кодексом, а нормы Налогового и Таможенного кодексов не всегда тождественны;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК и другими актами законодательства о налогах и сборах. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов защищены согласно положениям ст. 22 НК. В рамках этой статьи государство гарантирует налогоплательщикам административную и судебную защиту их прав и законных интересов, порядок которой определяется НК и иными федеральными законами. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Однако, как уже отмечалось выше, права, предоставляемые налогоплательщикам, не всегда корреспондируются с обязанностями налоговых органов и их должностных лиц, что вступает в противоречие с п. 2 ст. 22 НК Российской Федерации. Кроме того, интересен факт законодательного разделения субъектов предпринимательства, уплачивающих установленные властями платежи, на собственно налогоплательщиков (которым возмещаются потери, нанесенные неправомерными действиями налоговых органов), и плательщиков сборов, налоговых агентов и иных участников налоговых отношений, по отношению к которым данная норма (возмещение убытков и прямого ущерба от действий соответствующих органов) не применяется.

Помимо блока прав налогоплательщика НК законодательно определил круг обязанностей, исполнение которых возложено на налогоплательщика, которые постулированы в ст. 23 НК. Согласно данной статье, налогоплательщики, обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с федеральным законом «О бухгалтерском учете»;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Существенным фактом является то, что данный пункт обязывает налогоплательщика к предоставлению документов как о собственной деятельности, так и касательно деятельности третьих лиц, в отношении которых ведется налоговая проверка;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и в порядке, предусмотренном НК;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для организаций - также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.

Сокращение срока хранения документов достаточно выгодно налогоплательщикам, поскольку дает возможность ограничить потенциал налоговых органов по проверке правильности уплаты налогов в прошлом: с другой стороны, это ограничивает их права по возможному предъявлению претензий об излишне уплаченных налогах. Вместе с тем такое положение может создать определенные проблемы - например в части льготы о переносе убытков на последующие пять лет (при сроке хранения документов четыре года возникает вопрос о практическом осуществлении налоговыми органами контроля за правильностью исчисления налогооблагаемой базы за период действия льготы);

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели - помимо вышеперечисленных обязанностей должны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета следующие сведения:

-         об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);

-         обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия);

-         обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации);

-         об объявлении несостоятельности (банкротстве), о ликвидации или реорганизации (в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения);

-         об изменении своего места нахождения или места жительства (в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения).

Плательщики сборов обязаны уплачивать установленные сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством о налогах и сборах. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налогоплательщики (плательщики сборов), уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

Принципиальным новшеством НК Российской Федерации  является введение в налоговую систему страны института налогового агента, что позволило решить, например, проблему удержания налогов с иностранных юридических лиц, не являющихся налогоплательщиками по законодательству Российской Федерации , в соответствии с мировыми стандартами. Институт налогового агента регламентирован ст. 24 Н К Российской Федерации. Согласно этой статье, налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено НК Российской Федерации.

Законодательство устанавливает для налоговых агентов следующие обязанности:

1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Указанный перечень обязанностей налогового агента является исчерпывающим, никаких других обязанностей на него не может быть возложено. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК Российской Федерации  для уплаты налога налогоплательщиком. За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.



Задание 2

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности

1. Применяется в отношении следующих видов деятельности:

*а) бытовые услуги;

*б) ветеринарные услуги;

*в) ремонт автотранспорта;

г) розничная торговля с торговым залом 200 кв. м.


2. Налоговый период:

а) месяц;

*б) квартал;

в) год.


3.Плательщики-организации не уплачивают:

*а) налог на добавленную стоимость;

*б) единый социальный налог;

*в) налог на прибыль;

г) таможенную пошлину;

д) лицензионные и регистрационные сборы;

*е) налог на имущество организаций;

ж) государственную пошлину;

з) транспортный налог.


4. При исчислении налога применяются следующие показатели:

а) ставка налога;

*б) базовая доходность;

в) физические показатели, характеризующие определенный вид деятельности;

г) корректирующий коэффициент, учитывающий местонахождение плательщика;

д) корректирующий коэффициент, учитывающий прочие особенности;

е) корректирующий коэффициент, учитывающий активность покупателей в данной местности;

*ж) коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги);

*з) вмененный доход.


5. Ставка единого налога на вмененный доход:

а) 10%;

*б)15%;

в) 20%;

г)25%;

д) 30 %.

Задание 3

Расчет налога на прибыль:

((873000 + 1100500 + 80000 +

120000 + 72000) –

(190000 + 18000 + 378000 +

20000 + 16000 + 85000 + 15000 +

3200) – 13000).

                    3

0,24 – 65154,8 =

(1255500 – 725500 – 4333,3) * 0,24 –

65154,8 = 61005,2


Расчет НДС

(873000 + 110500 + 80000 +

611100 + 55250 + 120000) –

(190000 + 18000) * 0,2 =

(1849850 – 208000) * 0,2 =

328370


Расчет налога на имущество:

200000 + 10000 + 35000 + 70000 +

                2

(300000 + 10000 + 90000 + 95000) +

(300000 + 15000 + 90000 + 100000)

(400000 + 15000 + 50000 + 80000) +

(350000 + 15000 + 50000 + 70000) -

                          2

(8000 + 9000 + 70000 + 5000 + 7000) -

     2                                              2

* 0,02 =

(157500 + 495000 + 505000 + 545000+

242500 – 31500) * 0,02 =

38270


Расчет транспортного налога:

120 * 7 + 180 * 10 =

14400 + 1700 = 16100

Расчет налога  на рекламу –

3200 * 0,05 = 160


Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации. М., 1993.48 с.

2.Налоговый кодекс Российской Федерации: В 2 ч. М., 2002.320 с.

3.Гражданский кодекс Российской Федерации. М., 2001.232 с.

4.Вахнин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2002.334 с.

5.Коваль Л.С. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М., 2002.272 с.

6.Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части первой (постатейный) / Сост. и автор комментариев С. Д Шаталов. М., 2001.703 с.

7.Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации части второй (постатейный) / Сост. и автор комментариев С. Д. Шаталов,. М., 2001.811 с.

8.Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. М., 2001. 304с.

9..Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / Д.Г. Черник, Л.П. Павлова и др. М., 2001.415 с.

10. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 2000.327 с.

11.Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов. М., 2002.576 с.

12. Юткина Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. М., 1999. 293 с.