Тема № 6. Идеи В.И. Вернадского о формировании ноосферы и процесс космизации культуры




























План



1.     «Космическое мироощущение» в истории культуры


2.     Жизнь, разум, культура как планетарные и космические явления


3.     Идеи В.И. Вернадского о доминировании ноосферы и процесс «космизации» культуры





















1.     «Космическое мироощущение» в истории культуры


Чувство и осознание неразрывной связи человека и Вселенной, космического единства органически, естественно присуще человеческому мироощущению. Древнейшие находки (наскальные рисунки и захоронения каменного века), мифы и обрядовая практика разных народов убеждают в том, что человек очень долго не отделял себя от природы, ощущал с ней, всеми ее явлениями почти кровнородственную связь. Таковы мифы об оборотничестве – превращении людей в животных, тотемные мифы о браках человека и животного (например, брак охотника с оборотнем-медведицей в мифах народов Севера, брак женщины с ягуаром в мифологии индейцев-ольмеков). Особенно показательны мифы о сотворении мира и человека, где мир и человек  - буквально «плоть от плоти» друг друга: самые известные примеры – ведический миф о сотворении мира из расчлененного тела первочеловека Пуруши и библейский миф о сотворении человека из куска глины – материала, из которого создана вся земля. Шаманские практики, направленные на поддержание гармонических отношений человека и  природы, обряды вызывания дождя, солярные культы, призванные обеспечить плодородие через единство человеческих действий и эмоций (праздники), - все это проявления одной и той же идеи – целостности и взаимообусловленности бытия человека и всего окружающего мира.

Впрочем, первобытное мироощущение нельзя еще с полным правом назвать космическим, т.к. человек видел и мыслил себя в рамках рода и того небольшого пространства, которое он в  силах был освоить. «Космические» картины мира возникают, когда расширяются рамки представлений о мире, когда человеческое познание стремится выйти за пределы познаваемого, - т.е. с возникновением философского и научного знания.  Идея космизма,  космоцентризм присущи мироощущению древних греков и индийцев, создавших развития философские системы; человек, по их понятиям, является частью универсума и всех процессов, протекающих в нем, человек есть микрокосм, живая модель Вселенной. Все происходящее с человеком отражается на Вселенной так же, как законы мироздания влияют на жизнь и судьбу человека, и мудрость заключается в том, чтобы жить в гармонии с Космосом, с природой и самим собой.

Новое понимание идея космизма приобретает в мировоззрении раннего христианства. Человек  сотворен Богом так же, как и все, что есть в этом мире, и над ним имею власть те же  законы, данные Богом, который мыслится как первопричина и управляющая сила Вселенной. Человек есть образ и подобие Бога, и это  выделяет его из природы, но он пока еще лишен самостоятельности. Зависимость от Бога  сохраняет космическую целостность и мировой порядок.

В дальнейшем в культуре западной Европы происходит отчуждение человека от природы, разрушение космического единства. Утверждается концепция превосходства человека над природой (он – венец творения и господин всех тварей). Развитие научных знаний, освоение природных ресурсов в интересах человеческого благополучия (цивилизация) формирует совершенно иную картину мира – антропоцентрическую; мироощущение отдельности, противопоставленности человека природе окончательно утверждается в Новое время (17 в.).

Примерно с конца 19 в. нарастают тенденции нового «космического» мышления, ощущения целостности и единства процессов, протекающих на Земле, осознается планетарный масштаб последствий человеческой деятельности (это связано со стремительным развитием научно-технического прогресса, средств связи и массовой коммуникации, формированием общества потребления, мировыми войнами, выходом в космос, экологическими проблемами и т.д.). Так получилось, что человечество осознало свое единство и свои глобальные космические возможности созидания и разрушения только через угрозу мировой катастрофы. Современная западная культура предлагает несколько концепций объединения человечества во всепланетном масштабе: глобализация культурного процесса, нарастание общечеловеческого компонента в различных культурах, что неизбежно должно привести к культурному единству; диалог культур – взаимодействие по принципу сохранения уникальности разных культур, что является залогом экологичности мышления; «мегамашина» – объединение человечества по техногенному принципу, по единым  для всех биомеханическим законам… Важно то, что единство человека и природы, их взаимосвязанность и взаимообусловленность (антропокосмизм) осознаются сегодня на новом научно-практическом и философском уровне, а главной ценностью выступает ответственность человека за судьбы мира.

В русской философии идеи космизма, единства человека и мироздания имеют глубокие корни и непрерывную  традицию. Характерно, что идеи космизма развивали, как правило, философы-самоучки, наделенные способностью к широким обобщениям и смелой экстраполяции своих догадок во времени и пространстве, но  лишенные научной базы, достаточной для фундаментального обоснования своих догадок, и сколько-нибудь  проработанного понятийного и терминологического аппарата. О человеке как «представителе всей планеты» писал еще русский философ 19 в. А. И. Галич. А создатель религиозно-утопической теории «воскрешения предков» Н. Ф. Федоров  (1828 - 1903) прямо призывал к «внесению в природу воли и разума». С другой стороны, отдельные понятия, разработанные философами-космистами, вошли в научный и философский обиход и стали основой нового понимания путей развития земной цивилизации. Так, например, произошло с понятием ноосферы Вернадского, которое легло в основу концепции информационного мира, получившей развитие во второй половине XX века.

2.     Жизнь, разум, культура как планетарные и космические явления


Понимание жизни как целостности биологического, духовного и трансцендентного начал существования человека и всего живого было присуще первобытным обществам и древним цивилизациям на уровне мироощущения. Жизнь естественно ощущалась как космическое, всеприродное явление, но не осознавалась как таковая, не уточнялось само понятие жизни. Жизнь – это нечто само собой разумеющееся.

Жизнь на Земле как существование биологических форм, способных к развитию и росту,  понимается как уникальное  космическое явление в науке и философии Нового времени и особенно в 20 столетии, когда стало очевидным одиночество человечества по крайней мере в Солнечной системе. Идея множественности миров существовала еще со времен досократиков, но подверглась более-менее достоверной научной проверке только с наступлением космической эры. Гипотеза всеобщности жизни как космического явления не получила подтверждения (пока), и биологическая жизнь начала рассматриваться как феномен, присущий только планете Земля, а следовательно, заслуживающий пристального внимания и самого бережного отношения. На Земле жизнь – повсюду, даже на дне Марианской впадины, ее формы многочисленны, разнообразны, фантастичны, но все характеризуются одной и той же способностью – выживание, приспособление к внешним условиям и воспроизводство себе подобных. Биологическая жизнь наделена силой, благодаря которой она заполнила собой огромное исторической время (теория эволюции Дарвина) и все земное пространство, и по масштабам и значимости действительно является космическим явлением. Эта сила жизни  является одной из величайших научных и  философских загадок современности.

Также не решен до сих пор и вопрос о происхождении жизни на Земле -  есть ли это акт творения Бога,  самозарождение или результат «прививки» из космоса? Сама постановка вопроса и предлагаемые гипотезы  демонстрируют представление о космическом, вселенском характере жизни, ее распространенности далеко за пределы человеческого бытия.

С понятием жизни неразрывно связано понятие о человеческом разуме, сознании; рассуждая о возможности жизни за пределами нашей планеты, ученые так или иначе подразумевают наличие именно разумной жизни. Это, так сказать, экстенсивное представление о космическом характере разума, его непременной распространенности везде, куда только способен непосредственно или мысленно заглянуть человек. Вообще же идея разума как космической творящей и преобразующей силе принадлежит всей истории философской мысли. Мир сотворен актом разума, актом воли разумного существа (Бога), или Абсолютного духа, или неких могущественных разумных существ (что в принципе одно и то же). Если же мир, в рамках материалистических концепций,  есть результат слепой эволюции, природных флюктуаций, то ведущей надмирной силой, подчиняющей слепые стихии определенным целям, становится разумная деятельность человека. Так  или иначе,  разум признается явлением не только уникальным в космическом масштабе, существующим только планете Земля, но и свойством, присущим всем людям без исключения и способным объединить их ради достижения общих целей, т.е. всепланетным.

Биологическая жизнь обладает свойством существовать и развиваться в масштабах планеты, обладает силой роста и адаптации к среде. Разум, присущий одной из форм биологической жизни на Земле (человеку), имеет способность познавать, творить и пересоздавать существующий мир. Эта способность разума  ставит его в оппозицию природе, т.к. именно она является объектом человеческой разумной деятельности, объектом пересотворения. Мир неприродных вещей и явлений, создаваемый человеком в процессе деятельности, называется культурой. Культура существует как на материальном уровне (орудия труда, жилища, предметы обихода), так и на духовном (ритуальные комплексы, мифы и сказки, литература и музыка и ). Особенность культуры в том, что она проявляется только в присутствии человека только через человеческое сознание, которое наделяет предметы и действия определенным смыслом, очевидным для представителя одной культуры и, зачастую, неочевидного для представителей других культур. Однако в результате взаимодействия, общения людей узнавание смыслов становится возможным. Культура также наделена способностью к развитию, способностью к адаптации и принятию множества разнообразных форм в зависимости от условий среды, в которой она развивается. В отличие от природы, культура обладает еще и способностью хранить созданные формы (артефакты, архетипы, ценности  и т.д.). Таким образом, культура существует и во времени, и в пространстве, и в памяти человека, т.е. вне времени.

Культура появляется всюду, где  появляется человек, где он вступает во взаимодействие с природой, изменяя ее для своего удобства. «Окультуренными» в определенном смысле становятся и великие пустыни и люды Антарктики,  где ведут исследования геологи, и морские глубины, и недра Земли, и ближнее космическое пространство, - все, что включено в сферу интересов и деятельности человека. Экспансия разума есть экспансия культуры, и то и другое обладает способностью расширяться во времени и в пространстве. В то же время разум и культура могут выступить и средством всепланетного и даже межпланетного, космического единения и взаимопонимания, т.к. несут в себе ценности, единые для всего живого и мыслящего: ценности добра, любви, гармонии и умеренности, ценности доверия, красоты и радости бытия.



3. Идеи В.И. Вернадского о доминировании ноосферы и процесс «космизации» культуры

 «Космический взгляд» особенно отчетливо выражен в трудах русского ученого и мыслителя В.И. Вернадского (1863 – 1944). Смысл его философии заключался в стремлении определить место человека не только на нашей планете, но и в космосе. Этой проблеме он посвятил свою главную книгу «Научная мысль как планетное явление» (1937 – 1938), ставшую вершиной его научного творчества.

Фундаментальное открытие Вернадского – осознание того, что современная эпоха ознаменовывается переходом от биосферы к ноосфере. Биосферу Вернадский определял как область земли, охваченную «живым веществом», или, иначе, «совокупностью живых организмов». Возникновение жизни на Земле Вернадский рассматривал не как изолированное появление очагов жизни в отдельных ареалах, а как единый монолитный процесс образования жизни на всей планете с зарождением необходимых для этого условий. Впрочем, Вернадский считал неприемлемым термин «жизнь», так как использование его неизбежно выводит «за пределы изучаемых в науке явлений». 

Однако биосфера не ограничивается только живым веществом; последнее в нем соседствует с косными телами, которые резко преобладают по массе и объему. Между этой косной безжизненной частью и живыми веществами идет непрерывный материальный и энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, которое вызывается живым веществом.  Этот, по выражению Вернадского,  «биогенный ток атомов», состоящий в дыхании, питании, размножении и т. д., характеризуется устойчивостью равновесия и организованности. Важнейшим признаком разнородности биосферы служит то, что в живом веществе процессы протекают иначе, нежели в косной материи, особенно если рассматривать их в аспекте времени. В живом веществе они идут в масштабе исторического времени, в косном – в масштабе геологического. Различие здесь таково, что «секунда» геологического времени больше  ста тысяч лет исторического времени.

Вместе с тем,  как отмечал Вернадский, в ходе геологического времени растет мощность выявления живого вещества в биосфере, увеличивается его значение и степень воздействия на косное окружение. Это обусловливает направленность эволюции биосферы, ее постепенное изменение, в результате которого формируются «начала жизненной среды на нашей планете». Вернадский признавал, что «явления жизни наряду с энергией,  материей  (атомами), электричеством,   эфиром  и  т. п. следует   рассматривать как искони существующие части космоса, более или менее не сводимые  всецело к одному из этих представлений».

Появление человечества приводит к возникновению «новой небывалой геологической силы». Вследствие деятельности людей создается «все растущее множество новых косных природных тел и новых больших природных явлений». Биосфера меняется прямо на глазах, порождая благоприятные условия для размножения человечества и заселения им таких частей космоса, «куда раньше не проникала его жизнь и местами даже какая бы то ни было жизнь». Первостепенная роль в деле полного заселения биосферы человеком принадлежит развитию научной мысли и неразрывно связанными с этим успехами техники передвижения и мышления, возможностями «мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».  Человечество все более становится единым и неделимым, оно начинает «мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государства или их союзов, но в планетном аспекте». Все это свидетельствует о переходе биосферы в новое состояние – ноосферу. (Термин «ноосфера» впервые введен в науку  французскими учеными  Е. Леруа и П. Тейяром де Шарденом, труды которых хорошо знал Вернадский).

С ноосферой открывается новая эра в геологической истории Земли – антропологическая, которая станет эрой борьбы «сознательных укладов жизни против бессознательного строя мертвых законов природы». На стадии ноосферы человечество как единое целое охватит весь земной шар и окончательно  решит вопрос о лучшем устройстве жизни.

Зарождение ноосферы обусловливается «взрывом научного творчества», которое выступает как природный процесс истории биосферы. От сознательного преобразования своей земной жизни, считал Вернадский,  человечество со временем устремится за пределы своей планеты в космическое пространство. Наука рассеивает опасения за будущее человеческой цивилизации, открывая перед ней новые общепланетарные перспективы, т.к. именно наука, по его мнению, способна обосновать и этику – нравственные законы, по которым  должно жить человечество на новом витке своего развития. Сформируется новая «всепланетная» культура, основанная на законах разума и понимании космического единства человека и Вселенной, по отношению к которой человек выступает не только как активный преобразователь, но и как хранитель ее естественных богатств.

В. И. Вернадский стал одним из создателей антропокосмизма – системы, в которой природная (космическая) и человеческая тенденции развития науки и цивилизации сливаются в единое целое. Общий пафос его философии, состоящей в стремлении  восстановить нарушенное единство мироздания, распавшейся связи времен, ценности человеческой души, ее приоритета по отношению к материальным и техническим достижениям, в стремлении преодолеть разрыв между человеком и природой, прекратить ее бессмысленное разрушение и направить силы духовно обновленного человечества на созидание глубоко созвучны современным глобальным проблемам земной цивилизации.







Литература:


Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995 г.


Замалеев А. Ф. Курс истории русской философии. М., «Магистр», 1996 г.


Радугин А. А. Философия. Курс лекций. М., 1996 г.


Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992 г.


Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997 г.