С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
1. Обязательное медицинское страхование...……………………………….5
2. Добровольное медицинское страхование……………………………….13
3. Медицинское страхование граждан, выезжающих за рубеж…………..23
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Предоставление социальной помощи гражданам в случае болезни имеет достаточно давнюю традицию. Еще в Греции и Римской империи существовали организации взаимопомощи в рамках профессиональных коллегий, которые занимались сбором и выплатой средств при наступлении несчастного случая, получении травмы, утраты трудоспособности вследствие длительного заболевания или увечья. В средние века защитой населения в случае болезни или наступления инвалидности занимались цеховые или ремесленные гильдии (союзы) и церковь. В первом случае помощь оказывалась за счет средств цеховых касс, созданных из членских взносов. Во втором случае материальная и лечебная помощь предоставлялась нуждающимся безвозмездно за счет пожертвований.
Однако форму медицинского или, как тогда было принято называть, больничного страхования социальная помощь при болезни получила только во второй половине XIX в. Именно в это время начало активно проявлять себя профсоюзное рабочее движение, одним из важных результатов которого стало создание во многих европейских странах страховых больничных касс. Эти кассы образовывались за счет взносов работодателей и работников и управлялись соответственно представителями администрации предприятия и профсоюзного комитета. Кассы предоставляли своим членам денежную помощь в виде пособия, частично возмещающего трудовой доход, потерянный во время болезни, единовременной выплаты и пенсии семье в случае смерти работника, компенсации роженицам. Кроме того, предусматривалось оказание медицинской и лекарственной помощи. Пионерами в больничном страховании выступили Англия и Германия. Именно в Германии в 1883 г. был издан первый государственный Закон об обязательном больничном страховании рабочих.
В России становление системы помощи населению при болезни связывается, в первую очередь, с развитием в конце XIX в. земской медицины, дотируемой за счет казны, ассигнований губернских и уездных властей. Медицинское страхование не получило в дореволюционной России широкого распространения в силу ее аграрности и очень малого периода пореформенного капиталистического развития.
В период проведения экономических и социальных реформ, резкого снижения уровня жизни, острой нехватки бюджетных и ведомственных средств на содержание медицинских учреждении в 1991 г. был принят закон о введении в России медицинского страхования граждан в двух формах: обязательной и добровольной. Причем все положения этого закона, которые касались обязательного медицинского страхования, вводились в действие начиная только с 1993 г. До этого времени необходимо было подготовить организационно-нормативную базу для управления и финансирования новой государственной страховой системы.
1. Обязательное медицинское страхование.
Обязательное медицинское страхование (ОМС) — один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания. В России ОМС является государственным и всеобщим для населения. Это означает, что государство в лице своих законодательных и исполнительных органов определяет основные принципы организации ОМС, устанавливает тарифы взносов, круг страхователей и создает специальные государственные фонды для аккумуляции взносов на обязательное медицинское страхование. Всеобщность ОМС заключается в обеспечении всем гражданам равных гарантированных возможностей получения медицинской, лекарственной и профилактической помощи в размерах, устанавливаемых государственными программами ОМС. [7, с. 353]
Основная цель ОМС состоит в сборе и капитализации страховых взносов и предоставлении за счет собранных средств медицинской помощи всем категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. Поэтому систему ОМС следует рассматривать с двух точек зрения. С одной стороны, это составная часть государственной системы социальной защиты наряду с пенсионным, социальным страхованием и страхованием по безработице. С другой стороны, ОМС представляет собой финансовый механизм обеспечения дополнительных к бюджетным ассигнованиям денежных средств на финансирование здравоохранения и оплату медицинских услуг. Необходимо заметить, что в сферу ОМС включено только медицинское обслуживание населения. Возмещение заработка, потерянного за время болезни, осуществляется уже в рамках другой государственной системы — социального страхования и не является предметом ОМС.
Медицинское обслуживание в рамках ОМС предоставляется в соответствии с базовыми и территориальными программами обязательного медицинского страхования, разрабатываемыми на уровне Федерации в целом и в субъектах Федерации. Утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.09.98 г. № 1096 Базовая программа ОМС граждан России содержит основные гарантии, предоставляемые в рамках ОМС. К ним относится амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, предоставляемая в учреждениях здравоохранения независимо от их организационно-правовой формы при любых заболеваниях, за исключением тех, лечение которых должно финансироваться за счет средств федерального бюджета (дорогостоящие виды медицинской помощи и лечение в федеральных медицинских учреждениях) или бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований (лечение в специализированных диспансерах и больницах, льготное лекарственное обеспечение, профилактика, скорая медицинская помощь и др.).
Основными показателями программы выступают нормативы объемов медицинской помощи, предоставляемой учреждениями системы здравоохранения:
1) норматив посещений амбулаторно-поликлинических учреждений — 8173 посещения на 1000 человек;
2) норматив количества дней лечения в дневных стационарах — 538 дней на 1000 человек;
3) норматив объема стационарной помощи — 2006,6 койко-дня на 1000 человек;
4) средняя длительность госпитализации — 11,4 дня.
Новая базовая программа совершеннее предыдущей, однако и она содержит только перечень заболеваний, лечение которых оплачивается за счет ОМС, и усредненные показатели объемов лечения, но не обеспечивает систему ОМС необходимыми медико-экономическими стандартами. Это значительно усложняет ее организацию и затрудняет реализацию прав застрахованных на получение медицинской помощи.
На основе базовой программы в субъектах РФ разрабатываются территориальные программы ОМС, объем предоставляемых услуг которых не может быть меньше объема, установленного базовой программой. Однако на практике стоимость территориальных программ приходится определять исходя не из стандартов, заложенных в базовой программе, а из суммы средств, собранных территориальными фондами на реализацию ОМС.
Финансовые средства государственной системы ОМС формируются за счет целевых обязательных платежей различных категорий страхователей.
Управление собранными средствами осуществляют специально созданные для этих целей самостоятельные государственные некоммерческие финансово-кредитные учреждения — федеральный и территориальные (по субъектам Российской Федерации) фонды обязательного медицинского страхования.
Непосредственно предоставлением страховых услуг в рамках ОМС занимаются страховые медицинские организации, имеющие лицензию на проведение ОМС и заключившие соответствующие договоры с территориальными фондами ОМС. Они призваны осуществлять оплату предоставляемых гражданам медицинских услуг за счет средств, выделяемых им на эти цели территориальными фондами, и контролировать правильность и размеры оказываемой медицинской помощи.
Страхователями по ОМС, т. е. теми субъектами, которые уплачивают страховые взносы на обеспечение всех граждан медицинским страхованием, выступают работодатели и местные органы исполнительной власти.
Работодатели обязаны платить страховые взносы за работающее население. Тариф страховых взносов устанавливается федеральным законом и в настоящее время составляет 3,6% к фонду оплаты труда. Правила начисления и уплаты страховых взносов представлены в НК РФ гл. 24.
В соответствии с этим документом страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования обязаны платить все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. К ним относят:
- организации, учреждения, предприятия;
- крестьянские (фермерские) хозяйства и родовые семейные общины малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными видами хозяйствования;
- граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, частной практикой;
- граждан, использующих труд наемных работников в личном хозяйстве;
- лиц творческих профессий.
Освобождены от уплаты страховых взносов на ОМС общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия и учреждения, созданные для осуществления уставных целей этих организаций.
Страховые взносы начисляются по отношению к начисленной оплате труда по всем основаниям в денежной и натуральной форме, в том числе по договорам гражданско-правового характера. Те выплаты, на которые не следует начислять взносы, представ лены в отдельном перечне исключений. Не надо платить взносы I с выплат компенсационного характера, социальных пособий, единовременных поощрительных выплат, призовых наград, дивидендов и некоторых других.
Суммы начисленных взносов уплачиваются в фонды ОМС ежемесячно, не позднее 15-го числа следующего месяца. Сумма взносов в размере 3,4% фонда оплаты труда перечисляется на счет территориального ФОМС, а 0,2% — на счет Федерального ФОМС. Платежные поручения на перечисление страховых взносов страхователи представляют в банк одновременно с представлением документов на выдачу средств на оплату труда. Без представления указанных платежных поручений средства на оплату труда не выдаются. Ежеквартально страхователи обязаны предоставлять в территориальный ФОМС (по месту регистрации) отчетные ведомости о начислении и уплате страховых взносов в срок не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Страхователи несут ответственность за правильность начисления и своевременность уплаты страховых взносов. За нарушение порядка уплаты страховых взносов к ним применяются различные финансовые санкции:
1) за отказ от регистрации в качестве страхователя штраф в размере 10% причитающихся к уплате сумм страховых взносов;
2) за непредставление в указанные сроки расчетной ведомости по страховым взносам — штраф в том же размере с суммы начисленных за квартал взносов;
3) в случае сокрытия или занижения сумм, на которые должны начисляться страховые взносы, — штраф в размере страхового взноса с заниженной или сокрытой суммы, взимаемый сверх причитающегося платежа взносов с учетом пеней;
4) за просрочку уплаты страховых взносов — пени за каждый день просрочки.
За неработающее население страховые взносы на ОМС обязаны платить органы исполнительной власти с учетом объемов территориальных программ ОМС в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. К неработающему населению относят:
детей,
учащихся,
инвалидов,
пенсионеров,
безработных.
Органы исполнительной власти обязаны перечислять средства на ОМС неработающего населения ежемесячно, не позднее 25-го числа, в размере не менее 1/3 квартальной суммы средств, предусмотренных на указанные цели.
Перечисление средств в территориальные фонды ОМС должно осуществляться по нормативу, который устанавливается исходя из стоимости территориальной программы ОМС. Однако на сегодняшний день обязательства местных администраций по уплате страховых платежей весьма неопределенны. Если для страхователей—хозяйствующих субъектов тариф устанавливается федеральным законом, то для органов исполнительной власти используются только методические рекомендации, подготовленные самим Фондом
По Закону «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» существует три группы субъектов управления организацией и финансированием ОМС. Эти субъекты заключают договоры на осуществление ОМС, собирают и аккумулируют страховые взносы, направляют средства на оплату медицинских услуг. С точки зрения теории страхования они выступают страховщиками, но имеют существенные различия и обладают строго разграниченными полномочиями по выполнению конкретных страховых операций.
1-й уровень страхования в системе ОМС представляет Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), который осуществляет общее нормативное и организационное руководство системой ОМС. Сам он не осуществляет страховые операции и не финансирует систему ОМС граждан. Фонд был создан для реализации государственной политики в области медицинского страхования, а его роль в ОМС сводится к общему регулированию системы, что достигается как за счет нормативного регулирования основных положений ОМС на территории РФ, так и за счет финансового регулирования осуществления медицинского страхования граждан в субъектах Федерации.
ФОМС является самостоятельным государственным некоммерческим финансово-кредитным учреждением, подотчетен Законодательному Собранию и Правительству РФ. Ежегодно бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются Государственной Думой. [4, с. 102]
Финансовые средства фонда образуются за счет:
- части страховых взносов предприятий, организаций и иных хозяйствующих субъектов (0,2% от ФОП);
- взносов территориальных фондов ОМС на реализацию совместных программ;
- ассигнований из федерального бюджета на выполнение республиканских программ ОМС;
- доходов от использования временно свободных денежных средств фонда за счет размещения этих средств на банковских депозитах и в высоколиквидные государственные ценные бумаги.
К функциям Федерального ФОМС относятся:
- выравнивание условий деятельности территориальных ФОМС по обеспечению финансирования ОМС за счет предоставления финансовой помощи;
- финансирование целевых программ в рамках ОМС;
- утверждение типовых правил ОМС граждан;
- разработка нормативных документов;
- участие в разработке базовой программы ОМС для всей территории РФ;
- участие в организации территориальных фондов ОМС;
- международное сотрудничество в области медицинского страхования;
- осуществление финансово-кредитной деятельности для выполнения задач по финансированию ОМС;
- проведение научно-исследовательской работы и подготовки специалистов для ОМС.
Управление деятельностью фонда осуществляется его правлением и постоянно действующей исполнительной дирекцией. В состав правления входят представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти и общественных объединений.
2-й уровень организации обязательного медицинского страхования представлен территориальными фондами ОМС и их филиалами. Этот уровень — основной в системе, поскольку именно территориальными фондами осуществляются сбор, аккумулирование и распределение финансовых средств ОМС.
Территориальные ФОМС создаются на территориях субъектов РФ, являются самостоятельными государственными некоммерческими финансово-кредитными учреждениями и подотчетны соответствующим органам представительной и исполнительной власти.
Финансовые средства ТФОМС находятся в государственной собственности, не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию. Они образуются за счет:
- части страховых взносов, уплачиваемых предприятиями, организациями и другими хозяйствующими субъектами на ОМС работающего населения (3,4% ФОТ);
- средств, предусматриваемых в бюджетах субъектов РФ на ОМС неработающего населения (тариф или норматив отсутствуют);
- доходов, получаемых от использования временно свободных средств за счет инвестирования их в банковские депозиты и государственные ценные бумаги;
- средств, взыскиваемых в результате предъявления регрессных требований к страхователям, медицинским учреждениям и другим субъектам;
- средств, получаемых от применения финансовых санкций к страхователям за нарушение порядка уплаты страховых взносов.
Главной задачей ТФОМС является обеспечение реализации ОМС на каждой территории субъектов РФ на принципах всеобщности и социальной справедливости. На ТФОМС возложена основная работа по обеспечению финансовой сбалансированности и устойчивости системы ОМС. ТФОМС выполняют следующие функции в организации ОМС:
- собирают страховые взносы на ОМС;
- осуществляют финансирование территориальных программ ОМС;
- заключают договоры со страховыми медицинскими организациями на финансирование проводимых СМО программ ОМС по утверждаемым ТФОМС дифференцированным душевым нормативам;
- осуществляют инвестиционную и иную финансово-кредитную деятельность, в том числе предоставляют страховым медицинским организациям кредиты при обоснованной нехватке у них финансовых средств;
- формируют финансовые резервы для обеспечения устойчивости функционирования ОМС, в том числе нормированный страховой запас в размере двухмесячного объема финансирования территориальных программ (сейчас резерв понижен до 1/2 месячного объема);
- осуществляют выравнивание условий финансирования ОМС по территориям городов и районов;
- разрабатывают и утверждают правила ОМС граждан на соответствующей территории.
2. Добровольное медицинское страхование.
Экономические предпосылки возникновения ДМС. Во-первых, ДМС появляется и успешно развивается там и тогда, где и когда возникает необходимость оплаты (полной или частичной) медицинских услуг. Если медицинская помощь оказывается бесплатно и полностью финансируется государством или системой ОМС, то потребность в дополнительном медицинском страховании отсутствует.
Во-вторых, периодичность наступления риска заболевания в течение жизненного цикла человека позволяет отнести этот риск к числу страхуемых за счет выравнивания его последствий для больших групп населения. Риск болезни реально затрагивает каждого человека, но при этом выявлена устойчивая статистическая закономерность, позволяющая разделить жизнь человека на четыре периода, характеризующих частоту наступления заболевания:
1) с рождения до 15-летия — период детских болезней, характеризующийся достаточно высоким уровнем заболеваемости;
2) с 15 до 40 лет — период стабильности, характеризующийся наименьшей заболеваемостью;
3) с 40 до 60 лет — период постепенного нарастания риска;
4) после 60 лет — период наиболее высокого риска заболеваемости. [8, с. 104]
Такая динамика риска позволила осуществлять его равномерное распределение в обществе с помощью страхования с использованием выравненных страховых премий для разных возрастных групп.
В-третьих, потребность в ДМС напрямую зависит от того, в какой части риск заболевания покрывается обязательными системами медицинского страхования. Чем уже спектр гарантий по ОМС, тем выше спрос на частное медицинское страхование, и наоборот.
В-четвертых, спрос на частное медицинское страхование определяется во многих случаях желанием получить гарантию не только лечения, но и высокого уровня обслуживания в медицинском учреждении (отдельная палата, сиделка, лечение у ведущих специалистов и некоторые другие услуги).
В-пятых, потребность в ДМС становится весьма актуальной при выезде за рубеж, особенно в те страны, где получение визы невозможно без предъявления медицинской страховки на время поездки.
В законе РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» основная цель медицинского страхования сформулирована следующим образом: «...гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия».
Исходя из общей цели, можно выделить несколько частных задач.
Социальные задачи:
охрана здоровья населения; обеспечение воспроизводства населения; развитие сферы медицинского обслуживания.
Экономические задачи:
- финансирование здравоохранения, улучшение его материальной базы;
- защита доходов граждан и их семей;
- перераспределение средств, идущих на оплату медицинских услуг, между различными группами населения.
Социально-экономическое значение ДМС заключается в том, что оно дополняет гарантии, предоставляемые в рамках социального обеспечения и социального страхования, до максимально возможных в современных условиях стандартов. Это касается в первую очередь проведения дорогостоящих видов лечения и диагностики; применения наиболее современных медицинских технологий; обеспечения комфортных условий лечения; осуществления тех видов лечения, которые включены в сферу «медицинской помощи по жизненным показаниям».
Основные виды ДМС. Виды ДМС различают в зависимости от последствий наступления болезни, как экономического, так и медико-реабилитационного характера; объема страхового покрытия; типа страхового тарифа; степени дополнения системы ОМС.
По экономическим последствиям для человека выделяют два вида страхования:
- страхование затрат, связанных с лечением, восстановлением здоровья;
- страхование потерь дохода, связанных с наступлением заболевания.
По медико-реабилитационным последствиям виды страхования различают в зависимости от типа и методов необходимого лечения. Обычно выделяют следующие виды страхования расходов по оказанию медицинской помощи:
- на амбулаторное лечение и домашнего (семейного) врача;
- на стационарное лечение;
- на стоматологическое обслуживание;
- на специализированную диагностику заболеваний;
- на приобретение лекарств;
- на посещение врачей-специалистов;
- на протезирование;
- на приобретение очков, контактных линз;
- на затраты, связанные с беременностью и родами;
- на сервисные расходы;
- на затраты по уходу за больным.
Естественно, что набор гарантий расширяется или сужается каждой отдельной страховой компанией в зависимости от того, по каким программам ДМС она предпочитает работать. Поэтому принято выделять основные виды медицинского страхования и дополнительные виды (опционы).
К первым относят страхование расходов на амбулаторное и стационарное медицинское обслуживание. Эти гарантии компенсируют затраты на основное лечение, необходимое по жизненным показаниям.
Ко вторым относят виды страхования, покрывающие расходы на сопутствующие лечению услуги или специализированную медицинскую помощь (стоматологию, родовспоможение, протезирование и некоторые другие).
В зависимости от объема страхового покрытия различают:
- полное страхование медицинских расходов;
- частичное страхование медицинских расходов;
- страхование расходов только по одному риску.
Полное медицинское страхование предоставляет гарантию покрытия расходов как на амбулаторное, так и стационарное лечение. В отличие от полного частичное страхование покрывает затраты либо на амбулаторное лечение, либо на стационарное, либо специализированное лечение (стоматология, санаторно-курортное лечение, родовспоможение и т. п.) по выбору страхователя.
По типам применяемых страховых тарифов медицинское страхование классифицируют следующим образом:
- по полному (комбинированному) тарифу;
- по тарифу с собственным участием страхователя;
- по тарифу с лимитом ответственности страховщика;
- с динамическими тарифами.
Страхование по полному тарифу предполагает оплату страхователем премии за гарантию покрытия всех расходов по амбулаторному и/или стационарному лечению с включением дополнительной оплаты за выбранные опционы. [9, с. 409]
Страхование по принципу собственного участия страхователя предполагает франшизу, в зависимости от которой медицинские расходы покрываются либо начиная с оговоренной в договоре суммы, либо при каждом страховом случае страхователь самостоятельно оплачивает согласованную со страховщиком часть произведенных затрат на лечение.
Тарифы с лимитом ответственности позволяют страховщику ограничить свое участие в покрытии медицинских расходов страхователя в пределах суммы, за которую страхователь в состоянии заплатить премию и которая соответствует его потребностям. Лимит ответственности может устанавливаться тремя путями:
1) согласуется сумма страхового покрытия за год, в пределах которой страховщик производит оплату медицинских расходов страхователя (условие — «покрываются все расходы, но не более х д. е. за год»);
2) устанавливаются предельные суммы покрытий для определенных видов медицинских услуг (условие — определенная нозология покрывается до х д. е.);
3) определяется доля участия страховщика в покрытии медицинских расходов страхователя (условие — возмещается х% расходов страхователя по каждому страховому случаю).
В зависимости от того, происходит ли наложение двух видов медицинского страхования — обязательного и добровольного на один и тот же страховой риск, можно выделить:
- дополнительное частное медицинское страхование;
- самостоятельное частное медицинское страхование.
Поскольку теми или иными системами ОМС во многих странах охвачена основная часть населения, то страховщики разработали такие виды добровольного медицинского страхования, которые позволяли бы гражданам, участвующим в ОМС, с помощью частного страхования полностью покрывать расходы на те медицинские услуги, которые оплачиваются программой ОМС частично, или улучшать условия своего медицинского обслуживания по ОМС. Дополнительное ДМС предоставляет покрытие расходов на дорогостоящие операции, на привлечение ведущих врачей — специалистов, выбор больницы и врача, создание комфортных условий лечения, обеспечение ухода и некоторые другие.
Самостоятельное медицинское страхование предлагает медицинские полисы: гражданам, которые не участвуют в ОМС; отдельным группам населения, имеющим особенности лечения (дети, женщины и некоторые другие); для лечения в частных клиниках и у частнопрактикующих врачей; для обеспечения медицинской страховкой при выезде за рубеж.
Страхование суточных выплат, которое покрывает потерю дохода, обусловленную заболеванием, предлагается страховщиками в трех вариантах:
- страхование суточных выплат при пребывании в больнице;
- страхование суточных выплат за день болезни;
- страхование суточных выплат за дни нуждаемости в уходе.
Поскольку в России страхование суточных выплат по медицинскому страхованию не проводится, в дальнейшем мы будем рассматривать только страхование медицинских расходов.
Предметом ДМС являются расходы на необходимое с медицинской точки зрения медицинское обслуживание застрахованного лица в случае болезни или при несчастном случае. Исходя из возможностей современной медицины и потребностей клиентов, страховые организации разрабатывают правила страхования, а затем конкретизируют их, составляя различные программы добровольного медицинского страхования.
Правила ДМС содержат общие условия страхования:
- определение объекта страхования, страхового случая, страховой суммы;
- порядок заключения и ведения страхового договора;
- условия выплаты страхового возмещения;
- перечень стандартных исключений из страхового покрытия.
В качестве объекта ДМС обычно указывается риск возникновения затрат на медицинское обслуживание застрахованного.
Под страховым случаем в ДМС понимают обращение застрахованного лица в медицинское учреждение (к врачу) за медицинской помощью. Страховой случай считается урегулированным, когда по медицинским показаниям исчезает необходимость дальнейшего лечения. Число страховых случаев по правилам ДМС может быть неограниченным.
Страховое покрытие по ДМС определяется: 1) либо твердо установленной страховой суммой, в пределах которой оплачивается
годовой объем конкретных медицинских расходов застрахованного; 2) либо перечнем страховых случаев, при которых гарантируется полная оплата лечения; 3) либо перечнем медицинских расходов с лимитом ответственности страховщика по каждому виду.
Полное покрытие по ДМС гарантирует оплату следующих расходов.
Затраты, связанные с амбулаторным лечением:
- врачебная помощь (посещения врача, обследования, консультации специалистов, проведение операций в амбулаторных условиях);
- лабораторные анализы и диагностика;
- лекарства;
- лечебные средства иного характера (физиотерапия, массаж, оптика, протезы, аппараты для анализа, сердечной стимуляции, инвалидные коляски и т. п.).
Затраты, связанные со стационарным лечением:
- врачебная помощь, включая операции;
- доставка в клинику;
- содержание в стационаре;
- затраты на диагностику;
- лекарства и иные лечебные средства.
Затраты на стоматологические услуги.
Определение страхового покрытия включает также и условия расширения содержания договора застрахованным. Обычно они включают гарантии дополнительных видов медицинских расходов и условия применения других ступеней тарифа.
В правилах страхования ДМС аналогично другим видам страхования приводится стандартный набор исключений из страхового покрытия. Страховая выплата (оплата медицинских расходов) не производится страховщиком в случае, если:
1) заболевание явилось результатом несчастного случая вследствие военных действий или военной службы;
2) заболевание наступило вследствие преднамеренных действий застрахованного;
3) лечение производилось методами, не признанными официальной медициной или в клиниках, не имеющих официальной аккредитации или лицензии.
Прекращение действия договора страхования. Страховой договор ДМС может быть расторгнут аналогично другим страховым договорам по инициативе как клиента, так и страховщика.
Страхователь может расторгнуть договор в случае нарушения страховщиком принятых на себя обязательств — повышения размера страховых премий.
Страховщик может расторгнуть договор в случае неуплаты страховых взносов в установленные сроки, при нарушении страхователем обязанности предоставить в заявлении полную и добросовестную информацию о себе, при нарушении медицинских предписаний, использовании медицинского полиса другими лицами. [5, с. 207]
Кроме того, договор прекращает действие:
- при истечении срока действия договора;
- по согласованию сторон;
- в случае смерти застрахованного;
- по решению суда;
- при ликвидации страховщика.
При досрочном расторжении договора страховщик возвращает страхователю часть страховых взносов, пропорциональную не истекшему сроку действия договора, за вычетом произведенных страховщиком расходов.
Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью разработала примерные правила добровольного медицинского страхования, на которые должны ориентироваться отечественные страховщики.
Правила предусматривают три вида возможного страхового покрытия по выбору страхователя:
- на условиях «полной страховой ответственности», когда страховщик обеспечивает застрахованному оплату как стационарных, так и амбулаторных медицинских услуг в пределах перечня, согласованного со страхователем;
- на условиях «гарантированного предоставления медицинских услуг при амбулаторном лечении», когда страховщик оплачивает только амбулаторную помощь по выбранному страхователем перечню услуг и учреждений;
- на условиях «гарантированного предоставления медицинских услуг при стационарном лечении», когда страховщик оплачивает.
- только стационарную помощь в соответствии с перечнем услуг и учреждений, выбранных страхователем.
Под страховой суммой понимается предельный уровень страхового обеспечения, определяемый исходя из перечня и стоимости медицинских услуг, включенных в договор страхования.
Особенности оформления договора ДМС касаются только преддоговорного периода, оформления полиса, определения страхового случая и состава исключений из страхового покрытия.
Договоры ДМС должны заключаться без предварительного медицинского освидетельствования. Однако страховщик имеет право в частных условиях страхования предусмотреть обязательное медицинское освидетельствование в целях определения группы риска и дифференциации страховых премий.
Одновременно со страховым медицинским полисом страхователю должна вручаться именная страховая карточка, которая дает застрахованному право получать соответствующие услуги в определенных договором медицинских учреждениях.
По правилам Росстрахнадзора договор ДМС вступает в силу со дня уплаты страхового взноса. Специального периода ожидания не предусмотрено, хотя оговаривается, что в договоре могут устанавливаться и другие сроки начала действия договора, но не ранее даты уплаты страховой премии.
Наступление страхового случая в ДМС не является завершением страхового договора, как во многих других договорах страхования от ущерба. Напротив, договор ДМС заранее предусматривает возникновение нескольких страховых случаев в течение договора.
Правилами предусматривается, что страховщик имеет право не оплачивать медицинские услуги, предоставленные застрахованному в следующих случаях:
- получение травмы в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- получение травмы или иного расстройства здоровья в результате совершения застрахованным умышленного преступления;
- покушение на самоубийство;
- умышленное причинение себе телесных повреждений;
- получение медицинских услуг, не предусмотренных договором страхования;
- получение медицинских услуг в учреждениях, не предусмотренных договором страхования.
Конкретный перечень медицинских услуг и медицинских учреждений по договору страхования и объем страховой ответственности выбираются страхователем при подаче заявления на страхование из перечня страховых медицинских программ, разрабатываемых и предлагаемых страховщиком.
В РФ в настоящее время в системе ДМС превалируют коллективные формы страхования за счет средств работодателей. Тому способствуют достаточно благоприятные экономико-правовые условия использования финансовых ресурсов предприятий для оплаты медицинского страхования своих работников.
Во-первых, как и для некоторых других видов страхования, взносы на ДМС могут относиться предприятием на себестоимость продукции в размере 1% от валового оборота.
Во-вторых, суммы страховых платежей, уплачиваемых предприятием в пользу работников по договорам ДМС, заключаемым на срок не менее одного года, не подлежат обложению взносами во внебюджетные фонды.
В-третьих, суммы страховых взносов на ДМС, уплачиваемые работодателями в пользу своих работников, не подлежат обложению подоходным налогом в составе совокупного годового дохода работников.
В-четвертых, не входят в состав совокупного облагаемого дохода суммы оплаты медицинских расходов застрахованных лиц по договорам ДМС, заключенным предприятием в пользу своих работников.
3. Медицинское страхование граждан, выезжающих за рубеж.
Страхование граждан, выезжающих за рубеж, - сложный комплексный вид страхования, который невозможно классифицировать однозначно. Хотя традиционно принято относить его к страхованию от несчастного случая, в нем также присутствуют элементы и имущественного страхования, и страхования неотложной помощи.
Причем именно последняя составляющая в значительной степени определяет специфику страхования граждан, выезжающих за рубеж. Поэтому вопрос о месте данного вида страхования в общей классификации страховой деятельности следует рассмотреть подробно. [11, с. 183]
Основное содержание данного вида страхования представляет компенсация медицинских расходов, могущих возникнуть в заграничной поездке вследствие внезапного заболевания или несчастного случая. Этой своей стороной страхование граждан, выезжающих за рубеж, тесно смыкается с обыкновенным страхованием от несчастного случая (в части возмещения медицинских расходов). В отличие от медицинского страхования возмещению здесь подлежат только те расходы, которые возникают вследствие внезапного заболевания или несчастного случая. Отличие же от обыкновенного страхования от несчастного случая заключается в территории действия полиса. Если речь идет об обыкновенном страховании от несчастного случая или медицинском страховании, ответственность страховщика здесь, как правило, территориально ограничивается страной постоянного проживания застрахованного. В страховании граждан, выезжающих за рубеж, напротив, покрытие распространяется на зарубежные государства и не действует на территории страны постоянного проживания.
Помимо компенсации медицинских расходов, страхование граждан, выезжающих за рубеж, может включать и другие гарантии, причем некоторые из них (такие, например, как предоставление юридической помощи или помощи на дорогах) выходят за рамки личного страхования. Хотя эти гарантии могут носить факультативный характер, сам факт их наличия придает страхованию граждан, выезжающих за рубеж, комплексный характер.
Но самая яркая характерная черта страхования граждан, выезжающих за рубеж,— включение в него так называемого страхования неотложной помощи. Это своеобразное и достаточно новое явление в страховании, заслуживающее отдельного рассмотрения.
Под страхованием неотложной помощи (в международной терминологии — assistance insurance) понимается специфический вид страхования, объектом которого является незамедлительное оказание застрахованному помощи в определенных чрезвычайных ситуациях. Если в классическом страховании речь идет о возмещении ущерба, то в страховании неотложной помощи — об оказании услуги в форме немедленной помощи. Элемент возмещения в страховании неотложной помощи отходит на второй план, а на первый план выходит элемент услуги как таковой. Например, при поломке автомобиля на дороге предметом страхования неотложной помощи будет вызов ремонтников на место происшествия и буксировка автомобиля до ремонтной мастерской, а непосредственно сам ремонт будет оплачен из средств страхователя или за счет автотранспортного страхования — каско (если соответствующий договор имеется). Аналогично в ситуации, связанной с заболеванием застрахованного, компенсация расходов на лечение будет являться предметом медицинского страхования, а вот такие услуги, как вызов врача в ночное время или срочная госпитализация, — предметом страхования неотложной помощи.
Следует отметить, что в страховании неотложной помощи страховая компания часто выступает только как организатор оказания услуги, как посредник между организацией, непосредственно оказывающей услугу (поставщиком услуги), и застрахованным. Тем не менее данная деятельность несомненно относится к страховой, так как основывается на передаче риска возникновения необходимости неотложной помощи в обмен на предварительную уплату определенной страховой премии.
Элемент страхования неотложной помощи присутствует не только в страховании граждан, выезжающих за рубеж. Широкое распространение в западных странах получило страхование технической помощи на дорогах, несколько менее развито страхование технической помощи в домашнем хозяйстве, медицинской помощи на месте постоянного проживания и т. д. Лидер в данной области, компания EUROP ASSISTANCE, предлагает своим клиентам услуги по организации следующих видов неотложной помощи:
медицинская помощь на территории страны постоянного проживания;
- помощь гражданам, выезжающим за рубеж;
- помощь на дорогах;
- помощь владельцам яхт и лодок;
- техническая помощь в домашнем хозяйстве;
- юридическая помощь;
- техническая помощь владельцам компьютеров;
- техническая помощь владельцам сотовых телефонов.
Однако следует отметить, что перечисленные виды страхования неотложной помощи практически никогда не продаются в виде отдельных страховых продуктов. В качестве дополнительных гарантий они могут быть включены в соответствующий страховой полис (автотранспортного страхования, медицинского страхования и т. п.). Исключение составляет страхование граждан, выезжающих за рубеж. Здесь элемент страхования неотложной помощи — определяющий, и этому есть очевидные причины. Находясь в зарубежной поездке, человек оказывается в незнакомой среде. При наступлении болезни или несчастного случая основной проблемой путешественника может стать не оплата медицинских расходов как таковая, а получение соответствующей помощи. Вызов врача, скорой помощи, общение с персоналом лечебных учреждений, покупка лекарств и медикаментов — все это и многое другое в чужой стране может вызвать серьезные трудности. А что делать, если пострадавшего в поездке сопровождают дети, которых необходимо отправить на родину? Если по медицинским показаниям нужно организовать перемещение больного в специализированное учреждение? Если ситуация настолько серьезна, что существует необходимость в присутствии кого-либо из ближайших родственников? Очевидно, что страхование граждан, выезжающих за рубеж, непременно должно включать в себя элемент страхования неотложной помощи, причем роль, которую играет последнее, нельзя назвать подчиненной или вспомогательной.
Организация страхования граждан, выезжающих за рубеж, возможна в двух формах:
- компенсационной,
- сервисной.
В первом случае элемент страхования неотложной помощи отсутствует; застрахованный в поездке не только самостоятельно оплачивает медицинские услуги, но и берет на себя их организацию. По возвращении на родину он на основании предоставленных документов (счетов, рецептов и пр.) получает от страховщика компенсацию тех расходов, которые включены в страховое покрытие. Ответственность страховщика при данной форме страхования обычно ограничивается суммой в 200-400 долл. США — сумма незначительная, но обычно вполне достаточная для оплаты первичного обращения к врачу в случае острой необходимости. Хотя эта система и является примером классического компенсационного страхования, широкого распространения она не получила, поскольку не удобна ни для страховщика, ни для его клиентов. Застрахованный в этом случае обязан иметь при себе определенную, причем довольно значительную для частного лица, денежную сумму, предназначенную для оплаты медицинских расходов. Страховщик же в данной ситуации практически лишен возможности проверять обоснованность производимых застрахованным расходов; процессы обращения за помощью, лечения, транспортировки и т. п. ему фактически не подконтрольны. Существует и еще одна причина, препятствующая развитию страхования граждан, выезжающих за рубеж, в компенсационной форме. Известно, что наличие соответствующей страховки — необходимое условие получения визы для въезда гражданина России в большинство зарубежных стран. Национальные системы социального обеспечения этих государств не рассчитаны на оказание медицинской помощи туристам из России, поток которых за последние годы неизмеримо возрос. Поэтому естественно, что наличие полиса в компенсационной форме, выданного российской страховой компанией, не является для консульств иностранных государств надежной гарантией того, что возможные медицинские расходы российского туриста за границей действительно будут оплачены.
В силу перечисленных причин преимущественное развитие получило страхование граждан, выезжающих за рубеж, в сервисной форме. Если рассматривать эту систему с позиции клиента, она выглядит следующим образом. Перед поездкой клиент заключает с отечественной страховой компанией договор страхования, который, как правило, гарантирует ему оплату оговоренных медицинских расходов, а также оказание соответствующих услуг. В страховом полисе указаны телефоны оперативных (сервисных) центров, по одному из которых застрахованный обязан сообщить о факте болезни или несчастного случая. С этого момента организацией и оплатой помощи застрахованному занимается исключительно оперативный центр.
Для успешного функционирования системы необходимы как минимум два условия:
1) связь с оперативным центром должна быть доступна в течение 24 час. в сутки, включая выходные и праздничные дни;
2) в распоряжении оперативного центра должна быть разветвленная и отлаженная сеть поставщиков услуг, действующая на территории большинства стран и способная обеспечить застрахованному весь комплекс услуг от первичной госпитализации до возвращения на родину.
Очевидно, что далеко не каждый страховщик, будь то российская или иностранная компания, в состоянии содержать собственную сеть оперативных центров и поставщиков услуг по всему миру. Подобной деятельностью занимается ограниченное число узкоспециализированных организаций — страховых или сервисных компаний. Степень концентрации на данном специфическом рынке высока; несколько крупных специализированных организаций занимают лидирующие позиции. Первое место удерживает крупнейшая специализированная страховая компания Europ Assistance (группа Generall), контролирующая до 30% мирового рынка страхования неотложной помощи. В 1993 г. оборот компании Europ Assistance составил 1,5 млрд фр., число клиентов достигло 60 млн, было зафиксировано 1 100 000 случаев оказания услуг. Сеть компании охватывает 210 стран мира и насчитывает 2411 оперативных центров и 78000 организаций — поставщиков услуг. [7, с. 313]
Среди лидеров можно назвать компанию Gesa Assistance (группа UAP), контролирующую 12% мирового рынка страхования неотложной помощи, а также Mondial (AGF и GAN), Elvia (Alianz), Mercur (Alianz).
Эти специализированные организации продают свой продукт либо непосредственно конечному потребителю, либо неспециализированным страховым компаниям, осуществляющим страхование граждан, выезжающих за рубеж, и включающим предоставление неотложной помощи в перечень своих гарантий. В настоящее время подавляющее большинство договоров страхования граждан, выезжающих за рубеж (за исключением немногочисленных компенсационных договоров), заключается в России именно данным способом.
Это значит, что полис страхования граждан, выезжающих за рубеж, представляет собой сложный продукт, комбинацию продуктов как минимум двух субъектов:
- непосредственного страховщика, т. е. неспециализированной страховой компании, осуществляющей страхование граждан, выезжающих за рубеж,
и организатора оказания услуг, в качестве которого могут выступать:
а) специализированная страховая компания, занимающаяся страхованием неотложной помощи;
б) специализированная нестраховая сервисная компания.
Распределение обязанностей и расходов между непосредственным страховщиком и компанией — организатором оказания услуг определяется содержанием договора между ними. Организатор оказания услуг не несет расходов по оплате собственно медицинских услуг: все произведенные им по этому поводу выплаты впоследствии должны быть возмещены непосредственным страховщиком. Расходы по организации оказания помощи могут быть возложены:
- на организатора оказания услуг, если им является специализированная компания страхования неотложной помощи, — в обмен на уплату соответствующей страховой премии;
- на непосредственного страховщика:
а) если в роли организатора оказания услуг выступает нестраховая сервисная компания;
б) если в роли организатора оказания услуг выступает специализированная страховая компания, но по условиям договора она действует как сервисная компания, т. е. берет на себя организацию оказания помощи за счет непосредственного страховщика.
Система оказания услуг представлена двумя важнейшими составляющими:
- сетью оперативных центров сервисной компании;
- сетью поставщиков услуг.
Сеть оперативных центров — основа системы оказания помощи. Крупнейшие сервисные компании имеют сети, состоящие из десятков оперативных центров по всему миру. Принцип работы оперативного центра заключается в том, чтобы обеспечить застрахованным оказание неотложной помощи в любой географической точке, на которую распространяется страховое покрытие, в течение 24 час. в сутки. Оперативный центр должен быть оборудован мощной компьютерной сетью и иметь достаточное число телефонных линий и операторов.
Сеть поставщиков услуг может быть организована различными способами:
во-первых, сервисная компания может содержать собственную сеть поставщиков услуг;
во-вторых, сервисная компания может использовать услуги внешней сети. Это оптимальный и наиболее распространенный вариант;
в-третьих, сервисная компания может привлекать к оказанию помощи отдельных поставщиков услуг так называемым разовым, или случайным, способом. Речь идет об услугах таких организаций, как полиция, таможня, визовые отделы консульств и посольств и т. д.
При наступлении страхового случая застрахованный должен позвонить в ближайший оперативный центр и сообщить свое имя, номер полиса, местонахождение и сущность возникшей проблемы. Оператор проверяет, действительно ли данное лицо является застрахованным и каков объем его гарантий по договору страхования. Затем он выбирает из базы данных поставщика услуг и делает J заявку на оказание помощи застрахованному.
Затем оператор по возможности связывается с застрахованным, оповещает его о том, когда и каким образом будет оказана помощь, и контролирует оказание услуги. В сложных случаях, когда речь идет, например, о транспортировке больного, инспектор оперативного центра будет поддерживать постоянную связь с поставщиком услуги до момента завершения транспортировки.
На практике возможны отклонения от описанной последовательности оказания помощи.
Во-первых, по условиям договора страхования застрахованный может связаться непосредственно с поставщиком услуги, например с медицинским учреждением, телефон которого указан в полисе.
Во-вторых, в ряде случаев у застрахованного отсутствует возможность связаться с оперативным центром. В таких ситуациях он имеет право обратиться в любое медицинское учреждение, а впоследствии оповестить об этом сервисную компанию. Условия договора страхования обычно налагают на застрахованного определенные ограничения в выборе поставщика услуг: это может быть врач, имеющий соответствующий сертификат и (или) лицензию, либо лечебное учреждение, имеющее лицензию и использующее официально признанные методы лечения.
Возможна ситуация, когда застрахованный взял на себя организацию и оплату соответствующих услуг, не вступая в контакт с сервисной компанией, и рассчитывает на компенсацию своих расходов непосредственным страховщиком по возвращении на родину. Как правило, по условиям страхования такое поведение застрахованного служит для страховой компании основанием для отказа в выплате страхового возмещения. Однако на практике отечественные страховщики часто учитывают неосведомленность российских туристов в вопросах страхования, языковые трудности и неполадки в работе оперативных центров и производят компенсацию расходов застрахованного, включенных в страховое покрытие, при наличии соответствующих документов.
Страховое покрытие. Основным элементом страхового покрытия является оплата расходов на необходимое с медицинской точки зрения лечение застрахованного лица от внезапного заболевания или последствий несчастного случая. Под несчастным случаем подразумевается любое непредвиденное событие, приводящее к физическим повреждениям. Под внезапным заболеванием в контексте договора страхования понимается острое и неожиданное расстройство здоровья, требующее срочного медицинского вмешательства. Страховщик гарантирует возмещение следующих расходов:
а) по амбулаторному лечению;
б) по лечению и проведению хирургических операций в стационаре, официально признанном в стране пребывания;
в) по использованию лекарственных препаратов и перевязочного материала при амбулаторном и стационарном лечении;
г) по применению в лечебных целях различных вспомогательных средств (гипсовых форм, бандажей, костылей) по назначению врача;
д) по диагностике и анализам;
е) по транспортировке к ближайшему от места происшествия медицинскому учреждению или врачу посредством официально признанной службы скорой помощи;
ж) по перевозу в специализированное лечебное учреждение по медицинским показаниям;
з) по экстренной стоматологической помощи.
По последней гарантии обычно устанавливается лимит ответственности страховщика, который, однако, не действует в том случае, если необходимость стоматологической помощи является результатом несчастного случая.
Не подлежат возмещению расходы, связанные с оказанием застрахованному услуг экстренной медицинской помощи, в случаях, если:
а) путешествие было предпринято с целью получить лечение;
б) страховой случай произошел в результате прямого или косвенного воздействия радиоактивного облучения;
в) расходы связаны с заболеваниями, которые в течение определенного периода перед датой страхования требовали лечения. Исключение составляют ситуации спасения жизни, снятия острой боли или обязательного медицинского вмешательства для предотвращения длительной нетрудоспособности;
г) расходы связаны с курсом лечения, начатым до и продолжающимся во время действия договора страхования, или если поездка была предпринята застрахованным, несмотря на существование медицинских противопоказаний;
д) расходы связаны с беременностью на поздних сроках или абортами (за исключением вынужденного прерывания беременности, явившегося следствием несчастного случая) и родами;
е) расходы связаны с нервными, психическими, хроническими заболеваниями и их обострением, а также состояниями, которые не стабилизировались вплоть до даты отъезда и для которых существует реальный риск быстрого ухудшения;
ж) страховой случай произошел в результате самоубийства, покушения на самоубийство, умышленных действий страхователя;
з) расходы связаны с венерическими заболеваниями, СПИДом или любым подобным синдромом;
и) расходы связаны с интоксикацией после употребления алкоголя или наркотиков;
к) расходы связаны с любым протезированием, включая зубное и глазное;
л) расходы связаны с косметической или пластической хирургией, если только она не обусловлена травмой, полученной от несчастного случая в период страхования;
м) расходы не являются обязательными для диагностики и лечения;
н) лечение осуществлялось родственниками застрахованного.
При необходимости сервисная компания определяет порядок возвращения застрахованного на родину с использованием санитарной авиации, рейсового самолета (при необходимости на носилках), поезда (спальный вагон), санитарной машины. Возможно сопровождение пациента во время возвращения врачом и (или) санитаром. [13, с. 302]
В случае смерти застрахованного страховщик оплатит репатриацию останков до места захоронения после оформления всей необходимой документации. Расходы по организации похорон несет семья застрахованного.
Если в результате страхового случая застрахованный был госпитализирован и ситуация требует присутствия родственника, страховщик оплатит проезд этого родственника туда и обратно, причем все прочие расходы, связанные с пребыванием родственника, не оплачиваются.
Если в результате несчастного случая или болезни застрахованного дети, путешествующие с ним, остались без присмотра, страховщик гарантирует организацию и оплату их досрочного возвращения домой.
В качестве факультативных гарантий в страховое покрытие страхования граждан, выезжающих за рубеж, могут быть включены: возвращение и отправка багажа по другому адресу, передача срочных сообщений, оказание помощи при потере или похищении документов, обеспечение помощи при поломке личного автотранспорта и болезни водителя.
Договор страхования действует на территории, соответствующей стране (или странам) назначения поездки застрахованного. Страховое покрытие, как правило, не распространяется на те страны, в которых отсутствует оперативная сеть сервисной компании. К этой категории, в числе прочих, относятся страны бывшего СССР (за исключением стран Балтии). Страхование граждан, выезжающих за рубеж, ни при каких обстоятельствах не распространяется па страну постоянного проживания застрахованного.
Страховая защита начинается со дня, который указан в страховом полисе как день начала страхования, но не ранее, чем будет пересечена граница государств, указанных в полисе в качестве стран поездки, и действует в течение времени, определенного в полисе. Страховая защита заканчивается с момента наступления первым одного из следующих событий: истечение срока действия договора страхования, окончание поездки, возвращение застрахованного на родину.
Моментом окончания поездки будет считаться момент пересечения границы государств, не указанных в страховом полисе.
Если в результате страхового случая во время поездки застрахованному требуется лечение, по продолжительности превышающее срок действия договора страхования, срок действия договора автоматически продлевается до наступления момента, когда медицинские показания сделают возможным его возвращение на родину, или момента, когда расходы достигнут лимита ответственности страховщика по договору страхования.
Лимит ответственности страховщика определяется при заключении договора страхования и зависит от страны поездки и выбора страхователя. На практике в настоящее время встречаются самые разнообразные лимиты — от 1000 до 100 000 долл. США.
Особенности формирования страховой премии. Страховой тариф по страхованию граждан, выезжающих за рубеж, выражается в абсолютной страховой премии в расчете на один день поездки.
Основными факторами, влияющими на величину тарифа, являются:
1. Возраст застрахованного. Часто страховые компании предусматривают скидки для детей 5—16 лет. Для застрахованных, чей возраст превышает установленный (60, 65, 70 лет — в зависимости от компании), тарифы соответственно увеличиваются в 1,5—3 раза, поскольку риск внезапного возникновения болезни или несчастного случая для данной возрастной категории существенно выше.
2. Страна поездки. Минимальные страховые тарифы, как правило, устанавливаются для Европы и стран Средиземноморья. Для поездок в другие страны тарифы могут быть увеличены в 1,5—2 раза. Это может быть связано как с высокими ценами на медицинские услуги (например, в США и Канаде), так и с удаленностью и труднодоступностью территорий.
3. Продолжительность поездки. В целом с увеличением продолжительности поездки страховая премия в расчете на один день страхования несколько уменьшается.
4. Цель поездки. Страховые компании, как правило, устанавливают минимальные тарифы для поездок туристического назначения и повышенные тарифы для спортивных походов, соревнований и т. п.
5. Лимит ответственности страховщика. С увеличением лимита ответственности страховщика величина страхового тарифа в расчете на один день соответственно возрастает.
6. Применение лимитов и франшиз. Применение ограничений ответственности страховщика в виде лимитов и франшиз обычно влечет за собой некоторое снижение страховой премии.
7. Способ продаж. Как правило, российские страховые компании предусматривают значительные скидки для туристических групп в зависимости от числа застрахованных. По этой причине наименее дорогими для клиентов являются полисы, реализуемые через туристические агентства.
Страхование граждан, выезжающих за рубеж, является в России сравнительно молодым и бурно развивающимся видом страхования. Его возникновение связано с изменением образа жизни российских граждан и резким увеличением числа зарубежных поездок.
Заключение
Обязательное медицинское страхование гарантирует гражданам оплату медицинских услуг наиболее распространенного характера в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым в базовой и территориальной программах ОМС.
Страховые взносы в фонды ОМС обязаны платить все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности и организационно-правовых форм деятельности. Это относится и к гражданам, занимающимся индивидуальной трудовой деятельностью, и к лицам творческих профессий.
Добровольное медицинское страхование — весомое дополнение к системам государственного здравоохранения или обязательного медицинского страхования. Основной целью добровольного медицинского страхования является компенсация застрахованным гражданам финансовых расходов и потерь, связанных с болезнью или травмой, которые не покрываются государственной или обязательной страховой медициной.
Объектами добровольного медицинского страхования выступают две группы страховых рисков: 1) возникновение расходов на медицинские услуги по восстановлению здоровья, реабилитации, уходу; 2) потеря дохода в связи с невозможностью осуществления трудовой деятельности как во время заболевания, так и после — при наступлении инвалидности. Законодательство Российской Федерации ограничило объект медицинского страхования только возмещением затрат на медицинское обслуживание.
Страхование граждан, выезжающих за рубеж, — это комплексный вид страхования, основу которого составляют гарантии компенсации медицинских расходов, возникающих вследствие внезапного заболевания или несчастного случая во время зарубежной поездки. Важнейшей отличительной особенностью данного вида страхования является включение в него элемента страхования неотложной помощи (assistance insurance).
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс РФ. Ч 2, гл. 48. – М.: Проспект, 1996. – с. 313 – 329
2. Налоговый кодекс РФ. Ч 1 и 2. – М.: Изд-во ПРИОР, 2003. – с. 83 – 185
3. Алев Ш. Р., Васильев Н. Н. Страхование: теория, практика и зарубежный опыт. – М.: «Экспертное бюро – Н», 1998. – 378 с.
4. Бендина И. В. Страхование: Конспект лекций. – М.: Изд-во ПРИОР, 2000. – 144 с.
5. Гвозденко А. А. Основы страхования: Учеб пособие. – М.: Финансы и статистика, 1998. – 300 с.
6. Глушко М. Предстраховая экспертиза // Страховое дело. – 2000. № 6. – с. 23 – 25
7. основы страховой деятельности: Учебник. / Отв. ред. Т. А. Федорова. – М.: Изд-во БЕК, 2001. – 768 с.
8. Петров Д. А. Страховое право: учеб пособие. – СПБ: Знание СПб и ВД – СЭП, 2000. – 139 с.
9. Страхование от А до Я. Книга для страхователей / Под ред. Л. И. Рейтмана. – М.: Банковский и биржевой научно-консультационный центр, 1992. – 525 с.
10. Фочельсов Ю. Б. Введение в страховое право. – М.: Изд-во БЕК, 1999. – 224 с.
11. Шахов В. В. Введение в страхование. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 192 с.
12. Шахов В. В. Страхование: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2001. – 311 с.
13. Шихов А. К. Страхование. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. – 431 с.
14. Экономика и организация медицинского страхования: Учебник / Под ред. Т. Е. Гавримони. – Хабаровск, 1995. – 278 с.