С О Д Е Р Ж А Н И Е

1.     Закрытая экономика: понятие, средства такой политики,

     последствия. Положительные и отрицательные стороны автаркии……3

2.     Структурные сдвиги в мировом хозяйстве. Структурная

     перестройка развитых стран……………………………………………..10

Список использованной литературы























1.     Закрытая экономика: понятие, средства такой политики, последствия. Положительные и отрицательные стороны автаркии.

       Экономическая теория в широком смысле слова изучает экономическую деятельность, пли действия экономических субъектов, ре­шающих задачи получения дохода и удовлетворяющих свои потреб­ности при заданной ограниченной величине доступных ресурсов: сырья, энергии, капитала, труда, знаний и времени.

       В экономической теории различают микро-, мезо- и макроэко­номику. На микроуровне экономика состоит из миллионов семейных хозяйств и миллионов фирм. Домашние хозяйства решают, сколько и что надо покупать и сколько работать. Считается, что они стремятся максимизировать свою полезность. Фирмы, находящиеся в собствен­ности домашних хозяйств как владельцев или акционеров, определя­ют, сколько и что производить, сколько продавать и сколько нани­мать. Предполагается, что они стремятся максимизировать свой доход или прибыль. Микроэкономика изучает, при каких условиях и в ка­ком смысле их решения являются оптимальными. Предмет микроэко­номики — неагрегированный реальный сектор (сектор, где производят­ся товары и нефинансовые услуги), разбитый на множество рынков отдельных товаров и услуг. Цены на этих рынках рассматриваются как относительные цены, т. е. как цены одних товаров, выраженные в це­нах других товаров.

       Мезоэкономика изучает экономическое поведение отраслей и регионов, а также рынков отдельных ключевых товаров (нефть, ав­томобили и пр.). Ее выводы относятся к экономической структуре.

       Макроэкономика, стремясь охарактеризовать экономику в целом, отказывается от характеристики экономического поведения на уров­не отдельных экономических субъектов, подобно тому, как в газовой динамике не перечисляют координаты отдельных атомов газа в отдель­ности. Макроэкономика изучает агрегированное экономическое пове­дение реального сектора экономики и его взаимных связей с номи­нальным сектором (финансовым рынком). Ее интересуют сильно агрегированные рынки: рынок всех товаров и услуг, рынок труда, фи­нансовый рынок и его основные сегменты (денежный, валютный, ры­нок ценных бумаг), а также общий уровень цен.

       Благодаря агрегации макроэкономика рассматривает, во-первых, не индивидуальные экономические субъекты, а их объединение в ти­пы (сектора): сектор домашних хозяйств, предпринимательский сек­тор, государство, сектор финансовых посредников, внешний сектор.

       Домашние хозяйства являются собственниками всех факторов производства, находящихся в частной собственности. Они предлага­ют услуги труда и капитала, получая тем самым определенный доход, который они частично потребляют, а частично сберегают.

       Предпринимательский сектор состоит из всех фирм, зарегистри­рованных в стране. Они предъявляют спрос на факторы производст­ва, производят товары и услуги, осуществляют инвестиции.

       Государственный сектор объединяет все государственные инсти­туты и учреждения. Экономически государство занимается производ­ством общественных благ, которые, в отличие от товаров и услуг, про­изводимых в предпринимательском секторе, достаются потребителям без непосредственной оплаты. К ним относятся национальная и эко­логическая безопасность, фундаментальная наука, определенные ви­ды образования и инфраструктурных услуг. Кроме того, государство проводит определенную экономическую политику, которую мы даль­ше детально рассмотрим.

       Финансовые посредники — это специализированные институты, деятельность которых состоит в передаче на платной основе времен­но свободных средств, сбереженных домашними хозяйствами и фир­мами, тем, кто готов их определенное время использовать за подхо­дящую плату. Деятельность финансовых посредников мы рассмотрим в той части теории, которая изучает финансовые рынки.

       В закрытой экономике перечень секторов этим исчерпывается. В открытой экономике к ним добавляется внешний сектор, имеющий дело с внешней торговлей и перемещениями капиталов между стра­нами. Поскольку открытая экономика намного-сложнее замкнутой, то мы перейдем к ее изучению только после того, как систематичес­ки рассмотрим замкнутую экономику.

       Во-вторых, благодаря агрегации в макроэкономике принимается во внимание лишь небольшое число средних величин, их взаимосвязь и из­менение во времени. Это совокупный доход и его изменение во време­ни (экономический рост), уровни потребления и сбережений, индекс по­требительских цен и его изменение, уровень занятости, международная торговля и обменные курсы, платежный баланс и пр. Поведение этих величин рассматривается в короткое, среднее и в длинное время.

       Исходным понятием макроэкономики является понятие сово­купного дохода, т. е. дохода общества, а не отдельных индивидуумов. Ее интересуют изменения совокупного дохода во времени (бумы, спа­ды, циклические колебания деловой активности, долговременный экономический рост), и все факторы, вызывающие эти изменения. Чем больше величина совокупного дохода (на душу населения) и чем дольше длится его рост, тем большее число различных социальных, политических, экономических и культурных задач общество может успешно решить.

       Экономическое поведение реализуется в экономической среде, характеризуемой взаимной связью между производством, где созда­ются товары и услуги, властью и рынком. В зависимости от харак­тера этих связей различают централизованную и рыночную эконо­мику.

       В централизованной экономике государство непосредственно управляет распределением ресурсов, которые затем потребляются про­изводством. Произведенные инвестиционные товары направляются, минуя рынок, в сферу распределения ресурсов, управляемую цент­ральной властью. Потребительские товары поступают на рынок, где покупаются населением. Цены на все ресурсы, товары и услуги (а тем самым и размены доходов) устанавливаются центральной властью. Поскольку цены фиксированы, то возможное несоответствие спросу выражается через излишки одних товаров и дефициты других. Полу­чив соответствующие сигналы, центральная власть вносит необходи­мые изменения в распределение ресурсов, а также в цены на товары и услуги.

       Деньги выполняют только функции измерения (счета) и средст­ва обращения. В качестве средства обращения используются налич­ные и безналичные деньги. Безналичные деньги обслуживают сферу распределения ресурсов и доходы предприятий. Наличные деньги идут на заработную плату, пенсии, стипендии и обслуживают рынок по­требительских товаров. Переход денег из безналичной формы в на­личную либо невозможен, либо сильно ограничен. Это создает жест­кость (устойчивость) всей конструкции.

       Эффективность такой экономики предполагает полную информи­рованность центральной власти о текущих и будущих потребностях и о наилучших способах их удовлетворения через производственную де­ятельность. Отсутствие в центре полной информации о текущем со­стоянии экономики и потребностях населения, а также неожиданные (не предвидимые центром) изменения уменьшают эффективность цен­трализованной экономики. Чем проще экономика, чем детерминированное ее поведение, тем эффективнее централизованное управление ею. Искусственное поддержание централизованного управления слож­ными экономическими процессами ведет к примитивизации эконо­мики, к нечувствительности к инновациям и изобретениям, к внепла­новым изменениям. Накопление в ней происходит в вещественной форме, а не в денежной.

       В рыночной экономике государство теряет прямой контроль над производством. Непосредственно оно связано только с рынком. Оце­нивая информацию о работе рынка, государство может вносить кор­рективы в его поведение, воздерживаясь от прямого распределения ресурсов.

       Все распределительные функции берет на себя конкурентный ры­нок, на котором взаимодействие спроса и предложения устанавливает цены на ресурсы, товары и услуги. Через относительные цены уста­навливается, что именно будет производиться и в каких количествах. Рост относительной цены на некоторый товар или услугу увеличивает предложение этого товара или услуги по сравнению с предложением других товаров и услуг; уменьшение относительной цены действует в противоположном направлении. Соответственно изменяется и распре­деление ресурсов. Через ценовые механизмы рынок определяет объем и структуру выпуска, распределение ресурсов и их вознаграждение, до­ходы различных групп населения.

       Таким образом, управление производством в рыночной эконо­мике осуществляется не через специально созданный для этой цели пла­новый распорядительный орган, а через безличный ценовой механизм, обладающий чертами спонтанности и самоорганизуемости. Главное преимущество рыночного порядка состоит в том, что цены сообщают деятельным людям необходимую для их действий информацию. Посто­янное наблюдение за текущими ценами информирует о том, на что сле­дует тратить больше или меньше денег. Деньги становятся частью са­морегулирующегося механизма, побуждающего людей постоянно приспосабливать свою деятельность к только частично известным об­стоятельствам, информацию о которых они получают через ценовые сигналы, и взаимоприспосабливать свои планы. В результате эффек­тивное функционирование рыночного механизма не требует полной информации, а эффекты самоорганизации позволяют приспосабли­ваться к неожиданным изменениям.

       Различают чистую и смешанную рыночную экономику. В чис­той рыночной экономике функции государства минимальны. Оно ус­танавливает только правила экономической (рыночной) игры и сле­дит за их выполнением. В смешанной рыночной экономике роль государства более значительна: оно дополнительно действует в каче­стве субъекта рынка: товарного (госзаказы), труда (минимальная за работная плата, пособия по безработице), фондового (является дер­жателем акций), кредитно-финансового (осуществляет операции с го­сударственными ценными бумагами) и т. д.

       Если имеет место совершенная конкуренция (никто из покупа­телей и никто из продавцов не может влиять на цены), то «невиди­мая рука» (самоорганизация рынка) ведет к оптимальному распреде­лению ресурсов и к установлению приблизительного равенства между фактическим и потенциальным совокупным выпуском. В этом случае вмешательство государства в экономику может быть минимальным, а сама экономика — чисто рыночной. При возникновении значитель­ных отклонений от совершенной конкуренции роль государства ста­новится более значительной, а рыночная экономика — смешанной.

       В современной экономике отклонения от совершенной конкурен­ции неизбежны (экономия на масштабе, инновации, неполнота инфор­мации, неопределенность будущего). В таких условиях может возник­нуть устойчивая безработица, и тогда государство вынуждено вмешаться, чтобы обеспечить приемлемый уровень занятости. Оно вынуждено так­же вносить коррективы в платежный дисбаланс, региональные пробле­мы и инфляцию. Государство берет на себя финансирование оборон­ных услуг и фундаментальных научных исследований (это типичные общественные блага, потребление которых одним человеком не умень­шает их доступность для других). Через свою бюджетную политику го­сударство воздействует на здравоохранение, пенсионное и социальное обеспечение, службу занятости, образование и науку, осуществляет за­щиту окружающей среды и экологический мониторинг, поддерживает правопорядок и борется с терроризмом и преступностью. Государство устанавливает технологические стандарты и принимает меры по усиле­нию конкуренции. По существу, это услуги, оказываемые государст­вом обществу в обмен на то, что общество (налогоплательщики) содер­жит государство.

       Тем самым экономическая деятельность государства становится неотъемлемой частью рыночной экономики. Оно перераспределяет совокупный доход, придает легитимность правам собственности, кон­тролирует кредитно-денежные и финансовые операции, регулирует доступ к экономической деятельности. Непосредственно с рыночной экономикой государство связано через государственную собствен­ность, налоги, государственные закупки, государственные расходы и займы. Его основные экономические функции таковы: 1) обеспече­ние правовой базы функционирования рынка; 2) защита свободной конкуренции и информационной прозрачности экономики; 3) час­тичное перераспределение доходов и богатства посредством транс­фертных платежей (пособия по безработице, старости, болезни, талоны на питание, бесплатная медицинская помощь, Дешевое жилье); 4) изменения в распределении ресурсов для изменения структуры вы­пуска. 5) стабилизация экономики (контроль за уровнем занятости и инфляции, регулирование денежного обращения, стимулирование экономического роста). В дальнейшем мы будем рассматривать толь­ко смешанную рыночную экономику.

       Макроэкономика изучает экономическую реальность и экономи­ческое поведение не непосредственно (для этого они слишком слож­ны), а в виде тех или иных моделей. Макроэкономическая модель — это упрощенное описание экономической реальности или экономи­ческого поведения в виде отношений между экономическими пере­менными (силами, влияющими на стимулы к действиям, на выпуск и доход). Предполагается, что в этих моделях действуют рациональные субъекты, ведущие себя последовательно и стремящиеся к увеличению прибыли. Формулируют также принцип коллективной рационально­сти: общество, подобно рациональному индивиду, выбирает наибо­лее выгодную для себя альтернативу.

       В макроэкономических моделях из-за неоднородности физиче­ской сущности товаров и услуг совокупный доход и его составные ча­сти измеряются в деньгах (денежных ценах Р). Это одна из причин, по которой необходимо различать номинальные и реальные величи­ны. Величины Y, W, Ms — номинальные значения совокупного до­хода, совокупной заработной платы, предложения денег соответствен­но, они измеряются в абсолютных ценах. Величины Y/P, W/P, Ms/P — выражают реальный совокупный доход, реальную совокупную за­работную плату, реальное количество денег в экономике, поскольку они измеряются в сопоставимых ценах (ценах базового года).

       Использование сопоставимых цен позволяет различать номиналь­ные и реальные изменения в экономике. Например, если за год сово­купный доход вырос на 60 трлн. руб., то неясно, вызвано ли это уве­личением выпуска товаров и услуг или ростом их абсолютных цен. Но если известно, что средние цены за этот период выросли в полтора раза, то ясно, что реальный совокупный доход вырос на 40 трлн. руб. Совокупный доход получается реализацией выпуска (объема про­изведенных товаров и услуг) по рыночным ценам. Выпуск, в кото­ром задействованы все ресурсы, называется потенциальным. Факти­ческий выпуск в определенные периоды времени может сильно отличаться от потенциального.


2.     Структурные сдвиги в мировом хозяйстве. Структурная перестройка развитых стран.

       За последние 50 лет произошли глобальные экономические пе­ремены в мире, увеличился разрыв в уровне развития между разви­тыми и развивающимися странами. Определяющей тенденцией мирового развития стала глобализация экономических процессов, двигателем которых продолжают оставаться ТНК.

       Глобализация ускоряет экономический прогресс, но наиболь­шие выгоды от этого получают высокоразвитые страны и сами ТНК, их представляющие. Положение же многих развивающихся стран усложняется. На заседании Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в Бангкоке (февраль 2000 г.) Мишель Камдессю призвал принять действенные меры к тому, чтобы обес­печить экономическое развитие бедных стран в результате глоба­лизации. По мнению Камдессю, увеличивающийся разрыв между процветающими и бедными странами аморален, экономически расточителен и чреват социальными потрясениями.

       Глобальная экономическая интеграция резко изменила среду, в которой действуют современные государства, значительно умень­шились возможности для волюнтаризма, так как налоговая систе­ма, правила инвестиционной деятельности, экономическая поли­тика стали зависеть от изменения параметров мировой экономики. С другой стороны, мировое сообщество стран-инвесторов оказы­вает все большое воздействие на государственные режимы тех стран, которые уходят от решения актуальных общенациональных проблем — экономических, социальных, экологических, прав че­ловека.

       Наличие большого числа стран «третьего мира» сделало акту­альным исследование путей их развития под влиянием тех или иных теоретических концепций. Ученые развитых стран пытались найти научно обоснованные причины экономического отставания стран «третьего мира» и предложить модели по преодолению этого отставания. Большой вклад в этом направлении сделал американ­ский ученый Уолт Уитмен Ростоу. Он разработал в 1956 г. концеп­цию перехода указанных стран к «самоподдерживающемуся ро­сту», основная идея которой сводилась к переходу от традиционно­го общества к современному обществу западного типа на основе технико-экономического развития.

       Развивая эту концепцию, У. Ростоу в 1960 г. сформулировал знаменитую теорию стадий экономического роста, которая, несмотря на очевидные для многих экономистов недостатки, ока­зала большое влияние на лидеров стран третьего мира и стала исходной для создания новых теорий модернизации, концепций «большого толчка».

       В послевоенные годы западные ученые пытались объяснить отставание развивающихся стран объективными причинами, т.е. оп­ределенным набором взаимосвязанных экономических и демогра­фических факторов с помощью концепции «порочного круга нище­ты». Наиболее известные разработчики этой концепции — аме­риканские ученые X. Лайбенштайн и Р. Нурксе. Так, согласно тео­рии Лайбенштайна, увеличение урожайности приведет к улучше­нию питания, снижению смертности, росту населения, дроблению земельных участков, падению урожайности. В данной модели по­вышение качества жизни быстро «съедается» последующим ростом населения. По теории Нурксе, другой причиной «порочного круга нищеты» являются узость внутреннего рынка и/или нехватка ре­сурсов для модернизации экономики. Нехватка капитала приводит к низкой производительности труда, что, в свою очередь, обуслов­ливает низкий уровень доходов. Отсюда слабая покупательная спо­собность и как следствие — недостаточный стимул к инвестиро­ванию. В условиях ограниченности сбережений и отсутствия инте­реса к капиталовложениям нехватка капитала воспринимается как типичная черта этого общества.

       Логическим продолжением теории «порочного круга нищеты» стала теория «большого толчка». Родоначальником этой теории стал американский ученый П. Розенштейн-Родан, выдвинув ее в 1943 г. применительно к слаборазвитым странам европейской пе­риферии. В центре исследований были проблемы первичной ин­дустриализации, которые рассматривались с неокейнсианских по­зиций. Поэтому главное внимание уделялось роли государства в осуществлении автономных инвестиций для роста национального дохода.

       П. Розенштейн-Родан и его последователи исходили из того, что для модернизации освободившихся стран необходимо крупное вливание капитала, в результате чего начинается самоподдержива­ющийся рост экономики. Мобилизовать значительные ресурсы на добровольной основе представлялось нереальным, поэтому акцент делался на принудительные сбережения, образовавшиеся в резуль­тате кредитно-денежной и налоговой политики государства. Им­порт капитала должен был компенсировать неэффективность ин­ституциональной системы. Величина финансовой инъекции долж­на быть достаточной для начала необратимого движения. «Мини­мальное критическое усиление» определялось на уровне 12—15% национального дохода. Для теорий «большого толчка» характерен макроподход с ведущей ролью государства.

       Большинство сторонников данной теории использовали попу­лярную в 50—70-е годы идею социалистического планирования и интерпретировали ее в духе концепции смешанного общества.

       Кроме того, идея «большого толчка» возникла под влиянием «пла­на Маршалла», сыгравшего стратегическую роль в возрождении послевоенной Европы.

       Теория «большого толчка» поддерживалась как лидерами стран третьего мира, так как нехватку капитала называли главной причи­ной социально-экономической отсталости стран, так и широкими слоями населения, поскольку она создавала иллюзию быстрого развития. Наконец, в реализации этой теории были заинтересова­ны и ТНК, ищущие выгодные сферы приложения капиталов. Все это предопределило не только высокий теоретический интерес к данной концепции, но и попытки ее практической реализации в Азии, Африке и Латинской Америке.

       Дальнейшее развитие теория «большого толчка» получила в 60— 70-е годы в «модели экономического роста с двумя дефицитами» группы американских исследователей X. Ченери, М. Бруно, А. Страута и других. Согласно этой модели, объем иностранной помощи для обеспечения предусмотренного политикой модерни­зации заданного целевого темпа роста определяется наименьшим из двух дефицитов. Помощь осуществляется для уменьшения ука­занных дефицитов, но ставится задача последующего отказа от нее.

       Данная модель была применена впервые в Израиле, а затем, после усовершенствования, — во многих странах Азии и Латин­ской Америки.

       Неудачи реализации неокейнсианских теорий в развитии стран «третьего мира», рост внешней задолженности значительно снизи­ли их популярность. Не оправдала себя и опора на рыночный меха­низм, который якобы быстро и оперативно откликается на возни­кающие дефициты и малейшие изменения в политике государства. Практика показала, что в развивающейся экономике внешние за­имствования не сглаживают, а, напротив, постоянно порождают все новые противоречия и дефициты, которые становятся тормо­зом развития.

       Не оправдала себя и вера в способности государства как инсти­тута власти. Реально существующие в «третьем мире» бюрократи­ческие структуры преследуют, как известно, прежде всего собст­венные личные и корпоративные цели, увеличивая расходы на со­держание аппарата управления, обслуживающего высшие сферы власти за государственный счет, порождая коррупцию, сращиваясь с криминальными структурами, чиня произвол. Эти обстоятельства были использованы неоклассиками как конкурентами неокейнсианцев для разработки собственных теорий модернизации «третьего мира». Ими была предложена ставшая весьма популярной новая теория развития дуалистической экономики. Примечательным является тот факт, что эта теория по содержанию являлась противоположной предыдущей, что соответствует общему подходу клас­сиков и кейнсианцев к роли государства в управлении экономи­кой. Так, если неокейнсианцы опирались в своих теориях развития «третьего мира» на государство, то неоклассики — на предприни­мателя как двигателя прогресса, в духе идей И. Шумпетера.

       По мнению неоклассиков, условием экономического развития должна быть опора на местные ресурсы, а не на иностранную по­мощь. В 70-е годы идея опоры на собственные ресурсы стала попу­лярной и среди местной буржуазии, и в государственном аппарате. Предпринимателям было выгоднее использовать местную деше­вую рабочую силу при минимальных затратах дефицитного капи­тала, а государству нельзя было при проведении политики в облас­ти занятости не считаться с последствиями демографического взрыва. В центре внимания ученых неоклассического направления оказался анализ равновесия между накоплением капитала и ро­стом населения. Наиболее известным теоретиком дуалистической экономики является У. А. Льюис. По его модели, к определяющим сферам экономики относятся сельское хозяйство и промышлен­ность. Эти сектора разделяются по уровням хозяйствования на тра­диционный (не капиталистический) и современный (капиталисти­ческий). В первом — слаборазвитая экономика в ее классическом варианте, примитивная технология, местный опыт. Во втором  — высокие темпы НТП, быстрое развитие всех видов коммуникаций, тесная связь с мировым рынком. Доход на душу населения здесь имеет тенденцию к росту. Современный сектор появляется как своеобразная надстройка, модернизированный анклав внутри тра­диционного отсталого общества. По теории Льюиса, для модерни­зации экономики необходимо перераспределить ресурсы из аграр­ного сектора в промышленный. При этом необходимо решить две основные задачи: 1) мобилизовать сбережения и превратить их в инвестиции; 2) перераспределить трудовые ресурсы из трудоизбы­точной в трудонедостаточную сферы. Ведущая роль отводилась в решении этих задач предпринимателю и рынку. Льюис считал, что его теория подходит для стран, в которых плотность населения вы­сока, капитал дефицитен, а естественные ресурсы ограничены.

       Дуалистические модели также проявили свою несостоятель­ность на практике. В них довольно быстро обнаружились слабые стороны: абсолютизация рыночного механизма, недооценка слож­ности перерастания традиционной экономики в современную. Вы­яснилось, что одних экономических мер явно недостаточно, а про­цесс первоначального накопления капитала требует большого ко­личества мер внеэкономического принуждения.

       Дуалистические модели оказались неспособными предложить эффективную систему политических рекомендаций для лидеров стран «третьего мира». В этих условиях оказались востребованны­ми институциональные теории развития. Наибольшее влияние на теории развития стран «третьего мира» оказали идеи М. Вебера, который поставил вопрос о традиционализме жизни на Востоке, о невозможности в связи с этим быстрой капиталистической модер­низации.

       Наибольшее влияние на социально-экономическую мысль развивающихся стран оказали также работы Г.Мюрдаля. Оценка Мюрдалем состояния экономики и государственности развиваю­щихся стран как драмы отразила реальное их положение в мировой экономике. Кризис надежд на быстрое преодоление отсталости привел к обесцениванию известных теоретических подходов. Непреходящая слаборазвитость стала восприниматься драмой, а не быстро преодолимым злом, в центре которой оказались народы Южной Азии, и прежде всего интеллигенция.

       Мюрдаль считал несостоятельными попытки западных ученых перенести реалии развитого общества в общество слаборазвитое. На практике это приводит к созданию анклавной экономики европеизированного типа, которая не может обеспечить глубокие и все­сторонние преобразования в целом. Индустриализация не измени­ла положение широких масс трудящихся. Поэтому Мюрдаль под­верг критике основные категории теории роста: технику как решаю­щий фактор преодоления слаборазвитости, рынок, усиление госу­дарственного регулирования. В действительности эти факторы привели к усилению технологической зависимости, дезинтеграции экономики, росту коррупции и государственного бюрократизма.

       Так, хотя во всех странах планирование имело тенденцию раз­виваться в сторону социального и экономического радикализма, но его фактическое применение не привело к уменьшению эконо­мического неравенства и ослаблению концентрации экономичес­кой власти. Чиновники в регулировании частного сектора чаще пользовались правом собственного усмотрения, а не установлен­ными правилами. Однако бизнесмены всегда находили общий язык с властью, что лишало их стимула повышать производитель­ность и совершенствовать производственные процессы.

       Поэтому Мюрдаль также критически оценивал и теорию и практику социализма в развивающихся странах. Он обратил вни­мание, что в этих странах избрали доктрину социализма, которая не противоречит местным традициям. И хотя иногда и выдвига­лись требования замены частной собственности государственной и расширения госрегулирования экономикой, на практике все сво­дилось к замене иностранных предпринимателей местными.

       Главную причину слаборазвитости Мюрдаль видит не в недос­татке иностранных инвестиций, а в недоиспользовании трудовых ресурсов. Люди не заинтересованы в своем труде; работают плохо и мало. Поэтому для преодоления отсталос­ти он предложил изменить систему возмещения трудовых затрат, чтобы обеспечить население продовольствием и стимулировать тем самым более производительный труд.

       Изменение национальных трудовых ресурсов невозможно без коренной реконструкции традиционного общества, что связано с жизненными интересами господствующих слоев населения. В частности, требуется глубокая аграрная реформа, но ее не допускают землевладельцы. Поэтому Мюрдаль выступает в поддержку любых социальных сил, которые уже сейчас способны обеспечить реаль­ный рост трудового вклада незанятой или слабозанятой рабочей силы.

       Рекомендации развитых стран были положены в основу и при проведении экономических преобразований в республиках бывше­го Советского Союза.

       Анализ экономических обзоров Международного валютного фонда (МВФ), Европейской экспертной службы и других западных ведомств, работающих с аппаратами правительств стран СНГ, сви­детельствуют о том, что теоретической основой предложенной ими модели реформирования АПК является исследование, проведен­ное МВФ, Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Организацией экономического сотрудничества и разви­тия (ОЭСР), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в 1990 г. На Хьюстонском экономическом совещании в июле 1990 г. главы государств и правительств «семерки» и прези­дент Комиссии европейских сообществ выразили пожелание, что­бы к концу 1990 г. МВФ, Всемирный банк, ОЭСР и назначенный президент ЕБРР в тесном сотрудничестве с Комиссией европей­ских сообществ предприняли тщательное исследование советской экономики, дали рекомендации по ее реформе и определили кри­терии, по которым Западом могла бы быть осуществлена эффек­тивная экономическая помощь в поддержку будущих реформ.




Список использованной литературы

1. Дадалко В. А., Криштаносов В. Б. Мировое хозяйство и междуна­родные финансовые организации. Мн., 2003. -  200 с.

2. Дадалко В. А. Проблемы, опыт, перспективы реформирования эко­номики и общества. Мн., 2004. -  144 с.

3. Дадалко В. А. Международное экономическое сообщество: совре­менное состояние. Мн., 2000. -  204 с.                                     

4. Дадалко В. А. Реформирование экономики РБ. Мн., 2003. -  376 с.

5. Долголев В. Б. Закономерности экономической интеграции. Мн., 2003. -  276с.