С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Закрытая экономика: понятие, средства такой политики,
последствия. Положительные и отрицательные стороны автаркии……3
2. Структурные сдвиги в мировом хозяйстве. Структурная
перестройка развитых стран……………………………………………..10
Список использованной литературы
1. Закрытая экономика: понятие, средства такой политики, последствия. Положительные и отрицательные стороны автаркии.
Экономическая теория в широком смысле слова изучает экономическую деятельность, пли действия экономических субъектов, решающих задачи получения дохода и удовлетворяющих свои потребности при заданной ограниченной величине доступных ресурсов: сырья, энергии, капитала, труда, знаний и времени.
В экономической теории различают микро-, мезо- и макроэкономику. На микроуровне экономика состоит из миллионов семейных хозяйств и миллионов фирм. Домашние хозяйства решают, сколько и что надо покупать и сколько работать. Считается, что они стремятся максимизировать свою полезность. Фирмы, находящиеся в собственности домашних хозяйств как владельцев или акционеров, определяют, сколько и что производить, сколько продавать и сколько нанимать. Предполагается, что они стремятся максимизировать свой доход или прибыль. Микроэкономика изучает, при каких условиях и в каком смысле их решения являются оптимальными. Предмет микроэкономики — неагрегированный реальный сектор (сектор, где производятся товары и нефинансовые услуги), разбитый на множество рынков отдельных товаров и услуг. Цены на этих рынках рассматриваются как относительные цены, т. е. как цены одних товаров, выраженные в ценах других товаров.
Мезоэкономика изучает экономическое поведение отраслей и регионов, а также рынков отдельных ключевых товаров (нефть, автомобили и пр.). Ее выводы относятся к экономической структуре.
Макроэкономика, стремясь охарактеризовать экономику в целом, отказывается от характеристики экономического поведения на уровне отдельных экономических субъектов, подобно тому, как в газовой динамике не перечисляют координаты отдельных атомов газа в отдельности. Макроэкономика изучает агрегированное экономическое поведение реального сектора экономики и его взаимных связей с номинальным сектором (финансовым рынком). Ее интересуют сильно агрегированные рынки: рынок всех товаров и услуг, рынок труда, финансовый рынок и его основные сегменты (денежный, валютный, рынок ценных бумаг), а также общий уровень цен.
Благодаря агрегации макроэкономика рассматривает, во-первых, не индивидуальные экономические субъекты, а их объединение в типы (сектора): сектор домашних хозяйств, предпринимательский сектор, государство, сектор финансовых посредников, внешний сектор.
Домашние хозяйства являются собственниками всех факторов производства, находящихся в частной собственности. Они предлагают услуги труда и капитала, получая тем самым определенный доход, который они частично потребляют, а частично сберегают.
Предпринимательский сектор состоит из всех фирм, зарегистрированных в стране. Они предъявляют спрос на факторы производства, производят товары и услуги, осуществляют инвестиции.
Государственный сектор объединяет все государственные институты и учреждения. Экономически государство занимается производством общественных благ, которые, в отличие от товаров и услуг, производимых в предпринимательском секторе, достаются потребителям без непосредственной оплаты. К ним относятся национальная и экологическая безопасность, фундаментальная наука, определенные виды образования и инфраструктурных услуг. Кроме того, государство проводит определенную экономическую политику, которую мы дальше детально рассмотрим.
Финансовые посредники — это специализированные институты, деятельность которых состоит в передаче на платной основе временно свободных средств, сбереженных домашними хозяйствами и фирмами, тем, кто готов их определенное время использовать за подходящую плату. Деятельность финансовых посредников мы рассмотрим в той части теории, которая изучает финансовые рынки.
В закрытой экономике перечень секторов этим исчерпывается. В открытой экономике к ним добавляется внешний сектор, имеющий дело с внешней торговлей и перемещениями капиталов между странами. Поскольку открытая экономика намного-сложнее замкнутой, то мы перейдем к ее изучению только после того, как систематически рассмотрим замкнутую экономику.
Во-вторых, благодаря агрегации в макроэкономике принимается во внимание лишь небольшое число средних величин, их взаимосвязь и изменение во времени. Это совокупный доход и его изменение во времени (экономический рост), уровни потребления и сбережений, индекс потребительских цен и его изменение, уровень занятости, международная торговля и обменные курсы, платежный баланс и пр. Поведение этих величин рассматривается в короткое, среднее и в длинное время.
Исходным понятием макроэкономики является понятие совокупного дохода, т. е. дохода общества, а не отдельных индивидуумов. Ее интересуют изменения совокупного дохода во времени (бумы, спады, циклические колебания деловой активности, долговременный экономический рост), и все факторы, вызывающие эти изменения. Чем больше величина совокупного дохода (на душу населения) и чем дольше длится его рост, тем большее число различных социальных, политических, экономических и культурных задач общество может успешно решить.
Экономическое поведение реализуется в экономической среде, характеризуемой взаимной связью между производством, где создаются товары и услуги, властью и рынком. В зависимости от характера этих связей различают централизованную и рыночную экономику.
В централизованной экономике государство непосредственно управляет распределением ресурсов, которые затем потребляются производством. Произведенные инвестиционные товары направляются, минуя рынок, в сферу распределения ресурсов, управляемую центральной властью. Потребительские товары поступают на рынок, где покупаются населением. Цены на все ресурсы, товары и услуги (а тем самым и размены доходов) устанавливаются центральной властью. Поскольку цены фиксированы, то возможное несоответствие спросу выражается через излишки одних товаров и дефициты других. Получив соответствующие сигналы, центральная власть вносит необходимые изменения в распределение ресурсов, а также в цены на товары и услуги.
Деньги выполняют только функции измерения (счета) и средства обращения. В качестве средства обращения используются наличные и безналичные деньги. Безналичные деньги обслуживают сферу распределения ресурсов и доходы предприятий. Наличные деньги идут на заработную плату, пенсии, стипендии и обслуживают рынок потребительских товаров. Переход денег из безналичной формы в наличную либо невозможен, либо сильно ограничен. Это создает жесткость (устойчивость) всей конструкции.
Эффективность такой экономики предполагает полную информированность центральной власти о текущих и будущих потребностях и о наилучших способах их удовлетворения через производственную деятельность. Отсутствие в центре полной информации о текущем состоянии экономики и потребностях населения, а также неожиданные (не предвидимые центром) изменения уменьшают эффективность централизованной экономики. Чем проще экономика, чем детерминированное ее поведение, тем эффективнее централизованное управление ею. Искусственное поддержание централизованного управления сложными экономическими процессами ведет к примитивизации экономики, к нечувствительности к инновациям и изобретениям, к внеплановым изменениям. Накопление в ней происходит в вещественной форме, а не в денежной.
В рыночной экономике государство теряет прямой контроль над производством. Непосредственно оно связано только с рынком. Оценивая информацию о работе рынка, государство может вносить коррективы в его поведение, воздерживаясь от прямого распределения ресурсов.
Все распределительные функции берет на себя конкурентный рынок, на котором взаимодействие спроса и предложения устанавливает цены на ресурсы, товары и услуги. Через относительные цены устанавливается, что именно будет производиться и в каких количествах. Рост относительной цены на некоторый товар или услугу увеличивает предложение этого товара или услуги по сравнению с предложением других товаров и услуг; уменьшение относительной цены действует в противоположном направлении. Соответственно изменяется и распределение ресурсов. Через ценовые механизмы рынок определяет объем и структуру выпуска, распределение ресурсов и их вознаграждение, доходы различных групп населения.
Таким образом, управление производством в рыночной экономике осуществляется не через специально созданный для этой цели плановый распорядительный орган, а через безличный ценовой механизм, обладающий чертами спонтанности и самоорганизуемости. Главное преимущество рыночного порядка состоит в том, что цены сообщают деятельным людям необходимую для их действий информацию. Постоянное наблюдение за текущими ценами информирует о том, на что следует тратить больше или меньше денег. Деньги становятся частью саморегулирующегося механизма, побуждающего людей постоянно приспосабливать свою деятельность к только частично известным обстоятельствам, информацию о которых они получают через ценовые сигналы, и взаимоприспосабливать свои планы. В результате эффективное функционирование рыночного механизма не требует полной информации, а эффекты самоорганизации позволяют приспосабливаться к неожиданным изменениям.
Различают чистую и смешанную рыночную экономику. В чистой рыночной экономике функции государства минимальны. Оно устанавливает только правила экономической (рыночной) игры и следит за их выполнением. В смешанной рыночной экономике роль государства более значительна: оно дополнительно действует в качестве субъекта рынка: товарного (госзаказы), труда (минимальная за работная плата, пособия по безработице), фондового (является держателем акций), кредитно-финансового (осуществляет операции с государственными ценными бумагами) и т. д.
Если имеет место совершенная конкуренция (никто из покупателей и никто из продавцов не может влиять на цены), то «невидимая рука» (самоорганизация рынка) ведет к оптимальному распределению ресурсов и к установлению приблизительного равенства между фактическим и потенциальным совокупным выпуском. В этом случае вмешательство государства в экономику может быть минимальным, а сама экономика — чисто рыночной. При возникновении значительных отклонений от совершенной конкуренции роль государства становится более значительной, а рыночная экономика — смешанной.
В современной экономике отклонения от совершенной конкуренции неизбежны (экономия на масштабе, инновации, неполнота информации, неопределенность будущего). В таких условиях может возникнуть устойчивая безработица, и тогда государство вынуждено вмешаться, чтобы обеспечить приемлемый уровень занятости. Оно вынуждено также вносить коррективы в платежный дисбаланс, региональные проблемы и инфляцию. Государство берет на себя финансирование оборонных услуг и фундаментальных научных исследований (это типичные общественные блага, потребление которых одним человеком не уменьшает их доступность для других). Через свою бюджетную политику государство воздействует на здравоохранение, пенсионное и социальное обеспечение, службу занятости, образование и науку, осуществляет защиту окружающей среды и экологический мониторинг, поддерживает правопорядок и борется с терроризмом и преступностью. Государство устанавливает технологические стандарты и принимает меры по усилению конкуренции. По существу, это услуги, оказываемые государством обществу в обмен на то, что общество (налогоплательщики) содержит государство.
Тем самым экономическая деятельность государства становится неотъемлемой частью рыночной экономики. Оно перераспределяет совокупный доход, придает легитимность правам собственности, контролирует кредитно-денежные и финансовые операции, регулирует доступ к экономической деятельности. Непосредственно с рыночной экономикой государство связано через государственную собственность, налоги, государственные закупки, государственные расходы и займы. Его основные экономические функции таковы: 1) обеспечение правовой базы функционирования рынка; 2) защита свободной конкуренции и информационной прозрачности экономики; 3) частичное перераспределение доходов и богатства посредством трансфертных платежей (пособия по безработице, старости, болезни, талоны на питание, бесплатная медицинская помощь, Дешевое жилье); 4) изменения в распределении ресурсов для изменения структуры выпуска. 5) стабилизация экономики (контроль за уровнем занятости и инфляции, регулирование денежного обращения, стимулирование экономического роста). В дальнейшем мы будем рассматривать только смешанную рыночную экономику.
Макроэкономика изучает экономическую реальность и экономическое поведение не непосредственно (для этого они слишком сложны), а в виде тех или иных моделей. Макроэкономическая модель — это упрощенное описание экономической реальности или экономического поведения в виде отношений между экономическими переменными (силами, влияющими на стимулы к действиям, на выпуск и доход). Предполагается, что в этих моделях действуют рациональные субъекты, ведущие себя последовательно и стремящиеся к увеличению прибыли. Формулируют также принцип коллективной рациональности: общество, подобно рациональному индивиду, выбирает наиболее выгодную для себя альтернативу.
В макроэкономических моделях из-за неоднородности физической сущности товаров и услуг совокупный доход и его составные части измеряются в деньгах (денежных ценах Р). Это одна из причин, по которой необходимо различать номинальные и реальные величины. Величины Y, W, Ms — номинальные значения совокупного дохода, совокупной заработной платы, предложения денег соответственно, они измеряются в абсолютных ценах. Величины Y/P, W/P, Ms/P — выражают реальный совокупный доход, реальную совокупную заработную плату, реальное количество денег в экономике, поскольку они измеряются в сопоставимых ценах (ценах базового года).
Использование сопоставимых цен позволяет различать номинальные и реальные изменения в экономике. Например, если за год совокупный доход вырос на 60 трлн. руб., то неясно, вызвано ли это увеличением выпуска товаров и услуг или ростом их абсолютных цен. Но если известно, что средние цены за этот период выросли в полтора раза, то ясно, что реальный совокупный доход вырос на 40 трлн. руб. Совокупный доход получается реализацией выпуска (объема произведенных товаров и услуг) по рыночным ценам. Выпуск, в котором задействованы все ресурсы, называется потенциальным. Фактический выпуск в определенные периоды времени может сильно отличаться от потенциального.
2. Структурные сдвиги в мировом хозяйстве. Структурная перестройка развитых стран.
За последние 50 лет произошли глобальные экономические перемены в мире, увеличился разрыв в уровне развития между развитыми и развивающимися странами. Определяющей тенденцией мирового развития стала глобализация экономических процессов, двигателем которых продолжают оставаться ТНК.
Глобализация ускоряет экономический прогресс, но наибольшие выгоды от этого получают высокоразвитые страны и сами ТНК, их представляющие. Положение же многих развивающихся стран усложняется. На заседании Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в Бангкоке (февраль 2000 г.) Мишель Камдессю призвал принять действенные меры к тому, чтобы обеспечить экономическое развитие бедных стран в результате глобализации. По мнению Камдессю, увеличивающийся разрыв между процветающими и бедными странами аморален, экономически расточителен и чреват социальными потрясениями.
Глобальная экономическая интеграция резко изменила среду, в которой действуют современные государства, значительно уменьшились возможности для волюнтаризма, так как налоговая система, правила инвестиционной деятельности, экономическая политика стали зависеть от изменения параметров мировой экономики. С другой стороны, мировое сообщество стран-инвесторов оказывает все большое воздействие на государственные режимы тех стран, которые уходят от решения актуальных общенациональных проблем — экономических, социальных, экологических, прав человека.
Наличие большого числа стран «третьего мира» сделало актуальным исследование путей их развития под влиянием тех или иных теоретических концепций. Ученые развитых стран пытались найти научно обоснованные причины экономического отставания стран «третьего мира» и предложить модели по преодолению этого отставания. Большой вклад в этом направлении сделал американский ученый Уолт Уитмен Ростоу. Он разработал в 1956 г. концепцию перехода указанных стран к «самоподдерживающемуся росту», основная идея которой сводилась к переходу от традиционного общества к современному обществу западного типа на основе технико-экономического развития.
Развивая эту концепцию, У. Ростоу в 1960 г. сформулировал знаменитую теорию стадий экономического роста, которая, несмотря на очевидные для многих экономистов недостатки, оказала большое влияние на лидеров стран третьего мира и стала исходной для создания новых теорий модернизации, концепций «большого толчка».
В послевоенные годы западные ученые пытались объяснить отставание развивающихся стран объективными причинами, т.е. определенным набором взаимосвязанных экономических и демографических факторов с помощью концепции «порочного круга нищеты». Наиболее известные разработчики этой концепции — американские ученые X. Лайбенштайн и Р. Нурксе. Так, согласно теории Лайбенштайна, увеличение урожайности приведет к улучшению питания, снижению смертности, росту населения, дроблению земельных участков, падению урожайности. В данной модели повышение качества жизни быстро «съедается» последующим ростом населения. По теории Нурксе, другой причиной «порочного круга нищеты» являются узость внутреннего рынка и/или нехватка ресурсов для модернизации экономики. Нехватка капитала приводит к низкой производительности труда, что, в свою очередь, обусловливает низкий уровень доходов. Отсюда слабая покупательная способность и как следствие — недостаточный стимул к инвестированию. В условиях ограниченности сбережений и отсутствия интереса к капиталовложениям нехватка капитала воспринимается как типичная черта этого общества.
Логическим продолжением теории «порочного круга нищеты» стала теория «большого толчка». Родоначальником этой теории стал американский ученый П. Розенштейн-Родан, выдвинув ее в 1943 г. применительно к слаборазвитым странам европейской периферии. В центре исследований были проблемы первичной индустриализации, которые рассматривались с неокейнсианских позиций. Поэтому главное внимание уделялось роли государства в осуществлении автономных инвестиций для роста национального дохода.
П. Розенштейн-Родан и его последователи исходили из того, что для модернизации освободившихся стран необходимо крупное вливание капитала, в результате чего начинается самоподдерживающийся рост экономики. Мобилизовать значительные ресурсы на добровольной основе представлялось нереальным, поэтому акцент делался на принудительные сбережения, образовавшиеся в результате кредитно-денежной и налоговой политики государства. Импорт капитала должен был компенсировать неэффективность институциональной системы. Величина финансовой инъекции должна быть достаточной для начала необратимого движения. «Минимальное критическое усиление» определялось на уровне 12—15% национального дохода. Для теорий «большого толчка» характерен макроподход с ведущей ролью государства.
Большинство сторонников данной теории использовали популярную в 50—70-е годы идею социалистического планирования и интерпретировали ее в духе концепции смешанного общества.
Кроме того, идея «большого толчка» возникла под влиянием «плана Маршалла», сыгравшего стратегическую роль в возрождении послевоенной Европы.
Теория «большого толчка» поддерживалась как лидерами стран третьего мира, так как нехватку капитала называли главной причиной социально-экономической отсталости стран, так и широкими слоями населения, поскольку она создавала иллюзию быстрого развития. Наконец, в реализации этой теории были заинтересованы и ТНК, ищущие выгодные сферы приложения капиталов. Все это предопределило не только высокий теоретический интерес к данной концепции, но и попытки ее практической реализации в Азии, Африке и Латинской Америке.
Дальнейшее развитие теория «большого толчка» получила в 60— 70-е годы в «модели экономического роста с двумя дефицитами» группы американских исследователей X. Ченери, М. Бруно, А. Страута и других. Согласно этой модели, объем иностранной помощи для обеспечения предусмотренного политикой модернизации заданного целевого темпа роста определяется наименьшим из двух дефицитов. Помощь осуществляется для уменьшения указанных дефицитов, но ставится задача последующего отказа от нее.
Данная модель была применена впервые в Израиле, а затем, после усовершенствования, — во многих странах Азии и Латинской Америки.
Неудачи реализации неокейнсианских теорий в развитии стран «третьего мира», рост внешней задолженности значительно снизили их популярность. Не оправдала себя и опора на рыночный механизм, который якобы быстро и оперативно откликается на возникающие дефициты и малейшие изменения в политике государства. Практика показала, что в развивающейся экономике внешние заимствования не сглаживают, а, напротив, постоянно порождают все новые противоречия и дефициты, которые становятся тормозом развития.
Не оправдала себя и вера в способности государства как института власти. Реально существующие в «третьем мире» бюрократические структуры преследуют, как известно, прежде всего собственные личные и корпоративные цели, увеличивая расходы на содержание аппарата управления, обслуживающего высшие сферы власти за государственный счет, порождая коррупцию, сращиваясь с криминальными структурами, чиня произвол. Эти обстоятельства были использованы неоклассиками как конкурентами неокейнсианцев для разработки собственных теорий модернизации «третьего мира». Ими была предложена ставшая весьма популярной новая теория развития дуалистической экономики. Примечательным является тот факт, что эта теория по содержанию являлась противоположной предыдущей, что соответствует общему подходу классиков и кейнсианцев к роли государства в управлении экономикой. Так, если неокейнсианцы опирались в своих теориях развития «третьего мира» на государство, то неоклассики — на предпринимателя как двигателя прогресса, в духе идей И. Шумпетера.
По мнению неоклассиков, условием экономического развития должна быть опора на местные ресурсы, а не на иностранную помощь. В 70-е годы идея опоры на собственные ресурсы стала популярной и среди местной буржуазии, и в государственном аппарате. Предпринимателям было выгоднее использовать местную дешевую рабочую силу при минимальных затратах дефицитного капитала, а государству нельзя было при проведении политики в области занятости не считаться с последствиями демографического взрыва. В центре внимания ученых неоклассического направления оказался анализ равновесия между накоплением капитала и ростом населения. Наиболее известным теоретиком дуалистической экономики является У. А. Льюис. По его модели, к определяющим сферам экономики относятся сельское хозяйство и промышленность. Эти сектора разделяются по уровням хозяйствования на традиционный (не капиталистический) и современный (капиталистический). В первом — слаборазвитая экономика в ее классическом варианте, примитивная технология, местный опыт. Во втором — высокие темпы НТП, быстрое развитие всех видов коммуникаций, тесная связь с мировым рынком. Доход на душу населения здесь имеет тенденцию к росту. Современный сектор появляется как своеобразная надстройка, модернизированный анклав внутри традиционного отсталого общества. По теории Льюиса, для модернизации экономики необходимо перераспределить ресурсы из аграрного сектора в промышленный. При этом необходимо решить две основные задачи: 1) мобилизовать сбережения и превратить их в инвестиции; 2) перераспределить трудовые ресурсы из трудоизбыточной в трудонедостаточную сферы. Ведущая роль отводилась в решении этих задач предпринимателю и рынку. Льюис считал, что его теория подходит для стран, в которых плотность населения высока, капитал дефицитен, а естественные ресурсы ограничены.
Дуалистические модели также проявили свою несостоятельность на практике. В них довольно быстро обнаружились слабые стороны: абсолютизация рыночного механизма, недооценка сложности перерастания традиционной экономики в современную. Выяснилось, что одних экономических мер явно недостаточно, а процесс первоначального накопления капитала требует большого количества мер внеэкономического принуждения.
Дуалистические модели оказались неспособными предложить эффективную систему политических рекомендаций для лидеров стран «третьего мира». В этих условиях оказались востребованными институциональные теории развития. Наибольшее влияние на теории развития стран «третьего мира» оказали идеи М. Вебера, который поставил вопрос о традиционализме жизни на Востоке, о невозможности в связи с этим быстрой капиталистической модернизации.
Наибольшее влияние на социально-экономическую мысль развивающихся стран оказали также работы Г.Мюрдаля. Оценка Мюрдалем состояния экономики и государственности развивающихся стран как драмы отразила реальное их положение в мировой экономике. Кризис надежд на быстрое преодоление отсталости привел к обесцениванию известных теоретических подходов. Непреходящая слаборазвитость стала восприниматься драмой, а не быстро преодолимым злом, в центре которой оказались народы Южной Азии, и прежде всего интеллигенция.
Мюрдаль считал несостоятельными попытки западных ученых перенести реалии развитого общества в общество слаборазвитое. На практике это приводит к созданию анклавной экономики европеизированного типа, которая не может обеспечить глубокие и всесторонние преобразования в целом. Индустриализация не изменила положение широких масс трудящихся. Поэтому Мюрдаль подверг критике основные категории теории роста: технику как решающий фактор преодоления слаборазвитости, рынок, усиление государственного регулирования. В действительности эти факторы привели к усилению технологической зависимости, дезинтеграции экономики, росту коррупции и государственного бюрократизма.
Так, хотя во всех странах планирование имело тенденцию развиваться в сторону социального и экономического радикализма, но его фактическое применение не привело к уменьшению экономического неравенства и ослаблению концентрации экономической власти. Чиновники в регулировании частного сектора чаще пользовались правом собственного усмотрения, а не установленными правилами. Однако бизнесмены всегда находили общий язык с властью, что лишало их стимула повышать производительность и совершенствовать производственные процессы.
Поэтому Мюрдаль также критически оценивал и теорию и практику социализма в развивающихся странах. Он обратил внимание, что в этих странах избрали доктрину социализма, которая не противоречит местным традициям. И хотя иногда и выдвигались требования замены частной собственности государственной и расширения госрегулирования экономикой, на практике все сводилось к замене иностранных предпринимателей местными.
Главную причину слаборазвитости Мюрдаль видит не в недостатке иностранных инвестиций, а в недоиспользовании трудовых ресурсов. Люди не заинтересованы в своем труде; работают плохо и мало. Поэтому для преодоления отсталости он предложил изменить систему возмещения трудовых затрат, чтобы обеспечить население продовольствием и стимулировать тем самым более производительный труд.
Изменение национальных трудовых ресурсов невозможно без коренной реконструкции традиционного общества, что связано с жизненными интересами господствующих слоев населения. В частности, требуется глубокая аграрная реформа, но ее не допускают землевладельцы. Поэтому Мюрдаль выступает в поддержку любых социальных сил, которые уже сейчас способны обеспечить реальный рост трудового вклада незанятой или слабозанятой рабочей силы.
Рекомендации развитых стран были положены в основу и при проведении экономических преобразований в республиках бывшего Советского Союза.
Анализ экономических обзоров Международного валютного фонда (МВФ), Европейской экспертной службы и других западных ведомств, работающих с аппаратами правительств стран СНГ, свидетельствуют о том, что теоретической основой предложенной ими модели реформирования АПК является исследование, проведенное МВФ, Международным банком реконструкции и развития (МБРР), Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в 1990 г. На Хьюстонском экономическом совещании в июле 1990 г. главы государств и правительств «семерки» и президент Комиссии европейских сообществ выразили пожелание, чтобы к концу 1990 г. МВФ, Всемирный банк, ОЭСР и назначенный президент ЕБРР в тесном сотрудничестве с Комиссией европейских сообществ предприняли тщательное исследование советской экономики, дали рекомендации по ее реформе и определили критерии, по которым Западом могла бы быть осуществлена эффективная экономическая помощь в поддержку будущих реформ.
Список использованной литературы
1. Дадалко В. А., Криштаносов В. Б. Мировое хозяйство и международные финансовые организации. Мн., 2003. - 200 с.
2. Дадалко В. А. Проблемы, опыт, перспективы реформирования экономики и общества. Мн., 2004. - 144 с.
3. Дадалко В. А. Международное экономическое сообщество: современное состояние. Мн., 2000. - 204 с.
4. Дадалко В. А. Реформирование экономики РБ. Мн., 2003. - 376 с.
5. Долголев В. Б. Закономерности экономической интеграции. Мн., 2003. - 276с.