1. Общая характеристика хозяйственно-финансовой деятельности организации. Организация бухгалтерского учета

Общество с ограниченной ответственностью «РИПЭЛ» зарегистрировано в 1998 году, учреждено физическим лицом – единственным участником общества. Основной вид деятельности, осуществляемый обществом, - оказание юридическим лицам на договорной основе юридических услуг, в том числе ведение договорной, претензионной работы, консультирование, представление интересов в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, в публично-административных отношениях.

ООО «РИПЭЛ» арендует офисные помещения, автомобиль, имеет в собственности офисную мебель, оргтехнику, информационные программы, штат работников из шести человек, работающих в ООО «РИПЭЛ» по основному месту работы, и двух человек, работающих в ООО «РИПЭЛ» по совместительству с работой в других организациях.   

ООО «РИПЭЛ» имеет два расчетных счета: один в АКБ «Кор» и один в Сбербанке России. Расчеты с заказчиками по договорам ведутся в основном безналичным способом.

Счета выписываются в установленном порядке, оказание услуг по договорам оформляется актами приема-передачи, подписываемыми ежемесячно полномочными представителями заказчика и исполнителя.

Хозяйственные средства образуются за счет собственных и заемных средств. К источникам заемных средств относятся заемные средства краткосрочного и среднесрочного характера, а также кредиторская задолженность.

На предприятиях торговли бухгалтерский учет осуществляется специальным подразделением - бухгалтерией. Если предприятия небольшие, то бухгалтерский учет в них ведут работники, на которых возложены соот­ветствующие обязанности.

В организации, не имеющей бухгалтерской службы  или бухгалтера, бухгалтерский учет может осуществляться специализированной организацией или специалистом на договорных началах. Кроме того, руководитель при небольшом объеме учетной работы может вести учет лично.

Главный бухгалтер (финансовый директор, бухгалтер малого предприятия), возглавляющий бухгалтерскую службу, действует в соответствии с Законом "О бухгалтерском учете" № 129-ФЗ; он подчиняется руководителю предприятия и несет ответственность за формирование учетной политики,  ведение бухгалтерского учета, своевременное представление пол ной и достоверной бухгалтерской отчетности. Главный бухгалтер обеспе­чивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законода­тельству Российской Федерации, контроль за движением имущества и выполнением обязательств. Требовании его по документальному оформ­лению операций и представлению в бухгалтерию необходимых докумен­тов и сведений обязательны для всех работников организации. Ответст­венность за организацию бухгалтерского учета на предприятии, соблю­дение законодательства при выполнении финансово-хозяйственных опе­раций возлагается на руководителя предприятия торговли.

Назначение на должность и освобождение от должности главного бух­галтера производится в порядке, установленном руководителем торгового предприятия. При этом на соответствующую должность назначаются, как правило, лица, имеющие высшее специальное образование или стаж ра­боты по специальности не менее трех лет.

Прием и сдача дел при назначении и освобождении главного бухгал­тера оформляются актом проверки состояния бухгалтерского учета и от­четности на предприятии.

Следует отметить, что на главного бухгалтера не могут быть возложе­ны обязанности, связанные с непосредственной материальной ответст­венностью за ценности и денежные средства, он не может сам получать по чекам денежные средства и товарно-материальные ценности для пред­приятия. Вместе с тем для малых предприятий сделано исключение: по согласованию с учреждением банка главный бухгалтер имеет право вы­полнять обязанности кассира.

На время отсутствия главного бухгалтера его функции переходят к за­местителю или другому должностному лицу, о чем объявляется приказом по предприятию.

Главный бухгалтер подписывает документы, связанные с приемом и выдачей денежных средств, товарно-материальных ценностей, кредит­ные, расчетные и денежные обязательства. Без подписи главного бухгал­тера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обяза­тельства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

Бухгалтерия предприятия обеспечивает обработку документов, рацио­нальное ведение записей в учетных регистрах, составление отчетности. Структура бухгалтерии зависит от объема и сложности учетной работы. Возможно выделение следующих структурных единиц

- по учету основных средств,  нематериальных активов, материальных ценностей;

- по учету расчетов (расчеты с поставщиками и покупателями, с бюджетом и фондами, по краткосрочным и долгосрочным ссудам, прихода и расхода денежных средств) и издержек обращения;

- по учету приобретения и реализации товаров;

- по учету кассовых операций и расчетов с подотчетными липами; по учету расчетов с рабочими и служащими;

- по учету остальных операций и составлению отчетности.

Немаловажное значение при организации бухгалтерского учета имеет правильное использование учетных измерителей, с помощью которых выявляются: объем производства и реализации, количество продукции, время производственного цикла и торгового оборота и прочие показатели деятельности предприятия. Применяются три вила учетных измерителей: натуральные, трудовые и денежные.

Натуральные измерители необходимы при учете материальных ценностей, основных средств, готовой продукции и др. Единицами измерения могут быть: килограмм, метр, штука, квадратный метр и др. С помощью натуральных измерителей производится контроль по весу, количеству, длине, плошали, объему

Трудовые измерители позволяют измерить затраченное на производство и реализацию время и вложенный труд. Для этого существуют следующие еди­ницы измерения: минута, час, день, месяц и т. п. На их основе рассчитыва­ется производительность труда и начисляется заработная плата.

Денежный измеритель - универсальный, обобщающий измеритель, он выражается в рублях. С его помощью можно получить сводные данные, проанализировать финансово-хозяйственную деятельность, осуществлять различные расчетные операции, а также определить произведенные за­траты предприятия (суммировать расходы, ранее выраженные в трудовых и натуральных измерителях).

Организация бухгалтерского учета в торговом предприятии зависит от объема учетных работ, наличия компьютерной техники, других условий, а также от той учетной политики, которую ведет предприятие. При этом свою учетную политику предприятия разрабатывают самостоятельно на основе установленных общих правил бухгалтерского учета.


2. Учет основных средств

Предприятия торговли для обеспечения своей деятельности располагают средствами труда, составляющими их материально-техническую базу.

В составе основных средств предприятия отражают различные ма­териально-вещественные ценности, используемые как средства труда и натуральной форме в течение длительного времени в производстве про­дукции, при выполнении работ, оказании услуг либо для управленческих нужд организации- Кроме того, предполагается, что эти средства должны приносить экономические выгоды (доход) и что они куплены не для пе­репродажи в будущем. К основным средствам согласно ПБУ 6/01 "Поло­жение по бухгалтерскому учету основных средств" относятся здания, со­оружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительная техника, транс­портные средства, инструмент, производственный и хозяйственный ин­вентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скота, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основ­ные средства, сроком полезного использования более 12 месяцев, или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев.

Следует отметить, что в составе основных средств отражаются также вложения в улучшение земель (мелиоративные, осушительные, иррига­ционные и другие работы} и в арендованные здания, сооружения, обору­дование и другие объекты, относящиеся к основным средствам. Вложе­ния в многолетние насаждения, улучшение земель включаются и состав основных средств ежегодно в сумме затрат, относящихся к принятым в эксплуатацию площадям, независимо от окончания всего комплекса ра­бот. В составе основных средств учитываются и находящиеся в собствен­ности организации земельные участки, объекты природопользования (но­ли, недра и другие природные ресурсы).

Законченные капитальные затраты в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам, за­числяются арендатором в собственные основные средства в сумме факти­ческих расходов, если иное не предусмотрено договором аренды.

К основным средствам (учитываемым по счету 01 "Основные средства") согласно новому Плану счетов с 2001 года также отнесены средства в обо­роте, ранее относящиеся к малоценным быстроизнашивающимся предме­там. При этом отнесение средств к основным производится в зависимости от вида предметов, характера и условий деятельности и закрепляется  в учетной политике предприятия по каждому виду (группе) предметов (при этом необходимо руководствоваться в первую очередь требованиями при­оритета содержания перед формой и допущением последовательности учетной политики, а также решить каким образом предполагается погашать стоимость таких предметов - см. далее).

К таким средствам относят: специальные инструменты и приспо­собления, сменное оборудование, постельные принадлежности.

Кроме того, также учитываются в составе основных средств, имеющие срок службы более 12 месяцев:

-       орудия лова (тралы, неводы, сети, мережи);

-       спецодежда и спецобувь;

-       временные (нетитульные сооружения) - числятся за балансом;

-       форменная одежда.

Когда у данных средств срок службы предполагается менее 12 меся­цев, они числятся в учете в составе материалов.

Бухгалтерский учет основных средств, материальных ценностей, при­зван выполнять следующие основные задачи:

-       обеспечивать правильное документальное оформление и своевременное отражение в учете их поступления, перемещения и выбытия;

-       осуществлять постоянный контроль за сохранностью каждого объекта учетных средств, рациональным и эффективным их использованием;

-       контроль за рациональным расходованием средств на капитальный ремонт и замену выбывших основных средств;      

-       контролировать своевременное проведение и отражение в учете ре­ конструкции и модернизации средств труда;

-       правильное исчисление амортизации;

-       точное определение результатов при ликвидации средств и их выбытии.

Необходимое условие правильного учета основных средств - единый принцип их оценки. Принципы оценки основных средств одинаковы для всех предприятий независимо от форм собственности. У основных средств различают первоначальную, восстановительную и остаточную стоимость.

Первоначальная стоимость (балансовая) складывается в момент передачи объекта в эксплуатацию на данном предприятии. По первоначальной стои­мости объект учитывается в течение всего периода нахождения на предпри­ятии. Однако первоначальная стоимость основных средств может быть изме­нена в случае достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации соответствующих объектов либо при проводимой в соответствии с постановлением Правительства переоценке основных средств (но это не относится к определению стоимости и целях начисления амортизации).

В зависимости от источника поступления основных средств под их первоначальной стоимостью понимается:

- стоимость внесенных учредителями основных средств в счет их вклада в уставный (складочный) капитал предприятия, которая определяется по договоренности сторон, если иное не установлено законодательством;

- стоимость изготовленных на самом предприятия, а также приобретенных за плату у других предприятий  и лиц, рассчитываемая как сумма фактических затрат, включая расходы по доставке монтажу и установке, сооружению или приобретению (за исключением НДС и других возмещаемых налогов). При этом к фактическим затратам от­ носятся суммы: уплачиваемые по договору поставщику (продавцу)- по договорам строительного подряда; за информационные и консультационные услуги; вознаграждения посредническим организациям; сборы, пошлины и иные платежи, непосредственно связанные с приобретшем, сооружением и изготовлением объекта основных средств.

3. Учет нематериальных активов

Неизменной натурально-вещественной форме нематериальные активы представляют собой приносящие доход долгосрочные вложения средств. не имеющие какой-либо вещественной формы. Согласно ПГУ 14/2000 для принятия к учету активов в качестве НМА кроме отсутствия материально-вещественной структуры и предположении последующей перепродажи он должен обладать следующими свойствами:

-     возможность идентификации (выделения, отделения) от другого иму­щества;

-     использование в производстве либо для управленческих нужд организации в течение длительного времени (срока полезного использования свыше 12 месяцев);

-     способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

-     наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих су­ществование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) па­ тента, товарного знака и т. п.).

Согласно ПБУ 14/2000 к НМА относятся при соблюдении вышепере­численных условий следующие объекты интеллектуальной собственности:

-     исключительные права патентообладателя на изобретение, промышлен­ный образец, полезную модель, селекционные достижения; авторские права на программы для ЭВМ, базы данных; права на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

-     имущественные права на топологии интегральных микросхем.

В составе нематериальных активов могут учитываться также деловая репутация организации и организационные расходы, признанные вкладом участ­ников в уставный капитал организации. К ним не относятся интеллектуаль­ные и деловые качества пер( пиала, квалификация и способность к труду.

Единицей бухгалтерскою учета НМА является инвентарный объект (совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, до­говора уступки прав и т. п.).

Учет нематериальных активов ведется в карточке учета НМА (см, далее) и отражается на одноименном счете 04. их амортизация соответственно - на счете 05 "Амортизация нематериальных активов". Так же как и основные средства, они принимаются к учету по первоначальной стоимости, одинаковы и способы начисления амортизационных отчислений (за исключением способа списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования).

Но в отличие от основных средств, по которым применяются утвер­жденные Правительством нормы, износ НМА может определяться по рассчитанным самим предприятием нормам, исходя из первоначальной стоимости и срока полезного использования. Срок полезного использо­вания нематериальных активов определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя из срока действия, использования объектов интеллектуальной собственности; ожидаемого срока использо­вания, в течение которого возможно получать доход.

По НМА, по которым невозможно определить срок полезного ис­пользования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности организации).

Отметим, что в целях налогообложения начисление амортизации про­изводится в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ (см. ранее).

Начисление амортизации отражается по дебету счетов по учету затрат на производство (расходов на продажу), например, счета 26 "Общехозяй­ственные расходы" и кредиту счета 05 "Амортизация нематериальных активов". При этом аналитический учет по счету 05 должен вестись по видам и отдельным объектам НМА.

Амортизационные отчисления по нематериальным активам отражаются в учете одним из способов, отражаемых в разрезе их видов предприятием в учетной политике: путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете 05 "Амортизация нематериальных активов" либо путем уменьшения первоначальной стоимости объекта (непосредственно списываются с кре­дита счета 04 "Нематериальные активы" в дебет счетов учета затрат, расхо­дов на продажу без использования счета 05 "Амортизация НМА", напри­мер, по приобретенной деловой репутации, по организационным расходам - равномерным уменьшением первоначальной стоимости в течение двадца­ти лет (но не более срока деятельности организации). Причем после пол­ного погашения стоимости данные объекты продолжают числиться в учете (до прекращения срока действия патента, свидетельства и т. п.) в условной оценке с отнесением ее на финансовые результаты.

Существуют некоторые виды НМА, стоимость которых не переносит­ся на издержки производства (расходы на продажу). К ним относятся, например, полученные в пользование активы, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, по которым остаются у правообладателя (товарные знаки, знаки обслуживания и т. п.). Данные ак­тивы учитываются на забалансовом счете в договорной оценке.


4. Учет материальных ценностей

На торговых предприятиях материальные ценности используются для следующих целей:

-    материалы для оборудования и утепления транспортных средств для перевозки товаров;

-    топливо, газ для производственных нужд и для отопления помещений;

-    материалы для хранения, переработки, сортировки, фасовки, охлаждения товаров;

-    материалы для дезинсекции и дератизации тары и помещений; материалы для ухода за помещениями, основными средствами, для стирки и починки столового белья, санитарной одежды и обуви, сан- принадлежностей;

-    материалы для торговой рекламы;

-    тарные материалы для упаковки товаров;

запасные части для ремонта зданий, сооружений, помещений, обору­дования, инвентаря, тары и т. п.

Кроме того, по новому Плану счетов в составе материалов учитыва­ются также средства труда со сроком службы менее 12 месяцев, которые могут многократно участвовать в производственном процессе. К ним от­носятся: орудия лова; специальная одежда, специальная обувь; формен­ная одежда; а также многолетние насаждения, выращиваемые в питом­никах в качестве посадочного материала.

Учет материальных ценностей осуществляется на основе типовых форм первичной документации: приходного ордера (М-4); акта о прием­ке материалов (М-7); лимитно-заборной карты (М-8); требования-накладной (М-П); накладной на отпуск материалов на сторону (М-15); карточки учета материалов (М-17) (см. ниже); акта об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (М-35).

Материалы отражаются в учете и отчетности по их фактической себе­стоимости, которая определяется исходя из затрат на приобретение (без учета НДС), включая оплату процентов за приобретение в кредит, пре­доставленный поставщиком ресурсов, наценок, комиссионных вознагра­ждений, затрат на информационные, консультационные услуги, стоимо­сти услуг бирж, пошлин, иных платежей и невозмещаемых налогов, расходов на транспортировку, хранение, доставку, осуществляемые сто­ронними организациями.

Материалы учитываются на складе кладовщиками и в бухгалтерии. На малых предприятиях, имеющих небольшую номенклатуру ценностей, функции складских работников возлагаются на работников, связанных с использованием материалов, за которыми закрепляются ценности при условии заключения с ним соответствующего договора.

Поступление на предприятие материалов происходит:

- от поставщиков;

от подотчетных лиц;

- при списании основные средств, их ликвидации.

Учет материальных ценностей может вестись так же, как товаров (см. соответствующий раздел).

По мере совершения хозяйственных операций материально ответст­венное лицо производит записи в карточки складского учета материалов. При этом каждой записи присваивается очередной порядковый номер с начала года, который филируется на послужившем основанием для за­писи первичном документе. После каждого факта движения материалов выводится его количественный остаток.

По истечении месяца завскладом подсчитывает количество поступив­ших и количество выбывших материалов и выводит остаток на конец месяца, используя начальное сальдо. Этот остаток должен соответство­вать остатку последнего дня месяца. Выведенные остатки заносятся в книгу складского учета (сальдовую книгу), хранящуюся в бухгалтерии.

Карточки складского учета проверяются бухгалтером по сданным пер­вичным документам; факт проверки подтверждается подписью.

Таким образом, на применение карточек складского учета и сальдо­вой книги основан сальдовой метод учета материалов, предусматриваю­щий ведение сортового количественного учета только работниками скла­дов в карточках. При этой синтетический учет движения материальных ценностей в денежном выражении осуществляется бухгалтером на соот­ветствующем счете 10 "Материалы", а внутри них - по субсчетам, матери­ально ответственным лицом и группам материалов.

При поступлении материалов материально ответственное лицо прове­ряет соответствие фактического их количества данным документам по­ставщика, после чего в случае отсутствия расхождений выписывается приходный ордер формы М-4 При этом оприходовании может быть оформлено без составлена приходного ордера - на основании докумен­тов поставщика (тогда на них завскладом делает надпись, удостоверяю­щую получение им материалов).

На предприятиях, где количество наименований материалов незначи­тельно, используется бухгалтерский метод учета, при котором в бухгал­терии на каждый вид производственных запасов открываются карточки количественно-суммового учета. В них на основании данных первичных документов бухгалтер отражает движение материалов, фиксирует приход, расход, выводит остаток (дублирует складском учет).

Информация из карточек количественно-суммового учета переносит­ся в аналитические оборотные ведомости, открываемые на отдельных материально ответственных лиц.

5. Учет труда и заработной платы

Учет труда, заработной платы и расчетов с работниками предприятии торговли ведется на основе общереспубликанских законодательных норм регулирования трудовых отношений работников и администрации пред­приятия, включая отношения по оплате труда.

Юридической формой взаимоотношений администрации с членами трудового коллектива является трудовой договор, в котором фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятия. От­дельные лица могут работать на предприятии по совместительству, тру­довым соглашениям и договорам гражданско-правового характера (под­ряда, поручения, перевозки и др.).

Торговое предприятие самостоятельно решает вопрос о присвоении продавцам (контролерам-кассирам, контролерам) второй и первой кате­гории, то есть о соответствии их квалификации занимаемой должности и установленным окладам. Присвоение квалификации указанным работни­кам производится на основании квалификационного справочника. Со­держащиеся в нем квалификационные характеристики предусматривают переход продавцов в высшую категорию лишь после полного усвоения знаний и навыков, присущих продавцам низшей категории. При уста­новлении категорий учитываются требования квалификационных харак­теристик и определенный стаж работы за прилавком. Так, вторая катего­рия присваивается при стаже работы в должности продавца третьей категории не менее двух лет, а первая категория - при стаже работы в должности продавца второй категории не менее пяти лет (кроме продав­цов со средним специальным образованием, которым сразу устанавлива­ется первая категория). Данный порядок определен дополнениями и из­менениями к квалификационному справочнику профессий рабочих, которым утверждены месячные оклады.

Основными задачами бухгалтерского учета заработной платы на пред­приятии являются:

- правильное и своевременное начисление заработной платы и выдача ее в установленные сроки;

- правильное распределение сумм начисленной заработной платы по направлениям затрат;

- правильное  и  своевременное удержание  и  перечисление  налога на доходы физических лиц;

- правильное начисление и своевременное перечисление единого соци­ального налога (обязательных платежей во внебюджетные социальные фонды), удержаний за причиненный предприятию материальный ущерб, по исполнительным листам в пользу отдельных юридических и физических лиц;

- сбор и группировка показателей по труду и заработной плате для це­лей оперативного руководства и составления отчетности.

Для учета заработной платы и расчетов по ней предназначен пассивный счет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»

По кредиту этого счета отражаются суммы:

-      оплаты труда, причитающиеся работникам.  - в корреспонденции со счетами учета затрат на производство (расходов на продажу) и других источников; при ликвидации чрезвычайных обстоятельств - дебету­ется счет 99 "Прибыли и убытки";

-      оплаты труда, начисленные за счет образованного в установленном порядке резерва на оплату отпусков и резерва вознаграждений за вы­ слугу лет - в корреспонденции со счетом 96 "Резервы предстоящих расходов"; за счет расходов будущих периодов - в корреспонденции с одноименным счетом 97;

-      начисленных пособий по социальному страхованию, пенсий и другие аналогичные суммы - в корреспонденции со счетом 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";

-      начисленных доходов от участия в капитале организации и Т. П. - в корреспонденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)";

По дебету счета 70 отражаются:

-      выплаченные из кассы суммы оплаты, пенсий, пособий, премий, до­ ходов от участия в капитале организации - в корреспонденции со счетом 50 "Касса"; при выплате со счетов корреспондируют счета 51, 52. 55;   при   выдаче   зарплаты  структурным   подразделениям   -   счет  79 "Внутрихозяйственные расчеты".

-      различные удержания, как то:

а)         суммы   налогов  на доходы  -   в  корреспонденции  со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам";

б)        платежей на социальное страхование и обеспечение работников, их медицинское страхование в части отчислений, производимых за счет работников - в корреспонденции со счетом 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению";

в)         в погашение подотчетных сумм - в корреспонденции со счетом 71 "Расчеты с подотчетными лицами";

г)        за товары, проданные в кредит, за предоставленные ссуды, по возмещению материального ущерба предприятию -  в корреспонденции с соответствующими  субсчетами  счета  73  "Расчеты  с персоналом  по прочим операциям", счетом 76;

д)        по исполнительным документам (штрафы, алименты), депонированные суммы - в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", соответствующие субсчета;

е)        по недостачам - в корреспонденции со счетом 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей".

Таким образом, сальдо счета 70, как правило кредитовое, показывает задолженность предприятия перед работниками по зарплате и другим указанным выплатам.

Для учета расчетов по социальному страхованию и обеспечению предназначен пассивный счет 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению". Он кредитуется на суммы отчислений, подлежащие перечислению в составе единого социального налога в соответствующие фонды- При этом суммы, начисленные за счет предприятия, подлежат включению в издержки производства, расходов на продажу - дебетуются соответствующие счета (20, 44 и др.). На суммы же отчислений из заработной платы работников дебетуется счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Кроме того, по кредиту счета 69 в корреспонденции со счетом прибылей и убытков отражаются начисленные суммы пеней пользу органов социального страховании и обеспечения за несвоевре­менный взнос.

По дебету счета 69 проводятся суммы, перечисленные с расчетного счета в корреспонденции со счетом 51 "Расчетные счета"; а также суммы, выплачиваемые за счет этих отчислений в корреспонденции со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"; выплачиваемые из кассы посо­бия за счет фондов, такие как: по беременности и родам, при рождении ребенка, пособия на детей и другие в соответствии с законодательством -в корреспонденции со счетом 50 "Касса".

После начисления средств персоналу по расчетно-платежной ведомо­сти бухгалтер выписывает чек на всю сумму (округленную), который од­новременно с платежными поручениями на перечисление налогов представляет в банк.

 6. Учет затрат на производство и методы расчета калькулирования себестоимости продукции

Расходы, производимые торговыми предприятиями в процессе осуще­ствления своей деятельности дополнительно к оплате стоимости товаров, называются издержками обращения.

Основными задачами учета издержек обращения предприятий торгов­ли являются обеспечение своевременного, полного и достоверного отра­жения фактических расходов и контроль за использованием материаль­ных, трудовых и финансовых ресурсов.

Согласно Методическим рекомендациям по бухгалтерскому учету за­трат, включаемых в издержки обращения и производства, и финансовых результатов на предприятиях торговли и общественного питания, утвер­жденным Комитетом РФ по торговле 20.04.95 за № 1-550/32-2, в состав издержек обращения включаются расходы предприятий торговли, возникающие в процессе движения товаров до потребителей.

В затраты включаются расходы в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ.

На себестоимость относятся в полном объеме все затраты предприятия производственного характера, но при этом в целях налогообложения при­были к расходам относятся некоторые расходы в пределах утвержденных норм: компенсации за использование для служебных поездок личных лег­ковых автомобилей; затраты на содержание служебного автотранспорта, представительские расходы; затраты на служебные командировки; плата за обучение на основе договоров с учебными заведениями, а также за предос­тавление услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров.

При этом расходы, произведенные в отчетном периоде, но относя­щиеся к следующим отчетным периодам, отражаются отдельно как рас ходы будущих периодов и подлежат отнесению на издержки производст­ва или обращения (либо на соответствующие источники средств органи­зации) в течение срока, к которому они относятся.

К расходам будущих периодов относятся: затраты по неравномерно производимому ремонту основных средств (когда предприятием не созда­ется фонд или резерв для ремонта основных средств); арендная плата за аренду отдельных объектов основных средств; расходы по подписке на пе­риодические издания для служебного пользования; расходы по оплате ус­луг телефонной, радио- и других видов связи; другие аналогичные расходы. В целях равномерного отражения предстоящих расходов в издержках обращения и производства отчетного периода предприятия торговли могут создавать резервы предстоящих расходов, которые учитываются на счете 96 Резервы предстоящих расходов". За счет отчислений, относимых на из­держки обращения и производства, создаются следующие резервы: на предстоящую оплату отпусков работникам; на выплату ежегодного возна­граждения за выслугу лет и по итогам работы за год; фонд или резерв на ремонт основных средств.

Образование резервов производится за счет отчислений, включаемых в издержки обращения и производства в сроки, обоснованные специальны­ми расчетами, утвержденными руководителем предприятия.

В конце отчетного года в случае превышения фактически начисленного ре­зерва над суммой расчета, подтвержденного инвентаризацией, производится сторнировочная запись издержек обращения и производства.

В случаях, когда окончание ремонтных работ по объектам с длительным сроком их производства происходит в следующем за отчетным году, оста­ток резерва на ремонт основных средств не сторнируется.

По окончании ремонта излишне начисленная сумма резерва присоеди­няется к финансовым результатам.

Единовременные затраты могут при отсутствии резервов списываться на издержки обращения и производства того месяца, в котором они произ­ведены.

Также не относятся на затраты предприятия расходы капитального характера (соответствующие затраты включаются в издержки посредством начисления амортизации) и расходы, не связанные с торговой (производ­ственной) деятельностью.


7. Учет готовой продукции, ее реализации и финансовых результатов

Готовая продукция — это изделия и полуфабрикаты, полностью законченные обработкой, соответствующие действующим стандартам или утвержденным техническим условиям, принятые на склад или заказчиком.

Основными задачами бухгалтерского учета готовой продукции являются:

правильный и своевременный учет наличия и движения готовой продукции на складах, холодильниках и других местах хранения про­дукции;

контроль за выполнением планов по объему, ассортименту, каче­ству выпущенной продукции и обязательств по ее поставкам;

контроль за сохранностью готовой продукции и соблюдением ус­тановленных лимитов;

контроль за соблюдением плана по продаже продукции и свое­временностью оплаты проданной продукции;

выявление рентабельности всей продукции и ее отдельных видов.

Готовая продукция, как правило, должна быть сдана на склад в подотчет материально ответственному лицу. Крупногабаритные изде­лия и продукция, которая не может быть сдана на склад по техничес­ким причинам, принимаются представителем заказчика на месте их изготовления, комплектации и сборки.

Планирование и учет готовой продукции ведут в натуральных, ус­ловно-натуральных и стоимостных показателях.

Условно-натуральные показатели используют для получения обоб­щенных данных об однородной продукции, Например, количество выработанной каустической соды выражается в тоннах условного веса, консервов — в условных банках и т.д.

Поступление из производства готовой продукции оформляется накладными, спецификациями, приемными актами и другими первич­ными документами.

Количественный учет готовой продукции по ее видам и местам хранения обычно осуществляется аналогично учету материальных запасов. В последнее время многие организации применяют бескар­точный метод учета готовой продукции. Приданном методе с помо­щью ЭВМ ежедневно составляют оборотные ведомости учета выпус­ка из производства и движения готовой продукции относительно скла­дов (других мест хранения). Остатки готовой продукции периодически инвентаризируют.

На автоматизированных складах вместо карточек складского уче­та используют, как правило, оперативные машинограммы и видеограм­мы остатков и движения готовой продукции по каждому наименова­нию и виду.

Как и по материальным запасам, по готовой продукции составля­ют номенклатуру-ценник. Помимо ценника разрабатываются справоч­ники продукции, в которых содержатся сведения об облагаемой и не­облагаемой различными видами налогов продукции, о плательщиках и грузополучателях, среднеквартальной и среднегодовой себестоимо­сти и др.

Оценка готовой продукции. В настоящее время применяют сле­дующие виды оценки готовой продукции:

по фактической производственной себестоимости. Этот спо­соб оценки готовой продукции используется сравнительно редко, в основном в организациях индивидуального производства, выпуска­ющих крупное уникальное оборудование и транспортные средства. Может применяться в организациях с ограниченной номенклатурой массовой продукции;

по неполной (сокращенной) производственной себестоимости продукции, исчисляемой по фактическим затратам без общехозяй­ственных расходов; может применяться в тех же производствах, где применяется первый способ оценки продукции:

по оптовым ценам реализации. Оптовые цены используются в качестве твердых учетных цен. Отклонения фактической себестоимос­ти продукции учитывают на отдельном аналитическом счете. При ус­тойчивых оптовых ценах этот вариант оценки продукции был самым распространенным, поскольку позволял сопоставлять оценку продук­ции в текущем учете и отчетности, что важно для контроля за правильным определением товарного выпуска. При значительном колебании уровня оптовых цен данный способ теряет свои преимущества;

по плановой (нормативной) производственной себестоимости, также выступающей в качестве твердой учетной цены. Обусловлива­ется необходимость отдельного учета отклонений фактической про­изводственной себестоимости продукции от плановой или норматив­ной. Достоинство данного способа оценки готовой продукции заклю­чается в обеспечении единства оценки в планировании и учете. Однако если плановая или нормативная себестоимость продукции изменяет­ся часто, то усложняется переоценка остатков готовой продукции. Если же оценивать продукцию по среднегодовой себестоимости, то она не соответствует оценке в месячных и квартальных планах. Вариантом данного способа оценки готовой продукции является оценка:

по сокращенной плановой производственной себестоимости, по свободным отпускным ценам и тарифам, увеличенным на сумму налога на добавленную стоимость, — при выполнении еди­ничных заказов и работ;

по свободным рыночным ценам — при учете товаров, реализуе­мых через розничную сеть.

Синтетический учет готовой продукции. Учет наличия и дви­жения готовой продукции осуществляют на активном счете 43 «Го­товая продукция». Этот счет используется организациями отраслей материального производства. Готовые изделия, приобретенные для комплектации или в качестве товаров для продажи, учитывают на счете 41 «Товары». Стоимость выполненных работ и оказанных ус­луг на сторону также не отражают на счете 43 «Готовая продукция». Фактические затраты по ним списывают со счетов затрат на произ­водство в дебет счета 90 «Продажи». Продукция, не подлежащая сда­че на месте и не оформленная актом приемки, остается в составе незавершенного производства и на счете 43 «Готовая продукция» не учитывается.

Синтетический учет готовой продукции может осуществляться в двух вариантах: без использования счета 40 «Выпуск продукции (ра­бот, услуг)» и с использованием счета 40.

При первом варианте, являющемся традиционным для нашей учет­ной практики, готовую продукцию учитывают на синтетическом сче­те 43 «Готовая продукция» по фактической производственной себе­стоимости. Однако аналитический учет отдельных видов готовой про­дукции осуществляют, как правило, по учетным ценам (плановой себестоимости, оптовым ценам и др.) с выделением отклонений фак­тической себестоимости готовой продукции от стоимости по учетным ценам отдельных изделий и учитываемых на отдельном аналитичес­ком счете.


8. Учет денежных средств и расчетных операций

Предприятия торговли в процессе своей деятельности устанавливают экономические связи с поставщиками товарно-материальных ценностей и их покупателями (потребителями, плательщиками). Отношения между сторонами оформляются договорами. Четкое выполнение договорных обязательств и правильная организация расчетов между предприятиями ведут к своевременному поступлению денежных средств. Вместе с тем у торгового предприятия в процессе деятельности происходят денежные" расчеты с работниками предприятия, с органами социального обеспече­ния и другими организациями и лицами.

Расчеты между предприятиями осуществляются в безналичном поряд­ке через банки (государственные, коммерческие), а также наличными через кассу предприятия в пределах установленных в законодательном порядке лимитов. Следует помнить, что Центробанк России с 21.11.2001 Указанием от 14.11.2001 № 1050-У установил предельный размер расче­тов наличными деньгами по одной сделке 60 тыс. рублей.

За расчеты наличными сверх установленной нормы на покупателя на­лагается штраф в размере 50 МРОТ. Отметим, что расчеты с участием физических лиц производятся без ограничения суммы платежа.

Предприятие торговли, как любое юридическое лицо, само выбирает банк для кредитно-расчетного обслуживания. Кроме расчетных счетов в банках могут открываться текущие и специальные счета для хранения средств строго целевого назначения (приватизационный фонд, аккреди­тивы и чековые книжки). Кредитные отношения предприятия с банками оформляются кредитными договорами.

Основными задачами организации учета денежных средств и расчетов являются:

- своевременное, полное и точное отражение операций по учету денежных средств и расчетов;

- постоянным контроль за наличием и сохранностью денежных средств в кассе, на расчетном и других счетах в банках;

- контроль за использованием денежных средств;

- контроль за правильностью договорных расчетов с поставщиками и покупателями;

- .    контроль за своевременными и правильными расчетами с бюджетом, банками, работниками;

- контроль за расчетными операциями с целью предупреждения образования кредиторской и дебиторской задолженности;

- контроль за правильным использованием банковского кредита и сроками его возврата.

Особое место в операциях торгового предприятия занимают кассовые операции, так как значительная часть выручки у данных организаций поступает через кассы (вероятность злоупотреблений на данном участке максимальна, поэтому данный участок в первую очередь подвергается различным вилам проверок, как со стороны налоговых органов, так и дру­гих видов контроля).

Торговое предприятие для приема, хранения, выдачи денежных средств должно иметь кассу. Порядок организации кассы и учета наличных денеж­ных средств на предприятиях регламентирован Инструкцией ЦБ РФ от 04.10.93 № 18 "Порядок ведения кассовых операций в РФ".

Многие предприятия оптовой торговли имеют в объеме своей реали­зации некоторую часть розничного оборота. Часто оптовые предприятия для закрепления позиций на рынке и увеличения объема реализации отпускают товары населению. В случае расчетов с населением прием на­личных денег предприятиями производится с обязательным применени­ем контрольно-кассовых машин.

Кроме того, могут быть открыты текущие счета (общественным, бюд­жетным организациям и т. д.).

Для открытия расчетного счета в банк необходимо представить сле­дующие документы:

-       заявление на открытие счета;

-       временное свидетельство о регистрации, выданное регистрирующим органом;

-       прошнурованные и пронумерованные, заверенные нотариально или регистрирующим органом копии устава и учредительного договора;

-       заверенные в установленном порядке в двух экземплярах банковские карточки с образцами подписей и оттиска печати.

Требуется также решение учредителей о создании предприятия (про­токол собрания), копия приказа руководителя о назначении главного бухгалтера.

Следует отметить, что банки открывают расчетные и иные счета нало­гоплательщикам только при предъявлении ими документа, подтвер­ждающего постановку на учет в налоговом органе, и в пятидневный срок сообщают в этот орган об открытии счета.

После открытия расчетного счета для получения постоянного свиде­тельства о регистрации требуется представить справку о внесении поло­вины уставного капитала. Банк выдает данный документ после внесения средств на расчетный счет в сумме 50% определенного в учредительном выговоре размера уставного фонда в денежной сумме.

Средства, кроме безналичных перечислений, могут быть внесены учреди­телями наличными прямо на расчетный счет. Для этого оформляется объяв­ление на взнос наличными .

Кроме того, при операциях с наличными средствами используются денежные чеки, которые представляются в банк при снятии средств с рас­четного счета (на заработную плату, пособия, командировочные расходы, хозяйственные нужды). Одновременно с заполнением чека его реквизиты переносятся в корешок, остающийся у предприятия в чековой книжке и являющийся оправдательным документом.

9. Учет собственного капитала и кредитов

Основным источником формирования собственных средств предприятия является уставный капитал. Величина уставного капитала зарегистрирована в учредительных документах как совокупность вкладов (долей, акций по номи­нальной стоимости, паевых взносов) учредителей (участников) организации и может изменяться только в случае перерегистрации учредительных докумен­тов в порядке, предусмотренном законодательством.

Учет уставного капитала осуществляется на пассивном счете 80 "Уставный капитал". Кредитовое сальдо счета показывает сумму зарегистрированного уставного капитала; оборот по дебету - уменьшение уставного капитала, обо­рот по кредиту - увеличение уставного капитала.

Уставный капитал увеличивается:

-       при принятии решения об увеличении номинальной стоимости акций;

-       при принятии решения акционерами о капитализации (реинвестировании) начисленных дивидендов;

-       в связи с первичной эмиссией ценных бумаг акционерным обществом;

-       за счет направления части чистой прибыли в уставный капитал.

Уставный капитал уменьшается: 

-       при выходе акционеров или участников из общества;

-       при выкупе акционерным обществом акций у акционеров;

-       при  направлении  части уставного капитала для  покрытия убытков акционерного общества, предприятия.

Записи по счету 80 "Уставный капитал" производятся при обязатель­ном внесении соответствующих изменений в учредительные документы.

Учет операций, отражаемых на счете 80 "Уставный капитал", ведется в журнале-ордере № 12.

После регистрации предприятия (организации) ни сумму зарегист­рированного уставного капитала образуется задолженность учредите­лей перед предприятием. Для учета расчетов с учредителями исполь­зуется счет 75 "Расчеты с учредителями". Это активно-пассивный счет, который служит, с одной стороны, для учета расчетов с учреди­телями по вкладам в уставный капитал - субсчет 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал", с другой - для учета рас­четов с учредителями по начисленным им доходам - субсчет 75-2 "Расчеты по выплате доходов".

Величина зарегистрированного уставного капитала отражается про­водкой:

Дт 75 "Расчеты с учредителями"

Km 80 "Уставный капитал".

Аналитический учет расходов с учредителями ведется в разрезе каждо­го из них в карточках или ведомостях на основании учредительных документов, актов приемки-передачи основных средств и нематериальных активов, платежных поручений, приходных кассовых ордеров и др.

В качестве взносов в уставный капитал учредители могут представляй, наличные и безналичные денежные средства, основные средства, матери­альные ценности, нематериальные активы (в виде права пользования земельными участками, права аренды основных средств, лицензий, ав­торских прав, фирменных и торговых марок и т. д.). В зависимости от вида взноса дебетуются различные счета в корреспонденции со счетом 75 "Расчеты с учредителями":

Дт 08 "Вложения во внеоборотные активы", 10 "Материалы", 41 "То­вары", 50 "Касса", 51 "Расчетные счета", 52 "Валютные счета"

Km 75 "Расчеты с учредителями".

Вместе с тем по кредиту счета 75 начисляются дивиденды акционе­рам, что отражается проводкой:

Дт 84   Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)"

Km 75-2  Расчеты по выплате доходов".

При этом расчеты с участниками отражаются в обычном порядке по дебету счета 75 в корреспонденции со счетами учета денежных средств, материальных ценностей.

Изменение величины уставного капитала отражается по счету 80. При этом увеличение отражается по кредиту счета 80 в корреспонденции со счетами:

Дт 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" - при изменении номинальной стоимости акций;

Дт 75-2 "Расчеты по выплате доходов"- начисленные дивиденды на­правляются на увеличение уставного капитала;

Дт 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" - за счет чис­той прибыли (нераспределенной прибыли);

Дт 83 "Добавочный капитал" - за счет средств добавочного капитала.

Уменьшение уставного капитала отражают по дебету счета 80 с креди­тованием соответствующих счетов (75-1 "Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал" - при выходе акционеров; .80 "Прибыли и убыт­ки", 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" - при покры­тии убытков предприятия за счет уставного капитала и т. д.).

10. Учет товарных операций

Среди многообразия хозяйственных операций на оптовом торговом предприятии учет товарных операций является наиболее трудоемким. Одна т основных задач бухгалтерского учета товарных операций в опто­вой торговле состоит в правильной организации учета, позволяющей своевременно получать информацию о холе поступления товаров, о вы­полнении договорных обязательств поставщиками и получателями про­дукции, о состоянии товарных запасов, о ходе отгрузки и реализации ценностей и контроле за их сохранностью. При этом руководствуются следующими основными принципами:

-       единство показателей бухгалтерского учета при реализации товаров предприятиям розничной торговли, общественного питания или другому оптовому предприятию, при отгрузке товаров со складов (складской товарооборот) или отгрузке товаров покупателям непосредствен­ но поставщиком без завоза на оптовый склад (транзитный оборот, который делится на оборот с участием и на оборот без участия опто­вого предприятия);

-       возможность получения оперативной учетной информации о хозяйственной деятельности предприятия {например, за лень);

-       учет товаров и тары в соответствии с разделением материальной ответственности по каждому лицу или бригаде согласно договору о материальной ответственности, заключаемому с сотрудником или бригадой (администрация может предъявить претензии к нарушителям учета);

-       учет товаров и тары в натурально-стоимостном выражении; на оптовых предприятиях товары учитываются по сортам, количеству, ценам и стоимости, материально ответственное лицо отчитывается по товарам в разрезе каждого наименования;

-       единство оценки товаров при их оприходовании и списании в расход (так, если товары были оприходованы по продажным ценам, то и списываться они должны по этим же ценам).

12. Учет вложений во внеоборотные активы

Образование добавочного капитала регулируется законодательными и другими нормативными актами. К добавочному капиталу относят суммы дооценки внеоборотных активов организации, эмиссионного дохода. Учет добавочного капитала ведется на одноименном счете 83 "Добавоч­ный капитал".

На субсчете 87-1 учитывают добавочный капитал, образуемый в ре­зультате прироста стоимости внеоборотных активов, выявляемого по ре­зультатам их переоценки.

Образование и пополнение добавочного капитала отражают по креди­ту счета 83 "Добавочный капитал", при этом на нем фиксируются:

- там их переоценки, - в корреспонденции со счетами учета активов, по которым определился прирост стоимости;

- сумма разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученной в процессе формирования уставного капитала акционерного обще­ства (при учреждении общества, при последующем увеличении уставного капитала) за счет продажи акций по цене, превышающей номинальную стоимость, - в корреспонденции со счетом 75 "Расчеты с учредителями".

- Суммы, отнесенные в кредит счета 83, как правило, не списываются. Дебетовые записи по нему могут иметь место лишь в случаях:

- погашения   сумм   снижения   стоимости   внеоборотных  активов,   вы­ явившихся по результатам его переоценки, в корреспонденции со счетами учета активов, по которым определилось снижение стоимости;

- направления средств, учтенных на счете 83, на увеличение уставного капитана, - в корреспонденции со счетами 75 "Расчеты с учредителя ми", 80 "Уставный капитал";

- погашения за счет средств, учтенных на счете 83, убытка, выявленно­го по результатам работы предприятия за отчетный год, - в коррес­понденции со счетом 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)";

- распределения   сумм,   учтенных   на   счете   83,   между   учредителями предприятия - в корреспонденции со счетом 75 и т. п.        Аналитический учет по счету 83 организуется таким образом, чтобы обеспечить формирование  информации  по источникам образования   и направлениям использования средств.

11. Учет расходов на продажу и финансовых результатов

Организации получают основную часть прибыли от продажи про­дукции, товаров, работ и услуг (реализационный финансовый резуль­тат). Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) определяют как разницу между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) в дейст­вующих ценах без НДС и акцизов, экспортных пошлин и других вы­четов, предусмотренных законодательством Российской Федерации. и затратами на ее производство и продажу. Перечень этих затрат опре­деляется Положением о составе затрат...

Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) опре­деляют по счету 90 «Продажи». Этот счет предназначен для обобще­ния информации о доходах и расходах, связанных с обычными вида­ми деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются, в частности, выручка и себестоимость по:

готовой продукции, полуфабрикатам собственного производства и товарам;

работам и услугам промышленного и непромышленного характера;

покупным изделиям (приобретенным для комплектации);

строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геологораз­ведочным, научно-исследовательским и т.п. работам;

услугам связи и по перевозке грузов и пассажиров;

транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным опера­циям;

предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, предо­ставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собствен­ности, участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т.п.

Сумма выручки от продажи продукции, товаров, выполнения ра­бот, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновре­менно себестоимость проданных продукции, товаров, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Това­ры», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др. в дебет счета 90 «Продажи».

В организациях, занятых производством сельскохозяйственной продукции, по кредиту счета 90 «Продажи» отражается выручка от продажи продукции в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с по­купателями и заказчиками».

В дебет счета 90 списывают фактическую себестоимость продук­ции с кредита счетов учета затрат на производство продукции. В тех отраслях, где фактическую себестоимость продукции определяют в конце года (растениеводство и т.п.), в течение года на счет 90 списы­вают плановую себестоимость продукции. По окончании года опреде­ляют отклонение фактической себестоимости продукции от плановой и выявленное отклонение списывают в дебет счета 90 с кредита сче­тов учета затрат на производство продукции (дополнительной про­водкой или способом «красное сторно»).

В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 «Продажи» отра­жается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по дебету — их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 «Товары») с одновремен­ным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 «Торговая наценка»).

К счету 90 «Продажи» могут быть открыты субсчета:

90-1 «Выручка»;

90-2 «Себестоимость продаж»;

90-3 «Налог на добавленную стоимость»;

90-4 «Акцизы»;

90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

На субсчетах 90-1, 90-2, 90-3, 90-4 учитываются соответственно поступившая выручка от продажи продукции, себестоимость продан­ной продукции, начисленные НДС и акцизы.

Организации — плательщики экспортных пошлин могут откры­вать к счету 90 субсчет 90-5 «Экспортные пошлины» для учета сумм экспортных пошлин.

Субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для вы­явления финансового результата от продаж за отчетный месяц.

Записи по субсчетам 90-1, 90-2, 90-3, 90-4, 90-5 производят нако­пительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2, 90-3, 90-4 и 90-5 и кредитового оборота по субсчету 90-1 определяют финансовый резуль­тат от продаж за отчетный месяц. Выявленную прибыль или убыток ежемесячно заключительными проводками списывают с субсчета 90-9 на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9), закрываются внутренними запися­ми на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведут по каждому виду проданной продукции, товаров, выполненных работ и оказанных ус­луг, а при необходимости и по другим направлениям (по регионам продаж и т.п.).

12. Учет вложений во внеоборотные активы

Учет акций и облигации и вкладов в уставные капиталы. Учет

операций по движению ценных бумаг ведется в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложе­ний» (ПБУ 19/02), утвержденном Приказом МФ РФ от 10 декаб­ря 2002 г. № 126н.

Организация ведет синтетический и аналитический учет фи­нансовых вложений: синтетический учет - в суммовом выраже­нии; аналитический - таким образом, чтобы обеспечить инфор­мацию по единицам бухгалтерского учета финансовых вложений, а также по организациям, в которые осуществлены эти вложения (эмитентам ценных бумаг, другим организациям, участником которых является организация, организациям-заемщикам и т.п.). При этом единица бухгалтерского учета финансовых вложений выбирается организацией самостоятельно. В зависимости от ха­рактера финансовых вложений, порядка их приобретения и ис­пользования единицей финансовых вложений может быть серия, партия или однородная совокупность финансовых вложений.

В соответствии с ПБУ 19/02 по принятым к бухгалтерскому учету государственным ценным бумагам и ценным бумагам других организаций в аналитическом учете должна быть сформиро­вана как минимум следующая информация:

наименование эмитента и название ценной бумаги, номер, серия, номинальная цена, цена покупки, расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, общее количество, дата покупки, дата продажи или иного выбытия, место хранения.

Синтетический учет финансовых вложений организация ве­дет на счете 58 «Финансовые вложения».

Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью финансовых вложений, приоб­ретенных за плату, признается сумма фактических затрат орга­низации на их приобретение, за исключением налога на добав­ленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах).

Средства финансовых вложений, на которые еще не получе­ны документы, подтверждающие права организации на суммы произведенных финансовых вложений, целесообразно учитывать обособленно на счете 58. Для этого в развитие данного счета при необходимости можно открыть отдельный субсчет или вести та­кой учет в аналитическом разрезе. Такая организация учета по­зволит сформировать первоначальную стоимость ценных бумаг,

В состав фактических затрат можно включать:

суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;

суммы, уплачиваемые организациям или иным лицам за ин­формационные и консультационные услуги, связанные с приоб­ретением ценных бумаг;

вознаграждения, уплачиваемые посредническим организаци­ям, с участием которых приобретены бумаги;

расходы по уплате процентов по заемным средствам, исполь­зуемым на приобретение ценных бумаг в порядке, установлен­ном ПБУ 15/01 и ПБУ 10/99;

иные расходы, связанные с приобретением.

13. Учет финансовых инвестиций

К другим финансовым вложениям можно отнести покупку депозитных сертификатов, перечисление денежных средств на депозит, предоставление займов другим организациям. Основа­нием для выдачи займов или перечисления средств на депозит являются заключенные договоры, выписки банков, подтвержда­ющие совершенные вложения.

Учет указанных вложений организуется по видам вложений, т.е. по соответствующим субсчетам. Аналитический учет строит­ся и ведется аналогично.

При выдаче займов, покупке сертификатов, банковских век­селей, перечислении средств на депозит выполняются бухгалтер­ские записи:

Д-т сч. 58, субсчет 3 «Предоставленные займы» К-т сч. 51 «Расчетные счета».

При погашении этих вложений делается обратная запись. В связи с тем, что организации ведут учет реализации по ме­тоду начисления, суммы полученного дохода по акциям, процен­ты по облигациям должны быть начислены по сроку в корре­спонденции со счетом 91, субсчет 1 «Прочие доходы» независи­мо от момента их поступления на расчетный счет:

Д-т сч. 76, субсчет 3 «Расчеты по причитающимся дивиден­дам и другим доходам»

К-т сч. 91, субсчет 1 «Прочие доходы».

При поступлении денежных средств задолженность по про­центам, дивидендам закрывается: Д-т сч. 51 «Расчетные счета»

К-т сч. 76, субсчет 3 «Расчеты по причитающимся дивиден­дам и другим доходам».

14. Бухгалтерская отчетность

Бухгалтерская отчетность - система показателей, отражающая имуще­ственное и финансовое положение организации на отчетную дату, а так­же финансовые результаты ее деятельности за отчетный период.

Предприятия, являющиеся юридическими лицами независимо от форм собственности, включая предприятия с иностранными инвести­циями, составляют бухгалтерскую отчетность на основе данных синтети­ческого и аналитического учета.

Бухгалтерская отчетность организации согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете" от 21.11.96 Ng 129-ФЗ состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках, приложений к ним, предусмот­ренных нормативными актами, аудиторского заключения, подтверждаю­щего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если они в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту, пояснительной записки.

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное пред­ставление о финансовом положении организации, финансовых результа­тах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Досто­верной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтер­скому учету.

Если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выяв­ляется недостаточность данных для формирования полного представле­ния о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтер­скую отчетность организация включает соответствующие дополнитель­ные показатели и пояснения.

Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и измене­ниях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случа­ях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил.

При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то есть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведе­ны данные минимум за два года - отчетный и предшествующий отчетному.

При несопоставимости данных цифры по периодам, предшествовав­шим отчетному, подлежат корректировке исходя из правил, установлен­ных нормативными актами по бухгалтерскому учету. Каждая существен­ная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вы­звавших эту корректировку.

Статьи бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и других отдельных форм бухгалтерской отчетности, которые подлежат раскрытию и по которым отсутствуют числовые значения активов, обязательств, до­ходов, расходов и иных показателей, прочеркиваются (в типовых формах) или не приводятся (в формах, разработанных самостоятельно, и в пояс­нительной записке).

Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приходиться в бухгалтерской отчетно­сти обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Показатели об отдельных видах активов, обязательств, доходов, расхо­дов и хозяйственных операций могут приводиться в бухгалтерском ба­лансе или отчете о прибылях и убытках обшей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несуществен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организа­ции или финансовых результатов ее деятельности.

Образцы форы бухгалтерской отчетности организаций, рекомендован­ные к применению, утверждены Министерством финансов Российской Федерации приказом от 13.01.2000 № 4н "О формах бухгалтерской отчет­ности организаций".

Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчет­ности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Министерства финансов Российской Федерации.

Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату, представляя данные о хозяйственных средствах (актив) и их источниках (пассив).

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности

В пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета в случаях, когда они не позволяют достовер­но отразить имущественное состояние и финансовые результаты дея­тельности организации, с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В пояснительной записке к бух питерской отчетности организация от­ражает изменения в своей учетной политике (при их наличии) на сле­дующий отчетный год.

Основанием для составления отчетности являются записи учетных ре­гистров, которые являются отражением документального оформления хозяйственных процессов. Перед составлением отчетов и балансов тща­тельно проверяется полнота отражения в учетных регистрах всех доку­ментов, относящихся к отчетному периоду. Уточнение и дополнение учетных показателей, приведение их в соответствие с фактическим со­стоянием хозяйственных средств осуществляется посредством инвентаризации имущества и финансовых обязательств.

При заполнении отчетных форм необходимо проверять соответствие суммы показателей внутри разделов отчетных форм итоговым показате­лям, а также на основании рекомендаций Минфина РФ проконтролировать обеспечение взаимосвязи определенных показателей в разных фор­мах отчетности.

Действующим порядком предусмотрено, что в бухгалтерских отчетах и балансах не должно быть подчисток и помарок. В случаях исправления оши­бок ответственное лицо, которое подписывает отчетный документ, ставит свою подпись с указанием даты исправления (на практике же, например, налоговые инспекции не принимают отчеты с исправлениями).

Исправление отчетных данных как текущего, так и прошлого года (после их утверждения) производят в отчетности, составленной за отчет­ный период, в котором были обнаружены искажения, причем исправле­ния вносят в данные за отчетный период (квартал, с начала года). Если не установлен период совершения приписки или искажения, отчетные данные также исправляют в первом отчете после обнаружения приписки или искажения. Указанный порядок применяют в случаях искажения отчетных данных, выявленных при проверках и инвентаризациях как са­мим предприятием, так и другими органами.

Годовую бухгалтерскую отчетность до представления в предусмотрен­ные адреса рассматривают и утверждают в порядке, устанавливаемом уч­редительными документами.





Приложение 1

№ п/п

Содержание тем практики

Дата

1

Изучение  организации бухгалтерского учета на предприятии

05.04.2004

06.04

2

Изучение  учета основных средств

07.04

08.04

3

Изучение учета нематериальных активов

09.04

4

Изучение учета материальных ценностей

12.04

13.04

5

Изучение учета труда и заработной платы

14.04

15.04

6

Изучение учет затрат на производство и методов калькулирования себестоимости продукции

16.04

19.04

7

Изучение учета готовой продукции, ее реализации и финансовых результатов

20.04

8

Изучение учета денежных средств и расчетных операций

21.04

22.04

9

Изучение учета собственного капитала и кредитов

23.04

10

Изучение учета товарных операций

26.04

11

Изучение учета расходов на продажу

27.04

12

Изучение учета вложений во внеоборотные активы

28.04

13

Изучение учета финансовых инвестиций

29.04

14

Изучение бухгалтерской отчетности

30.04



Приложение 2

№ п/п

Наименование отдела

Время работы в отделе

Виза руководителя

Примечание

Начало работы

Окончание работы


2

3

4

5

6

1

ООО «РИПЭЛ»

05.04.2004

06.04



2

07.04

08.04



3

09.04

09.04



4

12.04

13.04



5

14.04

15.04



6

16.04

19.04



7

20.04

20.04



8

21.04

22.04



9

23.04

23.04



10

26.04

26.04



11

26.04

26.04



12

28.04

28.04



13

29.04

29.04



14

30.04

30.04