Календарно-тематический план прохождения практики


№ п/п

Наименование задания

Место практики

Количество дней

Сроки выполнения

Отметка о выполнении

По плану

По факту

По плану

По факту

1.

Ознакомление с торговой организацией (отделом, секцией, подразделением)

ООО «Сельтехпром»






2.

Ознакомление с организацией труда






3.

Ознакомление с организацией процесса управления






4.

Ознакомление с работой менеджера по управлению персоналом






5.

Ознакомление с организацией контроля за работой торговой организации







Итого:




Х

Х

Х



Задание 1. «Ознакомление с торговой организацией»

Полное официальное наименование предприятия – ООО «Сельтехпром»

Целью создания данного предприятия является более полное насыщение рынка промышленными товарами и услугами для удовлетворения потребностей организаций и физических лиц, а также создание дополнительных рабочих мест и получение дополнительной прибыли.

Предметом деятельности частного предприятия является:

- организация и проведение розничной торговли продовольственными товарами;

-  осуществление оптовых закупок промышленных товаров у отечественных  и иностранных производителей; 

- коммерческая деятельность по продвижению товаров на рынки Новосибирской области и др. регионов, инновационная деятельность;

-  торгово – посредническая и рекламная деятельность;

-                осуществление комплекса мер по хранению и контролю качества реализуемых  товаров.

ООО «Сельтехпром» обязано:

- выполнять обязательства, вытекающие из законодательства Российской Федерации и заключенных им договоров;

- заключать трудовые договоры;

- полностью рассчитываться с работниками предприятия по заработной плате и социальным пособиям; осуществлять все виды обязательного страхования;

- своевременно предоставлять декларацию о доходах;

- уплачивать налоги в соответствии с налоговым законодательством.

В приложении 1 представлена организационная структура управления ООО «Сельтехпром».  Из приложения очевидно, что высшим органом управления предприятия является директор (одновременно выступающий собственником предприятия), к исключительной компетенции которого относится определение основных направлений деятельности предприятия; решение всех организационных вопросов. Он же руководит планово – экономической работой, занимается подбором кадров, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность. Директор без доверенности от имени предприятия имеет право представлять его интересы, заключать договоры, выдавать доверенности, утверждать штатное расписание, издавать приказы и указания.

Директору магазина подчиняются его заместитель, бухгалтер, и продавцы, а также вспомогательный персонал (служба безопасности, уборщицы).

Главный бухгалтер является ответственным за ведением бухгалтерской документации, учета и отчетности. В обязанности главного бухгалтера входит: ведение бухгалтерского учета, составление отчетов, участие в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия с целью выявления внутрифирменных резервов, предоставления необходимой информации руководству для принятия управленческих решений.

За организацию розничной торговли отвечают непосредственно директор магазина и продавцы.

Коммерческий директор руководит коммерческой деятельностью предприятия, в его ведении находятся вопросы организации технологических операций и хозяйственного обслуживания. Коммерческую работу по закупке и реализации товаров коллегиальным образом осуществляют директор и его заместитель.

Положение предприятия на рынке во многом определяется таким внутренним фактором, как кадровый персонал организации.  Следовательно, имеет смысл провести анализ состава и структуры кадров  ООО «Сельтехпром», которая представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1.

Состав и структура кадров магазина «Сельтехпром»

Кадровый состав персонала

Количество, чел.

Административный персонал

1. Директор магазина

1

2. Коммерческий директор

1

3. Главный бухгалтер

1

Торговый персонал

4. Продавцы и кассиры

34

Вспомогательный персонал

5. Уборщица

1

6. Служба безопасности (охранники)

2

ИТОГО

40

Из табл. 1.1. видно, что общее число работников предприятия, включая руководителей, составляет 40 человек. Очень важным фактором при этом является тот, который говорит о степени соответствия и подготовленности кадров, то есть об уровне образованности персонала. Для того чтобы проанализировать укомплектованность магазина кадрами с высшим и средним специальным образованием рассмотрим их удельный вес в общей численности персонала, который представлен в таблице 1.2.

Таблица 1.2.

Структура работников с высшим и средним специальным образованием в 2003 г.

Образование

Должность

Количество, чел

Удельный вес, %

Высшее

Директор

Коммерческий директор

Главный бухгалтер

1

1

1


Продавцы

12


Всего с высшим образованием:

15

37,5

Среднее

специальное

Продавец и кассир

Охранник

Уборщица

22

2

1


Всего со средним специальным образованием:

25

62,5

ВСЕГО

40

100

Из табл. 1.2. видно, что наибольший удельный вес в общей численности персонала – 62,5 % занимают работники со средним специальным образованием, среди которых имеются продавцы, охранники, уборщица.

37,5 % в общей численности персонала приходится на работников с высшим образованием. При этом директор имеет высшее военное образование, коммерческий директор – экономическое, бухгалтер – торговое.

 Следует отметить, что в большинстве своем сотрудники реализуют обязанности и функции, соответствующие уровню и направлению образования (продавцы, бухгалтер, заведующие секциями) и полностью справляются со своими обязанностями, так как имеют довольно большой опыт работы в торговле. Что касается стабильности кадрового состава, то текучесть в 2003г. составила 12,5%. В то же время оборот по приему (отношение числа принятых работников к среднесписочной численности работников за определенный период) составил 1:4.


Задание 2. Ознакомление с организацией труда


На анализируемом предприятия руководство стремиться к соблюдению трудового законодательства.

Случаев нарушения законодательства  зафиксировано не было.

При приеме на работу с каждым сотрудником заключается трудовой договор.

График выхода на работу и продолжительность рабочего дня устанавливается в зависимости от категории работников.

1. К первой группе работников относятся: директор, коммерческий директор, главный бухгалтер.

Режим работы: 5 дней в неделю по 8 часов.

2. Ко второй группе относятся: старший продавец, продавцы, кассиры, сотрудники службы безопасности.

Режим работы: 3 дня рабочих по 10 часов, 3 дня отдыха.

Рабочие группы, работающие в одно время формируются в начале календарного года. Изменение рабочей группы производится по согласованию с директором.

За время прохождения практики случаев нарушения графиков рабочего времени или трудовой дисциплины зафиксировано не было.


Задание 3. Ознакомление с организацией процесса управления на предприятии


Методы управления приведены в приложении 2

Анализ используемых методов управления, позволяет утверждать, что  они способствуют мотивации персонала к эффективной работе.

Мотивация – побуждение человека к деятельности.

Методы управления, также, позволяют коллективу осознать необходимость дисциплины труда, чувства долга, стимулируют морально и материально.

На предприятии ООО «Сельтехпром» в достаточном  объеме выполняются все функции управления. В целях анализа рассмотрим одну из них более подробно.

Итак, для подробного изучения выбрана функция мотивации деятельности сотрудников. Социально-психологические методы мотивации в ООО «Сельтехпром» реализуются по нескольким основным направлениям. В реальной практике деятельности фирмы все эти направления используются в определенной комбинации, так как они очень тесно связаны друг с другом и очень хорошо дополняют друг друга. Данная комбинация направлений в ООО «Сельтехпром» дает возможность позволяет отдельным направлениям проявить себя. Итак, данная комбинация социально-психологических методов мотивации на рассматриваемой фирме состоит из следующих элементов:

1)                     работники отделов привлекаются к принятию решений по поводу выполняемой ими работы. В этом случае начальники отделов советуются с работниками по поводу того, что ему делать и как выполнять поставленные перед ним задачи. То есть, говоря иначе, работник привлекается к постановке целей, которых ему предстоит достигать, определению задач, которые ему придется решать;

2)                     работникам отделов дается право контроля за качеством и количеством осуществляемого ими труда и соответственно устанавливается ответственность за конечный результат. За аналогию здесь взята японская система кружков качества адаптированная к российским условиям.

3)                     в организации предполагается  широкое участие работников в рационализаторской деятельности, в вынесении предложений по совершенствованию их собственной работы и работы организации в целом, а также ее отдельных подразделений. За основу здесь взята старая советская система «рацпредложений».

Из этого видно, что фирма «Сельтехпром» понимает всю важность применения социально-психологических методов мотивации. На данном предприятии сложился благоприятный психологический климат, работники стали более ответственно относиться к своей работе, благодаря некоторым предложениям была рационализирована деятельность предприятия.

Кроме социально-психологических методов мотивации на анализируемом предприятии широко используются и экономические методы мотивации. А именно:

1)                премии по результатам труда. Данные премии выплачиваются ежеквартально и призваны стимулировать качественное выполнение производственных заданий точно в срок. На фирме создана система оценки персонала, каждого сотрудника оценивает начальники отделов по специальным показателям, например наличие или отсутствие жалоб на произведенные работы, точное соблюдение сроков выполнения заданий, выработка. Премии составляют до 35% от основной заработной платы сотрудников и позволяют увеличить конкурентоспособность продукции и в целом всей фирмы на рынке, а также реализовать в большей степени материальные потребности членов трудового коллектива.

2)                доплаты за отсутствие прогулов и опозданий и взыскания. Данные выплаты осуществляются ежемесячно, и их размер составляет 10% от основной заработной платы сотрудников. Так как проблемой большинства предприятий являются опоздания и невыходы на работу по неуважительной причине, то ООО «Сельтехпром» решило эту проблему путем учета и записи использования рабочего времени всех работников. В результате данные «происшествия» устранились, сотрудники выходят на работу вовремя и прогулов почти не наблюдается, что положительно сказывается на выработке предприятия, и опять-таки способствует повышению материального положения работников.

3)                доплаты за обучение. Для удержания на рынке ООО «Сельтехпром» требуется постоянно совершенствовать свою деятельность, что невозможно производить без надлежащего квалификационного уровня персонала. Предприятие  доплачивает тем сотрудникам, которые согласились пройти курсы повышения квалификации без отрыва от производства. Данная мера в итоге во-первых способствует росту производительности труда за счет использования приобретаемых знаний и во-вторых дает возможность сотрудникам подняться по иерархической лестнице.

Таким образом на анализируемом предприятии ООО «Сельтехпром» задействованы все методы мотивации персонала. То есть здесь осуществляется процесс воздействия на сотрудников с целью повышения его работоспособности путем побуждения в них определенных мотивов как социально-психологических, так и материальных.

Таким образом, ООО «Сельтехпром» активно применяет социально-психологические и экономические методы мотивации на практике и ведет поиск новых методов. В этой связи фирме можно дополнить весь комплекс социально-психологических и экономических методов следующими элементами:

-         публичная похвала.

Ее введение необходимо для активизации деятельности работника. Он должен понять, что его достижения не проходят незамеченными для руководства фирмой. Кроме того, это повысит вес работника в собственных глазах и, что тоже немаловажно, в глазах окружающих. Имея репутацию грамотного специалиста такой работник даже может получить неформальную авторитетную власть;

-         совместное проведение свободного времени.

Это позволит объединить работников, даст возможность им почувствовать себя единой семьей, сплотить. За счет этого повысится и улучшится социально-психологический климат в коллективе и как следствие этого вырастит производительность труда, а значит, эффективность работы организации в целом возрастет. Примером общего времяпрепровождения может послужить поездки за город, на природу, празднование дней рождений и так далее.

-         отображение лучших сотрудников на специальной доске с указанием их заслуг;

Информацию на стенде необходимо изменять ежемесячно. Использование данного социально-психологического метода мотивации позволит создать здоровую конкуренцию между сотрудниками в коллективе. Такой соревновательный момент способствует повышению профессионального уровня работников, что полезно для фирмы в целом.

-         доплаты за стаж  времени, проработанный на предприятии.

Работники, которые имеют значительный стаж работы на предприятии, должны получать за него надбавки. Временной отрезок времени работы должен превышать 5 лет. Это поспособствует снижению текучести кадров на предприятии, так как работники будут знать, что руководство заботится о них, появится уверенность в дальнейшем повышении своей заработной платы. С другой стороны, предприятие будет тратить гораздо меньше денежных средств на поиск и найм новых сотрудников взамен уволившихся.

Я считаю, что введя данные изменения фирма «Сельтехпром» еще более увеличит свою результативность, которую она получала за счет использования социально-психологических и экономических методов мотивации и тем самым упрочит свое положение на рынке .


Задание 4. Ознакомление с работой менеджера по управлению персоналом


Ставя перед собой основную задачу - улучшение качества обслуживания клиента, компания Сельтехпром признает тот факт, что выполнение этой задачи целиком и полностью зависит и осуществляется ее сотрудниками. Именно сотрудники ежедневно решают коммерческие, финансовые и управленческие вопросы, общаются с клиентами и поставщиками, государственными и общественными органами, внимательно следящими за деятельностью компании. Именно сотрудники ежедневно создают те самые ценности, которые мы затем называем благополучием нашей компании, ее собственников и сотрудников, наших клиентов и партнеров, общества, в котором мы работаем.

Основной задачей системы отбора персонала, включающей в себя поиск, подбор, оценку и адаптацию новых сотрудников, является найм на работу высококвалифицированных кадров. Наряду с высокой квалификацией сотрудники компании обладают большим потенциалом развития, поскольку кадровая политика компании ориентирована, прежде всего, на "рост изнутри" - за счет кадрового резерва. В связи с этим, в нашей компании внедряются передовые технологии оценки и развития персонала.

Это позволит нам более эффективно обучать и развивать персонал компании, так как мы склонны уделять этому большое внимание. Карьера в нашем понимании - это заслуженное продвижение по служебной лестнице, а не беспринципный карьеризм "по головам". Основные качества, способствующие служебному росту наших сотрудников: профессионализм, компетентность, созидательность, творческий подход и разумная инициатива. Любой наш сотрудник, который обладает этими качествами, имеет возможность пройти все ступени служебной лестницы вплоть до самых высот.

Компания Сельтехпром развивает систему мотивации и стимулирования труда персонала и стремится к созданию такой системы, которая бы позволяла вознаграждать сотрудника в соответствие с его результатами.

Корпоративная культура и кадровая политика компании Сельтехпром направлена на то, чтобы подчеркнуть, что сотрудник компании - это часть большой, сплоченной и профессиональной команды, способной решать самые сложные задачи.

Основой кадровой политики компании Сельтехпром являются следующие принципы:

·        человеческие ресурсы – основные активы компании;

·        сотрудник в команде единомышленников – основа успеха компании;

·        эффективное управление командой, управление человеческими ресурсами – первостепенная задача менеджеров компании «Сельтехпром»;

·        создание благоприятных условий для работы и творчества – когда труд приносит сотруднику радость в моральном и в материальном плане;

·        для компании важны профессиональные качества специалиста на рабочем месте;

·        для компании важны индивидуальные качества личности, способность к обучению, ориентация на коллективное творчество, открытость, честность;

·        компания содействует совершенствованию профессиональных качеств своих сотрудников.

Реализация основополагающих принципов в компании «Сельтехпром» осуществляется через:

·        приверженность демократическому стилю управления, постоянное расширение делегирования полномочий на всех уровнях управленцев;

·        формирование четкой структуры компании, ее ежегодную адаптацию к изменяющимся условиям;

·        создание и обустройство рабочих мест, чтобы сотрудники располагали всем необходимым для продуктивной деятельности и были обеспечены оптимально-комфортными условиями для постоянного повышения производительности труда;

·        поощрение, поддержку инициативности и активности сотрудников, их идей и новых проектов;

·        открытость к диалогу с любым членом команды, готовность к обсуждению и разрешению вопросов и проблем;

·        принятие общей системы ценностей для всех сотрудников компании;

·        формирование, осуществление и постоянное совершенствование мотивационных программ;

·        формирование и проведение развивающих и образовательных программ как индивидуальных, так и коллективных;

·        формирование и постоянное расширение пакета социальных мероприятий для сотрудников компании;

·        участие в общественных благотворительных акциях.

Развивающие и образовательные программы

Компания Сельтехпром  работает над повышением компетенции своих сотрудников. Определение потребности в обучении и организация обучающих мероприятий осуществляются по плану. Фирма оказывает финансовую поддержку (по согласованию) каждому сотруднику при принятии самостоятельного решения по получению дополнительного образования.

Социальные мероприятия

Социальная направленность деятельности компании проявляется в первую очередь в заботе о самих сотрудниках компании. Фирма обеспечивает сотрудников бесплатным питанием (обедами), организует регулярные спортивные и развлекательные мероприятия.

Рассмотренная кадровая политика компании  Сельтехпром является достаточно хорошо проработанной и осмысленной. Однако в настоящее время появились новые тенденции в разработке кадровой политики организации. Рекомендуется в рассматриваемой компании внедрить основные принципы так называемой «позиционной кадровой политики».

Чтобы контролировать подбор и расстановку управленческих кадров необходимо сформировать и реализовать на предприятии внутреннюю позиционную кадровую политику. Собственно политика необходима тогда, когда руководитель предприятия делегирует полномочия по подбору и расстановке кадров своим подчиненным. Введение политики в действие означает, что в каждом случае назначения, перемещения или увольнения управленца любого уровня по всему предприятию будут действовать одни и те же принципы, т.е. процесс подбора и расстановки кадров перестает зависеть от предпочтений различных руководителей и начинает определяться одним человеком. А это значит, что директор может целенаправленно менять ключевые свойства системы управления, добиваясь тех показателей, которые ему необходимы.

Сущность контроля состоит в обеспечении выполнения заданной программы действий путем предупреждения, недопущения и направления отклонений в деятельности людей, механизмов, системы отчетности. Без контроля начинается хаос и объединить деятельность групп становится невозможным. Контроль необходимо рассматривать как подсистему  системы менеджмента, которой завершается процесс управления и в то же время посредством контрольной функции определяется дальнейшее развитие организации путем модификации принятых планов, организационной структуры и системы мотивации.

     Система контроля за персоналом состоит в следующем:

1.     Контролем за соблюдением режима рабочего времени (посредством ведения табеля учета рабочего времени)

2.     Контролем за качеством работы и предупреждением краж и хищений. В целях реализации данной меры на предприятии проводятся инвентаризации как плановые, так и внезапные. Вся учетная документация регулярно подвергается контролю со стороны бухгалтерии, высшего уровня менеджеров и сторонних ревизоров и аудиторов.

3.     Контроль за рациональным использованием рабочего времени осуществляется посредство проведения хронометража и фотографий рабочего времени.

Задание 5. Ознакомление с организацией контроля за работой торговой организации


Предприятия торговли контролируются достаточно большим количеством государственных органов.

В отношении финансовой деятельности организация находится под контролем:

1. Налоговой инспекции МНС РФ

2. филиала фонда Социального страхования

3. Районного отделения ПФ РФ

Кроме этого деятельность организации контролируется:

1. Санэпидем станцией (СЭС)

2. Пожарной инспекцией

3. Отделом по защите прав потребителей

За анализируемый период на предприятии была проведена выездная проверка инспекции министерства по налогам и сборам. В ходе проведения проверки не были выявлены нарушения действующего законодательства.


Заключение

В целом анализируемое предприятие является достаточно эффективным, стабильно развивающимся и с хорошо сложившийся системой управления.

В ходе оформления отчета по практике были сформированы определенные предложения, реализация которых может позитивно сказаться на финансовых результатах деятельности предприятия.



Приложение 1

Организационная структура ООО «Сельтехпром»



Надпись: Служба безопасностиНадпись: Уборщица 

Приложение 2

Методы управления

Организационно-административные

Экономические

Социально-психологические

Формирование структуры органов управления

Планирование

Психологическое воздействие на работников

Утверждение норм и нормативов

Материальное стимулирование

Моральное стимулирование

Подбор и расстановка кадров

Ценообразование

Развитие у работников инициативы и ответственности

Разработка должностных инструкций, стандартов

Налоговая система


Издание приказов




э

  Наименование организации: ООО «Сельтехпром»

ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ на 01 января 2003 года



Профессия (должность)

Количество штатных единиц

Директор магазина

1

 Коммерческий директор

1

Главный бухгалтер

1

 Продавец

24

Кассир

10

Уборщица

1

Служба безопасности (охранники)

2

Итого

40



Руководитель организации:  директор  ___________________  Аниканов С.Ю.

Составим сравнительный аналитический баланс

Наименование статей

Абсолютные величины

Относительные величины

В % к изменению итого баланса

Начало

Конец

Изменение

Начало

Конец

Изменение

В % к началу

1. Внеоборотные активы

7215

7346

131

52,01

52,96

0,95

0,013

0,212

Нематериальные активы

13

0

-13

0,09

0

-0,09

-0,692

-0,021

Основные средства

7159

7303

144

51,61

52,65

1,04

0,015

0,233

Прочие внеоборотные активы

43

43

0

0,31

0,31

0

0

0

Итого раздел I

7215

7346

131

52,01

52,96

0,95

0,013

0,212

2 Оборотные активы

6656

7143

487

47,99

51,5

3,51

0,053

0,788

Запасы

4928

5377

449

35,53

38,76

3,23

0,066

0,7265

Дт. Задолженность (св. 12 месяцев)

356

340

-16

2,57

2,45

-0,12

-0,034

-0,0259

Дт. Задолженность (менее 12 месяцев)

843

1140

297

6,08

8,22

2,14

0,254

0,4806

Краткосрочные фин. вложения



0

0

0

0

0

0

Денежные средства

529

286

-243

3,81

2,06

-1,75

-0,331

-0,3932

Наиб. ликвидные активы

0

0

0

0

0

0

0

0

Итого раздел 2

6656

7143

487

47,99

51,5

3,51

0,053

0,788

Стоимость имущества

13871

14489

618

100

104,46

4,46

0,032

1

3. Капитал и резервы

6808

6942

134

49,08

50,05

0,97

0,014

0,2168

Уставной капитал

58

57

-1

0,42

0,41

-0,01

-0,017

-0,0016

Добавочный, резервный капитал

10804

12058

1254

77,89

86,93

9,04

0,084

2,0291

Целевое финансирование

0

0

0

0

0

0

0

0

Нерапределенная прибыль

-4054

-5173

-1119

-29,23

-37,29

-8,06

0,199

-1,8107

Итого раздел 3

6808

6942

134

49,08

50,05

0,97

0,014

0,2168

4. Долгосрочные обязательства

14

14

0

0,1

0,1

0

0

0

5. Краткосрочные обязательства

7049

7533

484

50,82

54,31

3,49

0,05

0,7832

Заемные средства

1724

1943

219

12,43

14,01

1,58

0,092

0,3544

Ктедиторская задолженность

5325

5590

265

38,39

40,3

1,91

0,036

0,4288

Прочие обязательства

0

0

0

0

0

0

0

0

Краткосрочные пассивы

0

0

0

0

0

0

0

0

Итого раздел 5

7049

7533

484

50,82

54,31

3,49

0,05

0,7832

Всего заемных средств

7063

7547

484

50,92

54,41

3,49

0,049

0,7832

Итог баланса

13871

14489

618

100

104,46

4,46

0,032

1

Величина собственных средств в обороте

-407

-404

3

-2,93

-2,91

0,02

-0,005

0,0049

На основе отчета о прибылях и убытках проведем анализ доходов и прибыли


Анализ доходов, прибыли и рентабельности

Показатели

Базисный год

Отчетный год

Изменение, +-

1. Выручка от реализации, тыс. руб.

43246

52035

8789

2. Валовой доход, тыс. руб.

9363

10424

1061

3. Уровень валового дохода, %

21,65

20,03

-1,62

4. Издержки обращения тыс. руб.

8497

11813

3316

5. Уровень издержек обращения, %

19,65

22,7

3,05

6. Прибыль, убыток от продаж, тыс. руб.

866

-1389

-2255

7. Уровень прибыли от продаж

2

-3

-5

8. Операционные доходы

1410

2108

698

9. Операционные расходы

1090

1154

64

10. Внереализационные доходы

93

526

433

11. Внереализационные расходы

24

12

-12

12. Прибыль до налогообложения

1255

79

-1176

13. Уровень прибыли до налогообложения

2,9

0,15

-2,75

14. Налог на прибыль и другие обязательные платежи

1182

880

-302

15. Прочие расходы

311

556

245

16. Прибыль от обычной деятельности

-238

-1357

-1119

17. Уровень прибыли от обычной деятельности

-0,55

-2,61

-2,06

18. Чрезвычайные доходы

0

0

0

19. Чрезвычайные расходы

0

0

0

20. Чистая прибыль

-238

-1357

-1119


21. Уровень чистой прибыли

-0,55

-2,61

-2,06


Хотя валовый доход увеличился на 1061 тыс. руб. его доля в выручки уменьшилась на 1,62%.  В совокупности с увеличением доли издержек это вызвало уменьшение прибыли, а точнее привело к убыткам по итогам года. Если в прошлом году прибыль предприятия составила – 866 тыс. руб. то в отчетном убыток равняется – 1389 тыс. руб.

Сальдо операционных доходов и расходов, так же как и внереализационных выросло, что привело к увеличению прибыли от данных видов деятельности, и что в итоге привело к получению прибыли. Хотя если в прошлом году прибыль до налогообложения составляла 1255 тыс. руб., то в отчетном только 79 тыс. руб.

Налог на прибыль и сумма обязательных платежей в частности в отчетном периоде превысил саму прибыль до налогообложения.  Это связано с тем, что у предприятия есть виды деятельности, облагаемые налогом на вмененный доход.

В обоих случаях результатом итоговым стал убыток, но в отчетном году убыток более значительный.

Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени убывающей ликвидности, с краткосрочными обязательствами по пассиву, которые группируются по степени срочности их погашения.

Первая группа по активу (А1) включает в себя абсолютно ликвидные активы, такие как денежная наличность и краткосрочные финансовые вложения; вторая группа (А2) включает быстрореализуемые активы: готовая продукция, товары отгруженные и дебиторская задолженность. Ликвидность этой группы зависит от своевременности отгрузки продукции, оформления банковских документов, от спроса на продукцию, ее конкурентоспособности и так далее. Третья группа (А3) включает в себя производственные запасы и незавершенное производство, что обуславливается большим сроком превращения данных активов в готовую продукцию, а затем в денежную наличность. Четвертая группа (А4) – это неликвидные активы, куда входят основные средства, нематериальные активы, долгосрочные финансовые вложения, незавершенное строительство и другие.

Соответственно на четыре группы разбиваются и обязательства предприятия: П1 – наиболее срочные обязательства (кредиторская задолженность и кредиты банков, сроки возврата которых наступили); П2 –краткосрочные обязательства (краткосрочные кредиты  банка); П3 – долгосрочные пассивы; П4 – постоянные пассивы (собственный капитал, доходы будущих периодов).

Баланс при этом считается абсолютно ликвидным, если выполняется следующее соотношение:

А1 > П1;      А2 > П2;     А3 > П3;     А4 < П4.


Анализ ликвидности баланса

Актив

Начало года

Конец года

Пассив

Начало года

Конец года

Платежный излишек (недостаток)







Начало года

Конец года

Наиболее ликвидные активы

529

286

Наиболее срочные обязательства

5325

5590

-4796

-5304

Быстрореализуемые активы

843

1140

Краткосрочные пассивы

1724

1943

-881

-803

Медленно реализуемые активы

5284

5717

Долгосрочные пассивы

14

14

5270

5703

Труднореализуемые

активы

7215

7346

Постоянные пассивы

6808

6942

407

404

Баланс не абсолютно ликвиден.

По первым двум показателя виден платежный недостаток, но если взять долгосрочные и постоянные пассивы то здесь можно наблюдать платежный излишек.

Классификация типа финансового состояния

Классификация типа финансового состояния предприятия

Показатели

Начало года

Конец года

1. Общая величина затрат

5284

5717

2. Наличие собственных оборотных средств

-407

-404

3. Функционирующий капитал

6401

6538

4. Общая величина источников

13450

14071

5. Излишек (недостаток) собственных оборотных средств

-5691

-6121

6. Излишек или недостаток собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат

1117

821

7. Излишек или недостаток общей величины основных  источников формирования запасов и затрат

8166

8354

8. Показатель типа финансовой устойчивости

(0,1,1)

(0,1,1)

Из предложенных по методическим указаниям типа финансового состояния как в отчетном так и базисном периоде – нормальная независимость финансового состояния.



Анализ деловой активности предприятия

Показатели

Методика расчета

Базисный год

Отчетный год

Отклонение (+,-)

Ресурсоотдача

Выручка с продаж/стоимость имущества (стр.190+290)

3,12

3,59

0,47

Коэффициент оборачиваемости мобильных средств

Выручка с продаж/стр290

6,50

7,28

0,78

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

Выручка с продаж/стр490

6,35

7,50

1,15

Срок оборачиваемости материальных средств (запасов)

стр 210+стр220/выручка от продаж

0,11

0,10

-0,01


Из анализа деловой активной части видно, что все показатели возросли по сравнению с базисным годом, кроме коэффициента оборачиваемости материальных средств он понизился на 0,01.