Содержание
1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации .......................................................................................................... 3
2. Финансово-кредитные методы активизации инвестиционной деятельности 7
3. Порядок осуществления, прекращения и приостановления инвестиционной Задача........................................................................................................................... 13
Библиографический список.............................................................................. 15
1. Государственное регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации
Предпринимательская, инвестиционная деятельность и состояние экономики в целом в значительной степени зависят от государственной политики. Своими действиями государство может существенно затормозить или ускорить эти процессы.
Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать предпринимательскую и инвестиционную деятельность, а также все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои общества.
Частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы (угольная промышленность, железнодорожный транспорт, сельское хозяйство и др.). Рыночная экономика не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.
Прерогативой государства является и обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности, что, в свою очередь, является основой для развития инвестиционной деятельности.
Таким образом, экономика любой страны не может нормально развиваться, а инвестиции не будут вкладываться, если государство не обеспечило соответствующие условия для этого.
Затянувшийся экономический кризис в нашей стране, характеризующийся спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавший по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические процессы, тем самым государство не выполняет важнейшие функции, которые на него возлагаются.
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.
Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления - снижается, но никогда не прекращается. Во всех случаях государство должно придерживаться основного правила - так воздействовать на предпринимательскую, инвестиционную деятельность и экономику страны в целом, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.
Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую и инвестиционную деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить между собой. Экономические рычаги, которые использует государство для регулирования экономики, в том числе и инвестиционных процессов, довольно разнообразны, но основными из них являются:
- налоги,
- участие государства в инвестиционной деятельности,
- создание свободных экономических зон,
- перераспределение доходов и ресурсов,
- ценообразование,
- создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций,
- кредитно-финансовые механизмы и др.
Административные, то есть методы прямого воздействия, должны использоваться государством в том случае, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. С целью создания нормальных условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности, для стабилизации и подъема экономики государство должно проводить соответствующую фискальную, инвестиционную, научно-техническую, ценовую, амортизационную, кредитно-финансовую и другие виды политики, при реализации которых оно использует в комплексе как экономические, так и административные методы.
Инвестиционная деятельность в значительной мере зависит от полноты и степени совершенства нормативно-законодательной базы.
В процессе перехода Российской Федерации на рыночные отношения параллельно создавалась и нормативно-законодательная база в области инвестиций.
Особое значение имеет Федеральный закон Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» №39-ФЗ от 25 февраля 1999 г.
В этом законе инвестиционная деятельность трактуется следующим образом: «...инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта». Кроме того, в нем (глава III, ст. II) подробно перечислены формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений. Их сущность заключается в следующем.
1.Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2.Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:
1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
- совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислении;
- установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;
- предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации), а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок предоставления государственных гарантий за счет средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации , за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
- размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета (бюджета развития Российской Федерации) и средств бюджетов объектов Российской Федерации для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств осуществляется на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год и (или) законом о бюджете субъекта Российской Федерации, либо на условиях закрепления в государственной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих субъектов. Порядок размещения на конкурсной основе средств федеральною бюджета (бюджета развития Российской Федерации) определяется Правительством Российской Федерации , средств бюджетов субъектов Российской Федерации - органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации;
- проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- защиты российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования и материалов (в том числе при реализации бюджета развития Российской Федерации);
- защиты интересов инвесторов;
- разработки и утверждения стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;
- выпуска облигационных займов, гарантированных целевых займов; вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
- предоставления концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, может осуществляться с использованием иных форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Регулирование инвестиционной деятельности на макро- и микроуровне предполагает знание факторов и механизма их влияния на эту деятельность.
2. Финансово-кредитные методы активизации инвестиционной деятельности
Все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, в зависимости от их уровня, можно классифицировать в две группы:
- первая - факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на макроуровне; все внешние факторы по отношению к предприятию;
- вторая - факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на микроуровне (внутренние факторы).
К первой группе факторов можно отнести:
- степень совершенства налоговой системы;
- нормативно-правовое обеспечение инвестиционной деятельности;
- степень участия государства в инвестиционной деятельности;
- уровень инфляции;
- дефицит бюджета;
- состояние и динамику развития экономики страны;
- степень совершенства финансово-кредитной политики;
- экономическую, в том числе и инвестиционную, политику государства;
- социальное и политическое положение в обществе;
- степень совершенства рыночных отношений;
- наличие свободных экономических зон;
- созданные условия для привлечения иностранного капитала;
- степень риска вложения инвестиций;
- поддержку государством развития малого и среднего бизнеса и др.
Рассмотрим механизм влияния некоторых из них на инвестиционную деятельность.
Из этого перечня факторов можно сделать вывод, что многие из них тесно взаимосвязаны между собой и в конечном итоге все они влияют не только на инвестиционную деятельность, но и на состояние экономики страны в целом. Состояние экономики страны, динамизм ее развития - это основной фактор, определяющий финансовые возможности государства и всех субъектов хозяйствования осуществлять и активизировать инвестиционную деятельность.
Состояние экономики страны определяет динамика таких показателей, как ВВП, ВНП, национальный доход, величина Госбюджета и уровень его дефицита, уровень инфляции, объем экспорта и его структура и др. От величины ВВП, ВНП, национального дохода зависят возможности государства, субъектов Российской Федерации и коммерческих организаций выделять необходимые ресурсы для инвестирования.
На инвестиционную деятельность в значительной мере влияет и уровень развития малого и среднего бизнеса в стране. Известно, что экономика любого государства не может нормально функционировать и развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Усиливающееся влияние развития малого бизнеса на инвестиционную деятельность обусловлено следующими причинами:
- возрастанием роли малого бизнеса в экономике страны;
- более высокой отдачей от инвестиций, вкладываемых в развитие малого бизнеса, по сравнению с направлением их на развитие крупного;
- сокращением срока окупаемости инвестиций, если они направляются на развитие малого и среднего бизнеса;
- более быстрым и дешевым осуществлением техперевооружения, внедрением и апробированием новой технологии, проведением частичной автоматизации производства, достижением оптимального сочетания механизированного и ручного труда;
- появлением среднего класса и класса мелких собственников, заинтересованных в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране, что является хорошей предпосылкой для оживления инвестиционной деятельности. Создание мощного среднего класса - это увеличение спроса на потребительские товары и услуги, что, в свою очередь, является основой для развития экономики.
Инвестиционная деятельность в значительной мере зависит от степени участия в ней государства. Государство в лице правительства и других органов должно не только разрабатывать инвестиционную политику, но и непосредственно участвовать в ее реализации; планируя в бюджете на это определенные средства и используя их строго по назначению.
На инвестиционную деятельность оказывают влияние не только внешние, но и внутренние факторы (вторая группа). К ним можно отнести:
- размеры (масштабы) предприятия;
- финансовое состояние;
- применяемые способы исчисления амортизационных отчислений;
- научно-техническую политику предприятия;
- инвестиционную политику;
- организационно-правовую форму хозяйствования и др.
Размеры предприятия самым прямым и непосредственным образом влияют на масштабы инвестиционной деятельности, и это естественно, так как крупные предприятия при прочих равных условиях располагают и более существенными финансовыми ресурсами по сравнению со средними и малыми.
Инвестиционная деятельность предприятия находится в прямой зависимости и от экономической, в том числе и инвестиционной политики. Если, например, предприятие планирует техническое перевооружение и реконструкцию, то, естественно, предусматривает и определенные источники для их осуществления.
3. Порядок осуществления, прекращения и приостановления инвестиционной деятельности
Термину «инвестиционная деятельность» можно дать широкое и узкое определение. По широкому определению инвестиционная деятельности - это деятельность, связанная с вложением средств в объекты инвестирования с целью получения дохода (эффекта). Подобная трактовка содержится в Законе «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», в соответствии с которым под инвестиционной деятельностью понимается вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. По узкому определению инвестиционная деятельность, или иначе собственно инвестиционная деятельность (инвестирование), представляет собой процесс преобразования инвестиционных ресурсов во вложения.
Движение инвестиций включает две основные стадии. Содержанием первой стадии «инвестиционные ресурсы - вложение средств» является собственно инвестиционная деятельность. Вторая стадия «вложение средств - результат инвестирования» предполагает окупаемость осуществленных затрат и получение дохода в результате использования инвестиций. Она характеризует взаимосвязь и взаимообусловленность двух необходимых элементов любого вида экономической деятельности: затрат и их отдачи.
С одной стороны, экономическая деятельность связана с вложением средств, с другой стороны, целесообразность этих вложений определяется их отдачей. Без получения дохода (эффекта) отсутствует мотивация инвестиционной деятельности, вложение инвестиционных ресурсов осуществляется с целью возрастания авансированной стоимости. Поэтому инвестиционную деятельность в целом можно определить как единство процессов вложения ресурсов и получения доходов в будущем.
При вложении капитальных ценностей в реальный экономический сектор с целью организации производства движение инвестиций на стадии окупаемости затрат осуществляется в виде индивидуального кругооборота производственных фондов, последовательной смены форм стоимости. В ходе этого движения создается готовый продукт, воплощающий в себе прирост капитальной стоимости, в результате реализации которого образуется доход.
Инвестиционная деятельность является необходимым условием индивидуального кругооборота средств хозяйствующего субъекта. В свою очередь деятельность в сфере производства создает предпосылки для новых инвестиций. С этой точки зрения любой вид предпринимательской деятельности включает в себя процессы инвестиционной и основной деятельности. Выступая на поверхности явлений как относительно обособленные сферы, инвестиционная и основная деятельность тем не менее представляют собой важнейшие взаимосвязанные составляющие единого экономического процесса.
Движение инвестиций, в ходе которого они последовательно проходят все фазы воспроизводства от момента мобилизации инвестиционных ресурсов до получения дохода (эффекта) и возмещения вложенных средств, выступает как кругооборот инвестиций и составляет инвестиционный цикл. Это движение носит постоянно повторяющийся характер, поскольку доход, который образуется в результате вложения инвестиционных ресурсов в объекты предпринимательской деятельности, всякий раз распадается на потребление и накопление, являющееся основой следующего инвестиционного цикла.
Задача
Определить экономическую эффективность по предлагаемому инвестиционному проекту обновления оборудования с использованием метода дисконтирования денежных потоков, путем расчета следующих показателей:
1. NPV (ЧДД) – чистый дисконтированный доход,
2. PI – индекс рентабельности,
3. IRR (ВНД) – внутренняя норма доходности,
4. PP (Т) – срок окупаемости.
Исходные данные:
1. Инвестиционный цикл платежей и поступления
Год |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Сумма |
-2100 |
+400 |
+300 |
+500 |
+900 |
+900 |
2. Ставка дисконтирования16%.
Решение:
Чистый дисконтированный доход определяем по формуле:
п
NРV = ∑СF/(1+r)t – I,
1
где СF – ежегодное поступление дохода, тыс. руб.;
I – капитальные вложения, тыс. руб.;
r – ставка дисконтирования;
t – номер года.
1. NPV = (400 / (1 + 0,16)1 + 300 / (1 + 0,16)2 + 500 / (1 + 0,16)3 + 900 / (1 + 0,16)4 + 900 / (1 + 0,16)5 - 2100 = 1841,6 – 2100 = -258,4 тыс. руб.
2. Индекс рентабельности:
РI = ∑СF/ I,
РI = 1841,6 / 2100 = 0,88
3. При NPV < 0, определить IRR невозможно.
4. Срок окупаемости
- с дисконтирования
Т = I / ∑СF
Т = 2100 / (1841,6 / 5) = 5,7 лет
- без дисконтирования
Т = 2100 / (400 + 300 + 500 + 900 + 900) = 3,5 года
Вывод: предполагаемый инвестиционный проект обновления оборудования является экономически неэффективным, поскольку имеет NPV < 0 (приносит убыток), PI < 1.
Реализация данного инвестиционного проекта нецелесообразна.
Библиографический список
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. – М.: Норма, 2001.
2. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. – Киев, 1998.
3. Игонина Н.Н. Инвестиции. – М.: Юристъ, 2003.
4. Современная инвестиционная политика // Инвестиции в России и за рубежом. – 2003. - №11.
5. Сергеев С.В. Организация и финансирование инвестиций. - М.: Финансы и статистика, 1999.