Содержание
Цели и задачи выполнения контрольной работы.. 3
ЗАДАНИЕ № 1: Анализ объектов финансового контроллинга. 4
ЗАДАНИЕ № 2: Факторный анализ финансовых индикаторов (по модели Дюпона) 15
Задание № 3: Маржинальный анализ в принятии управленческих решений 20
Задание № 4: Анализ отклонений: сравнение нормативных и фактических показателей. 22
Цели и задачи выполнения контрольной работы
Цель контрольной работы - формирование навыков расчета отдельных финансовых показателей и финансового обоснования управленческих решений.
В результате выполнения контрольной работы необходимо решить ряд задач:
1) изучить теоретические основы финансового контроллинга;
2) выполнить расчеты, предложенные в заданиях, объяснить их, интерпретировать полученные результаты;
3) провести анализ организационных структур конкретных предприятий (организаций)
4) определить влияние изменения отдельных факторов на конечные финансовые результаты деятельности организации.
ЗАДАНИЕ № 1: Анализ объектов финансового контроллинга
УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ:
На основе примера организационной структуры:
- проанализировать организационную структуру с позиций финансового контроллинга;
- дать характеристику организационной структуре и определить принципы вычленения подразделений;
- распределить службы по центрам финансовой ответственности;
- разработать систему финансовых показателей для каждого вида центра финансового отдела;
- дать характеристику существующей финансовой службе либо предложить свой вариант и обосновать его.
РЕШЕНИЕ:
В качестве объекта исследования в данном задании будем использовать организационную структуру управления строительной организации ЗАО «Техстройсервис».
Основной целью создания организации является получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение рынка потребителей в строительных товарах и услугах.
Как прописано в Уставе, ЗАО «Техстройсервис» может заниматься более чем 20 видами деятельности. Основной вид деятельности - возведение зданий и сооружений из кирпича, производство кирпичной кладки.
Высшим органом управления в ЗАО «Техстройсервис» является общее собрание акционеров. Для управления текущей деятельностью назначен генеральный директор. Общая численность работающих в организации 51 человек.
Существующая фактическая организационная структура управления предприятием на сегодняшний день представлена на рисунке 1 (приложение 1).
В условиях рыночной экономики, нестабильности и жесткой конкуренции успех деятельности строительной организации, ее финансовая стабильность зависят от гибкости предприятия. Система управления должна обеспечивать выживание предприятия в неустойчивой внешней среде. При этом существенным является способность организационной структуры управления к быстрому упорядочению и адаптации к изменяющейся ситуации[8,с.22].
Обоснование организационной структуры административно- управленческого персонала является обязательным элементом в деятельности любой строительной организации, так как способствует созданию на предприятии рационального аппарата управления при минимизации расходов на его содержание, использование мощностей в полном объеме, а также рациональной специализации.
Необходимость оптимизации и совершенствования существующей на предприятии организационной структуры аппарата управления вызвана фактом зависимости конечных результатов деятельности строительной организации от того, насколько данная структура является рациональной.
Организационная структура ЗАО «Техстройсервис» представляет собой форму, посредством которой регулируется руководящая и исполнительная деятельность работников.
К организационной структуре управления ЗАО «Техстройсервис» предъявляются следующие требования:
1) обеспечивать финансовые результаты предприятия для нормальной платежеспособной деятельности; с этой точки зрения оргструктура должна быть формально выражена, иметь четкую схему;
2) охватывать по возможности минимальное количество промежуточных звеньев;
3) иметь возможность гибкой перестройки;
4)обеспечивать адресную ответственность и оперативность управленческого воздействия.
Организационная структура ЗАО «Техстройсервис» выступает в конечном счете основой рационализации процесса строительного производства, так как определяет качественный и количественный состав производственных и функциональных звеньев, отношения и связи между ними. Качественный составом звеньев подразумевает мощность, уровень специализации структурных подразделений, а количественный – их число.
Организационная структура ЗАО «Техстройсервис» устанавливает:
1) отношение власти и области ответственности за принятое решение и его выполнение;
2) порядок прохождения информационных потоков для прямых и обратных связей управления;
3) делегирование полномочий, власти и задач.
Структура системы управления ЗАО «Техстройсервис» состоит из аппарата управления и производственных подразделений. По горизонтали организационная структура состоит из звеньев, а по вертикали – из ступеней. Звено управления – это организационно и функционально обособленное подразделение (производственный, сметно-экономический отдел и другие) или специалист соответствующего аппарата управления определенного уровня[28, с.365]. Ступень управления предполагает организационное объединение звеньев управления одного уровня.
Работники аппарата управления ЗАО «Техстройсервис» делятся на:
1) линейных руководителей (мастера, прорабы, начальники участков, осуществляющие общее руководство деятельностью соответствующей организационной структуры, во главе которой они находятся);
2) функциональный персонал (способствующий реализации процесса управления, обеспечивающий систематизацию и подготовку необходимых данных в определенных сферах управленческой деятельности, а также информационную взаимосвязь по горизонтали и вертикали структуры управления по вопросам, связанным с выполнением соответствующих функций).
Совершенствование уже существующей в ЗАО «Техстройсервис» организационной структуры является достаточно сложным процессом, требующим значительных затрат и экономического обоснования. Однако при правильном подходе к данной проблемы эффект, который будет получен в результате внедрения подобного инновационного мероприятия будет намного выше затраченных сил и средств. Не существует практически ни одной организации с оптимальной структурой управления и организации строительным производством, поэтому необходимость ее совершенствования является первоочередной задачей для руководства, решение которой способно улучшить финансовое состояние организации. В стадии совершенствования оргструктуры ЗАО «Техстройсервис» можно выделить следующие основные этапы:
а) проектирование вариантов структуры производственных подразделений, то есть их количественного и качественного состава, исходя из предполагаемых объемов, структуры, трудоемкости строительно-монтажных работ, учетом местной специфики производства работ;
б) проектирование вариантов иерархии управления, то есть количества ступеней, уровней управления и числа линейных звеньев на каждой ступени;
в) проектирование вариантов функциональной структуры, то есть количественного и качественного состава функциональных звеньев управления на каждой ступени, распределение функций, прав и обязанностей среди функциональных звеньев;
г) составление штатного расписания, расчет технико-экономических показателей по вариантам оргструктур, обоснование оптимального варианта, разработка положений о структурных подразделениях, должностных инструкций.
Стадия внедрения проектных решений по оргструктуре включает: подбор и расстановку кадров, обучение кадров, регулирование отношений между структурными звеньями в процессе функционирования предприятия, внесение корректировок в запроектированную структуру с учетом результатов функционирования предприятия.
Проектирование структуры организации начнем с определения количественного и качественного составов производственных подразделений, исходя из предполагаемых объемов, структуры, трудоемкости строительно-монтажных работ, учета местной специфики производства работ. Структура производственных подразделений влияет на варианты иерархии управления
На первом этапе совершенствования организационной структуры ЗАО «Техстройсервис» необходимо провести расчет количества функциональных работников по предложенному ниже перечню услуг в таблице 1.
Таблица 1
Оценка функционального аппарата управления ЗАО «Техстройсервис»
Наименование функций |
Расчетная формула |
Расчет |
Значение |
1. Общее (административное) руководство и оперативное управление |
Np=1,25+0,28*Oc*K1 |
Np=1,25+0,28*0,07* * 24,759416=1,74 |
2 |
2. Планирование производственно-хозяйственной деятельности, маркетинговые исследования |
Nпл=0,98+0,33*Ос*К1 |
Nпл=0,98+0,33*0,07* * 24,759416=1,55 |
2 |
3. Организационно-техническая, технологическая подготовка строительного производства |
Nотп=-0,28+0,6*Ос* К1+ 0,06*Nзк |
Nотп=-0,28+0,6*24,759416 *0,07+0,06*60=4,36 |
4 |
4. Руководство механизацией СМР и энергетическим обслуживанием |
Nмех=0,85+0,024* * Оф*К2 |
Nмех=0,85+0,024*0,043* * 0,032=0,85 |
1 |
5. Комплектование и подготовка кадров |
Nк=0,2+0,0029*Nр |
Nк=0,2+0,0029*57=0,37 |
- |
6. Организация труда и зарплаты |
Nтз=0,07+0,0028*Nр+ 0,0028*Nо |
Nтз=0,07+0,0028*57+0,0028 *10=0,26 |
1 |
7. Охрана труда и техника безопасности |
Nот=0,32+0,00048* * Nр |
Nот=0,32+0,00048* *57=0,35 |
- |
8. Управление материально-техническим обеспечением |
Nмто=0,35+0,33*Ос** К1+0,014*Nо |
Nмто=0,35+0,33*24,759416 *0,07+0,014*10=0,99 |
1 |
9. Бухгалтерский учет и финансовая деятельность |
Nбу=1,72+0,009*Nр |
Nбу=1,72+0,009*57=2,23 |
2 |
10. Хозяйственное обслуживание и общее делопроизводство |
Nc=0,61+0,09*Ос*К1 |
Nc=0,61+0,009*24,759416* * 0,07=0,766 |
1 |
11. ИТОГО |
- |
|
114 |
В таблице 1 были использованы следующие условные обозначения [37,c.20]:
Ос- объем строительно-монтажных работ, выполняемых предприятием собственными силами, млн. руб.;
К1- коэффициент, учитывающий, в частности, приведение стоимости строительно-монтажных работ к ценам 1984 года; К1=0,07
К2- коэффициент, учитывающий приведение стоимости активной части основных фондов к ценам 1994 года; К2=0,032;
Nзк- количество заказчиков; Nзк=60;
Nо- количество объектоов; Nо=10;
Оф- среднегодовая стоимость активной части основных фондов;
Nр- списочное количество рабочих, занятых выполнением строительно-монтажных работ.
Проведенный в таблице 1 расчет численности функциональных работников в исследуемой организации свидетельствует о том, что структура аппарата управления в ЗАО «Техстройсервис» неоптимальная и требует совершенствования. Сравним значения рассчитанного количества работников функционального аппарата –14 человек, со значением количества административно- управленческого аппарата реальной структуры- 41 человек. При численности рабочих в организации – 51 человек, содержание столь значительного аппарата управления является неэффективным. Наличие огромнейшего количества административно- управленческих работников на предприятии при столь малом количестве рабочих выступает одной из серьезных причин финансовой неустойчивости и подверженности банкротству. В связи с чем, одним из мероприятий по укреплению финансового состояния уже в ближайшей перспективе выступает совершенствование существующей оргструктуры и ее обоснование.
В соответствии с рассчитанными значениями в таблице 1 усовершенствованная организационная структура ЗАО «Техстройсервис» представлена на рисунке 2 (см. приложение 2)
Распределение обязанностей в рамках разработанной организационной структуры осуществляется в соответствии с существующими в организации должностными инструкциями, в которых определены права и обязанности каждого работника в рамках предоставленных ему полномочий, а также ответственность в соответствии с возложенными правами и обязанностями. Ниже рассмотрены основные права и обязанности по нескольким должностям в ЗАО «Техстройсервис».
Генеральный директор руководит производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью строительной организации, несет ответственность за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия и финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Он организует работу и направляет деятельность структурных подразделений на развитие и совершенствование производства.
Директор по производству (главный инженер) определяет техническую политику и направление технического развития предприятия, обеспечивает необходимый уровень технической подготовки производства и его постоянный рост, повышение эффективности производства и производительности труда, рациональное использование ресурсов. Он обеспечивает эффективность проектных решений, своевременную и качественную подготовку производства и технической документации, технической эксплуатации и ремонт оборудования
Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за использованием материальный, трудовых и финансовых ресурсов сохранностью имущества предприятия. В обязанности главного бухгалтера входит обеспечение рациональной системы документооборота, применение прогрессивных форм и методов ведения учета. Главный бухгалтер обеспечивает составление бухгалтерской отчетности и предоставление ее в соответствующий орган.
Бухгалтер занимается учетом затрат и себестоимости, выявлением источников образования потерь и расходов. Он осуществляет начисление и перечисление налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Также в его обязанности входит учет материалов основных средств и МБП.
Директор по материально техническому снабжению и комплектации материалов организует обеспечение строительной организации всеми необходимыми для ее производственной деятельности материальными ресурсами требуемого качества и их рациональное использование. Разрабатывает планы материально технического обеспечения, создает необходимые производственные запасы на основе определения потребности материальных ресурсов, организует работу складского хозяйства.
Начальник планово -экономического отдела руководит работой по экономическому планированию, направленному на организацию рациональной хозяйственной деятельности в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения ресурсов. Руководит проведением комплексного экономического анализа деятельности строительной организации и разработкой мероприятий по эффективному использованию ресурсов, выявлению и использованию резервов производства.
Ведущий экономист проводит работу по осуществлению экономической деятельности строительной организации, направленной на повышение эффективности и рентабельности предприятия, производства, достижение высоких результатов при оптимальном использовании ресурсов. Он разрабатывает проекты бизнес-планов, выполняет расчеты по затратам.
Главный энергетик организует технически правильную эксплуатацию и ремонт энергетического и природоохранного оборудования и энергосистем, бесперебойное обеспечение производства энергией, паром, водой, контроль за расходованием энергетических ресурсов, соблюдение режима экономии.
Прораб осуществляет производственно хозяйственную деятельность участка, обеспечивает выполнение производственных заданий по вводу объектов в эксплуатацию в установленные сроки и выполнение строительно-монтажных работ по количественным и качественным показателям с соблюдением проекта производства работ и нормативной документацией в определенной технологической последовательности.
Мастер руководит работой на своем участке производства, обеспечивает выполнение заданий по объему производства, повышение производительности труда, снижение затрат на единицу продукции. Он обеспечивает максимальное использование производственных мощностей, полной загрузки и правильной эксплуатации оборудования, производительной работы всех рабочих бригады на протяжении всей смены.
Таким образом, существующая в настоящее время на предприятии организационная структура является неоптимальной и нерациональной, что является, в свою очередь, мощным фактором, способствующим ухудшению финансового состояния организации и перспектив ее дальнейшего развития. На сегодняшний день руководству следует серьезно задуматься над вопросам совершенствования организационной структуры. Одним из вариантов рационализации выступает структура аппарата управления, представленная в данном разделе.
Кроме того, в рамках данной работы предложено совершенствование существующей финансовой службы в ЗАО «Техстройсервис».
К важнейшим задачам финансового отдела относятся:
1. Поиск путей улучшения качества выполнения функций управления.
2. Поиск резервов снижения затрат на управление в целях снижения затрат на производство.
3. Определение степени значимости каждой функции
4. Поиск наилучших способов выполнения функций
5. Экономическая оценка организационной структуры
В ЗАО «Техстройсервис» необходимо сформировать специализированную финансовую службу, которая будет непосредственно подчиняться заместителю директора по экономике. Финансовый отдел существует для того, чтобы консультировать и обслуживать другие отделы и подразделения предприятия по вопросам, относящимся к составлению отчетов, проведению и оценке финансовых операций. Финансовый отдел ЗАО «Техстройсервис» охватывает решение следующих задач:
1. Обеспечение финансово-аналитической информацией структурные подразделения предприятия.
2. Изыскание внутренних и внешних дополнительных резервов на развитие производства.
3. Эффективное управление денежными потоками.
4. Осуществление расчетов и обоснований инвестиционной деятельности.
5. Осуществление контроля и учета за финансовыми потоками предприятия.
6. Работа, связанная с учредительными документами и акционированием.
Финансовый отдел осуществляет ведение учета, анализа, прогнозирования и отчетности о финансовых операциях.
Исходя из основных задач, поставленных перед финансовой службой, строится организационная структура финансового отдела, представленной на рис. 3 и составляется штатное расписание финансового отдела, сведенного в таблице 2.
|
Рис.3. Структурно- элементная модель финансового отдела
Таблица 2
Штатное расписание финансового отдела
№№ п/п |
Должность |
Численность, чел. |
Оклад в месяц, руб. |
1 |
Начальник отдела |
1 |
6 000 |
2 |
Заместитель начальника отдела |
1 |
4 500 |
3 |
Аналитик по финансовому прогнозированию |
1 |
2 000 |
4 |
Специалист по финансовому планированию |
1 |
2 000 |
5 |
Специалист по финансовым вложениям |
1 |
2 000 |
6 |
Специалист по бюджетированию |
1 |
2 500 |
7 |
Специалист по акционированию |
1 |
2 000 |
|
ИТОГО |
7 |
21 000 |
ЗАДАНИЕ № 2: Факторный анализ финансовых индикаторов (по модели Дюпона)
УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ:
На основе данных в таблице 3 рассчитать рентабельность собственного капитала и провести анализ влияния увеличения или уменьшения отдельных факторов на рентабельность собственного капитала
Таблица 3
Исходные данные задания № 2, тыс. руб.
Наименование фирмы |
Выручка от реализации |
Чистая прибыль |
Величина активов |
Собственный капитал |
ЗАО «Техстройсервис» |
11442 |
191 |
2948 |
7787 |
Таблица 4
Ситуация 1
№ п/п |
Фактор |
Значение |
1 |
Чистая прибыль |
+ 30 % |
2 |
Величина активов |
- 10 % |
3 |
Собственный капитал |
+ 15 % |
Таблица 5
Ситуация 2
№ п/п |
Фактор |
Значение |
1 |
Рентабельность продаж |
+ 20 % |
2 |
Коэффициент финансовой зависимости |
+ 10 % |
Таблица 6
Ситуация 3
№ п/п |
Фактор |
Значение |
1 |
Выручка |
+ 20 % |
2 |
Заемный капитал |
- 6 % |
РЕШЕНИЕ:
1) Рентабельность собственного капитала определяется по формуле:
РСК = СК/ ВР * 100 %, (1)
где РСК – рентабельность собственного капитала, %
СК – собственный капитал, тыс. руб.
ВР – выручка от реализации, тыс. руб.
Подставляя значения в формулу (1) , получим:
РСК = 7787/ 11442 * 100 % = 68 (%)
2) Модель Дюпона в общем виде:
, (2)
где РСК – рентабельность собственного капитала, %
Р к- ла – рентабельность капитала, %
КФЗ – коэффициент финансовой зависимости
Р прод- рентабельность продаж, %
ОбА – оборачиваемость активов
ЧП – чистая прибыль, тыс. руб.
ВР – выручка от реализации, тыс. руб.
ВА – всего активов, тыс. руб.
СК – собственный капитал, тыс. руб.
3) Для определения величины влияния факторов в ситуации 1 воспользуемся формулами:
Δ РСК (Δ ЧП) = (Δ ЧП/ СК)* 100 %, (3)
где Δ РСК (Δ ЧП) – изменение рентабельности собственного капитала при изменении величины чистой прибыли, %
Δ ЧП – изменение чистой прибыли, тыс. руб.
Δ ЧП = 191 *0,3 = +57,3 (тыс. руб.)
Тогда, Δ РСК (Δ ЧП) = +57,3 / 7787 * 100 % = + 0, 73 (%)
Δ РСК (Δ ВА)=, (4)
где Δ РСК (Δ ВА) – изменение рентабельности собственного капитала при изменении величины активов, %
Δ ВА – изменение величины активов, тыс. руб.
Δ ЧП = 2948 *( - 0,1) = -294,8 (тыс. руб.)
Тогда, Δ РСК (Δ ВА) = (191 / 11442 * 11442/ (-294,8) * (-294,8)/7787)* 100 % = + 2,45 (%)
Δ РСК (Δ СК) = ( ЧП/ Δ СК)* 100 %, (5)
где Δ РСК (Δ СК) – изменение рентабельности собственного капитала при изменении величины собственного капитала, %
Δ СК – изменение собственного капитала, тыс. руб.
Δ СК = 7787 *0,15 = +1168,05 (тыс. руб.)
Тогда, Δ РСК (Δ СК) = +1168,05 / 7787 * 100 % = + 15 (%)
4) Для определения величины влияния факторов в ситуации 2, воспользуемся формулами:
Коэффициент оборачиваемости активов равен:
К об акт = ВР / ВА, (6)
К об акт = 11442/2948 = 3,88
Рентабельность продаж:
Р прод = ЧП * 100 % / ВР, (7)
Р прод = 191 * 100 % / 11442 =1,67
Заемные средства организации (ЗК) составляют 1129 руб.
Коэффициент финансовой зависимости:
КФЗ = ЗК / (СК + ЗК), (8)
КФЗ = 0,12
Влияние изменения рентабельности продаж:
Δ РСК (Δ Р прод) = (Δ Р прод * Об А)* КФЗ (9)
где Δ РСК (Δ Р прод) – изменение рентабельности собственного капитала при изменении величины рентабельности продаж, %
Δ Р прод – изменение рентабельности продаж, %.
Δ Р прод = 1,67 *0,2 * 100 % = +33,4 (%)
Тогда, Δ РСК (Δ Р прод) = (+33,4)* 3,88 * 0,12 * = + 15,6 (%)
Влияние изменения коэффициента финансовой зависимости
Δ РСК (Δ КФЗ) = (Р прод * Об А)* Δ КФЗ (10)
где Δ РСК (Δ КФЗ) – изменение рентабельности собственного капитала при изменении величины КФЗ, %
Δ КФЗ – изменение коэффициента финансовой зависимости
Δ КФЗ = 0,12 *0,1 * 100 % = +1,2 (%)
Тогда, Δ РСК (Δ КФЗ ) = +1,2 * 3,88 * 1,67 = + 7,78 (%)
5) Определим влияние изменения рентабельности собственного капитала в ситуации 3
Для этого воспользуемся формулой:
, (11)
Влияние изменения выручки от реализации:
, (12)
Δ РСК (Δ ВР ) = (8916/ 13730,4 – 8916/11442)* 0,12 * 100 % = 1,57 (%)
Влияние изменения величины заемного капитала:
* 100 %, (13)
Δ ЗК =1129 * (-0,06) = 67,74 (тыс. руб.)
ΔРСК (Δ ЗК)= 8,2 (%)
6 ) Результаты расчетов занесем в таблицу 6
Таблица 6
Результаты расчетов
Фактор, оказывающий влияние на рентабельность собственного капитала |
Исходное значение рентабельности, % |
Влияние фактора, % |
Новая величина рентабельности, % |
Чистая прибыль |
68 |
0,73 |
68,5 |
Величина активов |
68 |
2,45 |
69,7 |
Собственный капитал |
68 |
15 |
78,2 |
Рентабельность продаж |
68 |
15,6 |
78,6 |
Коэффициент финансовой зависимости |
68 |
7,78 |
73,3 |
Выручка |
68 |
1,57 |
69,1 |
Заемный капитал |
68 |
8,2 |
73,6 |
Задание № 3: Маржинальный анализ в принятии управленческих решений
УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ:
Предприятие реализует продукцию, стоимость которой (в расчете на весь объем производимой продукции) распределяется следующим образом:
Таблица 7
Исходные данные
№ п/п |
Показатель |
Единицы измерения |
Обозначение |
Значение |
1 |
Объем продукции |
шт. |
Q |
22000 |
2 |
Цена за единицу |
руб. |
Ц |
3,7 |
3 |
Сырье |
руб. |
С |
22000 |
4 |
Прямые затраты |
руб. |
ТЗ |
6000 |
5 |
Непрямые переменные затраты |
руб. |
НперЗ |
13400 |
6 |
Постоянные затраты |
руб. |
ПЗ |
12100 |
Данное предприятие получает от вероятного клиента предложение о подаче регулярных заказов.
Таблица 8
Предложение- заказ
№ п/п |
Показатель |
Единица измерения |
Обозначение |
Значение |
1 |
Размер дополнительного заказа |
шт. |
Δ Q |
6000 |
2 |
Предлагаемая клиентом цена за дополнительный заказ |
руб/ шт. |
Ц2 |
3,27 |
3 |
Изменение переменных затрат, связанные с допзаказом |
% |
- |
12 |
Стоит ли предприятию принимать предложение? Какую прибыль получит предприятие в каждом из случаев?
РЕШЕНИЕ:
1) Рассчитаем объем прибыли, которую получит предприятие при существующем объеме продаж:
а) определим выручку от реализации:
ВР = Q * Ц, (14)
ВР = 22000 * 3,7 = 81400 ( руб.)
б) определим значение прибыли:
П = ВР – С – Тз – НперЗ – ПЗ, (15)
П = 81400 – 6000 – 13400 – 12100 = 27900 (руб.)
2) Определим размер прибыли, которую получит предприятие в результате принятия предложения:
а) новый объем продаж:
Q2 = 22000+ 6000 = 28000 (шт.)
б) новая выручка от реализации:
ВР 2 = Ц2 * Q 2, (16)
ВР 2 = 3,27 * 28000 = 91560 (руб.)
в) новые затраты сырья:
С2 = С + С* 0,12, (17)
С2 = 22000 + 22000 *0,12 = 24640 (руб.)
г) новые затраты труда:
ТЗ2 = ТЗ + ТЗ * 0,12 , (18)
ТЗ 2 = 6000 + 6000 * 0,12 = 6720 ( руб.)
д) новые непрямые переменные расходы:
НПерЗ2 = НперЗ + НперЗ * 0,12, (19)
НПерЗ2 = 13400 +13400 * 0,12 = 15008 (руб.)
е) определим значение новой прибыли:
П2 = ВР2 – С2 – ТЗ 2 – НПерЗ2 – ПЗ, (20)
П2 = 91560 – 24640-15008 – 12100 = 33092 (руб.)
3) Определим прирост прибыли вследствие принятия дополнительного заказа:
Δ П = П2 – П, (21)
Δ П = 33092 – 27900 = 5192 (руб.)
Значит, предприятию следует принимать дополнительный заказ.
Задание № 4: Анализ отклонений: сравнение нормативных и фактических показателей
УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ:
Представьте, что Вы - финансовый контролер компании. Вам поручено провести анализ отклонений фактических данных от нормативных показателей для января для рукавов высокого давления (РДВ). Исходные данные представлены в таблицах ниже.
Таблица 9
Исходные данные
Затраты |
Количество |
Единица измерения |
Стоимость за 1 рубль |
Затраты, руб. |
Основные материалы |
|
|
|
|
1. шланг |
1 |
м |
10 |
10 |
2. наконечник |
2 |
шт. |
20 |
40 |
Затраты труда производственных рабочих |
3 |
час |
20 |
60 |
Переменные производственные расходы |
3 |
час |
10 |
30 |
Всего нормативные переменные расходы |
|
|
|
140 |
Нормативная маржинальная прибыль |
|
|
|
60 |
Нормативная цена реализации |
|
|
|
200 |
В январе месяце планируется произвести 1200 единиц рукавов РДВ. Бюджетные данные на месяц с учетом нормативов представлены в таблице 10.
Таблица 10
Бюджетные данные на январь
Затраты/ доходы |
Количество |
Единица измерения |
Планируемые продажи |
1200 |
ед |
Основные материалы |
|
|
1. шланг |
1200 |
м |
2. наконечник |
2400 |
ед. |
Затраты труда производственных рабочих |
3600 |
час |
Переменные производственные расходы |
3600 |
час |
1. выполните расчет отклонений для данного продукта
Таблица 11
Бюджет на январь
Затраты/ доходы |
Количество |
Единица измерения |
Стоимость/ тариф за единицу, руб. |
Затраты/ доходы, тыс. руб. |
Планируемые продажи |
1200 |
ед |
200 |
240 |
Основные материалы |
|
|
|
|
1. шланг |
1200 |
м |
10 |
12 |
2. наконечник |
2400 |
ед |
20 |
48 |
Затраты труда производственных рабочих |
3600 |
час |
20 |
72 |
Переменные производственные расходы |
3600 |
час |
10 |
36 |
Всего нормативные переменные расходы |
|
|
|
168 |
Маржинальная прибыль |
|
|
|
72 |
Постоянные накладные расходы |
|
|
|
50 |
Прибыль по бюджету |
|
|
|
22 |
Постоянные накладные расходы, предусмотренные в годовом бюджете, составляют 600 тыс. руб., полагается, что они равномерно распределены по всему году. Производственные накладные расходы распределяются по продукции пропорционально затратам труда основных производственных рабочих
Таблица 12
Отчет о доходах и расходах в январе
Затраты/ доходы |
Количество |
Единица измерения |
Стоимость/ тариф за единицу, руб. |
Затраты/ доходы, тыс. руб. |
Планируемые продажи |
1100 |
ед |
|
2290 |
Основные материалы |
|
|
|
|
1. шланг |
1115 |
м |
|
11,15 |
2. наконечник |
2200 |
ед |
|
48,4 |
Затраты труда производственных рабочих |
3400 |
час |
20 |
68 |
Переменные производственные расходы |
3400 |
час |
|
31 |
Всего нормативные переменные расходы |
|
|
|
158,5 |
Маржинальная прибыль |
|
|
|
70,5 |
Постоянные накладные расходы |
|
|
|
47,2 |
Прибыль по бюджету |
|
|
|
23,3 |
РЕШЕНИЕ:
1) Представим исходные данные в виде таблицы 13
Таблица 13
Фактические и плановые показатели организации на январь
Затраты/доходы |
Единица измерения |
Количество |
Стоимость/ тариф за единицу, руб. |
Затраты/ доходы, тыс. руб. |
|||||||||
план |
факт |
отклонение |
тенденция |
план |
факт |
отклонение |
тенденция |
план |
факт |
отклонение |
тенденция |
||
Планируемые продажи |
ед |
1200 |
1100 |
-100 |
↓ |
200 |
208,2 |
+8,2 |
↑ |
240 |
229 |
-11 |
↓ |
Основные материалы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. шланг |
м |
1200 |
1115 |
-85 |
↓ |
10 |
10 |
- |
|
12 |
11,15 |
-0,85 |
↓ |
2. наконечник |
ед |
2400 |
2200 |
-200 |
↓ |
20 |
22 |
+2 |
↑ |
48 |
48,4 |
-0,4 |
↓ |
Затраты труда производственных рабочих |
час |
3600 |
3400 |
-200 |
↓ |
20 |
20 |
- |
|
72 |
68 |
-4 |
↓ |
Переменные производственные расходы |
час |
3600 |
3400 |
-200 |
↓ |
10 |
9,1 |
-0,9 |
↓ |
36 |
31 |
-5 |
↓ |
Всего нормативные переменные расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
168 |
158,5 |
-9,5 |
↓ |
Маржинальная прибыль |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
72 |
70,5 |
-1,5 |
↓ |
Постоянные накладные расходы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50 |
47,2 |
-2,8 |
↓ |
Прибыль по бюджету |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 |
23,3 |
+1,3 |
↑ |
Анализ отклонений:
1) Отклонения по материалам
1.1. Отклонение по цене = (нормативная цена- фактическая цена) * закупленное количество
по шлангам: (10- 10) * 1115 = 0 (руб.)
по наконечникам: (22 – 20 ) *1115 = 2230 (руб.)
Отклонений по цене материалов нет
1.2. Отклонение по использованию = (нормативное количество на фактически произведенную продукцию – фактически израсходовано количество) * нормативная цена
по шлангам: (1200- 1115)* 10 = 850 (руб.)
по наконечникам: (2400 – 2200 ) * 20 = 4000 (руб.)
2) Отклонение по труду:
2.1.Отклонение по ставке = ( Нормативная ставка * Фактически отработанное время) – Фактическая зарплата
(20 * 3400) –68000 = 0 ( руб.)
2.2. Отклонение про производительности = (нормативное количество часов на фактически произведенную продукцию- фактически отработанное количество часов) * нормативная ставка
(3600- 3400) * 20 = 4000 (руб.)
3)Отклонение по переменным затратам:
3.1. Отклонение по затратам = (ставка накладных расходов на трудочас * фактически использованные часы) – фактические переменные накладные расходы
10 * 3400 – 31000 = 3000 (руб.)
3.2. Отклонение по эффективности = (нормативное количество трудовых часов для фактического выпуска – фактически использованные часы) * нормативная ставка переменных накладных расходов
(3600 – 3400 ) * 10 = 2000 (руб.)
4) Анализ отклонений по постоянным затратам
4.1. Отклонение по затратам = сметные постоянные расходы – фактические постоянные расходы
50 – 47,2 = 2,8 (тыс. руб.)
5) Анализ отклонений по реализации
5.1. Отклонение по цене = (фактический вклад на покрытие на единицу продукции – нормативный вклад на покрытие на единицу продукции) * фактический объем продукции
(229 – 240) * 1100 = -12100 (руб.)
5.2. Отклонение по объему = (фактический объем продаж – нормативный объем продаж ) * нормативный вклад на покрытие на единицу продукции.
(1100 – 1200) * 240 = - 24000 (руб.)