Содержание






Введение. 2

1. Сущность эстетического воспитания. 4

2. Эстетическое воспитание в системе образования. 9

3. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства. 11

3.1  Эстетическое воспитание в младшем школьном возрасте. 15

3.2 Эстетическое воспитание школьников. 19

Заключение. 26

Список литературы.. 27


Введение

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования у человека эстетического отношения к действительности. Это отношение с возникновением человеческого общества развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Оно связано с восприятием и пониманием ими прекрасного в действительности, наслаждением им, эстетическим творчеством человека.

Эстетическое отношение к действительности - специфический вид общественно зна­чимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у по­следнего системы ориентации в мире эстетических и художествен­ных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкрет­ном обществе представлениями о их характере и назначении. В про­цессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность челове­ка к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красо­ту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личнос­ти, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетичес­ких ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.

Прекрасное в жизни — и средство и результат эстетического воспитания. Оно концентрируется в искусстве, художественной литературе, неразрывно связано с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система эстетического воспитания в целом использует все эстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в трудовой деятельности, развитию у человека способности вносить красоту в процесс и результаты труда.

Важнейшей частью эстетического воспитания является художественное воспитание, использующее в качестве воспитательного воздействия средства искусства, формирующее специальные способности и развивающее дарования в определенных его видах — изобразительном, музыкальном, вокальном, хореографическом, театральном, декоративно-прикладном и др.

Целью данной работы является рассмотрение процесса эстетического воспитания на уроках рисования.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1.     Дать понятие эстетического воспитания;

2.     Обозначить роль эстетического воспитания в образовании;

3.     Рассмотреть процесс эстетического воспитания школьников.




1. Сущность эстетического воспитания

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика – все это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное  формирование личности, и от каких критериев оно зависит?

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целе­направленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно зна­чимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у по­следнего системы ориентации в мире эстетических и художествен­ных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкрет­ном обществе представлениями о их характере и назначении[1]. В про­цессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность челове­ка к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красо­ту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личнос­ти, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетичес­ких ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве.            

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все ду­ховные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаи­моотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру. По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с доб­ром, можно говорить о морально-нравственной функции эстетичес­кого воспитания.

Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии позна­вательной способности личности. Исследователи отмечают, что форми­руя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпо­хи, пониманию ее единства и стилистического родства, что по мнению польского ученого И. Война, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.

Вместе с тем, отдавая дань эстетическому воспитанию как специфическому способу развития «интеллектуальной ориента­ции», нельзя абсолютизировать гносеологический подход, что на практике может выразиться в сугубо просветительском понимании сущности и задач эстетического воспитания, к сведению последне­го к художественному образованию, обучению. Научить индивида воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой дея­тельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности и следует считать в качестве главной задачи эстетичес­кого воспитания.

Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищни­це мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое усло­вие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индиви­дуальности, действующей по законам красоты.

Полагаясь на сложившуюся практику воспитательной рабо­ты, обычно выделяют следующие структурные компоненты эстети­ческого воспитания[2]:

-     эстетическое образование, закладывающее те­оретические и ценностные основы эстетической культуры личности;

-     художественное воспитание в его образовательно-теоретическом и художественно-практическом выражении, формирующее худо­жественную культуру личности в единстве навыков, знаний, ценно­стных ориентации, вкусов; эстетическое самообразование и само­воспитание, ориентированные на самосовершенствование личности;

-     воспитание творческих потребностей и способностей. Среди послед­них особую значимость имеют так называемые конструктивные спо­собности: индивидуальная экспрессия, интуитивное мышление, творческое воображение, видение проблем, преодоление стереоти­пов и др.

Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций. Идет накопление знаний о художественных и эстетических явлениях, овладение ценностными ориентирами, развитие личностных мотивов общения с эстетическими и художественными объектами, формируется эмоционально психологические установки, оценочно-вкусовые представления, осваиваются многообразные способы образно-эмоционального мышления в художественной и эстетической сферах.

В современной школе при декларировании формирования гармонически развитой личности в качестве цели обучения и воспитания наблюдается между тем уклон в специализацию: создаются классы физико-математического профиля, с углубленным изучением иностранных языков и т. п., нацеленные в основном на развитие только соответствующих специальных способностей. В этих условиях значимость изучения учащимися предметов эстетического цикла возрастает. Психолого-педагогические исследования подтверждают это.

Оценивая роль эстетического воспитания в развитии подростков, в целом, можно утверждать, что оно способствует формированию их творческого потенциала, оказывая разнообразное положительное влияние на развитие различных свойств, входящих в творческий комплекс личности.

В последующие возрастные этапы духовное и предметно-практическое освоение системы культурных ценностей, непосредственное участие в их создании продолжается. Отмечена прямая зависимость быстроты овладения специальностью, мастерством от культурно-эстетического уровня молодых рабочих, специалистов самых разных профилей. Практически разрушена сеть культурно-просветительских учреждений, в плачевном состоянии находится большинство библиотек, музеев, парков, киностудий и др. Нужно многое делать в этом отношении. Во многом, первые шаги, которые предстоит сделать работникам культурных учреждений, зависят от них самих, от их эстетической и художественной культуры.

Эстетическая и художественная культура — важнейшие составля­ющие духовного облика личности. От их наличия и степени развития в человеке зависит его интеллигентность, творческая направлен­ность устремлений и деятельности, особая одухотворенность отно­шений к миру и другим людям. Без развитой способности к эстетиче­скому чувствованию, переживанию человечество вряд ли смогло ре­ализовать себя в столь разносторонне богатом и прекрасном мире « второй природы », то есть культуры.

Эстетические чувства пробуждают нравственные и интеллек­туальные стремления в человеке. Известно, например, какую роль играет эстетическая мотивация в творческой деятельности выдаю­щихся представителей самых разных профессий — ученых, инже­неров, конструкторов и др. А. Эйнштейн, в частности, признавался, что эстетическое начало в его научном творчестве имело ничуть не меньшую значимость, чем логическое. Совершенно оправданным в этой связи выглядит утверждение, что открытие теории относи­тельности явилось результатом работы не только интеллекта учено­го, но и его эстетического чувства.

Оплодотворенность огромного мира культурных ценностей эсте­тическим чувством их известных и безымянных создателей неоспори­ма. Без этого характер и особенности практического взаимодействия человека с миром были бы принципиально иными, был бы иной резуль­тат этого взаимодействия. Не случайно, с древнейших времен человече­ской истории формируется понимание особой значимости творчества по законам красоты, личности творца и эстетического идеала.

С уровнем эстетического развития личности и общества, со способностью человека откликаться на красоту и творить по зако­нам красоты закономерно связывают прогресс человечества во всех сферах жизнедеятельности, самые результативные проявле­ния творческой энергии и инициативы людей, наглядно представ­ленные в разнообразных достижениях мировой культуры. Как отме­чает П. Лафарг, «до настоящего времени мы находим неопровержи­мые доказательства артистического вкуса у ремесленников в храмах, кафедрах, мебели, памятниках, изделиях золотых дел ма­стеров, во всех тех произведениях, которые будят удивление у со­временных художников и носят на себе печать самобытности и ори­гинальности, даже в самых мелких деталях». Значение эстетического и худо­жественного развития личности как важнейшего рычага обществен­ного прогресса возрастает в переходные эпохи, требующие от чело­века повышенной творческой активности, напряжения всех его ду­ховных сил. Именно такой период переживает ныне наша страна. Запас прочности при осуществлении реформ не в последнюю оче­редь определяется эстетическим потенциалом общества и живущих поколений. Именно данное обстоятельство чрезвычайно актуализи­рует проблему формирования эстетической и художественной культуры личности, создания для этого благоприятных условий. Важно оказывать эффективное противодействие обозначившейся тенденции вытеснения эстетической среды на второй план, на пери­ферию осознаваемых задач. Это чревато весьма опасными последст­виями — культурным оскудением жизни общества и духовным оди­чанием составляющих его индивидов. Никакие приобретения чисто материального порядка, на которых склонны сосредоточивать свое внимание нынешние реформаторы, естественно, не стоят такой це­ны. Более того, можно утверждать, что без существенного задейст­вования эстетического фактора в осуществляемых преобразовани­ях, их социальная, человеческая эффективность будет ничтожно мала. Необходимо уже сегодня возникающие в нашей жизни «нов­шества» подвергать в этой связи беспристрастной нравственно-эс­тетической экспертизе. На понятийном уровне эстетическая куль­тура личности означает единство эстетических знаний, убеждений, чувств, навыков и норм деятельности и поведения. Своеобразный качественно-количественный сплав этих составляющих в духовной структуре личности выражает меру освоения ею эстетической куль­туры общества, одновременно определяя также и меру возможной творческой самоотдачи. Становление и развитие эстетической культуры личности — процесс поэтапный, протекающий под воздействи­ем демографических, социальных и социально-психологических и др. факторов. В нем задействованы механизмы как стихийного, так и сознательного (целенаправленного) характера, определяемые в це­лом средой общения и условиями деятельности индивидов, их эсте­тическими параметрами. В случае целенаправленного воздействия на личность, при соблюдении всех других условий и факторов орга­низации и содержательного наполнения эстетического воспитания, в принципе, осуществимо приближение к высокой степени сформи­рованное всех составляющих эстетическую культуру личности элементов.


2. Эстетическое воспитание в системе образования

В общеобразовательных дошкольных учреждениях, школах, профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях эстетическое воспитание является частью учебно-воспитательного процесса, ведется в связи с изучением всех учебных предметов, в течение всего времени обучения.

Все программы, по которым в настоящее время осуществляется учебно-воспитательная деятельность в дошкольных учреждениях большую роль отводят эстетическому развитию своих воспитанников. В процессе занятий, во время экскурсий, подготовки и проведения праздников учитывается эстетических компонент воспитательного процесса, формируются у детей художественные чувства и вкус.

Важную роль в эстетическом воспитании детей в школе играет литература, в общеобразовательных школах также эстетическое воспитание проводится на уроках изобразительного искусства (1-й — 6-й классы), пения и музыки (1-й — 7-й классы), во внеучебное время. Углубленному изучению художественной литературы и искусства содействуют факультативные курсы. Большую работу по развитию творческих способностей и дарований в области литературы, музыки, пения, хореографии, театра, изобразительного, декоративно-прикладного искусства и другие ведут детские внешкольные учреждения. Проблемы эстетического воспитания детей разрабатываются научно-исследовательскими педагогическими институтами[3].

Формирование эсте­тической культуры — это процесс целенаправленного развития спо­собности личности к полноценному восприятию и правильному пони­манию прекрасного в искусстве и действительности. Он предусмат­ривает выработку системы художественных представлений, взгля­дов и убеждений, воспитание эстетической чуткости и вкуса. Одновременно с этим у школьников воспитывается стремление и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия, бо­роться против всего уродливого, безобразного, низменного, а также готовность к посильному проявлению себя в искусстве.

Особую роль в воспитательном процессе имеет обоснованный Б.Т.Лихачевым принцип эстетизации детской жизни. Формирова­ние у воспитанников эстетического отношения к действительно­сти позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту обществен­ных эстетических идеалов. Предметы естественно-математического цикла помогают раскрыть перед детьми красоту природы, воспи­тать стремление охранять и сохранять ее. Предметы гуманитарного цикла показывают эстетическую картину человеческих отношений. Художественно-эстетический цикл вводит детей в волшебный мир искусства. Предметы утилитарно-практического цикла позволяют проникнуть в тайны красоты труда, человеческого тела, обучают навыкам создания, сохранения и развития этой красоты. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художествен­ной самодеятельности; в организации производительного и об­щественно полезного труда, в формировании повседневных от­ношений и поведения.

Немало эстетических впечатлений может дать и дает деятель­ность учения. В математике, например, нередко говорят: «Краси­вое, изящное решение или доказательство», понимая под этим их простоту, в основе которой лежит высшая целесообразность, гар­мония[4].

Есть своя эстетика в искренних, здоровых, человечных взаи­моотношениях между учащимися и учителями, между воспитан­никами, между старшими и младшими школьниками. Примитив­ные, черствые, неискренние отношения между людьми в семье и школе глубоко ранят личность ребенка, оставляют след на всю жизнь. И наоборот, тонкие, дифференцированные отношения педа­гогов к учащимся, справедливая требовательность делают уклад дет­ской жизни школой воспитания в духе высокой эстетики и морали.

В обиход детской жизни важно вводить элементы эстетическо­го оформления ближайшего окружения и быта.

Важно пробудить у школьников стремление утверждать красо­ту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занима­ются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе в квартире.


3. Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства

Маленький человек пришел в большой и сложный мир взро­слых. В ярком, радостном, многоголосном и многоцветном этом мире мы должны помочь детям найти и полюбить красоту поэзии, живописи, музыки. Искусство помогает ребенку приобщиться к доброму, осудить зло. Искусство отра­жает жизнь, выражает свое отношение к ней. Но и сама жизнь— быт человека и его труд, природа и предметный мир — все это также источник, питающий эстетические пере­живания ребенка.

Особенностью эстетического воспитания посредством изобразительного искусства является то, что в сознании школьников выстраиваются идеальные образы, развивается воображение и способность передавать красоту через зрительные каналы восприятия.

Яркое, приметное, наглядное, привлекательное, прежде всего, воспринимается детьми как прекрасное, Встреча с ним радует ребенка. Он осваивает в жизни и в искусстве цвет, линии, звуки, ритм движения, симметрию и асимметрию, кото­рые постепенно, по мере его развития выступают перед ним как прекрасные формы и свойства.

Изобразительное искусство — особенно сильное и незаменимое средство эстетического воспитания. Волнуя и радуя ребенка, оно заставляет его пристально всматриваться во все окружа­ющее, внимательнее, ярче и полнее откликаться на прекрас­ное в жизни.

Любое художественное явление требует от того, кто его вос­принимает, соответствующей «сенсорной готовности», т. е. определенного уровня развития процессов восприятия. Чем активнее будут «поисковые движения» руки, глаза, тем полнее интенсивнее будет восприятие предметного мира, его красок и форм.

В процессе обучения рисованию дети усваивают способы вычленения формы из общего вида предмета, определяют ее свойства, сопоставляют с наиболее подходящей геометриче­ской фигурой, варьируют ее при изменении пропорций и положений предмета. Все это приводит к более правильному изображению предмета, к возникновению у ребенка художе­ственного образа, к развитию творческого воображения, ведь ребенок должен многое изменять под влиянием возникшего у него замысла

В целом развитие идет от восприятия простейших элементов образа к более активному осознанию красивых фигурных сочета­ний, от красок и форм к нюансам цветовой гаммы, разнооб­разию форм. Сенсорное воспитание — неотъемлемая часть умственного и эстетического воспитания. Следовательно, зна­чение чувственной основы в эстетическом восприятии определяется как возрастными особенностями ребенка, стре­мящегося к краскам, формам, так и природой самих эстетических явлений, в которых прекрасное выступает как единство содержания и формы.

Развитие сенсорных способностей — основа для развития восприятия художественного образа. Это уже более сложный процесс. Известно, что под содержанием искусства понима­ется отражение в художественных образах наиболее харак­терных, типичных явлений жизни. Каждый вид искусства располагает своим арсеналом средств, которые выступают всегда в комплексе. Вот почему так важно подчеркнуть целостность художественного восприятия. Рассматривая, например природные пейзажи, ребенок воспринимает общее спокой­ное лиричное настроение и гармонию жизни, у него возникают жизненные ассоциации. Но вот, всматриваясь один раз, другой, ребенок спо­собен уже вычленить и различные интонации, детали, гаммы красок и т.п.. Так целостное воспри­ятие предполагает и некоторую дифференциацию отдельных средств выразительности.

Итак, встреча с прекрасным в жизни и искусстве вызывает у детей эстетическое чувство. Это чувство никогда не может быть беспредметным и бессодержательным. Воздействуя на чувства и вызывая их, прекрасное рождает мысли, формирует интересы. В процессе эстетического восприятия ребенок делает свои первые обобщения. У него возникают сравнения и ассоциации. Желание узнать, о чем рассказывает картина заставляет детей присматриваться к краскам и лини­ям.

Постепенно воспринимая линии, краски и формы в картинах, впитывая разнообразные ощущения от красоты природы, ребенок при­учается улавливать некоторые зависимости средств художе­ственной выразительности от содержания произведения и связывает различные виды искусства. Так, например, он отмечает, что веселой, плясовой мелодии чаще всего соответствует быстрый темп, громкое звучание, задор­ный ритм; что в сказке встречаются красивые, выразительные слова и несколько раз повторяется один и тот же оборот речи («...и покатился колобок дальше»); что в картине, переда­ющей образ дремучего леса, преобладают темные краски и т. д.

Дети начинают замечать определенную связь окружающей действительности с искусством, ее отражающим. Для них это уже открытие, радостное и необыкновенное. Посмотрев на картину, они оживленно вспомина­ют, что и с ними случались подобные события, они видели или слышали это же в жизни.

Изобразительное искусство так же, как явления природы, предметы, окружающие ребенка, вызывают разнообразные и интересные высказывания, если к этому побуждает ребенка взрослый или учитель

Содержание этих высказываний связано с теми впечатлени­ями, которые вызывает встреча с прекрасными явлениями, доступными пониманию и чувствам ребенка. Высказывания касаются красивого в природе, в быту. Они могут содержать оценку поступков, поведения сверстников.

Дети отмечают и средства выразительности, и средства изобразительности в картинах. Они склонны интересоваться содержанием картины и могут кратко его изложить. Они могут оценить качество исполнения рисунка. Но по преимуществу, прежде всего, ими схватываются наиболее яркие, приметные признаки.

Благодаря взаимодействию чувственного восприятия, эмо­ций, слова эстетическое переживание ребенка обогащается и становится разностороннее. Зарождается художественный вкус.

Практическая деятельность ребенка — игра, занятия, выпол­нение определенных обязанностей — имеет важное значе­ние для его эстетического развития и особое место в этой практической деятельности занимает то, что мы можем назвать художественней деятельностью ребенка (пение, рисование, сочинение стихов, рассказов, сказок и т.д.).

Все виды художественной деятельности возникают в до­школьном детстве — и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески? Дело взрослых — создать все усло­вия для приобщения ребенка к разнообразным видам художе­ственной практики.

Все понимают, что в своей зрелой и развитой форме искус­ство не может быть освоено ребенком. Ко всем наиболее доступным его формам можно и надо приобщать детей с раннего детства. Лишь в своих разносторонних формах искусство может помочь и становлению разносторонних худо­жественных способностей ребенка. Все виды искусства нужны ему. С ранних лет они должны входить в его жизнь художественная игрушка, сказка и присказка, загадка и пословица, песни и инструментальная пьеса, картинка и деко­ративные изделия — с них начинается знакомство ребенка с искусством. Как бы ни были просты эти изделия мастеров искусств — они вводят ребенка в особый, новый для него мир художественных переживаний.

Изобразительное искусство для детей — это яркая страница в большом искусстве, в искусстве взрослых. Оно подчинено тем же зако­нам, хотя и имеет свои особые черты. Но оно также разнооб­разно по видам и жанрам.

Отбирая произведения для детей, мы опираемся на народ­ное творчество, классику и современное искусство. Каждый источник этого «золотого фонда» выполняет свое незамени­мое назначение.


3.1  Эстетическое воспитание в младшем школьном возрасте

Вспомним: в самом раннем возрасте ребенок откликается на выразительные речевые интонации в потешках, прибаутках, на звучание музыки то успокаиваясь и притихая, то ожив­ляясь и радуясь в зависимости от характера музыки. Он также охотно включается в пение, следуя примеру взрослого. Из первых его речевых реакций — гуления, лепета — рожда­ется и речь, и первые попытки подражать отдельным певческим интонациям. Ребенок способен довольно длительно сосредоточиваться на рассматривании ярких игрушек. Так же, несомненно, и его раннее стремление ответить на веселую плясовую музыку сначала оживлением, выражающимся в улыбке, движениях рук и ног, а затем со временем и более оформившимся движением. Можно отметить раннее проявле­ние эмоциональной отзывчивости на музыку, на ритмичные прибаутки, развитие слуховых ощущений, если детей приоб­щают к музыке[5].

А затем появляются стихи, как яркие, сильно воздействую­щие и доступные детям средства художественного воспитания на самом раннем этапе развития.

По мере формирования различных психических функции, интенсивного развития речи, мышления возникают и более сознательные художественные переживания. Песня, инстру­ментальная пьеса, стихи, картинка имеют всегда какое-то жизненное содержание. Поэтому вначале слушание музыки, стихов часто сопровождается показом игрушек. Это поясняет детям содержание музыки, стихов. Но постепенно они начи­нают уже понимать, что можно только спеть, только сплясать. Детям доставляет удовольствие сам процесс пения и движе­ния.

К трем годам ребенок проходит огромный путь развития. Он овладел многими движениями, которые дают ему известную самостоятельность, в том числе и в таких действиях, которые требуют более тонких и дифференцированных движений, например манипулирование с карандашом, глиной. Посред­ством рук, глаз, слуха он утверждается во всякой, в том числе и художественной, деятельности.

Ребенок небезразлично относится к окружающей обстанов­ке, к своему внешнему виду. Он предпочитает яркие, краси­вые игрушки, посуду, картинки, начинает ориентироваться во многих словах, которые помогают ему в его практической деятельности. Такие слова, как «музыка», «пляска», «картин­ка», вызывают уже соответствующий настрой, желание, готовность соответственно действовать.

Все эти ранние художественные проявления могли бы и не развиваться, если бы не было систематического и активного руководства со стороны взрослого. В первые же годы своей жизни ребенок осваивает очень многое. Так, начав рисовать примерно с 1,5—2 лет, ребенок к 3 годам проходит как бы подготовительный к изображению период. Он в состоянии узнавать в рисунке предмет, называть его. В движениях у него появляется намеренность. Особенно это видно, когда ребенок произвольно пытается повторить движение при лепке и рисунке, следуя показу взрослого[6].

Появляется и активный интерес к музыке, стихам, сказкам, выражающийся в просьбах их исполнить, в желании прогова­ривать и подпевать последующие строчки стихов и песен. Ребенок в состоянии подражать выразительным интонациям в стихах и певческим интонациям в песнях. Ярко выражено чувство ритма: ребенок склонен ритмично проговаривать про­стейшие прибаутки и стишки, но особенно это ярко проявля­ется в плясках, играх.

Итак, к трехлетнему возрасту ребенок уже накапливает небольшой запас художественных впечатлений.  На четвертом году жизни развитие речи, обогащение конкретными представлениями позволяют ребенку отчетли­вее различать некоторые признаки предметов, явлений. В его речи появляются попытки и самых простейших обобщений.

Это создает возможность начинать обучение, требующее произвольного внимания и действий.

В художественной деятельности это преимущественно этап накопления простейших впечатлений. Дети жадно впитывают в себя то, что несут им звуки, краски.

Дети уже способны более целенаправленно всматриваться в картину, вслушиваться в стихи, сказку, музыку. Они привы­кают к выразительному чтению, пению, движению. Часто высказывают желание прочесть стихи, спеть, сплясать. Благо­даря этому, а также благодаря формированию голосового и, в частности, певческого аппарата и развитию слуха дети заинте­ресовываются процессом пения и выразительного чтения. Они постепенно привыкают прислушиваться к правильному, чистому пению, выразительным интонациям речи. В этих условиях мелодический и поэтический слух детей лучше раз­вивается. Дети осваивают незначительный объем музы­кально-ритмических навыков, но благодаря систематичности воспитания они уже привыкают прислушиваться к музыке, когда двигаются. Это способствует развитию чувства ритма. Это чувство проявляется также в декоративном рисовании — в подборе последовательности узора. Возникают также попытки проявлять самостоятельность в музыкально-игровой деятельности, в лепке и рисовании. Особенностью эстетического воспитания в этом возрасте посредством изобразительного искусства является то, что в сознании начинают выстраиваться идеальные образы, развивается воображение и способность передавать красоту через зрительные каналы восприятия.

Вместе с тем имеющиеся навыки носят еще неустойчивый характер и художественные переживания поверхностны.

Следующий период охватывает детей в возрасте 5—6 лет. Ребенок уже начинает понимать причины связей между явле­ниями и отражает это в своем изобразительном творчестве. Он охотно пользуется словом для выражения своих мыслей, обобщает многие явления, в том числе и художе­ственные.

Художественные навыки в области рисования становятся устойчивее. Благо­даря практическим упражнениям становится тоньше и диффе­ренцированнее художественное восприятие. То, что ребенок проверяет в своей практике правильность нарисованной линии, оттенок цвета в декоративном изображении, — все это заставляет его пристальнее вслушиваться и всматриваться. Обо­гащенное новыми впечатлениями восприятие толкает, в свою очередь, ребенка и на более уверенное и произвольное дей­ствие.

Более отчетливо проявляются у отдельных детей и художе­ственные способности: наблюдательность (чувство цвета и формы в рисовании), чувство ритма (компо­новка узоров декоративного рисунка). Естественно, что это осуществляется лишь при условии, если последовательно подводить детей к выполнению различных заданий: различать отношения, сопоставлять формы, цвета, линии и т. д.

В 5—6 лет можно уже отметить попытки детей действовать самостоятельно, т.е более автономно реализовывать себе в каком-либо изобразительном творчестве. Появляется стремление по-своему исполнить рисунок[7].

Систематические занятия позволяют отчетливее судить о наличии различных художественных способностей у детей, об их индивидуальных особенностях.  Это дает возможность соответ­ственно направить творческое развитие детей.

Уровень художественного развития позволяет детям самим вносить красивое в свой быт (например, украшать свой дет­ский уголок), реагировать на прекрасные и безобразные поступки (связь эстетики и этики!).


3.2 Эстетическое воспитание школьников

Эстетическое воспитание в шко­ле на уроках рисования начинается с младших классов. Основное направление этой работы сводится к практическому оз­накомлению ребят с различными видами этого искусства, при­учению к их эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям и выражению их на бумаге. В решении указанной задачи большую роль играют пример и художественная подго­товка самого учителя. Ему необходимо вла­деть навыками изобразительного искус­ства. Художественная подготовка учителя и его компетентность в различных видах искусства не только порождают у детей внутреннее противоречие между имеющимся и необходимым уровнем их эстетического развития, но и возбуждают у них потребность в приобщении к изобразительному  искусству[8].

Для воспитания художественных восприятий на уроках рисования у младших школьников существенное значение имеет использование приема сравнения при изучении про­изведений изобразительного творчества, рассматривании картин и побуждение их к оценке этих произведений, выражение собственного отношения к их достоинствам и недостаткам. Постановка простейших вопросов, на­правленных на выяснение того, что детям нравится в том или ином произведении, какая картина лучше, обостряет их восприятие и побуждает к оценочным суждениям.

В воспитании эстетических восприятий младших школьников необходимо широко использовать демонстрацию репродукций картин лучших художников.

Воспитательная работа на уроках рисования по развитию и укреплению эстетических потребностей, стремление к восприятию продолжается и в последующих   классах, на более высоком уровне.

Формирование у учащихся эстетических представлений, понятий и вкусов  - весьма сложная педагогическая задача. Простейшие эстетические представления и суждения формируются уже в начальных классах. Однако основная работа в этом направлении осуществляется с учащимися-подростками и старшими школьниками, обладающими для этого необходимыми способностями к более глубокому пониманию изобразительного искусства и более разви­тым чувством переживания прекрасного.

Очень важно в старших классах обогатить учащихся представлениями о художественных средствах передачи настроения человека, которые используются в изобразительном искусстве.

В познании художественных средств изображения действительности в искусстве большое значение имеет осмысление и усвоение учащимися таких понятий, как художест­венный образ.

В последние годы в школьной практике с целью раз­вития эстетических суждений и углубления эстетических взглядов широко используют такой методический прием, как побуждение учащихся к выражению своего отноше­ния к изучаемому произведению изобразительного искусства. Причем это отношение необходимо выразить также рисунком. В старших классах практикуется устное и письменное рецензирование художественных выставок.

В связи с важностью эстетического воспитания и раз­вития у учащихся художественных представлений, поня­тий и суждений большое значение имеет работа по осмы­слению ими той связи, которая существует между раз­личными видами искусства в отображении жизненных явлений. Вот почему на занятиях по литературе необхо­димо использовать произведения музыки и изобрази­тельного искусства.

Исключительно острой и слаборешаемой в школьной практике является проблема формирования у учащихся полноценных художественных вкусов, умения отличать художественные поделки, примитивное ремесленничество от подлинного искусства. Это особенно относится к изобразительному искусству, когда зачастую уча­щиеся увлекаются отсутствием гармонии и бездумным модернизмом и недооценивают классику.

Особое место в эстетическом воспитании школьников на уроках рисования имеет изображение мира природы. В исследовании Елены Янакиевой (специалиста по детскому изобразительному творчеству) подчеркивается, что взаимосвязь изобразительной деятельности с ознакомлением детей с явлениями и объектами природы имеет две стороны: первая- приобретение ребенком знаний на основе восприятия объектов и явлений природы, формирование представлений о них, как  источник детского творчества; вторая- влияние изобразительной деятельности, в процессе которой дети изображают предметы и объекты природы, как синтез познания и эмоционально - эстетической оценки природы, на развитие, углубление и уточнений знаний ребенка о ней  и формирование его представлений. При этом важно подчеркнуть необходимость давать детям научно достоверные знания об объектах природы, не подменять их сказками и легендами, которые затем при переходе ребенка в школу вступают в противоречие с тем, что говорит учитель и о чем написано в книгах.

Большое значение природы в развитии эстетических чувств детей отмечал известный педагог Е. А. Аркин: “…когда воспитание ведется вне стен комнаты, когда перед ребенком каждый день развертывается полная красок панорама природы, тогда нет сомнения, что поле, лес, луг, звездное небо, восход солнца, постоянно меняющий свой цвет небесный свод, будут служить средством в деле развития цветоощущения, чувства красоты, любви к природе и понимания ее”[9].

В процессе эстетического воспитания рисунки убеждают нас в том, что ребенок способен выразить в них свое мироощущение, они вызывают нашу эмоциональную реакцию и именно поэтому их можно назвать выразительными. Выразительность - это главный существенный признак художественного образа. Выразительность детского рисунка - это посильное раскрытие детьми некоторых характерных сторон отражаемого предмета или явления действительности и передача активного эмоционального отношения к нему (Г. В. Лабунская). Как же удается ребенку выполнить выразительный рисунок? Какие средства он использует?

Нужно сказать, что выразительность в рисунке - качество нестабильное. То, что мы считаем выразительным в рисунке малыша, в рисунке старшего таковым не является. Например, ребенок пяти лет нарисовал кошку и от избытка чувств раскрасил ее в клеточку. В отличие от пятилетнего старший дошкольник понимает, что для любимого котенка клеточка - не украшение.

Выразительность рисунков младших и старших детей неравноценна. Чем старше ребенок, тем в большей степени изобразительные умения становятся средством замысла, поэтому в этой главе будут освещены те выразительные средства, которые характерны для детей именно старшего дошкольного возраста.

Одним из самых доступных для ребенка средств выразительности является цвет. К старшему дошкольному возрасту, ребенок более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы. Однако тяга к яркости, красочности сохраняется у кого в большей, у кого в меньшей степени. Иногда ребенок, казалось бы, отдает предпочтение какому- то определенному цвету: все рисует зеленым или голубым. В чем причина? Что это- предпочтение или равнодушие к цвету?

Ребенок-дошкольник может использовать любимый цвет иногда неадекватно, в явном противоречии с реальностью, и делает это специально. В этом случае он, как правило, сильно увлечен изображением, скорее его содержанием, и делает своеобразный “подарок” (Е. А. Флерина) образу, как бы украшает его. Нередко таким подарком-украшением, является применение нескольких ярких цветов сразу.

К примеру, яркий осенний колорит солнечного дня контрастирует с темно-серым фоном пасмурного дня, с листьями, летящими по ветру.

Многими исследователями детского рисунка замечено применение ребенком цвета для передачи отношения к образу: яркими, чистыми, красивыми цветами ребенок обычно изображает любимых героев, животных, приятные события и явления, а темными (“грязными”) - не любимых героев, объектов, явлений и т.д.  В исследованиях известного психолога В. С. Мухиной отмечено, что при изображении приятных событий дети предпочитают теплые тона, а  неприятных - холодные.

Подрастая, ребенок может более тонко чувствовать и передавать колорит разных времен года, состояния погоды и даже времени суток. Однако тяготение к яркому, сочному цвету сохраняется в рисунках старших дошкольников.

Многими исследователями детского рисунка отмечено, что иногда дети используют цвет однозначно, земля - всегда черная (коричневая), небо - синее, солнце - желтое (красное), трава - зеленая и т.п. То есть цвет не является выражением отношения ребенка, а лишь средством обозначения предмета. Некоторые ученые объясняют это недостатками обучения.

Н. П. Сакулина, Л. А. Раева в своих исследованиях показали, что очень важно обращать внимание детей на цветовое разнообразие мира (снег, как и небо, может быть и голубым, и серым, и сиреневым). В результате таких наблюдений, а также знакомства с произведениями известных художников ребенок начинает использовать цвет более разнообразно, реалистично и выразительно. Он может использовать цвет и “подражательный”, близкий к реальному, и “неподражательный”. У ребенка должно быть право выбора. Однако необходимо позаботиться о том, чтобы, выполняя рисунок, ребенок не был равнодушен, чтобы тема волновала его, и тогда цвет, колорит детского рисунка будет выразительным.

Другое средство выразительности, используемое дошкольником,- линия. Исследователи отмечают, что предметы, явления, которые близки ребенку, любимы им, он рисует старательно и аккуратно, а плохие и некрасивые, по его мнению, события изображает нарочито небрежной линией.

Так, дети старательно рисуют солнце, аккуратно выводя лучики, делая их длиннее и гуще, словно так, солнце греет лучше и светит ярче.

Составляющими компонентами декоративности является ритм форм или цветовых пятен, симметрия. Ребенок строит рисунок, как бы уравновешивая пространственное расположение отдельных изображений. (На поляне деревья – справа и слева. Цветы – с одной стороны и с другой и т. д.)

Как и взрослые, дошкольники нередко используют прием гиперболизации (преувеличение каких-то признаков). Они выделяют в изображаемом предмете или явлении то, что, на их взгляд, особенно значимо.

Ребенок нарисовал серые тучи, которые закрыли солнце. Тучи по размеру были больше деревьев и других объектов, сообщая о том, что скоро будет дождь, гроза.

Девочка изобразила цветы на поляне, которые “выросли” до облаков, были больше домов и деревьев. Для этой девочки важно было показать красоту, яркость, любовь к цветам, дать понять, что они ей очень нравятся.

Композиция – это способ соединения образов, способ построения произведения. В рисунках детей встречаемся как с сюжетами, передающими развернутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия.

Характерным для старших дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в развернутом виде изображается, например, вся лесная поляна: на первом плане трава, цветы, мелкие кустарники; выше - деревья, лес, по бокам – дома и постройки. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в ее реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого[10].

Ребенку очень трудно передавать движение. Но в рисунках старших дошкольников движение передано иногда очень выразительно: кошка мчится за мышью, вытянувшись как стрела и расправив когти; дует сильный ветер, раскачивая деревья и срывая осенний лист. Рисуя, ребенок использует и такое средство, как агглютинация,- склеивание, комбинирование в фантастическом образе каких-то частей, качеств разных предметов (курица с человеческим лицом и головой, солнышко с глазами и ртом, цветок с глазами и ртом,  руками вместо листьев).

Мальчик увидел в море дельфинов, и они так поразили его воображение, что он нарисовал двух больших дельфинов, тщательно прорисовывая их, давая изгибающийся хвост (“чтобы они плавали”). В данном случае дельфины явились центральными “фигурами” рисунка.

Исследования педагога детского творчества Н. Курочкиной показывают, что у детей 6-7 лет наблюдается уже сознательное использование цвета, формы, построение рисунка, выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции[11]. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми младшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляя их в своем сознании.

Таким образом, роль изобразительного искусства в воспитании очень высока, оно помогает не только заострять эстетический вкус человека, они отслеживать его внутреннее состояние и направлять развитие в нужное русло.


Заключение


Таким образом, в результате проделанной работы был рассмотрен процесс эстетического воспитания на уроках изобразительного искусства.

Были решены следующие задачи:

1.     Дано понятие эстетического воспитания;

2.     Определена роль эстетического воспитания в образовании;

3.     Рассмотрен  процесс эстетического воспитания детей и школьников.

Эстетическое воспитание – важная часть становления личности, развития ребенка и школьника. Понимание прекрасного, наслаждение искусством (как предметами, так и процессом творения) – без этого невозможно представить себе всесторонне развитую личность, воспитание которой – цель педагогического процесса.

На всех этапах своего развития ребенок постигает окружающий мир и с точки зрения его красоты, эстетики. Очень многое зависит от того, насколько на этом пути окажут ему поддержку взрослые.

Учебно-воспитательные программы дошкольных и школьных общеобразовательных учреждений отводят значительное место предметам, в составе которых детям предлагается погрузиться в мир искусства, как созерцая, вслушиваясь в произведения мастеров, так и создавая самостоятельно свои творения.

Исключительно важной и необходимой, как в сфере образования, так и в семейном воспитании, является задача научить взрослеющего человека верно оценивать предметы искусства с точки зрения их эстетической и культурной ценности.

Список литературы

1.     Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: А.П.О., 1995.

2.     Мир    детства:    Младший    школьник / Под    ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1991.

3.     Педагогиа. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.

4.     Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заве­дений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002.

5.     Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС. 2002.

6.     Мацкевич М. Прогулки по Третьяковке // Дошкольное воспитание. –  1998 № 3 – с. 94-99

7.     Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству // Дошкольное воспитание. –  1998 № 3 – с. 23-27

8.     Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. –  1998 № 4 – с. 16-22

9.     Советский энциклопедический словарь/ главный редактор А.М. Прохоров. – М.: Советская энциклопедия, 1990.



[1] Педагогиа. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – с. 47.

[2] Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заве­дений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. – с. 59.

[3]Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: А.П.О., 1995. – с. 110.

[4] Педагогиа. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998.  – с. 178.

[5] Мир    детства:    Младший    школьник / Под    ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1991. – с. 41.

[6] Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Голубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях: Пособие для педагогов дошк. учреждений. – М.: ВЛАДОС. 2002.  – с. 67.

[7] Мир    детства:    Младший    школьник / Под    ред. А. Г. Хрипковой; Отв. ред. В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 1991. – с. 78.

[8] Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М.: А.П.О., 1995. – с. 18.

[9] Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству // Дошкольное воспитание. –  1998 № 3 – с. 24

[10] Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству // Дошкольное воспитание. –  1998 № 3 – с. 23-27

[11] Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. –  1998 № 4 – с. 16-22