СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………………………………..3


Глава 1. Понятие и составляющие механизма государства……………………...5

1.1. Механизм государства как система государственных органов……………...5

1.2. Черты механизма государства………………………………………………….7

1.3. Структура механизма государства……………………………………………..8


Глава 2. Понятие, признаки и виды органов государства………………………..9

2.1. Государственный орган как звено государственного аппарата……………...9

2.2. Виды государственных органов………………………………………………10


Глава 3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата……………………………………………………………………………..20

3.1. Концепция разделение властей как основа устройства государственного механизма…………………………………………………………………………...20

3.2. Система принципов организации и деятельности государственного аппарата……………………………………………………………………………..27


Заключение………………………………………………………………………...30


Список использованной литературы…………………………………………..31


Приложения………………………………………………………………………..32

Приложение 1 (структура механизма государства)……………………………..32

Приложение 2 (признаки органа государства)…………………………………..33

Приложение 3 (виды государственных органов)………………………………..34

Введение

Механизм государства – представляет систему государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства. Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны. Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.

Тема данной курсовой работы – «Механизм государства» – актуальна в силу того, что, во-первых, механизм государства, охватывающий все государственные органы, непосредственно олицетворяет государство, представляет собой его реальное материализованное воплощение, его «плоть и кровь», вне и без государственного механизма нет и быть не может государства., во-вторых, механизм государства построен и функционирует в на основе определенных основополагающих принципов, которые обусловлены приоритетными направлениями деятельности того или иного государства, эти принципы конкретизируются применительно к разным государственным органам, в-третьих, деятельность государственной власти по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые и лежат в основе принципа разделения властей.

Целью данной работы является описать сущность механизма государства.

Для достижения этой цели в работе решаются следующие промежуточные задачи:

1. рассматривается понятие и составляющие механизма государства;

2. описывается понятие, признаки и виды органов государства;

3. показываются принципы организации и деятельности государственного аппарата;

Работа состоит из Введения, трех Глав, Заключения и Списка использованной литературы и Приложения.

В Главе 1 – Понятие и составляющие механизма государства – решается первая из поставленных выше промежуточных задач, а именно: рассматривается понятие и составляющие механизма государства.

В Главе 2 – Понятие, признаки и виды органов государства – решается вторая из промежуточных задач, а именно: описывается понятие, признаки и виды органов государства.

В Главе 3 – Принципы организации и деятельности государственного аппарата – решается последняя из промежуточных задач, а именно: показываются принципы организации и деятельности государственного аппарата.

В Заключении делаются основные выводы по работе.


Глава 1. Понятие и составляющие механизма государства

1.1. Механизм государства как система государственных органов

Механизм государства – представляет собой систему государственных органов, посредством которых реализуется государственная власть, обеспечивается государственное руководство обществом. В широком смысле механизм государства включает в себя три составные части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия. Государственные учреждения - это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную, практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной, культурной и т.п. Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо его обеспечения, выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества. Аппарат государства - это система всех, наделенных властными полномочиями органов государства, созданных для решения стоящих перед ним задач и осуществления функций. 1

В более узком смысле механизм государства нередко отождествляют с аппаратом государства, представляющего собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти. В свою очередь орган государства является первичным элементом государственного аппарата. Каждый государственный орган представляет собой относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления строго определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.

Ряд авторов выделяет три основные формы деятельности государственных органов: правотворческую, направленную на разработку и издание нормативно-правовых актов; правоисполнительную, как форму властной деятельности органов государства по реализации норм права; правоохранительную - форму правовой деятельности государства, обеспечивающую соблюдение правовых норм. 1 Основными специфическими признаками, характеризующими понятие органов государства являются следующие: осуществляют от имени государства его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области обладают властными полномочиями, чем и отличаются от государственных учреждений и предприятий имеют определенную компетенцию, т.е. закрепленную совокупность задач, функций, прав и обязанностей (правомочий) характеризуются определенной структурой, то есть строением по видам отдельных служб и численному составу (штатам) и имеют территориальный масштаб деятельности образуются в порядке, установленном законом Наделение государственных органов полномочиями государственно-властного характера является наиболее существенным признаком государственного органа. В совокупности с другими признаками он позволяет провести достаточно четкое различие между государственными органами, с одной стороны, и государственными организациями (предприятиями и учреждениями), а также негосударственными органами и организациями с другой стороны. Основное свойство государственного органа, качественно его характеризующее, заключается в том, что он может издавать юридические акты, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, применять меры принуждения, убеждения, поощрения для обеспечения требований этих актов, осуществлять надзор за их реализацией.


1.2. Черты механизма государства

а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды), прокурорские и иные надзорные органы, милиция, налоговая полиция, вооруженные силы и т.д. все вместе они составляют единую систему властвования;

б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определенное позитивное русло;

в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;

г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов.

Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков, подсистем. 1



1.3. Структура механизма государства

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Особенностью этих органов является то, что они обладают государственно-властными полномочиями, т.е. такими средствами, ресурсами и возможностями, которые связаны с силой государства, с принятием общеобязательных управленческих решений (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы, администрации краев и областей и т.п.);

2) государственные организации – это такие подразделения механизма государства (его «материальные придатки»), которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, службы безопасности, милиция, налоговая полиция и т.п.);

3) государственные учреждения – это такие подразделения механизма государства, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферы (библиотеки, поликлиники, больницы, почта, телеграф, научно-исследовательские институты, вузы, школы, театры и т.д.);

4) государственные предприятия – подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию либо обеспечивают производство, выполняют различные работы и оказывают многочисленные услуги для удовлетворения потребностей общества, извлечения прибыли;

5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением;

6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата. 1

Глава 2. Понятие, признаки и виды органов государства

2.1. Государственный орган как звено государственного аппарата

Орган государства - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. 1

Признаки государственного органа:

1) Все органы государства образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию.

2) Орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе других органов.

3) Органы государства тесно взаимодействуют между собой. Они образуют единый социальный организм, главной задачей которого является обеспечение нормального функционирования общества, защита законных прав и интересов личности, охрана внешней безопасности и территориальной целостности государства.

4) Каждый государственный орган имеет:

а) Государственное имущество.

б) Финансовые средства, свой счет в банке, и источник финансирования из бюджета.

в) Установленную организационную структуру, связанную с ней систему служебной подчиненности и служебную дисциплину.

5) Состоит из государственных служащих.

6) Имеет необходимый объем властных полномочий.


2.2. Виды государственных органов

а) Президент РФ как глава государства.

б) Конституционные органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Эти органы являются своего рода первичными органами государственной власти, статус которых установлен в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов Федерации.

в) Государственные органы, образуемые вышеназванными органами государственной власти и получающими «функциональный мандат» именно от них (Счетная палата и другие).

г) Обслуживающие государственные структуры (Администрация Президента РФ, Федеральное агентство правительственной связи и информации и другие). 1

В теории государства и права понятие государственного аппарата, если иное не оговорено, употребляется в своем широком значении, т.е. как адекватное категории механизма государства. Президент РФ. С принципом разделения властей вполне сообразуется то, что по Конституции РФ Президент как глава государства (подобно тому, как это закреплено, например, в конституциях Франции, Германии, Италии) не относится непосредственно к какой-либо одной из трех основных ветвей власти.

Согласно Конституции, президент России является гарантом Федеральной Конституции, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Основным Законом порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент РФ в соответствии с Конституцией и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет Россию как внутри страны, так и в международных отношениях. Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными силами РФ. В развитии данного конституционного положения Федеральный закон «Об обороне» закрепил, что президент осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ.

Некоторые свой полномочия он осуществляет совместно с Федеральным Собранием России (например, назначение Председателя Правительства и других высших должностных лиц государства). Наряду с федеральным Президентом институт президентства существует и в ряде республик в составе РФ. При этом правовой статус президента как главы государства либо главы исполнительной власти определяется конституцией соответствующей республики.

Органы представительной и законодательной власти. Представительным и законодательным органом России является Федеральное Собрание, которое состоит из двух палат - Совете Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации Входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе. Ее главная функция - принятие законов. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образует Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяется федеральным законом. 1

Кроме того, к ведению Совета Федерации относятся: рассмотрение и утверждение законов, принятых Государственной Думой; изменение границ между субъектами Федерации; утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; принятия решения о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории; назначение выборов Президента РФ; назначение на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда РФ, Генеральной прокурора и другие вопросы.

В компетенцию Государственной Думы входят: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства РФ; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; объявление амнистии и другие вопросы.

Система представительных и законодательных органов государственной власти как составная структурная часть механизма Российского государства, наряду с Федеральным Собранием, включает в себя также законодательные и представительные органы, образуемые субъектами РФ.

Органы исполнительной власти. Согласно Конституции исполнительную власть РФ осуществляет Правительство России. Оно состоит из Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. 1

Правительство РФ:

а) Разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Думе отчет об исполнение федерального бюджета.

б) обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.

в) Обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

г) Осуществляет управление федеральной собственностью.

д) Проводит меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ.

е) Проводит меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

ж) Реализует иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными законами, указами Президента. Деятельность Правительства осуществляется посредством функционирования работающих под его руководством различных органов исполнительной власти. Их система включает в себя:

1) Федеральные министерства.

2) Государственные комитеты РФ.

3) Иные федеральные органы исполнительной власти.

Понятием системы исполнительных органов власти или органов государственного управления как составной структурной части механизма государства, вместе с федеральным Правительством и другими федеральными органами исполнительной власти, охватываются и исполнительные органы власти в субъектах РФ.

Кроме того, особую разновидности органов исполнительной власти представляют собой органы, учреждаемые в установленном законодательством РФ порядке для непосредственного обеспечения функционирования государственных органов, создаваемых Конституцией РФ и федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ. К этой группе (подсистеме) органов государственного управления относятся: Администрация президента РФ, включая Совет Безопасности, Совет обороны и другие органы; аппараты палат Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, аппарата Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражных судов РФ; аппараты органов законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.

Судебная власть - одна из ветвей власти, она самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей. Согласно Конституции и Федеральному Конституционному закону «О судебной системе РФ», правосудие в РФ осуществляется только судом посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону.

Судебная система РФ охватывает три разновидности органов судебной власти: Конституционный Суд России; Верховный Суд России и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции; Высший Арбитражный Суд и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Он рассматривает дела, связанные с охраной Конституции РФ, и дает ее толкование.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд РФ - высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью арбитражных судов и дает разъяснение по вопросам судебной практики. 1

Проводимая в стране судебная реформа призвана решить задачу создания сильного и авторитетного правосудия, отвечающего требованиям правового государства, способного обеспечить действенную защиту прав граждан.

Прокуратура РФ. Прокуратура РФ, как определенно в Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящих и Генеральному Прокурору РФ. Принятая в соответствии с Конституцией новая редакция Федерального закона «О прокуратуре РФ» подтвердила статус прокуратуры как важнейшего независимого органа правоохраны. Согласно этому документу, в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, прокуратура РФ осуществляет разносторонний надзор за исполнением действующих на территории России законов и иные функции, среди которых и уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Данный вариант закона в первую очередь усиливает такой аспект деятельности прокуратуры, как надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Новая редакция закона, по сути, подвела черту под дискуссией о роли и месте прокуратуры в системе органов государственной власти, поставила точку под попытками ликвидировать прокуратуру как орган общего надзора за исполнением законов.

Рассматриваемым документом на прокуратуру возложена также такая новая функция, как координация деятельности органов Внутренних Дел РФ, Федеральной Службе Безопасности, федеральных органов налоговой полиции, таможенных органов РФ и других правоохранительных органов по борьбе с преступностью. 1

Данная группа органов отдельно не выделена в Конституции РФ, структурно отнесена ею к исполнительной власти. Однако по своему функциональному назначению - непосредственно стоять на страже законности и правопорядка - эти органы являются правоохранительными.

Вооруженные силы, другие войска, воинские формирования и органы. Как установлено Федеральным законом «Об обороне», Вооруженные Силы РФ - государственная военная организация, составляющая основу обороны страны. Вооруженные Силы РФ предназначены для отражения возможной агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территорий, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами.

Деятельность Вооруженных Сил РФ осуществляется на основании Конституции РФ в соответствие с федеральными конституционными законами, федеральными законами в области обороны, в том числе и прежде всего «Об обороне», «О вооруженных Силах РФ», а также соответствующими нормативно-правовыми актами Президента и правительства РФ.

Федеральным законом «Об обороне» определенно, что Вооруженные Силы РФ состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и роды войск Вооруженных Сил государства, в тыл Вооруженных Сил и в войска, не входящие в виды и роды войск Вооруженных Сил РФ.

Управление Вооруженными Силами РФ осуществляет министр обороны РФ через Министерство обороны РФ и Генеральный штаб Вооруженных Сил. Наряду с созданными в целях обороны Вооруженными Силами, согласно Федеральному закону, к обороне привлекаются пограничные войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны.

Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, служба внешней разведки, органы Федеральной службы безопасности, органы пограничной службы, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны и другие.

Хотя органы Вооруженных Сил и другие органы, привлекаемые к выполнению задач обороны, структурно отнесены Конституцией РФ к исполнительным органам государственной власти, их функциональное назначение и специфика позволяют выделить их также в отдельную подсистему (группу) органов в структуре государственного механизма.

В ежегодных президентских Посланиях Федеральному Собранию выполнение задач обеспечения в нашей стране свободы и демократии как условий прогрессивного развития общества прямо связывается с необходимостью всемерного укрепления российской государственности, механизмов властвования в рамках права. Первоочередными мерами являются дальнейшее улучшение структуры и повышение эффективности механизма государства в целом и каждого из числа составляющих его органов в отдельности, обеспечение порядка, «который основан не на страхе, не на произволе власти, а на силе закона», развитие и совершенствование необходимой для этого нормативно-правовой базы. 1

По различным научно обоснованным критериям органы государства классифицируются на соответствующие виды:

1) Органы государства по такому критерию, как юридический источник их легитимности, подразделяются:

а) Органы, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами субъектов РФ для непосредственного выполнения задач и функций государства (Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти, суды, прокуратура, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ).

б) Органы, учреждаемые в установленном законодательством порядке для обеспечения исполнения полномочий, функционирования указанного в предыдущем пункте вида государственных органов (Администрация Президента, аппараты палат Федерального Собрания, Правительства, высших судебных органов РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Государственные органы, относящиеся к первому из рассмотренных видов, представляется обоснованным именовать первичными органами, ко второму - вторичными, производными от первых. По структуре государственных органов:

а) Простые - органы не имеющие внутренних подразделений.

б) Сложные - органы имеющие внутренние подразделения.

По территориальной сфере деятельности:

а) Федеральные. б) Республиканские. в) Местные.

По порядку осуществления компетенций:

а) Коллегиальные.

б) Единоначальные.

По общему правилу орган государства состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в отдельном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент РФ, президент республики в составе РФ, генеральный прокурор РФ.

По длительности действия:

а) Постоянные.

б) Временные.

Абсолютное большинство государственных органов РФ и ее субъектов согласно Конституции и законам РФ, конституциям и уставам субъектов РФ действуют на постоянной основе. Вместе с тем могут быть органы, создание и деятельность которых носит временный характер, они связаны с решением неотложных задач, вызванных определенными временными обстоятельствами.

По действию в пространстве:

а)Федеральные органы.

б)Органы субъектов Федерации.

По субъектам формирования:

а)Представительные органы.

б)Органы формируемые другими органами государства.

При демократическом государственном режиме высшим представительным и законодательным органом является парламент. Он представляет суверенитет народа и правомочен выражать его волю в форме закона. Парламенты бывают двухпалатные и однопалатные. Двухпалатная структура присуща федеративным государствам. Обе палаты в принципе обладают одинаковыми полномочиями. Двухпалатная система необходима для того чтобы обеспечить устойчивое равновесие между исполнительной и законодательной властями. При этом власть одной палаты сдерживается созданием второй, которая формируется на иной основе. Однопалатные парламенты существуют в государствах с небольшой территорией и относительно однородным национальным составом. При парламентах создаются комитеты и комиссии. Они призваны обеспечить более эффективную работу законодательного органа. Они рассматривают вопросы входящие в компетенцию парламента (образование, здравоохранение, организация внешней торговли и т. д.). Кроме законотворческой деятельности парламент обладает верховными финансовыми полномочиями и осуществляет контроль над исполнительной властью. Финансовые полномочия парламента. Решение финансовых вопросов прежде всего рассмотрение проекта государственного бюджета, составляет особую парламентскую прерогативу. Утверждая государственный бюджет, парламент сравнивает общую сумму расходов с общей суммой доходов и классифицирует расходы по статьям. Таким образом осуществляется парламентский контроль за расходованием финансовых средств. 1 Контроль парламента над исполнительной властью. Парламент осуществляет контроль над органами исполнительной власти самыми разнообразными методами. Первый из них заключается в том, что парламент участвует в назначении различных должностных лиц и органов, составляющих исполнительную власть. Главным видом парламентского контроля над исполнительной властью является назначение парламентом главы государства. Такой контроль в полном объеме осуществляется в парламентских республиках. При президентском правлении, где выборы главы государства проводятся на основе всеобщего избирательного права, в том числе коллегией выборщиков, участие парламента в формирование главы высшей исполнительной власти номинально. В зависимости от формы государственного правления парламент в той или иной мере участвует в процедуре назначения главы государства и кабинета и, таким образом, оказывает влияние на структуру.

Глава 3. Принципы организации и деятельности государственного аппарата

3.1. Концепция разделение властей как основа устройства государственного механизма

Генезис теории разделения властей связан с возникновением в Англии XVII в. политико-правовых теорий Дж. Локка. Идеи Локка относительно необходимости и важности разделения властей были изложены в его главном труде «Два трактата о государственном правлении» (1690).

В 40-60гг. XVII в. у представителей движения индепендентов и левеллеров можно найти четко сформулированное  положение о недопустимости соединения в руках какого-либо одного органа государства законодательной и исполнительной власти, в противном случае возникает угроза деспотизма и ликвидации «естественных» прав и свобод. Были выдвинуты и воплощающие эти идеи конституционные проекты. Дж. Локк придал теории разделения властей характер универсальной доктрины. Им были развиты ее основные положения: об осуществлении законодательной власти через выборный представительный орган, о недопустимости представительному органу заниматься исполнением законов, о создании в связи с этим постоянно действующего органа и др. Он писал, что в конституционном государстве может быть всего одна верховная власть – законодательная, которой все должны подчиняться. Король, как глава исполнительной власти, призван был «употребить силу государства для сохранения сообщества и его членов». Его деятельность строго регламентировалась законами, подчинение которым являлось его первейшей обязанностью. Министры, управляющие страной, должны были нести ответственность перед парламентом. Судьи, как стражи законов, признавались независимыми от воли правителя. Именно в правлении законов виделась гарантия безопасности государства в целом и каждого отдельного человека. 1

Дж.Локк в своем учении утверждает, что государство было создано по взаимному согласию людей для защиты их жизни, свободы и имущества. Для выполнения этой задачи политическая власть наделяется правомочием издавать законы и применять для исполнения этих законов силу сообщества. Законодательная и исполнительная власти в своей деятельности независимы, но обе эти власти имеют над собой высшего судью в лице народа, обладающего правом требовать к ответу всякую власть. Законодательной власти в лице народа принадлежит исключительное право издавать законы, обязательные для всех. Отличаясь друг от друга своими функциями, эти власти, по Локку должны быть разделены и переданы в разные, ибо в противном случае правители получают возможность освобождать себя от подчинения законам и приспособлять их к своим частным интересам.

Таким образом, разделение властей являлось для Дж.Локка делом практического удобства и практической целесообразности. Он обозначает основные направления и принципы исследования политической власти: разделение и взаимодействие властей, необходимость их связи и соподчинения, представительный характер законодательной власти, верховенство закона, независимость судей. 1

Свой классический вид доктрина разделения властей приобретает в теории Ш.Монтескье. Идеализируя английскую систему правления, развивая идею Дж.Локка, Монтескье заключает, что только разделение властных функций между разными государственными органами способно обеспечить плюралистическое согласие в обществе, права и свободы человека, верховенство права в жизни государства.

Ш.Монтескье уже не выделяет законодательную власть как основную, он подчеркивает разделение трех властей, каждую из которых образуют различные группы людей. Новым этапом в становлении теории разделения властей стали работы Ш.Монтескье, которые оформили положение о трех властях. До него ни левеллеры, ни Дж.Локк не выделяли еще особой судебной власти, хотя отправление правосудия у них фактически обособлялось. Развив теоретические основы доктрины разделения властей, Ш.Монтескье выдвинул идею о «равновесии» и взаимных «сдержках» властей, а также высказал мысль о том. Что в органах государственной власти должны быть представлены все сословия общества. Разумное государство, по Ш.Монтескье, теоретически должно основываться на принципах разделения властей, взаимного сдерживания властей от произвола, распределения верховной власти между различными социальными слоями общества. 1

В соответствии с конституционным проектом Ш.Монтескье законодательная власть являлась лишь выражением «Общей воли государства...». Основное назначение — выявить право и сформировать его в виде положительных законов государства, обязательных для всех граждан.

В отличие от судебной власти, законодательная и исполнительная власти, также имеющие правовой характер, могут злоупотреблять властью, допускать произвол. Поэтому эти две власти, по мнению Ш.Монтескье, должны быть не только разделены, но и наделены правом приостанавливать и отменять деятельность друг друга. Каждая из властей должна не только отправляться особыми органами, но и одни и те же лица не могут совмещать деятельность в различных органах власти.

Исполнительная власть, согласно конституционному проекту Ш.Монтескье, выступает в качестве органа, реализующего общую волю государственной власти. Ее предназначение — лишь исполнение законов, установленных законодательной властью. Одновременно, во избежание злоупотребления властью, исполнительная власть наделяется правом приостанавливать принятые законы (право вето) и определять время действия законодательного собрания. В свою очередь, законодатель определяет и контролирует границы и средства деятельности исполнительной власти.

И законодательная и исполнительная власти реализуют общие дела государства, тогда как судебная власть карает преступления и разрешает столкновения частных лиц. Учитывая специфику этого рода деятельности, он утверждал, что «судебная власть в известном смысле не является властью», поэтому в его конституционном проекте судебная власть не сдерживается никакой другой властью.

В свою очередь И.Кант определяет разделение властей как требование чистого разума и основополагающий принцип государства. Государство, отмечает он, заключает в себе три власти, то есть волю, соединенную в одном тройственном лице: верховная власть (суверенитет) в лице законодателя — народа, исполнительная — в лице Правителя, судебная — предоставляется лицам, назначаемым правителем или избираемым народом. Для развития свободы необходимо, считал Кант, чтобы названные власти были разделены. Но разделенные, эти власти не должны быть лишены взаимной связи. В их взаимодействии заключается благо государства. Поскольку без содействия других властей, ни одна из них не может реализовывать свою задачу, то они должны функционировать, дополняя друг друга. 1

Идея Ш.Монтескье о разделении властей получила воплощение в Конституции Франции 1791 г., где указывалось, что «общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей не имеет конституции». Тем не менее, Ж.Ж.Руссо критиковал ряд положений Ш.Монтескье и саму формулу «разделения властей». Он был согласен, что соединение всех властных полномочий в руках одного субъекта губительно для свободы, но теории разделения властей противопоставил теорию разделения компетенций. Теоретическую позицию Руссо по этой проблеме характеризуют два положения: проявления верховной власти вытекают из единого суверенитета государства; разделение властей есть не что иное, как разделение функций государства. Руссо отстаивает идею абсолютности народной воли, неделимость и неотчуждаемость верховной власти, непосредственно осуществляемой народом — законодателем. Согласно Руссо, наряду с законодательной властью в государстве должна существовать исполнительная власть (Правительство), уполномоченная реализовывать требования законов. Руссо не допускает независимости исполнительной власти. Для того, чтобы правительство не узурпировало прав верховной власти, Руссо предлагает распределить функции управления между различными органами, имеющим каждый свою самостоятельную, независимую от других сферу.

Гегель, критикуя идею самостоятельности и взаимного ограничения властей, определяет различные ветви власти, как элементы государственной целостности. Законодательная власть, по Гегелю, — это власть определять и устанавливать всеобщее. Правительственная власть определяется им как власть подводить особые случаи под всеобщее. Правительственная власть выполнит также судебную и полицейскую функции, поддерживает существующие законы и учреждения. Гарантию от злоупотребления властью Гегель видит в иерархии чиновников и высшем контроле монарха. 1

В то время, как европейские мыслители обосновывали необходимость установления в политической жизни принципа разделения властей, совершенствовали философскую аргументацию, Америка сосредоточилась на практическом воплощении идей. Идеологи американской революции сформировали оригинальную доктрину разделения государственной власти на три независимых ветви, которое сопровождалось системой «сдержек и противовесов», не допускающих преобладающего влияния какой-либо из них. Разделение властей, считали отцы-основатели североамериканской конституции, должно было обеспечить достижение трех политических целей: демократии, ограниченного государства и общенациональной власти. Дж.Медиссон писал, что сосредоточение всей власти, законодательной, исполнительной и судебной в одних и тех же руках: или одного, или немногих, приводит к появлению тирании. Единственным средством против тирании может быть только разделение властей. Дж.Медиссон и А.Гамильтон довольно убедительно доказали, что «полномочия, принадлежащие одному ведомству, не должны прямо или косвенно осуществляться ни одним из двух других» и что «непомерно разбухшая и всеохватывающая прерогатива наследственной исполнительной власти, да еще поддержанная и подкрепленная наследственной законодательной», представляет собой огромную опасность для свободы и независимости народа. Узурпация всей власти со стороны законодателей «ведет к такой же тирании» как и узурпация правления исполнительной властью». 1

Устойчивость и преемственность системы власти обеспечивается определенным конституционно-правовым механизмом, предусматривающим сбалансированное равновесие властей, их взаимосвязь и взаимоконтроль. Для этого каждой из них определяется свой источник формирования; закрепляются различные сроки полномочий и предусматриваются политико-правовые рычаги, позволяющие нейтрализовать действия другой.

В конце XIX — нач. XX в.в. проблема разделения властей приобрела особую активность в связи с тенденцией к усилению государственной власти. Крупнейший французский юрист Л.Дюги выступил с развернутой критикой теории разделения властей, полагая, что она противоречит более общим принципам — национальному и государственному суверенитету. Народная воля, по утверждению Дюги не может быть представлена различными органами власти, поскольку такое разделение ведет к ее ограничению. М.Ориу, отказавшись от обычных государственно-правовых принципов своего времени, связывает принцип разделения властей с теорией децентрализации. Смысл правила divide et impera он видит в том, чтобы обеспечить социальное равновесие через «разделение форм суверенитета». М.Ориу рассматривает разделение властей не только как принцип функционирования государственной власти, но и как основу взаимоотношений между человеком, обществом и государством. Констатируя важность для всякого представительного правления самого принципа разделения властей — законодательной (в лице двухпалатного парламента) и исполнительной (в лице главы государства и кабинета министров), М.Ориу подчеркивает, что сотрудничество этих властей служит залогом единства государства как юридического лица.

На рубеже XIX — XX в.в. критика теории разделения властей была наиболее представлена в трудах В.Вильсона (США), который писал о неэффективности этого принципа в условиях бюрократизации управления. Необходимости в экстремальной обстановке оперативно принимать управленческие решения правительством (президентом). По мнению Б.Зигана, в своем практическом воплощении принцип разделения властей направлен на то, чтобы разрешить внутренне противоречивую проблему, связанную с одной стороны «была бы достаточно властной, чтобы полностью выполнить свое предназначение, а с другой — не такой всесильной, чтобы подавлять общество и отдельных людей». 1

Таким образом, можно сделать вывод о том, что мнения западных мыслителей о проблеме разделения властей в государстве весьма разнообразны, что, в свою очередь, обусловлено тем, что в большинстве стран существуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, однако способы их разделения и взаимодействия далеко не одинаковы, то есть принцип разделения один, а способы его реализации различны. В каждой стране государственный механизм характеризуется специфическими признаками и многочисленными особенностями, которые обусловлены уровнем развития демократических институтов.


3.2. Система принципов организации и деятельности государственного аппарата

Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом.

До недавнего времени основными принципами организации и деятельности государственного аппарата наша юридическая наука считала принципом широкого участия масс в управлении государством; демократический централизм; пролетарский интернационализм; социалистическую законность; социалистическую плановость, учет и контроль; партийное руководство деятельностью всех звеньев государственного аппарата.

Кардинальные изменения, происходящие в экономической, политической и других сферах общественной жизни нашей страны внесли существенные поправки в структуру, содержание и характер деятельности всех государственных органов. Государственная жизнь начинает строиться на новых принципах, обеспечивающих более эффективное функционирование механизма государства. 1

К ним относятся:

1) Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех государственных органов, направленной на удовлетворение интересов личности;

2) Принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

3) Принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата. Например, право граждан государства на основе общенародных голосовании (референдумов) отменять противоречия интересам народа решения любых органов государства, в том числе и в сфере международных отношений;

4) Высокий профессионализм и компетентность государственных органов, их способность на высоком уровне решать основные вопросы государственной жизни в интересах населения страны. Профессиональный принцип в государственном управлении означает прежде всего использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность является основной профессией. Привлечение же к государственной службе людей, не обладающих навыками управления, как показала наша отечественная практика государственного строительства, приводит к негативным последствиям. Эти люди, будучи хорошими специалистами в области промышленного или сельскохозяйственного производства, на государственной службе (в советах, их комиссиях, комитетах) не могут выполнять возложенные на них обязанности достаточно квалифицированно;

5) Принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями;

6) Принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан государства, их религиозные воззрения, особенности национальной культуры, традиций, обычаев;

7) В федеративных (союзных) государствах важным принципом организации и деятельности государственного аппарата является субординация и четкое взаимодействие между общефедеральными органами (центром) и государственной властью членов федерации. В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенций между ними имеет особо важное значение, поскольку такое разграничение обеспечивает суверенитет членов федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач. 1

Механизм государства выступает основным субъектом осуществления государственной власти. Через государственный аппарат, его органы, государство осуществляет возложенные на него задачи, оказывает заметное влияние на стабилизацию и развитие общественной жизни, способствует углублению демократии и организованности в стране, процветанию и благополучию населения. В определенных случаях властные государственные функции могут осуществлять и негосударственные организации если они на то уполномочены государством.

Заключение

Таким образом, можно сделать некоторые выводы:

1. Механизм государства - есть система государственных органов посредством которых реализуется государственная власть обеспечивается государственное руководство обществом. В широком смысле механизм государства включает в себя три составные части: государственные учреждения, государственный аппарат и государственные предприятия.

2. Орган государства - это составная часть механизма государства, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, строго определенные полномочия по управлению конкретной сферой общественной жизни и органически взаимодействующая с другими частями государственного механизма, образующими единое целое. Все органы государства образуются в законодательном порядке, который определяет их компетенцию. Орган государства является самостоятельным элементом государственного аппарата, действует специализированно в системе других органов. Органы государства тесно взаимодействуют между собой.

3. Построение и деятельность механизма государства осуществляется на основе определенных принципов, имеющих объективный характер. Их всесторонний учет как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом. Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата; принцип разделения властей (законодательной, исполнительной, судебной), который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц; принцип гласности и открытости в деятельности государственного аппарата; высокий профессионализм и компетентность государственных органов; принцип законности, правовых начал в деятельности всех составных частей механизма государства в их взаимоотношениях с населением страны и между собой, а также с различными общественными движениями и организациями; принцип демократизма в формировании и деятельности государственных органов.

Список использованной литературы


1. Абашмадзе В.В. Учение о разделении государственной власти и его критика. — Тбилиси, 1972.

2. Азаркин Н.М. Из истории политической и правовой мысли. — М., 1988.

3. Барнашев А.Ш. Теория разделения властей: Становление, развитие, применение. — Томск, 1988.

4. Байтин М. И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996 г. № 3.

5. Комаров С. А. Общая теория государства и права. – М., 1998 г.

6. Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М., 1998 г.

7. Малько А. В. Новые явления в политико-правовой жизни России: вопросы теории и практики. Тольятти, 1999 г.

8. Нернесянц В.С. Гегелевская философия права. — М., 1974.

9. Ноздрачев А. Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ // Государство и право. 1996. №1.

10. Проблемы теории государства и права./ Под ред. М.Н.Марченко. — М.: «Проспект», 1999.

11. Прозорова Н.С. Теория «Разделения властей» и современное буржуазное государство./ Советское государство и право. 1974. №9.

12. Ракитская И. Ф. Теория государства. СПб., 1999 г.

13. Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994 г.

14. Шабров О. Ф. Политическая система: Демократия и управление обществом // Государство и право. 1994 г. № 5.


ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА


 


ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ, ФИНАНСОВЫЕ И ИНЫЕ СРЕДСТВА

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ (ЧИНОВНИКИ)

 

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ

 

Приложение 2

Признаки органа государства

 


НАДЕЛЕН В ЭТОЙ СВЯЗИ ВЛАСТНЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ

 

ВЫПОЛНЯЕТ СВОЙСТВЕННЫЕ ТОЛЬКО ЕМУ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ

 

ОБРАЗОВАН И ДЕЙСТВУЕТ НА ОСНОВЕ ПРАВОВЫХ АКТОВ

 

ЯВЛЯЕТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЭЛЕМЕНТОМ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВА

 

 










Приложение 3

Виды государственных органов

 


1 Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М., 1998 г. С. 341 – 343.

1 Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М., 1998 г. С. 343.

1 Шабров О. Ф. Политическая система: Демократия и управление обществом // Государство и право. 1994 г. № 5. С. 37 – 41.

1 Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994 г. С 118 – 121.

1 Комаров С. А. Общая теория государства и права. – М., 1998 г. С. 31 – 33.

1 Байтин М. И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996 г. №  3. С. 78 – 81.

1 Байтин М. И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996 г. №  3. С. 83.

1 Байтин М. И. Механизм современного Российского государства // Правоведение. 1996 г. №  3. С. 85.

1 Малько А. В. Новые явления в политико-правовой жизни России: вопросы теории и практики. Тольятти, 1999 г. С. 41.

1 Малько А. В. Новые явления в политико-правовой жизни России: вопросы теории и практики. Тольятти, 1999 г. С. 47.

1 Малько А. В. Новые явления в политико-правовой жизни России: вопросы теории и практики. Тольятти, 1999 г. С. 51.

1 Малько А. В. Новые явления в политико-правовой жизни России: вопросы теории и практики. Тольятти, 1999 г. С. 55.

1 Барнашев А.Ш. Теория разделения властей: Становление, развитие, применение. — Томск, 1988. С.13.

1 Азаркин Н.М. Из истории политической и правовой мысли. — М., 1988. С. 58

1 Прозорова Н.С. Теория «Разделения властей» и современное буржуазное государство./ Советское государство и право. 1974. №9. С.99

1 Абашмадзе В.В. Учение о разделении государственной власти и его критика. — Тбилиси, 1972. С. 51.

1 Нернесянц В.С. Гегелевская философия права. — М., 1974. — С. 98.

1 Проблемы теории государства и права./ Под ред. М.Н.Марченко. — М.: «Проспект», 1999. — С. 215 – 216.

1 Абашмадзе В.В. Учение о разделении государственной власти и его критика. — Тбилиси, 1972. С. 54.

1 Ракитская И. Ф. Теория государства. СПб., 1999 г. С. 112 – 114.

1 Ракитская И. Ф. Теория государства. СПб., 1999 г. С. 118.