Содержание:

Введение. 3

Статусная позиция. 4

Индивидуальные и групповые статусные позиции. 5

Социально-экономический статус человека. 6

Экономический статус предприятия. 8

Сравнение статусных позиций и социальная стратификация. 9

Социальное ранжирование. 13

Проблема определение экономического статуса. 17

Основные методы и формы получения информации об экономическом статус. 19

Заключение. 21

Список литературы.. 23

Введение


Все люди, фирмы, предприятия, корпорации, города, страны занимают свое определенное место в каком-либо пространстве. То есть все субъекты пространства можно упорядочить по какому-либо критерию. В данном реферате будет рассматриваться экономическое пространство и в качестве критерия будет взят экономический статус.

Для того, что бы понять, что такое экономический статус, необходимо определить, что такое экономическое пространство и что включает в себя понятие статус вообще.

Есть два наиболее популярных подхода к пониманию экономического пространства: субстанциалистский и структуралистский. В первом случае оно состоит из субстанций, то есть индивидов, их групп и организаций.

Во втором случае под экономическим пространством понимаются  связи, которые формируют пространство позиций, внешних по отношению друг к другу, определенных одни через другие, по относительной позиции.[1]

Под статусом понимается правовое положение (совокупность прав и обязанностей) гражданина или юридического лица. То есть статус  - это определенное положение (позиция) индивида или группы в какой-либо системе, определяемое специфических для данной системы признаков (пол, образование, профессия, доход и др.). [2]

Когда, мы определили основу понятия экономический статус, можно попытаться разобраться в самом понятии, что будет сделано далее. Так же будут рассмотрены некоторые разновидности экономического статуса, проблемы определения экономического статуса, проблемы присвоения и ранжирования субъектов по этому показателю.


Статусная позиция

 

Статусная позиция является  единицей экономического  пространства, то есть местом в экономическом пространстве, наделенное определенным статусом.

Позиция может быть как индивидуальной, так и групповой.

Экономический статус - позиция или положение индивида, группы, организации и т.п., определяющиеся с точки зрения размера или источника дохода, величины собственности, стандарта благосостояния.[3]

Индикаторы экономического статуса - это показатели вознаграждения или наказания, получаемые субъектом, занимающим данную статусную позицию: объем и стабильность дохода, накопленное имущество и капитал, моральное вознаграждение (престиж), условия жизни и труда, перспективы, удовлетворенность имеющимися условиями.

Экономическая роль - это динамический аспект статусной позиции, которая представляет собой целый комплекс ролей.

С точки зрения способа приобретения индивидом экономического статуса различаются два вида статусов: приписываемый и достигаемый.

Приписываемый статус индивид приобретает в результате рождения в той или иной групповой статусной позиции, он не выбирается, приписывается автоматически в силу того,  что этим статусом наделены родители и окружающая часть социального пространства.

 Достигаемый статус приобретается в результате движения индивида по социальной, карьерной лестнице. Данная классификация касается не самих статусов, а способов их приобретения индивидами.

Необходимо понимать, что экономическое  пространство многомерно.

 Его аналогом может быть шар, рассекаемый многими плоскостями в разных направлениях. Каждая плоскость - это особая экономическая структура, состоящая из статусных позиций.

Например, индивид может быть рабочим, мастером, начальником цеха, директором – это одна плоскость, наемный он работник или нет – это другая плоскость, уровень его образования – это третья и т.д. Очевидно, что каждая структура имеет свою логику отношений, что не исключает того, что структуры могут оказывать друг на друга силовое воздействие.

В самом общем виде в экономическом пространстве можно выделить горизонтальное и вертикальное измерения.

            Например, два человека занимают одинаковую должность на разных предприятиях при равной зарплате и условиях труда у них разное место в горизонтальном измерении экономического пространства: их места различны, но показатели социального статуса одинаковы или близки. Однако служащий и директор занимают различные места, прежде всего в вертикальном срезе экономического пространства, различаясь по уровню материального и морального вознаграждения, условиям труда, перспективам продвижения по карьерной лестнице, что не исключает различия положений и в горизонтальном измерении.


Индивидуальные и групповые статусные позиции


Статусные позиции бывают индивидуальные и групповые. Как первая, так и вторая позиции занимают в экономическом пространстве определенное место, находятся в тех или иных отношениях с другими статусными позициями. При этом групповые позиции бывают разных масштабов и степени сложности.

Отношения индивидуальных и групповых статусных позиций, а также групповых позиций разного уровня, следуют закономерностям системы. Характеристики завода не являются простой суммой характеристик цехов, а характеристики цеха не сводятся к сумме бригадных. Каждый более высокий уровень имеет системные признаки, отсутствующие у его элементов.

Групповая статусная позиция - это экономическая группа. Обычно под группой понимается совокупность людей. Но, как уже отмечалось выше, одни и те же люди входят одновременно в разные группы. Принадлежность к одним группам, решающим образом определяет положение людей, их поведение, а о принадлежности к другим вспоминают редко или же забывают вообще. Таким образом, экономическая группа - это более или  менее обособленная часть экономического пространства, состоящая из того или иного количества индивидуальных и групповых статусных позиций, каждая из которых, в свою очередь, состоит из нескольких ролей, включающих в себя набор экономических и социальных норм. Заполняя экономическое поле группы, люди приобретают качества этой группы.

Экономическая группа - это часть экономической структуры того или иного вида. Экономические группы - продукт деятельности людей. “Они существуют в силу того, что люди действуют для удовлетворения своих потребностей и интересов, разделяя при этом функции (роли), объединяясь, кооперируясь... Отношения между людьми в процессе этой деятельности - основа формирования и воспроизводства экономических и социальных групп”[4] В то же время экономическая группа, является результатом экономического, а так же социального конструирования, приобретает автономное по отношению к индивидам существование, выступает как внешняя, объективная структура, ограничивающая, направляющая их деятельность.


Социально-экономический статус человека.


 Как уже говорилось, основными показателями принадлежности индивида к определенному социальному- экономическому классу являются профессионально-статусная позиция, образование и доход.

Многочисленные исследования показывают, что существует зависимость между статусом человека и его психическим и физическим здоровьем. Эта закономерность, получившая название классового градиента, заключается в том, что чем выше социально-экономический статус человека, тем лучше его здоровье, психическое состояние.

В теории социальной причинности акцентируется значение объективно худших условий жизни обладателей более низших статусных позиций. Низкий экономический статус связан с работой во вредных условиях, монотонной или физически тяжелой. Низкий доход влечет за собой стесненные жилищные условия, проживание в районах с неблагоприятной экологической обстановкой, более низкое качество питания и т. п. Представителям низшего класса менее доступны оздоровительные ресурсы и возможности системы здравоохранения. Низкий экономический статус вообще сопряжен с более высоким уровнем переживания жизненных трудностей и психотравм. Напротив, принадлежность к высшим социальным классам создает благоприятные условия жизни и доступ к материальным ресурсам сохранения и укрепления здоровья. Сам по себе процесс обучения в высшей школе развивает навыки преодоления жизненных трудностей.

Длительное время в литературе высказывалось предположение о причинной связи вертикальной мобильности, то есть продвижения вверх в социально-классовой иерархии и получение более высокого экономического статуса, с нарушениями нервно-психического здоровья вследствие переживаемого напряжения. Однако эта связь не нашла эмпирического подтверждения.

Положение и место человека в обществе, т.е. совокупный социально-экономический статус, определяют уровень дохода, власти, престижа и образования.

В демократическом обществе четыре типа взаимоотношений людей имеют положительные характеристики. Каждый человек, независимо от своего происхождения, имеет личностное право, равенство возможностей достигнуть желаемых целей, имеет право на получение образования и других экономических и социальных благ. Конечный результат, как правило, зависит от каждого индивида в отдельности, от его способностей, целеустремленности и ряда других причин. Вследствие этого и происходит дифференциация общества и присвоение людям определенных экономических статусов.

Экономический статус предприятия


Для всего многообразия форм ведения бизнеса, которые  не представляют самостоятельных организационно-правовых форм предприятия, существуют особенности ведения бизнеса: исчисления и уплаты налогов, регистрации акций, отнесения затрат на себестоимость. Это может и должно использоваться руководителем. Все эти особенности именуются экономическим статусом предприятия – совокупностью его организационных, налоговых и иных характеристик, которые предопределяют применимость тех или иных положений законодательства и возможность их использования с максимальной выгодой для предприятия.

Сумма доходов предприятия зависит от двух основных факторов – объема производства продукции, работ, услуг и системы ценообразования, принятой на предприятии. Однако для некоторых предприятий немаловажное значение имеет их юридический и экономический статус. Особенно, если предприятие имеет внутриотраслевую ведомственную подчиненность, вызванную технологическими или другими хозяйственными причинами.

При оценке финансового состояния предприятий следует учитывать, что некоторые финансовые относительные показатели не могут быть использованы для расчетов, так как экономический статус предприятий из-за финансовой их зависимости от региональных систем весьма специфичен. Поэтому показатели рыночной устойчивости и платежеспособности предприятия могут быть не только ниже установленных нормативов, но и иметь отрицательно значение. Однако это не всегда характеризует кризисное финансовое состояние предприятия, а является, чаще всего, следствием экономического статуса как технологического звена.

Для общей характеристики финансового положения предприятия целесообразно использовать показатели ликвидности баланса и общей финансовой устойчивости. Эти показатели имеют значения на уровне нормативов, предприятия находятся в устойчивом финансовом положении на уровне, характерном для их экономического статуса.

Прибыль является абсолютным показателем эффективности производства, она характеризует финансовый результат деятельности предприятия и его экономический статус. Прибыль - это не только основной финансовый результат предприятия, но и основная часть его накоплений.

Прибыль является источником обеспечения внутрипроизводственных потребностей предприятия на его техническое и технологическое развитие, формирование социальной сферы, а также важным источником формирования государственных бюджетных средств и внебюджетных фондов.

Нераспределенная прибыль предприятия или чистая прибыль направляется на развитие производства, социальное развитие, материальное поощрение работников, создание резервного или инвестиционного фондов или другие цели по решению предприятия.

Сравнение статусных позиций и социальная стратификация


            Социальная стратификация - это иерархически упорядоченное социальное и экономическое неравенство. О ней мы можем говорить лишь  в тех случаях, когда индивиды, группы по той или иной оси (власть, престиж, доход и т.п.) расположены в порядке их ранжирования. Любая страта - это группа, но не каждая группа - это страта. Страта - это группа, занимающая то или иное место вдоль стратификационной оси (например, по линии дохода или власти).[5]

 П.Сорокин дает следующее определение: "Социальная стратификация - это дифференциация некоей данной совокупности людей (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоев. Ее основа и сущность - в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества"[6].

         С этим определением вполне можно согласиться, сделав оговорку, что дифференциация людей в своей основе имеет дифференциацию статусных позиций, которые они постоянно или временно занимают. Сами неравные социальные показатели являются атрибутами не людей, а их позиций.

         Социальная стратификация не является синонимом социального неравенства. Всякая стратификация - это неравенство, но отнюдь не любое социальное, экономическое неравенство может быть названо стратификацией. Так, социальное и экономическое  неравенство - это любые различия мест в экономическом пространстве. Это различия, не сопоставляемые по тому или иному критерию. Обе позиции экономически и социально неравны, но они не расположены в виде иерархии, поскольку нельзя сказать, что одна лучше другой.

            Иерархическая структура экономического пространства накладывает отпечаток и на пространство физическое. Например, залы заседаний: над массой кресел возвышается сцена, на которой обычно располагался и нередко располагается сейчас "почетный президиум". Его единственная функция - физическое обозначение своего приподнятого социального и экономического  статуса. В самом президиуме ключевая позиция обозначена микрофоном и трибуной, а также местом председателя в центре стола, которое также обозначается микрофоном, дающим власть говорить громко. Жестко иерархизированными являются театральные залы, где значимость места определяется его ценой, важностью персоны (правительственные ложи). Иерархизированы города, делящиеся на трущобы, новостройки, престижные районы. Таким образом, социальная и экономическая пирамида объективируется в пирамиде физической.

 Так как есть метафора пространства, то ее атрибутом является метафора дистанции, то есть удаленности статусных позиций друг от друга. Так, позиция главного бухгалтера ближе к позиции директора, чем позиция уборщицы. Это проявляется в том, что главному бухгалтеруу легче стать директором, чем уборщице.  Главный бухгалтер и директор близки по уровню доходов, по содержанию и условиям труда, по перспективам социальной мобильности, престижу и т.д., в то же время обе позиции одинаково далеки по всем этим индикаторам от позиции уборщицы.

В теории социальной стратификации прослеживаются два подхода. Один, наиболее развитый в американской социологии, дифференцирует население по уровню доходов, престижу, власти, беря их количественные показатели как самодостаточные и отвлекаясь от их источников. В этом случае каждый индивид, занимающий ту или иную статусную позицию, выступает как автономная единица: это его личный доход, его личный престиж, его личный успех  и т.д. Вся традиция американского индивидуализма работает на такой подход. Есть люди, «сделавшие себя», и есть неудачники. Социальная стратификация предстает в виде вершины, к которой ползут альпинисты-одиночки, одни дошли до самого верха, другие застряли близко к подножию, третьи сорвались. Причины успеха одних и неудачи других - только в их личных качествах. Из такой логики анализа естественно вырисовываются слои, классы, определяемые только с помощью количественных сравнений: высшая, средняя, низшая. Возможны и более дробные варианты: высшая-высшая, высшая- средняя, высшая -низшая, средняя -высшая и т.д. Например, для маркетинга такой подход вполне достаточен, поскольку для продавца не важно, почему один богат, а другой беден, главное, что его интересует - это покупательная способность и готовность купить те или иные товары. Однако для социологического анализа этого мало.

Второй подход рассматривает социальную стратификацию через призму отношений элементов социальной структуры. Власть как индикатор статуса означает власть над кем-то; слой, имеющий власть, предполагает наличие слоя, лишенного власти. Богатство и бедность выступают как результат деления совместно произведенного блага, поскольку производство носит общественный характер (разумеется, это верно при условии, что бедность и богатство рассматриваются не в абсолютных, а в относительных категориях: богат тот, кто богаче, а беден - тот, кто беднее своих соседей, коллег). Социальная структура рассматривается не как результат дифференциации способностей индивидов, а как следствие того, что социальная структура устроена в форме пирамиды: у нее всегда есть верх и низ, чем выше - тем меньше мест, поэтому даже если все будут гениальны и наделены способностями, интеллектом,  наверх смогут попасть лишь немногие. Наверху всегда дефицит мест. При этом успех индивидов определяется не только и не столько их личными качествами, сколько тем, с какого уровня они стартовали: получившему в наследство миллион долларов легче стать мультимиллионером, чем сыну безработного. Отсюда вывод, что получаемый экономический статус это чаще всего наследственный показатель, его, конечно, можно изменить (повысить) за счет личных качеств (усердия, трудолюбия и т.д.), но достаточно сложно.

Каждый статус характеризуется набором индикаторов. Обычно называют власть, доход, престиж. Я думаю, что этот список должен быть расширен. Это приближает его к реальной жизни, хотя усложняет анализ статусных позиций, поскольку их приходится сравнивать по большему числу признаков.

       Итак, индикаторами экономического статуса являются:

       1) административная и политическая власть;

       2) объем и характер собственности (предметы потребления или капитал = экономическая власть);

       3) объем и характер доходов;

       4) моральное вознаграждение, престиж, влияние (духовная власть);

       5) условия труда;

       6) перспективы, открываемые данной позицией для вертикальной восходящей социальной мобильности;

       7) свободное время.

Поскольку статусная позиция измеряется с помощью целой группы шкал, то индикаторы статуса в каждой из них могут иметь разные количественные выражения и сочетаться в различных формах. Некоторые статусные позиции имеют максимальные показатели по всем шкалам: тут и богатство, и власть, и престиж, и комфорт, и максимум свободного времени. Ближе всего к этому - процветающая аристократия, опирающаяся на унаследованное богатство и статус. Есть также позиции с минимальными показателями по всем шкалам. Однако большинство позиций характеризуется той или иной степенью рассогласованности статусных индикаторов: большой доход и низкий престиж, большая власть и нестабильность положения. Есть рассогласования и внутри каждого блока индикаторов, например, человек живет в общежитии, но имеет высокие доходы и автомобиль, а пенсионер проживает в роскошной квартире или доме, но денег едва хватает на скромное питание. Герхард Ленски для характеристики этого феномена ввел понятия статусной кристаллизации, статусной рассогласованности.

Социальное ранжирование


Статусные позиции сравниваются друг с другом, одни оцениваются как вышестоящие, другие - как нижестоящие. "Ранжирование имеет как объективные, так и субъективные основания. Мы наблюдаем объективные различия; субъективно мы имеем склонность к сравнению, оценке"[7] В результате ранжирования по статусным позициям, которые занимают люди, присваивается определенный ранг: эта первая, эта вторая, а эта третья...

Необходимо подчеркнуть, что не стоит смешивать ранжирование индивидов и ранжирование занимаемых ими статусных позиций, что нередко происходит, когда социальные группы понимаются как группы людей. Ранжируя людей, мы сравниваем их личностные качества: этот беспросветно глуп, следующий глуповат, но не очень, третий - почти умный, четвертый - умен, а тот, что в шляпе - просто гений!. Таким же образом сравнивается физическая сила, нравственные качества, богатство, количество детей, жен, друзей. Эти оценки привязаны к конкретному индивиду.

Совсем иное ранжирование имеет место, когда мы сравниваем статусные позиции. В этом случае речь идет не о Петрове, Иванове и Сидорове, а, например, о безличной позиции директора, главного инженера, токаря, вахтера. Люди приходят и, посидев на соответствующих креслах, стульях, уходят, а позиции чаще всего остаются. Когда мы сравниваем директора Петрова и главного инженера Иванова, мы можем говорить о том, что один хороший специалист, а второму лучше бы улицы подметать, один умеет ладить с людьми, а другой ведет себя на предприятии неподобающим образом и вокруг него постоянно конфликты. Сравнивая же их статусные позиции, мы сравниваем совокупность данных  им прав, возложенных на них обязанностей, получаемых ими вознаграждений, имеющихся условий. Мы говорим об объеме полномочий директора и главного инженера, предусмотренных прежде всего нормативными документами и сложившимися традициями, о размерах их окладов. Уйдут Петров и Иванов, а их должности будут существовать, пока существует предприятие.

В ранних исследованиях социальной стратификации упор делался на субъективные методы ранжирования: респондентов просили проставить ранги тех или иных групп. Этот подход в дальнейшем подвергся массированной критике и сохранился лишь как вспомогательный (например, при изучении престижа профессий). Явное предпочтение отдается объективным показателям.

Но существуют некоторые сомнения в объективности "объективных" критериев. Они объективны лишь в той мере, в какой реально существуют используемые критерии (например, уровень доходов, объем власти и т.д.). Все это поддается наблюдению, измерению и объективному сравнению. Однако отбор критериев носит субъективный характер. С помощью статистического анализа можно создать большое количество иерархически упорядоченных групп, в основе выделения которых лежит тот или иной объективный критерий или их группа.

Отбор критериев и определение вершины пирамиды осуществляется исходя из системы ценностей, господствующей в данном обществе. Большинство ценит деньги, доставляемые ими блага, поэтому во всех системах социальной стратификации ведущее или одно из ведущих мест занимает доход. Очень многие ценят власть, поэтому и она используется как один из ведущих критериев стратификации. Однако все эти объективные критерии субъективны с точки зрения придаваемой им роли.

Господствующие ценности - это еще не универсальные ценности. Поэтому и критерии ранжирования - это ранжирование с точки зрения господствующей системы ценностей. Между тем мир знает и иные ценностные иерархии. Для аскетов, представленных не только в религиозных течениях, деньги, власть - это пыль. Движение хиппи, получившее в западных странах большое влияние в 60-е годы, основывалось на такой же системе ценностей. Масса людей живет в бедности, даже не пытаясь перебраться в другой слой, не потому, что не может (это другая категория), а потому, что их бедность - это бедность с точки зрения господствующей системы ценностей, где счастье начинается с кошелька и служебного кресла. Но с точки зрения богемной интеллигенции, добровольных бродяг, управляющий банком, горящий на работе, чтобы стать еще богаче, - бедняк, поскольку он несвободен, он порабощен своим капиталом, обязательствами, он не может жить вне тех рамок, которые навязаны ему его позицией. А что ценнее - богатство или здоровье, власть или беззаботная жизнь? Незнания классических или модных произведений литературы, философии, живописи можно стесняться больше, чем рваных штанов. И если присмотреться внимательнее, то мы увидим, что не только богема или буддистские монахи живут в иной системе ценностей. Миллионы людей, не формулируя своих философских принципов, выбирают не борьбу за богатство и власть (даже если у них есть шансы на успех), а спокойную жизнь мелкого служащего на символической зарплате.

 Человек, подметающий улицу за мизерные деньги, может абстрактно завидовать бизнесмену в "Мерседесе", но далеко не всегда он не идет в бизнес из-за отсутствия соответствующих способностей или ресурсов. Женщина-домохозяйка, проводящая всю жизнь с детьми, пеленками и кастрюлями, - несчастлива, несостоятельна с точки зрения ориентированной на карьеру, успех, популярность. Но далеко не всегда домохозяйка хотела бы она быть одинокой, свободной, экономически независимой и гордой женщиной, опирающейся на собственные силы.

То есть можно сделать вывод, что проблема заключается не столько в различии экономического статуса, сколько в системе ценностей, которым следует человек и в соответствии с ними пытается или не пытается изменить свою статусную позицию.

И следующий вывод, это то, что  принятые в социологии критерии ранжирования по статусным позициям субъективны по своему характеру и отражают господствующую систему ценностей (часто не разделяемую большинством, но составляющую ядро господствующей идеологии). В силу этого набор критериев ранжирования должен быть существенно расширен. Это запутывает систему стратификации, делает ее гораздо более туманной и не очень наглядной. Но ведь и реальное общество очень отдаленно напоминает учебные схемы. Перечень критериев ранжирования должен включать не только те, которые соответствуют ценностным системам, разделяемым людьми, добившимися власти, богатства или профессионального успеха, хотя только они и имеют право громкого и властного голоса. Тем не менее, в любой стране есть миллионы людей, которые придерживаются совершенно иной  философии.

Все это говорит о том, что понятие социально-экономической  дистанции корректно, когда оно используется как одномерное в многомерном экономическом пространстве. Например, когда мы говорим о президенте России, то мы можем сравнивать его лишь как носителя административно-политической власти с другими носителями такой же власти и сравнение возможно только в административно-политической плоскости. Сравнивать же его с банкиром, художником, используя при этом категорию социально- экономической дистанции, не вполне корректно. Гораздо точнее говорить о дистанции не между многомерными индивидами, а между одномерными статусными позициями. Иначе говоря, нельзя сопоставлять литры и килограммы, звезды на погонах и амперы. Тогда социально- экономическая дистанция превращается из метафоры в научную категорию, поддающуюся эмпирической операционализации и измерению.

Итак, социально-экономическая дистанция выступает в двух формах.

Во-первых, это дистанция между статусными позициями в одномерной плоскости экономического пространства. Здесь измерение дистанции возможно лишь с помощью категории власти (в каждой плоскости - своего вида: административной, политической, экономической и т.д.). Здесь дистанцирование идет исходя из оценки того, кто стоит выше, кто над кем имеет власть, то есть в состоянии навязать свою волю. Для занятия места в этой иерархии не важно, насколько счастлив человек и как много он потребляет (имущество, деньги превращаются в фактор социальных отношений и регулирования дистанции, когда они становятся капиталом, то есть общественным отношением). Объективная социально- экономическая дистанция поддерживается с помощью инструментов власти: чем выше кресло, тем больше на пути к нему стоит милиционеров, референтов, секретарей, телохранителей. Имеющий власть регулирует дистанцию в одностороннем порядке, решая, кому открывать двери, а кого не пускать и к подъезду (вспомним стихотворение Некрасова "У парадного подъезда"). Правда, нижестоящий может сам решать: проситься ему на прием или нет. Поэтому власть имущий устанавливает нормативную дистанцию между позициями

Проблема определение экономического статуса.


При проведении различных исследований часто возникает проблема определения экономического статуса. Например, нам нужно выяснить как будут вести себя люди в какой-то конкретной ситуации с более высоким экономическим статусом  (владельцы предприятий), и как будут себя вести люди с более низким экономическим статусом (служащие).

Очевидно, что интервьюеры не могут подойти в человеку на улице и сказать: “Добрый вечер! Как вы думаете, какой у вас экономический статус: высокий или низкий?” Скорее всего, человек, которому зададут такой вопрос, просто не поймет, о чем идет речь, поскольку экономический статус – очень специальный термин, имеющий множество оттенков значения. Но даже если человек ответит, не всегда это можно будет интерпретировать. Например, респондент ответит: “У меня высокий экономический статус”. Высокий, по сравнению с кем? Насколько высокий? Каким образом этот человек определяет экономический статус? Имеют ли респондент и исследователь в виду одно и то же?

Очевидно, что, рассуждая о таком абстрактном понятии, нужно найти способ более конкретно определить, как его понимать; затем нужно максимально однозначно выразить свое определение в виде вопроса или измерения.

Трудность при этом заключается в том, чтобы осуществить разумный и вместе с тем случайный выбор среди многочисленных оттенков значения. Имеется ввиду, что экономический статус можно определить с помощью: уровня дохода респондентов, их рода занятий или, быть может, даже их субъективные представления о том, к какому социальному классу они принадлежат? Любая из этих характеристик может быть компонентом экономического статуса, однако у каждой из них свое особое значение, и измеряться они должны по-разному.

 Иными словами, при определении экономического статуса, когда формулируется  некоторая гипотеза или проблема исследования, необходимо внимательно изучать, что же имеется в виду под каждой используемой  формулировкой, а потом нужно попытаться более точно определить и перевести ее на язык измеряемых показателей. В сущности, это попытка  найти наименьший общий знаменатель для некоторого значения. (Например, хотя не все придадут одно и то же значение термину экономический статус, почти все одинаково воспримут его через годовой доход в рублях.) В ходе этого процесса сужаются используемые понятия и исчезают оттенки значения, однако именно поэтому рассуждения становятся более точными и существенно возрастают возможности изложить полученные результаты ясно и недвусмысленно.

Основные методы и формы получения информации об экономическом статусе


1. Анкетный опрос людей, на улице, на работе, дома.

2. Использование отдельных характеристик состояния человека, семьи, предприятия выявленных на основе данных региональных социологических исследований.

3. Использование результатов анализа вторичных данных социологических исследований по вопросам отношения людей к своему социально-экономическому статусу.

Это основные методы, но некоторые авторы предлагают при изучении экономического статуса обращать внимание на специфические характеристики человека.

Например, по мнению И. Дойтчера, важное место в исследовании следует отводить фонетическим особенностям речи респондентов, так как они, "являются прекрасными индикаторами социально-экономического статуса индивида, показателем социальной мобильности, ожиданий референтной группы, которые часто игнорируются социологами" [8]

В качестве вспомогательного метода, можно использовать анализа контекста и применить его к фокус -группам. По мнению Р. Мертона, различают два типа личностного контекста: идиосинкразический и ролевой. Первый, редко встречающийся в гомогенной группе, связан с личным опытом и установками, которые являются нетипичными для группы в целом. Ролевой контекст выстраивается из личных переживаний, которые характерны для людей с определенным социально-экономическим статусом, а также формируется из индивидуального опыта участников фокус- групп, занимающих определенное место в системе социально-экономической иерархии. При интерпретации данных важно учитывать психологическую, экономическую и социальную атмосферы, в которых протекала дискуссия.














Заключение

Итак, попробуем сделать основные выводы из проделанной работы.

Положение и место человека в обществе, т.е. совокупный экономический статус, определяют уровень дохода, власти, престижа, образования, величина собственности, стандарт благосостояния и т.д.

При определении статусных позиций эти показатели, категории играют субъективную роль, потому что у каждого индивида своя система ценностей, и тот кто ценит власть и деньги, скорее будет стремиться к этому и его будет волновать его статусная позиция. И, скорее всего, такой человек будет стараться повысить свой статус за счет приобретения большей власти и денег.

При определении статусных позиций, неизбежно возникает понятие я социальной и экономической дистанции. Оно имеет по крайней мере две формы: дистанцию статусных позиций во властном пространстве и дистанцию межличностных отношений. Их корреляция имеет место, но в самых разных вариантах. Вторая форма социальной дистанции лежит в основе феномена слияния элит: представители элит разных сфер общественной жизни в непрофессиональной сфере, сфере досуга и личной жизни могут сосуществовать, поддерживая очень короткую дистанцию.

Если мы проводим исследование и хотим определить экономический статус человека, то нам надо будет осуществить разумный и вместе с тем случайный выбор среди многочисленных оттенков значения. Потому что экономический статус это очень многоликое понятие, которое каждый человек может понимать по своему. Для кого-то это уровень дохода, для кого-то  род занятий, а для кого-то просто субъективные представления о том, к какому социальному классу он принадлежат.  Любая из этих характеристик может быть компонентом экономического статуса, однако у каждой из них есть свое особое значение, и измеряться они должны по-разному.

Для определения экономического статуса выработаны некоторые методы, основными из которых являются опросы, анкетирование. При этом надо четко продумывать вопросы, чтобы после можно было однозначно интерпретировать полученные данные и быть уверенным, что респондент и интервьюер имели ввиду один и тот же экономический статус.

Список литературы


1.                      Карасик В.И. Язык социального статуса – М., Ин-т языкознания РАН; 1999. – 330с.

2.                      Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С., Михеева А.Р. Социальная структура: неравенство в материальном благосостоянии – Н-ск., РАН, Сибирское отделение, 1998 –165с.

3.                      Бочарова О.А., Гудков Л.Д. Иерархия этнических стереотипов населения // Экономические и социальные проблемы: мониторинг общественного мнения, 1998. №1. Январь.

4.                      Заславская, Т.И., Рывкина, Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории – Н-ск., Наука, 1999 – 254с.

5.                      Ильин В. И. Социальная стратификация – Н-ск: Изд-во НГУ, 1999 –123с.

6.                      Моренко Я.Л. Социометрия. Электронная библиотека. Россиийский государственный интернет университет.

7.                      Кочетков В. В. Социологическое исследование социально-экономического статуса интеллигенции.  www.socio.ru/ pubhc/kochetkov

8.                        Саблина С.Г. Феномен рассогласованности статусов: теоретические основы исследования. Методическое пособие – Н-ск: Изд-во НГУ, 1995. 56с.

9.                      Саблина С. Феномен статусных рассогласований: теоретико-методологический аспект. Автореферат. – Н-ск, 1996. 19с.

10.                 Электронный словарь экономический терминов. http://dic.academic.ru





       


[1] Саблина С.Г. Феномен рассогласованности статусов: теоретические основы исследования. Методическое пособие – Н-ск: Изд-во НГУ, 1995. 23с.

[2] Электронный словарь экономический терминов. http://dic.academic.ru

[3] Электронный словарь экономический терминов. http://dic.academic.ru

[4] Заславская, Т.И., Рывкина, Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории – Н-ск., Наука, 1999 – 68с.

[5] Ильин В. И. Социальная стратификация – Н-ск: Изд-во НГУ, 1999 –58с.

[6] Ильин В. И. Социальная стратификация – Н-ск: Изд-во НГУ, 1999 –72с.

[7] Саблина С. Феномен статусных рассогласований: теоретико-методологический аспект. Автореферат. – Н-ск, 1996. 5с.

8 Моренко Я.Л. Социометрия. Электронная библиотека. Российский государственный интернет университет.