Введение
Переход к рыночной экономике сопровождается изменениями в деятельности предприятий, производящих товары общественного питания. Эти изменения связаны с углублением финансовой самостоятельности предприятий, совершенствованием методов хозяйствования, планирования, появлением новых целевых ориентиров, направленных на повышение конкурентоспособности, изучения спроса платежеспособного населения.
По данным органов статистического учета молочная промышленность России насчитывает в 2003г. более 1145 крупных и средних предприятий различных форм собственности, которые могут перерабатывать около 250 тысяч тонн молока в сутки.
Наращивание объемов производства молока проходило до 1990г., а с 1991 по 2001г. наблюдалось ежегодное снижение. Сейчас производство молочной продукции стабилизировалось и составляет около 33 млн. тонн в год.
В настоящее время потребление молока на душу населения составляет около 212 кг при минимальной физиологической норме 392 кг в год.
Сегодня созданы биопродукты, которые отвечают требованиям науки о современном питании и могут быть отнесены к продуктам здоровья 21 века.
Самая важная задача производителей – сохранить природные свойства молока и донести их без изменения до потребителя.
Цель курсовой работы - дать товароведную характеристику ассортимента молока и описать потребительские свойства молочных товаров.
Задача курсовой работы – а) указать особенности химического состава и пищевой ценности молочных товаров, проанализировать сроки и условия хранения молочных товаров; б)описать факторы, формирующие качество молочных товаров, а так же процессы приема, упаковки и транспортирования молочных товаров; в)проиллюстрировать анализ структуры ассортимента молочных товаров на примере ЗАО «Новосибирский жиркомбинат».
1. Анализ ассортимента натурального молока по различным признакам.
Все виды молока различают, в первую очередь, по содержанию СОМО, по пищевым добавкам и наполнителям, а так же по способу тепловой обработки. При разработке того или иного вида молока учитывают, прежде всего, вкусовые привычки многонационального населения нашей страны, диетическую ценность продукта и эффективность его производства.
Сырьем для производства молока является натуральное молоко, сливки, обезжиренное молоко.
Натуральное молоко- это не обезжиренное молоко, без каких либо добавок. Оно не поступает в реализацию, так как имеет не стандартизованное содержание жира и СОМО и направляется для выработки различных видов молока и молочных продуктов. Натуральное молоко – это молоко- сырье без извлечений и добавок молочных и немолочных компонентов
Обезжиренное молоко – обезжиренная часть молока, получаемая сепарированием и содержащая не более 0,05% жира. Из него вырабатывается пастеризованное не жирное молоко.
Сливки - жировая часть молока, получаемая сепарированием.
Сливки – это пресный молочный продукт с массовой долей жира 8-, 10-, 18-, 20-, 33- и 35%-ной жирности, изготовленный из молока, представляющий собой дисперсную систему «жир в воде», без добавления немолочных компонентов.
Пастеризованное молоко – молоко, подвергнутое термической обработке при определенных температурных режимах.
Нормализованное молоко – молоко, значения массовой доли жира или белка, или СОМО которого приведены в соответствие с нормами, установленными и нормативных или технических документах.
Восстановленное молоко – пастеризованное молоко с требуемым содержанием жира, вырабатываемое из сухого молока или из молочных консервов, и воды.
Цельное молоко – нормализованное молоко или восстановленное молоко с установленным содержанием жира.
Молоко повышенной жирности – нормализованное молоко с содержанием жира 4 и 6%, подвергнутое гомогенизации.
Нежирное молоко – пастеризованное молоко, вырабатываемое из обезжиренного молока.
Питьевое молоко – пресный молочный продукт с массовой долей жира не более 9.5%, изготовленный из молока без добавления немолочных компонентов, подвергнутый термообработке.
1. Структура ассортимента товаров.
Ассортимент товаров – набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности. [7,7]
Промышленный (производственный ассортимент) – набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей. Торговый ассортимент – набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и материально-технической базы. В отличие от промышленного, торговый ассортимент включает товары разных изготовителей и импортные. [5,53]
Подгруппы ассортимента по широте охвата товаров: простой, сложный, групповой (видовой→ марочный), развернутый, сопутствующий, смешанный. Виды ассортимента по степени удовлетворения потребителей: рациональный, оптимальный. Разновидность ассортимента по характеру потребностей: реальный, прогнозируемый, учебный. [7,8]
Структура ассортимента – характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе.
Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер.
Структура ассортимента относится к реальному или прогнозируемому ассортименту и неприменима к учебному ассортименту, так как показывает взаимосвязь отдельных структурных элементов ассортимента через их количественное соотношение.
Выбор показателей структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки товаров, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При анализе прибыльности отдельных видов товаров учитывают структуру ассортимента в денежном выражении. [5,62]
2. Структура ассортимента молочных товаров на предприятии ЗАО «Новосибирский жиркомбинат».
При разработке новых видов молока и молочных продуктов учитывают вкусовые привычки населения города Новосибирска и его регионов, диетическую ценность продукта и эффективность его производства. Для этого проводятся социологические опросы и маркетинговые исследования.
Ассортимент молочной продукции разнообразен, как и у всех предприятий Новосибирской области, занимающихся производством молочной продукции. Вся продукция сертифицирована и соответствует ГОСТам и ТУ.[6]
Анализ структуры промышленного ассортимента.
Вид товара Молочные товары |
К-во Тн В месяц
|
Относительные показатели структуры ассортимента (%) Натуральном выражении |
молоко |
130 |
35,98 |
Молочные консервы |
65,0 |
18,00 |
Кисломолочные продукты |
50,0 |
13,84 |
сливки |
40 |
11,07 |
сметана |
30,0 |
8,30 |
сыр |
20,0 |
5,53 |
творог |
15,0 |
4,15 |
Масло коровье |
10,0 |
2,77 |
мороженое |
1,3 |
0,36 |
Итого |
361,3 |
100 |
Анализ структуры ассортимента по широте охвата.
В основу организационной структуры ЗАО «Новосибирский жиркомбинат» положен групповой ассортимент. В качестве общего признака выступает функциональное назначение – производство молочных товаров.
Видовой ассортимент является частью группового ассортимента: Молоко пастеризованное, молоко стерилизованное.
Глубина ассортимента : Молоко пастеризованное с содержанием жира –2,5%; 3,2%; 3,5%; 4,0%; 6,0%, сливки пастеризованные 8%; 10%; 20%; молочные консервы жирностью от 0,5% до19,0%; кисломолочные продукты от 1,0%до 4,0%; сметана от 10,0% до 30%; творог от 5,0% до 18%; масло коровье от 60% до 82,5%, сыр.
Новизна (обновление)ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров. Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается, через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров или к действительной широте.
На рынке молочных товаров пользуются большим спросом новинки: пастеризованное витаминизированное молоко, пастеризованное с какао, с кофе-6% до 15%, медовое сливочное масло – 52%, различные (кисломолочные продукты), сырки творожные с наполнителями.
3. Экспертиза качества
На ЗАО «Новосибирский жиркомбинат» имеется лаборатория, оснащенная современным оборудованием.
Оценка качества молока производится по ГОСТу 13277-79. Экспертизу молока проводят по органолептическим показателям: внешний вид и консистенция, вкус и запах, цвет. Лабораторным способом определяют физико-химические показатели: массовая доля жира, плотность, кислотность, степень чистоты, температура.
Сначала лаборанты отбирают пробы молочных продуктов. Их помещают в чистую посуду, затем дается органолептическая оценка, и средний образец пробы направляется в лабораторию на экспертизу качества. Пробы имеют свои сопроводительные документы с указанием продукта, сорта, температуры в момент отбора пробы. Исследования проводятся в течение 2-х часов со времени отбора пробы. После экспертизы каждая партия продукции, в соответствии со стандартами, получает удостоверение качества.
4.Факторы, формирующие качество молочных товаров.
Качество молочных товаров зависит от многих факторов, которые можно подразделить на две группы:
1.Факторы непосредственно влияющие на качество при изготовлении изделий:
-качество исходного сырья, пищевых добавок, наполнителей;
-качество технологических процессов, включая качество НТД, оборудования, качество труда работников.
2.Факторы, способствующие сохранению качества товара до доведении его от производителя до потребителя:
-упаковка и маркировка;
-условия транспортирования;
-условия хранения;
условия реализации и эксплуатации изделий.
Кроме того, все факторы можно подразделить на объективные и субъективные.
Объективные: технический уровень производственной базы, механизация и автоматизация производства; современная технология и технические средства контроля. Объективные факторы более стабильны, чем субъективные.
Субъективные факторы связаны с деятельностью человека, т.е. зависят от способностей и отношения людей к выполнению производственных функций: профессиональное мастерство, общеобразовательный уровень; психологический склад человека; личная заинтересованность в результате труда.
По природе воздействия все факторы, вызывающие изменения потребительских свойств молочных товаров, подразделяют на физико-химические, механические, биологические.
Виды размеры и характер повреждений, вызываемых указанными факторами, определяются химической природой и строением молочных товаров, характером и интенсивностью строения на него.
Заключение
В процессе выполнения теоретической части курсовой работы изучены особенности химического состава и пищевой ценности молочных товаров. Молочные продукты содержат все необходимые для человеческого организма питательные вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины), при этом соотношение питательных веществ в них является сбалансированным, т. е. оптимальным для удовлетворения потребности организма в них. Человек в сутки должен потреблять молочных продуктов (в пересчете на молоко) около 1,5литров, в том числе молока 0,5 литров, масла коровьего -15-20 грамм, сыров -18 грамм, сметаны и творога по 15-20 грамм.
Молочные продукты имеют различные сроки и условия хранения, которые регламентируются ГОСТами и Техническими Условиями.
Изучены особенности химического состава и пищевой ценности молочных товаров и пути его совершенствования путем использования наполнителей, обогатителей, стабилизаторов, антиокислителей и биологических добавок.
На качество молочных продуктов влияет множество объективных и субъективных факторов.
Прием молочных продуктов в торговую сеть осуществляется по количеству и качеству при наличии документов в соответствии с требованиями ГОСТов и ТУ. Упаковка молочных товаров разрабатывается в соответствии с требованиями ГОСТов и ТУ. Перевозка молочных продуктов осуществляется на транспорте, имеющем санитарный паспорт.
В процессе практической части курсовой работы, был изучен ассортимент молочной продукции действующего предприятия ЗАО «Новосибирский жиркомбинат». Структура ассортимента формируется в связи с потребительским спросом.
Наличие лаборатории на ЗАО «Новосибирский жиркомбинат» позволяет проводить экспертизу молочных продуктов в соответствии с требованиями ГОСТов, ТУ и прочих нормативных документов.
Анализ показателей качества молочных продуктов, поступающих в торговые предприятия для реализации, анализ условий и сроков хранения, пути совершенствования контроля качества молочных товаров был проведен на основании нормативных документов и локальных актов предприятия ЗАО «Новосибирский жир комбинат».
Список литературы.
1. ГОСТ Р 51917-2002 «Термины и определения».
2. Закон РФ «О защите прав потребителей» в редакции от 09.01.96.
3. Закон РФ «О стандартизации» в редакции от31.07.98
4. Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91.
5. Локальные акты ОАО «Новосибирский жир комбинат»
6. Дмитриенко М.И.,Пилипенко. Т.В. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов СПб.: Питер, 2004.- 352 с.
7. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов. - М.: Издательство норма,2003, -283с.
8. Николаева М.А., Карташова Л.В., Положишникова М.А.. Средства информации о товарах. М.: Экономика,1997г.
9. Экономика предприятия (фирмы). Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина – 3-е изд., перераб. и доп.- М: ИНФРА-М, 2003.-601с.- (Серия «Высшее образование»).
10. Экономика предприятия торговли. и сферы услуг / под.ред. Ю.А.Аванесова. – М.: ТОО «Люкс-арт». 1996.
E:\31110\курсовая 031110(н) Товароведение.doc - _Toc68535816#_Toc68535816