Введение


Переход к рыночной экономике сопровождается изменениями в деятельности предприятий, производящих товары общественного питания.   Эти изменения  связаны с углублением финансовой самостоятельности предприятий, совершенствованием  методов хозяйствования, планирования, появлением новых целевых ориентиров, направленных на повышение конкурентоспособности, изучения спроса платежеспособного населения.

По данным органов статистического учета молочная промышленность России насчитывает в 2003г. более 1145 крупных и средних предприятий различных форм собственности, которые могут перерабатывать около 250 тысяч тонн молока в сутки.

         Наращивание объемов производства молока проходило до 1990г., а с 1991 по 2001г. наблюдалось ежегодное снижение. Сейчас производство молочной продукции стабилизировалось и составляет около 33 млн. тонн в год.

         В настоящее время потребление молока на душу населения составляет около 212 кг при минимальной физиологической норме  392 кг в год.

         Сегодня созданы биопродукты, которые отвечают требованиям науки о современном питании и могут быть отнесены к продуктам здоровья 21 века.

Самая важная задача производителей – сохранить природные свойства молока и донести их без изменения до потребителя.


Цель курсовой работы -  дать товароведную характеристику ассортимента молока и описать потребительские свойства молочных товаров.

Задача курсовой работы – а) указать особенности химического состава и пищевой ценности молочных товаров, проанализировать сроки и условия хранения молочных товаров; б)описать факторы, формирующие качество молочных товаров, а так же процессы приема, упаковки и транспортирования молочных товаров; в)проиллюстрировать анализ структуры ассортимента молочных товаров на примере ЗАО «Новосибирский жиркомбинат».


1. Анализ ассортимента  натурального молока  по различным признакам.

         Все виды молока различают, в первую очередь, по содержанию СОМО, по пищевым добавкам и наполнителям, а так же по способу тепловой обработки.   При разработке того или иного вида молока  учитывают, прежде всего, вкусовые привычки многонационального населения нашей страны, диетическую ценность продукта и эффективность его производства.

Сырьем для производства молока является натуральное молоко, сливки, обезжиренное молоко.

Натуральное молоко- это не обезжиренное молоко, без каких либо добавок. Оно не поступает в реализацию, так как имеет не стандартизованное содержание жира и СОМО и направляется для выработки различных видов молока и молочных продуктов.     Натуральное молоко – это молоко- сырье без извлечений и добавок молочных и немолочных компонентов

Обезжиренное молоко – обезжиренная часть молока, получаемая сепарированием и содержащая не более 0,05% жира.  Из него вырабатывается пастеризованное не жирное молоко. 

Сливки -  жировая часть молока, получаемая сепарированием.

Сливки – это пресный молочный продукт с массовой долей жира 8-, 10-, 18-, 20-, 33- и 35%-ной жирности, изготовленный из молока, представляющий собой дисперсную систему «жир в воде», без добавления немолочных компонентов.

Пастеризованное молоко – молоко, подвергнутое термической обработке при определенных температурных режимах.

Нормализованное молоко – молоко, значения массовой доли жира или белка, или  СОМО  которого приведены в соответствие с нормами, установленными и нормативных или технических документах.

Восстановленное молоко – пастеризованное молоко с требуемым содержанием жира, вырабатываемое из сухого молока или из молочных консервов, и воды.

Цельное молоко – нормализованное молоко или восстановленное молоко с установленным содержанием жира.

Молоко повышенной жирности – нормализованное молоко с содержанием жира 4 и 6%, подвергнутое гомогенизации.

Нежирное молоко – пастеризованное молоко, вырабатываемое из обезжиренного молока.

Питьевое молоко – пресный молочный продукт с массовой долей жира не более 9.5%, изготовленный из молока без добавления немолочных компонентов, подвергнутый термообработке.

1.  Структура ассортимента   товаров.

Ассортимент товаров – набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности. [7,7]

Промышленный (производственный ассортимент) – набор товаров, выпускаемых изготовителем исходя из его производственных возможностей. Торговый ассортимент – набор товаров, формируемый организацией торговли с учетом ее специализации, потребительского спроса и  материально-технической базы. В отличие от промышленного, торговый ассортимент включает товары разных изготовителей и импортные. [5,53]

Подгруппы ассортимента по широте охвата товаров: простой, сложный, групповой (видовой→ марочный), развернутый, сопутствующий, смешанный.  Виды ассортимента по степени удовлетворения потребителей: рациональный, оптимальный. Разновидность ассортимента по характеру потребностей: реальный, прогнозируемый, учебный. [7,8]

Структура ассортимента – характеризуется удельной долей каждого вида или наименования товара в общем наборе.

Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер.

Структура ассортимента относится к реальному или прогнозируемому ассортименту и неприменима к учебному ассортименту, так как показывает взаимосвязь отдельных структурных элементов ассортимента через их количественное соотношение.

Выбор показателей структуры ассортимента в том или ином выражении определяется аналитическими целями. Если необходимо определить потребность в складских площадях, а также площади для выкладки товаров, то анализируют структуру ассортимента в натуральном выражении. При анализе прибыльности отдельных видов товаров учитывают структуру ассортимента в денежном выражении. [5,62]


2.  Структура ассортимента  молочных товаров   на предприятии  ЗАО «Новосибирский жиркомбинат».

       При разработке новых видов молока и молочных продуктов    учитывают вкусовые привычки   населения города Новосибирска и его регионов, диетическую ценность продукта и эффективность его производства. Для этого проводятся социологические опросы и маркетинговые исследования.

         Ассортимент молочной продукции разнообразен, как и у всех предприятий  Новосибирской области, занимающихся производством молочной продукции. Вся продукция сертифицирована и соответствует ГОСТам и ТУ.[6]

Анализ структуры  промышленного ассортимента.

Вид товара

Молочные товары

К-во

Тн

В месяц

 

Относительные показатели структуры ассортимента (%) 

Натуральном выражении

молоко

130

35,98

Молочные консервы

65,0

18,00

Кисломолочные продукты

50,0

13,84

сливки

40

11,07

сметана

30,0

8,30

сыр

20,0

5,53

творог

15,0

4,15

Масло коровье

10,0

2,77

мороженое

1,3

0,36

Итого

361,3

100

        

Анализ структуры ассортимента по широте охвата.

В основу организационной структуры ЗАО «Новосибирский жиркомбинат» положен групповой ассортимент. В качестве общего признака выступает функциональное назначение – производство молочных товаров.

         Видовой ассортимент является частью группового ассортимента: Молоко пастеризованное, молоко стерилизованное. 

         Глубина ассортимента : Молоко пастеризованное с содержанием жира –2,5%; 3,2%; 3,5%; 4,0%; 6,0%, сливки пастеризованные 8%; 10%; 20%; молочные консервы жирностью от 0,5% до19,0%; кисломолочные продукты от 1,0%до  4,0%; сметана   от 10,0% до  30%; творог от 5,0% до 18%; масло коровье от 60% до 82,5%, сыр.

Новизна (обновление)ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.  Новизна характеризуется действительным обновлением – количеством новых товаров в общем перечне и степенью обновления, которая выражается, через отношение количества новых товаров к общему количеству наименований товаров или к действительной широте.

         На рынке молочных товаров пользуются большим спросом новинки: пастеризованное витаминизированное молоко, пастеризованное с какао, с кофе-6% до 15%, медовое сливочное масло – 52%,  различные   (кисломолочные продукты), сырки творожные с наполнителями.


 

3. Экспертиза качества

На ЗАО «Новосибирский жиркомбинат» имеется лаборатория, оснащенная современным оборудованием. 

Оценка качества молока производится по ГОСТу 13277-79. Экспертизу молока проводят по органолептическим показателям: внешний вид и консистенция, вкус и запах, цвет. Лабораторным способом определяют физико-химические показатели: массовая доля жира, плотность, кислотность, степень чистоты, температура.

Сначала лаборанты отбирают   пробы молочных продуктов. Их помещают в чистую посуду, затем дается органолептическая оценка, и средний образец пробы направляется в лабораторию на экспертизу качества.  Пробы имеют свои сопроводительные документы с указанием продукта, сорта, температуры в момент отбора пробы. Исследования проводятся в течение 2-х часов со времени отбора пробы. После экспертизы каждая партия продукции, в соответствии со стандартами, получает удостоверение качества.


4.Факторы, формирующие качество молочных товаров.

Качество молочных товаров зависит от многих факторов, которые можно подразделить на две группы:

1.Факторы непосредственно влияющие на качество при изготовлении изделий:

-качество исходного сырья, пищевых добавок, наполнителей;

-качество технологических процессов, включая качество НТД, оборудования, качество труда работников.

2.Факторы, способствующие сохранению качества товара до доведении его от производителя до потребителя:

-упаковка и маркировка;

-условия транспортирования;

-условия хранения;

условия реализации и эксплуатации изделий.

Кроме того, все факторы можно подразделить на объективные и субъективные.

Объективные: технический уровень производственной базы, механизация и автоматизация производства; современная технология и технические средства контроля. Объективные факторы более стабильны, чем субъективные.

Субъективные факторы связаны с деятельностью человека, т.е. зависят от способностей и отношения людей к выполнению производственных функций: профессиональное мастерство, общеобразовательный уровень; психологический склад человека; личная заинтересованность в результате труда.

По природе воздействия все факторы, вызывающие изменения потребительских свойств молочных товаров, подразделяют на физико-химические, механические, биологические.

Виды размеры и характер повреждений, вызываемых указанными факторами, определяются химической природой и строением молочных товаров, характером и интенсивностью строения на него.

 


Заключение


         В процессе выполнения теоретической части курсовой работы изучены особенности  химического состава и пищевой ценности  молочных товаров. Молочные продукты содержат все необходимые для человеческого организма питательные вещества (белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины), при этом соотношение питательных веществ в них является сбалансированным, т. е. оптимальным для удовлетворения потребности организма в них. Человек в сутки должен потреблять молочных продуктов (в пересчете на молоко) около 1,5литров, в том числе молока 0,5 литров, масла коровьего -15-20 грамм, сыров -18 грамм, сметаны и творога по 15-20 грамм. 

         Молочные продукты имеют различные сроки и условия хранения, которые регламентируются ГОСТами и Техническими Условиями.

         Изучены особенности  химического состава и пищевой ценности  молочных товаров и пути его совершенствования путем использования наполнителей, обогатителей, стабилизаторов, антиокислителей и биологических добавок.

 На качество   молочных продуктов влияет множество объективных и субъективных факторов.  

         Прием молочных продуктов в торговую сеть осуществляется по количеству и качеству  при наличии документов в соответствии с требованиями ГОСТов и ТУ. Упаковка молочных товаров разрабатывается в соответствии с требованиями ГОСТов и ТУ. Перевозка молочных продуктов осуществляется на транспорте, имеющем санитарный паспорт.

   В процессе практической части курсовой работы,   был изучен ассортимент молочной продукции действующего предприятия ЗАО «Новосибирский жиркомбинат». Структура ассортимента формируется в связи с потребительским спросом. 

Наличие лаборатории на  ЗАО «Новосибирский жиркомбинат» позволяет проводить экспертизу молочных продуктов в соответствии с требованиями ГОСТов, ТУ и прочих нормативных документов.

 Анализ показателей качества молочных продуктов, поступающих в торговые предприятия для реализации, анализ условий и сроков хранения, пути совершенствования контроля качества молочных товаров был  проведен на основании нормативных документов и локальных актов предприятия ЗАО «Новосибирский жир комбинат».

 


 

 

 

 







 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.


1.     ГОСТ Р 51917-2002  «Термины и определения».

2.     Закон РФ «О защите прав потребителей» в редакции от 09.01.96.

3.     Закон РФ «О стандартизации» в редакции от31.07.98

4.     Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.91.

5.     Локальные акты ОАО «Новосибирский жир комбинат»

6.     Дмитриенко М.И.,Пилипенко. Т.В. Товароведение и экспертиза пищевых жиров, молока и молочных продуктов СПб.: Питер, 2004.- 352 с.

7.     Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы: Учебник для вузов. - М.: Издательство норма,2003, -283с.

8.     Николаева М.А., Карташова Л.В., Положишникова М.А.. Средства информации о товарах.  М.: Экономика,1997г. 

9.     Экономика предприятия (фирмы). Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина – 3-е изд., перераб. и доп.- М: ИНФРА-М, 2003.-601с.- (Серия «Высшее образование»).

10.                       Экономика предприятия торговли. и сферы услуг / под.ред. Ю.А.Аванесова. – М.: ТОО «Люкс-арт». 1996.



E:\31110\курсовая 031110(н) Товароведение.doc - _Toc68535816#_Toc68535816