Содержание

1. Формы проведения налогового контроля. Налоговые проверки                3

2. Государственные органы, осуществляющие налоговый

контроль в РФ. Права и обязанности налоговых органов                     8

3. Защита прав налогоплательщика                                                                  14

Практическая часть                                                                                   18

Список литературы                                                                                   21

1. Формы проведения налогового контроля. Налоговые проверки

Государственный налоговый контроль — это система мероприятий по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию де­нежных фондов государства на всех уровнях управления и власти в части налого­вых доходов; выявлению резервов увеличения налоговых поступлений в бюджет и улучшению налоговой дисциплины; совокупность приемов и способов, исполь­зуемых органами власти и управления, которые обеспечивают соблюдение нало­гового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налогов в бюджет.

В научной литературе государственный налоговый контроль в широком смыс­ле слова определяется как специальный способ обеспечения законности. К его основным задачам относятся: обеспечение поступлений в бюджеты разных уров­ней всех предусмотренных законодательством налогов и платежей, воспрепятствование уходу от налогов (т. е. налоговый контроль трактуется как проверка исполнения законов, исправление ошибок и нарушений). При рассмотрении на­логового контроля как элемента системы государственного управления налого­обложением становится очевидным, что проверка — лишь одна из форм налого­вого контроля.

Согласно 1 части Налогового кодекса, субъектами налогового контроля (орга­нами, осуществляющими налоговый контроль) являются Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы налоговой полиции. В качестве основных форм приведения налогового контроля названы налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков и др.

Объектом государственного налогового контроля является вся совокупность налоговых отношении как императивных денежных отношении, в процессе кото­рых образуются денежные фонды государства. Предметом налогового контроля в каждом конкретном случае могут выступать различные аспекты и проявления на­логовых отношений: законность, достоверность, полнота, своевременность, обо­снованность, целесообразность, эффективность, оптимальность н т. д.

В зависимости от принадлежности субъектов налогового контроля к ветвям го­сударственной власти можно выделить: контроль органов законодательной (пред­ставительной) власти, органов исполнительной власти, органов судебной власти, президентский контроль. Безусловно, для большинства субъектов го­сударственной власти налоговый контроль является одним из видов деятельности. В системе налогового контроля органов исполнительной власти особо выделяется ведомственный контроль.

По времени осуществления различают такие виды налогового контроля, как предварительный, текущий и последующий. Это деление является весьма услов­ным, так как одни и те же контрольные мероприятия могут быть одновременно предварительными, текущими и последующими относительно различных связанных с исполнением налоговых обязательств действии. Например, камеральная проверка расчета по налогу на прибыль за первый квартал: по отношению к мо­менту исчисления налога за первый квартал — это последующий контроль, но от­ношению к моменту уплаты налога — предварительный контроль, по отношению к процессу исполнения обязательств по уплате налога за весь налоговый период (год) — текущий контроль.

Формы налогового контроля как способы выражения его содержания подраз­деляются на две группы:

• реализация государственного налогового контроля, обусловленного им­перативностью налогов (различные виды проверок, осуществляемых на­логовыми, таможенными органами, органами федерального казначейства, налоговой полиции). Сущностным признаком этих форм налогового кон­троля является возможность применения мер ответственности за наруше­ние налогового законодательства непосредственно в процессе реализации результатов контроля (чаще всего это последующий контроль, реже — текущий). Формой предварительного контроля в зтой группе является про­филактика налоговых правонарушений (постановка на учет налогоплатель­щиков, информирование, консультирование по вопросам налогообложения и т. д.);

• реализация государственного налогового контроля, обусловленного конт­ролирующей ролью налогов (наблюдение, мониторинг, получение и обра­ботка информации об отклонениях налоговых поступлений от заданных параметров, анализ и оценка принятых решений в области налогообложе­ния, в том числе нормативных актов, и т. д.).

Одним из наиболее эффективных методов контроля со стороны налоговых орга­нов является налоговая проверка. Согласно действующему законодательству, налоговые органы имеют право проводить камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Если по результатам налоговой проверки выясняются факты неисполнения либо неполного исполнения налогоплательщиком своих обязанностей, налоговые орга­ны обязаны принять меры по обеспечению их выполнения, включая направление требования о погашении задолженности и пеней, а после этого — о погашении в установленном порядке штрафных санкций за выявленные в результате про­верки нарушения.

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе предоставленных налогоплательщиками деклараций и докумен­тов, которые служат основанием для исчисления н уплаты налога, а также других документов о деятельности плательщика, имеющихся у налогового органа. Такая проверка проводится уполномоченным и должностными лицами налогового орга­на в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя в течение трех месяцев со дня представления налогопла­тельщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для ис­числения и уплаты налога, если законодательством о налогах и сборах не предус­мотрены иные сроки. Если проверкой выявлены ошибки в заполнении документов плн противоречия между сведениями, содержащимися в представленных доку­ментах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответ­ствующие исправления в установленный срок- При проведении камеральной про­верки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения п документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. На выявленные по результатам камеральной проверки суммы доплат налогоныи орган направляет требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней.

Выездная налоговая проверка проводится па основании решения руководителя (ею заместителя) налогового органа. Порядок назначения выездных налоговых про­верок, формы решений о проведении выездных проверок определены приказом министра РФ по налогам н сборам от 08.10.99 г. № АП-3-16/318. Налоговый кодекс не обязывает налоговые органы заблаговременно информировать налогоплатель­щика о проведении у пего налоговой проверки, но и не запрещает этого. Однако даже при внезапной налоговой проверке проверяемый имеет пятидневный срок, установленный согласно нормам ст. 93 НК РФ, в течение которого он может, не предоставляя документы, свести налоговую проверку лишь к обследованию по­мещений, проводимому в соответствии со ст. 92 НК.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе про­водить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Продолжительность выездной налоговой проверки в соответствии с законодательством, как правило, не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоя­щий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, име­ющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается па один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства налогопла­тельщика независимо от проведения проверок головного офиса.

Срок проведения проверки включает в себя только время фактического нахож­дения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. В указанные сроки не включаются периоды между вручением налогоплательщику требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК и фактическим представле­нием. Из формулировки данной статьи следует, что налоговые органы могут, во-первых, проверять одного налогоплательщика в режиме выездной проверки не­сколько раз в течение года — при условии, что тематика проверок будет охватывать либо разные налоги, либо разные периоды; во-вторых, увеличить продолжитель­ность проверок для организаций, имеющих обособленные подразделения; в-треть­их. проверять обособленные подразделения независимо от проверки головной орга­низации, и такая проверка не будет считаться проверкой головной организации. Таким образом, при желании налоговые органы могут находиться на территории налогоплательщика в режиме выездной проверки хоть круглогодично.

По окончании выездной налоговой проверки промеряющий составляет справ­ку о проведенной проверке, где фиксируются предмет проверки и сроки ее прове­дения. В соответствии с духом НК такая справка передается проверяемому. Одна­ко практика показала, что отдельные местные налоговые органы отказываются передавать справки о проверках плательщикам па том основании, что НК РФ не содержит подобного прямого требования, а справка является внутренним доку­ментом налоговых органов. Тем не менее проверяемому целесообразно настаивать па получении данной справки, поскольку она фиксирует момент окончания вы­ездной налоговой проверки, а следовательно, и момент начала отсчета срока, в течение которого налогоплательщику должен быть направлен акт налоговой проверки. К тому же при определенных обстоятельствах справка может быть ис­пользована как доказательство неправомерности действия налоговых органов.


2. Государственные органы, осуществляющие налоговый контроль в РФ. Права и обязанности налоговых органов

Управление налогообложением в РФ представляет собой единую централизован­ную систему, построенную по многоуровневому иерархическому принципу: инс­пекции федерального, республиканского, областного, краевого и районного уров­ней; при этом каждый уровень имеет свои функции и специфику. Центральным органом управления налогообложением в России является Министерство по на­логам и сборам МНС РФ, состоящее из подразделений по руководству и контро­лю за налогообложением.

Ко второму уровню относятся Инспекции МНС республик, краев, областей, городов республиканского подчинения, входящих в состав РФ. К третьему уров­ню — государственные налоговые инспекции (Инспекции МНС) городов област­ного, краевого подчинения, сельских районов, районов в городах республикан­ского и областного подчинения.

Основным звеном, обеспечивающим практический сбор налогов, являются на­логовые инспекции третьего уровня. Главной задачей руководителя налоговой службы этого уровня является создание условий для оптимальной деятельности инспекции на подведомственной территории. Для районной налоговой инспек­ции входной документацией является отчетность налогоплательщиков, регламен­тирующими работу документами — нормативно-правовая база РФ, практичес­ким результатом — средства, мобилизованные в доход бюджетов различных уровней, и блок отчетных документов (в соответствии с решениями вышестоя­щих налоговых органов).

Центральный аппарат Министерства РФ по налогам и сборам включает следу­ющие основные подразделения:

1. Управление налогообложения прибыли (дохода) юридических лиц, состоя­щее из:

• отдела налогообложения прибыли государственных предприятий;

• отдела налогообложения прибыли негосударственных предприятий (включая группу по налогообложению прибыли (доходов) предприятий с иностранными инвестициями);

• отдела налогообложения прибыли (дохода) общественных организаций;

• отдела налогообложения банков, бирж и операций с ценными бумагами;

• сводного отдела аналитической и методической работы.

2. Управление налогообложения природных ресурсов и земельного налога имеет три отдела: налогов на землю, налогов на природные ресурсы, сводного ана­лиза механизма налогообложения АПК.

3. Управление налогообложения физических лиц, куда входят; отдел подоход­ного налога (в том числе группа налогообложения иностранных граждан и лиц без гражданства); отдел имущественных налогов; методологический отдел; отдел аналитической работы с письмами, заявлениями и жалобами граждан.

4. Управление местных и прочих налогов и сборов (отдел местных налогов; от­дел налога на имущество; отдел государственных пошлин, сборов и прочих доходов).

5. Управление косвенных налогов, включающее в свой состав отдел налога на добавленную стоимость, отдел акцизов, отдел по ведению сводной эконо­мико-аналитической работы и анализа.

6. Управление внешнеэкономического и Международного налогообложения включает:

• отдел налогообложения внешнеэкономической деятельности предприя­тий, организаций;

• отдел налогообложения иностранных юридических лиц;

• отдел международного налогообложения;

• отдел налогообложения валютно-финансовых операций.

7. Управление поступлений в государственные внебюджетные фонды и дохо­дов от приватизации также состоит из четырех отделов:

• отчислений во внебюджетные социальные фонды;

• платежей в дорожные и производственные фонды;

• доходов от приватизации;

• организационно-методической работы.

Каждое управление МНС РФ специализируется н'а одном из сегментов нало­гообложения. Задачи вышеперечисленных управлений включают в себя: анализ практики применения действующего налогового законодательства; разработку элементов концепции налоговой политики; участие в подготовке законодатель­ных актов по конкретным видам налогообложения; разработку инструктивного материала и методических рекомендаций, а также трактовку моментов, не рег­ламентированных действующим законодательством, или имеющих двойное тол­кование. Кроме того, управления центрального аппарата МНС РФ участвуют в комплексных и тематических проверках инспекций в субъектах Федерации, рас­сматривают письма и жалобы налогоплательщиков на действия должностных лиц налоговых органов, контролируют исходящие от различных министерств и ве­домств документы, в которых затрагиваются вопросы налогообложения.

Ряд управлений центрального аппарата МНС осуществляют вспомогательные функции. К примеру, юридическое управление состоит из отдела правового обес­печения налогообложения и отдела контроля за организацией правовой работы в налоговых органах. В его функции входят: обеспечение соответствия нормативных актов, издаваемых МНС РФ, действующему законодательству; защита интересов министерства в судах и органах государственной власти и управления; участие в разработке нормативно-правовой базы в сфере налогообложения; осуществление методического руководства правовой работой в нижестоящих инспекциях, систе­матизация правовых актов; анализ практики правовой работы на местах и т. д.

Управление административного и финансового обеспечения осуществляет пла­нирование и финансирование расходов на содержание государственных налого­вых инспекций; руководит постановкой бухгалтерского и статистического учета и отчетности в налоговых органах на местах и центральном аппарате: проводит ра­боту по подбору, расстановке и воспитанию кадров, организует подготовку и пе­реподготовку специалистов, повышение деловой квалификации работников, ведет документацию для определения стажа за выслугу лет, осуществляет пред­ставления на присвоение классных чинов.

Структура управления делами включает инспекцию по контролю и организа­ции делопроизводства, сектор правительственной корреспонденции и секретари­ат МНС РФ. Основными задачами управления делами является обеспечение в центральном аппарате МНС РФ единого, отвечающего установленным требова­ниям порядка ведения делопроизводства, а также отбор, учет, обработка и своев­ременная передача на государственное хранение документов Министерства.

Имеющаяся нормативно-правовая база не содержит жесткой регламентации функционального и организационного устройства налоговых инспекций субъектов РФ (следующая ступень иерархии). Структура и штатное расписание этих звень­ев утверждается руководством соответствующей налоговой инспекции в преде­лах установленного им фонда оплаты труда. Здесь необходимо отметить, что функциональная и структурная схемы краевой, областной и равной им налоговых инспекций строятся с учетом региональных особенностей (размера территории, экономического потенциала, числа налогоплательщиков и др.). Различия в орга­низационном построении связаны с попытками создания такой модели, которая будет наиболее эффективной в конкретных условиях региона. Следует помнить, что если районная (городская) инспекции непосредственно контролируют полноту и своевременность налоговых платежей, работая с предприятиями, организациями и гражданами, то структуры инспекций по субъектам Федерации решают постав­ленные перед ними задачи в большей степени путем реализации организационно-методических функций.

На инспекции МНС РФ по субъектам Федерации возлагаются такие задачи, как, например: организация работы нижестоящих налоговых инспекций по осу­ществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и платежах в бюджет; обобщение и анализ отчетов нижестоящих инспекций о проделанной ими работе; подготовка методических рекомендаций по совершенствованию системы налогового контроля на основе данных, представленных нижестоящими инспек­циями; организация взаимодействия МНС РФ с другими государственными орга­нами, в том числе с правоохранительными; комплексные и тематические провер­ки нижестоящих налоговых инспекций; внедрение в налоговую практику передового опыта; проведение мероприятий по профессиональной подготовке и переподготовке кадров; осуществление мер по созданию информационных сис­тем и компьютеризации.

Нижнюю ступеньку в налоговой иерархии занимают инспекции МНС РФ по районам и городам без районного деления, которые выполняют основную нагруз­ку по контролю за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими лицами на подведомственной территории. В соответствии с НК РФ они обеспечивают учет налогоплательщиков, правильность начисления ими налогов и платежей, а также поступление средств в бюджеты всех уровней и вне­бюджетные фонды. Они также контролируют своевременность предоставления плательщиками бухгалтерских отчетов, налоговых деклараций и других докумен­тов, связанных с исчислением и перечислением платежей в бюджет. Кроме того, на аналитические отделы этих подразделений возложены обязанности по состав­лению отчетности, анализу экономической ситуации и предоставлению районным и городским финансовым органам сведений о фактически поступивших в бюджет суммах. Структура и штатная численность районной (городской) налоговой инс­пекции утверждается ее начальником на основании экономических, социально-демографических и других характеристик района, в пределах установленного для данной инспекции фонда оплаты труда.

Права налоговых органов:

- требовать от налогоплательщиков документы по формам, установленным государственными органами, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов;

- проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ;

- производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика;

- вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов;

- приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков в банках и налагать арест в порядке, предусмотренном НК РФ;

- требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, взыскивать недоимки по налогам и сборам;

- контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам.

Обязанности налоговых органов:

- соблюдать законодательство о налогах и сборах;

- осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

- проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах;

- осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней, штрафов;

- соблюдать налоговую тайну;

- направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа. Данное положение противоречит ст. 100 НК, устанавливающей, что налогоплательщику вручается не копия, а подлинник акта проверки.


3. Защита прав налогоплательщика

Законодательство РФ устанавливает, что налогоплательщиками и плательщика­ми сборов признаются организации и физические лица, па которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (пли) сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций испол­няют их обязанности по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих фили­алов и иных обособленных подразделений в соответствии с порядком, установ­ленным НК. Определение налогоплательщика и плательщика сборов приведено в ст. 19 НК.

Основные права налогоплательщиков законодательно закреплены в ст. 21 НК. Согласно этой статье, налогоплательщики имеют право:

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве, содержащем положения о налогах и сборах, а также о нравах и обязанностях палого плательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от налоговых органон ц других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодатель­ства о налогах и сборах.

Данные нормы не означают превращения налоговых органов во всеобщих на­логовых консультантов как по частным вопросам, так и по вопросам послед­ствий в изменениях налогового законодательства. Это следует из того, что хотя налогоплательщик и обретает значительные права, но НК одновремен­но установил, что «права налогоплательщиков обеспечиваются соответству­ющими обязанностями должностных лиц налоговых органов. Однако ст. 33 НК не возлагает на должностных лиц налоговых органов никаких подобных обязанностей. Нормы ст. 32 НК об обязанностях налоговых органов «прово­дить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых и соответствии с ним нормативных правовых ак­тов, бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представлять формы установленной отчетности и разъяснять поря­док их заполнения, давал, разъяснения о порядке исчисления и уплаты нало­гов и сборов» практически зафиксировали обязанность налоговых органов предоставлять налогоплательщикам техническую, а не аналитическую ин­формацию и соответствуют положению о правах налогоплательщика как право «получать от налоговых органов по месту учета бесплатную инфор­мацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а также о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налого­вых органов и их должностных лиц;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, уста­новленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный на­логовый кредит в порядке и на условиях, установленных НК;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо из­лишне взысканных налогов, пени, штрафов. Данное право подкреплено механизмами ст. 78 и 79 НК, предусматриваю­щими начисление процентов на несвоевременно возвращаемые налогоплательщику суммы, что восстанавливает паритет между сторонами налоговых отношении;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо че­рез своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лип налоговых органов соблюдения законода­тельства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении на­логоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему НК или иным феде­ральным законам.

Здесь уместно отметить, что существует вопрос о правомерности контроля за уплатой налогов и сборов на таможне, взимание которых возложено на ГТК, действующий и соответствии с Таможенным кодексом, а нормы Нало­гового и Таможенного кодексов не всегда тождественны;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) требовать соблюдения налоговой тайны;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконны­ми действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК и другими ак­тами законодательства о налогах и сборах. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики. Права налогоплательщиков и плательщиков сборов за­щищены согласно положениям ст. 22 НК. В рамках этой статьи государство га­рантирует налогоплательщикам административную и судебную защиту их прав и законных интересов, порядок которой определяется НК и иными федеральными законами. Права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязан­ностями должностных лиц налоговых органов. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответ­ственность, предусмотренную федеральными законами.

Однако, как уже отмечалось выше, права, предоставляемые налогоплательщи­кам, не всегда корреспондируются с обязанностями налоговых органов и их долж­ностных лиц, что вступает в противоречие с п. 2 ст. 22 НК РФ. Кроме того, интересен факт законодательного разделения субъектов предпринимательства, уплачиваю­щих установленные властями платежи, па собственно налогоплательщиков (ко­торым возмещаются потери, нанесенные неправомерными действиями налоговых органов), и плательщиков сборов, налоговых агентов и иных участников налого­вых отношений, по отношению к которым данная норма (возмещение убытков и прямого ущерба от действий соответствующих органов) не применяется.

Помимо блока прав налогоплательщика НК законодательно определил круг обя­занностей, исполнение которых возложено на налогоплательщика, которые посту­лированы в ст. 23 НК. Согласно данной статье, налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотре­на НК;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сбо­рах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с федеральным зако­ном «О бухгалтерском учете»;

5) представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, пре­дусмотренных НК, документы, необходимые для исчисления и уплаты на­логов.

Существенным фактом является то, что данный пункт обязывает налого­плательщика к предоставлению документов как о собственной деятельно­сти, так и касательно деятельности третьих лиц, в отношении которых ве­дется налоговая проверка;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявлен­ных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препят­ствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

7) предоставлять налоговому органу необходимую информацию и документы в случаях и в порядке, предусмотренном НК;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты нало­гов, а также документов, подтверждающих полученные доходы (для орга­низаций — также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги.


Практическая часть

Задание 1


Стоимость льготируемого имущества предприятия


счет

Отчетные данные на:

01.01

01.04

01.07

01.10

01

1805

2255

1759

1255

02

755

1151

262

231

Итого

1050

1104

1497

1024

Стоимость имущества предприятия по месту нахождения обособленного подразделения

счет

Отчетные данные на:

01.01

01.04

01.07

01.10

01

2805

2255

1759

1255

02

994

1151

1262

1231

Итого

1811

1104

497

24


Расчет налога на предприятии:

За 1 квартал: ((7050-1050)+(9140-1104))/3=4679.

Сумма налога: 4679*2,2%= 103.

Авансовый платеж: 103/4 = 26. 

   За 2 квартал (6000+8036+(8497-1497))/4=5259

Сумма налога: 5259*2,2%=116

 Авансовый платеж: 116/4  =  23

 За 9 месяцев - (7050+8036+7000+(14024-1024))/6=7018

 Сумма налога составит (7018*2,2%) = 154.

Авансовый платеж: 154/4  = 39

Расчет налога в подразделении

За 1 квартал: (1811 + 1104)/3 = 1012

Сумма налога: 1012*2,2% = 22.

За 1 полугодие: (1811 + 1104 + 497)/4 = 853

Сумма налога: 853*2,2% = 19.

За 9 месяцев: (1811 + 1104 + 497 + 24)/5 = 3436

Сумма налога: 3436*2,2% = 76.


Задание 2

№ п/п

Показатели

Сумма

1

Наименование товара

R

2

Цена за штуку (руб.)

в т.ч.

акциз

НДС

25


2,5

5

3

Количество, шт

900

4

Себестоимость производства одной единицы продукции


10

5.

Реализация продукции за наличный расчет

900

6

НДС, уплаченный поставщикам при оплате товаров

1260

  


Результат расчета задачи

№ п/п

Показатели

Ставка налога

Налоговая база

Сумма налога

Бюджет

федеральный

региональный

местный

1

НДС

18


5*900-1260=

3240


3240



2

Налог с продаж

Отменен с 01.01.04

3

Налог на прибыль

24

9000

2160

450

1530

180


Налоговая база по налогу на прибыль = 900*(25 – 5) – 900*10 = 9000

 












Список литературы

1. Налоговый кодекс РФ. Часть первая, вторая - М.: ПРИОР, 2004.

2. Мельник Д.Ю. Налоговый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 2002.

3. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение. - М.: Инфра - М, 2004.

4. Налоги и налогообложение/ под ред. Русаковой. - М.: Финансы, 2004