Министерство образования Российской Федерации

Хабаровский государственный технический университет

 



Кафедра философии

 

 

 





К О Н Т Р О Л Ь Н  А Я     Р А Б О Т А




Дисциплина: Философия

Тема № 15. Философия Нового времени  и  Просвещения






Выполнил студент ЗУО группа СР (4 года)

Пуц Анастасия Олеговна

Шифр 030440572


Проверил: Лисицына Н.Ф.









Хабаровск

2004


1.     Выпишите из словаря следующие понятия темы:


Антиклерикализм – совокупность стремлений, направленных на ослабление (уничтожение) авторитета церкви и ее деятелей, религиозных догм и церковных запретов.

Атеизм – отречение от Бога, отрицание Бога. Атеизм либо в принципе отрицает существование того, что подразумевается под словом «Бог» (радикальный атеизм), либо оспаривает положение, что Бог, если он существует, в какой-то мере может быть познан людьми (агностический атеизм). Радикальный атеизм в ярко выраженной форме распространен только у современных материалистов (марксизм, позитивизм); агностический атеизм был распространен уже среди философов Древней Греции.

«Врожденные идеи» - представления и знания, которые не могут быть приобретены, поскольку они не имеют отношения к чувственному миру (например, математические  и логические аксиомы, моральные ценности). В настоящее время имеется тенденция рассматривать врожденные идеи как наследственно приобретенные.

Географический детерминизм – первоначальная определяемость всех. процессов человеческой жизни (индивидуальной, общественной, экономической, государственно-правовой) географическими факторами: природа, климат, ландшафт  и т.д.

Дедукция – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному. Дедукция, или дедуктивный метод, применятся только в естественных науках, особенно в математике.

Деизм – форма веры, которая возникла в эпоху Просвещения и особенно характерна для Англии. В основе этой веры лежит признание, что хотя Бог и существует в мире как его первопричина, однако после сотворения мира движение мироздания совершается без его участия.

Дуализм – сосуществование двух различных, несводимых к единству состояний, принципов, образов мыслей, мировоззрений, волеустремлений, гносеологических принципов.  Дуализм иллюстрируют следующие пары понятий: Бог и дьявол (добро и зло), дух и материя, душа и тело, вера и знание и т.д. различают религиозный, метафизический, гносеологический, антропологический и этический дуализм. Стремясь преодолеть дуализм в принципе, идеализм  обращается к исходящему от духа, всеохватывающему единству противоположностей.

Индукция – философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному. Знание, приобретенное с помощью индукции, называется индуктивным, процесс его приобретения – индуцированием. Индукцию как метод приобретения всеобщего знания из отдельных восприятий знали уже Сократ (в области морали) и Эпикур; сознательно индукция обосновывается и развивается Ф. Бэконом, Дж. С. Миллем и др. Она состоит в том, что предположения о связи известных явлений, сделанное на основе наблюдений или другим путем, систематически устанавливается на фактах и приобретает значение большей или меньшей достоверности.

Идеализм субъективный – мировоззрение, определяющее объективно действительное как разум, дух, рассматривающее даже материю как форму  проявления духа, деятельности разумного начала.

Интуиция – рассматривание, созерцание, а также духовное предвидение, подобное вдохновению, понимание сути вещей и явлений, приобретенное непосредственно, а не эмпирически или путем размышления; откровение, развивающееся изнутри человека.

Материализм – воззрение, которое видит основу и субстанцию всей действительности – не только материальной, но и духовной – в материи. К материализму относятся натурализм, поскольку он не отводит человеку особого места в природе; эмпиризм, который расценивает как реальное только то, что может быть воспринято посредством естественнонаучных методов; позитивизм, отклоняющий объяснение духовно-душевных сущностей. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и прославление человеческого разума. Он представляет собой противовес заблуждениям идеализма, но в своей односторонности совершенно пасует перед всеми решающими человеческими проблемами (сознание, существование, смысл и цель жизни, ценности и т.д.).

Метод – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.  В области науки и философии метод есть путь познания, который исследователь прикладывает к своему предмету, руководствуясь своей  гипотезой. При этом философия как основополагающая наука дает исследователю средство проверить, подходит ли вообще избранный метод для достижения поставленной цели и последовательно ли он использует этот метод в ходе работы. Универсального метода не существует; каждый предмет и каждая проблема требуют собственного метода.

Механицизм – воззрение, рассматривающее Вселенную, природу, человека, социальные отношения как механизм, действующий по причинно-механическим законам. Механистическая картина мира изображает Вселенную в виде мировой машины.

Монада – физический и одновременно психический элемент действительности; термин появляется у Джордано Бруно, но подлинным основателем учения о монадах является Лейбниц.

Опыт – 1) совокупность всего того, что происходит с человеком в его жизни и что он осознает; человек может иметь опыт о самом себе, о своих дарованиях, достоинствах и недостатках, а также опыт о мыслях, знаниях идеях (внутренний опыт).  2) В философии опыт есть основа всего непонятийного знания о действительности. К опыту должна сводиться вся наука, она должна быть достоверной; в то же время познанию нельзя останавливаться только на  опыте.

Рационализм – совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной стороны. Рационализм – метод мышления эпохи Просвещения, разделяющий оптимизм этого мышления, т.к. он верит в неограниченную силу человеческого  познания, которое в той или иной степени духовно властвует над всем существующим. Для рационализма есть только еще не разрешенные проблемы, но нет принципиально неразрешимых. В эпоху рационализма возникло новое понятие науки, которое отождествлялось с математикой и естественными науками вообще. Рационализм предоставляет разуму право на неограниченное господство вообще; против разума нельзя уже апеллировать ни к какой высшей инстанции.

Сенсуализм – теоретико-познавательное и психологическое направление, выводящее все познание из чувственных восприятий, изображающее все явления духовной жизни как более или менее связанные комплексы ощущений, причиной которых являются внутренние или внешние   раздражения.

Солипсизм – философское направление, согласно которому единственно существующим является только субъективное «Я» и содержание его сознания. Выделяют умеренный солипсизм, признающий сверхиндивидуальное «Я» как носителя содержания сознания, и методический солипсизм (у Декарта), который начинается с крайнего солипсизма, чтобы от него двигаться к действительности, существующей вне «Я».

Субстанция – в философском плане – нечто неизменное в противоположность меняющимся состояниям и свойствам; то, что существует благодаря самому себе и в самом себе, а не благодаря другому и в другом. В зависимости от  философской концепции, воззрений того или иного философа под субстанцией понимается Бог, или материя, или природа, или сосуществование свойств и т.д.

Теория «общественного договора» - теория государственного устройства Ж. Руссо, согласно которой люди, жившие первоначально в условиях неограниченной свободы (анархии), заключили негласный договор, по которому обязались гарантировать при помощи всеобщей воли неотъемлемое право на личную жизнь и собственность. Так возникло правовое государство. (Правда, Руссо было известно, что реально существовавшие в истории государства возникали благодаря насилию, а не в результате договора).

Фатализм – вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому все должно свершиться так, как того хочет слепой рок (фатум), и человек ничего не может изменить в этой судьбе.

Эксперимент – планомерно проведенное наблюдение; планомерная изоляция, комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них явлений. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении. Со времен Галилея и Ф. Бэкона эксперимент является одним из важнейших средств исследования.

Энциклопедисты – ученые, охватившие или стремящиеся охватить знанием все науки, специальности, иногда еще и искусство.  Слово «энциклопедия» первоначально обозначало уровень образования и количество знаний, необходимые для начала занятий по получению какого-либо специального образования (в Древней Греции), затем – совокупность знаний по общеобразовательным вопросам.  Энциклопедистами называли себя французские философы и ученые 18 в. Дидро, Даламбер, Руссо, Вольтер, Гольбах и др. Подлинными учеными-энциклопедистами являлись Леонардо да Винчи, Рене Декарт, М.В. Ломоносов.

Эмпиризм – направление в гносеологии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии). С методологической точки зрения – принцип, согласно которому вся наука, вся жизненная практика и нравственность должна основываться на этом опыте. Радикальный эмпиризм признает при этом лишь чувственные восприятия, умеренный эмпиризм отводит им решающую роль. Основателем гносеологического эмпиризма в философии Нового времени является Дж. Локк, основателем методологического эмпиризма – Ф. Бэкон.


2. Ф. Бэкон – основатель эмпирического направления в европейской философии (сочинение)


1. Предпосылки и общая  характеристика эмпирической философии Нового времени.

Истоки западноевропейского эмпиризма следует  искать первоначально в философии томизма, когда науки и опытный путь познания получили «официальное разрешение» церкви на самостоятельное существование и начали стремительно развиваться, и в гораздо большей степени – в мировоззрении эпохи Возрождения, которая в центр внимания поставила человека и его жизненные проблемы. Параллельно происходили два процесса – признание ценности не только духовной, но и телесной жизни человека, и развитие научных, прежде всего прикладных знаний об окружающем мире. Эмпиризм как опытное познание природы, опирающееся на непосредственные чувственные восприятия, есть результат сложившихся в Новое время представлений о способности человека познавать и исследовать мир, о принципиальной познаваемости мира, о материальной ценности мира и возможностях его преобразования и усовершенствования.

Человек открыл свое цельное и активное «Я» и сосредоточился на себе и своих возможностях. Его целью стало удовлетворение своих земных, человеческих потребностей.  На базе христианских представлений о том, что человек – венец творения и царь природы, сформировалось убеждение о подлинной власти человека над природой, теперь уже не Божиим соизволением, но с помощью научных знаний. Мир воспринимается как поле конструктивной деятельности человека. Материальные потребности стали доминирующим в жизни отдельных людей и целых сообществ. Вся деятельность человека, в т.ч. и научная, направлена на материальную пользу, экономический интерес, бытовой комфорт.

Философы и ученые-эмпирики Нового времени рассматривали науку как  средство улучшения человеческой жизни «здесь и сейчас». Знание о природе, по их мнению, возможно  для человека, и возможно единственным путем – эмпирического, т.е. чувственного восприятия (Бэкон, Гоббс, Локк).  Первичными и безусловно верными являются только данные наших органов чувств, только их можно зафиксировать, возобновить, проверить, измерить и на их основе составить более общие представления о природе вещей. То, что невозможно воспринять через органы чувств, по мнению эмпириков, не существует (Гоббс), либо человек еще не овладел настолько инструментом познания, чтобы провести чувственные измерения абстрактных понятий (идей). Главный метод познания – это опыт, который приобретается через наблюдение и эксперимент. Цель познания – овладение силами и законами природы настолько, чтобы обустроить мир в соответствии с нуждами и запросами человечества. Для достижения этой цели философы-эмпирики разрабатывали методы научного исследования, способные ускорить процессы исследований и повысить их «качество».

Интересно, что все эмпирики Нового времени так или иначе признавали существование Бога -  творца мира,  главной субстанции мира, которая определяет своим существованием все остальные проявления бытия, и пытались доказать его познаваемость эмпирическим путем.

Эмпирики склонны были и человеческое поведение, поступки,  нравственные ценности и самое существование общества выводить из элементарных чувственных, физических и эмоциональных переживаний человека: страха, голода, холода, стремления к удовольствию и т.д. Так возникли утопия Бэкона «Новая Атлантида» - общество, построенное на разумных научных принципах, теория государства как договора Т. Гоббса, которую затем развивали Б. Спиноза, Дж. Локк, Ж. Руссо. Идея простоты устройства человеческой (а следовательно, и социальной) природы наводила их на мысль о простоте переделки, усовершенствования людей и общества путем воздействия на разум и чувства, манипуляции потребностями и т.п. Так на базе эмпиризма возникла механистическая концепция мира и человека (Ламетри, Гольбах) и – уже в эпоху Просвещения – множество  социальных утопий и проектов.

2. Сущность теории  познания Бэкона. Его учение об «идолах» как препятствиях на пути познания.

Ф. Бэкон рассматривал познание природы  и использование полученных знаний как основу социального благополучия. Наука, считал он, не может быть знанием ради знания. Конечная цель науки – изобретения и открытия, цель изобретений и открытий – человеческая польза, удовлетворение потребностей и улучшение жизни людей, умножение власти человека над природой. Бэкон подверг критике схоластическую философию, которую считал абстрактной и бесплодной, и ее методы, с помощью которых нельзя достичь подлинного  познания вещей и законов природы. Познание, по Бэкону, является не чем иным как изображением внешнего мира в сознании человека. Оно начинается с чувственных познаний, с восприятий внешнего мира. Единственно надежным источником познания, по его мнению, является опыт (наблюдение и эксперимент), а единственно правильным методом познания – индукция, которая ведет к познанию законов; от них можно снова спуститься к опыту, прийти к тем изобретениям, которые укрепляют власть человека над природой, т.к. человек способен осуществить то, о чем он знает.

Для этого человеку нужно отказаться от предрассудков и стереотипов мышления, которые Бэкон называл  «идолами».  Идолы, по Бэкону, - это искаженные образы действительности, ложные представления и понятия. Он различал четыре вида идолов, с которыми человечеству следует бороться.

1)    Идолы  рода – ложные представления о мире, которые присущи всему человеческому роду и являются результатом ограниченности человеческого ума и органов чувств. Эта ограниченность чаще всего проявляется в наделении природных явлений человеческими характеристиками. Чтобы уменьшить вред, наносимый познанию идолами рода, людям необходимо сопоставлять показания органов чувств с предметами окружающего мира и тем самым проверять их правильность.

2)    Идолы пещеры -  искаженные представления о действительности, связанные с субъективностью восприятия окружающего мира. У каждого человека, считал Бэкон, есть своя пещера, свой субъективный внутренний мир, что накладывает отпечаток на все его суждения и вещах и  процессах действительности. Неспособность человека выйти за пределы своей субъективности и есть причина данного вида заблуждений.

3)    Идолы рынка (или площади) – ложные представления людей, порожденные неправильным употреблением слов. Люди в одни и те же слова часто вкладывают  различный смысл, что  ведет к пустым спорам и отвлекает людей от изучения явлений природы и правильного их понимания. Идолами рынка Бэкон называет их потому, что в средневековых городах и позднее, во времена Бэкона, схоластические диспуты по поводу таких проблем, как, например, сколько чертей может поместиться на конце иглы, происходили в местах скопления людей – на рынках и площадях.

4)    Идолы театра – ложные представления о мире, некритически заимствованные людьми из различных философских систем.  Каждая философская система – это сыгранная перед людьми драма  или комедия, изображающая вымышленные, искусственные миры. Люди же эти постановки воспринимают всерьез, ссылаются на них в рассуждениях, применяют их идеи в качестве руководящих  правил для своей жизни и т.д.

Идолы рода и пещеры относятся к естественным свойства человека и их преодоление возможно на пути самообразования и самовоспитания. Идолы рынка и театра приобретены умом. Они являются следствием господства над человеком прошлого опыта: авторитета церкви, мыслителей и др. Поэтому борьба с ними должна происходить через преобразование общественного сознания.

3.     Три стратегических пути познания. Выбор Ф. Бэкона.

Бэкон различал три основных пути познания:

1)    «Путь паука» – выведение истин из чистого сознания. Этот путь был основным в схоластике, которую он подверг резкой критике, отмечая, что тонкость природы во много раз превосходит тонкость рассуждений.

2)    «Путь муравья» – узкий эмпиризм, сбор разрозненных фактов без их концептуального обобщения.

3)    «Путь пчелы» – соединение первых двух путей, сочетание способностей опыта и рассудка, чувственного и рационального познания.

Бэкон выступал за третий путь, т.к. он приводит не просто к пониманию отдельных вещей и явлений действительности, но и к познанию общих законов природы, опираясь на которые, человек может предполагать (и в дальнейшем проверять) истинность своих опытов. Опытное познание Бэкон считает единственно верным.

4.                 Новаторская идея Бэкона об индукции как главном методе познания. Введение эксперимента в процесс познания, его задачи.

Центральная часть философии Бэкона – учение о  методе. Метод для него имеет глубокое практическое и социальное значение.  Он – величайшая преобразующая сила, поскольку правильно ориентирует теоретическую и практическую деятельность человека, максимально поднимает ее эффективность. Таким методом в философии Бэкона выступает индукция – необходимая для науки, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и средство познания природы. Если в дедукции порядок движения мысли от общего к частному, то в индукции – от частного к общему.

Предложенный Бэконом метод индукции предусматривает последовательное прохождение пяти этапов исследования, каждый из которых фиксируется в соответствующей таблице. Весь объем эмпирического индуктивного исследования включает в себя пять таблиц:

1)     Таблица присутствия – перечисление всех случаев встречающегося явления;

2)     Таблица отклонения, или отсутствия – перечисление всех случаев отсутствия того или иного признака, показателя в сопоставляемых предметах;

3)     Таблица сравнения или степеней – сопоставление увеличения или уменьшения данного признака в одном и том же предмете;

4)     Таблица отбрасывания – исключение отдельных случаев, которые не встречаются в данном явлении,  не типичны для него;

5)     Таблица «сбора плодов» - формирование вывода на основе того общего, что имеется во всех таблицах.

По мнению Бэкона, одного только эмпирического, чувственного опыта, приобретенного в процессе общения человека с миром, недостаточно для правильного познания природы вещей. Необходимо проводить целенаправленные практические исследования в специально заданных условиях – эксперименты, пользуясь при этом методом индукции. Эксперимент проверяет показания чувственного восприятия и либо подтверждает его выводы, либо опровергает. Многократно полученные сходные данные являются доказательством истинности первоначальных предположений.

5.                 Значение гносеологических установок Бэкона для дальнейшего развития философии и науки.

Бэкон ввел четкое разграничение религии, философии и науки и выдвинул теорию двойственной истины. Теология изучает Бога; ее функция – обоснование и защита религиозного вероучения, ее методы – сверхъестественное откровение, авторитет Священного писания и церкви. Философия изучает природу, ее цель – изучение законов природы, разработка методов познания природы. Философия опирается на истину – совпадение мысли и действительности. Наука осуществляет экспериментальный поиск и проверку истин и практическое применение знаний для преобразования действительности.

Данное разграничение предмета, целей и методов познания теологии, философии и науки явилось огромным шагом вперед по сравнению с гносеологическими построениями томизма (философии Фомы Аквинского) о равноправии разума и веры как путей познания Бога и истины, которая в конце концов обнаруживается в Боге. Фактически Бэкон завершил процесс секуляризации науки и философии от религии, придав каждой из них самостоятельный статус.

Важное значение для дальнейшего развития науки имело и понимание ее Бэконом как средства освоения природы и улучшения качества жизни людей. Наука получила практическую ценностно обусловленную направленность, которая признается за ней и до сего дня.

И, наконец, величайшим вкладом Ф. Бэкона в развитие философии и науки является разработанный им индуктивный метод познания и метод эксперимента, который с тех пор широко используется практически всеми науками, особенно теми, которые опираются на непосредственные эмпирические исследования.


3.     Составить таблицу «Философы Нового времени о субстанции»

Философы

Их учение о субстанции

Основные характеристики субстанции

Философское направление, к которому принадлежит философ

Р. Декарт

Бог есть несотворенная субстанция, материальный мир и мышление, мыслящая душа – сотворенные субстанции, независимые друг от друга

Бог как субстанция обладает совершенством, всемогуществом и вечностью

Материальный мир характеризуется протяженностью, а мышление – способностью сомневаться и познавать врожденные идеи

Рационализм,

Субъектив

ный идеализм

Б. Спиноза

Бог – единственная субстанция мира, тождественная природе

Характеристики Бога-субстанции – единственность, цельность, вневременность, простота

Его свойства (атрибуты) – протяженность (материальность) и мышление (способность к познанию), взаимосвязанные между собой

Рационализм,

Скорее объективный идеализм (монизм)

Дж. Локк

Субстанция равнозначна субстрату – совокупности неких качеств;

Различает телесную и мыслящую субстанции

Субстанции – первичные основания идей, характеризуются свойствами внешних объектов (плотность, протяженность, форма, движение, покой, количество и т.д.) – для эмпирических субстанций (модусов)

Эмпиризм

Г. Лейбниц

Субстанций множество; мир представляет собой совокупность субстанциональных единиц – монад

Непосредствен

но познаваемая субстанция – монада – это душа человека

Высшая субстанция (монада монад) – Бог, который приводит все монады в состояние соответствия друг другу

Все монады есть духовные непротяженные субстанции ; множественность монад и их расположение формируют  идею пространства

Субстанции (монады) характеризуются степенью ясности представлений о мире

Монады безжизненной природы наделены смутными представлениями,

Монады – души животных и  людей наделены различными представлениями о разных вещах – смутными и ясными

Высшие монады – ангелы И Бог – наделены абсолютно ясными представлениями о мире

Рационализм

Д. Беркли

Все предметы и идеи, в т.ч. субстанция, есть модификация человеческого сознания, его «фантомы»

Есть высший бесконечный дух, в котором существуют чувственные впечатления, идеи независимо от человеческого восприятия – это Бог, творец мира

Солипсизм, крайний субъективный идеализм – и в то же время объективный идеализм

Д.Юм

Субстанция – это удобная фикция воображения, это впечатление

Идея субстанции - совокупность простых идей, объединенных воображением и наделенных особым именем

Отрицает опытную познаваемость духовной (божественной) субстанции и ее характеристик; все известные, мыслимые характеристики Бога  считает результатом фантазии людей, их страхов и надежды

Эмпиризм, субъективный идеализм, скептицизм

4.     Логические задачи и упражнения, комментарии


К. Гельвеций сравнивал процесс познания с судом, где пять органов чувств – это пять свидетелей, которые только и могут дать истину. Его оппоненты, однако, возразили ему,  заявив, что Гельвеций забыл судью.

1.     Что имели в виду оппоненты Гельвеция под судьей?

Надо полагать, оппоненты имели в виду разум, способность человека проверять и анализировать эмпирически полученную  информацию, сопоставлять факты и делать окончательные выводы.

2.                 Как можно охарактеризовать гносеологическую позицию философа? В чем ее ограниченность?

Гельвеций стоит на позициях сенсуализма – концепции, утверждающей чувственное познание в качестве основы знаний о мире и причины человеческого поведения и поступков. Чувственные ощущения и физиологические потребности человека побуждают его действовать, трудиться, создавать общество, мыслить и  т.д. Сенсуалисты придавали небольшое значение разуму и духовности человека, его волевым качествам и нравственным установкам, считая их также порождениями ощущений и отрицая приоритет воли над влечениями, разума над впечатлениями, логики над эмоциями, нравственности над физиологическими потребностями. Сам Гельвеций признавал за человеческим разумом способность наблюдать, сравнивать, обобщать чувственный опыт и делать выводы, но он считал, что для этого разум пользуется единственным средством – сравнением, которого вполне достаточно.

В недооценке духовного и социально-культурного багажа человека заключается ограниченность сенсуализма.

3.                 Что,  по-вашему,  представляет собой процесс нашего познания в его полном объеме?

Процесс познания очень сложен. Наряду с чувственным восприятием окружающего мира (зрение, слух, осязание и др.) человек еще и воспринимает опосредованную информацию (хотя и посредством органов чувств) о уже накопленном до него опыте человечества во всех сферах жизни. На индивидуальную оценку чувственных восприятий оказывают влияние усвоенное в раннем детстве отношение родителей к данным явлениям и впечатлениям, знания, полученные из различных источников (например, из книг), культурные традиции данного общества и многое другое. Т.е. человеческий разум постоянно занят обработкой поступающей чувственной информации, ее анализом, идентификацией с известными образцами, систематизацией, ценностной классификацией и  т.д. Даже простой индивидуальный опыт, скажем, обращения с огнем (чувственное восприятие тепла и света и оценка огня как блага и восприятие боли от ожога и оценка огня как опасности) формируется в результате аналитической работы сознания, хотя этот процесс происходит очень  быстро, незаметно для человека.


5.     Тестовая проверка знаний


1. К какому философскому направлению можно отнести высказывание: «Ничего нет в разуме, чего бы прежде не было в чувствах»?

а) рационализму;

б) мистицизму;

в) сенсуализму;

г) иррационализму.


2. Найдите соответствия между:

а) дуализм – Декарт

б) механистический материализм – Гольбах

в) субъективный идеализм – Лейбниц

г) объективный идеализм – Беркли


3. Как можно обозначить философскую позицию Дж. Локка:

а) идеализм,

б) схоластика,

в) рационализм,

г) сенсуализм.


4. Расположите соответственно «эмпиризму» и «рационализму» следующих представителей философии Нового времени:

эмпиризм: Бэкон, Локк, Гоббс, Беркли

рационализм: Декарт, Спиноза, Лейбниц


5. Завершите определение: «Философская установка, согласно которой невозможно достичь достоверного знания, называется агностицизмом».


6. Кому из философов Нового времени принадлежит суждение о том, что философия несет «знание причин и способов возникновения вещей» и что ее предмет – «тело  и только тело»?

а) Локку,

б) Гоббсу,

в) Бэкону,

г) Лейбницу.


7. Внимательно вчитайтесь в названия произведений философов Нового времени и определите основной философский интерес (онтологический, гносеологический, антропологический, социально-философский):

а) Ф. Бэкон «О достоинствах и приумножении наук»

б) Р. Декарт «Опыт о человеческом разуме»

в) Б. Спиноза «Трактат о совершенствовании ума»

г) Г. Лейбниц «Новые опыты о человеческом разуме»

д) Д. Беркли «Трактат о началах человеческого знания»

Гносеологический интерес – решаются проблемы познания (разум, наука).


8. Впишите в суждение ключевое слово: «Все то, что существует в самом себе и благодаря самому себе, не нуждаясь ни в чем другом, называется субстанцией».


9. Кому из философов Нового времени принадлежит формула: «Бог или субстанция, или  природа»? Какую мировоззренческую установку она демонстрирует?

а) Локку  - деизм

б) Спинозе - пантеизм

в) Гоббсу - атеизм

г) Беркли - теизм


10. Кто стоял у истоков философско-политического учения об «общественном договоре»?

а) Локк,

б) Спиноза,

в) Гоббс,

г) Руссо (не был основателем, но развил эту теорию).








Литература

Гуревич П.С. Философия культуры: Пособие для студентов гуманит. вузов. М.: «Аспект Пресс», 1995.

Радугин А.А. Философия: Курс лекций. М., изд-во «Центр», 1996.

Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв. М., 1984.

Философия: Учебник для высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.

Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.






















Министерство образования Российской Федерации

Хабаровский государственный технический университет

 



Кафедра философии

 

 

 





К О Н Т Р О Л Ь Н  А Я     Р А Б О Т А




Дисциплина: Философия

Тема № 15. Философия Нового времени  и  Просвещения






Выполнил: студент ЗУО группа СР (4 года)

Барановская Наталья Цезаревна

Шифр 030440573


Проверил: Лисицына Н.Ф.









Хабаровск

2004